Метод цубо против астмы у детей

Метод цубо против астмы у детей thumbnail

Как избавить ребенка от гормональной зависимости?

Дорогие наши читатели! Дорогие, родители!

Тема нашего сегодняшнего обсуждения — лечение бронхиальной астмы у детей. Страшно наблюдать астматический приступ у взрослых. Но если удушье у ребенка — это просто невыносимо для всех окружающих людей. Что же сказать о любящих родителях, себя готовых отдать за своего ребенка!

Эта история произошла много лет назад, в пору становления учения Константина Павловича Бутейко в нашей стране, то есть в 1990-е годы. Автор этих строк проводила занятия по обучению методу Бутейко а Находке (на выезде). В то время, можно сказать, дыхание по Бутейко совершало триумфальное шествие по Союзу. Тысячные, на месяцы, очереди в Новосибирском Центре Бутейко привели к идее работать на выезде, не обременяя больных людей путешествием в Новосибирск, проживанию на квартирах и т.п. Гостиницы у Центра не было. А что было? 2-3 комнатки, арендованные в Медсанчасти. Экономические трудности уже были, но жить еще было можно. Что же случилось? Где эти очереди сейчас? Метод не подтвердился? Люди разочаровались?

Нет, все подтвердилось! Даже, более того: списки болезней и симптомов болезней, уходящих на методе Бутейко (Волевая Ликвидация Глубокого Дыхания — ВЛГД) составились именно тогда. Больные заполняли дневники с указанием своих болезней и симптомов, а затем отмечали, как быстро поддаются методу ВЛГД эти болезненные явления. Многие пациенты, ошеломленные эффективностью метода Константина Павловича и благодарные за исцеление, заполняли дневники и высылали их в Центр Бутейко и после занятий.

Статистическая обработка этих документов и позволила говорить о «непостижимой эффективности» метода Бутейко в облегчении или полном излечении многих современных «болезней цивилизации», с которыми безуспешно борется высокоразвитая современная западная медицина. Почему безуспешно?

В эталоне мирового сообщества — США — десятки миллионов (именно десятки — 10, 15, 20 миллионов) людей страдают гипертонией, стенокардией, астмой, диабетом, бронхитами, остеохондрозом, бессонницей, головными болями, тревожностью и т.п. Сидят на все более эффективных лекарствах, привязаны к семейным (!) врачам и медицинским страховкам. Случаев полного излечения нет, серьезная болезнь — кошмар всех западных людей. Деньги, деньги, деньги…

А у нас разве не так? Именно так. Но люди старшего поколения помнят другие времена и другой подход к тем же проблемам. Конечно, советская медицина опиралась на «передовой» западный опыт, но люди хотя бы имели больничные листы, сочувствие окружающих и очень дешевые лекарства, не говоря уже о том, что все жили на зарплату, скромную, но обеспечивающую достойную жизнь.

Метод Бутейко обещал, при выполнении Приказа №591 Министерства Здравоохранения СССР от 30 апреля 1985 года «О мероприятиях по внедрению метода волевой регуляции глубины дыхания при лечении бронхиальной астмы», качественное улучшение хорошо поставленного здравоохранения. Конечно, никелево-стеклянных корпусов, набитых западной медтехникой не было. Не было дорогущих лекарств и страховой медицины. А было… что было? Чистенькие палаты (главврач обходил отделения с ваткой: проверял есть ли пыль на кроватях, окнах, стенах…), медперсонал — в хрустящих белоснежных халатах, скромное, но здоровое питание и очень много добросовестных, искренне сочувствующих больным врачей, медсестер, нянечек…. Были, конечно, хорошие и «разные».

Именно поэтому «провалы медицины так болезненно воспринимались народом». Но, казалось, «еще немного, еще чуть-чуть», догоним западных коллег и все будет замечательно. Теперь ясно — у них самих провалы.

К.П. Бутейко объясняет, что подход к здоровью и болезням кардинально неправильный: «Основной вывод, к которому мы должны прийти к концу нашей беседы — это вывод о том, что надо коренным образом, буквально на 180 градусов срочно перестраивать основную профилактику и тактику предупреждения и лечения наиболее частых заболеваний человека, связанных с поражением нервной системы, легких, сосудов, обмена веществ. Эти болезни надо лечить и предупреждать обратно тому, что до сих пор делалось.»

Это цитата из лекции К.П. Бутейко в МГУ в 1969 году. Интересно, что в начале лекции Константин Павлович предупреждал: «Заранее должен вас попросить, что не надо ничему удивляться, и не надо возмущаться… И поэтому записки надо писать к концу лекции, когда кое-что прояснится.»

Но вернемся в 90-е годы 20-го века. Пункт нашего внимания — г. Находка, отделение пульмонологии Центральной городской больницы. В группе обучающихся методу ВЛГД (волевой ликвидации глубокого дыхания) и медперсонал, и больные. В других группах в городе (в том числе в Райкоме и Исполкоме) — все желающие. Мне пришлось даже перебросить часть людей на свой следующий приезд, так много было желающих обучиться. Просто бум!

Вечерами я изучала дневники. В одном из дневников читаю: «Стаж болезни (бронхиальная астма) — 20 лет.» Возвращаюсь к графе «возраст». 23 года. «Господи, да у девочки астма с 3-х лет! Она еще и не жила: 2-3, иногда 4 вызова «скорой помощи» по ночам. Живет с бабушкой, инвалид (это в 23 года-то!). Гормональная зависимость — 10 лет. Родители, имея еще 2-х детей, передали Олю на попечение бабушки. Две пенсии бабушкина и Олина. Все. Конечно, Оля идет по графе «благотворительная помощь».

Оля занималась хорошо. Потом она заведовала отделением Центра в г.Находке. Через 2,5 месяца она полностью ушла от гормонов. Что касается ночных приступов, то они ушли еще во время 10-дневных занятий. Константин Павлович разработал специальную технику снятия ночных приступов. Еще год Оля (на всякий случай) носила с собой гормональный препарат в сумочке. Выздоровела полностью, вышла замуж, уехала в Китай на несколько лет. Иногда писала открытки: все хорошо, лучше себя чувствую, занимаюсь методом в облегченной форме, при ухудшении «прижимаю дыхание сильнее».

Вот такая история. Не исключительная: астма наиболее яркий пример симптома болезни глубокого дыхания, теорию которой разработал К.П. Бутейко, а затем 10 лет экспериментально, вместе с сотрудниками своей лаборатории, подтверждал эту теорию.

Все верно: причиной бронхиальной астмы является чрезмерно-глубокое дыхание, вымывающее из легких драгоценный углекислый газ, СО2 — главный регулятор обмена веществ, одну из важнейших констант организма, позволяющую поддерживать постоянство внутренних сред организма.

Собственно, астма — не болезнь. С точки зрения открытия К.П. Бутейко. Астма — защитная реакция человеческого организма против потери СО2, углекислого газа! Непредвзятому человеку, без современных медицинских предрассудков все очень просто объяснить «на пальцах».

Легкие, на самом деле, это в основном резервуар для хранения СО2. Конечно, и кислород важен — тоже одна из констант организма. И внешнее дыхание поставляет в альвеолы легких кислород из атмосферного воздуха, чтобы передать его в артериальную кровь. Уже из крови кислород, О2, перейдет в межклеточную жидкость, из которой с помощью процесса диффузии попадет в клетки. В клетках, из которых состоят все ткани и органы, идет биосинтез всех важных и нужных для жизнедеятельности веществ, в том числе и биосинтез СО2: углерод из пищи соединяется с кислородом и в результате из клетки в венозную кровь поступает углекислый газ. По пути в легкие углекислый газ отдается во все ткани, где его не хватает (недостаточная собственная наработка). Остаток СО2 доставляется в легкие, где хранится в альвеолах. Уже почти 150 лет физиологам непонятно, почему не все альвеолы легких участвуют в процессе передачи кислорода в кровь, для чего они? С точки зрения К.П. Бутейко это очевидно: для хранения СО2.

И СО2 и О2 имеются и в артериальной, и в венозной крови. Сложная система регуляции забирает и СО2 и О2 из крови для нужд тканей и органов, в которых образовался дефицит того или иного из этих важнейших газов (констант).

Очень важно! Недостаток кислорода (О2) приводит к гипоксии — кислородному голоданию клеток, тканей, органов, систем организма. Недостаток углекислого газа приводит к гипокарбии — углекислотному голоданию всего организма. Что в свою очередь влечет за собой:

  1. Повышение возбудимости нервной системы, а, значит, и к сбоям в регуляторной деятельности организма.
  2. Уменьшению рН (концентрации водородных ионов в крови), сбоям в кислотно-щелочном равновесии, в активности витаминов и ферментов, в скорости биохимических реакций и, в конечном счете, к нарушению обмена веществ — основы жизни.
  3. Этот пункт самый удивительный: недостаток СО2 (гипокарбия) приводит к гипоксии — кислородному голоданию.

Вот это да! Ну просто левой рукой чесать правое ухо! Но это бесспорный экспериментальный факт: еще в 1894 году русский физиолог Б.Ф. Вериго опубликовал свою статью в немецком (!) научном журнале с описанием этого эффекта: если в крови падает напряжение СО2 (его содержание в крови), то гемоглобин, соединяющийся с кислородом в непрочное соединение — оксигемоглобин — удерживает О2 тем прочнее, сильнее, чем меньше СО2! Это означает, что кровь наполнена кислородом достаточно (гемоглобин насыщен кислородом на 96-98% при нормальном дыхании, остальные 1-3% гемоглобина находятся вне легких (шунтируются), не участвуя в процессе дыхания). А в клетки кислород попадает в меньшем, чем нужно количестве, потому что связь кислород — гемоглобин слишком прочная. Таким образом, возникает кислородное голодание тканей — из-за нехватки, дефицита СО2, углекислого газа.

Спустя 12 лет этот эффект подтвердил датский физиолог Христиан Бор, кстати, отец знаменитого лауреата Нобелевской премии по физике Нильса Бора и Харальда Бора, тоже известного математика. Поэтому с 1906 года этот эффект на Западе называют эффектом Бора, а у нас — эффектом Вериго-Бора. Такова вот научная справедливость.

Конечно, любящая мамочка ребенка, страдающего приступами удушья (бронхиальной астмой) нетерпеливо воскликнет: «Да мне-то что до этих научных спекуляций! У меня ребенок задыхается!»

Дорогие родители! Пока Вы, лично Вы, не поймете, что причина страданий Вашего ребенка в его глубоком дыхании, Вы будете мучить себя и своего ребенка современными средствами лечения астмы. Есть, конечно, небольшая надежда, что «ребенок перерастет свою болезнь». Надежда есть, такое случается… Но Оля из Находки с 3-х лет болела астмой и к 23-м годам стала инвалидом. Не «переросла болезнь».

Главная цель наших рассуждений не «образованность свою показать», а обратиться к разуму читателей: смотрите, есть он, есть альтернативный выход! Метод Бутейко почти в 100% избавляет от ночных приступов астмы, от гормональной зависимости. Надо просто с помощью опытного, авторитетного методиста ВЛГД нормализовать дыхание.

Ребенку эти рассуждения не помогут, разум еще слаб. Но родителей с помощью популярного изложения открытия и теории К.П. Бутейко можно попробовать убедить. Хотя, опыт автора этих строк говорит о невероятной разумности современных детей. Ко мне, как методисту ВЛГД (методисту Бутейко), в спортивный зал школы или детсада (детей ведь не заставишь сидеть в маленькой комнате) приводили 10-12 детей, больных всеми мыслимыми детскими болезнями. Мамы, иногда папы, часто бабушки и дедушки заполняли дневники, вели домашние тренировки.

Приходишь на 1-е занятие: на лавочках, вдоль стены сидят маленькие старички в возрасте от 5 лет до 12. Глаза печальные, руки плетями висят вдоль тела. Безразличие, апатия. Друг с другом не общаются. Мамы за столом записывают мою лекцию. Усталые лица, обреченное выражение на этих лицах. В них тоже надо влить свой энтузиазм, веру в непостижимую эффективность метода.

Раскачиваешь, раскачиваешь эту апатичную группу взрослых и детей. Со взрослыми больше прибегаешь к убеждению, с детьми — особая методика — игры, но тоже «на детском языке» рассказываешь им о причине их болезни. Дети схватывают моментально, взрослые, в основном, с сомнением, тугодумием. Но и те, и другие упорно тренируются на занятиях и дома.

Уже после 4-5 занятий, взрослые начинают одергивать детей: «Не шумите; не бегайте; Саша, что ты кричишь!; Марина, не бегай, тебе нельзя!…» Раскрасневшиеся дети, уже перезнакомившиеся, носятся по залу, шумят, смеются, хохочут, борются друг с другом. Один мальчик, лет 5, полез на шест и свалился с грохотом. Мамы в ужасе замерли. Он, виновато поводя глазами, водит головой из стороны в сторону, плотно зажав рот: рот ведь закрыт!

На последнем, 10-м занятии экзамен: взрослые делятся своими достижениями (здоровых ведь давно нет), дети — своими. «Дети, что самое главное вы поняли?» Наташа: «А глу-у-бо-ко-оо…дышать нельзя!». Сеня: «А рот всегда должен быть закрыт. Дышим мы только носом. Рот мы открываем только, если хотим сказать что-то очень умное.» Наташе — 6 лет, а Сене и вообще 5.

В группу набирались дети от 5 до 12 лет. Но слава метода распространялась. Приходили с детьми 4-х лет: «Пожалуйста, возьмите в группу. Он (она) все поймет. Посмотрите, какой он умный. Правда, Вася, ты хорошо будешь заниматься?» Константин Павлович говорил: «Метод для разумных людей или просто для очень послушных».

Но, дорогие мои родители, дедушки и бабушки! Ваши дети и внуки дышат так, как и вы сами. Дети во всем подражают нам, взрослым. Начните с себя, поймите, что причина и Ваших болезней — глубокое дыхание (на 90-98%). Исправьте свое дыхание и помогите своим детям, внукам нормализовать дыхание.

Ведь все просто: при глубоком дыхании из легких вымывается СО2, углекислый газ. Клетки специально нарабатывают его для нужд организма. Если возникает дефицит СО2 в легких, то организм включает методы защиты против потери СО2.

Слизистые усиленно нарабатывают секреты: нос закладывается. Это сигнальная лампочка: уменьшить интенсивность дыхания. Но и взрослые, и дети открывают рот: теперь регуляции «вдоха-выдоха» нет: слизь начинает нарабатываться в горле, носоглотке, трахее, бронхах, в подслизистом слое набухают вены, чтобы уменьшить просвет всех трубок, ходов, по которым идет отток СО2. Нет, человеку, а тем более ребенку, непонятно. Прыскают в нос, в горло… Следующая защитная реакция — спазм. Но у нас на вооружении бронхолитики, спазмолитики…. Идет борьба современной медицины западного образца против Матери-Природы. Кто победит? Тот, у кого разума больше. Вот уже и первые приступы. Вот уже и астма в разгаре… А что надо? Научить ребенка дышать по-Бутейко.

Дипломированный методист Бутейко,

Людмила Валерьевна Сокольская.

Источник

Мальчик с ингалятором

Бронхиальная астма — это воспалительное заболевание бронхов с хроническим течением , которое провоцируется различными аллергенами.

Родители, уделяющие достаточное внимание заботе о ребенке, состоянию его здоровья, гигиене, питанию, недоумевают, когда слышат этот диагноз от врача. Он звучит как приговор. Что делать и как нужно лечить астму у ребенка?

Для того чтобы лечение было результативным, необходимо разобраться в особенностях течения, симптомах болезни и о том, какие существуют провоцирующие факторы.

Особенности бронхиальной астмы у детей

Ребенок кашляет

Для детской астмы характерно возникновение начальных признаков у детей до 5 лет. Но в последнее время регистрируются случаи даже у грудных младенцев. Мальчики более предрасположены к развитию заболевания.

Болезнь могут спровоцировать следующие факторы:

  • при внутриутробном развитии — курение матери или работа на вредном производстве;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • наличие аллергических заболеваний — атопический дерматит, экзема;
  • пищевая аллергия на белок коровьего молока, куриный белок, орехи, злаки, красные ягоды или фрукты;
  • бытовые аллергены — домашняя пыль и клещи;
  • частое применение антибактериальной терапии;
  • плохая экология;
  • недоразвитие или аномалия строения органов дыхания;
  • аллергическая реакция на шерсть домашних животных, пух птиц;
  • более 7-8 случаев ОРВИ в год, которые могут сопровождаться обструкцией бронхов;
  • наличие аллергических заболеваний или бронхиальной астмы у ближайших родственников.

Развитию заболевания у детей до года чаще способствуют пищевые аллергены и сопутствующие дерматиты, в более позднем возрасте — поллиноз.

Симптомы бронхиальной астмы у ребенка

Ребенок с ингалятором

Для удобства диагностики симптомыразделяют по возрастным категориям.

  1. Проявления у детей до года: на ранних этапах родители могут обратить внимание на постоянные выделения из носа, раздражительность и плохой сон ребенка, кашель, возникающий ранним утром или ночью.
  2. Позже появляются более грозные симптомы: ребенок отказывается от груди либо вяло сосет, возникают приступы удушья, дыхание становится шумным, появляется посинение в области носогубного треугольника, кашель сухой.
  3. У детей от года до шести лет: первые проявления в виде упорного кашля во время занятия активными играми, длительное подкашливание после пролеченных ОРЗ, быстрая утомляемость, возникновение кашля при вдохе через рот или от прохладного воздуха.
  4. Далее возникают более явные признаки — ребенок жалуется на упадок сил, боли или ощущение сдавливания в области грудной клетки, отказывается от подвижных игр. При развитии симптомов бронхиальной обструкции появляются свистящее дыхание, сухой кашель с трудноотделяемой мокротой, затрудненный выдох и короткий вдох, мышцы грудной клетки становятся чрезмерно подвижными.
  5. Симптомы у детей старшего возраста: в любое время суток может возникать постоянный сухой кашель с отделением вязкой, густой мокроты. Проявляется синюшность под глазами вследствие постоянного кислородного голодания тканей. Возможно отставание в физическом развитии. Дети малоподвижны, боятся спровоцировать приступ. При его возникновении занимают вынужденную позу: садится, наклонив туловище вперед и упираясь руками в опору.

Для определения тяжести заболевания применяется таблица, в которой учитываются частота и длительность обострений, наличие ночных приступов и показатели функциональной пробы.

Степени тяжести заболевания у детей

Эти данные необходимы для определения тактики лечения и дальнейшего прогноза.

Можно ли вылечить астму у ребенка

Девочка чихает

Вылечить бронхиальную астму навсегда в настоящее время невозможно никакими лекарственными средствами. Для чего тогда вообще заниматься лечением? Цели:

  1. Уменьшить тяжесть заболевания.
  2. Снизить частоту обострений.
  3. Начиться снимать приступ и предотвращать его появление.
  4. Улучшить качество жизни ребенка.

Многие практикующие врачи заверяют, что астма у ребенка может пройти самостоятельно с наступлением полового созревания.

Не нужно пренебрегать рекомендациями по профилактике, особенно если у ребенка есть астмоподобные симптомы, указывающие на поражение бронхов (кашель, сухие свистящие хрипы, одышка или затрудненное дыхание), но диагноз еще не выставлен. Если наблюдаются сопутствующие аллергические проявления, проводят профилактическую терапию антигистаминными препаратами.

При диагнозе «бронхиальная астма» профилактика направлена на уменьшение частоты обострений и предполагает исключение провоцирующих факторов:

  1. Удаление бытовых аллергенов. Родителям придется следить за чистотой в доме вдвойне: ежедневно проводить влажную уборку, менять постельное белье не реже 2 раз в неделю, вместо шерстяных ковров использовать ламинат, линолеум. Зимняя одежда и белье должны быть из искусственных материалов, не содержать пуха, меха и шерсти. Мягкие игрушки заменить на резиновые, деревянные либо почаще их стирать.
  2. Экологические факторы. Возможно, смена места проживания решит проблему вредного воздействия окружающей среды.
  3. Профилактика ОРВИ. Вакцинирование ребенка, прием поливитаминов и закаливание организма помогут снизить вредное влияние на бронхи и уменьшить частоту приступов.
  4. Пищевая аллергия. Если она выявлена, исключить полностью из рациона продукты, содержащие определенный аллерген. Необходимо обеспечить ребенку сбалансированное питание.

Подобными мерами можно достичь длительной ремиссии (периода затихания болезни).

Лечение

как лечить астму у ребенка и диагностировать ее

Включает в себя методы медикаментозной и немедикаментозной терапии. Процесс длительный, в некоторых случаях пожизненный, поэтому родителям следует запастись терпением, не верить в чудодейственные пилюли и другие средства лечения, которые могут за один раз избавить от возникшего заболевания.

Детям-астматикам постарше нужно объяснить, что это необходимость, и при строгом соблюдении всех рекомендаций они смогут жить полноценной жизнью.

Медикаментозное лечение

Ребенку дают сироп

Целью лечения является купирование возникшего приступа у детей и базисная терапия для того, чтобы смягчить течение патологии. Препараты принимаются перорально, в виде инъекций и ингаляционно.

Симптоматическая терапия направлена на быстрое снятие спазма в бронхах, который и вызвал приступ. Применяются лекарства, способствующие расширению бронхов (бронхолитики). Наиболее предпочтительными являются:

  • адреномиметики (сальбутамол, фенотерол);
  • антихолинергические препараты (ипратропия бромид);
  • метилксантины, средства с теофиллином;
  • комбинированные препараты — адреномиметик + антихолинергик;
  • гормональные препараты в ингаляционной форме.

Группу препарата определяет врач с учетом тяжести течения, возраста, частоты приступов, показателей инструментального обследования, эффективности ранее назначенных лекарств.

Метод введения препаратов предпочтительно ингаляционный. Средство попадает непосредственно в органы дыхания и действует быстрее. Существуют специальные приспособления для доставки аэрозоля в бронхи — это небулайзер. Благодаря аппарату вещество не оседает на задней стенке глотки, а проходит дальше по воздухоносным путям. Астматику такой аппарат необходим в доме.

Еще одно устройство, облегчающее введение лекарственных препаратов от астмы, — спейсер. Он позволяет применять меньшую дозу лекарства, но увеличивает эффективность его проникновения в легкие в 2 раза.

Данные лекарственные средства оказывают лишь временный эффект и применяются в экстренных случаях. Бесконтрольное применение может привести к возникновению резистентности (устойчивости) при очередном приступе. Поэтому нужно контролировать детей старшего возраста, которые могут злоупотреблять препаратами из-за страха возникновения приступа.

Базисная терапия состоит из лекарств с противовоспалительным действием и бронхорасширяющим эффектом. К ним относятся:

  • длительно действующие бронходилататоры;
  • системные и ингаляционные гормональные средства;
  • антилейкотриеновые препараты;
  • кромоны;
  • антицитокиновые средства.

Базисное лечение также подбирает врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Родителям ни в коем случае нельзя отменять его или менять дозировки. В особенности это касается системного применения глюкокортикостероидов. При их отмене может возникнуть ряд серьезных побочных эффектов.

Немедикаментозное лечение

Физиотерапия

Официальных клинических исследований на тему немедикаментозных способов не проводилось, доказательной базы у этих методов нет. Но врачи отмечают, что детям, у которых удалось достичь высокого эффекта в лечении, длительной ремиссии и стойких результатов, проводили дополнительную терапию. Она включает:

  • физиотерапевтические процедуры. Ультрафиолетовое облучение активизирует обмен веществ, улучшает тканевое дыхание. Иглоукалывание помогает вырабатывать гормоны, которые способствуют купированию приступа в дальнейшем;
  • лечебную физкультуру, в том числе бег, плавание, активные игры. Такие занятия повышают устойчивость к нагрузкам, способствуют развитию дыхательного аппарата, восстанавливают кровообращение и улучшают насыщение тканей кислородом;
  • хорошие результаты дает проведение дыхательной гимнастики. Она тренирует мышцы, ребенок учится управлять дыханием, происходит дренирование (очищение) бронхов от вязкой мокроты;
  • использование природных факторов — грязевые лечебницы, минеральные воды, смена климата, соляные пещеры, высокогорная терапия на курортах. Это способствует восстановлению функции внешнего дыхания, мелкие бронхи, забитые слизью, очищаются;
  • массаж, вибромассаж способствует улучшению обмена кислорода и углекислого газа в легких, уменьшается обструкция, бронхи очищаются.

Фитотерапия, ароматерапия, которые так любят некоторые родители, для детей с астмой не рекомендованы. Причина в том, что они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать новый приступ.

Любой из немедикаментозных методов можно применять только  после консультации с врачом. Он оценит риски и даст рекомендации, способствующие хорошему результату.

Первая помощь при приступе

Приступ астмы

Приступ — это остро возникшее состояние удушья, свистящего дыхания, слышимого на расстоянии и спастического кашля.

Алгоритм действия при оказании первой помощи:

  1. Посчитать количество дыхательных движений. Дать ребенку препарат, расширяющий бронхи, через ингаляционный баллончик, спейсер либо небулайзер. Посадить так, чтобы он мог опереться (стул, кровать) и задействовать вспомогательные мышцы для дыхания. Следить за изменением состояния в течение 20 минут. Частота дыхания должна снизиться, межреберные мышцы не должны западать, кашель — стать реже.
  2. Если через 20 минут эффекта нет, повторить введение препарата в той же дозировке или поменять на комбинированный препарат. Оценить состояние.
  3. При отсутствии улучшения ввести ингаляционный кортикостероид.
  4. Если приступ не удалось купировать в течение одного часа, следует немедленно отвезти ребенка в больницу.

При диагностировании астмы у ребенка родителям следует обучиться оказанию первой помощи. Это можно сделать в школах здоровья, организованных в поликлиниках.

Оценка результатов лечения

Счастливый ребенок

Лечить астму успешно означает добиться контроля над ней. Оцениваются следующие признаки:

  1. Уменьшение частоты приступов до показателя менее 2 раз в неделю.
  2. Приступы и пробуждения ночью прекращаются.
  3. У ребенка восстанавливается физическая активность.
  4. Необходимость в применении препаратов снижается.
  5. Улучшаются результаты функциональных проб (пикфлоуметрия, спирометрия).

На основании этих показателей аллерголог уменьшает дозировку лекарственных препаратов базовой терапии, может отменить системные препараты. Астма у детей требует постоянного планового посещения врача с целью коррекции терапии, проведения инструментальных обследований и оценки изменений.

В заключение

Бронхиальная астма не так страшна. Конечно, родитель, однажды увидев ребенка в состоянии приступа, пугается, пытается найти всевозможные методы, чтобы облегчить симптомы и избавиться от заболевания. Но любой врач подтвердит: болезнь поддается контролю.

Можно жить без ее проявлений целые десятилетия. Основная задача родителей — помочь ребенку адаптироваться, не заниматься самолечением и по возможности посещать школу здоровья, где они получат много дополнительной полезной информации.

Источник