Методическая разработка по теме бронхиальная астма
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено и согласовано
на заседании предметно-
цикловой комиссии
Протокол № ________
«___» ___________20 ___ г.
Председатель ПЦК
клинических
дисциплин
Радченко Т.В.________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
для обучающегося
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Раздел 1. Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.
Тема 1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля
Тема 1.7 Сестринский уход при бронхиальной астме
2016 г
Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.
Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра, — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.
Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Содержание
- Методический блок:
1.1.Обращение к обучающимся
1.2. Мотивация изучения темы
1.3. Цели обучения
2. Информационный блок:
2.1. Структура теоретической части:
2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.
2.2.2.Методы обследования
2.2.3.Лечение, принципы ухода
3. Обобщение и систематизация изложенного материала
4. Список литературы
1.Методический блок
Уважаемый студент!
1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.
1.2. Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.
Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.
Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.
В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.
Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.
Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.
Бронхиальная астма – заболевание хроническое.
«Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.
У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.
Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.
Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.
Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.
1.3. Цели обучения:
учебные:
-добиться прочного усвоения знаний
-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях
— применять теоретические знания на практике;
развивающие:
-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности
— развивать культуру речи, память;
воспитательные:
— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;
— развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),
выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);
знать
факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
- Информационный блок.
Теоретическая часть.
Сестринский уход при бронхиальной астме
Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.
По статистике бронхиальной астмой страдают от 3 до 10% населения.
Современная этиологическая классификация
бронхиальной астмы.
- Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
- бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
- пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
- лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
- пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
- профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
- Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
- нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
- эндокринные нарушения;
- нервно-психические нарушения;
- нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
- физическая нагрузка.
3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной форм.
ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.
Выделяют 3 стадии.
- Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
- Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
- Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.
Клиническая картина:
Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.
Приступ удушья – это:
- одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
- свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
- свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
- кожные покровы бледные, сухие;
- в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
- приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
- больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
- кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.
Лечение приступа удушья:
- Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
- Успокоить больного
- Обеспечить доступ свежего воздуха.
- Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
- Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
- Увлажненный кислород
- Вибромассаж грудной клетки
- Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
- Преднизолон 5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)
- Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
- Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами
Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.
ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.
Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:
- Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
- Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра
Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.
(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.
Атопическая бронхиальная астма.
ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:
- Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
- Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
- Воздействие на иммунологическую фазу
Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.
- Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).
Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:
# водно-солевые
# очищенные аллергены
# активные фракции аллергенов
# химические модифицированные аллергены
# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами
# пролонгированные аллергены
Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.
- Неспецифическая десенсибилизация
– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.
# разгрузочная диетотерапия;
# лечение гистоглобулином, аллергоглобулином по схеме;
# лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:
- экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
- сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
- настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
- настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
- пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
- Воздействие на патохимическую фазу.
- Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
- хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
- недокромил натрия (тайлед)
- кетотифен (задитен, позитан)
- Лечение глюкокортикоидами.
Механизм действия глюкокортикоидов:
- стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
- увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
- уменьшают отёк слизистой бронха.
Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:
I вариант – лечение ингаляционными формами
(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)
1е поколение:
Беклометазона дипропионат (бекломет, бекотид, беклокорт, альдецин)
(терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)
2е поколение:
будесонид (горакорт, пульмикорт)
ингакорт (флунизолид)
фликсотид (флютиказона пропионат)
терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки
Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.
Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:
- развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
- системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.
II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально
(системная глюкокортикоидная терапия).
Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:
- очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
- кортикозависимая бронхиальная астма;
- астматический статус.
Используют три группы глюкокортикоидов:
1я группа – группа преднизолона:
- преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
- метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)
2я группа – группа триамцинолона:
- триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
- кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг
3я группа – группа дексаметазона:
- дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки 0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)
Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.
Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:
- ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
- психозы, эмоциональная лабильность
- истончение, сухость кожи
- атрофия мышц
- остеопороз
- гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
- артериальная гипертензия
- задержка натрия и отёки
- угнетение функции надпочечников
- Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма
Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)
- терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г 2 раза в сутки
- астелизол (гисманал) 10 мг 1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
- лератидин (кларитин) 0,01 г 2 раза в сутки
- акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
- цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
- Воздействие на патофизиологическую стадию.
- Бронходилятаторы
Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:
- сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
- вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
- сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
- тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
- ипрадол – 200 мкг 2-4 раза в сутки
- Метилксантины
оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.
Пролонгированные теофиллины.
- нифил
- дилатрон
- эуфилонг
- филоконтин
Частота приёма – 1 раз в сутки
- Отхаркивающие средства и фитотерапия.
- Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
- Физиолечение.
- Электросон
- Электрофорез
- Ультразвук
- УФО грудной клетки
- Аэрофитотерапия
- Дыхательная гимнастика
- Барокамера
- Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
- Лечение лазером (внутривенное)
- Ингаляции
- Массаж грудной клетки
- спелеокамера
Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)
Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;
Литература
- 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
- Лекции
Источник
«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»
РАССМОТРЕНО ЦМК ПМ Лечебное дело протокол № ____от «___»________20__г. Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина | УТВЕРЖДЕНО Методический совет протокол №__от «___» _______20___г. Председатель Метод . совета Зам. директора по УМР ___________Э.В. Никитина |
Методическая разработка
для преподавателя к практическому занятию
по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии
по теме «Бронхиальная астма»
Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.
Энгельс 2016год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».
Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».
На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.
Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.
Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.
Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
Тема занятия: «Бронхиальная астма».
Специальность: Лечебное дело
Вид занятия: практикум.
Время: (270 минут) 6 часов.
Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.
Место занятия: кабинет доклинической практики.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.
Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.
Цель занятия:
1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен
иметь практический опыт:
— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,
— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;
уметь:
— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,
— применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,
— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,
— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,
— оформлять направления и выписывать рецепты;
знать:
— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,
— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,
— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра.
2. Развивающая:
— развивать логическое мышление и познавательные процессы,
— развивать мыслительную активность обучающихся,
— развивать умения, применять полученные знания на практике,
— развивать способность к самостоятельной деятельности.
3. Воспитывающая:
— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,
— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,
— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.
Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.9. | Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Межмодульные связи:
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).
ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.
ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.
ОП 02 Анатомия и физиология человека.
ОП 03 Основы патологии.
ОП 07 Фармакология.
ОП 08 Психология.
Внутримодульные связи:
Субъективные методы обследования пациента.
Объективные методы обследования пациента.
Лабораторные и инструментальные методы исследования.
Материально-техническое обеспечение занятия
Наглядные пособия:
Видеофильмы:
1. «Бронхиальная астма».
2. «Пикфлоуметрия».
3. «Применение небулайзера».
4. «Применение спейсера».
Презентации:
1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».
2. «Пользование пикфлоуметром».
3. «Пользование карманным ингалятором».
Технические средства обучения:
— компьютер,
— мультимедийный проектор,
— мультимедийный экран.
Медицинская документация:
— бланки направлений, бланки рецептов.
Мебель и медицинское оборудование:
— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,
— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,
— ширма – 1 шт.,
— стол для преподавателя- 1 шт.,
— столы учебные- 5 шт.,
— стулья- 10 шт.,
— лотки – 5 шт.,
— карманные ингаляторы – 5 шт.,
— пикфлоуметр – 5 шт.,
— небулайзер – 5 шт.,
— спейсер – 5 шт.,
— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,
— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,
— маски медицинские- 5 шт.
Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,
— дезинфицирующие средства.
Фантомы, муляжи:
Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»
Вариант 1
1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:
а) инспираторная одышка,
б) кашель с гнойной мокротой,
в) кровохаркание,
г) приступ удушья.
2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:
а) горизонтальное,
б) горизонтальное с приподнятыми ногами,
в) лежа на боку,
г) сидя, с упором руками на колени.
3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:
а) вентолина,
б) бекотида,
в) беротека,
г) астмопента.
4. Стекловидная мокрота выделяется при:
а) остром абсцессе легких,
б) бронхиальной астме,
в) пневмонии,
г) экссудативном плеврите.
5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме
являются:
а) лейкоциты,
б) эластические волокна,
в) атипичные клетки,
г) эозинофилы.
6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:
а) усиление питания,
б) устранение гиподинамии,
в) отказ от алкоголя,
г) прекращение контакта с аллергеном.
7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:
а) кодеином,
б) дибексином,
в) сальбутамолом,
г) тусупрексом.
8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:
а) астмопент,
б) беротек,
в) интал,
г) теофиллин.
9. Пикфлоуметрия — это определение:
а) дыхательного объема,
б) жизненной емкости легких,
в) остаточного объема,
г) пиковой скорости выдоха.
10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме:
а) сальбутамола,
б) беротека,
в) эуфиллина,
г) вентолина.
11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:
а) эозинофилы,
б) спирали Куршмана,
в) кристаллы Шарко – Лейдена,
г) все ответы верны.
12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:
а) вирусов,
б) бытовых аллергенов,
в) аллергенов животного происхождения,
г) аллергенов растительного происхождения.
13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:
а) везикулярное дыхание, хрипов нет,
б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,
в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,
г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.
14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:
а) одышка,
б) астматический статус,
в) сердечная астма,
г) острый приступ.
15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:
а) контакт с пищевым аллергеном,
б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,
в) инфекционное заболевание,
г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.
16. Транспортировка больного с приступом удушья:
а) лежа на боку,
б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,
в) лежа с повернутой головой на бок,
г) лежа с возвышенными конечностями.
17. Небулайзер – это:
а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,
б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,
в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,
г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.
18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме:
а) сальметерола,
б) формотерола,
в) индакатерола,
г) сальбутамола.
19. При экспираторной одышке затруднен:
1) вдох,
2) выдох,
3) вдох и выдох.
20. Экспираторный характер одышки отмечается при:
1) абсцессе легкого,
2) бронхиальной астме,
3) крупозной пневмонии,
4) отеке легких.
Источник