Может ли бронхиальная астма исчезнуть

Практически все астматики хорошо подкованы во всем, что касается их заболевания. Но проблема в том, что реально астмой страдает каждый десятый, а знают о своей болезни и лечатся далеко не все, потому что в представлении многих астма — это заболевание, при котором задыхаются и вызывают «скорую». Заблуждения развеивает доцент кафедры пульмонологии ФУВ РГМУ Надежда Павловна КНЯЖЕСКАЯ.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 1. Болеет родитель — заболеет ребенок.
Генетическая предрасположенность к астме действительно наследуется. Но даже если оба родителя больны, шансы ребенка остаться абсолютно здоровым достаточно велики — 50 на 50. Правда, неблагоприятная наследственность может вылиться у ребенка в любое другое аллергическое заболевание.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 2. Если астма не началась в детстве, то ею уже не заболеешь.
Заболеть бронхиальной астмой можно в любом возрасте. Среди детей преобладают астматики-мальчики, среди взрослых астмой чаще заболевают женщины. Каждый возраст имеет свои особенности. Дети чаще всего начинают болеть с аллергий. Этот атопический марш, способный в дальнейшем привести к бронхиальной астме, можно заметить в самом начале: ребенок часто болеет дерматитом, потом присоединяются различные насморки (риниты), а затем уже развиваются непосредственно симптомы астмы. Ребенку, подверженному различным аллергическим реакциям, лучше всего найти педиатра-аллерголога. Он сможет подбирать адекватное лечение при различных детских болезнях и поможет свести к минимуму страдания от аллергии.
Не последнюю роль в формировании аллергических заболеваний играет курение, которое провоцирует выработку специальных антител. Чтобы защитить малыша, мало отказаться от курения на время беременности, важно вообще не курить ни дома, ни рядом с ребенком.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 3. Астма — это всегда приступы удушья.
Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. И приступы удушья — это лишь острые его проявления. Но чаще всего болезнь дает о себе знать кашлем, одышкой, слезотечением, затрудненностью дыхания. Каждый третий астматик беспокойно спит: надо встать, чтобы попить горячей воды, повернуться на другой бок, откашляться, отдышаться. Бронхоспазм ночью провоцируют аллергены, эзофагеальный рефлюкс, холодный воздух, воспаление дыхательных путей или изменение физиологических циркадных ритмов. Для многих астматиков самое тяжелое время суток — раннее утро, сразу после пробуждения.
Если вы отмечаете у себя затруднение дыхания (от стеснения в грудной клетке до одышки) в ночные, ранние утренние часы, на физическую нагрузку, надо прийти к врачу, чтобы выяснить причину. Особенно аллергикам.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 4. Бронхоспазм провоцирует аллерген.
У детей это действительно чаще всего так. Но иногда выявить астму у ребенка помогает синдром постнагрузочного бронхоспазма. В школе такой астматик под любым предлогом увиливает от занятий физкультурой, потому что после окончания физической нагрузки у него появляется затруднение дыхания. Причем тяжело дышать ему становится именно после занятий. Если это случается в процессе тренировки, дело не в астме, а в чем-то другом: либо ребенок недостаточно хорошо натренирован, либо у него проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Взрослые болеют и аллергическими, и неаллергическими астмами. Бронхоспазм могут вызывать холодный воздух, перепад погоды, эмоциональные потрясения, переживания, профвредности.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 5. Лекарствам есть альтернатива.
Сейчас специалисты рассматривают бронхиальную астму как хронический воспалительный процесс, который надо контролировать с помощью лекарств. В зависимости от уровня воспаления пульмонолог подбирает противовоспалительные препараты. Это могут быть ингаляционные глюкокортикостероиды или производные интала (крамоны) и антагонисты лейкотриенов. Иногда назначают препараты с медленным освобождением теофилина. У аллергиков, особенно реагирующих на цветение, применяют специфическую иммунотерапию. Чем раньше начинают лечение, тем меньшие дозы препаратов подбираются. Галатерапия (дыхание «соленым» воздухом), гипокситерапия (тренировка дыхания воздухом с пониженным содержанием кислорода) — это вспомогательные методы. Они могут принести пользу, но ни в коем случае не должны служить альтернативой базисной терапии.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 6. Лечиться гормонами — значит «подсесть» на них навсегда.
Над больными довлеет старое представление об астме, когда ее лечили преднизолоном: это было не очень эффективно и вдобавок приводило к осложнениям. Сейчас для астматиков выпускают ингаляционные глюкокортикостероиды, которые созданы специально для «работы» в легких, где они удерживаются рецепторным аппаратом и оказывают выраженное противовоспалительное действие. Дозы лекарства в ингаляторах настолько малы, что в кровь они практически не попадают, поэтому общий эффект, как гормональные таблетки или внутривенные инъекции, не оказывают и осложнений не формируют.
Внутривенно гормоны должны применяться крайне редко, а вот глюкокортикостероиды в таблетках назначают, но обычно — тем, кто переносит обострение. Короткие (10-14 дней) курсы высокими дозами считаются эффективными, а потом пациента снова переводят на гормональный ингалятор.
Сейчас врачи переходят к ступенчатой схеме лечения астмы: оценивают воспалительный процесс, подбирают дозу, которая его контролирует, а затем каждые три месяца по возможности ее понижают и определяют минимальную. Если начать лечение вовремя, то пациент может полностью перейти к такому состоянию, когда назначение ингаляционных стероидов не нужно. И здесь важны не только лекарства, но и занятия спортом. Если физическая нагрузка больному не по силам, значит, лечение неэффективно и надо менять комбинацию препаратов или их дозу.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ N 7. Беременность при астме нежелательна.
Никаких противопоказаний к тому, чтобы женщина-астматик беременела и рожала, нет. Другое дело, что гинекологи иногда бывают против: боятся осложнений. Но с этим придется смириться, потому что астмой страдает каждый десятый. Хотя в России их выявляют реже, правда от этого не меняется.
Перед тем как беременеть, женщина должна прийти к пульмонологу, чтобы он подобрал ей лечение, безопасное для ребенка и достаточное для того, чтобы будущая мама и ее ребенок очень хорошо дышали. Затрудненность дыхания у матери (а значит, и кислородное голодание плода) грозит преждевременным прерыванием беременности и различными патологиями у ребенка. Врач поможет выбрать препараты с учетом их эффективности, безопасности и финансовых возможностей женщины. Беременным никогда не назначают гормональные препараты триахинолонового ряда (они влияют на мышечное развитие плода). Глюкокортикостероиды применять можно, но все-таки желательно использовать только те, чей уровень безопасности при беременности доказан. Ингаляторы-бронходилятаторы беременная женщина должна использовать как можно реже, поэтому ей необходимо получить такую базисную терапию, чтобы число приступов сократилось. И конечно, ни она, ни тот, кто с ней живет, не должны курить!
Смотрите также:
- Астма: живите долго и счастливо →
- Как не вырастить «хроника» →
- Детская астма →
Источник
Как защитить легкие от болезней? Правда ли, что кашель может быть аллергическим и часто перерастает в бронхиальную астму? Чем и как лечиться, чтобы свести к минимуму аллергические проявления? Аллергия может возникнуть в любое время года и в любом возрасте, но наиболее подвержены ей маленькие дети?
С этими вопросами мы обратились к заведующему пульмонологическим отделением детской многопрофильной больницы, врачу аллергологу-иммунологу Татьяне Ангалышевой.
– Татьяна Валентиновна, сейчас распространенность аллергических заболеваний намного выше, чем несколько десятилетий назад. Почему так?
– Теорий по этому поводу много. Нельзя отбросить в сторону рост уровня урбанизации. Но первопричина все-таки – изменение режима питания. Появление в нем так называемых высокорафинированных жиров, обработанных продуктов, большое количество всевозможных добавок, консервантов, красителей. Пища сегодня не совсем натуральная. Если мама питается курицей, которая напичкана антибиотиками, и совершенно не ограничивает себя в употреблении шоколада, цитрусовых и прочих высокоаллергенных продуктов, у нее априори не может быть грудное молоко нормального содержания. Диета кормящей мамы – это основа профилактики аллергии у малыша.
– С какими проявлениями аллергии у детей чаще всего приходится сталкиваться?
– До трех лет, нет, даже до пяти – это пищевая аллергия, старше – на первое место встает респираторная. Это аллергия на травы, шерсть, домашнюю пыль.
В первую очередь необходимо обращать внимание на любые кожные проявления: зудящие высыпания, сухость кожи, шелушения. Причем это должны быть не единичные случаи, а проявления длительного характера. Если ребенку становится хуже, высыпаний больше – повод обратиться к специалисту.
– Какое обследование проводится при диагностике аллергических заболеваний?
– В зависимости от клиники заболевания обследований может быть несколько. Забор крови на аллерген, та самая аллергическая панель: пищевая, смешанная, респираторная. Еще одно обследование – кожные скарификационные пробы с аллергенами, их еще называют насечками. Делать все эти обследования желательно в период ремиссии, чтобы результат был максимально точным.
– Аллергию можно вылечить?
– Ее можно контролировать. Это специальные диеты, препараты, образ жизни и даже окружение.
– Просто с возрастом уже знаешь, когда может наступить криз, и заранее готовишься к этому?
– Все правильно.
– Татьяна Валентиновна, скажите, как часто аллергия перерастает в бронхиальную астму?
– К сожалению, за последние 15 лет уровень заболеваемости детской бронхиальной астмой вырос в 4 раза. Есть такое понятие в детской практике «атопический марш». Например, у ребенка до года, до трех лет проявляется пищевая аллергия в виде дерматита: шелушение кожи, воспаления, покраснения.
Вторая трансформация: из пищевой аллергии это перерастает в респираторную. У ребенка появляются насморк, подкашливания, першение в горле. Третий этап – бронхиальная астма.
– Как вообще ребенку можно поставить астму? Он должен с приступами попадать в больницу?
– Критерием постановки диагноза «бронхиальная астма» в первую очередь является количество эпизодов бронхообструкции в течение последнего года. Три и более обструкции – повод задуматься над диагнозом «астма». Если это плюсом еще сочетается с аллергическими проявлениями: ринит, конъюнктивит, то вероятность постановки диагноза «бронхиальная астма» в этом случае значительно выше.
– В каком возрасте ставится этот диагноз? В год?
– Четких возрастных критериев нет, все зависит от клинической картины заболевания. Но до трех лет, в силу анатомического строения бронхов, незрелости легочной ткани, приступы обструкции могут быть вызваны банальной вирусной инфекцией. Дифференцировать очень сложно: то ли астма, то ли бронхит. И правильно выставить диагноз может только специалист на основании очень многих факторов.
– С этим диагнозом ребенку жить всегда? Его могут снять? Допустим, прекратились приступы, все хорошо.
– Нет, диагноз не снимается никогда.
– Много примеров, когда мамы особо не лечили детей от астмы. Подышали сегодня препаратом, а завтра забыли, потом и не вспомнили. Ингалятор не покупали, таблетки не пили, к пульмонологу на прием не водили. И вот ребенку исполнилось 12-14 лет – приступы прекратились сами. С чем это связано?
– С ролью половых гормонов. В природе же все подчинено главной функции организма – размножению, продолжению рода. И когда наступает период полового созревания, начинают работать гормоны, которые обладают колоссальным защитным эффектом от многих недугов, хронических заболеваний. Ведь нужно здоровое поколение? Гормоны снижают уровень предрасположенности к развитию и аллергических заболеваний тоже. В подростковом возрасте болезнь отступает и – вдруг мы здоровы. Но, например, в период менопаузы болезнь у женщин возвращается.
– Она дремлет?
– Недуг может 20 и 30 лет не давать никаких симптомов. Точнее, симптомы есть, но они легкие, воспринимаются человеком как обычная простуда и достаточно быстро проходят. У меня есть пациенты, у которых все это прекратилось в 12 лет, а в 60 астма вернулась. В более старшем возрасте болезнь может вернуться вновь, здесь играют немаловажную роль вредные привычки, стрессы, экология.
– А чем лечат астму? Взрослые так же, как и дети, дышат через небулайзер?
– Ингаляции через небулайзер рекомендуют проводить маленьким деткам, они в силу возраста пока не могут пользоваться порошковыми ингаляторами. С ними родители уверены, что помощь действительно оказана, ребенок получил лекарство. Либо такие ингаляции получают пациенты с обострением бронхиальной астмы в период приступа.
– Методы лечения астмы изменились? Наука ушла вперед? Как говорят: раньше сидели на гормонах, а сейчас – пшик-пшик из баллончика и пошел дальше. Нынешним астматикам, получается, повезло?
– В какой-то степени. Гормональные препараты с минимальными побочными эффектами в медицине появились сравнительно недавно – около 30 лет назад. До этого были гормональные таблетки со всеми вытекающими: набор веса, повышение давления, остеопороз и прочее, прочее.
– Астма передается по наследству?
– Нет, передается предрасположенность к развитию аллергии. Если аллергией болен один из родителей, то вероятность ее развития у ребенка увеличивается где-то на 50%. Это особенность работы иммунной системы.
– Можно совсем вылечить астму?
– Смотря что понимать под излечением. Если это отсутствие обострений и хорошее самочувствие, то да. Это называется адекватным контролем болезни. Если говорить о полном отсутствии вероятности обострения, то нет. Болезнь можно контролировать, чем мы, собственно, и занимаемся. Это базисная терапия: периодическая либо постоянная.
– Татьяна Валентиновна, теперь вопрос к вам как к иммунологу. Дети, которым родители сознательно не делают прививки, чаще болеют легочными заболеваниями?
– Данных о таких исследованиях у меня нет. Но как иммунолог могу сказать, что не привитые малыши и дети, которые редко болеют в раннем возрасте, – это головная боль врача. У них иммунная система не готова к встрече с агрессивными агентами. Каждая болезнь, даже банальный насморк – уже тренировка иммунитета.
Для того чтобы иммунная система могла узнавать врага, она должна хотя бы раз с ним встретиться. А если она ничего не видела, ни с кем не контактировала, то есть в сад не водили ребенка, с бабушкой сидели, не болели, чуть насморк – все домочадцы в масках, стерильная обстановка под колпаком. Ура, до 7 лет не болели. И вот пошли в первый класс, в социум. У таких детей банальный обычный насморк может перерасти в тяжелейшую инфекцию.
– Есть условные нормы простудных заболеваний в год для детей? 10 раз?
– 6-8 раз в год.
– Если ребенок болеет каждые две недели, как это расценивать?
– Если легкие симптомы, не нарушающие самочувствия, то нормально расценивать! Работает иммунитет. Почему наши мамы, бабушки болели гораздо меньше, и тот же грипп реже давал осложнения? Потому что способ лечения какой был? Поднялась температура – чаем с малиной напоили и на печку. Сутки, двое протемпературили, на третьи встали и побежали. Иногда ребенку нужно дать «спокойно» поболеть, чтобы иммунная система начала работать. Бабушкин чай с малиной до сих пор очень актуален.
Как лечит современная мама? Поднялась температурка? Иммунитет не успел включиться в работу, вместо него сразу – жаропонижающее, капли, мази, аэрозоли, сиропы. Как же, у дитятки – 37,2. При таком диагнозе адекватная мама как будет действовать? Покой и обильное питье. Все. Арсеналу лекарственных препаратов в современных квартирах могут позавидовать некоторые аптеки. Но насколько оправданно такое количество и каждую ли болезнь нужно усиленно лечить?
Понятно, если высокая температура, кашель и прочее, здесь уже необходимо вводить соответствующие препараты, симптоматические средства, но в первую очередь обратиться к врачу. Далеко не каждая инфекция требует нашего активного медикаментозного вмешательства. Не призываю заниматься самолечением, призываю к адекватному вмешательству!
Ксения Рис, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 35 (1266) 13.09.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник