Курсовая работа профилактика бронхиальной астмы

Курсовая работа профилактика бронхиальной астмы thumbnail

Автор: nastia452s  •  Май 3, 2018  •  Курсовая работа  •  8,825 Слов (36 Страниц)  •  2,280 Просмотры

Страница 1 из 36

Оглавление

Введение        3

1. Теоретическая часть        6

1.1. Литературный обзор        6

1.2. Определение        13

1.3. Этиология        14

1.4. Патогенез        16

1.5.  Классификация        17

1.6.  Клиническая картина        19

1.7.  Осложнения        22

1.8.  Диагностика БА на догоспитальном этапе        25

1.9.  Дифференциальная диагностика        29

1.10. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе        31

2. Практическая часть        40

Заключение        48

Список литературы        50

Список сокращений        51

Приложения        52

Введение

Актуальность темы

На сегодняшний день человечество находится под постоянным воздействием неблагоприятных природных и антропогенных факторов окружающей среды, что обуславливает рост аллергопатологии.Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах мира, показали,что бронхиальная астма (БА) относится к числуодних из наиболее распространенных хронических заболеваний дыхательных путей, и  частота ее возникновения продолжает расти. Рост заболеваемости астмой совпал с изменением как окружающей среды, так и образа жизни людей. Эта патология является проблемой мирового масштаба, охватив все континенты (9, с. 13).

Заболеваемость БА в соответствии с возрастными категориями составляет от 10 — 20 лет — 14%, от 20 — 40 лет — 17%. В зрелом возрасте среди 40-50-летних заболевает 10%, от 50 до 60 лет — 6%, старше 60 –около 2%. У 80% больных, у которых бронхиальная астма началась в раннем детстве, к моменту полового созревания все ее проявления исчезают или становятся значительно менее выраженными. Примерно у 20% из этого числа заболевание возвращается после 45 лет. Случаи выздоровления среди людей, заболевших, будучи взрослыми, существенно более редки. Существуют различия в распространенности астмы в зависимости от пола. В возрасте 20–40 лет распространенность становится одинаковой, а после 40 лет заболевание чаще наблюдается у женщин.Также возникновение БА чаще наблюдают у городских жителей — около 7%, у сельских-5% (1, с. 47).

Проблемы бронхиальной астмы обусловленытем, что она характеризуется длительным течением с частыми рецидивами и приобретает тенденцию к более тяжелому течению, что значительно снижает качество жизни пациентов и может быть причиной инвалидизации.Выраженное обострение БА представляет определенную угрозу для жизни пациентов. Своевременная адекватная терапияв этом периоде астмы позволяет добиться восстановления бронхиальной проходимости и предотвращения осложнения болезни.Обострение бронхиальной астмы у ряда больных носит пролонгированный характер в виде астматического состояния. Основной его причиной является несвоевременное и неадекватное лечение. Продолжительность жизни таких пациентов во многом зависит от своевременного лечения астмы и серьезного отношения к заболеванию непосредственно самого пациента(9, с. 15).

В связи со всем вышеизложенным,такое заболевание как бронхиальная астма является очень актуальной проблемой в современном обществе. Изучение этого заболевания, совершенствование методов его диагностики илечения, а также определение роли фельдшера на догоспитальном этапе в выявлении его симптомов и принятии своевременных мер неотложной помощи для облегчения состояния больного, в наши дни приобретает важное  значение.

Объект исследования:бронхиальная астма.

Предмет исследования: деятельность фельдшера при неотложных состояниях у взрослых пациентов с бронхиальной астмой.

Цель:охарактеризоватьроль фельдшера при неотложных состояниях у больных с бронхиальной астмой на догоспитальном этапе.

Задачи:

1.  Проанализировать научную литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику бронхиальной астме и ее осложнениям.

3. Рассмотреть методы неотложной помощи взрослым пациентам при приступе бронхиальной астмы на догоспитальном этапе.

4. Провести описание и анализ мероприятий неотложной помощи, оказанной конкретным пациентам на догоспитальном этапе и оценить ее эффективность.

Доступно только на Essays.club

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Краснодарского края.

Специальность:

Курсовая работа

Тема: Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы

Выполнила: Кирсанова Дарья Валерьевна

Армавир
2016 год
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БА – бронхиальнаяастма
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция
НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
АД – артериальное давление
ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор
ЧДД – частота дыхательных движений
ЧСС – частота сердечных сердцебиений
ГКС — глюкокортикостероиды
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПФМ – пикфлоуметр
ВБИ – внутрибольничная инфекция
ДН – дыхательнаянедостаточность
ЛС – лекарственные средства
Содержание

Введение ________________________________________________Стр 4
Глава 1 Понятие бронхиальной астмы________________________Стр 6
1.1 Этиология_____________________________________________Стр 6
1.2 Классификация___________________ ______________________Стр 7
1.3 Клиническая картина_____________________________________Стр 8
1.4Осложнения_____________________________________________Стр
1.5 Принципы оказания первичной медицинской помощи__________Стр
1.6 Профилактика бронхиальной астмы________________________Стр 8
1.7 Сестринский процесс при бронхиальной астме_______________Стр 9

Глава 2 __________________________________________________Стр 18

Введение
Бронхиальная астма является одним из наиболее распространенных заболеваний всовременном мире. По последним данным, число больных астмой в России составляет 7 миллионов человек. Среди взрослого населения болезнь регистрируется более чем в 5% случаев, а у детей встречается около 10%. Больные бронхиальной астмой сегодня могут жить комфортно, практически не замечая своей болезни.
Заболевание может развиться в любом возрасте. У половины больных бронхиальная астма развивается в возрасте до 10лет, еще у трети — до 40 лет.
Таким образом, главным показателем эффективности терапии бронхиальной астмы является достижение и поддержание контроля над заболеванием.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние бронхиальной астмы на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии,профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при бронхиальной астмы является актуальным.
Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в лечение и профилактике бронхиальной астмы. Проанализировать действия медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы.Методы исследования: -научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;
-эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования: -организационный (сравнительный, комплексный) метод;
-субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);
-анкетирование.
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике бронхиальной астме.Задачи:
Для достижения данной цели исследования необходимо ознакомиться:
-этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы;
-клиническая картина и особенности диагностики бронхиальной астмы;
-принципы оказания первичной медицинской помощи при бронхиальной астме;
-методы обследования и подготовка к ним;
-принципы профилактики данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой).Практическое значение курсовой работы: подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи.

1.Понятие бронхиальной астмы
Бронхиальная астма- это заболевание, в основе которого лежит воспаление дыхательных путей, сопровождающееся изменением чувствительности и реактивности бронхов и проявляющееся приступом удушья. При…

Источник

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. Несмотря на тяжесть заболевания (его “неизлечимость”) при проведении адекватного лечения больные астмой длительное время сохраняют трудоспособность, что подчеркивает необходимость длительной (фактически пожизненной) терапии.

Можно отметить два важных аспекта проблемы:

1. Бронхиальная астма протекает “волнообразно”, то есть периоды обострений сменяются ремиссиями, в течение которых больной не испытывает практически никакого дискомфорта. Сам собой напрашивается вывод о необходимости проведения профилактического лечения
для удлинения периодов ремиссии;

2. В основе патологического процесса лежит хроническое воспаление, следовательно основным в терапии должно быть противовоспалительное лечение.

В терапии бронхиальной астмы можно выделить два направления:

    • лечение в период обострения;
    • терапия в период ремиссии;

Профилактическое лечение в период ремиссии
это длительный кропотливый совместный труд доктора и пациента. Задачи доктора
подобрать нужную терапию, научить пациента правильно использовать препараты и осмысленно, контролируя свое состояние, без риска для своего здоровья изменять режим лечения.

Противовоспалительная терапия — базис профилактики обострений астмы.

В настоящее время в качестве противовоспалительных препаратов используют следующие три основные группы:

  • ингаляционные кортикостероиды, а в тяжелых случаях и системные кортикостероиды;
  • ингаляционный кромогликат натрия (кромолин-натрий);
  • ингаляционный недокромил-натрий.

Выбор группы препаратов зависит от тяжести течения заболевания.

Препаратом выбора при бронхиальной астме остается кромогликат натрия (интал). Являясь мембраностабилизатором, интал (препятствующий дегрануляции тучных клеток) эффективен при большинстве типов бронхиальной астмы (атопическая бронхиальная астма, астма физического усилия и т.д.). Монопрофилактика обострений инталом возможна лишь при бронхиальной астме легкого течения: периодический прием препарата непосредственно перед возможным обострением, при интермиттирующем течении астмы (проявление симптомов реже одного раза в неделю), либо постоянный прием препарата при персистирующем характере заболевания (проявление симптомов от одного раза в неделю до одного раза в день).

При астме среднетяжелого и тяжелого течения необходимо назначение ингаляционных кортикостероидов помимо интала. Дозировка ингаляционных стероидов так же зависит от тяжести заболевания. (при астме среднетяжелого течения — до 1000мкг/сут ; при астме тяжелого течения — от 1000мкг/сут до 1600(2000)мкг/сут).

Помимо противовоспалительной терапии больные астмой среднетяжелого и тяжелого течения нуждаются в ежедневном приеме b
2-агонистов (сальбутамол) либо метилксантинов (теофилин) (что обусловлено ограничением физической активности пациентов из-за частого возникновения симптомов бронхиальной обструкции).

Система профилактики.

Профилактические мероприятия при бронхиальной астме должны представлять собой систему с надежной обратной связью. То есть объем профилактических мер должен постоянно изменяться в зависимости от состояния пациента. При этом возможно не только усиление, но и ослабление активности лечения.

Контроль астмы должен начинаться с подробного изучения причин заболевания у конкретного пациента. Нередко “элементарные” меры способны оказать значительное влияние на ход заболевания. Так при атопическом варианте астмы обнаружение причинного фактора (различные аллергены, вещества — индукторы, лекарственные препараты и т.д.) и предотвращение контакта с ним в последующем (смена жилья; региона; рабочего места; отсутствие домашних животных; изменение привязанностей пациента к определенным продуктам, веществам) способно избавить больного от клинических проявлений заболевания.

Немаловажное значение играет обучение пациентов грамотному приему препаратов, правильному использованию приспособлений для введения препаратов (дозированных аэрозолей, спейсеров, дискхалеров, турбухалеров, спинхалеров, циклохалеров) и для контроля пиковой скорости выдоха (пикфлуометров) “ПСВ”.

Пациент должен уметь: контролировать ПСВ, знать различие между препаратами базисной и симптоматической терапии, избегать триггеров астмы, распознавать признаки ухудшения заболевания и самостоятельно купировать приступы, а так же вовремя обращаться за медицинской помощью для купирования тяжелых приступов. Обучение больных астмой
длительный процесс. Пациент должен получать максимум информации о заболевании и методах его лечения. Целесообразно создание астма-клубов с обязательным участием в их работе медиков.

Длительный контроль астмы требует письменного плана лечения (алгоритма действий пациента), в план необходимо включить:

  • индивидуальную ежедневную дозу профилактических препаратов длительного действия;
  • перечисление индивидуальных триггеров астмы, которых больному необходимо избегать;
  • действия при ухудшении состояния, в том числе дозу бронходилятатора;
  • признаки ухудшения состояния: симптомы, изменения ПСВ;
  • действия при обострении астмы и при первых признаках простуды;
  • описание ситуаций, когда необходима медицинская помощь.

Пациенты должны регулярно посещать врача (несколько раз в месяц
при подборе терапии и режима больному; один раз в 2 — 6 месяцев, после достижения контроля астмы) во время которых необходимо не только контролировать изменения в состоянии пациентов, но и проверять правильность использования препаратов и приспособлений для их введения.

Дата добавления: 25.08.2000

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé: ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ, íåñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ è àêóïóíêòóðà. Îñîáåííîñòè ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, êîòîðàÿ äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðåôåðàò

íà òåìó: «Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû»

Ëå÷åíèå

Õîðîøèì ïðîòèâîàñòìàòè÷åñêèì ñðåäñòâîì ÿâëÿåòñÿ ýôåäðèí.  îòëè÷èå îò àäðåíàëèíà ýôåäðèí õîðîøî âñàñûâàåòñÿ â êèøå÷íèêå è ïîýòîìó äåéñòâóåò è ïðè âñåëåíèè âíóòðü. Ïðåèìóùåñòâîì ýôåäðèíà ïî ñðàâíåíèþ ñ àäðåíàëèíîì ÿâëÿåòñÿ òàêæå áîëåå äëèòåëüíûé ýôôåêò (4—6 ÷àñ). Îäíàêî îí èìååò è âåñüìà ñóùåñòâåííûé íåäîñòàòîê: äåéñòâèå åãî, äàæå ïðè ââåäåíèè ïîä êîæó, íàñòóïàåò ïîçäíî — ÷åðåç 40—60 ìèíóò. Ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ, ñâîéñòâåííûå àäðåíàëèíó (ñåðäöåáèåíèå, äðîæü, ãîëîâíàÿ áîëü è ò. ä.), ïðè ââåäåíèè ýôåäðèíà ìåíåå âûðàæåíû, îäíàêî îí ìîæåò âûçâàòü áåññîííèöó, äèçóðè÷åñêèå ÿâëåíèÿ, à òàêæå íàðóøåíèÿ ðèòìà ñåðäöà. Ïîýòîìó ýôåäðèí ñëåäóåò íàçíà÷àòü ãë. îáð. äíåì èëè â êîìáèíàöèè ñ áàðáèòóðàòàìè è îáëàäàþùèìè ñåäàòíâíûì äåéñòâèåì àíòèãèñòàìèííûìè ïðåïàðàòàìè (äèìåäðîë), êîòîðûå â áîëüøèíñòâî ñëó÷àåâ ïîëíîñòüþ óñòðàíÿþò ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ.

Ìåäëåííîå äåéñòâèå ýôåäðèíà èñêëþ÷àåò åãî ââåäåíèå ïîä êîæó (âìåñòî àäðåíàëèíà) äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà èëè àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Îäíàêî ïðè çàáîëåâàíèè ñðåäíåé òÿæåñòè íåðåäêî 3—4 ïðèåìà ýôåäðèíà (â äîçå 0,025—0,05 ã) ïîëíîñòüþ îñâîáîæäàþò áîëüíîãî îò ïðèñòóïîâ àñòìû í îò íåîáõîäèìîñòè âïðûñêèâàíèÿ àäðåíàëèíà. Äàæå ïðè õðîíè÷åñêîì àñòìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ýôåäðèí ïðèíîñèò áîëüíîìó íåêîòîðîå îáëåã÷åíèå è ñîêðàùàåò ÷èñëî íåîáõîäèìûõ èíúåêöèé àäðåíàëèíà.

Øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èëè ñîâåòñêèé ïðåïàðàò òåîôåäðèí è ÷åõîñëîâàöêèé — àíòàñòìàí, êîòîðûå, ïîìèìî ýôåäðèíà, ñîäåðæàò òåîôèëëèí, êîôåèí, ôåíàöåòèí, òåîáðîìèí, ëîáåëèè è äðóãèå èíãðåäèåíòû. Âåñüìà ýôôåêòèâíî ïðèìåíåïíå àäðåíîêîðòèêîòðîïíîãî ãîðìîíà (ÀÊÒÃ) è êîðòèçîíà.

Õîòÿ íè ÀÊÒÃ, íè êîðòèçîí, òàê æå êàê è ïðèâåäåííûå âûøå ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà, íå èçëå÷èâàþò àñòìû è ìåõàíèçì èõ äåéñòâèÿ íåäîñòàòî÷íî âûÿñíåí, îíè îáëàäàþò âåñüìà ìîùíûìè êóïèðóþùèìè ñâîéñòâàìè è ñíèìàþò äàæå òÿæåëûå ïðèñòóïû, âûâîäÿò áîëüíîãî èç àñòìàòè÷åñêîãî» ñîñòîÿíèÿ. ÀÊÒà ââîäèòñÿ âíóòðèìûøå÷íî ÷åðåç 6 ÷àñîâ ïî 10—5 ÅÄ, êîðòèçîí — ïî 100 ìã 1 ðàç â ñóòêè. Öåëåñîîáðàçíî îäíîâðåìåííîå íàçíà÷åíèå õëîðèñòîãî êàëüöèÿ âíóòðü è îãðàíè÷åíèå ïîâàðåííîé ñîëè.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ óæå íà 2—3-é äåíü ïðèñòóïû àñòìû ñòàíîâÿòñÿ ðåæå ïëè ïðåêðàùàþòñÿ, áîëüíûå ïîëíîñòüþ îñâîáîæäàþòñÿ îò íåîáõîäèìîñòè ïðèáåãàòü ê èíúåêöèÿì àäðåíàëèíà, ñìÿã÷àåòñÿ, à çàòåì ïîëíîñòüþ ñíèìàåòñÿ àñòìàòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå.  áëèæàéøèå äíè ïîñëå ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà, íàðÿäó ñ èñ÷åçíîâåíèåì ñèìïòîìîâ àñòìû, áûñòðî óëó÷øàåòñÿ îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíûõ, ó íèõ ïîÿâëÿåòñÿ àïïåòèò, óëó÷øàåòñÿ ñîí, ïðîõîäèò õàðàêòåðíîå äëÿ ïåðèîäà ïðèñòóïîâ äåïðåññèâíîå ñîñòîÿíèå; áîëüíûå, èñòîùåííûå äëèòåëüíûì óäóøüåì, ñðàâíèòåëüíî áûñòðî ïðèáàâëÿþò â âåñå è ò. ä.

Åñëè âíóòðèìûøå÷íîå ââåäåíèå ïðåïàðàòà íå äàåò äîñòàòî÷íîãî òåðàïåâòè÷åñêîãî ýôôåêòà, ìîæíî ïðèáåãíóòü ê êàïåëüíîìó âíóòðèâåííîìó ââåäåíèþ ÀÊÒà (5— 10 ÅÄ íà 500 ìë 5% ðàñòâîðà ãëþêîçû).

 èîñëåäíåå âðåìÿ ïðèìåíÿþòñÿ âíóòðü ãèäðîêîðòèçîí (25 -èã), ìåòèêîðòåí (5 ìã) è äð.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ëå÷åíèþ ýòèìè ãîðìîíàìè ÿâëÿþòñÿ ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áî. ëåçïü, âûðàæåïíûé àòñðîñêëåðîòè÷ññêèé êàðäèîñêëåðîç ñî ñòåíîêàðäèåé, ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ÿ: âåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, äèàáåò. Ðåìèññèÿ, íàñòóïàþùàÿ ïðè ëå÷åíèè ÀÊÒà è êîðòèçîíîì, ìîæåò äëèòüñÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèè èíúåêöèé îò íåñêîëüêèõ äíåé äî íåñêîëüêèõ íåäåëü è äàæå ìåñÿöåâ, íî ñòîéêîãî âûçäîðîâëåíèÿ îò áðîíõèàëüíîé àñòìû íå íàñòóïàåò.

Íå óñòóïàÿ â îòíîøåíèè áðîíõîëèòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ àäðåíàëèíó è ýóôèëëèíó, ÿâëÿÿñü îäíîâðåìåííî óíèâåðñàëüíûì àíòíàëëåðãè÷åñêèì ñðåäñòâîì è îêàçûâàÿ áëàãîïðèÿòíîå âëèÿíèå íà îáùåå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, ÀÊÒà è êîðòèçîí ïîêàçàíû ïðè ñàìûõ òÿæåëûõ ôîðìàõ àñòìû è äëèòåëüíûõ àñòìàòè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ, ïðè êîòîðûõ ðåìèññèÿ òîé èëè èíîé äëèòåëüíîñòè íå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòà íèêàêèìè äðóãèìè ñðåäñòâàìè.

Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ ÀÊÒà èëè êîðòèçîíîì îïðåäåëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíî â êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå. Ëå÷åíèå ïðåêðàùàåòñÿ ïîñëå íàñòóïëåíèÿ áîëåå èëè ìåíåå âûðàæåííîãî ýôôåêòà èëè ïðè âîçíèêíîâåíèè ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé.Çàêîíîìåðíîé çàâèñèìîñòè ìåæäó äëèòåëüíîñòüþ ëå÷åíèÿ, îáùåé äîçîé ïðåïàðàòîâ è ñòîéêîñòüþ ðåìèññèè íå îòìå÷àåòñÿ. Ïîýòîìó, öåëåñîîáðàçíî îãðàíè÷èâàòüñÿ äâóõ — òðåõíåäåëüíûì ñðîêîì ëå÷åíèÿ è ìèíèìàëüíîé ýôôåêòèâíîé äîçîé.

Ïðèìåíåíèå àòðîïèíà îñíîâàíî íà åãî ñïîñîáíîñòè, âñëåäñòâèå óãíåòàþùåãî äåéñòâèÿ íà îêîí÷àíèÿ áëóæäàþùåãî íåðâà, ðàññëàáëÿòü ñïàñòè÷åñêè ñîêðàùåííóþ ãëàäêóþ ìóñêóëàòóðó áðîíõîâ. Àòðîïèí èëè áåëëàäîíà ââîäÿòñÿ âíóòðü, ïîä êîæó èëè âäûõàþòñÿ â âèäå äûìà ïðè ñæèãàíèè ñòðàìîíèÿ è ãèîñöèàìèíà èëè êóðåíèè ñèãàðåò àñòìàòîëà, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñìåñü ëèñòüåâ äóðìàíà, áåëëàäîííû, ïåðå÷íîé ìÿòû, øàëôåÿ, êàëèéíîé ñåëèòðû è äð.

Êóðåíèå àñòìàòîëà â ñëó÷àÿõ ñðåäíåé òÿæåñòè âûçûâàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò êàøåëü ñ âûäåëåíèåì ãóñòîé ñëèçè è êóïèðóåò ïðèñòóï. Îäíàêî àòðîïèí ìåíåå ýôôåêòèâåí, ÷åì àäðåíàëèí. Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ñèëüíîãî ïðèñòóïà òðåáóþòñÿ èíúåêöèè áîëüøèõ äîç àòðîïèíà (äî 4 (!) ìã), ÷òî âåäåò ê íåïðèÿòíûì ïîáî÷íûì ÿâëåíèÿì (ñóõîñòü âî ðòó, íàðóøåíèå çðåíèÿ è ò.ä.). Àòðîïèí â îáû÷íûõ äîçàõ (0,5—1ìã) âíóòðü èëè ïîä êîæó ïðè ëåãêèõ ôîðìàõ îêàçûâàåò â ðÿäå ñëó÷àåâ áëàãîïðèÿòíîå äåéñòâèå. Ïðåèìóùåñòâî ïåðåä àòðîïèíîì èìååò ïëàòèôèëëèí (0,002 ïîä êîæó èëè 0,003— 0,000 ã âíóòðü), àíàëîãè÷íûé ïî ñâîåìó âëèÿíèþ íà ïàðàñèìïàòè÷åñêóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, íî ëèøåííûé óêàçàííîãî ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ, ñâîéñòâåííîãî àòðîïèíó.

Ïðè àñòìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè ó íåêîòîðûõ áîëüíûõ áëàãîïðèÿòíîå äåéñòâèå îêàçûâàþò âíóòðèâåííûå âëèâàíèÿ íîâîêàèíà (5—10 ìë 0,25—0,5% ðàñòâîðà íîâîêàèíà â ãëþêîçå). Àíòèãèñòàìèíîâûå ïðåïàðàòû (áåíàäðèë, àíòåðãàí, äèìåäðîë) íå ñòîëü ýôôåêòèâíû ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, êàê ïðè äðóãèõ àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ (êðàïèâíèöå, îòåêå Êâèíêå è äð.). Îäíàêî äèìåäðîë â äîçå 0,03—0,05 ã íà íî÷ü â ñî÷åòàíèè ñ âûøåïðèâåäåííûìè ñðåäñòâàìè îêàçûâàåò õîðîøèé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò ïðè àñòìå. Âîçìîæíî, èãðàåò ðîëü è ëåãêîå ñåäàòèâíîå äåéñòâèå ýòîãî ïðåïàðàòà. Âåñüìà âàæíîå âñïîìîãàòåëüíîå çíà÷åíèå óæå â ïåðèîä ïðèñòóïîâ èëè âî âðåìÿ àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ èìåþò îòâëåêàþùèå (áàíêè, ãîð÷è÷íèêè, ãîðÿ÷èå íîæíûå âàííû), à òàêæå îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà (òåðìîïñèñ, èïåêàêóàíà, õëîðèñòûé àììîíèé, ùåëî÷è è ò. ä.) è îñîáåííî éîäèñòûé êàëèé, îáëàäàþùèé ñâîéñòâîì ðàçæèæàòü ìîêðîòó. Ïðè íàçíà÷åíèè ïîñëåäíåãî íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü íåðåäêî íàáëþäàþùóþñÿ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê éîäó. Àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ (íàñìîðê, îòåê Êâèíêå, êðàïèâíèöà è ò. ï.) ñëóæèò àáñîëþòíûì ïîêàçàíèåì ê îòìåíå éîäèñòîãî ïðåïàðàòà. Óêàçàííûå îñíîâíûå ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê äåéñòâóþùèå íà íåïîñðåäñòâåííûå ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ïðèñòóïà è àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ.

Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ïðèñòóïû àñòìû âîçíèêàþò íà ôîíå èíôåêöèîííîãî ïîðàæåíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé è ëåãêèõ èëè ñîïðîâîæäàþò ýòè ïîðàæåíèÿ. Âîçíèêøàÿ ïîä âëèÿíèåì àëëåðãåíîâ èíôåêöèîííîé ïðèðîäû áðîíõèàëüíîé àñòìû â äàëüíåéøåì ìîæåò îñëîæíèòüñÿ âòîðè÷íîé èíôåêöèåé. Èíôåêöèîííîå ïîðàæåíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé (ñèíóèòû, òîíçèëëèòû, ïíåâìîíèè è ò. ä.) ñòîëü ÷àñòî ñîïóòñòâóåò áðîíõèàëüíîé àñòìå è îñëîæíÿåò åå, ÷òî ïî÷òè âñåãäà âîçíèêàåò âîïðîñ î áîðüáå ñ èíôåêöèåé. Âñëåäñòâèå ýòîãî íîâåéøèå ýôôåêòèâíûå àíòèèíôåêöèîííûå ñðåäñòâà (ñíà÷àëà ñóëüôàíèëàìèäû, à çàòåì è àíòèáèîòèêè) ñðàçó æå íàøëè øèðîêîå è óñïåøíîå ïðèìåíåíèå â òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû. Èíúåêöèè ïåíèöèëëèíà è ñòðåïòîìèöèíà, áèîìèöèí âíóòðü îêàçûâàþòñÿ âåñüìà ïîëåçíûìè âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ïðè ñî÷åòàíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ñ îñòðûìè èëè õðîíè÷åñêèìè íåñïåöèôè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè áðîíõîâ è ëåãêèõ.

Ïðè íàçíà÷åíèè àíòèáèîòèêîâ íàäî èìåòü â âèäó âîçìîæíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé (äåðìàòèòû, êðàïèâíèöà, îòåê Êâèíêå è äð.). Îäíàêî ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê òîìó èëè èíîìó àíòèáèîòèêó ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, íî ÿâëÿåòñÿ çàêîíîìåðíîñòüþ, è áîëüøèíñòâî èõ ïåðåíîñèò ýòè ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà õîðîøî. Âîçíèêàþùèå èíîãäà àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè îáû÷íî áûñòðî ïðîõîäÿò ïðè íàçíà÷åíèè äèìåäðîëà èëè ñàìîïðîèçâîëüíî ïîåëî îòìåíû àíòèáèîòèêîâ. Íåêîòîðûå áîëüíûå ñòðàäàþò ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ëèøü ê êàêîìó-ëèáî îäíîìó àíòèáèîòèêó, â òî âðåìÿ êàê äðóãèå íå âûçûâàþò ó íèõ íèêàêèõ ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé. Íåðåäêî âîçíèêàþùèå âûðàæåííûå âîñïàëèòåëüíûå ïðîöåññû â äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, à òàêæå ñóáôåáðèëüíàÿ òåìïåðàòóðà, íåáîëüøîå óñêîðåíèå ÐÎÝ, íåçíà÷èòåëüíîå óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ëåéêîöèòîâ â êðîâè, ãíîéíàÿ ìîêðîòà ÿâëÿþòñÿ ïðÿìûì ïîêàçàíèåì ê ïðèìåíåíèþ àíòèáèîòèêîâ èëè ñóëüôàíèëàìèäîâ. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì ñëåäóåò ñ÷èòàòü ââåäåíèå àíòèáèîòèêîâ â âèäå àýðîçîëåé (100 000— 200 000 ÁÄ ïåíèöèëëèíà â 2 ìë ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà 1—2 ðàçà â ñóòêè). Äëÿ óëó÷øåíèÿ áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè â ýòèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíî ââîäèòü âìåñòå ñ àíòèáèîòèêàìè â àýðîçîëå áðîíõîëèòè÷åñêèå ñðåäñòâà (0,5—1 ìë 0,1% ðàñòâîðà àäðåíàëèíà, 1 ìë 5% ðàñòâîðà ýôåäðèíà è ò. ä.). Ýòè ñðåäñòâà, óñòðàíÿÿ èëè óìåíüøàÿ îáòóðàöèþ áðîíõîâ, ñïîñîáñòâóþò òàêæå áîëåå ãëóáîêîìó ïðîíèêíîâåíèþ àíòèáèîòèêîâ íåïîñðåäñòâåííî â î÷àãè èíôåêöèè, ÷òî èìååò áîëüøîå òåðàïåâòè÷åñêîå çíà÷åíèå.

 âîçíèêíîâåíèè ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû è â åå òå÷åíèè áîëüøàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò öåíòðîãåííûì âëèÿíèÿì. Ïîýòîìó â ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû îñîáåííî áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàþò âîïðîñû ïñèõîòåðàïèè. Âðà÷ äîëæåí óáåäèòü áîëüíîãî â òîì, ÷òî, êàê áû òÿæåëî íè ïðîòåêàë ïðèñòóï, îí áóäåò áûñòðî êóïèðîâàí ïîä âëèÿíèåì ñïàçìîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, à òàêæå â òîì, ÷òî ïðèñòóï àñòìû íî óãðîæàåò æèçíè è ïîâòîðÿþùèåñÿ äàæå â òå÷åíèå ðÿäà ëåò ïðèñòóïû àñòìû, ïðîòåêàþùåé áåç îñëîæíåíèé, ìîãóò íå âûçâàòü õðîíè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ëåãêèõ è ò. ä. Îñîáåííî âàæíî ýòî â íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ, âî âðåìÿ ïåðâûõ ïðèñòóïîâ, êîòîðûå âñåãäà ñèëüíî òðàâìèðóþò ïñèõèêó áîëüíîãî.  äàëüíåéøåì ñàì áîëüíîé óáåæäàåòñÿ â íåñîìíåííîì âëèÿíèè îòðèöàòåëüíûõ è ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé, ñíà è áîäðñòâîâàíèÿ íà òå÷åíèå àñòìû è ò. ä. Áîëüíîìó íåîáõîäèìî ñêàçàòü î òîì, ÷òî â îòëè÷èå îò ðÿäà äðóãèõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé àñòìà ìîæåò ïðîòåêàòü ñ äëèòåëüíûìè (äàæå ìíîãîëåòíèìè) ðåìèññèÿìè, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ïîëíîñòüþ ñîõðàíèòü íå òîëüêî æèçíåñïîñîáíîñòü, íî è òðóäîñïîñîáíîñòü.

Ïðîòèâîïîêàçàíû âî âðåìÿ ïðèñòóïîâ èëèïðè àñòìàòè÷åñêîì ñîñòîÿíèè îïèàòû (ìîðôèí, ïàíòîïîí, ïðîìåäîë ï äð.). Óãíåòàþùåå äåéñòâèå íà äûõàòåëüíûé öåíòð, ïîäàâëåíèå êàøëåâîãî ðåôëåêñà è çàòðóäíåíèå îòäåëåíèÿ ìîêðîòû, à òàêæå ïîâûøåíèå ñåêðåöèè ñëèçèñòîé áðîíõîâ è óâåëè÷åíèå åå îòå÷íîñòè ïîä âëèÿíèåì âàãîòðîïíîãî äåéñòâèÿ îïèàòîâ ìîãóò óñèëèòü îáòóðàöèþ áðîíõîâ è ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó îò àñôèêñèè âî âðåìÿ ïðèñòóïà. Ïðèìåíåíèå îïèàòîâ â óêàçàííûõ ñëó÷àÿõ äîïóñòèìî îäíîêðàòíî è òîëüêî â ìèíèìàëüíûõ äîçàõ (íå áîëåå 0,01ã) â ñî÷åòàíèè ñ, àòðîïèíîì è ëèøü ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ áðîíõîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ. Ïðè äîñòàòî÷íîì èñïîëüçîâàíèè ïîñëåäíèõ íåîáõîäèìîñòè â íàçíà÷åíèè îïèàòîâ áîëüíûì áðîíõèàëüíîé àñòìîé íå âîçíèêàåò.

Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ñíîì áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â ïåðèîä ïðèñòóïîâ è àñòìàòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Èìåþùèåñÿ îòäåëüíûå ñîîáùåíèÿ îá ýôôåêòèâíîì ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ñíîì ìàëî óáåäèòåëüíû, ïîñêîëüêó â íèõ íå ïðèâåäåíû ïîäðîáíûå èñòîðèè áîëåçíè. Ïîâûøåíèå òîíóñà ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû âî âðåìÿ ñíà ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ ïðèñòóïîâ.

 îòëè÷èå îò îïèàòîâ, ââåäåíèå â êëèçìå 1,5—2,0 õëîðàëãèäðàòà â 50,0—75,0 ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà, íå îêàçûâàþùåãî óãíåòàþùåãî äåéñòâèÿ íà äûõàòåëüíûé öåíòð, ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íå ïðîòèâîïîêàçàíî. Ìîæíî òàêæå ïîëüçîâàòüñÿ íåáîëüøèìè äîçàìè áàðáèòóðàòîâ è áðîìèäàìè.

Ñðåäè ñïàçìîëèòè÷åñêèõ ñðåäñòâ øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ëåãêî ïðîòåêàþùåé áðîíõèàëüíîé àñòìå êåëëèí, ïàïàâåðèí, òèôåí, à òàêæå ïðîòèâîàñòìàòè÷åñêàÿ ìèêñòóðà Ï. È. Òðàñêîâà è Ì. Ä. Ñêðûïíèêà.

Âîçìîæíà ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû íà îñíîâå àëëåðãè÷åñêîé òåîðèè. Íåêîòîðûå ôîðìû àñòìû, ñâÿçàííûå ñ íàëè÷èåì â îêðóæàþùåé âíåøíåé ñðåäå, â ïðîèçâîäñòâåííîé èëè áûòîâîé îáñòàíîâêå îïðåäåëåííîãî àëëåðãåíà, ê êîòîðîìó áîëüíîé ñåíñèáèëèçèðîâàí (ñåííàÿ àñòìà, ïðîôåññèîíàëüíàÿ (óðñîëîâàÿ, èïåêàêóàíîâàÿ è äð.), ïèùåâàÿ, èíãàëÿöèîííàÿ (äóõè, öâåòû, ïåðõîòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ è ò. ï.), ëåãêî èçëå÷èâàþòñÿ, åñëè â ñàìîì íà÷àëå çàáîëåâàíèÿ óñòðàíÿåòñÿ êîíòàêò ñ óêàçàííûìè ôàêòîðàìè. Äðóãèì ìåòîäîì ýòèîëîãè÷åñêîé òåðàïèè ÿâëÿåòñÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ ñïåöèôè÷íûì äëÿ äàííîãî áîëüíîãî àëëåðãåíîì. Îäíàêî êàê óñòðàíåíèå êîíòàêòà, òàê è ñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ ìîãóò îêàçàòüñÿ ýôôåêòèâíûìè ëèøü â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà èìååòñÿ ìîíîâàëåíòíàÿ (ê îäíîìó îïðåäåëåííîìó àëëåðãåíó) ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü.  ñðàâíèòåëüíî êîðîòêèå ñðîêè ðàçâèâàåòñÿ ïîëèâàëåíòíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü êî ìíîãèì àëëåðãåíàì, è ñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, òàê æå êàê è óñòðàíåíèå êîíòàêòà, ñòàíîâÿòñÿ ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíûìè. Ïîýòîìó â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äåëàþòñÿ ïîïûòêè íåñïåöèôè÷åñêîé äåñåíñèáèëèçàöèè, íàïðàâëåííîé íà èçìåíåíèå ðåàêòèâíîñòè ìàêðîîðãàíèçìà. Ê íåñïåöèôè÷åñêèì ìåòîäàì îòíîñÿòñÿ ãèñòàìèíîôèçèîòåðàïèÿ, êóðîðòíîå ëå÷åíèå, ïðîòåèíîòåðàïèÿ, òêàíåâàÿ òåðàïèè, øîêîâàÿ òåðàïèÿ, ãèïåðòåðìèÿ, ëå÷åíèå ï÷åëèíûì ÿäîì, íåîáåíçèíîë, àêóïóíêòóðà è ò. ä.

Îïðåäåëåíèå ýôôåêòèâíîñòè óêàçàííûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ ïðåäñòàâëÿåò î÷åíü áîëüøèå òðóäíîñòè, ïîñêîëüêó âñå îíè íå ÿâëÿþòñÿ êóïèðóþùèìè, ò. å. âîçäåéñòâóþùèìè íà íåïîñðåäñòâåííûå ìåõàíèçìû ïðèñòóïà, à ñ äðóãîé ñòîðîíû, íàñòóïàþùåå ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ óëó÷øåíèå ìîæåò ðàñöåíèâàòüñÿ êàê ñâîéñòâåííàÿ áðîíõèàëüíîé àñòìå ñàìîïðîèçâîëüíàÿ ðåìèññèÿ. Áëàãîïðèÿòíûå ðåçóëüòàòû îò ïðèìåíåíèÿ íîâûõ ñðåäñòâ ïðè ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìå, íà òå÷åíèå êîòîðîé îêàçûâàþò î÷åíü áîëüøîå âëèÿíèå öåíòðîãåííûå ìîìåíòû, äîëæíû áûòü â çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè îòíåñåíû çà ñ÷åò ïñèõîòåðàïèè. Êîñâåííûì ïîäòâåðæäåíèåì òàêîãî ñóæäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ñðàâíèòåëüíî áûñòðî íàñòóïàåò ðàçî÷àðîâàíèå âðà÷åé è áîëüíûõ â îòíîøåíèè ïîäàâëÿþùåãî áîëüøèíñòâà ýòèõ ñðåäñòâ.

Ìíîãî ñòîðîííèêîâ åùå íàõîäèò âàêöèíîòåðàïèÿ è. â ÷àñòíîñòè, ëå÷åíèå àóòîâàêöèíîé, èçãîòîâëåííîé èç ìîêðîòû áîëüíîãî.

Áîëüøîå çíà÷åíèå â ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû èìååò ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è, â ÷àñòíîñòè, äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà, öåëüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ òðåíèðîâêà áîëüíîãî â ïîëüçîâàíèè áðþøíûì äûõàíèåì ïî âðåìÿ âûäîõà. Âîçìîæíî áîëåå ïîëíûé è äëèòåëüíûé âûäîõ ïðè îòíîñèòåëüíî êîðîòêîì âäîõå (îòíîøåíèå äëèòåëüíîñòè âäîõà ê äëèòåëüíîñòè âûäîõà 2:5(6)). Òàêèå óïðàæíåíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî äîëæíû ïîâòîðÿòüñÿ â òå÷åíèå 5 ìèíóò äî 3—4 ðàç â äåíü. Âîïðîñ î âûáîðå êóðîðòà äîëæåí ðåøàòüñÿ ñ áîëüøîé îñòîðîæíîñòüþ, â êàæäîì îòäåëüíîì ñëó÷àå èíäèâèäóàëüíî.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî íà êóðîðòå ìîæåò íå òîëüêî íå óëó÷øèòüñÿ, íî íàñòîëüêî óõóäøèòüñÿ, ÷òî îí âûíóæäåí íåìåäëåííî âîçâðàùàòüñÿ íà ïîñòîÿííîå ìåñòî æèòåëüñòâà. Âñÿêàÿ ïîåçäêà íà êóðîðò ïîýòîìó ïðåäñòàâëÿåò äëÿ áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé èçâåñòíûé ðèñê, î ÷åì îí äîëæåí áûòü ïðåäóïðåæäåí. Îäíàêî âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî íà êóðîðòå óëó÷øàåòñÿ, ïðèñòóïû ñòàíîâÿòñÿ ëåã÷å è ðåæå è âñêîðå ìîãóò ñîâñåì ïðåêðàòèòüñÿ. Íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì, êàê ïîêàçûâàþò èññëåäîâàíèè îòå÷åñòâåííûõ àâòîðîâ (Ñ. Ô. Ãîòòåñôðèä, II. Ã. Ìàêàðîâ), ÿâëÿåòñÿ êëèìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â Êèñëîâîäñêå è íà Þæíîì áåðåãó Êðûìà.

Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû äîëæíà áûòü ïîñòðîåíà ïî ïðèíöèïó äèñïàíñåðèçàöèè, êîòîðàÿ â äàííîì ñëó÷àå äîëæíà âêëþ÷èòü íå òîëüêî ó÷åò áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, íî è ëèö, ñòðàäàþùèõ äðóãèìè àëëåðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, ïîñêîëüêó â äàëüíåéøåì ñ âîçðàñòîì ìîæåò ïðèõîäèòü íà ñìåíó ïîñëåäíèì èëèïðèñîåäèíèòüñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Ïðîôèëàêòèêà áðîíõèàëüíîé àñòìû, êàê è äðóãèõ àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, îñîáåííî â ñåìüÿõ, ãäå èìåþòñÿ òàêèå çàáîëåâàíèÿ, äîëæíà íà÷èíàòüñÿ óæå â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî äåòè ñðàâíèòåëüíî ÷àñòî ñåíñèáèëèçèðóþòñÿ ê íóòðèòèâíûì àëëåðãåíàì, êîòîðûå ñîäåðæàòñÿ â ÿéöàõ, ðûáå, à òàêæå ÿãîäàõ (çåìëÿíèêà, êëóáíèêà) è ò. ä. Íóòðèòèâíàÿ àëëåðãèÿ ñ âîçðàñòîì ( ê 8—10 ãîäàì) ÷àñòî ïðîõîäèò, íî íà ñìåíó åé ìîæåò ïðèéòè ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê äðóãèì àëëåðãåíàì. Íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà òåì, êàê äåòè ðåàãèðóþò íà òå èëè èíûå ïèùåâûå âåùåñòâà, îñîáåííî ïðè âêëþ÷åíèè â ìåíþ íîâûõ ïðîäóêòîâ, à òàêæå ïðè íàçíà÷åíèè ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ, âàêöèí, ñûâîðîòîê. Àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé ìîãóò íîñèòü âåñüìà ðàçíîîáðàçíûé õàðàêòåð, íà÷èíàÿ îò êîæíûõ ïðîÿâëåíèé (êðàïèâíèöà, ýêññóäàòèâíûé äèàòåç, ýêçåìà è ò. ä.), áðîíõèàëüíîé àñòìå, îòåêà Êâèíêå, âïëîòü äî òÿæåëîé àíàôèëàêñèè è ò. ä. Âíèìàíèÿ òðåáóþò è òàêèå çàáîëåâàíèÿ, êàê êîðü, êîêëþø, à òàêæå ïíåâìîíèè, íåðåäêî ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ó ñåíñèáèëèçèðîâàííûõ äåòåé âîçíèêíîâåíèåì ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Áîëüøîãî âíèìàíèÿ òðåáóþò çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé (íàñìîðêè, ïîëèïû è ò. ä.), êîòîðûå ÷àñòî ñàìè ïî ñåáå ìîãóò áûòü îòíåñåíû ê àëëåðãè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì, à òàêæå ðåöèäèâèðóþùèå èëè õðîíè÷åñêèå áðîíõèòû.

Ïî âîçìîæíîñòè ó óêàçàííûõ äåòåé ñëåäóåò ïðåäóïðåäèòü êîíòàêò ñ êîøêîé, ñîáàêîé è ò. ä.

Ïðîôèëàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå èìååò è ïðîôåññèîíàëüíûé îòáîð: ëèöà ñ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ íå äîëæíû äîïóñêàòüñÿ íà ðàáîòó, ñâÿçàííóþ ñ ñîïðèêîñíîâåíèåì ñ âåùåñòâàìè òèïà àëëåðãåíîâ.  ïðîôèëàêòèêå áðîíõèàëüíîé àñòìû è åå îñëîæíåíèé èãðàåò ðîëü ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà, ïîçâîëÿþùàÿ íåðåäêî óæå ïðè òùàòåëüíîì èçó÷åíèè èñòîðèè íàñòîÿùåãî çàáîëåâàíèÿ óñòàíîâèòü àëëåðãåí, ê êîòîðîìó ñåíñèáèëèçèðîâàí áîëüíîé, è óñòðàíèòü êîíòàêò. Íå ñëåäóåò ïîëüçîâàòüñÿ äåçîðèåíòèðóþùèìè òåðìèíàìè «àñòìîèäíûé» èëè «àñòìàòè÷åñêèé» áðîíõèò, ïîä ìàñêîé êîòîðîãî äëèòåëüíî ìîæåò ïðîòåêàòü áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, à ìåæäó òåì àäåêâàòíîãî ëå÷åíèÿ ýòè áîëüíûå íå ïîëó÷àþò äî ðàçâèòèÿ òèïè÷íîé è íåðåäêî óæå îñëîæíåííîé àñòìû. Ñëåäóåò ñâîåâðåìåííî ïðîâîäèòü ñàíàöèþ î÷àãîâ èíôåêöèè â âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ, â ïîëîñòè ðòà, ïðîôèëàêòè÷åñêè íàçíà÷àòü ñóëüôàíèëàìèäû è àíòèáèîòèêè ïðè èíòåðêóððåíòíûõ èíôåêöèÿõ.

Источник