Кто как лечиться от астмы
Новое в рекомендациях по лечению бронхиальной астмы
Бронхиальная астма (БА) — это распространенное хроническое заболевание дыхательных путей, связанное с их обструкцией (затруднением прохождения воздуха), которое проявляется респираторными симптомами, такими как одышка, кашель, свистящие хрипы, заложенность в грудной клетке, симптомы сильно варьируют у разных пациентов по интенсивности и по времени их возникновения. Бронхиальная астма – довольно гетерогенное заболевание, причин ее возникновения много, нередко они могут сочетаться, имеют значение генетические факторы, пол, наличие ожирения, внешние факторы (аллергены, химические вещества, инфекционные агенты, диета и др.).
Для диагностики БА очень важен клинический осмотр пациента и история заболевания (частота и интенсивность приступов и т.д.). Зачастую этого достаточно, чтобы с большой долей вероятности заподозрить астму. Также используется спирография, рентгенография легких, КТ легких, определение некоторых показателей крови и др.
На данный момент во всем мире бронхиальной астмой болеет порядка 340 миллионов человек, и, к сожалению, многие пациенты не соблюдают рекомендуемые режимы лечения.
Основным международным документом по диагностике и леченю бронхиальной астмы является Global Initiative on Asthma (GINA), которое периодически обновляется и дополняется. Последнее обновление руководства было опубликовано осенью 2019 года, и в нем были представлены существенные изменения, которые в корне поменяли представление о лечении бронхиальной астмы.
Лечение БА предполагает ступенчатый подход: то есть, начинаем с одной схемы, если она не работает, добавляем одни препараты, меняем на другие и так далее, в зависимости от тяжести клинических проявлений болезни.
Для лечения БА используется несколько групп препаратов: короткодействующие бета-агонисты, длительнодействующие бета-агонисты, ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС), антагонисты лейкотриеновых рецепторов, пероральные глюкокортикостероиды и другие.
На протяжени последних 50 лет начальная терапия при БА легкой степени тяжести представляла собой назначение по потребности (в том числе и для снятия приступов) короткодействующих бета-агонистов (КДБА), то есть это препараты, которые расширяют бронхи, снимая приступ удушья, но не лечат саму болезнь.
На основании данных нескольких клинических исследований с большим количеством пациентов, проведенных в последние годы, стало понятно, что это неправильная стратегия лечения бронхиальной астмы, так как при использовании монотерапии КДБА значимо повышается частота тяжелых обострений. А поскольку астма – это прежде всего восплительное заболевание дыхательных путей, то этими препаратами бронхи только расширяются, но воспаление не снимается, что маскирует для пациента ухудшение течения БА.
В новом руководстве GINA конца 2019 года по ведению бронхиальной астмы рекомендуется всем пациентам с данной патологией с возраста 12 лет использовать ингаляционные глюкокортикостероиды в качестве постоянной терапии, так как их регулярное использование значительно снижает риск серьезных обострений и улучшет контроль симптомов БА.
Некоторые медицинские специалисты даже предлагают запретить продажу отдельных монопрепаратов КДБА, а разрешить выпуск их только в сочетании с ИГКС, чтобы у пациенов не было искушения лечиться по старым схемам, но короткодействующие бронходилататоры используются, например, при хронической обструктивной болезни легких, так что скорее всего КДБА как монопрепараты будут продаваться.
Для лечения бронхиальной астмы даже легкой степени использование в качестве монотерапии КДБА однозначно недопустимо, и даже для снятия приступа астмы нужно применять КАЖДЫЙ РАЗ сочетание КДБА и ИГКС. При этом тактика использования ИГКС остается той же – на фоне стабилизации состояния пациента с БА рекомендуется достижение минимально возможных доз ИГКС, на фоне которых не происходит ухудшение течения БА.
Полный текст GINA 2019 тут: https://ginasthma.org/wp-content/uploads/2019/06/GINA-2019-main-report-June-2019-wms.pdf
Источник
Коротко об астме
В широком понимании бронхиальная астма представляет собой патологию дыхательной системы (а точнее, ее бронхиальной структуры), развивающуюся преимущественно вследствие иммунных или аллергических заболеваний. По мере прогрессирования недуга бронхиальное дерево становится слишком чувствительным к воздействию внешних и внутренних раздражителей.
Результатом гиперчувствительности становятся регулярные спазмы гладкой мускулатуры, повышенное образование в ней слизи и отечность бронхов. Как следствие – уменьшается просвет бронхов, из-за чего нарушается газообмен между тканями. Чем меньше просвет бронхов и чем толще их стенки, тем больше человек страдает от приступов удушья, одышки, хрипов и свиста во время дыхательного акта.
Еще одна характерная особенность – астматический синдром усиливается в утреннее и вечернее время. В зависимости от того, какие именно факторы провоцируют гиперчувствительность бронхов, различают несколько разновидностей бронхиальной астмы.
Чаще всего диагностируют неиммунную бронхиальную астму, очень редко – иммунную, или атопическую. Вторая развивается вследствие патологий внутренних органов, например, эндокринной и иммунной систем, врождённой повышенной чувствительности бронхов. Вторая провоцируется внешними факторами: аллергенами, воздействием холода, физическим и психологическим перенапряжением, воздействием аспирина, инфекциями и вирусами.
Лечение бронхиальной астмы у взрослых может понадобиться и тем, кто подвергается риску ввиду специфических условий работы. Например, при регулярном вдыхании вредных паров на производстве диагностируется так называемая профессиональная астма.
Причины развития бронхиальной астмы
Как лечить бронхиальную астму, сколько придется это делать, как будет развиваться болезнь – все это зависит от множества факторов, но в первую очередь, от причины, спровоцировавшей недуг.
Если один из родителей страдает от бронхиальной астмы, высока вероятность того, что бронхи новорожденного также будут обладать гиперчувствительностью к воздействию внешних и внутренних факторов. По статистике, от унаследованной бронхиальной астмы страдает около 30 % пациентов. Что интересно, в детском возрасте симптомы астмы более выражены у мальчиков, так как физиологически у них более узкий просвет бронхов. А вот в зрелом возрасте, наоборот, от бронхиальной астмы страдают преимущественно представительницы прекрасного пола.
- Особенности работы
Неиммунная бронхиальная астма часто является результатом неподходящих условий работы – систематического взаимодействия с вредными испарениями, ультрафиолетовыми лучами, холодом, химическими веществами.
Примерно те же изменения в бронхах происходят у жителей сельской местности с преобладающим влажным климатом.
- Инфекционные заболевания
Воспаление слизистой оболочки бронхов со временем приводит к повышенной реактивности (гиперчувствительности) гладкой мускулатуры, которой устланы бронхи. Вот почему при хроническом бронхите существует вероятность перерастания заболевания в бронхиальную астму.
- Вредные привычки
Заядлые курильщики – первые в списке потенциальных жертв бронхиальной астмы. Под воздействием токсичных веществ слизистая бронхов деформируется, следовательно, просвет бронхов уменьшается, а от этого страдает газообмен. На фоне хронического бронхита развивается бронхиальная астма.
- Шерсть, комнатная пыль и пыльца растений
Все они провоцируют выработку гистамина – вещества, отвечающего за работу дыхательной системы, обмен веществ и сокращение мышц. Результат повышенной концентрации гистамина – чрезмерное сокращение гладкой мускулатуры, которой устланы бронхи.
Клиническая картина
Типичными признаками бронхиальной астмы у взрослых являются:
- приступы удушья, одышка. Определить заранее время приступа невозможно. Он может начаться в любое время – во сне, при интенсивной физической нагрузке, при контакте с вредными испарениями, слишком холодным или слишком жарким воздухом, комнатной пылью, вдыхании табачного дыма. Понять, что речь идет именно об астме, а не о банальной нехватке воздуха, можно по регулярности подобных симптомов. Причем в каждом случае ничего не предвещает их появления.
- кашель. У больных бронхиальной астмой кашель специфический – надсадный и сухой, сопровождаемый одышкой. Как бы больной ни пытался откашлять мокроту, все тщетно. Отделение небольшого количества слизи происходит в конце приступа, когда сухой кашель сменяется влажным.
- учащенное дыхание. При этом вдохи неглубокие, а выдохи, наоборот, удлиненные. По мере развития приступа вдыхать все труднее и труднее, больной тратит много сил на то, чтобы просто дышать. При каждом вдохе слышны хрипы и сухой свист.
- специфическое положение тела. В медицине такое положение называют ортопноэ. Распознать бронхиальную астму можно по положению сидя, ноги при этом опущены, руками пациент крепко держится за опору. Только при такой блокировке мышц нижних конечностей можно сделать более-менее глубокий вдох, при этом минимизировав усилия грудной клетки.
- ухудшение самочувствия, усталость, сонливость. Все эти симптомы связаны с тем, что их-за уменьшения просвета бронхов нарушается газообмен, в результате чего мозг получает недостаточное количество кислорода. При выполнении даже легких физических упражнений дыхание осложнено – вдох поверхностный, выдох удлиненный.
При серьезных нарушениях у больного может появиться синюшность кожных покровов (цианоз). Его развитие также связано с недостаточным поступлением кислорода к тканям. Поскольку для получения хотя бы минимальной дозы кислорода дышать приходится чаще, чтобы доставить ее, приходится увеличивать пульс.
Вот почему при бронхиальной астме часто нарушается сердечный ритм. Пульс при этом может возрастать до 130 ударов в минуту. В положении сидя тахикардия менее выражена – примерно до 90 ударов в минуту. По той же самой причине у больного часто кружится и болит голова.
Еще один признак нарушения работы сердечно-сосудистой системы – деформация и утолщение дистальных (дальних) фаланг пальцев. При серьезных патологиях у пациента может увеличиться и расшириться грудная клетка (своего рода приспособительная реакция к недостатку кислорода и уменьшению просвета бронхов). Ключичные области также становятся более выпуклыми, дыхание при прослушивании ослабляется, правая сторона сердца увеличивается.
Что делать при бронхиальной астме?
Главная задача при лечении бронхиальной астмы – расширение бронхиального дерева. Для этого назначают бета-агонисты и холинолитики. При отсутствии серьезных патологий применяют селективные препараты, воздействующие на определенные рецепторы бронхов (астмопент, новодрин).
При серьезных нарушениях, отечности и синюшности применяют гормональные препараты, например, стероидные гормоны в виде ингаляций. Благодаря им можно не только уменьшить воспаления, но и снизить частоту и интенсивность приступов.
При первых признаках удушья больной должен как можно быстрее сделать ингаляцию. Благодаря ей просвет бронхов увеличится и дышать станет легче.
Самыми эффективными при лечении бронхиальной астмы считаются такие препараты быстрого действия, такие как Сальбутамол, Беротек, Фенотерол. Снять симптомы астмы можно сразу после применения, но через 4-6 часов придется повторить процедуру.
А вот бета-агонисты Салметерол и Формотерол могут обеспечить покой в течение 12 часов, но мгновенного эффекта после применения не будет.
В некоторых случаях, например, при индивидуальной непереносимости какого-то компонента, бета-агонисты не дают желаемого эффекта. Поэтому назначают холинолитики, например, Атровент. Первые признаки облегчения наступают примерно через час.
Однако и первые, и вторые препараты не могут излечить от недуга, а только на время устраняют симптомы.
Рассмотрим действие некоторых препаратов, применяемых при бронхиальной астме.
- Тровентол (Атровент). Показан при астме и обструктивных бронхитах. Представлен в виде баллона с аэрозолем, которого хватает примерно на 300 ингаляций. Применять нужно 1-2 раза в день с интервалом в 6 часов. После применения возможны сухость в горле и во рту. Противопоказан при глаукоме и беременности.
- Интал. Основой препарата является кромолин натрия, который позволяет снять симптомы аллергии и предупредить спазмы бронхов. Представлен капсулами с порошком, который нужно вдыхать. Несмотря на высокую эффективность, препарат позволяет только предупредить приступ астмы. Но если уже симптомы дали о себе знать, он мало поможет. После приема возможен кратковременный кашель. Принимать препарат могут только взрослые – детям и беременным он противопоказан.
- Астмопент. Основа препарата – раствор орципреналина сульфата. Главное действие направлено на расширение просвета бронхов. Представлен в виде таблеток, ампул для инъекций и аэрозолей для ингаляций. При приступе удушья нужно сделать два глубоких вдоха и распылить препарат. В день делают две ингаляции. Если назначены таблетки, в день нужно принимать их четыре раза по половинке. После приема может болеть голова, учащаться пульс, снижаться давление. Препарат противопоказан при аритмии, ишемии, гипертонии.
- Теофедрин. В отличие от предыдуших, препарат эффективен как для устранения симптомов астмы, так и для их предупреждения. В день нужно принимать 1 таблетку. При приступе сразу принимаются две таблетки. В день можно принимать не более 4-х штук.
- Глицирам. Глицирризиновая кислота, получаемая из корня солодки, устраняет воспаление и уменьшает интенсивность аллергической реакции. Лечиться этим препаратом нужно долго – не менее двух месяцев. При серьезных патологиях таблетки принимают вместе с глюкокортикостероидами. Препарат принимают по одной таблетке за полчаса до еды три раза в сутки. Если симптомы астмы очень сильные, можно увеличиь дозу до шести таблеток в день.
- Солутан. Основа препарат – растительные и синтетические вещества, позволяющие увеличить просвет бронхов и оттянуть мокроту. Применение 20-30 капель после еды позволяет облегчить дыхание и прекратить приступ сухого кашля.
Видео по теме: Бронхиальная астма
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник