Монолог о войне кори маркевич полный
Вадим Шефнер
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Андрея Петрова убило снарядом.
Нашли его мертвым у свежей воронки.
Он в небо глядел немигающим взглядом,
Промятая каска лежала в сторонке.
Он весь был в тяжелых осколочных ранах,
И взрывом одежда раздергана в ленты.
И мы из пропитанных кровью карманов
У мертвого взяли его документы.
Чтоб всем, кто товарищу письма писали,
Сказать о его неожиданной смерти,
Мы вынули книжку с его адресами
И пять фотографий в потертом конверте.
Вот здесь он ребенком, вот братья-мальчишки,
А здесь он сестрою на станции дачной…
Но выпала карточка чья-то из книжки,
Обернутая в целлулоид прозрачный.
Он нам не показывал карточку эту.
Впервые на поле, средь дымки рассветной,
Смутясь, мы взглянули на девушку эту,
Веселую девушку в кофточке светлой.
В соломенной шляпе с большими полями,
Ему улыбаясь лукаво и строго,
Стояла она на широкой поляне,
Где вдаль убегает лесная дорога.
Мы письма напишем родным и знакомым,
Мы их известим о негаданной смерти,
Мы деньги пошлем им, мы снимки вернем им,
Мы адрес надпишем на каждом конверте.
Но как нам пройти по воронкам и комьям
В неведомый край, на поляну лесную?
Он так, видно, адрес той девушки помнил,
Что в книжку свою не вписал записную.
К ней нет нам пути – ни дорог, ни тропинок,
Ее не найти нам… Но мы угадали,
Кому нам вернуть этот маленький снимок,
Который на сердце хранился годами.
И в час, когда травы тянулись к рассвету
И яма чернела на низком пригорке,
Мы дали три залпа – и карточку эту
Вложили Петрову в карман гимнастерки.
1944 г.
—-—
КАСКА
Молчит, сиротлив и обижен,
Ветлы искореженный ствол,
Заброшенный пруд неподвижен
И густ, будто крепкий рассол.
Порою, как сонное диво,
Из тьмы травяной, водяной
Лягушка всплывает лениво,
Блестя огуречной спиной.
Но мальчик пришел с хворостиной —
И нет на пруду тишины;
Вот каску, обросшую тиной,
Он выудил из глубины.
Без грусти, без всякой заботы,
Улыбкой блестя озорной,
Берет он советской пехоты
Тяжелый убор головной.
Воды зачерпнет деловито —
И слушает, как вода
Струится из каски пробитой
На гладкую плоскость пруда.
О добром безоблачном небе,
О днях без утрат и невзгод,
Дрожа, как серебряннный стебель,
Ему эта струйка поет.
Поет ему неторопливо
О том, как все тихо кругом,
Поет об июне счастливом,
А мне о другом, о другом…
1961
—————
Слова
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в тёмных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
1956
Источник
Когда я сама начала преподавать, я пересмотрела отношение к своим учителям.
Я поняла, что мне не нравилась учительница по английскому, мне нравился сам предмет.
Я поняла, что наша учительница по истории/обществознании/праву, которая казалась мне интересной, очень много говорила о своей жизни и на долгое время вложила в меня мысль о том, что учителя — неудачники, которые просто не смогли найти работу получше, хотя это не так. А дети, между прочим, слушают, что им говорят учителя, для них это мнение является авторитетным.
И я поняла, что лучшим учителем за мою во всяком случае школьную жизнь был физрук.
Хотя физ-ру как предмет, в отличие от английского, я не любила и часто прогуливала. Прогуливала я её потому что практически каждый урок, когда мы не сдавали нормативы, мы играли в пионербол/воллейбол, а это та игра, в которую я играть не могу.
Но большинству это нравилось. Насколько это правильно с педагогической точки зрения мне сложно сказать, потому что я не смотрела, как выглядит программа по физкультуре. Да и в любом случае это обычно тот предмет, к которому никто серьёзно не относится. Так что играть почти каждый урок не кажется мне чем-то ужасным.
Когда мы сдавали нормативы, он объявлял нас как олимпийских бегунов, переиначивая наши фамилии на иностранный манер. Типа: а это наш китайский друг Сим-Кин, это греческая бегунья Евлампидис.
Как-то, когда я в очередной раз отсиживалась в раздевалке — он, по крайней мере, позволял это делать — физрук попросил меня позвать, сказал, что не будет ругаться. Сказал, что нужно сходить от школы на шахматы. Не обязательно выигрывать, просто поучаствовать.
Ещё как-то я просила передать, что «она не может пойти на физкультуру, потому что в раздевалке пытается покончить с собой». В то время это казалось мне очень остроумным. И я очень благодарна ему, за то, что он сделал. Он не стал звонить родителям или звать психологов и классного руководителя или вламываться в раздевалку. Он убедился в том, что там есть люди, которые мне помогут.
Если бы он сделал этот инцидент публичным, это бы только хуже отразилось на мне. Я и так всегда считалась очень странным ребёнком.
С тех пор каждый раз, как он встречал меня в коридоре, он спрашивал мою подругу, как я поживаю, и говорил ей следить за мной. Я всегда смеялась, потому что не понимала, к чему он вообще. Теперь понимаю.
Вообще очень сложно понять насколько серьёзно говорят подростки, когда они говорят, что хотят умереть, а они говорят об этом часто.
Ещё он часто цитировал Высоцкого, играл на пианино, играл в спектаклях, в общем, был очень приятным человеком, но, к сожалению, ушёл на пенсию раньше, чем я закончила школу.
Что касается других хороших преподавателей, у нас были хорошие физруки в ВУЗе — извините, что я всё про физруков, но про них никто обычно не говорит.
Дело в том, что по медицинскому состоянию я могу на физкультуру не ходить вообще. К сожалению, тот физрук, что пришёл к нам в школу после того, хорошего, этого не понимал. Он не понимал многих вещей. «Почему ты не можешь этого сделать, ты же худая». Или почему девушки не занимаются физкультурой, когда у них месячные. Или что такое трещина в пальце. И почему нельзя вламываться без стука в раздевалку 11классниц.
В ВУЗе мне сказали, что я могу не ходить, я сказала, что хочу ходить и могу делать всё, кроме бега.
Ещё из запомнившихся в ВУЗе была моя первая научная руководительница, которая определила область моей работы на последующие годы. Она была молодая, но уже преподавала в ВУЗе, очень строгая и очень хорошо знающая свой предмет, что я всегда ценила в людях. До того, как начать преподавать в ВУЗе она была моделью, что очень здорово и доказывает, что модели не безмозглые куклы. Было бы ещё интереснее, совмещай она эти профессии. Преподавала она фонетику. Правда, после того, как я защитила курсовую, она ушла в декрет, а из декрета её уволили каким-то хитрым образом, что очень обидно.
Поэтому моим научным руководителем стала другая не менее строгая и профессиональная женщина, в чём мне сказочно повезло, потому что, если честно, не так уж их много было у нас в институте. Да и вообще в любом институте, думаю. Для сравнения: я диплом переписывала восемь раз. Потому что она его читала и присылала подробные комментарии. Некоторые научные руководители присылали обратно диплом, в котором было выделено одно слово. Без комментариев.
Она у нас вела литературу — безумно интересно — и заменяла теор.фонетику. Когда она заменяла теорфонетику, она убеждалась в том, чтобы каждый понял статью, которую мы читали и смог ответить на вопросы. Та преподавательница, которую она заменяла, просто давала нам слайды с кучей текста, не заботясь о том, поняли мы что-нибудь или нет. У другой группы она вела фонетику, но своим преподавателем фонетики, как я уже сказала, я была довольна. Поэтому произношение у меня отличное.
Была старая строгая женщина, которая вела у нас анализ текста. Тоже безумно интересно. На анализе текста мы читали куски произведений и отвечали на вопросы к ним. На первом занятии она читала нам вслух. Как-то она заменяла у нас теор.грамматику и не переходила к новому куску информации, пока не убедилась в том, что предыдущий поняли все. Та преподавательница, которую она заменяла, опять же, просто давала нам стену текста на слайдах.
И вот эта женщина знала французский так, как его не знает никто другой. Она знала все тонкости и могла объяснить любую особенность языка. Часто рассказывала, как она писала авторам тех или иных грамматических пособий об их ошибках и неточностях.
И была преподавательница, которая вела у нас практику речи. То есть, конечно, их было несколько, у нас было огромное количество преподавателей французского в ВУЗе, но с середины второго, по-моему, курса, у нас вела она. А на четвёртом ещё страноведение. Очень тёплый и отзывчивый человек, очень интересный, очень активный. Но я постоянно её ругала за
— переход на русский язык
— отклонение от темы
— излишнюю мягкость.
Но тут надо понимать, что это не значит, что каждый урок она вдруг позволяла говорить на русском или начинала говорить совершенно о другом. Просто я всегда считала, что хороший преподаватель должен быть строгим. А ещё я думаю, что у нас с ней похожа манера преподавания и у меня ровно те же самые грехи.
А ещё она как-то помогла найти мне работу. Она и та, которая давала нам стену текста по теорграмматике.
Источник
Алексей
Очень талантливая девочка! При исполнении чётко передано содержание произведения. Эмоционально, выразительно, проникновенно. Есения — ты одаренная девочка, ждём от тебя новых произведений! Победы в конкурсе!
Татьяна Леонидовна
Феноменально! Девочка передала такой шквал эмоций: и яркое воспоминание с улыбкой на лице, и страх, и боль, и горечь утраты близких, и ненависть к фашистам, которые разрушили всё… Умничка! Удачи в конкурсе и успехов в творчестве!
Шазина
Очень талантливая девочка! Просто поразительно, как она пропускает эту боль, горе того времени через свое маленькое сердечко. Я никогда не слышала такого исполнения ребенком. Низкий поклон родителям Есении за такое воспитание, за то, что вкладывают в нее душу! Я уверена,что из этого маленького человечка вырастит Человек с большой буквы, уважающий старшее поколение, которое когда-то всем нам дали жизнь!
Ангелина
Спасибо большое организаторам за великолепный конкурс! Очень нравится выступление Есении! Поразительно талантливая девочка! Я под большим впечатлением!
Анна Маташова
Очень трогательно и профессионально!
Есения, голосую за тебя и желаю успехов!
Людмила Андреевна
Я просто восхищена, как ребёнок так эмоционально и проникновенно может рассказывать. Очень сложная тема, репертуар, но Есения справилась на Отлично! Не каждый взрослый так сможет рассказать! Есения — большая молодец!
Гараева Лилия Александровна
Есения, невероятно талантливый человечек! Наблюдаю за её творчеством. Видела и другие её выступления и ни одно из них не оставило меня равнодушной! А в Монологе я плакала вместе с ней, и не могла понять: Ну как можно дочитать его до конца, когда так душат слезы? Невероятно мастерски, она это делает, как настоящая артистка пропускает всё через свое сердце! Победа за ней!
Макухина Ирина Геннадиевна
Девочка просто мастер! Сценический образ и её выразительность так естественно и органично, слов нет. Супер! Победы ей в конкурсе! Болею за Есению Тарасову!
Ирина Александровна Сухова
Для детей нашего времени военные годы – совсем далекое прошлое, и все реже у них есть возможность слышать истории о военном и блокадном времени из уст непосредственных участников событий. И я уже не говорю о том, как тяжело и трудно передать эмоционально то, что сам не пережил. Но эта девочка, эта маленькая девочка рассказывает этот монолог тАк, что будто бы это все произошло с ней, что она пережила все это… Смотришь и веришь, представляешь, как она спряталась по кроватью, чуть дыша. А эти пронзительные слова: «Папа, папочка мой!» А ее искренние слезы… Мурашки по коже. ЕСЕНИЯ — МОЛОДЕЦ! УДАЧИ И ПОБЕДЫ! Дай Бог, нам всем никогда этого больше не пережить.
Валерий
Есения выступила очень эмоционально и проникновенно, за душу берет. Ребёнок в своём выступлении вызывает патриотические чувства и эмоции.
Спасибо, так держать!
Любовь
Выступление супер! Речь у ребенка поставлена на 5+!!!!
До слез пробрало.
Наталья
Есения — настоящая маленькая артистка, душевно и проникновенно читает, трогательно до мурашек по коже!
Любовь Владимировна
Боже, как читает ребенок!!! Всей семьей пересматривали несколько раз, мурашки по телу, слезы у всех на глазах… Я — педагог с 20-летним стажем, впервые слышу и вижу, чтобы ребенок в таком возрасте так рассказывал, да еще и прозу, а какова сложность произведения! Поклон преподавателю и, разумеется, Есении, за такое чтение! А сколько эмоций, патриотизма, душевности, чуткости в этой девочке!.. Это лучшее, что я когда-либо слышала и видела.
Источник