Кто такое абдували кори
80-летняя жительница Андижана Мамлакатхон Маткаримова написала открытое письмо президенту Узбекистана Шавкату Мирзияеву с просьбой помочь найти сына Рамазана Маткаримова, бесследно исчезнувшего 22 года назад. Известный узбекский богослов Абдували-кори Мирзаев и его ученик Рамазан Маткаримов бесследно исчезли в 1995 году. Последний раз их видели в аэропорту Ташкента.
Письмо матери
В редакцию через мессенджер Telegram поступило открытое письмо 80-летней жительницы города Андижана Мамлакатхон Маткаримовой, адресованное президенту Узбекистана Шавкату Мирзияеву. В нем пожилая женщина пишет, что неоднократно обращалась к бывшему главе государства с просьбой помочь ей найти сына Рамазана Маткаримова, которому в этом году должно исполниться 58 лет, но ни разу не получали ответа на свои многочисленные обращения.
«Наши заявления постоянно направляли в СНБ, Генпрокуратуру и МВД. Мы неоднократно обращались в приемную президента, ни он, ни его советники даже не удосужились принять нас. Мы уже давно прекратили писать заявления. Однако у нас появилась надежда после того, как Вы стали новым президентом», – пишет в своем открытом письме Мамлакатхон Маткаримова.
.
По ее словам, 29 августа 1995 года ее сын Рамазан Маткаримов должен был вылететь из Ташкента в Москву вместе с известным андижанским имамом Абдували-кори Мирзаевым для участия в исламской конференции, но исчез, пройдя проверку документов в аэропорту узбекской столицы.
Мамлакатхон Маткаримова утверждает, что ее сын Рамазан Маткаримов был задержан «сотрудниками правоохранительных органов».
«В аэропорту он прошел регистрацию и досмотр, но после был задержан сотрудниками правоохранительных органов. С тех пор о моем сыне ничего неизвестно», – пишет Маткаримова.
В конце своего письма она просит Шавката Мирзияева помочь ей найти и освободить сына Рамазана Маткаримова.
Версия о похищении
В разговоре старший брат Рамазана Маткаримова Адхам Маткаримов заявил, что его брата похитили сотрудники правоохранительных органов.
– Они задержали его и спрятали в каком-то секретном месте. Ведь в тот день он был не один! Его задержали, так как он сопровождал Абдували-кори, – сказал нашему радио Адхам Маткаримов.
30 сентября 2017 года Адхам Маткаримов обратился с письмом в виртуальную приемную президента Узбекистана, но спустя некоторое время получил ответ из Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Узбекистана.
В ответном письме Управления МВД говорится, что Рамазана Маткаримова не доставляли в отделение милиции аэропорта Ташкента…, и что в отношении него не оформлялись никакие административные либо уголовные дела.
Ответ СНБ
Мы в 2005 году обращались к тогдашнему пресс-секретарю Службы национальной безопасности Узбекистана Олиму Туракулову по делу об исчезновении в аэропорту Ташкента известного богослова Абдували-кори Мирзияева. Вот что тогда ответил нашему радио глава пресс-службы СНБ:
– 15 мая 1999 года Генеральная прокуратура заочно выдвинула против Абдували Мирзаева обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса и объявила его в розыск. В 2001 году следствие было временно приостановлено по причине неизвестности местонахождения обвиняемого. Еще раз повторяю, все необоснованные претензии о том, что его похитили сотрудники СНБ, являются клеветой.
Богослов и его ученик
Имам Абдували-кори Мирзаев, которому в этом году должно было бы исполнится 67 лет, в начале 90-х годов прошлого века являлся одним из известных богословов в городе Андижане, а затем и во всей Ферганской долине.
Существуют противоречивые мнения относительно его религиозной и проповеднической деятельности.
Узбекские власти заявили, что Мирзаев является одним из основателей «салафитского» течения в стране. Стоит отметить, что в Узбекистане следственные органы до сих пор используют подобные обвинения против мусульман.
Сторонники Мирзаева отрицают обвинения властей. По их мнению, имам никогда не пропагандировал радикализм и джихадизм. Он всего лишь пытался донести до людей истинный ислам, говорят они.
По словам родственников Рамазана Маткаримова, в 80-х годах прошлого века он работал проводником рейса Андижан – Москва. После распада СССР, Маткаримов ушел в коммерцию.
Как рассказал нашему радио Адхам Маткаримов, с начала 90-х годов и до самого исчезновения Рамазан Маткаримов посещал мечеть, в которой главным имамом работал Абдували-кори Мирзаев.
Как стало известно Азаттык Рамазан Маткаримов и Абдували-кори Мирзаев внесены в федеральный список разыскиваемых в России преступников.
ВСЕ НОВОСТИ
Источник
Что случилось с андижанским имамом Абдували кори Мирзаевым? Он исчез в аэропорту Ташкента 24 года назад, и власть до сих пор не может ответить: где он?
Абдували кори Мирзаев
29 августа 1995 года авторитетный андижанский имам Абдували кори Мирзаев в сопровождении спутника – предпринимателя Рамазана Маткаримова вылетал на конференцию в Москву.
Как вспоминает сегодня один из его последователей – имам Мухаммадсалих Абутов, проживающий в изгнании в Швеции, в тот день Мирзаев изменил своей обычной привычке путешествовать через соседний с Андижаном кырызстанский Ош и решил лететь через Ташкент.
Имама и его товарища проводили близкие до аэропорта, ожидая вскоре услышать об их благополучном приземлении в Москве.
Но через несколько часов из российской столицы стали поступать тревожные звонки, что ни Мирзаева, ни Маткаримова среди прибывших пассажиров нет.
Они исчезли. Вся информация, связанная с их перелетом, мгновенно оказалась засекреченной: авиакомпания не могла сказать, были ли эти люди на борту самолета, органы внутренних дел Узбекистана на вопросы об их исчезновении тоже не отвечали.
Мухаммадсалих Абутов говорит, что удалось по крупицам собрать свидетельства некоторых пассажиров, также андижанцев, которые видели, как Мирзаева и его спутника после регистрации из зала ожидания попросили пройти во внутреннее помещение аэропорта – оттуда они не вернулись…
Абутов, сам политический беженец, проведший в Узбекистане за свои религиозные взгляды несколько лет за решеткой, сегодня с иронией вспоминает, как писал письма президенту Исламу Каримову, собирал подписи под обращением к лидеру страны с просьбой посодействовать в поисках имама.
Спустя какое-то время, по его словам, в Узбекистане начали задерживать и осуждать на долгие сроки тех, кто подписывал эти обращения, а у него не осталось сомнений, что за похищением имама стояла сама власть в Ташкенте.
Конец 80-х и начало 90-х годов, когда в СССР началась перестройка, а затем Узбекистан переживал первые годы независимости, как вспоминает сегодня Абутов, стали временем, когда страна после десятилетий атеизма переживала возрождение интереса к исламу.
«Нам было интересно узнать о своей религии, открывались новые медресе, закрывшиеся мечети, из подполья выходили люди, как выяснилось, знавшие Коран и ислам», – рассказывает Абутов.
Мухаммадсалих, в то время молодой человек 22 лет, будучи родом из каракалпакского Турткуля, учился в Андижане в суфизском медресе.
Там, по его словам, он впервые услышал об имаме Абдували кори Мирзаеве, который проповедует в старинной мечети «Джами».
Она действовала в Андижане еще до советской власти, а затем была превращена в склад при ближайшем заводе. Во время горбачевской перестройки у андижанцев появилась возможность снова открыть мечеть «Джами».
Интерес Абутова к Мирзаеву появился после того, как суфизский учитель предостерег его от проповедей в «Джами», сказав, что тамошний имам не всё верно толкует, поэтому к нему лучше не ходить.
Мухаммадсалих вскоре отправился в мечеть «Джами». Он вспоминает, что там увидел невысокого, плотного мужчину – имама, у которого, как рассказывает, было очень светлое, лучезарное лицо.
В его проповеди Абутов не услышал ничего радикального, противоречащего тому, что он знал и во что верил. После проповеди молодой человек решился зайти к имаму и попросил его благословения.
«Я был одет в белую суфизскую одежду, и Мирзаев знал, что суфии отрицательно относятся к нему, но он не сказал ни слова об этом, ничего в адрес своих противников, а благословил меня, пожелав, чтобы Аллах направил меня на путь праведников», – рассказывает Абутов.
Вскоре молодой Мухаммадсалих стал частым слушателем проповедей Мирзаева и все больше постигал истинное содержание Корана, хадисы пророка Мухаммада.
По его словам, «официальные» имамы в Узбекистане всегда говорили на такие общие темы, как «уважение к старшим», «помощь бедным», но никогда не затрагивали политику. Мирзаев же рассказывал, что история пророков – это и борьба с правителями.
Он также выступал за «чистый» ислам, то есть освобожденный от наростов в виде обычаев, взятых из традиционной культуры, призывал к тому, чтобы люди не создавали идолов, а поклонялись только Аллаху, был против памятников на могилах и других объектов, объявленных святыми.
В конце 1991 года, перед первыми в Узбекистане президентскими выборами, в Намангане вспыхнули протесты под зеленым флагом ислама, их организатором стал молодой Тахир Юлдашев, который в будущем прославится как лидер Исламского движения Узбекистана.
Юлдашев и его сторонники бросили вызов Каримову, требуя от него объявления Узбекистана исламским государством. Каримов бесстрашно вступил с ним в переговоры, но, по словам Абутова, Абдували кори Мирзаев тоже сыграл свою роль в утихомиривании толпы: он просил людей разойтись.
Мухаммадсалих Абутов говорит, что события в Намангане навсегда остались травмой в душе Каримова, который увидел в исламистах своих главных врагов. В то же время его задело влияние и авторитет среди людей новых исламских проповедников, среди которых был и Мирзаев.
Уже вскоре в Узбекистане начались гонения против религиозных людей, многие были вынуждены бежать из страны, часть –арестована.
Судьба же тех, кто исчез, а таких в Узбекистане больше двадцати, по мнению Абутова, самая незавидная.
Наиболее громким исчезновением после Мирзаева стало похищение весной 2004 года в Ташкенте ряда исламских деятелей, среди которых был сын известного имама Обида кори Назарова – Хуснуддин.
Сам имам Назаров, проживающий с 2006 года в Швеции, в 2012-м в шведском городке пережил покушение на жизнь: ему прострелили голову в подъезде дома – он выжил, но стал инвалидом.
Абутов убежден: власть Шавката Мирзиёева в Ташкенте обязана дать ответ, что случилось со всеми исчезнувшими, где они, а если эти люди живы – необходимо вернуть их родным и близким.
Источник
Abduvali Mirzaev | |
Andijon jome masjidi imomi | |
Tavallud sanasi: | 11-Aprel 1950 |
Tavallud joyi: | Andijon viloyati, O’zbekiston |
Vafot sanasi: | Noma’lum |
Vafot joyi: | Noma’lum |
Dini: | Islom |
Ota-onasi: | Ashurali ota |
Bolalari: | 1 o’g’il va 6 qiz |
Qisqacha Biografiya[tahrir]
Xalq orasida Abduvali qori (Абдували қори) nomi bilan tanilgan Mirzaev Abduvali Ashur oʻgʻli 11.04.1950 yili Oltinkoʻl tumani, Andijon viloyati, Oʻzbekiston ssrda tavallud topadi.
Islomshunos olim, Qurʼonni oʻzbek tiliga izoh berib tarjima qilgan va bir qancha kitoblarga sharx berib ovozlik darsliklar chiqargan.
Sovet Ittifoqi davrida, Islom bilimlarini oʻrganishdan mahrum etilgan oilalardan birida voyaga etadi. Balogʻatga yetkan chogʻidan boshlab doʻsti Rahmatulloh Alloma bilan birga oʻsha zamonning muallimlari qoʻlida sirli ravishda Islom bilimlarini oʻrgana boshlaydi. Ular Tafsir, Hadis, Aqoid, Fiqh fanlaridan hanafiy mazhabi boʻyicha bitilgan kitoblardan dars olib borishadi. Keyinchalik arab tili sarf-nahv qoidalari va balogʻat ilmi boʻyicha Tojikistonlik Muhammad Domlada (Domla Hindistoniy), Ustoz Abdulhakim qori otadan taʼlim olishadi. Abduvali Qori 8 oy ichida Qurʼoni karimni yod oladi.
Abduvali qori oshkoralik davri boshlangan 1989 yilda Andijonda qaytadan ish boshlagan «Andijon» jomeʼ masjidida imom hatib boʻlib, vaʼz oʻqiy boshlaydi.
Abduvali qori 1995 yilning 29 avgust kuni Toshkent aeroportidan Moskvaga uchish arafasida yoʻqolgan. Yaqinlari uning Oʻzbekiston maxsus xizmatlari tomonidan oʻgʻirlangani va avaxtaga tashlanganini taʼkidlaydilar. Oʻzbek rasmiylari esa, Abduvali Mirzaevning yoʻqolishiga aloqalari borligini rad etadilar. Ayni paytda Abduvali Mirzaevning qaerda ekani nomaʼlumligicha qolmoqda.
Taʼziyqlar[tahrir]
Tazyiqlar Sovet Ittifoqi davridan boshlangan boʻlib. 1981 yili Rahmatulloh Alloma avtohalokat uyushtirib oʻldiriladi, Abduvali qori esa bu halokatdan omon qutulib qoladi, lekin ozgina vaqtdan soʻng qandaydir diniy faoliyat olib borgan, degan ayb bilan prokurorning sanksiyasiga muvofiq 1982 yili qamoqqa olingan. Biroq, bu ayblar isbotlanmagani sababli bir necha kundan keyin chiqarib yuborilgan.
Bundan tashqari oʻsha vaqtdagi KGB idorasiga doimiy ravishda chaqirtirib turilgan. (Sovet Ittifoqi ateizm-dinsizlik asosiga qurilgan davlat boʻlgani sababli bu narsa oʻsha tuzumga normal holat edi).
Oʻzbekiston mustaqil boʻlgandan keyin bu tazyiqlar maʼlum bir fursat, biror yil atrofida toʻxtagan.
1992 yilda Toshkentda Oʻzbekiston Islom Uygʻonish partiyasining raisi Abdulla Oʻtaev oʻgʻirlangandan boshlab, Abduvali qoriga ham bevosita tazyiqlar, kuzatuvlar davom etgan.
1993 yili qish faslining tunida Abduvali qori turgan hovli sirli ravishda yoqib yuborilgan. Uy va barcha mol-mulk yigirma daqiqa davomida butunlay yonib tugagan. Oʻsha kuni yongʻin xavfsizlik xizmatining telefoni ishlamagani bois oʻz vaqtida yetib kelmaganlar.
1995 yilning 29 avgustiga qadar vazifasidan kechib, uydan hech qayoqqa chiqmay, oʻzini ehtiyot qilish haqida Abduvali qoriga turli joylardan, ham doʻstlar, ham dushmanlar tomonidan bevosita va bilvosita ogohlantirishlar boʻlgan.
1995 yili, 29 avgust kuni Abduvali qori Andijon aeroportidan Toshkentga 155-yoʻnalish bilan uchib boradi. Toshkentdan Moskva yoʻnalishi boʻyicha uchib u yerda xalqaro anjumanda ishtirok etib, nutq soʻzlashi kerak boʻlgan. Barcha tekshiruv roʻyxatlaridan va nihoyat pasport tekshiruvi — oxirgi tekshiruvdan oʻtib, samolyot trapi oldiga kelganda, MXX xodimlari tomonidan yana qoʻshimcha tekshiruv uchun olib ketilgan va shu bilan qaytib chiqmagan. Oʻzbekiston hukumati shu kunga qadar bu jinoyatga aloqadorligini inkor qilib keladi.
Abduvali qori „vahhobiylik“ni targʻib qilganmi[tahrir]
Abduvali qori dunyo Islom olamida oʻz oʻrniga ega boʻlgan.
Uning — «Men Ahli Sunna val Jamoa eʼtiqodining Hanafiy mazhabi yoʻnalishidaman» degan soʻzi koʻplab darslarida saqlanib qolgan.
Ammo oʻz imomlik davrida hukumat idoralariga dindan siyosatlarini oqlash maqsadida foydalanishga yoʻl bermagan. Hukumatining olib borayotgan siyosati, prezident farmonlarining hayotga ahamiyatliligi haqida boʻlgan maʼruzalar masjidda oʻqilishiga yoʻl qoʻymagan. «Bizning davlatimizda din davlatdan ajratilgan. Demak, davlat siyosatini masjidga kiritmaslik bizning haqqimiz. Bu erda faqat Allohning siyosati, Allohning soʻzi aytiladi, siyosat haqida gap yuritilmaydi», degan gapi ham keng tarqalgan.
Bundan tashqari Abduvali qori dindan tirikchilik maqsadida foydalanishga yoʻl bermagani zamondosh imomlarga ham yoqmagan. Janoza oʻqiganda pul olmasligi, nikoh oʻqigani uchun pul olmasligi, bu narsalar Islomda holis qilinadigan amallar ekanini tushuntira boshlagandan keyin odamlarning koʻz oʻngida din ulamolari ham ikkiga boʻlina boshlagan.[1]
Ammo asosiy boʻlinishning sababi, Sovet Ittifoqi davridan Sovet tuzimiga mos ravishda shakillanib kelgan, Soʻfiylik prinsiplariga asoslangan islom bilan Abduvali qori va atrofidagilari targʻib qilgan va odamlarga baʼzi jixatlari gʻarib boʻlgan Salafiylikka asoslangan islom edi.
Abduvali qori olib kelgan asoslardan baʼzilari, vafot qilgan islom olimlariga yordam soʻrab duo qilmaslik, Allohga boʻlgan duolarda islom olimlarini oʻrtada vositachi qilmaslik, islom olimlari maqbaralari ziyoratida va ularni ehtirom qilishda haddan oshmaslik edi. Shuningdek Sovet Ittifoqi davrida Oʻrta Osiyo musulmonlariga bir jixatidan unut boʻlgan mushrik, kofir, shirkning turlari, xijrat, jixod, shahidlik kabi va boshqa bir qancha islom prinsiplarini olib kirishi baʼzi imomlar tarafidan u kishiga «vaxxobiy» tamgʻasini qoʻyishga sabab boʻladi.
Andijon shahridagi imomlar bilan oʻrtadagi nizo nihoyatda avj oladi va 1990 yili Fevral oyida Muftiy Muhammad Sodiq Muhammad Yusuf kelib bu nizoni sulh bilan yakunlashga harakat qiladi.
[2]
Halqaro aloqalar[tahrir]
Abduvali qorining nomi koʻpkina islom mamlakatlariga yetib borgan va islom olamida oʻz oʻriga ega boʻlgan. Andijon jomesiga chet davlatlardan turlik mehmonlarni kelishi hukumatni bezovta qilib turar edi.
Xindistonlik mashhur alloma shayh Abulhasan Nadaviyning Abduvali qori haqidagi taassurotlari ayrim kitoblarda bosilib chiqqan.
Abduvali qori 90-yillarning boshlarida hajni ado etish uchun Saudiya Arabistoniga borganida mamlakat muftisi shayh Abdulaziz bin Boz u kishi bilan uzoq suhbat qiladi. Keyinchalik Abdulaziz bin Boz va boshqa ulamolar Abdulvali qorining musibatidan taʼsirlanishganini bildirishgani audio tasmalarda saqlanib qolgan. Arabiston olimlaridan shayh Solih Sadlon, shayh Abdulloh Gʻunaymon, shayh doktor Abdulloh bin Abdulmuhsin Turkiy, shayh Safar Havoliy, Abul Xasan an-Nadaviy (Xindiston), Doktor Abdulmajid Zindoniy (Yaman) va boshqalar ham islom konferensiyalarida Abduvali qori yuqolishi yuzasidan bezovtaliklarini izhor qilib kelishgan.
Oʻzbekiston hukumati Abduvali qorining yagona oʻgʻli Abdulquddusdan Abduvali qori yoʻqolishini siyosiylashtirmaslikni soʻraydi. Siyosiy bilimga ega bo’lgan Abdulquddus (Abdulquddus Mirzaev — Saudiya Arabistonida diniy maktabni bitirgach, Moskva Davlat Xalqaro aloqalar institutida oʻqigan) avval Birlashgan Millatlar Tashkilotining bedarak yoʻqolganlar bilan shugʻullanish boʻlimiga murojaat qiladi, keyin Yevropa mamlakatlaridan Angliya, Germaniya, Amerika elchixonalari bilan aloqa oʻrnatadi va Xalqaro inson huquqlari bilan shugʻullanuvchi «Xyuman Rayts Votch», Rossiyadagi «Memorial» kabi tashkilotlarni xabardor etib, bu ishga siyosiy tus ham beradi.
Mirzaev Abdulquddus darsda
2007 yilning 26 sentyabr kuni Saudiya Arabistonida yuz bergan avtohalokat tufayli Abdulvali qori Mirzaevning rafiqasi Sharifaxon opa, oʻgʻli Abdulquddus Mirzaev hamda nevarasi Abdulvadud halok boʻladi.[3]
Havolalar[tahrir]
https://www.bbc.com/uzbek/uzbekistan/2014/03/140305_new_accusation
https://www.hrw.org/ru/news/2015/02/18/266895
https://www.muslim-info.com/gde-abduvali-kori-mirzoev.html
https://centre1.com/uzbekistan/abduvali-kori-mirzaev-24-goda-so-dnya-pohishheniya-v-tashkente/
https://www.ozodlik.org/a/27192709.html
https://mutabar.org/uz/2012/08/11916
https://muxlis.at.ua/blog/tafsirul_furon_ustoz_abdulvalij_ori/2009-12-25-63
- ↑ Суҳбат.
- ↑ Сулх.
- ↑ Аврия.
Источник
Группа узбекских оппозиционеров, проживающих на Западе, проводит акцию в память о похищенных и уничтоженных спецслужбами Узбекистана оппонентах каримовского режима. «Озодлик» (Узбекская редакция радио «Свобода») собрал данные об имаме Абдували кори Мирзаеве, гражданском активисте Абдулле Утаеве и сыне известного богослова Обидхона кори Назарова Хусниддине Назарове.
Список двадцати шести похищенных
Кампания под названием «Поминаем людей, похищенных и уничтоженных режимом ИАК (Ислама Абдуганиевича Каримова – ред.)» проводится оппозиционной инициативной группой «Альтернативный Узбекистан», в состав которой входят оппозиционеры, правозащитники и группа верующих мусульман, вынужденно покинувшие Узбекистан и проживающие на Западе.
Акция началась 29 июля этого года в связи с исполнением 20 лет с момента исчезновения известного узбекского богослова, андижанца Абдували-кори Мирзаева, бесследно исчезнувшего в аэропорту Ташкента в 1995 году – в самом начале независимости страны.
Помимо этого, участники кампании ставят перед собой цель – накануне Международного дня жертв насильственных исчезновений, ежегодно отмечаемого 30 августа, обратить внимание общественности на судьбу известных религиозных деятелей, представителей оппозиции и обычных заключённых, бесследно исчезнувших в разные годы в Узбекистане.
С начала акции «Альтернативный Узбекистан» обнародовал в интернете список двадцати шести человек, по утверждению родных, похищенных спецслужбами Узбекистана, а также полные данные о жизни этих людей.
Один из инициаторов данной кампании Мухаммадсолих Абутов говорит «Озодлик», что спустя десять дней после начала акции, на основе данных, предоставленных общественными активистами и родными исчезнувших, изначальный список из девятнадцати человек, был расширен до двадцати шести человек.
– Лиц в списке можно разделить на три категории. В первую категорию входят Абдували кори Мирзяев, Абдулла Утаев, и Хусниддин Назаров. Возможно, что эти лица были похищены по приказу президента. Следующая категория – это лица, ставшие свидетелями похищения и по этой причине уничтоженные, например, такие как Рамазан Маткаримов. Третья категория – это лица, похищенные не по приказу Каримова, а непосредственно по поручению нижестоящих чиновников, — говорит Мухаммадсолих Абутов.
По его словам, в настоящее время «Альтернативный Узбекистан» продолжает пополнять список похищенных людей, после завершения акции 30 августа, группа намерена направить заполненный список в ООН, различные международные организации и правительству Узбекистана с требованием предоставить данные о судьбе похищенных лиц.
Имам, гражданский активист и сын богослова
В списке лиц, опубликованном инициативной группой «Альтернативный Узбекистан» приводятся имена известных среди общественности Узбекистана личностей, бесследно исчезнувших в разные годы – известного андижанского имама Абдували кори Мирзаева, пытавшегося при СССР создать узбекское отделение «Исламской партии Возрождения» Абдуллы Утаева, сына известного узбекского богослова Обидхона кори Назарова, проживающего в Швеции в качестве беженца, Хусниддина Назарова, а также верующего мусульманина, мастера спорта Рамазана Маткаримова, находившегося рядом с Абдували кори Мирзаевым на момент его исчезновения.
Интересовавшаяся судьбой этих лиц и напомнившая о них общественности инициативная группа «Альтернативный Узбекистан» открыла в интернете специальную страницу, в которой друг за другом публикуются данные о бесследно исчезнувших людях в Узбекистане.
«Озодлик собрал и публикует данные о некоторых из них.
Абдували кори Мирзаев в списке розыскиваемых лиц.
В начале 90-х годов андижанский имам Абдували кори Мирзаев, 1950 года рождения, вначале являлся известным имамом в городе Андижане, затем во всей Ферганской долине.
Существуют противоречивые мнения относительно его имамской деятельности и пропаганды ислама.
Узбекские власти обвинили его в качестве одного из основателей «ваххабитского» течения в стране, это обвинение до сих пор используется против верующих в следственных и судебных документах в Узбекистане.
Кроме того, среди религиозных деятелей в Ферганской долине и других регионах Узбекистана есть люди, которые обвиняют, а порой даже очерняютМирзаева за чрезмерную радикальность в его учении.
Однако сторонники Абдували кори Мирзаева отрицают эти обвинения. По их мнению, имам никогда не пропагандировал ни радикализм, ни джихадизм. Он всего лишь пытался донести до людей истинный ислам, считают они.
В списке «Альтернативного Узбекистана» приведены следующие данные, дающие повод предполагать, что имам Абдували кори Мирзаев был похищен узбекскими спецслужбами.
«29 августа 1995 года, во время вылета в Москву из аэропорта города Ташкента для участия в исламской конференции Абдували Мирзаев прошёл необходимый паспортный и таможенный контроль, затем был задержан сотрудниками спецслужб. С тех пор прошло двадцать лет, но о его судьбе ничего неизвестно. В связи с его бесследным исчезновением, 18 июня 2008 года УВД Андижанской области и города Андижана объявили его в розыск, он был внесён в федеральный список разыскиваемых в России под номером 8174».
В 2005 году в интервью «Озодлик» пресс-секретарь Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана сказал следующее:
«15 мая 1999 года Генеральная прокуратура заочно выдвинула против Абдували Мирзаева обвинения по нескольким статьям и объявила его в розыск. В 2001 году по причине неизвестности местонахождения обвиняемого, следствие было временно приостановлено. Ещё раз повторяю, все необоснованные претензии о том, что его похитили сотрудники СНБ, являются всего лишь пустой клеветой».
Однако после исчезновения Абдували кори Мирзаева и до этого времени многие верующие в Узбекистане подверглись преследованиям, гонениям, были заключены в тюрьмю только за то, что обучались у него или просто были знакомы с ним.
Иными словами, имя имама Абдували кори Мирзаева связано с беспощадными репрессиями против верующих мусульман в Узбекистане, начатых после 1992 года.
Лидер «Партии Исламского Возрождения» в Узбекистане Абдулла Утаев.
Ещё одна известная личность, упоминаемая в списке похищенных и уничтоженных нынешним режимом, опубликованного «Альтернативным Узбекистаном» – Абдулла Утаев, выходец из Сурхандарьинской области страны, пытавшийся ещё во времена СССР открыть узбекское отделение «Исламской партии Возрождения» в Узбекистане.
Абдулла Утаев, родившийся в 1948 году в селе «Шурчи» Деновского района Сурхандарьинской области, является первым узбекским активистом, бесследно исчезнувшим 15 декабря 1992 года.
В своём списке «Альтернативный Узбекистан» приводит следующую информацию об этом человеке:
«15 декабря 1992 года примерно в девять-десять часов утра, когда Абдуллажон вместе со своим младшим братом Хасанжоном вышли из дома родителей на улицу Хувайдо, неизвестные люди в руках с автоматами Калашникова на машине УАЗ остановили его машину, и насильно посадив к себе в автомобиль, уехали в неизвестном направлении. С тех пор их никто не видел. В связи с исчезновением Абдуллы Утаева 18 июня 2008 года РОВД Шайхонтохурского района города Ташкента объявило его в розыск, он был внесён в федеральный список разыскиваемых в России под номером 09226/93».
«Озодлик» неизвестны случаи, когда официальные лица правоохранительных органов Узбекистана давали комментарий относительно исчезновения Абдуллы Утаева.
Сподвижники и родные Утаева уверены в том, что он был похищен по приказу Ислама Каримова.
Несколько лет назад в одном из своих интервью нашему радио супруга Абдуллы Утаева, Салима Утаева сказала, что надеется, что её супруг всё ещё жив и находится в каком-то месте.
– Кажется, это было в 1997 году, точно не помню. Тогда мой свёкор обратился в президентский аппарат, где три-четыре чиновника сказали ему: «Ваш сын в наших руках. Он жив и здоров. Пусть президент съездит в Америку, пусть пройдёт конференция. После, если Бог даст, возможно, будет какая-то новость по делу вашего сына». После этого президент съездил в Америку, и конференция прошла. Мой свёкор повторно обратился в аппарат президента, но там все эти чиновники отказались от ранее сказанных ими обещаний. «Нет, мы вам такого не говорили», заявили они тогда моему свёкру. С тех пор тишина. Я думаю, что мой муж находится в руках властей, — сказала тогда «Озодлик» Салима Утаева.
Сын известного узбекского богослова Обидхона кори Назарова Хусниддин Назаров.
В мае 2004 года исчез Хусниддин Назаров, сын известного узбекского богослова Обидхона кори Назарова, в то время вынужденно покинувшего Узбекистан.
Свидетельства соседей семьи Назаровых дают полные основания предполагать, что Хусниддин Назаров был похищен спецслужбами Узбекистана.
Хусниддин родился в 1976 году в Намангане. У него есть трое детей. До исчезновения он вместе с родителями проживал в городе Ташкенте, Сабир Рахимовском районе, на улице Ниязова, дом 3, квартира 54.
Его близкие уверены в том, что Хусниддин был похищен узбекскими спецслужбами с целью оказания давления на его отца Обидхона кори Назарова и добиться его возвращения в Узбекистан.
«Альтернативный Узбекистан» сообщает об Хусниддине Назарове следующее:
«16 мая 2004 года ближе к вечернему намазу кто-то позвонил Хусниддину. Он о чём-то поговорил с этим человеком, после сделал омовение, плохо вытеревшись, спеша вышел на улицу…Люди видели, что за ним следовала какая-то машина…После стало известно, что люди с соседнего дома видели с окна, как увозят Хусниддина. Проехав несколько метров, машина остановилась, Хусниддина силой затолкали внутрь и увезли. Соседи, видевшие это, позже рассказали об этом его семье, однако побоялись давать об этом показания».
Эти данные «Альтернативному Узбекистану» сообщил Довудхон Обидхон угли, младший брат исчезнувшего одиннадцать лет назад Хусниддина Назарова, который в настоящее время проживает вместе с отцом в одной из западных стран в качестве беженца.
Оппозиционная группа «Альтернативный Узбекистан» собирает данные о похищенных в Узбекистане людях к Международному дню жертв насильственных исчезновений, ежегодно отмечаемого 30 августа. После этот список будет направлен в ООН, международные правозащитные организации Amnesty International (Эмнести Интернешнл) и Human Rights Watch (Хьюман Райтс Вотч), а также правительству Узбекистана.
Члены оппозиционной группы намерены требовать от узбекских властей дать официальную информацию об исчезнувших лицах и добиться, чтобы имена их не остались забытыми.
Уважаемый читатель, если кто-то из ваших родных исчез, и вы не знаете, в какую организацию обратиться за помощью, или же вам известны случаи незаконного исчезновения в других семьях, о которых вы хотели бы сообщить широкой общественности, свяжитесь с нами по следующему номеру:
+420 221 123 437
Также вы можете связаться с «Озодлик» или «Альтернативным Узбекистаном» в их страницах в социальных сетях или через официальные страницы в Интернете!
Кроме того, вы можете отправлять фото и видео материалы через мобильные приложения WhatsApp, Viber и Telegram на номер +420 724 971 539.
Источник