Людвиг ван бетховен бронхиальная астма
В каждом аккорде – целая палитра эмоций: от отчаяния до надежды, от горя к радости. Он знал, что не сможет творить вечно, но верил в каждое мгновение, подаренное судьбой. С чем же не переставал бороться Бетховен?
Людвиг Ван Бетховен стал одним из тех людей, которые борются на протяжении всей жизни. Он постоянно бросал вызов судьбе, доказывая, что достоин того, к чему стремился. В отличие от многих других, гораздо менее талантливых коллег, его путь был тернист и нелёгок.
Бетховен родился в одном из предместий Бонны. Одарёнными исполнителями в его семье были отец и дед, которые состояли при церковном хоре. Но это не приносило радости мальчику. Всё, что он видел каждый день, — это нищета и вечные попойки отца, склонного к алкоголизму. Нередкими были в семье и избиения. Как правило, вся ярость неудачника-отца обрушивалась на супругу, но порой страдал и ребёнок. Людвиг часто забивался в угол своей комнатушки, что была обустроена на чердаке дома, боясь выйти оттуда, пока не отгремит очередной скандал. Только мать вносила некую светлую нотку в жизнь несчастного малыша.
Зато творческие способности отец сразу приметил в сыне. На тот момент всем был известен юный Моцарт, который уже в детском возрасте давал концерты и ездил с выступлениями по Европе. Отец Людвига решил, что сможет создать такого же гения из собственного сына. Выбранный путь был далёк от идеального воспитания. Вместо часа игры на клавесине для удовольствия, мальчику было необходимо заниматься до потери сил, практически весь день играя на скрипке и фортепиано.
Основа обучения сводилась к приглашению учителей, что давали уроки игры на различных инструментах. Малейший промах отец наказывал побоями. Глава семейства надеялся, что уже в скором времени выступления сына принесут немалые деньги. Концерт юного Бетховена действительно состоялся, однако гонорар был мизерным.
Пока отец оказывает давление на ребёнка, мать замечает, что Людвиг неплохо сочиняет собственные произведения. Она предлагает ему записывать их, чему он и следует. Но сам процесс написания даётся очень нелегко. Юный мальчик, погружаясь в состояние сочинения, не может самостоятельно вернуться к обыкновенной действительности, что серьёзно воздействует на психику ребёнка. Большим спасением для мальчика служат книги. Он увлекается чтением классиков, интересуется философскими идеями.
В юности Бетховен отправляется в поездку по Европе, где даже встречается с Моцартом. Вольфганг слышит его игру и не может сдержать восторженного восклицания. Он говорит всем присутствующим, что вскоре Бетховен обретёт свою славу. Моцарт предлагает помощь в уроках ному дарованию, и Людвиг радостно соглашается. Однако удаётся провести лишь несколько уроков. Бетховен получает известие о кончине матери. Убитый горем, он возвращается домой. Там он вынужден заботиться о младших детях в семье, а также защищать их и себя от нападок и побоев пьяного отца. Он очень страдает от издевательств своих ровесников, которые смеются над его словами, когда речь заходит о музыке. Бетховен хочет доказать всем, что может обеспечить семью и добиться чего-то стоящего в жизни.
Благодаря известности, приобретённой в Бонне, он устраивается учителем в одну из семей. Впоследствии Бетховен начинает крепко дружить со своей подопечной, а затем проникается симпатией и к её супругу. С этой четой своих первых учеников он поддерживал тёплые отношения на протяжении всей жизни
Повзрослевший Бетховен отправляется на обучение в Вену. Там он ищет музыкантов, которые могли бы дать ему уроки. Постепенно он вливается в высшие круги общества, поддерживая отношения со многими другими молодыми музыкантами и придворными. Первым успехом становится выступление в одном из венских салонов. Бетховен представляет на суд публики несколько собственных композиций, которые элита сразу же положительно принимает. Некоторые отмечают особенный темперамент и страсть, которые проявляются в композиторе во время исполнения. Другие отмечают своеобразный стиль, не копирующий никого из предшественников. Радость от этого события омрачается серьёзным заболеванием слуха, которое постепенно развивается у молодого человека.
Более десятка лет Бетховену удаётся скрывать свою болезнь. Его знакомые считают его не глухим, а лишь рассеянным, объясняя этим неточные ответы или частые уточнения вопросов. Бетховен пишет завещание в письме к братьям, которое не должно быть прочитано до смерти. В нём он рассказывает о своих страданиях, на которые был обречён из-за недуга. Но он не собирается опускать руки. Наоборот – в это время он буквально бросается за работу, создавая невероятные по силе чувств и красоте произведения. Ярким примером является «Пасторальная симфония». В ней автор воссоздаёт звуки природы и её явления. Известно, что Бетховен очень любил бывать в отдалении, наблюдать пейзажи и любоваться живописными местами. Свои чувства он в полной мере передаёт в творении, погружая слушателя в мир гармонии и совершенства.
К сожалению, болезнь прогрессирует, а в дальнейшем Бетховен уже не может работать так же продуктивно, как и прежде. Он пишет меньше произведений, а к концу жизненного пути его мелодии наполнены трагическим отчаянием и всё той же борьбой на последних вздохах. Ещё хуже ситуация становится после болезни, давшей осложнение на лёгкие. Из-за неправильно составленного рецепта воспаление усиливается, что приводит к преждевременной смерти Бетховена.
Вся судьба Бетховена была пронизана духом борьбы. В его творениях слышится желание радоваться каждому мгновению, стремление заявить другим о важности бытия. Автор ценит каждую секунду собственной жизни, понимая, что она может оказаться последней. Несмотря на такую идею, композиции Бетховена несут свет и радость, вдохновение и гармонию, к которым он сам не переставал стремиться.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник
Бетховен — австрийско-немецкий музыкант и композитор, ярчайший представитель периода перехода от классицизма к романтизму. Родился 16 декабря 1770 года в Бонне, умер 26 марта 1827 года в Вене. До сих пор произведения Бетховена входят в число наиболее часто исполняемых.
Всем, знакомым с историей музыки, хорошо известно, что Людвиг ван Бетховен половину своей недолгой жизни страдал от глухоты. Потеря слуха заставила его отказаться от публичных выступлений, крайне негативно повлияла на и без того тяжелый характер композитора, и стала причиной злоупотребления спиртными напитками.
Ученые и медики до сих пор спорят о причинах потери слуха. Но на самом деле глухота была только одним из целого букета недугов, преследующих гениального музыканта.
Чем болел Бетховен
Медицина в 18-19 веках, хотя и начала выходить из мрака заблуждений и дремучих суеверий, оставляла желать лучшего. Болеть было опасно: если пощадит недуг, могут залечить насмерть неумелые лекари. Да и лекарств эффективных еще не было.
Отец Людвига страдал от пьянства, от чего и умер. Еще раньше оставила этот мир мать Бетховена, скончавшаяся от туберкулеза. Эта же болезнь унесла жизнь одного из братьев будущего композитора, другой брат погиб от болезни сердца. Сам Людвиг с раннего детства был подвержен простудным заболеваниям. Есть также сведения о том, что в возрасте 5 лет Людвиг перенес несколько приступов астмы. Не обошла его стороной и оспа, на всю жизнь оставившая следы на его лице.
В возрасте 18 лет Бетховен начал мучиться болями в животе и проблемами с кишечником: тяжелейшие запоры сменялись не менее тяжелой диареей. К 1810 году боли стали так сильны, что Людвиг начал прибегать к алкоголю, чтобы заглушить ужасные колики. Постоянная боль лишила композитора аппетита, он начал страдать от анорексии и обезвоживания.
Глухота впервые дала о себе знать в возрасте 26 лет. Тогда в ушах стал появляться высокий звон, мешавший музыканту не только работать, но и просто общаться с окружающими. Глухота усиливалась, и к 40 годам Людвиг оглох окончательно.
Что такое для музыканта потеря слуха? Огромная трагедия. Бетховен, страдающий от депрессии, болей в животе, утративший возможность слышать, стал пить еще больше. Злоупотребление алкоголем только ухудшило состояние его здоровья: в 1822 году к букету недугов присоединилась подагра, в 1823 году — воспалительное заболевание глаз, в 1825 году врачи диагностировали у Бетховена желтуху. 1826 год принес с собой тяжелую пневмонию, чуть позже развился асцит. К весне 1827 года композитор был уже очень тяжело болен. Врач был вынужден прокалывать брюшину, чтобы откачать скопившуюся в брюшной полости жидкость. 24 марта Бетховен впал в кому, и через двое суток скончался.
Посмертные диагнозы
Причины болезней и смерти гениального композитора оставались тайной для медиков. Тело Бетховена дважды эксгумировали, чтобы провести исследования и попытаться пролить свет на тайны его истории болезни. Споры велись вокруг причин его глухоты, нет единогласия и по вопросу причин его смерти.
Существует несколько мнений относительно потери слуха:
- застарелое воспаление, вызванное привычкой окунать голову в холодную воду для бодрости;
- отосклероз;
- болезнь Меньера;
- сифилитическое поражение и некоторые другие.
Наиболее интересна гипотеза, опубликованная недавно американскими учеными в журнале PLoS Genetics. В университете Южной Калифорнии были проведены исследования, позволяющие предполагать вероятность развития глухоты при наличии специфической мутации гена Nox3. Повреждения гена делают «улитку» уха крайне уязвимой к высоким звукам. Частота звука 8 килогерц вызывает быстрое разрушение чувствительных клеток органа слуха, приводящее к глухоте.
Что же касается преждевременной смерти музыканта, то наиболее убедительной выглядит версия о сочетании нескольких фатальных факторов:
- хронического воспалительного заболевания кишечника, возможно — болезни Крона;
- цирроза печени (кстати, вскрытие указывало на неалкогольный цирроз);
- отравление свинцом от неправильного лечения: анализ волос и тканей тела показал высокое содержание свинца.
Когда вы услышите знакомые аккорды «Лунной сонаты» или мощные звуки Героической симфонии, вспомните о том, как жил автор этой музыки. Как творил, превозмогая боль, борясь с ускользающими звуками, одинокий страдающий гений. И поклонитесь ему мысленно.
Источник
Цитата сообщения Томаовсянка
Людвиг ван Бетховен. Третья симфония
«Она является каким-то чудом даже среди произведений Бетховена, — писал Роллан о Третьей симфонии — Если в своем последующем творчестве он и двинулся дальше, то сразу он никогда не делал столь большого шага. Эта симфония являет собою один из великих дней музыки. Она открывает собою эру».
Бетховен сочинил свою героику в 32 года, он начал работу над ней меньше чем через год после того, как оставил своё горькое и безнадёжное «Хейлигенштадтское завещание». Он писал Третью симфонию несколько недель, писал, ослеплённый ненавистью к своей глухоте, словно стремился изгнать ее своим титаническим трудом. Это и в самом деле титаническое сочинение: самая длинная, самая сложная симфония из всех, созданных Бетховеном на тот момент.
Фердинанд Рис вспоминал: «Как я, так и другие его (Бетховена) ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху на заглавном листе стояло слово «Буонапарте», а внизу: «Луиджи ван Бетховен», и ни слова больше… Я первым принёс ему известие о том, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришёл в ярость и воскликнул: „Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“» После этого композитор разорвал титульный лист своей рукописи и дал симфонии новое заглавие: «Eroica» («Героическая»).
Первыми слушателями симфонии стали гости на вечере князя Франца Лобковица, мецената и покровителя Бетховена — для них произведение исполнили в декабре 1804. Спустя полгода, 7 апреля 1805, сочинение представили широкой публике. После премьеры пресса писала: композитор и зрители остались недовольны друг другом. Слушатели сочли симфонию длинной и сложной для восприятия, а рассчитывающий на триумф Бетховен даже не кивнул аплодирующему залу.
«Эта длинная композиция есть… опасная и необузданная фантазия… которая часто сбивается в подлинное беззаконие… В ней много блеска и фантазии… чувство гармонии полностью утрачено. Если Бетховен продолжит следовать по такому пути, это будет прискорбно как для него, так и для публики». Так писал критик респектабельной «Всеобщей музыкальной газеты» 13 февраля 1805.
Симфония отличалась от того, к чему привыкли современники музыканта. По словам Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожего на оригинал, но такого, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Главная тема, порученная виолончелям, очерчивает мажорное трезвучие — и внезапно останавливается на чужеродном, диссонирующем звуке, но, преодолев препятствие, продолжает свое героическое развитие. Экспозиция многотемна, наряду с героическими возникают светлые лирические образы: в ласковых репликах связующей партии; в сопоставлении мажора — минора, деревянных — струнных побочной; в начинающемся здесь же, в экспозиции, мотивном развитии. Но особенно ярко развитие, столкновения, борьба воплощены в разработке, впервые разрастающейся до грандиозных размеров: если в двух первых симфониях Бетховена, подобно моцартовским, разработка не превышает двух третей экспозиции, то здесь пропорции прямо противо положные. Как образно пишет Роллан, «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее потребовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию… Со времен Героической эта часть служит местопребыванием гения». В центре разработки — новая тема, непохожая ни на одну из тем экспозиции: в строгом хоральном звучании, в предельно отдаленной, к тому же минорной тональности.
Резчайший контраст представляет вторая часть. Место певучего, обычно мажорного анданте впевые занимает похоронный марш. Этот жанр, утвердившийся во время Французской революции на площадях Парижа, превращается у Бетховена в грандиозную эпопею, вечный памятник героической эпохе борьбы за свободу. Величие эпопеи особенно поражает, если представить скромный по составу оркестр: к инструментам позднего Гайдна добавлена всего лишь одна валторна да выделены в самостоятельную партию контрабасы.
Каких только ассоциаций не рождала скерцо третьей части! Одни видели в ней воскрешение античной традиции — игры на могиле героя. Другие предвестие романтизма — воздушный хоровод эльфов. Тематически контрастная третья часть тесно связана и с главной партией первой части, и со светлым эпизодом траурного марша. Зовы трех солирующих валторн, например, рождают ощущение романтики леса.
Четвертая часть симфонии основана на так называемой «прометеевской» теме. В греческой мифологии Прометей – титан, похитивший огонь из кузницы Вулкана, чтобы принести его людям. Бетховен посвятил ему балет «Творения Прометея», из финала которого и пришла в симфонию музыкальная тема. Правда, Бетховен ещё использовал ее в Пятнадцати вариациях с фугой для фортепиано.
Валеджио. Прометей
Финал симфонии построен как цепь вариаций. Сначала Бетховен берет из темы только басовый голос, затем вступает мелодия, чтобы в процессе развития достичь бурного ликования: «прометеевский» финал «Героической» действительно полон небесного огня.
Когда Наполеон Бонапарт скончался, Бетховена спросили, не мог бы он написать траурный марш по поводу смерти императора. «Я уже сделал это» — ответил он, вне всякого сомнения, имея в виду траурный марш из второй части «Героической симфонии». Позже композитору задали вопрос, какую из своих симфоний он любит больше всего, Людвиг ван Бетховен ответил: «Героику».
Существует распространённое и вполне обоснованное мнение, согласно которому «Героическая симфония» стала началом патетического периода в творчестве Бетховена, предвосхитив великие шедевры его зрелых лет. Среди них – сама «Героическая симфония», Пятая симфония, «Пасторальная симфония», Седьмая симфония, фортепианный концерт «Император», опера «Леонора» («Фиделио»), а также фортепианные сонаты и произведения для струнного квартета, отличавшиеся от более ранних произведений гораздо большей сложностью и продолжительностью. Эти бессмертные произведения были созданы композитором, сумевшим мужественно пережить и победить свою глухоту – самую страшную катастрофу, выпадающую на долю музыканта.
belcanto.ru›s_beethoven_3.html
Источник