Курсовая работа при бронхиальной астме

Курсовая работа при бронхиальной астме thumbnail

Автор: nastia452s  •  Май 3, 2018  •  Курсовая работа  •  8,825 Слов (36 Страниц)  •  2,596 Просмотры

Страница 1 из 36

Оглавление

Введение        3

1. Теоретическая часть        6

1.1. Литературный обзор        6

1.2. Определение        13

1.3. Этиология        14

1.4. Патогенез        16

1.5.  Классификация        17

1.6.  Клиническая картина        19

1.7.  Осложнения        22

1.8.  Диагностика БА на догоспитальном этапе        25

1.9.  Дифференциальная диагностика        29

1.10. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе        31

2. Практическая часть        40

Заключение        48

Список литературы        50

Список сокращений        51

Приложения        52

Введение

Актуальность темы

На сегодняшний день человечество находится под постоянным воздействием неблагоприятных природных и антропогенных факторов окружающей среды, что обуславливает рост аллергопатологии.Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах мира, показали,что бронхиальная астма (БА) относится к числуодних из наиболее распространенных хронических заболеваний дыхательных путей, и  частота ее возникновения продолжает расти. Рост заболеваемости астмой совпал с изменением как окружающей среды, так и образа жизни людей. Эта патология является проблемой мирового масштаба, охватив все континенты (9, с. 13).

Заболеваемость БА в соответствии с возрастными категориями составляет от 10 — 20 лет — 14%, от 20 — 40 лет — 17%. В зрелом возрасте среди 40-50-летних заболевает 10%, от 50 до 60 лет — 6%, старше 60 –около 2%. У 80% больных, у которых бронхиальная астма началась в раннем детстве, к моменту полового созревания все ее проявления исчезают или становятся значительно менее выраженными. Примерно у 20% из этого числа заболевание возвращается после 45 лет. Случаи выздоровления среди людей, заболевших, будучи взрослыми, существенно более редки. Существуют различия в распространенности астмы в зависимости от пола. В возрасте 20–40 лет распространенность становится одинаковой, а после 40 лет заболевание чаще наблюдается у женщин.Также возникновение БА чаще наблюдают у городских жителей — около 7%, у сельских-5% (1, с. 47).

Проблемы бронхиальной астмы обусловленытем, что она характеризуется длительным течением с частыми рецидивами и приобретает тенденцию к более тяжелому течению, что значительно снижает качество жизни пациентов и может быть причиной инвалидизации.Выраженное обострение БА представляет определенную угрозу для жизни пациентов. Своевременная адекватная терапияв этом периоде астмы позволяет добиться восстановления бронхиальной проходимости и предотвращения осложнения болезни.Обострение бронхиальной астмы у ряда больных носит пролонгированный характер в виде астматического состояния. Основной его причиной является несвоевременное и неадекватное лечение. Продолжительность жизни таких пациентов во многом зависит от своевременного лечения астмы и серьезного отношения к заболеванию непосредственно самого пациента(9, с. 15).

В связи со всем вышеизложенным,такое заболевание как бронхиальная астма является очень актуальной проблемой в современном обществе. Изучение этого заболевания, совершенствование методов его диагностики илечения, а также определение роли фельдшера на догоспитальном этапе в выявлении его симптомов и принятии своевременных мер неотложной помощи для облегчения состояния больного, в наши дни приобретает важное  значение.

Объект исследования:бронхиальная астма.

Предмет исследования: деятельность фельдшера при неотложных состояниях у взрослых пациентов с бронхиальной астмой.

Цель:охарактеризоватьроль фельдшера при неотложных состояниях у больных с бронхиальной астмой на догоспитальном этапе.

Задачи:

1.  Проанализировать научную литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику бронхиальной астме и ее осложнениям.

3. Рассмотреть методы неотложной помощи взрослым пациентам при приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе.

4. Провести описание и анализ мероприятий неотложной помощи, оказанной конкретным пациентам на догоспитальном этапе и оценить ее эффективность.

Доступно только на Essays.club

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

города Москвы

«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения

города Москвы»

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«Медицинская сестра стационара»

Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

Выполнил студент:

Курс 4­­­­

Группа 402

Специальность Сестринское дело

Руководитель

Дата защиты курсовой работы:

_________________20____ г.

Оценка:_________________

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

3

ВВЕДЕНИЕ

4

1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

6

1.1. Этиология

6

1.2. Классификация

7

1.3. Клиническая картина

8

1.4. Диагностика

9

1.5. Осложнения

10

1.6. Помощь при неотложных состояниях

11

1.7.Особенности лечения

12

1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз

13

2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

16

2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

19

2.1.1. Правила пользования ДАИ

19

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии

20

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

23

3.1. Наблюдение из практики 1

23

3.2. Наблюдение из практики 2

26

3.3. Выводы

2 28

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

5. ЛИТЕРАТУРА

31

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

32

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БА – бронхиальная астма

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

АД – артериальное давление

ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – частота сердечных сердцебиений

ГКСглюкокортикостероиды

ПСВ — пиковая скорость выдоха

ПФМ – пикфлоуметр

ВБИвнутрибольничная инфекция

ДН – дыхательная недостаточность

ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Цель исследования:

изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

Задачи исследования:

изучить:

· этиологию;

· классификацию;

· клиническую картину;

· диагностику;

· осложнения;

· особенности лечения;

· профилактику;

· реабилитацию, прогноз;

проанализировать:

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;

сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.

Методы исследования:

· научно-теоретический;

· аналитический;

· наблюдение;

· сравнение.

1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

1.1. Этиология

Причины точно не известны.

ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.

Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.

ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)

ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.

Триггерные факторыпровоцируют обострения БА:

ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)

ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)

ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)

ü ОРВИ

ü эмоциональные перегрузки (стресс)

ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)

ü изменение погоды

ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)

ü время суток (ночь или раннее утро)

1.2. Классификация

Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)

1. Этапы развития БА:

ü биологические дефекты у практически здоровых людей

ü состояние предастмы

ü клинически выраженная бронхиальная астма

2. Клинико-патогенетические варианты БА:

ü атопический

ü инфекционно-зависимый

ü аутоиммунный

ü дисгормональный (гормонозависимый)

ü нервно-психический

ü аспириновый

ü первично измененная реактивность бронхов и др.

Классификация БА по степени тяжести:

Интермиттирующая:

симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.

Легкая персистирующая:

симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.

Персистируюшая средней тяжести:

ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

Тяжелая персистирующая:

ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.

Классификация БА по уровню контроля:

Контролируемая БА:

полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии

Частично контролируемая БА:

наличие ограниченного числа симптомов.

Неконтролируемая БА:

обострение БА в течение 1 недели.

1.3. Клиническая картина

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

Период предвестников:

вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

Период разгара:

удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа:

Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.

1.4. Диагностика:

ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

ü Аллергологическое обследование:

— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)

— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).

ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.

ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

1.5. Осложнения:

ü астматический статус;

ü спонтанный пневмоторакс;

Курсовая работа при бронхиальной астме

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ïóòè ðàçâèòèÿ áðîíõîñïàçìà. Ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè çàáîëåâàíèÿ, êëèíèêî-ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå ïðèìåíåíèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, äîçèðîâàííûõ ïåøèõ è ëûæíûõ ïðîãóëîê è çàêàëèâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðåôåðàò

ïî òåìå:

«Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå»

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — îäíî èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé è, ê ñîæàëåíèþ, îáíàðóæèâàåòñÿ òåíäåíöèÿ ïîñòîÿííîãî óâåëè÷åíèÿ êîëè÷åñòâà ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Òàê, åñëè çàáîëåâàåìîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìîé â íà÷àëå âåêà íå ïðåâûøàëà 1% îò îáùåé ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ, òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòà öèôðà óâåëè÷èëàñü äî 10%. Åæåãîäíî îò áîëåçíè ïîãèáàåò îêîëî 2 ìëí. ÷åëîâåê. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — õðîíè÷åñêîå, ðåöèäèâèðóþùåå çàáîëåâàíèå èíôåêöèîííîé èëè íåèíôåêöèîííîé ýòèîëîãèè, îáÿçàòåëüíûì ïàòîãåíåòè÷åñêèì ìåõàíèçìîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ñåíñèáèëèçàöèÿ, à îñíîâíûì êëèíè÷åñêèì ïðèçíàêîì — ïðèñòóï óäóøüÿ âñëåäñòâèå áðîíõîñïàçìà, ãèïåðñåêðåöèè, îòåêà ñëèçèñòîé áðîíõà.

Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç áðîíõèàëüíîé àñòìû ñëîæíû è ïîëíîñòüþ åùå íå ðàñêðûòû. Ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ìîãóò áûòü ðàñïðåäåëåíû íà 5 ãðóïï:

— íåèíôåêöèîííûå àëëåðãåíû (ïûëüöåâûå, ïûëåâûå, ïðîèçâîäñòâåííûå, ïèùåâûå, ëåêàðñòâåííûå, àëëåðãåíû êëåùåé, íàñåêîìûõ, æèâîòíûõ);

— èíôåêöèîííûå àãåíòû (âèðóñû, áàêòåðèè, ãðèáêè, äðîææè);

— ìåõàíè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ (ïàðû êèñëîò, ùåëî÷åé, íåîðãàíè÷åñêàÿ ïûëü è ò.ï.);

— ôèçè÷åñêèå è ìåòåîðîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû (èçìåíåíèÿ òåìïåðàòóðû è âëàæíîñòè âîçäóõà, êîëåáàíèÿ áàðîìåòðè÷åñêîãî äàâëåíèÿ, ìàãíèòíîãî ïîëÿ Çåìëè);

— íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå ñòðåññîâûå âîçäåéñòâèÿ.

 ðåçóëüòàòå â áðîíõèàëüíîì äåðåâå ðàçâèâàåòñÿ õðîíè÷åñêèé âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ.

Âàæíîé ïàòîôèçèîëîãè÷åñêîé ñòàäèåé ÿâëÿåòñÿ ñïàçì ãëàäêèõ ìûøö ìåëêèõ áðîíõîâ è áðîíõèîë, îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè çà ñ÷åò ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ ïðîíèöàåìîñòè êàïèëëÿðîâ, ãèïåðñåêðåöèÿ ñëèçèñòîîáðàçóþùèõ æåëåç. Ïðè ýòîì ôîðìèðóþòñÿ îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ñèìïòîìû áîëåçíè.  ñàìîì íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ íàðóøåíèå ïðîõîäèìîñòè áðîíõîâ îáóñëîâëåíî ïðåèìóùåñòâåííî èõ ñïàçìîì, âîñïàëåíèåì è îòåêîì ñëèçèñòîãî è ïîäñëèçèñòîãî ñëîåâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Íàðóøåíèå ïðîõîäèìîñòè áðîíõîâ çàòðóäíÿåò äâèæåíèå ñëèçè, è ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ òåì, ÷òî ïîñëå ïðèñòóïà ïîÿâëÿåòñÿ êàøåëü è èç áðîíõîâ îòêàøëèâàåòñÿ ìîêðîòà â âèäå ñëèçèñòûõ ïðîáîê.

Áðîíõîñïàçì ïðè àñòìå ðàçâèâàåòñÿ äâóìÿ ïóòÿìè:

1) ïðè íåïîñðåäñòâåííîì âîçäåéñòâèè âîñïàëèòåëüíûõ ìåäèàòîðîâ íà ãëàäêóþ ìóñêóëàòóðó áðîíõîâ (ïåðâè÷íûé áðîíõîñïàçì);

2) ïðè ðàçäðàæåíèè ÷óâñòâèòåëüíûõ îêîí÷àíèé áëóæäàþùåãî íåðâà (âòîðè÷íûé áðîíõîñïàçì).

 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàèáîëåå ÷àñòûì çàïóñêàþùèì ôàêòîðîì àñòìû ÿâëÿþòñÿ ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè, ò.å. èíôåêöèè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

Ñóùåñòâåííîå ìåñòî â ïàòîãåíåçå áðîíõèàëüíîé àñòìû çàíèìàåò ó÷àñòèå âûñøèõ îòäåëîâ ÖÍÑ, èìåííî â ÖÍÑ ïîä âëèÿíèåì èíòåðîöåïòèâíûõ áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ âîçíèêàåò ïàòîëîãè÷åñêàÿ äîìèíàíòà, êîòîðàÿ ïðåîáðàçîâûâàåòñÿ â óñëîâíûå ðåôëåêñ, ýòèì è îáúÿñíÿåòñÿ ïîâòîðÿåìîñòü ïðèñòóïîâ àñòìû è ðîëü â ýòîì ýìîöèîíàëüíûõ ôàêòîðîâ, êîòîðûå, äåéñòâóÿ ÷åðåç âåãåòàòèâíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, òàêæå ìîãóò âûçâàòü ïðèñòóï óäóøüÿ ó áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìû: ïðåäïðèñòóïíûé, ïðèñòóïíûé, ïîñëåïðèñòóïíûé, ìåæïðèñòóïíûé.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — çàáîëåâàíèå õðîíè÷åñêîå, ïðîòåêàåò ñ îáîñòðåíèÿìè, êîòîðûå â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñìåíÿþòñÿ ïåðèîäàìè ðåìèññèé.  ïåðâîé ñòàäèè áîëåçíè îñíîâíûì âûðàæåíèåì åå ïðè îáåèõ ôîðìàõ ÿâëÿþòñÿ ïðèñòóïû óäóøüÿ ýêñïèðàòîðíîãî òèïà.  çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ïðèñòóïîâ ðàçëè÷àþò ëåãêîå, ñðåäíåé òÿæåñòè è òÿæåëîå òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ. ×àùå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íà÷èíàåòñÿ ñ ëåãêèõ ïðèñòóïîâ, ïðîõîäÿ ïîñëåäîâàòåëüíî ýòàïû ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ïðîÿâëåíèé ïåðâîé ñòàäèè, à çàòåì ïåðåõîäèò âî âòîðóþ ñòàäèþ áîëåçíè. Îäíàêî ýòî íå ÿâëÿåòñÿ çàêîíîìåðíûì. Áîëåçíü ìîæåò îñòàâàòüñÿ ëåãêîé íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ëåò èëè íà÷èíàòüñÿ ñ áîëåå òÿæåëûõ ñèìïòîìîâ è áûñòðî ïðîãðåññèðîâàòü.

Ïðè ëåãêîì ïðèñòóïå áîëüíîé îùóùàåò ëåãêîå ýêñïèðàòîðíîå çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ. Ïðèñòóïû ñðåäíåé òÿæåñòè ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ áîëåå âûðàæåííûì îùóùåíèåì óäóøüÿ, áëåäíîñòüþ êîæíûõ ïîêðîâîâ, óìåðåííûì öèàíîçîì. Äûõàíèå øóìíîå, õðèïû ñëûøíû íà ðàññòîÿíèè. Ïðè òÿæåëûõ ïðèñòóïàõ âñå ïåðå÷èñëåííûå ñèìïòîìû âûðàæåíû åùå ðåç÷å. Áîëüíîé ïðèíèìàåò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ëîêòè èëè ëàäîíè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò âêëþ÷åíèþ â àêò äûõàíèÿ âñïîìîãàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû. Êîæà áëåäíàÿ, âëàæíàÿ. Ãðóäíàÿ êëåòêà ôèêñèðîâàíà â ïîëîæåíèè ãëóáîêîãî âäîõà. Äûõàíèå âíà÷àëå ó÷àùåíî, çàòåì ïðîèñõîäèò åãî óðåæåíèå, æóææàùèå è ñâèñòÿùèå õðèïû ñëûøíû íà ðàññòîÿíèè.

Ïðèçíàêè íàðóøåíèÿ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ îáíàðóæèâàþòñÿ íå òîëüêî ïðè ïðèñòóïå, íî è â ìåæïðèñòóïíîì ïåðèîäå, õîòÿ è ìåíåå âûðàæåííûå. Îíè çàêëþ÷àþòñÿ â ñíèæåíèè ÆÅË, îáúåìà âûäîõà, íàðóøåíèè ãàçîîáìåíà, ðàçâèâàåòñÿ äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. ×àñòûå ïðèñòóïû íåáëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàþòñÿ íà ôóíêöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è ìîãóò áûòü ïðè÷èíîé ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Òèïè÷íûì îñëîæíåíèåì áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿåòñÿ îáñòðóêòèâíàÿ ýìôèçåìà ëåãêèõ.

1. Êëèíèêî-ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå ïðèìåíåíèÿ ñðåäñòâ ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè

Ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íàïðàâëåíû íà ïîääåðæàíèå ðåìèññèè áîëåçíè, âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè è àäàïòàöèîííûõ âîçìîæíîñòåé äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà è äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì, îáåñïå÷èâàþùèõ ïîñëåäóþùåå íîðìàëüíîå ðàçâèòèå æèçíåîáåñïå÷åíèÿ îðãàíèçìà. Ñ ýòîé öåëüþ èñïîëüçóåòñÿ êîìïëåêñ ëå÷åáíî-âîññòàíîâèòåëüíûõ ìåð, âêëþ÷àþùèé îðãàíèçàöèþ ëå÷åáíî-îõðàíèòåëüíîãî è äèåòè÷åñêîãî ðåæèìà, ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ìàññàæà, ôèçèîòåðàïèè è ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Íàçíà÷åíèå óêàçàííûõ ìåòîäîâ îïðåäåëÿåòñÿ ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî è îñîáåííîñòÿìè òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

 ðåàáèëèòàöèè áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôèçè÷åñêèì ôàêòîðîì âîçäåéñòâèÿ ïðèíàäëåæèò âåäóùàÿ ðîëü. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ôàêòîðîì îçäîðîâèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé ñïîñîáñòâóþò àäàïòàöèè îðãàíèçìà áîëüíîãî, åãî ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è îðãàíîâ äûõàíèÿ ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì, ïîâûøàþò åãî èììóíîëîãè÷åñêóþ ðåàêòèâíîñòü â îòíîøåíèè âèðóñíîé è áàêòåðèàëüíîé èíôåêöèè. Àêòèâíûå çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé âåäóò ê îïòèìèçàöèè ñîñòîÿíèÿ ñîîòíîøåíèÿ ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, ñïîñîáñòâóÿ óñòðàíåíèþ ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé ñ åå ñòîðîíû. Âñå ýòî âìåñòå ñ ïîñòàíîâêîé ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ óëó÷øàåò ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè è óêðåïëÿåò äûõàòåëüíóþ ìóñêóëàòóðó, ñïîñîáñòâóåò óñòðàíåíèþ íàðóøåíèé â ñôåðå íåéðîýíäîêðèííîé ðåãóëÿöèè, ñíèæåíèþ ïîâûøåííîé ëàáèëüíîñòè áðîíõîâ, âîññòàíîâëåíèþ íîðìàëüíîãî ìåõàíèçìà äûõàíèÿ, íîðìàëèçàöèè äåÿòåëüíîñòè äðóãèõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé ñî ñòîðîíû áðîíõîëåãî÷íîãî àïïàðàòà. Ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ äûõàòåëüíûõ ìûøö, óëó÷øàþò ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, ðàññëàáëÿþò ãëàäêóþ ìóñêóëàòóðó áðîíõîâ.

Ñïàçìîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé, ïðåæäå âñåãî ñâÿçàíî ñ äåéñòâèåì íîñîëåãî÷íîãî ðåôëåêñà. Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, îñóùåñòâëÿåìûå âäûõàíèåì âîçäóõà ÷åðåç íîñ, âûçûâàþò ðàçäðàæåíèå ðåöåïòîðîâ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ÷òî ðåôëåêòîðíî âëå÷åò çà ñîáîé ðàñøèðåíèå áðîíõîâ è áðîíõèîë, à ïîñëåäíåå — óìåíüøåíèåì èëè ïðåêðàùåíèåì óäóøüÿ. Ñïàçìîëèòè÷åñêîå æå äåéñòâèå ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé îáóñëîâëèâàåòñÿ ïîñòóïëåíèåì â êðîâü áîëüøîãî êîëè÷åñòâà àäðåíàëèíà â ñâÿçè ñ óñèëåíèåì äåÿòåëüíîñòè íàäïî÷å÷íèêîâ âî âðåìÿ ðàáîòû. Ñïàçìîëèòè÷åñêèé ýôôåêò ìîæåò çàâèñåòü òàêæå îò ïðåîáëàäàíèÿ ñèìïàòè÷åñêîé èííåðâàöèè, âîçíèêàþùåé ïðè ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Óìåíèå óïðàâëÿòü ñâîèì äûõàíèåì, âîçíèêàþùåå â ðåçóëüòàòå ñèñòåìàòè÷åñêîé òðåíèðîâêå äûõàíèÿ îáåñïå÷èâàåò áîëüíîìó áîëåå ïîëíîöåííûé äûõàòåëüíûé àêò âî âðåìÿ óäóøüÿ, çíà÷èòåëüíî îáëåã÷àÿ åãî ñîñòîÿíèå, è òðåáóåò ïðèìåíåíèÿ ìåíüøåãî êîëè÷åñòâà ñïàçìîëèòè÷åñêèõ ìåäèêàìåíòîçíûõ ñðåäñòâ.

Îñíîâíûå çàäà÷è ËÔÊ:

1) íîðìàëèçàöèÿ òîíóñà ÖÍÑ (ëèêâèäàöèÿ çàñòîéíîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî î÷àãà) è ñíèæåíèå îáùåé íàïðÿæåííîñòè;

2) óìåíüøåíèå ñïàçìà áðîíõîâ è áðîíõèîë;

3) ðàçâèòèå ìåõàíèçìà ïîëíîãî äûõàíèÿ ñ ïðåèìóùåñòâåííîé òðåíèðîâêîé âûäîõà;

4) óêðåïëåíèå ìûøö, ïðèíèìàþùèõ ó÷àñòèå â àêòå äûõàíèÿ;

5) óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè äèàôðàãìû è ãðóäíîé êëåòêè;

6) îáó÷åíèå ïðîèçâîëüíîìó ìûøå÷íîìó ðàññëàáëåíèþ;

7) îáó÷åíèå áîëüíîãî óïðàâëÿòü ñâîèì äûõàíèåì ñ òåì, ÷òî áû âëàäåòü èì âî âðåìÿ àñòìàòè÷åñêîãî ïðèñòóïà;

8) óâåëè÷åíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ðåçåðâîâ ñ ïîìîùüþ òðåíèðîâêè;

9) äîñòèæåíèå ðåãðåññèè îáðàòèìûõ è ñòàáèëèçàöèÿ íåîáðàòèìûõ èçìåíåíèé â ëåãêèõ.

 ñëó÷àå èìåþùèõñÿ èçìåíåíèé ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû äîáàâëÿåòñÿ çàäà÷à ïî òðåíèðîâêå è óêðåïëåíèþ àïïàðàòà êðîâîîáðàùåíèÿ.

2. Ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè

Èç ôîðì ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå èñïîëüçóþòñÿ: ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà, äîçèðîâàííûå ïðîãóëêè ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè, ëåãêèå ñïîðòèâíûå èãðû, ëûæíûå ïðîãóëêè.

Ïîñëå îêîí÷àíèÿ ïðèñòóïà äëÿ îáëåã÷åíèÿ óäàëåíèÿ òðóäíî îòäåëÿþùåéñÿ ìîêðîòû, óñòðàíåíèÿ âîçíèêàþùèõ ó÷àñòêîâ àòåëåêòàçîâ è äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõîïíåâìîíèè ïîêàçàíû ñïåöèàëüíûå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ìåäëåííûì ïîëíûì âûäîõîì.  îñíîâíîì æå ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó íàçíà÷àþò â ïåðèîä ìåæäó ïðèñòóïàìè ïðè óëó÷øåíèè îáùåãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî. Çàíÿòèÿ ñëåäóåò íà÷èíàòü è çàêàí÷èâàòü ëåãêèì ìàññàæåì ëèöà, ïðåäïëå÷èé è ãðóäíîé êëåòêè, â ýòèõ æå öåëÿõ ïðèìåíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ìûøö âåðõíåãî ïëå÷åâîãî ïîÿñà è ãðóäíîé êëåòêè. Êóðñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ìîæíî óñëîâíî ðàçäåëèòü íà äâà ïåðèîäà: ïîäãîòîâèòåëüíûé è òðåíèðîâî÷íûé. Ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä ñëóæèò áîëüíîìó äëÿ îçíàêîìëåíèÿ ñî ñïåöèàëüíûìè óïðàæíåíèÿìè, äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ìåõàíèçìà ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ, à ìåòîäèñòó äëÿ îçíàêîìëåíèÿ ñ ôóíêöèîíàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè áîëüíîãî. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü åãî 2-3 äíÿ, òåìï óïðàæíåíèé ìåäëåííûé.  òðåíèðîâî÷íîì ïåðèîäå ïðèìåíÿåòñÿ øèðîêèé àðñåíàë îáùåðàçâèâàþùèõ, ñïåöèàëüíûõ è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé, ïðåñëåäóþùèõ öåëü ïîëíîñòüþ ñíÿòü íåáëàãîïðèÿòíûå ïîñëåäñòâèÿ àñòìàòè÷åñêîãî ïðèñòóïà, îñóùåñòâèòü òðåíèðîâêó àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ, óëó÷øèòü ãàçîîáìåí, èíòåíñèôèöèðîâàòü îáìåííûå ïðîöåññû, ïîâûñèòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà â öåëîì. Òåìï ìåäëåííûé è ñðåäíèé, ïðîäîëæèòåëüíîñòü — îò 2 äî 3 íåäåëü.  çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé íåîáõîäèìî âêëþ÷àòü ñàìûå ïðîñòûå, ëåãêî âûïîëíÿåìûå óïðàæíåíèÿ — â âèäå ñãèáàíèé, ðàçãèáàíèé, îòâåäåíèé è ïðèâåäåíèé êîíå÷íîñòåé, à òàêæå óïðàæíåíèÿ íà ðàçãèáàíèÿ òóëîâèùà, íàêëîíû âïåðåä, â ñòîðîíû.  òðåíèðîâî÷íîì ïåðèîäå àêòèâíî èñïîëüçóþòñÿ ãèìíàñòè÷åñêèå ïðåäìåòû (ïàëêà, ìÿ÷), óïðàæíåíèÿ íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íàïðàâëåíû íà òðåíèðîâêó è ðàçâèòèå ôóíêöèé è îðãàíîâ, íàðóøåííûõ â ñâÿçè ñ çàáîëåâàíèÿìè. Òàê êàê ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íàðóøåíà ïîäâèæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, òî íàèáîëüøåå âíèìàíèå ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå óäåëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûì äûõàòåëüíûì óïðàæíåíèÿì — êàê ñòàòè÷åñêèå, èç êîòîðûõ âàæíî âûäåëèòü äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, òàê è äèíàìè÷åñêèì.

Ê òàêèì óïðàæíåíèÿì îòíîñÿòñÿ:

1. Óïðàæíåíèÿ ñ ìåäëåííûì ïîëíîöåííûì è óäëèíåííûì âûäîõîì, òàê êàê îíè îáåñïå÷èâàþò áîëåå ïîëíîå óäàëåíèå âîçäóõà èç ýìôèçåìàòîçíî ðàñòÿíóòûõ àëüâåîë ÷åðåç ñóæåííûå áðîíõèîëû è òðåíèðóþò äèàôðàãìó è áðþøíîé ïðåññ, ó÷àñòâóþùèå â îñóùåñòâëåíèè ïîëíîãî âûäîõà.

2. Óïðàæíåíèÿ ñ ïðîèçíîøåíèåì ãëàñíûõ è ñîãëàñíûõ çâóêîâ, ðàññ÷èòàííûå íà ðàçâèòèå âîëåâîãî ñîçíàòåëüíîãî óïðàâëåíèÿ âûäîõîì ñàìèì áîëüíûì ñ òåì, ÷òîáû ñäåëàòü åãî ðàâíîìåðíûì, âìåñòî ïðåðûâèñòîãî, ñïàñòè÷åñêîãî. Âèáðàöèÿ æå âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ñïîñîáñòâóåò ïîíèæåíèþ ñïàçìà áðîíõîâ ïðè âûäîõå.

3. Íà çàíÿòèÿõ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé áîëüíîãî îáó÷àþò óðåæåíèþ äûõàíèÿ, ÷òî óìåíüøàåò èçáûòî÷íóþ âåíòèëÿöèþ ëåãêèõ.

4. Íàäóâàíèå êàìåðû, ðåçèíîâûõ è ãðóøåâûõ ïðåäìåòîâ.

Áîëüíûì áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïðîòèâîïîêàçàíû óïðàæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ íàòóæèâàíèå è çàäåðæêîé äûõàíèÿ. Ïîäáîð óïðàæíåíèé è äëèòåëüíîñòü ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íîñÿò ñóãóáî èíäèâèäóàëüíûé õàðàêòåð, çàâèñÿò îò ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâëåííîñòè çàíèìàþùèõñÿ è òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ïðåäëàãàåìîé ìåòîäèêè îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâàíèè ñàìî÷óâñòâèÿ, ïîêàçàòåëåé ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ è êðîâîîáðàùåíèÿ: ×Ä, ÆÅË, ×ÑÑ, ôèçèîëîãè÷åñêîé êðèâîé. Êðîìå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè çàáîëåâàíèÿõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ è äðóãèå ôîðìû ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Íàèáîëåå äîñòóïíàÿ èç íèõ — äîçèðîâàííàÿ õîäüáà ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè, ëåãêèé áåã. Íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà ðîâíîå ïðàâèëüíîå äûõàíèå, àêöåíòèðîâàòü âûäîõ. Õîäüáó íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü â ëåòíåå è çèìíåå âðåìÿ, ïðèó÷àÿ îðãàíèçì ê íèçêèì òåìïåðàòóðàì.  çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ ìîæíî ïðèìåíÿòü áåã â ìåäëåííîì òåìïå. Õîäüáó è áåã ëó÷øå ïðîâîäèòü â îïðåäåëåííîì ìåñòå (ïàðê, ëåñ) è ò.ä. Ìîæíî ïðèìåíÿòü ïëàâàíèå, ïðåäâàðèòåëüíî ïîäãîòîâèâ îðãàíèçì ê õîëîäíîé âîäå, ïîýòîìó íåîáõîäèìî íà÷èíàòü â òåïëîå âðåìÿ ãîäà. Î÷åíü ïëîäîòâîðíî äåéñòâóþò íà áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé ëûæíûå ïðîãóëêè. Ïðîâîäèòü èõ ñëåäóåò â ñïîêîéíîì òåìïå, íå çàáûâàÿ î ïðàâèëüíîì äûõàíèè, ïðîäîëæèòåëüíîñòü èõ äîëæíà óâåëè÷èâàòüñÿ ïîñòåïåííî.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê çàíÿòèÿì ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé: ëèõîðàäî÷íûå ñîñòîÿíèÿ, ðåçêî âûðàæåííîå îáîñòðåíèå âîñïàëåíèÿ, ÷àñòûå ïðèñòóïû óäóøüÿ, âûðàæåííàÿ ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ²²² ñòåïåíè.

Ìàññàæ è ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Ïåðâîíà÷àëüíîå ïîëîæåíèå áîëüíîãî — ëåæà íà æèâîòå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ìàññàæ ñïèíû íà÷èíàþò ñ ïðèåìà ïîãëàæèâàíèÿ â íàïðàâëåíèè îò íèæíåãî êðàÿ ðåáåð ê çàòûëêó, ïëå÷àì è ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì.  ïîïåðå÷íîì íàïðàâëåíèè ìàññàæ äåëàþò îò ïîçâîíî÷íèêà ïî ìåæðåáåðíûì ïðîìåæóòêàì ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì è îáðàòíî. Çàòåì ðàñòèðàþò êîæó è ðàçìèíàþò ìûøöû ñïèíû, ïëå÷åâîãî ïîÿñà â ïðîäîëüíîì è ïîïåðå÷íîì íàïðàâëåíèÿõ. Çàêàí÷èâàþò ìàññàæ ïîãëàæèâàíèåì. Äëèòåëüíîñòü ìàññàæà ñïèíû 8-10 ìèí. Ìàññàæ ïåðåäíåé ñòåíêè ãðóäíîé êëåòêè ïðîâîäèòñÿ, êîãäà áîëüíîé ëåæèò íà ñïèíå. Íàïðàâëåíèå ìàññàæíûõ äâèæåíèé îò íèæíåãî êðàÿ ðåáåðíûõ äóã ê êëþ÷èöå, ïëå÷àì è ïîäìûøå÷íûì ÿìêàì, îñîáåííî òùàòåëüíî ïðîâîäèòñÿ ìàññàæ ãðóäè â íàä- è ïîäêëþ÷è÷íîé îáëàñòè. Èñïîëüçóþòñÿ ïðèåìû ïîãëàæèâàíèÿ, êðóãîâîãî ðàñòèðàíèÿ, ïðîäîëüíîãî ðàçìèíàíèÿ. Çàêàí÷èâàåòñÿ ìàññàæ ãðóäè ìÿãêèì ñæàòèåì ãðóäíîé êëåòêè íåñêîëüêî ðàç âî âðåìÿ âûäîõà. Äëèòåëüíîñòü ìàññàæà ãðóäè 5-6 ìèí, îáùåå âðåìÿ ïðîöåäóðû — 15 ìèí, êóðñ ëå÷åíèÿ 12-15 ïðîöåäóð åæåäíåâíî èëè ÷åðåç äåíü. Äëÿ çàêðåïëåíèÿ ðåçóëüòàòîâ âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ ìîæíî ïðîâåñòè 2-3 êóðñà ìàññàæà.  çàâèñèìîñòè îò îñîáåííîñòåé ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â áðîíõàõ è ëåãêèõ âûøåóêàçàííàÿ ìåòîäèêà «êëàññè÷åñêîãî» ìàññàæà ìîæåò íåñêîëüêî èçìåíÿòüñÿ. Òàê, ïðè ïðåîáëàäàíèè âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà (íàïðèìåð ïðè ïíåâìîñêëåðîçå) ñ íàðóøåíèÿìè ëåãî÷íîé âåíòèëÿöèè â ìàññàæå äîëæíû ïðåîáëàäàòü ïðèåìû ðàñòèðàíèÿ — ðàñòÿæåíèÿ, à ó áîëüíûõ ñ ïðåèìóùåñòâåííî îáñòðóêòèâíûìè íàðóøåíèÿìè ëåãî÷íîé âåíòèëÿöèè — ïðèåìû ïîãëàæèâàíèÿ è ðàñòèðàíèÿ. Ìàññàæ ïî óêàçàííîé ìåòîäèêå öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü çà 1,5-2 ÷ äî ïðîöåäóðû ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, òàê êàê ïðîâåäåíèå ìàññàæà â óêàçàííîì èíòåðâàëå ñóùåñòâåííî óâåëè÷èâàåò ôóíêöèîíàëüíûå âîçìîæíîñòè äûõàòåëüíîé ñèñòåìû áîëüíîãî è ïîçâîëÿåò ïîëíåå ðåàëèçîâàòü ëå÷åáíûé è òðåíèðóþùèé ýôôåêò ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.

Âàæíîå ìåñòî â ñèñòåìå ðåàáèëèòàöèè äåòåé, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ïðèíàäëåæèò çàêàëèâàíèþ.

 ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé øèðîêîå ïðèìåíåíèå íàõîäÿò ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû. Äëÿ ñíÿòèÿ îáñòðóêòèâíûõ íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû áðîíõîâ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ñ óñïåõîì ïðèìåíÿþòñÿ àýðîçîëè èëè ýëåêòðîàýðîçîëè áðîíõîñïàçìîëèòè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ. Áëàãîïðèÿòíîå âëèÿíèå íà äðåíàæíóþ ôóíêöèþ áðîíõîâ ñ óëó÷øåíèåì îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû îòìå÷àåòñÿ ïðè ïðîâåäåíèè ýëåêòðîôîðåçà ñ èñïîëüçîâàíèåì 2%-íîãî êàëèÿ éîäèäà.  ðÿäå ñëó÷àåâ õîðîøèé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò ìîæåò áûòü ïîëó÷åí ïðè ýëåêòðîôîðåçå 5%-íîãî ðàñòâîðà õëîðèäà êàëüöèÿ.

 ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ñàíàòîðèÿõ äëÿ ëå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû èñïîëüçóþòñÿ áàëüíåîòåðàïèÿ (ãðÿçåâûå àïïëèêàöèè, íàðçàííûå âàííû). Îäíèì èç ôàêòîðîâ òåðàïåâòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ïðè ëå÷åíèè áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé íà êóðîðòàõ ÿâëÿåòñÿ êëèìàòîòåðàïèÿ.

Ñàíàòîðíîå ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ êàê â ñïåöèàëüíûõ ïóëüìîíîëîãè÷åñêèõ ñàíàòîðèÿõ, ðàñïîëîæåííûõ íà þãå ñòðàíû, òàê è â ìåñòíûõ ñàíàòîðèÿõ. Îñíîâíûìè ëå÷åáíûìè ôàêòîðàìè, èñïîëüçóåìûìè äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ áîëüíûõ âî âðåìÿ ïðåáûâàíèÿ â ñàíàòîðèè, ÿâëÿþòñÿ âîçäóøíûå è ñîëíå÷íûå âàííû, ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, ìàññàæ, ïðîâåäåíèå çàêàëèâàíèÿ ñ ïðèìåíåíèåì âîçäóøíûõ ïðîöåäóð. Ðåàáèëèòàöèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â óñëîâèÿõ äèñïàíñåðíîãî ïîëèêëèíè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ ñòàâèò çàäà÷ó çàêðåïèòü ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû, äîñòèãíóòûå íà ýòàïå ñòàöèîíàðíîãî è ñàíàòîðíîãî ëå÷åíèÿ, è ïðîâåñòè êîìïëåêñ ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåð, íàïðàâëåííûõ íà äîñòèæåíèå óñòîé÷èâîé ðåìèññèè. Êîìïëåêñíîå èñïîëüçîâàíèå ñïåöèôè÷åñêîé äåñåíñèáèëèçàöèè, ðàöèîíàëüíîãî ðåæèìà, äèåòîòåðàïèè, ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ìåòîäîâ, ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü äëèòåëüíîé è óñòîé÷èâîé ðåìèññèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ñ íîðìàëèçàöèåé ôóíêöèè áðîíõîëåãî÷íîãî àïïàðàòà è âîññòàíîâëåíèåì ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè.

Источник