Методическая разработка бронхиальная астма

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

Рассмотрено  и согласовано

                                                             на заседании  предметно-

цикловой комиссии

                                                             Протокол № ________

                                                                                               «___» ___________20 ___ г.

Председатель ПЦК

        клинических

                                                                                               дисциплин

Радченко Т.В.________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

для обучающегося

Специальность 34.02.01.   Сестринское дело

 ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1.    Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1.      Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.7  Сестринский уход при бронхиальной астме

 2016 г

Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.

       Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра,  — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.

Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:

Содержание

  1. Методический блок:                                                                    

1.1.Обращение к обучающимся

1.2. Мотивация изучения темы

1.3. Цели обучения

2. Информационный блок:

    2.1. Структура теоретической части:

     2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.

     2.2.2.Методы обследования

     2.2.3.Лечение, принципы ухода

3. Обобщение и систематизация изложенного материала

4.  Список литературы

1.Методический блок

                                  Уважаемый студент!

       1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы  Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.

       1.2. Мотивация изучения  данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.

Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.

Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.

В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.

Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.

Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое.

 «Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.

У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.

Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.

Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.

     Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

    1.3. Цели обучения:

учебные:

-добиться прочного усвоения знаний

-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях

— применять теоретические знания на практике;

развивающие:

-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности

— развивать культуру речи, память;

воспитательные:

— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;

—   развивать   коммуникативные навыки и умение работать в команде.

    После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),

выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);

знать

факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

  1. Информационный блок.

Теоретическая часть.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным  бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.

        По статистике бронхиальной астмой страдают от  3 до 10% населения.

Современная этиологическая классификация

бронхиальной астмы.

  1. Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
  • бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
  • пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
  • лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
  • пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
  • профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек  в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
  1. Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
  • нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
  • эндокринные нарушения;
  • нервно-психические нарушения;
  • нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
  • физическая нагрузка.

       3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной       форм.

ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.

Выделяют 3 стадии.

  1. Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
  2. Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
  3. Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.

Клиническая картина:

         Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.

        Приступ удушья – это:

  1. одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
  2. свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
  3. свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
  4. кожные покровы бледные, сухие;
  5. в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
  6. приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
  7. больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
  8. кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.

Лечение приступа удушья:

  • Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
  • Успокоить больного
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
  • Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
  • Увлажненный кислород
  • Вибромассаж грудной клетки
  • Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
  • Преднизолон  5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)  
  • Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид  (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
  • Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами

Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.

ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.

            Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:

  1. Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
  2. Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра

        Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.

(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.

Атопическая бронхиальная астма.

ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:

  • Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
  • Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.

 ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

  1.   Воздействие на иммунологическую фазу

Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.

  • Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).

 Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:

# водно-солевые

# очищенные аллергены

# активные фракции аллергенов

# химические модифицированные аллергены

# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами

# пролонгированные аллергены

Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.

  • Неспецифическая десенсибилизация 

– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.

        # разгрузочная диетотерапия;

        # лечение гистоглобулином,  аллергоглобулином по схеме;

        # лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:

  • экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
  • сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
  • настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
  • пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
  1.      Воздействие на патохимическую фазу.
  • Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
  • хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
  • недокромил натрия (тайлед)
  • кетотифен (задитен, позитан)
  • Лечение глюкокортикоидами.

Механизм действия глюкокортикоидов:

  • стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
  • увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
  • уменьшают отёк слизистой бронха.

Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:

I вариант – лечение ингаляционными формами

(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)

1е поколение:

                Беклометазона дипропионат (бекломет,  бекотид, беклокорт, альдецин)

 (терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)

2е поколение:

                будесонид (горакорт, пульмикорт)

                ингакорт (флунизолид)

                фликсотид (флютиказона пропионат)

терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки

Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.

Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:

  • развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
  • системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.

II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально

(системная глюкокортикоидная терапия).

Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:

  • очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
  • кортикозависимая бронхиальная астма;
  • астматический статус.

Используют три группы глюкокортикоидов:

1я группа – группа преднизолона:

  • преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
  • метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)

2я группа – группа триамцинолона:

  • триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
  • кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг

3я группа – группа дексаметазона:

  • дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки  0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)

Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.

Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:

  • ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
  • психозы, эмоциональная лабильность
  • истончение, сухость кожи
  • атрофия мышц
  • остеопороз
  • гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
  • артериальная гипертензия
  • задержка натрия и отёки
  • угнетение функции надпочечников
  • Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма

 Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)

  • терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г  2 раза в сутки
  • астелизол (гисманал) 10 мг  1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
  • лератидин (кларитин) 0,01 г  2 раза в сутки
  • акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
  • цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
  1.      Воздействие на патофизиологическую стадию.
  • Бронходилятаторы

Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:

  • сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
  • вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
  • сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
  • тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
  • ипрадол – 200 мкг  2-4 раза в сутки
  • Метилксантины

оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.

Пролонгированные теофиллины.

  • нифил
  • дилатрон
  • эуфилонг
  • филоконтин

Частота приёма – 1 раз в сутки

  • Отхаркивающие средства и фитотерапия.
  • Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
  • Физиолечение.
  • Электросон
  • Электрофорез
  • Ультразвук
  • УФО грудной клетки
  • Аэрофитотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Барокамера
  • Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
  • Лечение лазером (внутривенное)
  • Ингаляции
  • Массаж грудной клетки
  • спелеокамера

Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)

Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;

Литература

  1. 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
  2. Лекции

Источник

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА
Автор: Кулешова Марина Геннадьевна
Образовательная организация: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Красноярский базовый медицинский колледж им.В.М. Крутовского
Место: город Красноярск
Год издания: 2015
краевое  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КРАСНОЯРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
имени В.М. Крутовского»
 
РАССМОТРЕНО                                                                                   УТВЕРЖДЕНО
на заседании ЦМК                                                                                 зам. директора по УР
________________                                                                                 Роднина М.В.
«___»___________                                                                                __________________
протокол № _____                                                                                «___»_____________  
 
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ)
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
    МДК 01.01 Пропедевтика  клинических дисциплин
Радел Пропедевтика в терапии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
 
Тема 1.01. 04: «Диагностика бронхиальной астмы»
 
 
 
Составила:
преподаватель Кулешова М.Г.
 
 

 
 
Красноярск 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
1.Тема                                                                         
2.Продолжительность занятия                                 
3.Место проведения занятия                                     
4.Цели занятия                                                           
5.Методы обучения                                                   
6.Форма организации учебного процесса               
7.Междисциплинарные связи                                           
8.Внутридисциплинарные связи                                         
9.Оснащение занятия                                                 
10.Программа занятия                                                
11.Описание хода занятия                                         
12. Литература для преподавателя                           
13. План лекции.                                                         
13. Конспект лекции.                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Диагностика бронхиальной астмы»
Продолжительность лекции – 90 минут:
Место проведения лекции: лекционный зал.
Цель лекции: Ознакомить студентов с диагностикой  бронхиальной астмы.
Образовательная цель (обучающая):
Студент должен знать:
Определение бронхиальной астмы, факторы риска, этиология, патогенез, патанатомия,  классификация. Формулировка  предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями. Клиника. Диагностика.  Лабораторно-инструментальные методы исследования и интерпретация результатов исследования.
Формировать общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК. 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различияпо отношению к природе, обществу, человеку.
ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК. 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
 
Формировать профессиональные компетенции:
ПК. 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК. 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК. 1.6. Проводить диагностику смерти.
ПК. 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
 Развивающая цель: Новые понятия в области диагностики бронхиальной астмы, которые в дальнейшем помогут в освоении соответствующих заболеваний в терапии
Воспитывающая цель  Понимать важность правильного обследования пациента.
 Методическая цель:  Организовать проведение теоретического занятия с применением объяснительно — иллюстративного и мутимейдийной презентации.
Методы обучения:  Объяснительно – иллюстративный метод и мутимейдийная презентация.
 Форма организации учебного процесса:  лекция

Дисциплина
Раздел, тема

1
МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля
Лечение острого трахеита, острых и хронических бронхитов, эмфиземы легких дыхательной недостаточности
Лечение пневмоний, плевритов.
Лечение бронхиальной астмы

3.
МДК.02.01 Лечение пациентов инфекционного профиля
Лечение респираторных инфекций.

4.
МДК.02.01 Лечение пациентов гериатрического профиля
Лечение пациентов пожилого и старческого возраста с заболеваниями органов дыхания и с заболеваниями органов кровообращения

5.
МДК.02.02 Лечение пациентов хирургического профиля
Ведение пациентов в послеоперационном периоде

6.
МДК.02.02 Лечение пациентов с заболеваниями ЛОР-органов
Лечение острых и хронических заболеваний гортани и трахеи

Внутридисциплинарные связи

Дисциплина
Раздел, тема

1.
МДК.01.01.Пропедевтика внутренних болезней
Методика диагностики
заболеваний органов дыхания

2.
МДК.01.01.Пропедевтика внутренних болезней
Диагностика пневмонии, плевритов.
Диагностика острого трахеита, острых и хронических бронхитов, эмфиземы легких дыхательной недостаточности

Оснащение лекции:  Мультимедийная презентация  методическая разработка лекции.
 
ПРОГРАММА  ЗАНЯТИЯ
 
1
Организация группы
 
— 3 мин.

2
Мотивация учебной деятельности
 
— 2 мин.

3
Формирование новых знаний
 
— 80 мин.

4
Обобщение и систематизация изученного материала
 
— 2 мин.

5
Подведение итога занятия. Задание на дом.
 
— 3 мин.

 
Описание хода занятия
 
Название этапа
 
Описание этапа
Цель
Формируемые компетенции

 
1
 
Организация группы
Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия.
Подготовка студентов к работе
ОК. 1, 2, 12.

2
Мотивация учебной деятельности
Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника.
Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы
ОК. 1, 2, 3, 8, 11.

3
Формирование новых знаний
Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют.
Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать
ПК 1.1., 1.2., 1.7.
ОК 1 – 9, 11.

4
Валеологическая пауза
Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью
Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации)
ОК. 1, 2, 9, 12, 13.

5
Обобщение и систематизация изученного материала
Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции
Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию
ПК. 1.1., 1.2., 1.7. ОК. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

6
Подведение итога занятия. Задание на дом
Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов.
Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу
Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию.
ПК 1.1., 1.2., 1.7
ОК 1 – 9, 11

 
 
Список литературы
 
Список литературы для преподавателя:
Основная:
В.М.Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» «ГЭОТАР-Медиа»2011
В.Т.Ивашкин, А.А.Шептулин  «Пропедевтика внутренних болезней» Москва, «МЕДпресс-информ» 2008
К.К. Шелехов, Э.В. Смолева, Л.А. Степанова «Фельдшер скорой помощи» 2009г.    
Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский «Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика»
Дополнительная:
Ю.Ю.Елисеев «Справочник фельдшера» Москва «Эксмо» 2007 г.
И.В.Авдиенко «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры» 2009
Лазарева Справочник фельдшера 2010 г.
А.Л.Гребнев  «Основы общего ухода за больными»   1999
 Рекомендуемая литература для студентов:
 Основная:
В.М.Нечаев «Пропедевтика клинических дисциплин» «ГЭОТАР-Медиа»2011
В.Т.Ивашкин, А.А.Шептулин  «Пропедевтика внутренних болезней» Москва, «МЕДпресс-информ» 2008
К.К. Шелехов, Э.В. Смолева, Л.А. Степанова «Фельдшер скорой помощи» 2009г.    
Г. Е. Ройтберг, А. В. Струтынский «Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика»
Дополнительная:
 Ю.Ю.Елисеев «Справочник фельдшера» Москва «Эксмо» 2007 г.
И.В.Авдиенко «Большая энциклопедия фельдшера и медсестры» 2009
Лазарева Справочник фельдшера 2010 г.
А.Л.Гребнев  «Основы общего ухода за больными»   1999
 
План лекции
 
1.Определение
2.Классификация
3. Этиология
4. Патогенез
5. Симптомы
6. Степени тяжести
7. Диагностика

Конспект лекции

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА  
                БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА – хроническое заболевание дыхательных путей, основным патогенетическим механизмом которого служит гиперреактивность бронхов, обусловленная воспалением.
МКБ-10
· J 45.
                КЛАССИФИКАЦИЯ Общепринятой классификации не существует.
Классификация по форме:
— экзогенная (аллергическая) БА;
-эндогенная (неаллергическая) БА;
-смешанная БА.
Аллергическая БА обусловлена сенсибилизацией к аллергенам домашней пыли, библиотечной пыли, выделениям домашних животных и птиц, к плесневым и дрожжевым грибам, пыльце растений, профессиональным и пищевым аллергенам, инфекционным аллергенам.
Неаллергическая БА характеризуется отсутствием аллергической реакции в патогенезе (например «аспириновая» астма).
Смешанная БА подразумевает участие нескольких механизмов в патогенезе заболевания.
Факторы, индуцирующие бронхиальную астму.
Внутренние:
— генетическая предрасположенность;
— атопия (выработка повышенного количества антител иммуноглобулина Е);
— гиперреактивность дыхательных путей (состояние, при котором просвет бронхов сужается слишком сильно в ответ на провоцирующие вещества);
— пол (в детском возрасте чаще встречается у мальчиков, в пубертатном и взрослом возрасте – чаще у девушек и женщин);
Внешние факторы:
— домашние аллергены (домашняя пыль, животные, тараканы, грибки, плесень, дрожжи);
— внешние аллергены (пыльца, плесень);
— профессиональные вредности;
-курение (активное и пассивное);
— респираторные инфекции.
Патогенез.
В основе патогенеза бронхиальной астмы лежит хронический специфический воспалительный процесс в бронхиальной стенке, приводящий к спазму, отеку слизистой оболочки, гиперсекреции слизи и бронхиальной обструкции в ответ на воздействие различных триггеров.
Для воспаления при БА характерно увеличение в слизистой оболочке и просвете бронхиального дерева количества активированных эозинофилов, тучных клеток, макрофагов, лимфоцитов и нейтрофилов, а также дендритных клеток и тромбоцитов.
Признаки воспаления бронхов сохраняются даже в бессимптомный период заболевания. Воспаление бронхов при БА приводит к гиперреактивности бронхов. Это состояние, при котором просвет бронхов неадекватно мощно и легко спазмируется в ответ на воздействие триггеров. Вследствие острого бронхоспазма, отека стенки бронха, обтурации слизью развивается обструкция (обычно полностью обратимая). Клинически эти изменения проявляются повторяющимися эпизодами обструкции бронхов в виде одышки, чувства стеснения в груди, кашля, свистящих хрипов в легких, нередко слышных на расстоянии.
Таким образом, патогенетически астма двухкомпонентное заболевание, обусловленное воспалением дыхательных путей (отек, повреждение эпителия, инфильтрация клетками воспаления, утолщения базальной мембраны) и дисфункцией дыхательных мышц (бронхоконстрикция, гиперреактивность бронхов).
Результатом острого и хронического аллергического воспаления в дыхательных путях являются структурные и функциональные нарушения, характерные для БА. Структурные изменения в дыхательных путях, называемые ремоделированием, это гетерогенный процесс, приводящий к изменениям в соединительной ткани и нарушению структуры дыхательных путей вследствие динамического процесса дифференциации, миграции, развития и созревания структурных клеток.
Ремоделирование характеризуется увеличением массы гладких мышц, застоем в сосудистом русле и гипертрофией слизистых желез, что приводит к утолщению стенки и уменьшению диаметра просвета бронхов, а также повышением секреции слизи и воспалительного экссудата. Увеличение массы гладких мышц при астме происходит за счет гипертрофии и гиперплазии мышечных волокон либо дифференциации гладких мышц. Другим важным компонентом утолщения стенок является застой в сосудах, который также приводит к уменьшению диаметра бронхов. Избыточная секреция слизи результат не только гипертрофии слизистых желез, но и гиперплазии бокаловидных клеток. Повышенная продукция слизи вместе с воспалительным экссудатом формирует клейкие вязкие пробки, которые блокируют просвет бронхов.
СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ.
— приступообразный кашель продуктивный или малопродуктивный:
— одышка с затруднением выдоха;
— затруднённое свистящее дыхание;
— приступы экспираторного удушья, которым могут предшествовать предвестники: зуд в носоглотке, першение в горле, чихание, заложенность носа, зуд кожи;
— сердцебиение;
— снижение работоспособности.
СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Различают 3 степени тяжести заболевания. Оценивается до начала лечения.
— Лёгкая степень БА: симптомы болезни возникают реже 1 раза в день, обострения могут влиять на физическую активность и сон.
— Средняя степень тяжести БА: характерны ежедневные симптомы, ночные приступы чаще 1 раза в неделю, обострения могут влиять на физическую активность и сон, имеется потребность в ежедневном приёме
·2- адренорецепторов короткого действия (беротек, сальбутамол). Физическая активность и другие факторы могут провоцировать приступы удушья.
— Тяжёлая БА: беспокоят ежедневные симптомы, частые обострения, частые ночные приступы. Физическая активность ограничена.
Больные с любой степенью тяжести БА могут иметь лёгкое, средней степени тяжести и тяжёлое обострения. У больных с лёгкой степенью тяжести могу наблюдаться тяжёлые и угрожающие жизни обострении на фоне длительных бессимптомных периодов.
Астматический статус (тяжёлое и опасное для жизни состояние) – затянувшийся приступ экспираторного удушья, не купирующийся противоастматическими препаратами в течение нескольких часов.
Фазы течения БА.
— фаза обострения;
— фаза ремиссии.
 ДИАГНОСТИКА.
1. Опрос больного.
Пациенты жалуются на периодические приступы удушья, одышку, кашель, свистящее дыхание, сердцебиение.
Имеется положительный аллергологический анамнез:
— наличие аллергического заболевания у пациента и его родственников;
— развитие симптомов провоцирует контакт с аллергеном (пыль, пыльца растений, шерсть животного и т.д.), воздействие неспецифических