Кори теория и практика группового консультирования
Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.
Консультативные группы и групповой процесс[править | править код]
Понятие консультативной группы[править | править код]
Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас».[2]
Виды консультативных групп[править | править код]
Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:[3]
- от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;[2]
- от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;[2]
- от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;[2]
- от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь. Среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:
- группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка — Families Adopting Children Everywhere (FACE).
- группы для людей, до и после прохождения операций на сердце — Mending Hearts.
- группы для людей, которые волнуются по поводу потери веса или контроля над весом — Taking Off Pounds Sensibly (TOPS).
- группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства — Seasons.
- группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней — Alliance for the Mentally Ill (AMI).
- группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен — New Beginnings.
- группы для женщин с раком груди — Reach to Recovery.
- группы анонимных алкоголиков.
- и др.
- от групп краткосрочной групповой работы.
Согласно Дж. Кори, по критерию возраста можно выделить следующие виды консультативных групп:[4]
- консультативные группы для детей
- консультативные группы для подростков
- консультативные группы для студентов и молодёжи
- консультативные группы для взрослых
- консультативные группы для пожилых людей
Цели консультативных групп[править | править код]
Согласно Дж. Кори, консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.[5]
Преимущества группового консультирования[править | править код]
Согласно Дж. Кори, у группового консультирования существуют следующие преимуещства (перед индивидуальными формами консультирования):[6]
- Участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения.
- Члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники.
- Группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.
- Консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.
Групповой процесс[править | править код]
Групповой процесс может рассматриваться как мощный катализатор личностных изменений.
Стадии развития консультативной группы[править | править код]
Согласно Дж. Кори, консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:[7]
- формирование группы
- ориентационная фаза
- переходная стадия
- рабочая стадия
- стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни
- стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.
Руководство группой и личность консультанта[править | править код]
Джеральд Кори выделяет ряд характеристик, жизненно необходимых эффективному консультанту:[8]
- эффективное управление группой связано с тем образом жизни, которые консультант на деле демонстрирует группе, а не на тех словах, которые он говорит, но которые им не подкреплены.
- психологическое (эмоциональное) присутствие — эмоциональное вовлечение консультанта в работу с участниками группы.
- уверенность в себе, осознание своего влияния на других, и его продуктивное использование.
- смелость в процессе взаимодействия с членами группы (идти на риск, признавать свои ошибки, а не «укрываться за ролью» консультанта, вступать в продуктивное противостояние, и т. п.)
- готовность к конфронтации для обеспечения процесса самоисследования у клиентов.
- искренность и аутентичность.
- чувство собственной идентичности.
- вера в групповой процесс и энтузиазм.
- изобретательность и творчество.
При руководстве группой консультанту необходимо определиться с уровнем, уместностью и полезностью самораскрытия. Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9], процесс самораскрытия консультанта должен быть полезен в первую очередь его клиентам. Как он отмечает, при недостаточном самораскрытии консультанта группе, при котором он работает в рамках определённой роли, и чётко очерченной для себя — например, консультанта, он может «прятаться за фасадом» профессионализма, а также потерять в группе личную идентичность. Возможными причинами недостаточного самораскрытия являются: — страхи показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы; — потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить определённый тип отношений, например — только отношений консультант/клиент, доктор/пациент — что может редуцировать общение личностей к формальной коммуникации. При слишком сильном самораскрытии группе, консультанты нередко руководствуются потребностью/желанием быть выслушанными и принятыми, или могут быть втянуты к излишней откровенности членами группы.[10]
Навыки и техники ведения группы[править | править код]
При руководстве группой консультант может сталкиваться с т. н. «трудными» членами группы, действия которых следует обычно рассматривать, согласно Дж. Кори, как часть группового процесса, так как это не только вопрос ответственности консультанта, ведущего группу. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, нередко оказывается полезным обратить внимание группы на таких, «проблемных» участников, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не только сосредотачиваться на работе с ними. При этом, Дж. Кори рекомендует консультанту активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, так как при их игнорировании, консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой[11]
Дж. Кори, с опорой на работу Эдвина Дж. Нолана,[12] говорит о следующих навыках эффективного консультанта-руководителя группы:[13]
- активное слушание — подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях.
- перефразирование того что говорит говорящий, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают.
- разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, и всестороннее её осмысление.
- подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии.
- вопрос.
- интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена.
- конфронтация — средство для изменения участников группы. При умелом проведении сфокусирована на несоответствиях, в частности на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе.
- отражение чувств — ответ на существенные моменты того, о чём сообщает клиент.
- поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия».
- эмпатия, как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы.
- фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей.
- инициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе.
- постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели.
- оценивание, также — рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования.
- обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы.
- совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия.
- защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию.
- самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам.
- моделирование — практика обучения межличностной коммуникации в ходе которой, участники группы наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом.
- связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы.
- блокирование — вмешательство консультанта, в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на очень личный вопрос, и т. п. Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:
- «козёл отпущения» — члены группы «ополчились» на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом.
- групповое давление — давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи.
- вопрос — участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения.
- завершение — знание и умение консультанта о том, когда и как завершить работу с участником группы или группой в целом.
Подходы к групповому психологическому консультированию[править | править код]
См. также[править | править код]
- Психологическое консультирование
- Психологическая помощь
- Групповая психотерапия
Литература[править | править код]
- Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Джеральд Кори; пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — 640 с. — (Серия «Искусство консультирования»). — ISBN 5-699-02457-3.
- Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций : учебное пособие. — Москва: Владос-Пресс, 2006. — 159 с. — (Серия «Психология»). — ISBN 5-305-00177-3.
Примечания[править | править код]
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 6.
- ↑ 1 2 3 4 Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 110—112.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 23-32.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 21-23.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 23.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 20-21.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 121—180.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 45-50.
- ↑ Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 52-54.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 54-55.
- ↑ Nolan E. J. Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery // Jornal for Specialists in Group Work. — 1978. — 3 (3). — P. 132—138.
- ↑ Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 57-71.
Источник
Теория и практика Группу консультирования по Джеральд Кори 9781305088016
Состояние товара:
Совершенно новый
Завершено:
Jan 13, 2020, 10:30:08 PM PST
Цена:
US $230,19 (прибл. 17 626,92 RUB)
3 оценок товара
4.7в среднем, исходя из 3 оценок товара
5
2 участник. поставили оценку 5 из 5 звездоч.2
4
1 участник. поставили оценку 4 из 5 звездоч.1
3
0 участник. поставили оценку 3 из 5 звездоч.0
2
0 участник. поставили оценку 2 из 5 звездоч.0
1
0 участник. поставили оценку 1 из 5 звездоч.0
Текущий слайд {CURRENT_SLIDE} из {TOTAL_SLIDES}— Лучшие товары
Новые: самая низкая цена
Приблиз.
7 561,83 RUB
US $98,75
- См. подробные сведения о расчетном времени доставки
- • Состояние: Совершенно новый
- • 30-дневный возврат товаров — Покупатель оплачивает обратную доставку товара
He received his doctorate in counseling from the University of Southern California. Dr. Corey was given the Outstanding Professor of the Year Award from California State University at Fullerton in 1991.
Об этом товаре
Все объявления по этому товару
5
2 участник. поставили оценку 5 из 5 звездоч.2
4
1 участник. поставили оценку 4 из 5 звездоч.1
3
0 участник. поставили оценку 3 из 5 звездоч.0
2
0 участник. поставили оценку 2 из 5 звездоч.0
1
0 участник. поставили оценку 1 из 5 звездоч.0
Наиболее подходящие отзывы
Good
Book is in great condition
Проверенная покупка: да | Состояние товара: Подержанные
Theory and Practice of
Dr. Corey has written several texts about counseling and I have used both the individual and now the group counseling and they are both very professional and helpful.
Проверенная покупка: да | Состояние товара: Подержанные
Great text book
Great value
Проверенная покупка: нет
Наиболее популярные в Научная литература
Текущий слайд {CURRENT_SLIDE} из {TOTAL_SLIDES}— Наиболее популярные в Научная литература
Этот товар не должен находиться на этой странице.
Спасибо, мы займемся этим вопросом.
Источник
Мультикультурное психологическое консультирование (МПК) — один из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществления психологической помощи — на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в различных культурах.
Появление мультикультурного психологического консультирования[править | править код]
Как отмечает Дж. Кори, «многие консультативные подходы терпят неудачу при встрече с клиентами, которые являются представителями меньшинств, или «этническими клиентами»,[1] потому что узко и стереотипно понимают их потребности», то есть не учитывают/ не понимают их культурных особенностей и запросов.
Общая характеристика[править | править код]
Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.[2]
Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и этноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь — это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.[3][4]
Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.
Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как[5]:
- этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);
- демографические переменные (возраст, пол, место жительства);
- статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;
- переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).
Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы — каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.[6]
Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы «Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций» (1993),[7] в которых подчёркивается:
- ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;
- важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;
- эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.
Подходы к мультикультурному психологическому консультированию[править | править код]
Согласно Джеральду Кори, к мультикультурному консультированию, как к пониманию и работе с разнообразием мировоззрений клиентов существует как минимум 2 подхода.[8]
Первый представлен универсальным, или транскультурным подходом, основанном на предположении, что базовые человеческие различия важны, независимо от культуры (М.А. Фукуяма). Этот подход исследует сходства в опыте людей и предлагает транскультурную модель для обучения эффективного консультанта, которая включает:[8]
- понимание культуры как целостности, и понимание того, как она влияет на человека, общество и процесс помощи другому человеку;
- определение культуры в широком смысле для охвата пола, сексуальной ориентации, возраста, этничности и расы;
- предоставление информации обо всех формах притеснений, включающих расизм, сексизм, гомофобию;
- исследование значимости половых ролей;
- помощь в развитии индивидуальной идентичности человека как представителя культуры;
- помощь в понимании своих взглядов на мир и того, как они соотносятся с семьёй и культурным происхождением;
- развитие лояльности и гордости за свою культуру и семейные связи.
Согласно представительнице этого подхода М.А. Фукуяме, чрезмерное акцентирование различий, отделяющих одну культурную группу от другой, может привести к формированию стереотипии.
Второй, фокусированный подход оспаривает необходимость получения глубинных знаний об особенностях культур (Локк Д.К.). Этот подход базируется на трёх основных моментах:[8]
- способность консультанта исследовать собственные расовые представления и позиции и определять, как они соотносятся с культурными различиями между индивидами и группами;
- способность обсуждать проблемы, соответствующие конкретной расе, на институциональном уровне;
- способность видеть клиента одновременно как индивидуальноть и члена группы.
Литература[править | править код]
- Шойгу Ю. С., Павлова М. В. Культурно-неспецифические и культурно-специфические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
- Handbook of multicultural counseling. (2001) Ed. by Ponterotto J.G., Casas J.M., Suzuki L.A., & Alexander C.M. (2nd ed.), Thousand Oaks, CA: Sage.
- Handbook of multicultural competence for counseling and psychology. (2003) Ed. by Pope-Davis D.B., Coleman H.L.K., Liu W.M., & Toporek R.L. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
- Ivey A.E., D’Andrea M., Ivey M.B. and Morgan, L.S. (2002). Theories of counseling and psychotherapy: A multicultural perspective, 5th ed. Boston, MA.: Allyn & Bacon.
- Principles of Multicultural Counseling and Therapy. (2008) Ed. by Uwe P. Gielen, Juris G. Draguns, Jefferson M. Fish. — Routledge. — 488 p. — ISBN 978-0-8058-6204-1
- Sue, D.W., Ivey, A.I., Pederson, P.B. (1996) A Theory of Multicultural Counseling & Therapy, Pacific Grove:Brooks/Cole.
См. также[править | править код]
Психологическое консультирование
Психологическая помощь
Культурная психология
Кросс-культурная психология
Психология культуры
Культурно-историческая психология
Примечания[править | править код]
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 37.
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34.
- ↑ Sue D.W. The challenge of multiculturalism: The road less traveled // American Counselor, 1992, 1(1). — Pp. 6-14.
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 36.
- ↑ Pedersen P. B. Multiculturalism as a generic framework// Journal of Counselling & Development, 1991, 70, 1: 6—12.
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34-35.
- ↑ American Psychological Association (1993). Guidelines for providers of psychological services to ethnic, linguistic and culturally diverse populations. // American Psychologist, 1993, 48(1). — Pp. 45-48.
- ↑ 1 2 3 См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 35-36.
Источник