Лфк при астме литература

Лфк при астме литература thumbnail

1. Аматуни A.Г. О нормативах и интерпретации некоторых показателей вентиляционной функции легких // Терап. архив.- 1975. №3.- С.55-60.

2. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу.- М.: Медицина, 1983.- С.163-179.

3. Березовский Б.А., Ломинога СИ. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания.- К.: Здоров’я, 1980.-104 с.

4. Бронхиальная астма. /Под ред. проф. В.Н. Молоткова, проф. Е.Ф. Чернушенко.- К.: Здоров’я, 1984.- 224 с.

5. Булатова П.Е, Федосеев Г.Б. Бронхиальная астма. — Ленинград: Медицина, 1975.

6. Бутейко К.П. Немедикаментозное лечение больных бронхиальной астмой.- М., 1986.- 65 с.

7. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. — Санкт-Петербург: Лань, 1997.- С.141-144.

8. Вассар Э.Ф. Спирографические и пневмотахометрические исследования для установления должных величин показателей внешнего дыхания //В кн.: Труды по медицине.- Тарту, 1974.- 33 с.

9. Винокуров Д.А. Частные методики лечебной физической культуры.- М.: Медицина, 1970.- С.92-94.

10. Внутренние болезни. /Под ред. А.С. Сметнева и В. Г. Кукеса.- М.: Медицина, 1982.- С. 26-36.

11. Гордон Н. Заболевания органов дыхания и двигательная активность.- К.: Олимпийская литература, 1999.- 128 с.

12. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993.- 432 с.

13. Зайцев В.П. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания Лекция — Харьков: ХаГИФК, 1992.- 28 с.

14. Зайцев В.П. и др. Лечебная физкультура при хронических неспецифических заболеваниях легких /Учебное пособие.- Харьков: Изд-во Основа при ХГУ, 1992. — 180 с.

15. Завьялов В.И. Учебник нормальной физиологии.- К.: Здоровье, 1995.- 368

16. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура.- М.: Владос, 1999.- 223-244.

17. Ефимова Л.К. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания у детей.- К.: Здоров’я, 1988. — 88 с.

17. Ибрагимова B.C. Точечный массаж.- М.: Медицина, 1983.- С. 24-31.

18. Иванов С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой.- М.: Медгиз, 1961. — 35 с.

19. Исаев И.А. Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж.- К.: Здоровье, 1993.

20. Канаев Н.Н. и др. Система взаимосвязанных критериев оценки показателей дыхания //В кн.: Проблемы пульмонологии.- ВНИИ пульмонологии, 1980.- Вып. 8.- С.184-189.

21. Кархут В.В. Физиотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы.- К.: Здоровье, 1992.

22. Клячкин Л.М. и др. Принципы реабилитации больных бронхолегочными заболеваниями / Клиническая медицина.- М.: Медицина, 1992.- № 2.- С.105-109.

23. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких.- М.: Медицина, 1987.- 144с.

24. Кокосов АН. Основы пульмонологии, Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1976.- 320 с.

25. Кокосов А.Н., Молотков В.Н. и др. Хронические заболевания легких.- К.: Здоров’я, 1986.- 200 с.

26. Куничев Л.А. Лечебный массаж.- Ленинград: Медицина, 1985.- С.166-168.

27. Левченко В.А. Внутренние болезни.- Львов: Свет, 1995.

28. Лечебная физическая культура. /Под общ. ред. проф. Я.Е.Васильевой..- М.: ФиС, 1970.- С. 215-216.

29. Лечебная физическая культура: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под ред. С.Н.Попова.- М.: ФиС, 1988.- С.80-84.

30. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.- С.141-145.

31. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. /Под ред. АФ. Каптелина, И.П.Лебедевой.- М.: Медицина, 1995.- С.262-290.

32. Лукомский И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж.- Минск: Вышэйшая школа, 1998.- С.260-264.

33. Молоткова В.И., Чернушенко Е.Ф. Бронхиальная астма.- Киев: Здоровье, 1984.

34. Мошков В.И. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней.- М.: Медгиз, 1961.- С.228-233.

35. Мухін В.М. Фізична реабілітація.- Київ: Олімпійська література, 2000.

36. Мясников АЛ. Внутренние болезни.- М.: Медицина, 1967.- С.233-238.

37. Некратевич М.И. Комплексная терапия бронхиальной астмы Здравоохранение Белоруссии.- М.- 1981.- №6.- С.67.

38. Неспецифические заболевания легких: клиника, диагностика, лечение. Под ред. В.П.Сильвестрова и др.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.- 216с.

39. Остапчук И.О. Физиотерапия.- К.: Украинская советская энциклопедия, 1991.- 20с.

40. Оценка эффективности занятий лечебной физической культуры. Метод. указания. /Отв.ред. И.С.Дамскер.- Ленинград, 1986.- С.36-40.

41. Паров Ю. Азбука дыхания /Пер. с нем.- Минск: Полымя, 1988.- 47с.

42. Пешкова О.В.- Х., Физическая реалилитация при бронхиальной астме. Харьков, ХАГФК, 2001. С.15-60.

43. Пешкова О.В. Клініко-функціональне обґрунтування реабілітаційних рухових режимів та принципів їх побудови у тренованих та нетренованих осіб після ГРЗ.- Автор, канд. дис.- Дніпропетровськ, 1996.- 24 с.

44. Пешкова О.В. Фізична реабілітація при захворюваннях внутрішніх органів (Частина І). — Харків: ХаДІФК, 2000. — 216 с

45. Платков Е.М. Дифференциальная диагностика и дифференциальная терапия различных форм бронхиальной астмы.- Минск: Беларусь, 1986.- 173с.

46. Преварский Б.П., Плавский Л.В. Двигательный режим у больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких.- Киев: Здоров’я, 1989.- 144 с.

47. Пфулгенда Синха. Йоговское лечение распространенных болезней /Пер. с англ.- Киев: Здоров’я, 1990.- С.52-72.

48. Пульмонология. Справочное пособие. / Отв. ред. В.Н Молотков.- Киев: Наукова думка, 1985.- С.15-49.

49. Скопина Е.А. Проблемы этиологии, патогенеза, клиники и лечения бронхиальной астмы.- Ленинград, 1981.- 165 с.

50. Тельнюк AM. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей.- Харьков: Изд-во ХМИ, 1989.- 40 с.

51. Толкачев Б.С. Как бороться с астмой.- М.: Советский спорт, 1989.- 60 с.

52. Торохтин М.Д. Спелеотерапия больных бронхиальной астмой.- Киев: Здоров’я, 1987.- 96с.

53. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: Учеб. для ин-тов физ.культ. /Под ред. В.И.Правосудова.- М.: ФиС, 1980.- С.128-148.

54. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.К.Добровольского.- М.: ФиС, 1974.- С.160-180.

55. Французов Б.Л. и др. Фитотерапия неспецифических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, трахеи и бронхов.- К..: Здоров’я, 1995.- 120 с.

56. Чернушенко ЕФ. Бронхиальная астма.- К.: Здоровье, 1984.

57. Чучалин АГ. Бронхиальная астма.- М.: Медицина, 1985.- 160 с.

58. Шаталюк Б.П. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме.- К.: Здоров’я, 1985.- 64 с.

59. Шеина АН. и др. Аэрозольтерапия //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.- М.: Медицина, 1994.- № 3.- С.32-35.

60. Шестакова Т.Н. Методы оценки эффективности лечебной физической культуры при заболеваниях внутренних органов. Метод, пособие.- Минск, 1985.- С.8-16.

61. Юнусов М.А. Иммунология и бронхиальная астма.- М.: Знание, 1983.- 62с.

62 Юстав Л.Н. Патогенез астматического статуса / Терапевт, архив.- М.- № 8.- 1995.- С.43-49.

Источник

Îïðåäåëåíèå ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Îïèñàíèå ñòðîåíèÿ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà. Îáîñíîâàíèå ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Ïðèâåäåíèå ïðèìåðîâ óïðàæíåíèé, ðàññìîòðåíèå îñîáåííîñòåé èõ âûïîëíåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðîññèéñêèé Óíèâåðñèòåò Äðóæáû Íàðîäîâ

Èíñòèòóò Èíîñòðàííûõ ßçûêîâ

ÐÅÔÅÐÀÒ

íà òåìó: «Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå«

Âûïîëíèëà:

ñòóäåíòêà I êóðñà

ãðóïïû ¹111-ËÄ

Åãîðîâà Ä.Ñ.

Ìîñêâà 2012

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Îïðåäåëåíèå ËÔÊ

Ñòðîåíèå äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà

Äûõàíèå

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Îñîáåííîñòè äåéñòâèÿ ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé

Ïðèìåðû óïðàæíåíèé

Çàêëþ÷åíèå

Áèáëèîãðàôèÿ

Ââåäåíèå

Ïîâñåìåñòíî, îñîáåííî â èíäóñòðèàëüíî ðàçâèòûõ ñòðàíàõ, íàáëþäàåòñÿ çíà÷èòåëüíûé ðîñò ÷èñëà çàáîëåâàíèé äûõàòåëüíîé  ñèñòåìû, êîòîðûå âûøëè óæå íà 3-4-å ìåñòî ñðåäè ïðè÷èí ñìåðòíîñòè íàñåëåíèÿ. ×òî æå êàñàåòñÿ, íàïðèìåð, ðàêà ëåãêèõ, òî ýòî ïàòîëîãèÿ ïî åå ðàñïðîñòðàíåííîñòè îïåðåæàåò ó ìóæ÷èí âñå îñòàëüíûå çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ. Òàêîé ïîäúåì çàáîëåâàåìîñòè ñâÿçàí ñ ïîñòîÿííî óâåëè÷èâàþùåéñÿ çàãðÿçíåííîñòüþ îêðóæàþùåãî âîçäóõà, êóðåíèåì, ðàñòóùåé àëëåðãèçàöèåé íàñåëåíèÿ (ïðåæäå âñåãî çà ñ÷åò ïðîäóêöèè áûòîâîé õèìèè). Âñå ýòî â íàñòîÿùåå âðåìÿ îáóñëàâëèâàåò àêòóàëüíîñòü ñâîåâðåìåííîé äèàãíîñòèêè, ýôôåêòèâíîãî ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áîëåçíåé îðãàíîâ äûõàíèÿ.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèñòóïàìè óäóøüÿ. Îñíîâíûì óñëîâèåì, îáóñëàâëèâàþùèì ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé àñòìû, ÿâëÿåòñÿ âðîæäåííàÿ èëè ïðèîáðåòåííàÿ ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü áðîíõîâ ê ðàçäðàæèòåëÿì ðàçëè÷íîãî âèäà. Ïðîâîöèðóþùèìè ôàêòîðàìè áðîíõèàëüíîé àñòìû íàçûâàþò èíôåêöèîííûå è íåèíôåêöèîííûå ýêçîàëëåðãåíû. Çàáîëåâàíèå ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì íåñòàíäàðòíîé ðåàêöèè îðãàíèçìà íà ðàçëè÷íûå ðàçäðàæèòåëè, êîòîðûå ïðîâîöèðóþò èçìåíåíèÿ â áðîíõàõ — ïîÿâëÿåòñÿ óäóøüå, êàøåëü, îòäåëÿåòñÿ âÿçêàÿ ìîêðîòà.

 ñâîåì ðåôåðàòå ÿ ðàññìîòðþ ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå.

Îïðåäåëåíèå ËÔÊ

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, ñîñòîÿùèé â ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è åñòåñòâåííûõ ôàêòîðîâ ïðèðîäû ê áîëüíîìó ÷åëîâåêó ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèìè öåëÿìè.  îñíîâå ýòîãî ìåòîäà ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ.

Òåðìèíîì «ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà» îáîçíà÷àþò ñàìûå ðàçëè÷íûå ïîíÿòèÿ. Ýòî è äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà ïîñëå òÿæåëîé îïåðàöèè, è îáó÷åíèå õîäüáå ïîñëå òðàâìû, è ðàçðàáîòêà äâèæåíèé â ñóñòàâå ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè.

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà âîñïèòûâàåò ñîçíàòåëüíîå îòíîøåíèå ê èñïîëüçîâàíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ðàçâèâàåò ñèëó, âûíîñëèâîñòü, êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé, ïðèâèâàåò íàâûêè ãèãèåíû, çàêàëèâàåò îðãàíèçì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íèêåì íå ïîäâåðãàåòñÿ ñîìíåíèþ, ÷òî ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà, — îáÿçàòåëüíàÿ è íåîáõîäèìàÿ ñîñòàâíàÿ ÷àñòü âñåõ ðàçäåëîâ ñîâðåìåííîé ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû.

Ñòðîåíèå äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà

Äûõàòåëüíàÿ ñèñòåìà ÷åëîâåêà — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà âíåøíåå äûõàíèå, èëè îáìåí ãàçîâ ìåæäó êðîâüþ è âíåøíåé ñðåäîé è ðÿä äðóãèõ ôóíêöèé.

Ãëàâíûìè îðãàíàìè äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ÿâëÿþòñÿ ë¸ãêèå. Ëåãêèå ðàñïîëîæåíû â ãðóäíîé ïîëîñòè â îêðóæåíèè êîñòåé è ìûøö ãðóäíîé êëåòêè. Ëåãêèå îáåñïå÷èâàþò ïîñòóïëåíèå êèñëîðîäà â îðãàíèçì è óäàëåíèå èç íåãî ãàçîîáðàçíîãî ïðîäóêòà æèçíåäåÿòåëüíîñòè — óãëåêèñëîãî ãàçà. Àòìîñôåðíûé âîçäóõ ïîñòóïàåò â ëåãêèå è âûâîäèòñÿ èç íèõ áëàãîäàðÿ ñèñòåìå òðóáîê, íàçûâàåìûõ äûõàòåëüíûìè ïóòÿìè.

Âûäåëÿþò âåðõíèå è íèæíèå äûõàòåëüíûå ïóòè. Ïåðåõîä âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé â íèæíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ â ìåñòå ïåðåñå÷åíèÿ ïèùåâàðèòåëüíîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì â âåðõíåé ÷àñòè ãîðòàíè. Ñèñòåìà âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ñîñòîèò èç íîñà, íîñîãëîòêè è ðîòîãëîòêè, à òàêæå ÷àñòè÷íî ðîòîâîé ïîëîñòè, òàê êàê îíà òîæå ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà äëÿ äûõàíèÿ. Ñèñòåìà íèæíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ñîñòîèò èç ãîðòàíè, òðàõåé, áðîíõîâ, áðîíõèîë, àëüâåîë.

Ëåãêèå çàíèìàþò áîëüøóþ ÷àñòü ãðóäíîé êëåòêè. Èç äâóõ ëåãêèõ ïðàâîå îáúåìíåå, òàê êàê íåìàëîå ìåñòî â ëåâîé ñòîðîíå ãðóäíîé êëåòêè çàíèìàåò ñåðäöå. Êàæäîå ëåãêîå äåëèòñÿ íà äîëè. Ïðàâîå ëåãêîå èìååò òðè äîëè — âåðõíþþ, ñðåäíþþ è íèæíþþ. Ëåâîå ëåãêîå èìååò äâå äîëè — âåðõíþþ è íèæíþþ. Äîëè îòäåëåíû äðóã îò äðóãà è èìåþò íà ïîâåðõíîñòè æåëîáêè — áîðîçäû.

Ëåãêèå îáðàçóþò äîñòàòî÷íî ïëîòíóþ ðåøåòêó òðóáîê. Ñàìûå áîëüøèå èç íèõ — ýòî áðîíõè, êîòîðûå â âåðõíåì îòäåëå ëåãêèõ îòäåëÿþò òðàõåþ ñëåâà è ñïðàâà, âõîäÿ â âåùåñòâî ñîîòâåòñòâóþùåãî ëåãêîãî. Âíóòðè ëåãêîãî áðîíõè âåòâÿòñÿ íà âòîðè÷íûå è òðåòè÷íûå áðîíõè, êîòîðûå, â ñâîþ î÷åðåäü, äåëÿòñÿ íà áîëåå ìåëêèå òðóáêè, íàçûâàåìûå áðîíõèîëàìè. Áðîíõèîëû çàêàí÷èâàþòñÿ âîçäóøíûìè ìåøî÷êàìè, íàçûâàåìûìè àëüâåîëàìè.

Åñëè ëåãêèå óäàëèòü èç ãðóäè, îíè ñîæìóòñÿ, êàê ëîïíóâøèå âîçäóøíûå øàðèêè. Ëåãêèå íå ñæèìàþòñÿ áëàãîäàðÿ ïîâåðõíîñòíîìó íàòÿæåíèþ. Îíî ñîçäàåòñÿ æèäêîñòüþ, âûäåëÿåìîé òîíêîé ïëåâðàëüíîé îáîëî÷êîé, êîòîðàÿ ïîêðûâàåò ëåãêèå è ñòåíêè ãðóäíîé ïîëîñòè.  ëåãêèõ èìåþòñÿ äâà âèäà ïëåâðàëüíûõ îáîëî÷åê: âíóòðåííÿÿ (âèñöåðàëüíàÿ) ïëåâðà è âíåøíÿÿ (ïðèñòåíî÷íàÿ) ïëåâðà. Âèñöåðàëüíàÿ ïëåâðà ïîêðûâàåò ñàìî ëåãêîå, çàõîäÿ â åãî áîðîçäû. Ïðèñòåíî÷íàÿ ïëåâðà èçíóòðè ïîêðûâàåò ñòåíêè ãðóäíîé ïîëîñòè. Ýòè äâå îáîëî÷êè ñòûêóþòñÿ òîëüêî ó âîðîò ëåãêîãî — òàì, ãäå ëåãêîå ñîåäèíÿåòñÿ ñ òðàõååé áðîíõîì è ñ ñåðäöåì ëåãî÷íûìè êðîâåíîñíûìè ñîñóäàìè. Âî âñåõ äðóãèõ ñëó÷àÿõ ïëåâðàëüíûå îáîëî÷êè îòäåëåíû äðóã îò äðóãà.

Äûõàíèå

Êîãäà âçðîñëûé ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ, ÷àñòîòà åãî äûõàíèÿ ñîñòàâëÿåò â ñðåäíåì 14 ðàç â ìèíóòó. Çà ñóòêè ÷åëîâåê âäûõàåò è âûäûõàåò áîëåå 800 ëèòðîâ âîçäóõà. Âî âðåìÿ òÿæåëûõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äûõàíèå ó÷àùàåòñÿ äî 80 ðàç â ìèíóòó.

Öåëüþ âäûõàíèÿ è âûäûõàíèÿ òàêîãî çíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà âîçäóõà ÿâëÿåòñÿ íàìåðåíèå çàñòàâèòü ëåãêèå âûïîëíÿòü äâå ôóíêöèè: èçâëåêàòü èç âîçäóõà êèñëîðîä, íåîáõîäèìûé äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, è âûñâîáîæäàòü óãëåêèñëûé ãàç — ïðîäóêò îáìåíà âíóòðåííèõ õèìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ïðîöåññ äûõàíèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ áëàãîäàðÿ ðÿäó ïîñëåäîâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ:

1. Îáìåí ãàçîâ ìåæäó ñðåäîé è ëåãêèìè, ÷òî îáû÷íî îáîçíà÷àþò êàê «ëåãî÷íóþ âåíòèëÿöèþ».

2.   Îáìåí ãàçîâ ìåæäó àëüâåîëàìè ëåãêèõ è êðîâüþ  (ëåãî÷íîå äûõàíèå).

3. Îáìåí ãàçîâ ìåæäó êðîâüþ è òêàíÿìè.

4.  Ïåðåõîä ãàçîâ âíóòðè òêàíè ê ìåñòàì ïîòðåáëåíèÿ (äëÿ O2) è îò ìåñò îáðàçîâàíèÿ (äëÿ CO2) (êëåòî÷íîå äûõàíèå).

Âûïàäåíèå ëþáîãî èç ýòèõ ÷åòûðåõ ïðîöåññîâ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèÿì äûõàíèÿ è ñîçäàåò îïàñíîñòü äëÿ æèçíè ÷åëîâåêà.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé ñ ó÷àñòèåì ðàçíîîáðàçíûõ êëåòî÷íûõ ýëåìåíòîâ. Êëþ÷åâûì çâåíîì ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ îáñòðóêöèÿ (ñóæåíèå ïðîñâåòà áðîíõîâ), îáóñëîâëåííàÿ ñïåöèôè÷åñêèìè èììóíîëîãè÷åñêèìè (ñåíñèáèëèçàöèÿ è àëëåðãèÿ) èëè íåñïåöèôè÷åñêèìè ìåõàíèçìàìè, ïðîÿâëÿþùàÿñÿ ïîâòîðÿþùèìèñÿ ýïèçîäàìè ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêè, ÷óâñòâà çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëÿ. Ïðèñòóï âîçíèêàåò ðåôëåêòîðíûì ïóòåì, çà ñ÷åò ðàçäðàæåíèÿ ëåãî÷íûõ âåòâåé áëóæäàþùåãî íåðâà. Èçâåñòíî, ÷òî â áëóæäàþùåì íåðâå èìåþòñÿ âîëîêíà, ñóæàþùèå áðîíõè è âûçûâàþùèå ïîâûøåííîå âûäåëåíèå ñåêðåöèè, òî åñòü ñëèçè íà âíóòðåííèõ ñòåíêàõ áðîíõîâ è áðîíõèîë. Êðîìå òîãî, ïîâûøåííóþ âîçáóäèìîñòü áëóæäàþùåãî íåðâà ìîãóò âûçâàòü ðàçëè÷íûå èíòîêñèêàöèè è èíôåêöèè, à òàêæå àëëåðãèçàöèÿ îðãàíèçìà. Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû èíîãäà íîñÿò íå òîëüêî ðåôëåêòîðíûé õàðàêòåð, íî è óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûé; íàáëþäàëèñü ñëó÷àè, êîãäà ïðèñòóï âîçíèêàë íå òîëüêî ïîñëå âäûõàíèÿ áîëüíûì çàïàõà ðîçû, íî è ïðè ïîêàçå áîëüíîìó èñêóññòâåííîé ðîçû.

Äðóãèìè ñëîâàìè, ïðèñòóïîì óäóøüÿ îðãàíèçì êàê áû çàùèùàåò ñåáÿ îò âîçäåéñòâèÿ âíåøíèõ àãðåññèâíûõ ôàêòîðîâ. Íàïðèìåð, åñëè äàæå àáñîëþòíî çäîðîâûé ÷åëîâåê ïîïàäåò â ïîìåùåíèå ñ ðåçêî ïîíèæåííîé òåìïåðàòóðîé, ïî îòíîøåíèþ ê òîé â êîòîðîé îí íàõîäèëñÿ ðàíåå, òî ó íåãî íà ðåôëåêòîðíîì óðîâíå ïðîèçîéäåò ñóæåíèå áðîíõîâ è ïðîñâåò ìåæäó ñòåíêàìè ðåçêî ñîêðàòèòñÿ. Åñëè æå â äûõàòåëüíûå ïóòè ïîïàäåò èíîðîäíîå òåëî, íàïðèìåð ïûëü, òî âî èçáåæàíèå ïîïàäàíèÿ åå â àëüâåîëû ïðîèçîéäåò âûäåëåíèå ìîêðîòû, êîòîðàÿ ïîãëîòèò èíîðîäíîå òåëî è ñìîæåò âûéòè ñ íèì ÷åðåç äûõàòåëüíûå ïóòè íàðóæó, íå ïîâðåäèâ àëüâåîë. Ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé îðãàíèçì òàêæå ðåàãèðóåò íà âíåøíèå èçìåíåíèÿ, íî èìååò ÷ðåçìåðíóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü è ãèïåððåàêöèþ, áëàãîäàðÿ ÷åìó ëåãî÷íûå âîëîêíà áëóæäàþùåãî íåðâà çàñòàâëÿþò â íåñêîëüêî ðàç áîëüøå ñóæàòüñÿ áðîíõè è áðîíõèîëû è áîëüøå âûäåëÿòü ìîêðîòû, ÷åì ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà.

Îñîáåííîñòè äåéñòâèÿ ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Ïðè ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðèìåíÿåòñÿ êîìïëåêñ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò íîðìàëèçàöèè êîðêîâîé äèíàìèêè è íåðâíîé ðåãóëÿöèè äûõàòåëüíîãî àêòà.  ðåçóëüòàòå âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé ïðîèñõîäèò óðåæåíèå äûõàíèÿ, âîññòàíîâëåíèå ìîòîðíî-âèñöåðàëüíûõ ðåôëåêñîâ, êîòîðûå ðåãóëèðóþò òîíóñ áðîíõîâ âî âðåìÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòû. Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ ñïîñîáñòâóþò óìåíüøåíèþ ñïàçìà áðîíõîâ è áðîíõèîë. Ïîâûøåíèå àäðåíàëèíà â êðîâè ïîä âëèÿíèåì ìûøå÷íîé äåÿòåëüíîñòè òàêæå áëàãîòâîðíî âëèÿåò íà ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà. Êðîìå ýòîãî, óñèëèâàþòñÿ îáìåííûå ïðîöåññû, óïðàæíåíèÿ ïîìîãàþò ïðåäóïðåäèòü ýìôèçåìó ëåãêèõ. Çà ñ÷åò óêðåïëåíèÿ äûõàòåëüíûõ ìûøö, ïðîèçâîëüíîãî óñèëåíèÿ âûäîõà, à òàêæå îâëàäåíèÿ ðàçëè÷íûìè äûõàòåëüíûìè òåõíèêàìè áîëüíîé ìîæåò êîíòðîëèðîâàòü íàñòóïëåíèå ïðèñòóïîâ è îáëåã÷àòü èõ òå÷åíèå.

Âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé

ëå÷åáíûé äûõàòåëüíûé àñòìà óïðàæíåíèå

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà îáû÷íî íàçíà÷àåòñÿ â ïåðèîäû ñòèõàíèÿ ïðèñòóïîâ, êîãäà îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óëó÷øàåòñÿ, è íåò âûðàæåííûõ ÿâëåíèé íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ.

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðèçâàíà ðåøàòü çàäà÷è îáùåãî óêðåïëåíèÿ îðãàíèçìà, ïðèâîäèòü â íîðìó ïðîòåêàíèå íåðâíûõ ïðîöåññîâ, ñíèìàòü ñïàçìû áðîíõîâ, âîññòàíàâëèâàòü íîðìàëüíûé äûõàòåëüíûé àêò. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà òàêæå ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, âîññòàíîâëåíèþ íàâûêîâ ïðàâèëüíîé îñàíêè, íîðìàëèçàöèè ýêñêóðñèè ãðóäíîé êëåòêè. Îáúåì íàãðóçêè îïðåäåëÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ïàöèåíòà, òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ, óðîâíÿ ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè.

Ëþäÿì ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïðîòèâîïîêàçàíû óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå âëåêóò çà ñîáîé íàòóæèâàíèå, çàäåðæêó äûõàíèÿ. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé îáû÷íî ñîäåðæèò â ñåáå: îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ, ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ íà óâåëè÷åíèå ïîäâèæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ïðèçâàííûå ïðèâèòü ïàöèåíòó ñïîñîáíîñòü êîíòðîëèðîâàòü è óïðàâëÿòü ñîáñòâåííûì äûõàòåëüíûì àêòîì. Îñîáåííîå âíèìàíèå â óïðàæíåíèÿõ îòâîäèòñÿ òðåíèðîâêå äèàôðàãìàëüíîãî äûõàíèÿ è óäëèíåííîãî âûäîõà, óêðåïëåíèÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà. Ðåêîìåíäóåìûå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ çàêëþ÷àþòñÿ â ïîî÷åðåäíîì ïðîèçíîøåíèè ãëàñíûõ è ñîãëàñíûõ çâóêîâ, ÷òî ñî÷åòàåòñÿ ñ ñîêðàùåíèåì ìèìè÷åñêîé ìóñêóëàòóðû.

Ïðèìåðû óïðàæíåíèé

Ïðèìåíåíèå ñòàòè÷åñêîãî äûõàíèÿ ñ ïðîèçâîëüíûì óðåæåíèåì, äëèòåëüíîñòü 30-40 ñåê.

Ñæàòü êèñòè â êóëàê, ðóêè ïîäíåñòè ê ïëå÷àì — ñäåëàòü âäîõ. Ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

Ñîãíóòü íîãó âïåðåä, îáõâàòèòü ðóêàìè è ïîäòÿíóòü ê æèâîòó — âûäîõ, ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âäîõ.

Âûïîëíèòü ïîâîðîò â ñòîðîíó ñ îòâåäåíèåì ðóêè ëàäîíüþ ââåðõ — âäîõ, èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

Óïðàæíåíèå íà äûõàíèå ñ óäëèíåíèåì âûäîõà è ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ «ø», «æ».

Âûïîëíèòü íàêëîí â ñòîðîíó, ðóêà ñêîëüçèò âíèç ïî íîæêå ñòóëà — âûäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âäîõ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ, íîãè âðîçü, êèñòè ðàñïîëàãàþòñÿ íà íèæíèõ ðåáðàõ ñáîêó. Îòâåñòè ëîêòè íàçàä, ïðîèñõîäèò ñäàâëèâàíèå ãðóäíîé êëåòêè — âäîõ. Ñâåäåíèå ëîêòåé è âûäîõ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ, ðóêàìè äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà. Ïðèñåäàåì — âûäîõ, èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âäîõ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñ. Âûïîëíÿåì äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåíèåì âûäîõà, íà âûäîõå, âûòÿíóâ ãóáû òðóáî÷êîé, ïðîèçíîñèì çâóêè «à», «î».

Ìåäëåííàÿ õîäüáà, ñî÷åòàåìàÿ ñ äûõàíèåì.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñ. Âûïîëíèòü íàêëîí âïåðåä, äîñòàòü ðóêàìè ñèäåíèå ñòóëà, âûäîõíóòü, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñäåëàòü âäîõ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêó ïðèïîäíÿòü — âäîõ, ðàññëàáèòü ìûøöû, óðîíèòü ðóêó íà ïîñòåëü — âûäîõ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — òî æå. Ïîäíèìàåì íîãó è âûäîõ. È.ï. è âäîõ.

Òî æå èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Ïðèìåíÿåòñÿ äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå ñ óðåæåíèåì ÷àñòîòû.

Õîäüáà â ñî÷åòàíèè ñ äûõàíèåì.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ, ïîëîæèòü ðóêè íà êîëåíè. Âûïîëíèòü íàêëîí âïåðåä, ðóêè ìÿãêî ñêîëüçÿò ïî íîãàì — âûäîõ, ïðèíÿòü è.ï è âäîõ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ, ðóêè ïîñòàâèòü íà ïîÿñ. Îòâåñòè ëåâóþ ðóêó â ñòîðîíó, à ïðàâóþ âïåðåä, îäíîâðåìåííî âûïðÿìèòü ëåâóþ íîãó. Ïîâòîðèòü â äðóãóþ ñòîðîíó.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ, ðóêè ïîëîæèòü íà êîëåíè. Ñãèáàåì è ðàçãèáàåì íîãè â ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ, îäíîâðåìåííî ñæèìàåì è ðàçæèìàåì ïàëüöû â êóëàê.

Ìàññàæ.

Çàêëþ÷åíèå

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ïîçâîëÿåò: ðàññëàáèòü ìûøöû øåè, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ãðóäíîé êëåòêè, çàòûëêà; óëó÷øèòü ðàáîòó äèàôðàãìû, îáëåã÷èòü îòêàøëèâàíèå, ïðåäóïðåäèòü ýìôèçåìó ëåãêèõ, à òàêæå óâåëè÷èòü ýëàñòè÷íîñòü ãðóäíîé êëåòêè, îáó÷èòü ïðàâèëüíîìó äûõàíèþ. Ñëåäóåò îòìåòèòü ÷òî, íå ñìîòðÿ íà îãðîìíóþ ïîëüçó, êîòîðóþ ñïîñîáíà îêàçàòü ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà íà îðãàíèçì çàáîëåâøåãî, ê íåé èìåþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿ. Ñðåäè îñíîâíûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé âûäåëÿþò äûõàòåëüíóþ è ñåðäå÷íóþ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Áèáëèîãðàôèÿ

×ó÷àëèí À. Ã. «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà»

Åïèôàíîâ Â. À. «Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà»

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник