Курсовая работа сестринский уход при бронхиальной астме
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
города Москвы
«Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения
города Москвы»
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Медицинская сестра стационара»
Тема: «Сестринский процесс при бронхиальной астме»
Выполнил студент:
Курс 4
Группа 402
Специальность Сестринское дело
Руководитель
Дата защиты курсовой работы:
_________________20____ г.
Оценка:_________________
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ | |
Стр. | |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ | 3 |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА | 6 |
1.1. Этиология | 6 |
1.2. Классификация | 7 |
1.3. Клиническая картина | 8 |
1.4. Диагностика | 9 |
1.5. Осложнения | 10 |
1.6. Помощь при неотложных состояниях | 11 |
1.7.Особенности лечения | 12 |
1.8.Профилактика, реабилитация, прогноз | 13 |
2. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ | 16 |
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой | 19 |
2.1.1. Правила пользования ДАИ | 19 |
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии | 20 |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 23 |
3.1. Наблюдение из практики 1 | 23 |
3.2. Наблюдение из практики 2 | 26 |
3.3. Выводы | 2 28 |
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 29 |
5. ЛИТЕРАТУРА | 31 |
6. ПРИЛОЖЕНИЯ | 32 |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БА – бронхиальная астма
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция
НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
АД – артериальное давление
ДАИ – дозированный аэрозольный ингалятор
ЧДД – частота дыхательных движений
ЧСС – частота сердечных сердцебиений
ГКС — глюкокортикостероиды
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПФМ – пикфлоуметр
ВБИ – внутрибольничная инфекция
ДН – дыхательная недостаточность
ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.
Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.
Цель исследования:
изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Задачи исследования:
изучить:
· этиологию;
· классификацию;
· клиническую картину;
· диагностику;
· осложнения;
· особенности лечения;
· профилактику;
· реабилитацию, прогноз;
проанализировать:
· два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса при бронхиальной астме;
· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;
сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.
Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Методы исследования:
· научно-теоретический;
· аналитический;
· наблюдение;
· сравнение.
1. БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление обусловливает развитие бронхиальной гиперреактивности, которая приводит к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля, особенно по ночам или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности обструкцией дыхательных путей в легких, которая часто бывает обратимой либо спонтанно, либо под действием лечения.
1.1. Этиология
Причины точно не известны.
ü Предрасполагающие факторы (генетически обусловленные): атопия и наследственность — определяют склонность организма к болезни.
Клинические проявления атопии: вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит.
ü Причинные факторы (индукторы) — сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания: пыль, шерсть и перхоть домашних животных, грибковый, тараканий аллерген, пыльца растений, аспирин, химические вещества на рабочем месте (хлорсодержащие, формальдегид, канифоль и др.)
ü Усугубляющие факторы – увеличивают вероятность развития астмы при воздействии индукторов: ОРВИ, курение, загрязнение воздуха, паразитарные инфекции, низкий вес при рождении.
Триггерные факторы – провоцируют обострения БА:
ü аллергены (клещ домашней пыли, пыльца растений, перхоть животных, плесень, тараканы)
ü раздражающие вещества (табачный дым, вещества, загрязняющие воздух, резкие запахи, пары, копоть)
ü физические факторы (физическая нагрузка, холодный воздух, гипервентиляция, смех, крик, плач)
ü ОРВИ
ü эмоциональные перегрузки (стресс)
ü лекарственные препараты (β-блокаторы, НПВП, пищевые добавки — тартразин)
ü изменение погоды
ü эндокринные факторы (менструальный цикл, беременность, заболевания щитовидной железы)
ü время суток (ночь или раннее утро)
1.2. Классификация
Классификация (Адо, Булатова, Федосеева)
1. Этапы развития БА:
ü биологические дефекты у практически здоровых людей
ü состояние предастмы
ü клинически выраженная бронхиальная астма
2. Клинико-патогенетические варианты БА:
ü атопический
ü инфекционно-зависимый
ü аутоиммунный
ü дисгормональный (гормонозависимый)
ü нервно-психический
ü аспириновый
ü первично измененная реактивность бронхов и др.
Классификация БА по степени тяжести:
Интермиттирующая:
симптомы реже 1 раза в неделю; обострения короткие; ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц.
Легкая персистирующая:
симптомы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день; обострения могут влиять на физическую активность и сон: ночные симптомы чаще 2 раза в месяц.
Персистируюшая средней тяжести:
ежедневные симптомы; обострения могут влиять на физическую активность и сон; ночные симптомы чаще 1 раза в неделю; ежедневный прием ингаляционных бета-2-агогнистов короткого действия.
Тяжелая персистирующая:
ежедневные симптомы; частые обострения; частые ночные симптомы; ограничение физической активности.
Классификация БА по уровню контроля:
Контролируемая БА:
полное отсутствие всех проявлений БА и нормальным уровнем спирометрии
Частично контролируемая БА:
наличие ограниченного числа симптомов.
Неконтролируемая БА:
обострение БА в течение 1 недели.
1.3. Клиническая картина
Клиническая картина БА характеризуется появлением приступов удушья легкой, средней тяжести или тяжелых.
В развитии приступа удушья условно выделяют следующие периоды:
Период предвестников:
вазомоторные реакции со стороны слизистой носа, чихание, сухость в носовой полости, зуд глаз, приступообразный кашель, затруднение отхождения мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, учащенное мочеиспускание.
Период разгара:
удушье экспираторного характера, с чувством сжатия за грудиной. Положение вынужденное, сидя с упором на руки; вдох короткий, выдох медленный, судорожный (в 2-4 раза длиннее вдоха), громкие свистящие хрипы, слышные на расстоянии («дистанционные» хрипы); участие вспомогательной мускулатуры в дыхании, кашель сухой, мокрота не отходит. Лицо бледное, при тяжелом приступе – одутловатое с синюшным оттенком, покрыто холодным потом; страх, беспокойство. Пациент с трудом отвечает на вопросы. Пульс слабого наполнения, тахикардия. При осложненном течении может переходить в астматический статус.
Период обратного развития приступа:
Имеет разную продолжительность. Мокрота разжижается, лучше откашливается, уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные. Удушье постепенно проходит.
Течение болезни циклическое: фаза обострения с характерными симптомами и данными лабораторно-инструментальных исследований сменяется фазой ремиссии.
1.4. Диагностика:
ü Клинический анализ крови: эозинофилия, может быть лейкоцитоз, увеличение СОЭ.
ü Анализ мокроты общий: мокроты стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
ü Аллергологическое обследование:
— кожные пробы (скарификационные, аппликационные, внутрикожные)
— в некоторых случаях — провокационных тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный).
ü Исследования иммуноглобулинов Е и G.
ü Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.
1.5. Осложнения:
ü астматический статус;
ü спонтанный пневмоторакс;
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
Îñíîâíûå ôàêòîðû, ïðåäðàñïîëàãàþùèå ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Îñîáåííîñòü ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ. Àíàëèç òå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ïðèíöèïû îêàçàíèÿ ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. Êîìïëåêñ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áîëåçíè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
3. Óòî÷íèòü íàëè÷èå àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè íà ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.
4. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.
5. Ïðèãîòîâèòü îñíàùåíèå.
6. Ïðîâåðèòü íàçâàíèå, ñðîê ãîäíîñòè ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.
7. Èçâëå÷ü ñòåðèëüíûå ëîòêè, ïèíöåò èç óïàêîâêè.
8. Ñîáðàòü îäíîðàçîâûé øïðèö.
9. Ïðèãîòîâèòü 4 âàòíûõ øàðèêà (ñàëôåòêè), ñìî÷èòü èõ êîæíûì àíòèñåïòèêîì â ëîòêå.
10. Íàäïèëèòü àìïóëó ñ ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì, ñïåöèàëüíîé ïèëî÷êîé.
11. Îäíèì âàòíûì øàðèêîì ïðîòåðåòü àìïóëó è âñêðûòü å¸.
12. Ñáðîñèòü èñïîëüçîâàííûé âàòíûé øàðèê ñ êîíöîì àìïóëû â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.
13. Íàáðàòü â øïðèö ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî èç àìïóëû, ñìåíèòü èãëó.
14. Ïîëîæèòü øïðèö â ëîòîê è òðàíñïîðòèðîâàòü â ïàëàòó.
15. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ äàííîé èíúåêöèè ïîëîæåíèå (íà æèâîòå èëè íà áîêó).
Âûïîëíåíèå ïðîöåäóðû
1.Îïðåäåëèòü ìåñòî èíúåêöèè.
2.Íàäåòü ïåð÷àòêè.
3.Îáðàáîòàòü âàòíûì øàðèêîì (ñàëôåòêîé), ñìî÷åííûì êîæíûì àíòèñåïòèêîì, êîæó â ìåñòå èíúåêöèè äâàæäû (âíà÷àëå áîëüøóþ çîíó, çàòåì íåïîñðåäñòâåííî ìåñòî èíúåêöèè).
4.Âûòåñíèòü âîçäóõ èç øïðèöà, íå ñíèìàÿ êîëïà÷îê, ñíÿòü êîëïà÷îê ñ èãëû.
5.Ââåñòè èãëó â ìûøöó ïîä óãëîì 90°, îñòàâèâ 2 — 3 ìì èãëû íàä êîæåé.
6.Ïåðåíåñòè ëåâóþ ðóêó íà ïîðøåíü è ââåñòè ëåêàðñòâåííîå ñðåäñòâî.
7.Èçâëå÷ü èãëó, ïðèæàâ âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó).
8.Ïîëîæèòü èñïîëüçîâàííûé øïðèö â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.
Îêîí÷àíèå ïðîöåäóðû.
1. Ñäåëàòü ëåãêèé ìàññàæ ìåñòà èíúåêöèè, íå îòíèìàÿ âàòû (ñàëôåòêè) îò êîæè.
2. Ïîìåñòèòü âàòíûé øàðèê (ñàëôåòêó) â ëîòîê äëÿ èñïîëüçîâàííûõ ìàòåðèàëîâ.
3. Ïîìî÷ü ïàöèåíòó çàíÿòü óäîáíîå äëÿ íåãî ïîëîæåíèå.
4. Óòî÷íèòü ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà.
5. Ïðîâåñòè äåçèíôåêöèþ èñïîëüçîâàííîãî îáîðóäîâàíèÿ â îòäåëüíûõ ¸ìêîñòÿõ íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.
6. Ñíÿòü ïåð÷àòêè, çàìî÷èòü èõ â ðàñòâîðå äåçñðåäñòâà íà âðåìÿ ýêñïîçèöèè.
7. Âûìûòü è îñóøèòü ðóêè.
Àëãîðèòì ïðèìåíåíèå êàðìàííîãî èíãàëÿòîðà
Ïîäãîòîâêà ê ïðîöåäóðå:
1. Óòî÷íèòü ó ïàöèåíòà èíôîðìèðîâàííîñòü î ëåêàðñòâåííîì ñðåäñòâå, õîäå ïðîöåäóðû è ñîãëàñèå.
2. Ïðî÷èòàòü íàçâàíèå ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà.
3. Âûìûòü ðóêè.
4. Äàòü ïàöèåíòó áàëëîí÷èê ñ ëåêàðñòâåííûì ïðåïàðàòîì.
Çàïîìíèòå! Íå ðàñïûëÿéòå ëåêàðñòâåííûé ïðåïàðàò â âîçäóõ! Ýòî îïàñíî äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ.
5. Ïðåäëîæèòü ïàöèåíòó ñåñòü (åñëè åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò, ëó÷øå âûïîëíÿòü ïðîöåäóðó ñòîÿ, òàê êàê äûõàòåëüíàÿ ýêñêóðñèÿ ëåãêèõ ïðè ýòîì ýôôåêòèâíåå, íî ìîæíî ïðîâîäèòü èíãàëÿöèþ ñèäÿ):
à)ñíÿòü ñ èíãàëÿòîðà çàùèòíûé êîëïà÷îê;
á)ïåðåâåðíóòü áàëëîí÷èê ñ àýðîçîëåì ââåðõ äíîì è âñòðÿõíóòü åãî;
â)ñäåëàòü ãëóáîêèé âûäîõ;
ã)âçÿòü â ðîò ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà, ïëîòíî îáõâàòèâ åãî ãóáàìè; ãîëîâó ïðè ýòîì ñëåãêà çàïðîêèíóòü íàçàä;
ä)ñäåëàòü ãëóáîêèé âäîõ ÷åðåç ðîò è îäíîâðåìåííî íàæàòü íà äíî áàëëîí÷èêà;
å)èçâëå÷ü ìóíäøòóê èíãàëÿòîðà èçî ðòà, çàäåðæàòü äûõàíèå íà 5-10 ñ (àêöåíòèðîâàòü íà ýòîì âíèìàíèå ïàöèåíòà!);
æ)ñäåëàòü ñïîêîéíûé âûäîõ.
Èíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà: ïîñëå êàæäîé èíãàëÿöèè ìóíäøòóê ïðîìûòü âîäîé ñ ìûëîì è âûòåðåòü íàñóõî
Çàïîìíèòå! Êîëè÷åñòâî èíãàëÿöèé è âðåìåííîé ïðîìåæóòîê ìåæäó íèìè îïðåäåëÿåò âðà÷.
Çàâåðøåíèå ïðîöåäóðû
1.Çàêðûòü çàùèòíûì êîëïà÷êîì èíãàëÿòîð ïîñëå ïðîìûâàíèÿ è óáðàòü åãî.
2.Âûìûòü ðóêè
3.Ñäåëàòü çàïèñü î ðåçóëüòàòàõ îáó÷åíèÿ, âûïîëíåííîé ïðîöåäóðå è ðåàêöèè íà íåå ïàöèåíòà â «Ìåäèöèíñêîé êàðòå».
13. Îñîáåííîñòè ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Ïåðåä ñåñòðèíñêèìè âìåøàòåëüñòâàìè íåîáõîäèìî ïðîâåñòè îïðîñ ïàöèåíòà èëè åãî ðîäñòâåííèêîâ, ïðîâåñòè îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå — ýòî ïîçâîëèò ìåäèöèíñêîé ñåñòðå îöåíèòü ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà, à òàê æå ñâîåâðåìåííî âûÿâèòü åãî íàñòîÿùèå è ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû, óäîâëåòâîðÿòü íàðóøåííûå æèçíåííî âàæíûå ïîòðåáíîñòè ïàöèåíòà, îêàçûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü åìó è ðîäèòåëÿì. Ñôîðìèðîâàòü ïëàí óõîäà.
Âîçìîæíûå ïðîáëåìû ïàöèåíòà:
-íàðóøåíèå äûõàíèÿ èç — çà îòåêà ñëèçèñòîé, áðîíõîñïàçìà, ãèïåðñåêðåöèè ñëèçè, ãèïîêñèè;
-äåôèöèò æèäêîñòè èç — çà ãèïåðâåíòèëÿöèè ëåãêèõ è íåäîñòàòî÷íîãî åå ïîòðåáëåíèÿ;
-íàðóøåíèå àïïåòèòà;
-íàðóøåíèå ñíà;
-äèñêîìôîðò, ñâÿçàííûé ñ íåîáõîäèìîñòüþ äëèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ, íåæåëàíèå ïðèíèìàòü ïðåïàðàòû;
-áåñïîêîéñòâî, ÷óâñòâî òðåâîãè, ñòðàõ ïåðåä ïðèñòóïîì;
-ñíèæåíèå ïåðåíîñèìîñòè íàãðóçîê âñëåäñòâèå íåñîîòâåòñòâèÿ ïîñòóïëåíèÿ êèñëîðîäà â îðãàíèçì åãî ïîòðåáíîñòÿì;
-äåôèöèò ñàìîóõîäà;
-ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, âûçâàííàÿ âûíóæäåííûì äëèòåëüíûì ïðåáûâàíèåì äîìà èëè ãîñïèòàëèçàöèåé;
-îãðàíè÷åíèå â âûáîðå ïðîôåññèè;
-ïðèñîåäèíåíèå òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.
Öåëüþ ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâêà áîëüíîãî ê äîïîëíèòåëüíûì ìåòîäàì èññëåäîâàíèÿ, çàáîðà áèîëîãè÷åñêîãî ìàòåðèàëà (êðîâü, ìîêðîòà) äëÿ ëàáîðàòîðíîãî èññëåäîâàíèÿ, âûïîëíåíèå âðà÷åáíûõ íàçíà÷åíèé ëå÷åíèÿ áîëüíîãî, îêàçàíèÿ äîâðà÷åáíîé íåîòëîæíîé ïîìîùè, ïîäãîòîâêè áîëüíîãî äëÿ êîíñóëüòàöèè äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ.
14. Ôîðìèðîâàíèå çíàíèé ó ðîäèòåëåé è ïàöèåíòîâ
Îäíèì èç âàæíåéøèõ ìîìåíòîâ ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå ïëàíà ïèñüìåííûõ èíñòðóêöèé ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà è åãî ðîäèòåëåé âî âðåìÿ ïðèñòóïà áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ïèñüìåííûå èíñòðóêöèè áîëüíîìó è åãî ðîäèòåëÿì äàåò íåïîñðåäñòâåííî ëå÷àùèé âðà÷. Äëÿ ëó÷øåãî âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ íåîáõîäèìî ïîâûøåíèå çíàíèé ïàöèåíòîâ è ðîäèòåëåé î áðîíõèàëüíîé àñòìå. Âàæíî, ÷òîáû áîëüíîé ïðåäñòàâëÿë ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà, åãî âîçìîæíûå ïðè÷èíû, ñèìïòîìû — ïðåäâåñòíèêè ïðèñòóïà, óìåë ïðîâîäèòü ïèêôëîóìåòðèþ, è îöåíèâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû, áûë îáó÷åí ïîëüçîâàíèþ èíãàëÿòîðîì, íåáóëàéçåðîì, çíàë ëåêàðñòâà, êîòîðûå íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü íà íà÷àëüíûõ ýòàïàõ òåðàïèè. Âñå ýòè çíàíèÿ ìîæíî ïîëó÷èòü çàíèìàÿñü â «Àñòìà-øêîëå» èëè â èíäèâèäóàëüíîé áåñåäå ñ âðà÷îì.
15. Ïðîôèëàêòèêà ïðèñòóïíîãî ïåðèîäà
Ôàðìàêîëîãè÷åñêàÿ òåðàïèÿ.Ýôôåêòèâíîñòü ìåäèêàìåíòîçíîé ïðîôèëàêòèêè îñíîâàíà íà ïðåäîòâðàùåíèè ïåðåõîäà àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé â áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Èñïîëüçîâàíèå ñîâðåìåííûõ ïðîòèâîàëëåðãè÷åñêèõ ñðåäñòâ, â ÷àñòíîñòè, öåòèðèçèíà, ñíèæàåò íà 20% ÷àñòîòó ôîðìèðîâàíèÿ àñòìû ó äåòåé, èìåþùèõ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê öâåòî÷íîé ïûëüöå, äîìàøíèì àëëåðãåíàì è øåðñòè æèâîòíûõ.
Ïîâûøåíèå òîëåðàíòíîñòè. Âàæíåéøåé ìåðîé ÿâëÿåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå äî 6 ìåñÿöåâ. Õàðàêòåðíî, ÷òî êîðìëåíèå ðåáåíêà èñêóññòâåííîé ìîëî÷íîé ñìåñüþ â ïåðâûå äíè æèçíè ôîðìèðóåò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ïèùåâîé àëëåðãèè è óìåíüøàåò áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ. Ïðè ýòîì è ñìåñè íà îñíîâå êîðîâüåãî ìîëîêà, è íà îñíîâå ñîè îäèíàêîâî àëëåðãåííû. Íåîáõîäèìî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, îáåñïå÷èâàòü óìåíüøåíèå âëàæíîñòè è óñòðàíåíèå èç ïîìåùåíèÿ èñòî÷íèêîâ îòêðûòîãî îãíÿ. Òàêæå âàæíà è âàêóóìíàÿ ÷èñòêà (îáåñïûëèâàíèå), ïðîãðåâ è ïðîìîðàæèâàíèå ïîñòåëüíûõ ïðèíàäëåæíîñòåé, èñïîëüçîâàíèå èîíèçàòîðîâ è âîçäóøíûõ ôèëüòðîâ. Äàííûå ìåðîïðèÿòèÿ ñëåäóåò ïðîâîäèòü íå òîëüêî ïîñëå ðîäîâ, íî è âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè.
Åñëè æåíùèíà êóðèò âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, ó íîâîðîæäåííîãî óìåíüøàåòñÿ ëåãî÷íàÿ ôóíêöèÿ, ÷èñëî äûõàòåëüíûõ èíôåêöèé óâåëè÷èâàåòñÿ — è ýòî ïðèâîäèò ê ðèñêó ðàííåãî âîçíèêíîâåíèÿ àñòìû. Åñëè æå ðåáåíîê è ïîñëå ðîæäåíèÿ íàõîäèòñÿ â ïðîêóðåííîì ïîìåùåíèè, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ àëëåðãèÿ, à òÿæåñòü è ÷àñòîòà ñèìïòîìîâ àñòìû óâåëè÷èâàåòñÿ. Ìåíåå çíà÷èìîé, îäíàêî äîêàçàííîé ñ÷èòàåòñÿ ðîëü ëåòó÷èõ õèìè÷åñêèõ ðåàãåíòîâ, îðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé è ãàçîâ (ïîëëþòàíòîâ).
Òåðàïèÿ èììóííîé ñèñòåìû.Àëëåðãåí-ñïåöèôè÷åñêàÿ èììóíîòåðàïèÿ (ÀÑÈÒ) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåòîäîâ ïðåäîòâðàùåíèÿ àñòìû, ñíèæàÿ ðåàêòèâíîñòü îðãàíèçìà ðåáåíêà íà àëëåðãåíû. Èììóíèòåò ïðèó÷àþò ïðàâèëüíî ðåàãèðîâàòü íà ðàçäðàæèòåëè, âíîñÿ èõ â ìàëîé êîíöåíòðàöèè. Îäíàêî ïðèìåíÿòü ýòó ìåòîäèêó ìîæíî ïîñëå äîñòèæåíèÿ ðåáåíêîì ÷åòûðåõëåòíåãî âîçðàñòà.
Àíòèàëëåðãåííûå ìåðû. Íàøè äåòè â òå÷åíèå ïåðâûõ ëåò ñâîåé æèçíè ïðîâîäÿò â ïîìåùåíèè 95% âðåìåíè. Øåðñòü êîøåê ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñèëüíûì èç âñåõ äîìàøíèõ àëëåðãåíîâ, à îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, âûçûâàþò àëëåðãèþ åùå ðàíüøå, ÷åì ïûëüöà ðàñòåíèé. Ïîýòîìó ñëåäóåò êàê ìîæíî òùàòåëüíåå îáåñïûëèâàòü ïîìåùåíèÿ, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ äåòè. Ýòî îäíîçíà÷íî ñíèæàåò ðèñê çàáîëåâàíèÿ àñòìîé âïîñëåäñòâèè.
À òàê æå ñì.ïðèëîæåíèå 1.
Çàêëþ÷åíèå
Òðóä ìåäèêà èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Ïðåæäå âñåãî, îí ïðåäïîëàãàåò ïðîöåññ âçàèìîäåéñòâèÿ ëþäåé. Çäåñü ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäû ïåðåïëåòàþòñÿ ñ ëè÷íîñòíûìè îòíîøåíèÿìè. Âûïîëíÿÿ ëþáóþ èíâàçèâíóþ ïðîöåäóðó, ñëåäóåò ïîìíèòü çàïîâåäü Ãèïïîêðàòà «Íå íàâðåäè» è ñäåëàòü âñå, ÷òîáû åå âûïîëíèòü.  óñëîâèÿõ òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà â ìåäèöèíå è âñå áîëüøåãî îñíàùåíèÿ áîëüíèö è ïîëèêëèíèê íîâûìè èçäåëèÿìè ìåäèöèíñêîé òåõíèêè. Ðîëü èíâàçèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ áóäåò âîçðàñòàòü. Ýòî îáÿçûâàåò ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð ñêðóïóëåçíî èçó÷àòü èìåþùèåñÿ è âíîâü ïîñòóïàþùèå òåõíè÷åñêèå ñðåäñòâà, îñâàèâàòü èííîâàöèîííûå ìåòîäèêè èõ ïðèìåíåíèÿ, à òàê æå ñîáëþäàòü äåîíòîëîãè÷åñêèå ïðèíöèïû ðàáîòû ñ ïàöèåíòàìè íà ðàçíûõ ýòàïàõ ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîãî ïðîöåññà.
Îñîáåííîñòüþ òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû ÿâëÿåòñÿ ïðåîáëàäàíèå îáñòðóêòèâíîãî ñèíäðîìà, íàñëîåíèå àëëåðãè÷åñêîãî êîìïîíåíòà, íàêëîííîñòü ê çàòÿæíîìó è ðåöèäèâèðóþùåìó òå÷åíèþ, ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò è îìîëîæåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, òåíäåíöèÿ ê ðàçâèòèþ òÿæåëûõ ôîðì. Ðàñòåò êîëè÷åñòâî äåòåé ñ ñî÷åòàííîé ïîëèîðãàííîé ïàòîëîãèåé, ÷òî ìîæíî îáúÿñíèòü íàëè÷èåì äèñáàëàíñà èììóííîé ñèñòåìû âñëåäñòâèè ìàññèâíîãî íåáëàãîïðèÿòíîãî ýêîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Óâåëè÷èâàåòñÿ ÷èñëî äåòåé óñòîé÷èâûõ ê òðàäèöèîííîé òåðàïèè.
Èç îáùåãî ÷èñëà äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà äèñïàíñåðíîì ó÷åòå â ïîëèêëèíèêàõ, áîëüíûõ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôàêòè÷åñêè èìååòñÿ â 2,2-2,8 ðàçà áîëüøå, ÷åì ðåãèñòðèðóåòñÿ, ÷òî âåäåò ê íåäîñòàòî÷íîìó ëå÷åíèþ ýòîé êàòåãîðèè äåòåé. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü áðîíõèàëüíîé àñòìû 12,7%.
Ïðèìåíåíèå êîìïëåêñíîé öåëåíàïðàâëåííîé òåðàïèè ñ èñïîëüçîâàíèåì èììóíîêîððèãèþùèõ ñðåäñòâ è ðåàáèëèòàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé (îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà äíÿ è ïèòàíèÿ, ñàíàöèÿ ñîïóòñòâóþùèõ î÷àãîâ èíôåêöèè, ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ, çàêàëèâàíèå) íà ýòàïàõ äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ (ðåàáèëèòàöèîííûå ïàëàòû, ñàíàòîðèé, ïîëèêëèíèêà) ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ îáùåïðèíÿòîé òåðàïèåé, áûñòðåå óëó÷øàåò êëèíèêî-ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè, ñîêðàùàåò ÷àñòîòó îáîñòðåíèé áðîíõîëåãî÷íûõ çàáîëåâàíèé â 2,8-3 ðàçà.
Ðàçðàáîòàííàÿ îáó÷àþùàÿ ïðîãðàììà (êîòîðàÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ âíåäðÿåòñÿ â ïðàêòèêó) äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé,, ïîçâîëÿåò ñíèçèòü îáùåå ÷èñëî ãîñïèòàëèçàöèé â 2,2 ðàçà, ÷èñëî îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ â 2 ðàçà. Ñîçäàíèå Àñòìà-øêîëû áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü ïîâûøåíèþ ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ äåòåé, óëó÷øåíèþ äîëãîâðåìåííîãî ïðîãíîçà, à â êîíå÷íîì èòîãå è êà÷åñòâà æèçíè äåòåé.
Ðàáîòà íàä ýòîé äèïëîìíîé ðàáîòîé ïîìîãëà ìíå ãëóáæå ïîíÿòü ìàòåðèàë è ñòàëà î÷åðåäíûì ýòàïîì ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ ìîèõ íàâûêîâ è çíàíèé. Íåñìîòðÿ íà òðóäíîñòè â ðàáîòå è íåäîñòàòî÷íûé îïûò, ÿ ñòàðàþñü ïðèìåíÿòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ íà ïðàêòèêå, à òàêæå èñïîëüçîâàòü ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ ïðè ðàáîòå ñ ïàöèåíòàìè è èõ ðîäèòåëÿìè
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ïî òåìå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà»
1.Ìóõèíà Ñ.À., Òàðíîâñêàÿ È.È. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ê ïðåäìåòó «Îñíîâû ñåñòðèíñêîãî äåëà»; 2-å èçäàíèå èñï. äîï. Ì.: — ÃÝÎÒÀÐ — Ìåäèà 2009. — 512 ñ.
2.Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè — ÎÎÎ «Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíñòâî», 2008. — 544 ñ.
3.Øàïêèí Â.Å., Çàçäðàâíîâ À.À., Áîáðî Ë.Í. Ïàñèåøâèëè — Ñïðàâî÷íèê ïî òåðàïèè ñ îñíîâàìè ðåàáèëèòàöèè — Ì.: — Ôåíèêñ — 2007. — 275 ñ.
4.Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà — Íàó÷íî — ïðàêòè÷åñêèé è ïóáëèöèñòè÷åñêèé æóðíàë — Èçäàòåëüñêèé äîì «Ðóññêèé âðà÷» — ¹1-2010, ¹5-2010.
5.Ìåäñåñòðà — Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêèé æóðíàë — Ìåäèçäàò — ¹2-2011.
6.Áàëàáîëêèí È. È — Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ïåäèàòðèè: Ñá. íàó÷íûõ òðóäîâ / Êàçàíñêèé ìåä. èí-ò. — Êàçàíü, 1996. — Ñ 16-22.
7. Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé / Ñ.Â. Ðà÷èíñêèé, Â.Ê. Òàòî÷åíêî, Ð.Ã. Àðòàìîíîâ è äð. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1987. — 496
8. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé: äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà. Íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêàÿ ïðîãðàììà — Ì.; 2004.
9. Íàöèîíàëüíàÿ ïðîãðàììà Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà. — Ìîñêâà, 1997, — 90 ñ.
10. Öîé À.Í., Àðõèïîâ Â.Â. Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû: ïåðñïåêòèâû ãèáêîãî äîçèðîâàíèÿ ïðåïàðàòà / Consilium-Medicum, Òîì 06, ¹ 10, 2004.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник