Курсовая работа сестринский процесс при бронхиальной астме у детей
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
города Москвы
«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения
города Москвы»
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Медицинская сестра стационара»
Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»
Выполнил студент:
Курс 4
Группа 402
Специальность Сестринское дело
Руководитель
Дата защиты курсовой работы:
_________________20____ г.
Оценка:_________________
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ | |
Стр. | |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ | 3 |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА | 6 |
1.1. Этиология | 6 |
1.2. Классификация | 7 |
1.3. Клиническая картина | 8 |
1.4. Диагностика | 9 |
1.5. Осложнения | 10 |
1.6. Помощь при неотложных состояниях | 11 |
1.7.Особенности лечения | 12 |
1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз | 13 |
2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ | 16 |
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой | 19 |
2.1.1. Правила пользования ДАИ | 19 |
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии | 20 |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 23 |
3.1. Наблюдение из практики 1 | 23 |
3.2. Наблюдение из практики 2 | 26 |
3.3. Выводы | 2 28 |
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 29 |
5. ЛИТЕРАТУРА | 31 |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ | 32 |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БА – бронхиальная астма
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция
НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
АД – артериальное давление
ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор
ЧДД – частота дыхательных движений
ЧСС – частота сердечных сердцебиений
ГКС — глюкокортикостероиды
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПФМ – пикфлоуметр
ВБИ – внутрибольничная инфекция
ДН – дыхательная недостаточность
ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.
Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.
Цель исследования:
изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Задачи исследования:
изучить:
· этиологию;
· классификацию;
· клиническую картину;
· диагностику;
· осложнения;
· особенности лечения;
· профилактику;
· реабилитацию, прогноз;
проанализировать:
· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;
· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;
сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.
Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Методы исследования:
· научно-теоретический;
· аналитический;
· наблюдение;
· сравнение.
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.
1.1. Этиология
Причины точно не известны.
ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.
Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.
ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)
ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.
Триггерные факторы – провоцируют обострения БА:
ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)
ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)
ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)
ü ОРВИ
ü эмоциональные перегрузки (стресс)
ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)
ü изменение погоды
ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)
ü время суток (ночь или раннее утро)
1.2. Классификация
Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)
1. Этапы развития БА:
ü биологические дефекты у практически здоровых людей
ü состояние предастмы
ü клинически выраженная бронхиальная астма
2. Клинико-патогенетические варианты БА:
ü атопический
ü инфекционно-зависимый
ü аутоиммунный
ü дисгормональный (гормонозависимый)
ü нервно-психический
ü аспириновый
ü первично измененная реактивность бронхов и др.
Классификация БА по степени тяжести:
Интермиттирующая:
симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.
Легкая персистирующая:
симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.
Персистируюшая средней тяжести:
ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.
Тяжелая персистирующая:
ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.
Классификация БА по уровню контроля:
Контролируемая БА:
полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии
Частично контролируемая БА:
наличие ограниченного числа симптомов.
Неконтролируемая БА:
обострение БА в течение 1 недели.
1.3. Клиническая картина
Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.
В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:
Период предвестников:
вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.
Период разгара:
удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.
Период обратного развития приступа:
Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.
Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.
1.4. Диагностика:
ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.
ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
ü Аллергологическое обследование:
— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)
— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).
ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.
ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.
1.5. Осложнения:
ü астматический статус;
ü спонтанный пневмоторакс;
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
Основные факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы. Особенность принципов формирования приступа удушья. Анализ течения обострения заболевания. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Комплекс лечения и профилактики болезни.
Подобные документы
Характеристика бронхиальной астмы: ее этиология, факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, патогенез, клиническая картина, возможные осложнения и способы лечения. Принципы оказания первичной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы.
курсовая работа, добавлен 11.03.2015
Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики заболевания, возможные осложнения. Принципы оказания первичной доврачебной помощи при бронхиальной астме. Принципы лечения и профилактики заболевания.
курсовая работа, добавлен 12.03.2015
Эпидемиология, этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности клинического течения бронхиальной астмы. Методы лечения и профилактики данного заболевания. Анализ историй болезни пациентов с этим диагнозом. Сестринский процесс при бронхиальной астме.
реферат, добавлен 01.06.2019
Этиология, эпидемиология и этапы развития бронхиальной астмы, основные предрасполагающие факторы. Клиническая картина заболевания, принципы лечения и профилактики. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.
реферат, добавлен 14.12.2017
Исследование клинической картины и особенностей диагностики бронхиальной астмы. Основные принципы оказания первичной медицинской помощи при данной болезни. Характеристика лечения и профилактики хронического воспалительного заболевания дыхательных путей.
курсовая работа, добавлен 10.03.2018
Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики. Оказание первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика данного заболевания. Клинический пример. Основные положения сестринского процесса.
курсовая работа, добавлен 24.12.2017
Исследование этиологии и предрасполагающих факторов бронхиальной астмы. Изучение принципов оказания первичной медицинской помощи при данном заболевании. Определение способов лечения (манипуляций, выполняемых медицинской сестрой) и профилактики болезни.
курсовая работа, добавлен 08.06.2015
Этиология, патогенез и классификация бронхиальной астмы. Клиническая картина астматического приступа. Принципы диагностики бронхиальной астмы. План сестринского ухода за астматическим больным. Роль медицинской сестры в профилактике обострений у детей.
курсовая работа, добавлен 11.06.2016
Формы аллергической бронхиальной астмы (БА). Этапы развития БА и факторы риска возникновения заболевания. Терапия бронхиальной астмы. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Оказание помощи при приступе. Диспансерное наблюдение и профилактика БА.
реферат, добавлен 20.04.2011
Проведение аллергологического анамнеза пациента. Исследование системы органов дыхания, кровообращения и пищеварения. Характеристика приступа удушья при бронхиальной астме. Ухудшение состояния в виде затрудненного дыхания. Диагностика и лечение болезни.
история болезни, добавлен 30.04.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Ïðè÷èíû è êëàññèôèêàöèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû, êëèíèêà, îñëîæíåíèÿ. Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà áîëåçíè. Àíàëèç ðîëè ìåäèöèíñêîé ñåñòðû â îñóùåñòâëåíèè ïîìîùè äëÿ ñíèæåíèÿ óðîâíÿ îñëîæíåíèé ïðè ÁÀ, âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
18. Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà»; 2-å èçäàíèå èñï. äîï. Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ — Ìåäèà 2009. — 512 ñ.
19. Íàçàðåíêî Ã.È., Ïîëóáåíöåâà Å.È. Óïðàâëåíèå êà÷åñòâîì ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Ì.: «Ìåäèöèíà», 2000.
21. Îáùåñòâåííîå çäîðîâüå è çäðàâîîõðàíåíèå. Ïîä. Ðåä. Â.À. Ìèíÿåâà, Í.È. Âèøíÿêîâà. Ì., Ìåäïðåññ-èíôîðì, 2002.
22. Îãîðîäîâà Ë.Ì., Àáàçîâà Ô.È., Ñàëüíèêîâ Â.À., Ëåíñêàÿ Ë.Ã. è äð. Îïòèìèçàöèÿ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ êàê ðåçóëüòàò ðåàëèçàöèè àíòèàñòìàòè÷åñêîé ïðîãðàììû â Òîìñêîé îáëàñòè // Âåñòíèê Ìåæðåãèîíàëüíîé Àññîöèàöèè «Çäðàâîîõðàíåíèå Ñèáèðè», 2001, ¹2, ñ. 14-16.
23. Ðåáðîâ À.Ï., Êàðîëè Í.À.. Îñîáåííîñòè ïñèõèêè áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé // Ðîññèéñêèé ìåäèöèíñêèé æóðíàë, 2003, ¹1, ñ.23-26.
24. Ðûâêèí À.È., Àíäðèàíîâà Å.Í, Ïîáåäèíñêàÿ Í.Ñ., Î.Â. Êóçíåöîâà, è äð. Ðîëü îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì â óëó÷øåíèè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé // Ïåäèàòðèÿ ,1999, ¹6, ñ. 86-87.
25. Ðÿáóõèí Þ.Â. Îïûò ðàáîòû «àñòìà-øêîëû» â ã. Ñìîëåíñêå // Ïåäèàòðèÿ, 2001, ¹5, ñ. 97.
26. Ñàëüíèêîâ Â.À., Àáàçîâà Ô.È., Îãîðîäîâà Ë.Ì., Ëåíñêàÿ Ë.Ã. è äð. Ðåçóëüòàòû ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû ïî áîðüáå ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé â Òîìñêîé îáëàñòè / «Äåòñêàÿ áîëüíèöà», 2001, ¹4 (6), ñ, 48-49.
27. Ñåðûõ Á.Ò., Îãîðîäîâà Ë.Ì., Ãîëîâà÷åâ Á.Â., Ñèÿíîâ B.C., Âàñèëüåâà Ñ.À., Êîáÿêîâà Î.Ñ, Ëåíñêàÿ Ë.Ã. Âåäåíèå áîëüíûõ ñ íåêîíòðîëèðóåìîé áðîíõèàëüíîé àñòìîé (ïîñîáèå äëÿ âðà÷åé), — Òîìñê, 2002, 35 ñ.
28. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ðóêîâîäñòâî â 2-õ òîìàõ ïîä ðåä. À.Ô. Êðàñíîâà, Ì., 1999.
29. Ñåñòðèíñêîå äåëî. Ñïðàâî÷íèê. Ðîñòîâ-íà-Äîíó. «Ôåíèêñ», 2000.
30. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè — ÎÎÎ «Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî», 2008. — 544 ñ.
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 1
Àíêåòà
1. Ô.È.Î ïàöèåíòà
2. Âîçðàñò
3. Ïîë
4. Ìåñòî ðàáîòû, ïðîô. âðåäíîñòè
5. Âðåäíûå ïðèâû÷êè
6. Íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü
7. Ñ êàêîâî âîçðàñòà áîëååòå
8. Òèï ÁÀ
9. ×àñòîòà ïðèñòóïîâ
10. Ôàêòîðû ðèñêà
11. Ïîëüçóåòåñü ëè âû ïèêôëîóìåòðîì
12. Ïîñåùàåòå ëè âû «Øêîëû çäîðîâüÿ»
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 2
Îïðîñíèê ïî êîíòðîëþ ñèìïòîìîâ àñòìû
Äàííûé îïðîñíèê ïðåäíàçíà÷åí äëÿ îöåíêè êîíòðîëÿ ñèìïòîìîâ àñòìû ïàöèåíòàì îò 6 ëåò è ñòàðøå.
1.  ñðåäíåì, êàê ÷àñòî çà ïîñëåäíþþ íåäåëþ Âû ïðîñûïàëèñü íî÷üþ èç-çà àñòìû?
0 — Íèêîãäà
1 — Î÷åíü ðåäêî
2 — Ðåäêî
3 — Íåñêîëüêî ðàç
4 — Ìíîãî ðàç
5 — Î÷åíü ìíãîãî ðàç
6 — Íå ìîã (-ëà) ñïàòü èç-çà àñòìû
2.  ñðåäíåì, íàñêîëüêî ñèëüíû áûëè ñèìïòîìû àñòìû, êîãäà Âû ïðîñûïàëèñü óòðîì â òå÷åíèå ïîñëåäíåé íåäåëè?
0 — Ñèìïòîìîâ íå áûëî
1 — Î÷åíü ñëàáûå ñèìïòîìû
2 — Ñëàáûå ñèìïòîìû
3 — Óìåðåííûå ñèìïòîìû
4 — Äîâîëüíî ñèëüíûå ñèìïòîìû
5 — Ñèëüíûå ñèìïòîìû
6 — Î÷åíü ñèëüíûå ñèìïòîìû
3.  öåëîì, íàñêîëüêî Âû áûëè îãðàíè÷åíû â ñâîèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ è ïîâñåäíåâíûõ çàíÿòèÿõ èç-çà àñòìû â òå÷åíèå ïîñëåäíåé íåäåëè?
0 — Ñîâñåì íå îãðàíè÷åí (- à)
1 — ×óòü-÷óòü îãðàíè÷åí (- à)
2 — Íåìíîãî îãðàíè÷åí (- à)
3 — Óìåðåííî îãðàíè÷åí (- à)
4 — Î÷åíü îãðàíè÷åí (- à)
5 — ×ðåçâû÷àéíî îãðàíè÷åí (- à)
6 — Ïîëíîñòüþ îãðàíè÷åí (- à)
4.  öåëîì, áûëà ëè ó Âàñ îäûøêà èç-çà àñòìû â òå÷åíèå ïîñëåäíåé íåäåëè?
0 -Îòäûøêè íå áûëî
1 — Î÷åíü íåáîëüøàÿ
2 — Íåáîëüøàÿ
3 — Óìåðåííàÿ
4 — Äîâîëüíî ñèëüíàÿ
5 — Ñèëüíàÿ
6 — Î÷åíü ñèëüíàÿ
5.  öåëîì, êàêóþ ÷àñòü âðåìåíè â ÷åíèå ïîñëåäíåé íåäåëè ó Âàñ áûëè õðèïû â ãðóäè?
0 — Íèêîãäà
1 — Î÷åíü ðåäêî
2 — Ðåäêî
3 — Èíîãäà
4 — Çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü âðåìåíè
5 — Ïîäàâëÿþùóþ ÷àñòü âðåìåíè
6 — Âñå âðåìÿ
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 3
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 4
Àëãîðèòì äåéñòâèé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû:
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà | Îáîñíîâàíèå |
Óñïîêîèòü ïàöèåíòà, ðàññêàçàòü î ïðåõîäÿùåì õàðàêòåðå îäûøêè. | Ïîìî÷ü ïðåîäîëåòü ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû ñâÿçàííûå ñ ñîñòîÿíèåì |
Ïðè âîçìîæíîñòè — èñêëþ÷èòü âîçäåéñòâèå àëëåðãåíîâ. | Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ |
Îáåñïå÷èòü ñîáëþäåíèå ëå÷åáíî-îõðàíèòåëüíîãî ðåæèìà. | Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ |
Îáúÿñíèòü íåîáõîäèìîñòü ïðèåìà óäîáíîãî ïîëîæåíèÿ — ñèäÿ ñ óïîðîì íà ðóêè | Äëÿ îáëåã÷åíèÿ äûõàíèÿ. |
Ðàññòåãíóòü ñòåñíÿþùóþ îäåæäó, îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà, ïðè íåîáõîäèìîñòè — ïðîâåñòè îêñèãåíîòåðàïèþ. | Äëÿ óëó÷øåíèÿ äûõàíèÿ è ãàçîîáìåíà â ëåãêèõ |
Îáåñïå÷èòü òåïëûì ïèòüåì | Äëÿ ðàçæèæåíèÿ ìîêðîòû è ëó÷øåãî åå îòõîæäåíèÿ. |
Îáåñïå÷èòü ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à: èíãàëÿöèè áåðîäóàëà, â2-àãîíèñòîâ äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, ÃÊÑ. | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè. |
Îáúÿñíèòü íåîáõîäèìîñòü îãðàíè÷åíèÿ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê. | Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé |
Êîíòðîëèðîâàòü âíåøíèé âèä è ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà: ×ÄÄ, ïóëüñ, ÀÄ . | Äëÿ êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè îêàçûâàåìîé ïîìîùè è ñâîåâðåìåííîãî âûÿâëåíèÿ îñëîæíåíèé. |
Ïðè óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè ðàññêàçàòü ïàöèåíòó î ïðè÷èíàõ ïîÿâëåíèÿ îäûøêè è ìåðàõ åå ïðåäóïðåæäåíèÿ: — ÄÍ, — ñîáëþäåíèÿ ãèïîàëëåðãåííîé äèåòû, — ñîáëþäåíèÿ ðåæèìà òðóäà è îòäûõà, — ïîñòîÿííîãî ïðèåìà ËÑ, — ïðè óñèëåíèè îäûøêè — ïîëüçîâàòüñÿ ÄÀÈ (ñàëüáóòàìîë, áåðîäóàë) | Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé. |
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 5
Àëãîðèòì äåéñòâèé ìåäèöèíñêîé ñåñòðû:
Ñåñòðèíñêèå âìåøàòåëüñòâà | Îáîñíîâàíèå |
Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ôèçè÷åñêèé è ïñèõè÷åñêèé ïîêîé, óñïîêîèòü, îáúÿñíèòü, ÷òî ïðèñòóï íîñèò îáðàòèìûé õàðàêòåð. | Ïîìî÷ü ïðåîäîëåòü ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû ñâÿçàííûå ñ ñîñòîÿíèåì. |
Ïðè âîçìîæíîñòè èñêëþ÷èòü êîíòàêò ñ ïðè÷èííî çíà÷èìûì àëëåðãåíîì. | Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ |
Ïðèäàòü ïàöèåíòó óäîáíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ ñ óïîðîì íà ðóêè. | Äëÿ îáëåã÷åíèÿ äûõàíèÿ. |
Ðàññòåãíóòü ñòåñíÿþùóþ îäåæäó. | Äëÿ îáëåã÷åíèÿ äûõàíèÿ. |
Îáåñïå÷èòü äîñòóï ñâåæåãî âîçäóõà. | Óìåíüøåíèå ãèïîêñèè. |
Ñðî÷íî âûçâàòü âðà÷à ÷åðåç òðåòüå ëèöî. | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè. |
Îáåñïå÷èòü òåïëûì ïèòüåì. | Äëÿ ðàçæèæåíèÿ ìîêðîòû è ëó÷øåãî åå îòõîæäåíèÿ. |
Ïðèìåíèòü êàðìàííûé èíãàëÿòîð ñ áðîíõîëèòèêîì (áåðîòåê) èëè èíãàëÿöèþ ÷åðåç íåáóëàéçåð. | Äëÿ ñíÿòèÿ ñïàçìà ãëàäêîé ìóñêóëàòóðû áðîíõîâ. |
Ïðèãîòîâèòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû: áðîíõîëèòèêè: ñàëüáóòàìîë, òåðáóòàëèí, áåðîäóàë, àòðîâåíò, ýóôèëëèí ÃÊÑ: ïðåäíèçîëîí, ãèäðîêîðòèçîí è äð. | Äëÿ îêàçàíèÿ êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè. |
Ïîñòîÿííî êîíòðîëèðîâàòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà, ïóëüñ, ÀÄ, ×ÄÄ, õàðàêòåð ìîêðîòû. | Äëÿ êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè îêàçûâàåìîé ïîìîùè è ñâîåâðåìåííîãî âûÿâëåíèÿ îñëîæíåíèé. |
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 6
Ïðàâèëà ïîëüçîâàíèÿ ñïåéñåðîì
1. Ñíèìèòå çàùèòíûé êîëïà÷îê ñ èíãàëÿòîðà (è ñî ñïåéñåðà, åñëè îí îñíàùåí çàùèòíûì êîëïà÷êîì). Åñëè íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü ìàñêó, ïðèñîåäèíèòå å¸.
2. Îáðàòèòå âíèìàíèå íà ïîëîæåíèå èíãàëÿòîðà: áàëëîí÷èê èíãàëÿòîðà äîëæåí áûòü îáðàùåí âíèç ìóíäøòóêîì, à ââåðõ äíîì. Íè â êîåì ñëó÷àå íå íàîáîðîò!
3. Ïîñëå òîãî, êàê ñïåéñåð óæå ïðèñîåäèí¸í ê áàëëîí÷èêó, âñòðÿõíèòå àýðîçîëüíûé áàëëîí÷èê.
4. Ñäåëàéòå ãëóáîêèé âûäîõ ïåðåä íà÷àëîì èíãàëÿöèè.
5. Îõâàòèòå ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà ãóáàìè (ïëîòíî!), íî íå ñòèñêàéòå çóáû.  ïðîòèâíîì ñëó÷àå âû áóäåòå ïðåïÿòñòâîâàòü ïîïàäàíèþ àýðîçîëè.
6. Âäîõ èç ñïåéñåðà äîëæåí ïðîâîäèòüñÿ êàê ìîæíî áûñòðåå ïîñëå ðàñïûëåíèÿ àýðîçîëè (÷åðåç 1-2, äî 5 ñåêóíä). Âäîõ äîëæåí áûòü ïîëíûì, ãëóáîêèì è íå ñëèøêîì áûñòðûì.  ðÿäå ñïåéñåðîâ ðåêîìåíäóåòñÿ ñäåëàòü íåñêîëüêî âäîõîâ íà îäíó äîçó ïðåïàðàòà.
7. Çàäåðæèòå äûõàíèå íà 5-10 ñåêóíä ïîñëå èíãàëÿöèè, à çàòåì ñäåëàéòå ïîëíûé ñïîêîéíûé âûäîõ.
8. Åñëè âàì íàçíà÷åíà èíãàëÿöèÿ, ñîñòîÿùàÿ èç íåñêîëüêèõ äîç, â ýòîì ñëó÷àå ðåêîìåíäóåòñÿ èíãàëèðîâàòü ñ ïðîìåæóòêîì â 30 ñåêóíä. Ò.å. èíãàëÿöèþ ïðîâîäèì ïîñëåäîâàòåëüíî, à íå îäíîâðåìåííî.
9. Åñëè èíãàëÿöèÿ ïðîâîäèëàñü ñ èñïîëüçîâàíèåì ãîðìîíàëüíûõ ïðåïàðàòîâ, îáÿçàòåëüíî ïðîïîëîùèòå ðîò ÷èñòîé âîäîé ïîñëå ïðîâåäåíèÿ èíãàëÿöèè.  òîì ñëó÷àå, åñëè ïðèìåíÿëàñü ìàñêà — óìîéòå òàêæå ëèöî.
10. Îáÿçàòåëüíî ìîéòå ñïåéñåð âîâðåìÿ. Çàìåíó ñëåäóåò ïðîèçâîäèòü ïðè ïîâðåæäåíèè ñïåéñåðà, ëèáî ïî èñòå÷åíèè ñðîêîâ ýêñïëóàòàöèè, óêàçàííûõ â èíñòðóêöèè.
11. Ê êëàïàíàì ñïåéñåðà îòíîñèòåñü ñ îñîáîé îñòîðîæíîñòüþ.
12. Âàæíûé âîïðîñ — ïðàâèëüíàÿ î÷èñòêà (äåçèíôåêöèÿ ñïåéñåðà).
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 7
Ïðàâèëà ïîëüçîâàíèå ïèêôëîóìåðòðîì
1. Ñäâèíüòå óêàçàòåëü äî êîíöà âíèç. Ýòî óñòàíàâëèâàåò èçìåðèòåëü â íîëü.
2. Âñòàíüòå. Ñäåëàéòå ãëóáîêèé âäîõ ñ îòêðûòûì ðòîì. Äåðæèòå ïèêôëîóìåòð â îäíîé ðóêå. Íå äåðæèòå ïàëüöû íà öèôðîâîé øêàëå.
3. Áûñòðî è êðåïêî ñîæìèòå ãóáû âîêðóã ìóíäøòóêà. Íå çàêðûâàéòå ìóíäøòóê ÿçûêîì. Âûäîõíèòå êàê ìîæíî áûñòðåå è ñèëüíåå.
4. Óêàçàòåëü ïîäíèìåòñÿ ââåðõ è îñòàíîâèòñÿ. Íå òðîãàéòå óêàçàòåëü. Îòìåòüòå ÷èñëî, îêîëî êîòîðîãî îñòàíîâèëñÿ óêàçàòåëü.
5. Çàïèøèòå ýòî ÷èñëî íà ëèñòêå áóìàãè èëè îòìåòüòå íà ãðàôèêå.
6. Ïîâòîðèòå òàêîé âûäîõ åùå äâà ðàçà. Ïåðåä êàæäûì âûäîõîì ñäâèãàéòå óêàçàòåëü âíèç. Êàæäûé ðàç çàïèñûâàéòå ïîêàçàíèÿ ïðèáîðà.
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 8
ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
· Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ. Âûïîëíÿþò íàêëîíû âïåðåä, ñâîáîäíî ñâåñèâ ðóêè. Âäîõ ÷åðåç íîñ, âûäîõ ðòîì, ÷åðåç ñëîæåííûå òðóáî÷êîé ãóáû âî âðåìÿ íàêëîíà. Âûäîõ äîëæåí áûòü â 2-3 ðàçà äîëüøå âäîõà.
· Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ, ðóêè äîëæíû áûòü îïóùåíû âäîëü òóëîâèùà. Äåëàÿ âäîõ, ïîäíèìàþò êèñòè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì. Íà âûäîõå âûòÿãèâàþò ðóêè ââåðõ, à çàòåì ðàññëàáëåííî îïóñêàþò.
· Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ, ðóêè îïóùåíû. Äåëàþò ãëóáîêèé âäîõ, íà âûäîõå ñãèáàþò ïðàâóþ íîãó è, ïîìîãàÿ ñåáå ðóêàìè, ïîäòÿãèâàþò êîëåíî ê ãðóäè. Ïîâòîðÿþò äëÿ ëåâîé íîãè.
· Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñèäÿ íà ñòóëå, ñïèíó íóæíî äåðæàòü ïðÿìî, ïðèæàòîé ê ñïèíêå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Äåëàþò âäîõ, íà âûäîõå âûïîëíÿþò íàêëîí â ñòîðîíó, ñêîëüçÿ ðóêîé âíèç. Ïîâòîðÿþò â äðóãóþ ñòîðîíó.
Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äàííîãî êîìïëåêñà âûïîëíÿþò ïî 5-6 ðàç, íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ãëóáèíîé è ðèòìîì äûõàíèÿ, ïðîäîëæèòåëüíîñòü âûäîõà â 2-3 ðàçà áîëüøå âäîõà.
Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè îáîñòðåíèè áîëåçíè è ùàäÿùåì ïîëóïîñòåëüíîì ðåæèìå
1. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ïîëóëåæà íà ñïèíå (ñ ïîäëîæåííîé âûñîêîé ïîäóøêîé). Ñïîêîéíî âäûõàòü ÷åðåç íîñ, ïîäíèìàÿ æèâîò; âûäîõ ðòîì, æèâîò ïðè ýòîì íåìíîãî âòÿãèâàåòñÿ.
2. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñèäÿ íà ñòóëå, ñ îïîðîé íà ñïèíó. Íà âäîõå ïîäíÿòü ñîãíóòûå â ëîêòÿõ ðóêè ê ïëå÷àì; äåëàÿ âûäîõ, ñâåñòè ðóêè íà ãðóäè.
3. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñèäÿ íà ñòóëå. Íà âäîõå ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû; íà âûäîõå íàêëîíèòüñÿ âïåðåä-âíèç, îïóñòèâ ðóêè ê ïîëó.
Óïðàæíåíèÿ ïîâòîðÿþò ïî 5-6 ðàç, áåç ïåðåóòîìëåíèÿ ïàöèåíòà.
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 9
Äèåòà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå íàçíà÷àåòñÿ ëå÷åáíûé ñòîë ¹9, öåëü êîòîðîãî — íîðìàëèçîâàòü îáìåííûå ïðîöåññû, îáëåã÷èòü ñèìïòîìû è ïðåäóïðåäèòü íîâûå ïðèñòóïû áîëåçíè.
Äèåòà ¹9 äîëæíà îáåñïå÷èâàòü ïîñòóïëåíèå â îðãàíèçì âñåõ íåîáõîäèìûõ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ.
Ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü åæåäíåâíîãî ìåíþ íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ íîðìû, ëåãêîóñâîÿåìûå óãëåâîäû èñêëþ÷àþòñÿ, óïîòðåáëåíèå ñïåöèé è ïðèïðàâ äîïóñêàåòñÿ â î÷åíü ñêóäíîì êîëè÷åñòâå.
Åäó ðåêîìåíäóåòñÿ ãîòîâèòü â ïàðîâàðêå, îòâàðèâàòü, ëèáî çàïåêàòü. Äîïóñêàåòñÿ òóøåíèå ïðîäóêòîâ.
Ëå÷åáíûé ñòîë ¹9 ïîäðàçóìåâàåò ÷àñòîå óïîòðåáëåíèå ïèùè, ïðèìåðíî äî ïÿòè ðàç â äåíü.
Ãèïîàëëåðãåííàÿ äèåòà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå äîëæíà èìåòü ñëåäóþùèé ñîñòàâ è êàëîðèéíîñòü:
· ïðîòåèíû — îò 100 äî 130 ã;
· ëèïèäû — 85 ã;
· êîëè÷åñòâî ñëîæíûõ óãëåâîäîâ — 300 ã;
· ñðåäíåñóòî÷íàÿ ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü — îò 2600 äî 2700 êêàë;
· êîëè÷åñòâî óïîòðåáëÿåìîé æèäêîñòè — îò 1,5 äî 1,8 ë;
· êîëè÷åñòâî óïîòðåáëÿåìîé ñîëè â ñóòêè — äî 10 ã;
· ðåêîìåíäóåìàÿ òåìïåðàòóðà óïîòðåáëÿåìîé ïèùè — îò +15 äî +65°C.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник