Кто такой кори в исламе

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2019;
проверки требует 1 правка.
Персонажи Корана — персонажи, упомянутые в священной книге мусульман.
В Коране насчитываются десятки персонажей. Большинство коранических персонажей совпадает с персонажами Библии. Главными персонажами Корана являются пророки, в число которых вошли ветхозаветные патриархи Адам — Адам и Ной — Нух, цари Давид — Давуд и Соломон — Сулейман, Иисус Христос — Иса бен Марьям, Дева Мария — Марьям и др. В Коране также упоминаются цари и праведники, имена которых в Библии отсутствуют (Зу-ль-Карнейн, Лукман и др.). Последним в ряду коранических пророков стоит пророк Мухаммед. Утверждается, что он «Печать пророков» (خاتم الأنبياء Хатим-уль-анбия), то есть после него никаких пророков уже не будет.
В Коране говорится о непокорности одного из творений Аллаха, ставшего затем дьяволом (Иблис, шайтаны — его слуги). Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (Гавриил — Джабраил, Михаил — Микаил, cерафимы — Исрафил и Азраил), воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло. Среди ангелов, как и среди демонов, существует определённое разделение обязанностей: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого, причем они несут круглосуточную вахту, сменяя друг друга на утренней и вечерней заре), ангелы, охраняющие могилы, ангелы-посланцы Аллаха и даже ангелы-администраторы, возглавляющие рай и ад (Ридван и Малик).
Список персонажей[править | править код]
Имя | Упоминание | Категория | Примечание |
---|---|---|---|
Адам | 25 раз | пророки | Адам |
Идрис | 2 раза | пророки | Енох, сын Иареда |
Нух | 43 раза | пророки | Ной |
Худ | 25 раз | пророки | Евер |
Салих | 9 раз | пророки | |
Ибрахим | 69 раз | пророки | Авраам |
Лут | 27 раз | пророки | Лот |
Исмаил | 12 раз | пророки | Измаил |
Исхак | 17 раз | пророки | Исаак |
Якуб | 16 раз | пророки | Иаков |
Юсуф | 27 раз | пророки | Иосиф |
Айюб | 4 раза (4:163, 6:84, 21:83, 84, 38:40—44) | пророки | Иов |
Шуайб | 10 раз | пророки | Иофор |
Муса | 136 раз | пророки | Моисей |
Юша ибн Нун | 2 раза 5:23, 18:60—81 | пророки | Иисус Навин |
Ильяс | пророки | Илия | |
Аль-Яса | пророки | Елисей | |
Зуль-Кифль | 2 раза 21:85, 38:48 | пророки | Иезекииль |
Ишмаил | пророки | Самуил | |
Юнус | пророки | Иона | |
Давуд | 16 раз | пророки | Давид |
Сулейман | 17 раз | пророки | Соломон |
Лукман | Лукман 31:13 | праведники | |
Талут | аль-Бакара 2:247—249 | праведники | |
Иса ибн Марьям | 25 раз | пророки | Иисус Христос |
Зуль-Карнайн | 3 раза | праведники | |
Узайр | ат-Тавба 9:30 | пророки | Ездра |
Мухаммед | 5 раз 3:144, 33:40, 47:2, 48:29 и Ахмад (61:6 | пророки | |
Харун | 19 раз | пророки | Аарон |
Фираун | 74 раз | грешники | Фараон |
Хаман | 6 раз 2:68, 28:8, 28:38, 29:39, 40:24, 40:36 | грешники | |
Карун | 4 раза 28:76, 28:79, 29:39, 40:24 | грешники | |
Хидр | праведники | ||
Имран | 3 раза 3:33, 3:35, 66:12 | праведники | |
Закария | 7 раз | пророки | Захария |
Яхья | 5 раз | пророки | Иоанн Креститель |
Марьям | 34 раз | женщины | Дева Мария |
Зейд ибн Хариса | Аль-Ахзаб 33:37 | современники Мухаммеда | |
Абу Лахаб | аль-Масад 111:1 | современники Мухаммеда | |
Жена Адама | Та Ха 20:117 | женщины | Хавва, Ева |
Жёны Нуха и Лута | ат-Тахрим 66:10 | женщины | |
Дочери Лута | Худ 11:7—79 | женщины | |
Жёны Ибрахима | Худ 11:71, 72 | женщины | Сара (سارة) |
Женщины времён пророка Юсуфа | 3 раза 12:23, 12:31, 12:51 | женщины | |
Мать и сестра Мусы | 28:7—11 | женщины | |
Жёны Мусы | 5 раз 28:23, 28:24, 28:25, 28:26, 28:27 | женщины | |
Жёны Фирауна | 2 раза 28:7—9, 66:11 | женщины | Асия бинт Музахим |
Женщина, которая царствует | ан-Намль 27:23—44 {{{2}}} | женщины | Билкис (Царица Савская) |
Жена Имрана | 2 раза 3:31, 3:35-36 | женщины | |
Мариам | 6 раз 3:36—47, 66:12 | женщины | |
Жёны Мухаммеда | 2 раз 33:6, 33:32 | женщины | |
Дочери Мухаммеда | Аль-Ахзаб 33:59 | женщины | |
Женщина, которая жаловалась Мухаммеду | аль-Муджадиля 58:1 | женщины | Хаула бинт Салаба |
Адиты | народы | народ Худа | |
Самудяне | народы | народ Салиха | |
Садумиты | народы | народ Лута | |
Джибриль | аль-Бакара 2:97, 98 | ангелы | Гавриил |
Микаил | аль-Бакара 2:98 | ангелы | |
Малик | аз-Зухруф 43:77 | ангелы | |
Харут и Марут | аль-Бакара 2:102 | ангелы | |
Ангел смерти (Азраил) | ас-Саджда 32:11 | ангелы | |
Иблис, Шайтан | 11 раз | демоны | |
Золотой телец | 3 раза 20:85, 20:87, 20:95 | идолы | |
Аллат | ан-Наджм 53:19 | идолы | |
Аль-Узза | ан-Наджм 53:19 | идолы | |
Манат | ан-Наджм 53:20 | идолы | |
Вадд | Нух 71:23 | идолы | |
Сува | Нух 71:23 | идолы | |
Ягус | Нух 71:23 | идолы | |
Яук | Нух 71:23 | идолы | |
Наср | Нух 71:23 | идолы | |
Баал | ас-Саффат 37:125 | идолы |
Литература[править | править код]
- Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. — М., 1988.
- Пиотровский М. Б. Коранические сказания. — М., 1991.
Ссылки[править | править код]
- Густерин П. Аналоги персонажей Корана и Библии
Источник
Да, как же дорог человеку бренный мир.
У пророка Мусы (мир ему) был хороший и очень бедный двоюродный брат по имени Карун. Он был среди самых верных последователей Мусы (мир ему), когда тот шёл на гору Туру Сайна. Карун слышал разговор Аллаха с Мусой (мир ему). Чаще всех в племени он читал Таврат и был самым ревностным в богослужении.
Муса (мир ему) обучил Каруна, Йуша, Калмана алхимии, распределив между ними знания из разных областей вышеназванной науки. Но в какой-то момент Карун начал завидовать Мусе (мир ему). Покорившись соблазнам своего нафса и шайтана, он оказался на неверном пути. Карун начал усиленно заниматься алхимией и вскоре постиг даже те разделы, которые Муса (мир ему) определил Йушу и Калману. Научившись превращать свинец в серебро, а медь – в золото, Карун накопил большое богатство, которое хранил в многочисленных огромных сундуках. Ключи от них были так тяжелы, что поднять их могла только целая толпа людей.
Таким образом, Карун не только разбогател, но и очень возгордился, позабыл о том, как жил раньше, и никогда не жалел бедняков. Всё, что попадалось ему в руки, он считал своей собственностью, строил высокие дворцы и башни и не переставал досаждать пророку Мусе (мир ему).
Согласно Шариату Мусы (мир ему), люди должны были выплачивать закят в один динар с тысячи динаров и в один дирхем с тысячи дирхемов, так же и со скота. Жадному Каруну этого показалось много, в чём он начал убеждать своих соплеменников, которые, из-за слабости веры во Всевышнего, молча последовали за ним. Но Карун и на этом не остановился. У него появилось желание как-нибудь опозорить, оклеветать Мусу (мир ему). Чтобы осуществить это, он дал некой чужестранке много золота и договорился с ней, что она оклевещет Мусу (мир ему). И вот как-то раз Муса (мир ему) собрал свой народ, чтобы объяснить правила и законы Шариата. Он говорил о том, как нужно наказывать за те или иные преступления, например: пьяницу нужно побить, вору – отрезать руку, прелюбодея – побивать камнями. Когда Муса (мир ему) сказал последнее, Карун встал и задал неподобающий вопрос: «Это обязательно и для тебя?». «Разницы нет», – таков был твёрдый ответ пророка (мир ему). Тогда Карун стал обвинять Мусу (мир ему) в прелюбодеянии и указал на женщину, которая якобы сама призналась в этом. Муса (мир ему) удивился и потребовал привести её. Карун привел бедную женщину, соблазнённую богатством. Когда пророк (мир ему) спросил её, правда ли всё это, она не смогла сдержать обещание, данное Каруну, и оклеветать Мусу (мир ему). Всемогущий Аллах заставил сказать истину перед потомками Израиля.
Она призналась, что Карун вложил ей в уста эти слова, и чистосердечно раскаялась в содеянном, тем самым разоблачив Каруна. Опозоренный Карун опустил голову. Увидев, насколько сильна зависть Каруна к нему, растроенный, Муса (мир ему) стал с горечью сетовать на это Аллаху. Поскольку мольба угнетённого, сетующего на угнетателя, доходит до Всемилостивого без преград, и завистник никогда не достигает цели, Карун вскоре попался в сети.
Муса (мир ему) получил откровение от Создателя, в котором сообщалось, что земля подчинена ему и что он может сделать всё, что пожелает. Получив разрешение покарать врага, Муса (мир ему) громким голосом обратился к соплеменникам: «Я послан Всевышним посланником к Каруну, так же как и к Фараону». Пророк (мир ему) был очень разгневан и добавил: «Все, кроме тех, кто следует за Каруном, приблизьтесь ко мне». После этого всё племя встало рядом с Мусой (мир ему), a c Каруном остались двое. Муса (мир ему) упрекнул Каруна за то, что он хотел опозорить его перед народом.
Затем Муса (мир ему) приказал земле, и ноги Каруна и двух его сторонников оказались в земле по щиколотку. Муса (мир ему) повторил приказ несколько раз, и постепенно земля поглотила этих нечестивцев полностью. Исчезая в земле, они кричали, моля пророка (мир ему) о пощаде, но он их не слышал. Чем больше они причитали, тем сильнее становился его гнев. Что же касается остальных людей племени, то они начали сомневаться в Мусе (мир ему), перешептываясь друг с другом о том, что он пытается завладеть богатством Каруна. Пророк (мир ему), весьма огорченный этим, обратился с мольбой к Всевышнему, чтобы Он поступил с имуществом Каруна так же, как и с ним самим. Тогда всё, что принадлежало Каруну: дом, имущество, скот, золото, серебро – было поглощено землёй. До нас дошло предание о том, что до сих пор Карун и его последователи, не переставая, поглощаются землёй, и так и не дойдут до её дна, пока не наступит Судный день.
Да, как же дорог человеку бренный мир, похожий на то дерево, что приносит красивые на вид, но горькие на вкус плоды! Ведь, поистине, Создателю всего сущего нет ничего противнее мирского, ибо оно окончательно разрушает надежды и чаяния каждого, кто увлечён им, кому оно дорого.
Как же людям дорога преходящая власть в этом скоротечном мире, похожем на запутанный сон, который исходит от шайтана! И никогда не достигнет цели тот, кто пытается держаться за этот мир.
Была бы у людей хоть маленькая надежда на бессмертие, можно было бы оправдаться тем, что их обманула эта надежда. Если бы жизнь в этом мире на самом деле была вечной, его стоило бы украшать, как постоянное жилище.
Горы отказались принять аманат Ислама, но человек не отказался – по своему незнанию, он принял его. И если Милостивый не поможет сохранить этот аманат, наставив Своего раба на правильный путь, человек не сможет его сберечь. Как же похож человек на муравья или мышь, которые ничем не могут довольствоваться; чем больше они насыщаются, тем более алчными становятся и всё накапливают запасы. Судя по поведению многих людей, нет различия у них и с волками, которые грызут, из-за добычи, друг друга.
Ныне мусульманина, раба Аллаха, который довольствуется достаточным и скрывает бедность, считают настоящим глупцом. Того, кто не продаёт за деньги свою честь и совесть и сохраняет достоинство, не считают героем, даже если у него стальное сердце (т.е. каким бы мужественным он не был). Те же, кто понимает истинную суть происходящего, признают настоящими мужчинами и героями людей, которые взяли верх над своим «я». Герои – это те, кто не променял на золото и серебро традиции своих предков и путь Ислама.
Те, кто не присваивает чужой труд, стыдясь перед Творцом, и всегда придерживается верного пути, несмотря на бедность и нужду, довольствуясь тем, что даёт ему Аллах – тоже герои. Тот, кто извлекает пользу, думая сегодня о завтра, поняв значимость и цену своей жизни и отказавшись от всего бесполезного и ненужного – тоже герой.
Тот, кто раскаивается в грехах, и кому Всевышний открыл врата наставления – герой, который обрёл счастье.
Человек, в речи и спорах которого нет лжи и сплетен, который не слушает злоязычных, способный взять вину на себя, будучи невиновным – тоже настоящий герой.
Кто сохраняет братство, когда дело касается имущества, проявляет снисходительность в торгах и благодарно использует блага Всевышнего, – герой, какого почти не найти среди людей.
Человек, который знает, что имущество облага¬ется обязательным закятом, и выплачивает его как полагается и более того, и по возможности раздаёт милостыню – тоже герой, достойный коня и доспехов.
А сколько наследников Каруна, мнящих себя мудрыми, живут горделиво, возводя роскошные дома, тратя лишние деньги, будто на Том свете за это не придётся отвечать!
Обладающий разумом! Подумай о Каруне – куда подевались золото и серебро, с которых он отказывался выплачивать закят? Подумай и о том, каким оказался конец Каруна, позавидовавшего Мусе (мир ему)!
Помни о том, что Раззак (Дающий блага) через твой закят даёт пропитание другим. Сделав тебя посредником, сохраняющим и раздающим, Он доводит до каждой души предназначенный ей ризк. Такой порядок установил Знающий скрытое, для реализации Своих решений среди людей.
Если жадность не позволяет тебе выплатить закят в малой сумме, то знай, что это приведёт тебя к потере миллионов. Оттого, что ты не выплатишь эти рубли, плохо никому, кроме тебя, не будет. Одаривший тебя этими благами может одарить ими и других. В имуществе же, с которого выплачен закят, бывает баракат, Аллах намного умножает баракатное имущество.
Да не одарит Аллах богатством того, кто похож на Каруна, который из жадности не выплачивал закят! Да не покинет благодать богатого человека, который щедрой рукой помогает религии! Амин.
Из книги «Истории пророков досточтимого шейха Саида-Афанди аль-Чиркави».
Источник
Кираат (араб. — чтение, рецитация) — рецитация Корана в ритуальных целях. Существуют разные виды кираатов, отличающиеся вариантами огласовки, особенностями произношения, музыкальным и интонационным строем, темпом и расположением пауз.
Этимология[править | править код]
Арабское слово аль-кира’ат означает «чтение», «рецитация». Оно имеет тот же корень, что и слово аль-Кур’ан (Коран). В первые годы существования мусульманской общины термином аль-Кур’āн обозначались отдельные откровения, а в последующем весь свод откровений пророка Мухаммада[1].
История[править | править код]
Кираат играл значительную роль в ритуальной практике уже с первых лет возникновения мусульманской общины. В одном из хадисов переданных от Умара ибн аль-Хаттаб говорится о том, что Умар услышал, как Хишама ибн Хакима чтение суры «Фуркан» несколько в отличной форме, чем та, в какой он слышал её от пророка Мухаммада. Узнав от Хишама, что этому чтению научил его пророк Мухаммад, Умар схватил его и повёл к Пророку, и рассказал о случившемся. Мухаммад, выслушав чтение суры обоих, сказал: «Знайте, что Коран ниспослан в семи формах чтения (харф). Читайте тот из них, который для вас легче»[2]. До переселения (хиджры) мусульман из Мекки в Медину Коран читался исключительно на курайшитском диалекте. С принятием ислама другими арабскими племенами появилась необходимость чтения некоторых частей Корана на других диалектах арабского языка. Для этого пророк попросил у Аллаха дать разрешение читать Коран и на других диалектах[3].
После смерти Пророка у мусульман не было законченной книги его откровений, а были лишь отрывочные записи и люди, которые помнили значительную часть откровений наизусть (хафизы). Отсутствие диакритических знаков в арабском письме вело к возможности вариантного понимания и чтения сохранившихся записей, что приводило к разногласиям среди первых мусульман. Появление разночтений в Коране могло привести к серьёзным политическим проблемам, так как откровения Пророка играли основополагающую роль в регламентации жизни мусульманской общины и всего Арабского халифата[1].
Во времена правления Праведного халифа Усмана (между 650 и 656 гг.) была предпринята попытка выработки единого текста Корана. Несмотря на то, что все прочие копии было предписано уничтожить, ряд авторитетных сподвижников Мухаммада, такие как Абдулла ибн Масуд и Убейй ибн Ка‘б, продолжали сохранять «свои» экземпляры Корана. Специальная группа лиц, профессионально занимавшихся запоминанием и рецитацией Корана (куррā’, мн.ч. от кāри’) сохраняли в памяти текст откровений пророка Мухаммада. Отсутствие в первых экземплярах Корана (мусхаф) диакритических знаков, позволявших отличить ряд букв друг от друга в тексте, продолжало создавать возможность вариантного чтения. Составление «официального» текста ознаменовало первый шаг в возникновении «науки рецитации Корана» (‘ильм аль-кирā’ат). Эта дисциплина впоследствии стала одной из важнейших направлений мусульманской филологии и теологии[1].
С конца VII по конец IX в. велась работа по внедрению в «официальный» текст Корана диакритики. Дошедшие до наших дней рукописи сохранили предлагавшиеся варианты диакритических знаков. В создание однозначной огласовки Корана большой вклад внесли Наср ибн Асим (ум. в 707 г.) и Яхья ибн Ямур (ум. в 746 г.). Одновременно с проблемой огласовки решалась и проблема анализа реальных расхождений в рукописях и составления сводов кираатов. Проблемам чтения Корана были посвящены работы ранних исламских богословов. Так Ибн Абу Дауд (ум. в 928 г.) проанализировал ранние списки Корана и выделил ряд «неканонических» вариантных кираатов[4].
«Имам чтецов Багдада» Ибн Муджахид (859—936) в своём сочинении «Кира’ат ас-саб‘а» представил семь систем рецитаций Корана, бытовавшие в Мекке, Медине, Дамаске, Басре и Куфе. Каждая из этих систем рецитаций была дана в двух несколько отличающихся вариантах передачи (ривайа). Другие богословы говорили о 10 и 14 кираатах[4].
Из вошедших в труд Ибн Муджахида кираатах, в настоящее время практически сохраняют значение только три кираата:
- Система куфийского кари Асима (ум. в 744 г.) в передаче Хафса (ум. в 805 г.). На кираате Асима основано египетское издание Корана (1919, 1923, 1928 гг.), которое завершило труд поколений мусульманских учёных в ‘ильм аль-кира’ат и переиздаётся во всех мусульманских странах. Подавляющее большинство современных мусульман читает его именно в этом чтении.
- Система мединского кари Нафи аль-Мадани (ум. в 785 г.). Эта система Нафи сохраняет популярность в Северной Африке.
- Система Абу Амра (ум. в 770). Фактически читается только в некоторых областях Судана[3].
Смысл семи харфов[править | править код]
Исламские богословы высказывали различные мнения по поводу семи харфов. Ибн Хаджар аль-Аскаляни ссылаясь на имама Куртуби, который в свою очередь ссылался на Ибн Хиббана, говорил о 35 мнениях. Вот некоторые из них.
- Цель ниспослания Корана в семи чтениях заключается в возможности чтения семью способами. Однако это не означает того, что в Коране все слова и предложения имеют семь смыслов.
- Событие, произошедшее и Умаром и Хишамом не единственное в исламской истории. Например, описаны аналогичные случаи между Убаййем ибн Каабом и Ибн Масудом.
- Выражение «Коран ниспослан в семи формах чтения», сказанное в хадисе от Умара ибн аль-Хаттаба означает то, что одна и та же сура ниспосылалась семь раз. В сборнике хадисов аль-Бухари приводятся слова, пророка Мухаммада: «Джибриль читал мне Коран в одном варианте (харф). Я обратился к нему и попросил его читать в нескольких вариантах, и он увеличил (количество чтений). Я попросил его ещё, и он ещё раз увеличил. И так продолжалось до семи (вариантов чтения)».
- Семь чтений имеют социальное значение, на что указывает хадис, приведенный у имама ат-Тирмизи. В нём пророк говорит Джибрилу: «Я был послан из неграмотных к организованной общине. (Не все одинаковы в силе, понимании и знаниях), кто-то раб, кто-то наложница, а кто-то неграмотный». На это Ангел Джибриль ответил, что в Коране содержится смысловое богатство, и он ниспослан для уровня всех людей по степени их восприятия: «О, Мухаммад! (Не беспокойся, ведь) Коран ниспослан в семи (вариантах чтения)».
- В связи с тем, что Коран был ниспослан в семи чтениях, в комментариях к нему есть несущественные различия.
- Праведный халиф Усман, распорядившийся размножить экземпляры Корана, приказал читать его только на курайшитском диалекте.
- Под семью харфами подразумеваются арабские диалекты: Курайш, Хузайл, Сакиф, Хавазин, Кинана, Тамим и Айман[3].
Чтецы[править | править код]
Семь знаменитых чтецов Корана:
- Нафи аль-Мадани (ум. в785);
- Абдуллах аль-Макки (ум. в 737);
- Абу Амр ибн аль-Ала (ум. в 770);
- Абдуллах аль-Ясриби (ум. в 736);
- Асим ибн Абу Наджуд (ум. в 744);
- Хамза ибн Хабиб (ум. в 772);
- Али аль-Кисаи ум. в 804)[3].
Шамсуддин Мухаммад ибн аль-Джазири прибавил к этому списку ещё трех кари:
- Халаф аль-Багдади (ум. в 843);
- Язид аль-Мадани (ум. в 747);
- Якуб аль-Хадрами (ум. в 820)[3].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Ислам: ЭС, 1991, с. 137.
- ↑ Бухари, Фадаилю’ль-Кур’ан 5, 27, Хусумат 4, Таухид 53; Муслим, Мусафирин 270, (818); Абу Давуд, Салат 357, (1475); Тирмизи, Кыраа 2, (2944); Насаи, Салат 37 , (2, 150—152); Муватта, Кур’ан 5, (1, 102).
- ↑ 1 2 3 4 5 Али-заде, 2007.
- ↑ 1 2 Ислам: ЭС, 1991, с. 138.
Литература[править | править код]
- Резван Е. А. аль-Кира’а // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, , . — С. 137-138. — ISBN 5-02-016941-2.
- Али-заде, А. А. Кыраа // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 447.
Источник