Курсовая работа сестринский уход при бронхиальной астме

Курсовая работа сестринский уход при бронхиальной астме thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

города Москвы

«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения

города Москвы»

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«Медицинская сестра стационара»

Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»

Выполнил студент:

Курс 4­­­­

Группа 402

Специальность Сестринское дело

Руководитель

Дата защиты курсовой работы:

_________________20____ г.

Оценка:_________________

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

3

ВВЕДЕНИЕ

4

1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

6

1.1. Этиология

6

1.2. Классификация

7

1.3. Клиническая картина

8

1.4. Диагностика

9

1.5. Осложнения

10

1.6. Помощь при неотложных состояниях

11

1.7.Особенности лечения

12

1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз

13

2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

16

2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

19

2.1.1. Правила пользования ДАИ

19

2.1.2. Проведение пикфлоуметрии

20

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

23

3.1. Наблюдение из практики 1

23

3.2. Наблюдение из практики 2

26

3.3. Выводы

2 28

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

5. ЛИТЕРАТУРА

31

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

32

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БА – бронхиальная астма

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция

НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

АД – артериальное давление

ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – частота сердечных сердцебиений

ГКСглюкокортикостероиды

ПСВ — пиковая скорость выдоха

ПФМ – пикфлоуметр

ВБИвнутрибольничная инфекция

ДН – дыхательная недостаточность

ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.

Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.

Цель исследования:

изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.

Задачи исследования:

изучить:

· этиологию;

· классификацию;

· клиническую картину;

· диагностику;

· осложнения;

· особенности лечения;

· профилактику;

· реабилитацию, прогноз;

проанализировать:

· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;

· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;

сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.

Методы исследования:

· научно-теоретический;

· аналитический;

· наблюдение;

· сравнение.

1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.

1.1. Этиология

Причины точно не известны.

ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.

Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.

ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)

ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.

Триггерные факторыпровоцируют обострения БА:

ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)

ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)

ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)

ü ОРВИ

ü эмоциональные перегрузки (стресс)

ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)

ü изменение погоды

ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)

ü время суток (ночь или раннее утро)

1.2. Классификация

Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)

1. Этапы развития БА:

ü биологические дефекты у практически здоровых людей

ü состояние предастмы

ü клинически выраженная бронхиальная астма

2. Клинико-патогенетические варианты БА:

ü атопический

ü инфекционно-зависимый

ü аутоиммунный

ü дисгормональный (гормонозависимый)

ü нервно-психический

ü аспириновый

ü первично измененная реактивность бронхов и др.

Классификация БА по степени тяжести:

Интермиттирующая:

симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.

Легкая персистирующая:

симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.

Персистируюшая средней тяжести:

ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.

Тяжелая персистирующая:

ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.

Классификация БА по уровню контроля:

Контролируемая БА:

полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии

Частично контролируемая БА:

наличие ограниченного числа симптомов.

Неконтролируемая БА:

обострение БА в течение 1 недели.

1.3. Клиническая картина

Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.

В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:

Период предвестников:

вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.

Период разгара:

удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.

Период обратного развития приступа:

Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.

Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.

1.4. Диагностика:

ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

ü Аллергологическое обследование:

— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)

— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).

ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.

ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

1.5. Осложнения:

ü астматический статус;

ü спонтанный пневмоторакс;

Курсовая работа сестринский уход при бронхиальной астме

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

Îñíîâíûå ôàêòîðû, ïðåäðàñïîëàãàþùèå ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòü ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ. Àíàëèç òå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïû îêàçàíèÿ ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áîëåçíè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

3. Óòî÷íèòü íàëè÷èå àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè íà ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.

4. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.

5. Ïðèãîòîâèòü îñíàùåíèå.

6. Ïðîâåðèòü íàçâàíèå, ñðîê ãîäíîñòè ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.

7. Èçâëå÷ü ñòåðèëüíûå ëîòêè, ïèíöåò èç óïàêîâêè.

8. Ñîáðàòü îäíîðàçîâûé øïðèö.

9. Ïðèãîòîâèòü 4 âàòíûõ øàðèêà (ñàëôåòêè), ñìî÷èòü èõ êîæíûì àíòèñåïòèêîì â ëîòêå.

10. Íàäïèëèòü àìïóëó ñ ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì, ñïåöèàëüíîé ïèëî÷êîé.

11. Îäíèì âàòíûì øàðèêîì ïðîòåðåòü àìïóëó è âñêðûòü å¸.

12. Ñáðîñèòü èñïîëüçîâàííûé âàòíûé øàðèê ñ êîíöîì àìïóëû â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.

13. Íàáðàòü â øïðèö ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî èç àìïóëû, ñìåíèòü èãëó.

14. Ïîëîæèòü øïðèö â ëîòîê è òðàíñïîðòèðîâàòü â ïàëàòó.

15. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ äàííîé èíúåêöèè ïîëîæåíèå (íà æèâîòå èëè íà áîêó).

Âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû

1.Îïðåäåëèòü ìåñòî èíúåêöèè.

2.Íàäåòü ïåð÷àòêè.

3.Îáðàáîòàòü âàòíûì øàðèêîì (ñàëôåòêîé), ñìî÷åííûì êîæíûì àíòèñåïòèêîì, êîæó â ìåñòå èíúåêöèè äâàæäû (âíà÷àëå áîëüøóþ çîíó, çàòåì íåïîñðåäñòâåííî ìåñòî èíúåêöèè).

4.Âûòåñíèòü âîçäóõ èç øïðèöà, íå ñíèìàÿ êîëïà÷îê, ñíÿòü êîëïà÷îê ñ èãëû.

5.Ââåñòè èãëó â ìûøöó ïîä óãëîì 90°, îñòàâèâ 2 — 3 ìì èãëû íàä êîæåé.

6.Ïåðåíåñòè ëåâóþ ðóêó íà ïîðøåíü è ââåñòè ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.

7.Èçâëå÷ü èãëó, ïðèæàâ âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó).

8.Ïîëîæèòü èñïîëüçîâàííûé øïðèö â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.

Îêîí÷àíèå ïðîöåäóðû.

1. Ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ ìåñòà èíúåêöèè, íå îòíèìàÿ âàòû (ñàëôåòêè) îò êîæè.

2. Ïîìåñòèòü âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó) â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.

3. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ íåãî ïîëîæåíèå.

4. Óòî÷íèòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà.

5. Ïðîâåñòè äåçèíôåêöèþ èñïîëüçîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ â îòäåëüíûõ ¸ìêîñòÿõ íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.

6. Ñíÿòü ïåð÷àòêè, çàìî÷èòü èõ â ðàñòâîðå äåçñðåäñòâà íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.

7. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.

Àëãîðèòì ïðèìåíåíèå êàðìàííîãî èíãàëÿòîðà

Ïîäãîòîâêà ê ïðîöåäóðå:

1. Óòî÷íèòü ó ïàöèåíòà èíôîðìèðîâàííîñòü î ëåêàðñòâåííîì ñðåäñòâå, õîäå ïðîöåäóðû è ñîãëàñèå.

2. Ïðî÷èòàòü íàçâàíèå ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.

3. Âûìûòü ðóêè.

4. Äàòü ïàöèåíòó áàëëîí÷èê ñ ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòîì.

Çàïîìíèòå! Íå ðàñïûëÿéòå ëåêàðñòâåííûé ïðåïàðàò â âîçäóõ! Ýòî îïàñíî äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ.

5. Ïðåäëîæèòü ïàöèåíòó ñåñòü (åñëè åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò, ëó÷øå âûïîëíÿòü ïðîöåäóðó ñòîÿ, òàê êàê äûõàòåëüíàÿ ýêñêóðñèÿ ëåãêèõ ïðè ýòîì ýôôåêòèâíåå, íî ìîæíî ïðîâîäèòü èíãàëÿöèþ ñèäÿ):

à)ñíÿòü ñ èíãàëÿòîðà çàùèòíûé êîëïà÷îê;

á)ïåðåâåðíóòü áàëëîí÷èê ñ àýðîçîëåì ââåðõ äíîì è âñòðÿõíóòü åãî;

â)ñäåëàòü ãëóáîêèé âûäîõ;

ã)âçÿòü â ðîò ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà, ïëîòíî îáõâàòèâ åãî ãóáàìè; ãîëîâó ïðè ýòîì ñëåãêà çàïðîêèíóòü íàçàä;

ä)ñäåëàòü ãëóáîêèé âäîõ ÷åðåç ðîò è îäíîâðåìåííî íàæàòü íà äíî áàëëîí÷èêà;

å)èçâëå÷ü ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà èçî ðòà, çàäåðæàòü äûõàíèå íà 5-10 ñ (àêöåíòèðîâàòü íà ýòîì âíèìàíèå ïàöèåíòà!);

æ)ñäåëàòü ñïîêîéíûé âûäîõ.

Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà: ïîñëå êàæäîé èíãàëÿöèè ìóíäøòóê ïðîìûòü âîäîé ñ ìûëîì è âûòåðåòü íàñóõî

Çàïîìíèòå! Êîëè÷åñòâî èíãàëÿöèé è âðåìåííîé ïðîìåæóòîê ìåæäó íèìè îïðåäåëÿåò âðà÷.

Çàâåðøåíèå ïðîöåäóðû

1.Çàêðûòü çàùèòíûì êîëïà÷êîì èíãàëÿòîð ïîñëå ïðîìûâàíèÿ è óáðàòü åãî.

2.Âûìûòü ðóêè

3.Ñäåëàòü çàïèñü î ðåçóëüòàòàõ îáó÷åíèÿ, âûïîëíåííîé ïðîöåäóðå è ðåàêöèè íà íåå ïàöèåíòà â «Ìåäèöèíñêîé êàðòå».

13. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Ïåðåä ñåñòðèíñêèìè âìåøàòåëüñòâàìè íåîáõîäèìî ïðîâåñòè îïðîñ ïàöèåíòà èëè åãî ðîäñòâåííèêîâ, ïðîâåñòè îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå — ýòî ïîçâîëèò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îöåíèòü ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà, à òàê æå ñâîåâðåìåííî âûÿâèòü åãî íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû, óäîâëåòâîðÿòü íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà, îêàçûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü åìó è ðîäèòåëÿì. Ñôîðìèðîâàòü ïëàí óõîäà.

Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:

-íàðóøåíèå äûõàíèÿ èç — çà îòåêà ñëèçèñòîé, áðîíõîñïàçìà, ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè, ãèïîêñèè;

-äåôèöèò æèäêîñòè èç — çà ãèïåðâåíòèëÿöèè ëåãêèõ è íåäîñòàòî÷íîãî åå ïîòðåáëåíèÿ;

-íàðóøåíèå àïïåòèòà;

-íàðóøåíèå ñíà;

-äèñêîìôîðò, ñâÿçàííûé ñ íåîáõîäèìîñòüþ äëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, íåæåëàíèå ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû;

-áåñïîêîéñòâî, ÷óâñòâî òðåâîãè, ñòðàõ ïåðåä ïðèñòóïîì;

-ñíèæåíèå ïåðåíîñèìîñòè íàãðóçîê âñëåäñòâèå íåñîîòâåòñòâèÿ ïîñòóïëåíèÿ êèñëîðîäà â îðãàíèçì åãî ïîòðåáíîñòÿì;

-äåôèöèò ñàìîóõîäà;

-ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, âûçâàííàÿ âûíóæäåííûì äëèòåëüíûì ïðåáûâàíèåì äîìà èëè ãîñïèòàëèçàöèåé;

-îãðàíè÷åíèå â âûáîðå ïðîôåññèè;

-ïðèñîåäèíåíèå òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.

Öåëüþ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâêà áîëüíîãî ê äîïîëíèòåëüíûì ìåòîäàì èññëåäîâàíèÿ, çàáîðà áèîëîãè÷åñêîãî ìàòåðèàëà (êðîâü, ìîêðîòà) äëÿ ëàáîðàòîðíîãî èññëåäîâàíèÿ, âûïîëíåíèå âðà÷åáíûõ íàçíà÷åíèé ëå÷åíèÿ áîëüíîãî, îêàçàíèÿ äîâðà÷åáíîé íåîòëîæíîé ïîìîùè, ïîäãîòîâêè áîëüíîãî äëÿ êîíñóëüòàöèè äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.

14. Ôîðìèðîâàíèå çíàíèé ó ðîäèòåëåé è ïàöèåíòîâ

Îäíèì èç âàæíåéøèõ ìîìåíòîâ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå ïëàíà ïèñüìåííûõ èíñòðóêöèé ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé âî âðåìÿ ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïèñüìåííûå èíñòðóêöèè áîëüíîìó è åãî ðîäèòåëÿì äàåò íåïîñðåäñòâåííî ëå÷àùèé âðà÷. Äëÿ ëó÷øåãî âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ íåîáõîäèìî ïîâûøåíèå çíàíèé ïàöèåíòîâ è ðîäèòåëåé î áðîíõèàëüíîé àñòìå. Âàæíî, ÷òîáû áîëüíîé ïðåäñòàâëÿë ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà, åãî âîçìîæíûå ïðè÷èíû, ñèìïòîìû — ïðåäâåñòíèêè ïðèñòóïà, óìåë ïðîâîäèòü ïèêôëîóìåòðèþ, è îöåíèâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, áûë îáó÷åí ïîëüçîâàíèþ èíãàëÿòîðîì, íåáóëàéçåðîì, çíàë ëåêàðñòâà, êîòîðûå íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ òåðàïèè. Âñå ýòè çíàíèÿ ìîæíî ïîëó÷èòü çàíèìàÿñü â «Àñòìà-øêîëå» èëè â èíäèâèäóàëüíîé áåñåäå ñ âðà÷îì.

15. Ïðîôèëàêòèêà ïðèñòóïíîãî ïåðèîäà

Ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ òåðàïèÿ.Ýôôåêòèâíîñòü ìåäèêàìåíòîçíîé ïðîôèëàêòèêè îñíîâàíà íà ïðåäîòâðàùåíèè ïåðåõîäà àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé â áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Èñïîëüçîâàíèå ñîâðåìåííûõ ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, â ÷àñòíîñòè, öåòèðèçèíà, ñíèæàåò íà 20% ÷àñòîòó ôîðìèðîâàíèÿ àñòìû ó äåòåé, èìåþùèõ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê öâåòî÷íîé ïûëüöå, äîìàøíèì àëëåðãåíàì è øåðñòè æèâîòíûõ.

Ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè. Âàæíåéøåé ìåðîé ÿâëÿåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå äî 6 ìåñÿöåâ. Õàðàêòåðíî, ÷òî êîðìëåíèå ðåáåíêà èñêóññòâåííîé ìîëî÷íîé ñìåñüþ â ïåðâûå äíè æèçíè ôîðìèðóåò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ïèùåâîé àëëåðãèè è óìåíüøàåò áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ. Ïðè ýòîì è ñìåñè íà îñíîâå êîðîâüåãî ìîëîêà, è íà îñíîâå ñîè îäèíàêîâî àëëåðãåííû. Íåîáõîäèìî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, îáåñïå÷èâàòü óìåíüøåíèå âëàæíîñòè è óñòðàíåíèå èç ïîìåùåíèÿ èñòî÷íèêîâ îòêðûòîãî îãíÿ. Òàêæå âàæíà è âàêóóìíàÿ ÷èñòêà (îáåñïûëèâàíèå), ïðîãðåâ è ïðîìîðàæèâàíèå ïîñòåëüíûõ ïðèíàäëåæíîñòåé, èñïîëüçîâàíèå èîíèçàòîðîâ è âîçäóøíûõ ôèëüòðîâ. Äàííûå ìåðîïðèÿòèÿ ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå òîëüêî ïîñëå ðîäîâ, íî è âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè.

Åñëè æåíùèíà êóðèò âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, ó íîâîðîæäåííîãî óìåíüøàåòñÿ ëåãî÷íàÿ ôóíêöèÿ, ÷èñëî äûõàòåëüíûõ èíôåêöèé óâåëè÷èâàåòñÿ — è ýòî ïðèâîäèò ê ðèñêó ðàííåãî âîçíèêíîâåíèÿ àñòìû. Åñëè æå ðåáåíîê è ïîñëå ðîæäåíèÿ íàõîäèòñÿ â ïðîêóðåííîì ïîìåùåíèè, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ àëëåðãèÿ, à òÿæåñòü è ÷àñòîòà ñèìïòîìîâ àñòìû óâåëè÷èâàåòñÿ. Ìåíåå çíà÷èìîé, îäíàêî äîêàçàííîé ñ÷èòàåòñÿ ðîëü ëåòó÷èõ õèìè÷åñêèõ ðåàãåíòîâ, îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé è ãàçîâ (ïîëëþòàíòîâ).

Òåðàïèÿ èììóííîé ñèñòåìû.Àëëåðãåí-ñïåöèôè÷åñêàÿ èììóíîòåðàïèÿ (ÀÑÈÒ) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåòîäîâ ïðåäîòâðàùåíèÿ àñòìû, ñíèæàÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà ðåáåíêà íà àëëåðãåíû. Èììóíèòåò ïðèó÷àþò ïðàâèëüíî ðåàãèðîâàòü íà ðàçäðàæèòåëè, âíîñÿ èõ â ìàëîé êîíöåíòðàöèè. Îäíàêî ïðèìåíÿòü ýòó ìåòîäèêó ìîæíî ïîñëå äîñòèæåíèÿ ðåáåíêîì ÷åòûðåõëåòíåãî âîçðàñòà.

Àíòèàëëåðãåííûå ìåðû. Íàøè äåòè â òå÷åíèå ïåðâûõ ëåò ñâîåé æèçíè ïðîâîäÿò â ïîìåùåíèè 95% âðåìåíè. Øåðñòü êîøåê ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñèëüíûì èç âñåõ äîìàøíèõ àëëåðãåíîâ, à îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, âûçûâàþò àëëåðãèþ åùå ðàíüøå, ÷åì ïûëüöà ðàñòåíèé. Ïîýòîìó ñëåäóåò êàê ìîæíî òùàòåëüíåå îáåñïûëèâàòü ïîìåùåíèÿ, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ äåòè. Ýòî îäíîçíà÷íî ñíèæàåò ðèñê çàáîëåâàíèÿ àñòìîé âïîñëåäñòâèè.

À òàê æå ñì.ïðèëîæåíèå 1.

Çàêëþ÷åíèå

Òðóä ìåäèêà èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Ïðåæäå âñåãî, îí ïðåäïîëàãàåò ïðîöåññ âçàèìîäåéñòâèÿ ëþäåé. Çäåñü ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäû ïåðåïëåòàþòñÿ ñ ëè÷íîñòíûìè îòíîøåíèÿìè. Âûïîëíÿÿ ëþáóþ èíâàçèâíóþ ïðîöåäóðó, ñëåäóåò ïîìíèòü çàïîâåäü Ãèïïîêðàòà «Íå íàâðåäè» è ñäåëàòü âñå, ÷òîáû åå âûïîëíèòü.  óñëîâèÿõ òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà â ìåäèöèíå è âñå áîëüøåãî îñíàùåíèÿ áîëüíèö è ïîëèêëèíèê íîâûìè èçäåëèÿìè ìåäèöèíñêîé òåõíèêè. Ðîëü èíâàçèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ áóäåò âîçðàñòàòü. Ýòî îáÿçûâàåò ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð ñêðóïóëåçíî èçó÷àòü èìåþùèåñÿ è âíîâü ïîñòóïàþùèå òåõíè÷åñêèå ñðåäñòâà, îñâàèâàòü èííîâàöèîííûå ìåòîäèêè èõ ïðèìåíåíèÿ, à òàê æå ñîáëþäàòü äåîíòîëîãè÷åñêèå ïðèíöèïû ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè íà ðàçíûõ ýòàïàõ ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Îñîáåííîñòüþ òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿåòñÿ ïðåîáëàäàíèå îáñòðóêòèâíîãî ñèíäðîìà, íàñëîåíèå àëëåðãè÷åñêîãî êîìïîíåíòà, íàêëîííîñòü ê çàòÿæíîìó è ðåöèäèâèðóþùåìó òå÷åíèþ, ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò è îìîëîæåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, òåíäåíöèÿ ê ðàçâèòèþ òÿæåëûõ ôîðì. Ðàñòåò êîëè÷åñòâî äåòåé ñ ñî÷åòàííîé ïîëèîðãàííîé ïàòîëîãèåé, ÷òî ìîæíî îáúÿñíèòü íàëè÷èåì äèñáàëàíñà èììóííîé ñèñòåìû âñëåäñòâèè ìàññèâíîãî íåáëàãîïðèÿòíîãî ýêîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî äåòåé óñòîé÷èâûõ ê òðàäèöèîííîé òåðàïèè.

Èç îáùåãî ÷èñëà äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà äèñïàíñåðíîì ó÷åòå â ïîëèêëèíèêàõ, áîëüíûõ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôàêòè÷åñêè èìååòñÿ â 2,2-2,8 ðàçà áîëüøå, ÷åì ðåãèñòðèðóåòñÿ, ÷òî âåäåò ê íåäîñòàòî÷íîìó ëå÷åíèþ ýòîé êàòåãîðèè äåòåé. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìû 12,7%.

Ïðèìåíåíèå êîìïëåêñíîé öåëåíàïðàâëåííîé òåðàïèè ñ èñïîëüçîâàíèåì èììóíîêîððèãèþùèõ ñðåäñòâ è ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé (îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ è ïèòàíèÿ, ñàíàöèÿ ñîïóòñòâóþùèõ î÷àãîâ èíôåêöèè, ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, çàêàëèâàíèå) íà ýòàïàõ äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ (ðåàáèëèòàöèîííûå ïàëàòû, ñàíàòîðèé, ïîëèêëèíèêà) ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ îáùåïðèíÿòîé òåðàïèåé, áûñòðåå óëó÷øàåò êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè, ñîêðàùàåò ÷àñòîòó îáîñòðåíèé áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé â 2,8-3 ðàçà.

Ðàçðàáîòàííàÿ îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà (êîòîðàÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âíåäðÿåòñÿ â ïðàêòèêó) äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé,, ïîçâîëÿåò ñíèçèòü îáùåå ÷èñëî ãîñïèòàëèçàöèé â 2,2 ðàçà, ÷èñëî îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ â 2 ðàçà. Ñîçäàíèå Àñòìà-øêîëû áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü ïîâûøåíèþ ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ äåòåé, óëó÷øåíèþ äîëãîâðåìåííîãî ïðîãíîçà, à â êîíå÷íîì èòîãå è êà÷åñòâà æèçíè äåòåé.

Ðàáîòà íàä ýòîé äèïëîìíîé ðàáîòîé ïîìîãëà ìíå ãëóáæå ïîíÿòü ìàòåðèàë è ñòàëà î÷åðåäíûì ýòàïîì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ìîèõ íàâûêîâ è çíàíèé. Íåñìîòðÿ íà òðóäíîñòè â ðàáîòå è íåäîñòàòî÷íûé îïûò, ÿ ñòàðàþñü ïðèìåíÿòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ íà ïðàêòèêå, à òàêæå èñïîëüçîâàòü ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ðàáîòå ñ ïàöèåíòàìè è èõ ðîäèòåëÿìè

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ïî òåìå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà»

1.Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà»; 2-å èçäàíèå èñï. äîï. Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ — Ìåäèà 2009. — 512 ñ.

2.Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè — ÎÎÎ «Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíñòâî», 2008. — 544 ñ.

3.Øàïêèí Â.Å., Çàçäðàâíîâ À.À., Áîáðî Ë.Í. Ïàñèåøâèëè — Ñïðàâî÷íèê ïî òåðàïèè ñ îñíîâàìè ðåàáèëèòàöèè — Ì.: — Ôåíèêñ — 2007. — 275 ñ.

4.Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà — Íàó÷íî — ïðàêòè÷åñêèé è ïóáëèöèñòè÷åñêèé æóðíàë — Èçäàòåëüñêèé äîì «Ðóññêèé âðà÷» — ¹1-2010, ¹5-2010.

5.Ìåäñåñòðà — Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë — Ìåäèçäàò — ¹2-2011.

6.Áàëàáîëêèí È. È — Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ïåäèàòðèè: Ñá. íàó÷íûõ òðóäîâ / Êàçàíñêèé ìåä. èí-ò. — Êàçàíü, 1996. — Ñ 16-22.

7. Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé / Ñ.Â. Ðà÷èíñêèé, Â.Ê. Òàòî÷åíêî, Ð.Ã. Àðòàìîíîâ è äð. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1987. — 496

8. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé: äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà. Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêàÿ ïðîãðàììà — Ì.; 2004.

9. Íàöèîíàëüíàÿ ïðîãðàììà “Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà”. — Ìîñêâà, 1997, — 90 ñ.

10. Öîé À.Í., Àðõèïîâ Â.Â. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû: ïåðñïåêòèâû ãèáêîãî äîçèðîâàíèÿ ïðåïàðàòà / Consilium-Medicum, Òîì 06, ¹ 10, 2004.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник