Можно ли закаливанием вылечить астму

Загрузка…
Бронхиальная астма — аллергическое заболевание, проявляющееся в основном приступами удушья, которые обусловлены нарушением проходимости бронхов. Применяемые для лечения астмы медикаментозные средства часто сами становятся причиной обострения болезни, так как могут служить аллергенами, от которых развивается приступ удушья. Поэтому самыми надежными средствами борьбы с астмой являются средства физической культуры, отказ от алкоголя и курения.
Закаливание
Одним из основных средств закаливания при лечении астмы является вода. Под воздействием холодной воды происходит резкий повышенный выброс в кровь гормонов, в частности адреналина, который способствует расширению бронхов, купированию отека и уменьшению секреции желез их слизистой оболочки. Это позволяет нормализовать дыхание естественным путём. Методика закаливания подробно изложена в статье «3 способа повысить иммунитет и не болеть — физические занятия, баня и закаливание».
Особенности закаливания холодной водой при лечении бронхиальной астмы заключаются в том, что процедуры должны приниматься как можно чаще: утром после сна, после возвращения из детского сада или из школы (для детей) и с работы (для взрослых), а также перед сном и ночью (ночью в период приступа через каждые 1,5 ч). После ежедневных оздоровительных занятий следует принимать только теплый душ, а в конце процедуры — холодный.
В период приступа после водных процедур, чтобы не про-воцировать одышку и приступ удушья, отдыхайте только в по-ложении сидя, в это время полезно сделать массаж лица. Дыхание диафрагмальное. Старайтесь надевать на себя как можно меньше одежды и используйте любую возможность, чтобы побегать или походить босиком: дома по полу, летом и в межсезонье по земле, траве, гальке, песку, а зимой по снегу. В жаркую погоду рекомендуется больше находиться в тени: при бронхиальной астме солнечная радиация стимулирует приступы удушья.
Точечный массаж
При лечении бронхиальной астмы массаж не сделает больного здоровым, но поможет снять приступ и предотвратить его повторение. В период обострения точечный массаж проводят несколько раз в день, в период между приступами достаточно 1-2 раз (утренний массаж эффективнее). Метод воздействия — тормозной: от легкого поглаживания до выраженного надавливания на точки в течение 1-3 мин. Массаж точек проводят в последовательности, соответствующей их порядковому номеру.
Для профилактики астмы точки 4, 5, 6 и 7 использовать не рекомендуется.
Точка 1. Одиночная, располагается между бровями.
Точка 2. Симметричная, располагается на расстоянии 0,5 цуня от нижнего края глазной щели на условной линии, проведенной через зрачок.
Точка 3. Одиночная, располагается над яремной вырезкой, в ямке между краями ключиц.
Точка 4. Одиночная, располагается между седьмым шейным и первым грудным позвонками.
Точка 5. Одиночная, располагается между первым и вторым грудными позвонками.
Точка 6. Симметричная, располагается на 1,5 цуня ниже подключичной впадины, между первым и вторым ребрами.
Точка 7. Одиночная, располагается посредине между пупком и мечевидным отростком грудины.
Точка 8. Симметричная, располагается на тыльной стороне предплечья, на 2 цуня от наружной кожной складки локтевого сустава, образующейся при сгибании руки.
Точка 9. Симметричная, располагается напротив большого пальца выше места, где прощупывается пульс.
Точка 10. Симметричная, располагается на тыльной стороне кисти. В этом месте, если пальцы выпрямить, а большой палец отвести, заметно углубление.
Точка 11. Симметричная, располагается ниже колена, чуть смещена наружу. Если прижать центр ладони (пальцы раздвинуты) к коленной чашечке, то кончик среднего пальца укажет на высоту расположения точки, а мизинец — насколько она смещена наружу.
Если вы делаете массаж ребенку, то постарайтесь превратить эту процедуру в игру.
Физическая нагрузка между приступами.
Наиболее эффективными средствами для профилактики и лечения бронхиальной астмы являются оздоровительный бег и ходьба с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания, общеразвивающие и силовые упражнения, плавание и спортивные игры. Методика занятий перечисленными средствами подробно описана в соответствующих разделах книги. Поэтому ниже отметим только некоторые особенности, которые необходимо учитывать при выполнении упражнений.
1. Диафрагмальное дыхание при беге выполняется однократно или сериями по 3-4 вдоха-выдоха, без кашля. Выраженное диафрагмальное дыхание чередуется с естественным (в пределах 30 с).
Важно научиться выполнять диафрагмальный выдох на 6-8 пар шагов, удерживая живот сильно втянутым за счет мышц брюшного пресса. На вдохе держать живот выпяченным на 1-3 пары шагов.
2. Длительность оздоровительного бега при пульсе 130-150 уд/мин можно постепенно довести до 1 ч. Детям меньше 6 лет длительность ограничивать не следует. Бегом занимайтесь в любую погоду — чем ниже температура воздуха, тем лучше результат. При низкой минусовой температуре воздуха дышать надо обязательно через рот.
3. При диафрагмальном дыхании во время ходьбы, начав движение, сразу же стремитесь к форсированному выдоху, используя всю силу мышц брюшного пресса; полный выдох делайте на 6-8 пар шагов. Остановитесь, слегка наклонитесь вперед и, предельно выпячивая живот, сделайте вдох и сразу же глухо кашляните, резко втягивая живот. Вдох и кашель повторите еще 1-2 раза и продолжайте ходьбу.
4. Освойте ходьбу и медленный бег с поверхностным дыханием через нос, плавание с коротким вдохом-выдохом.
Длительность занятий и методика комплексирования средств физической нагрузки такие же, как и при оздоровительной тренировке.
Источник
Прогресс, достигнутый в течение последних двух десятилетий в лечении бронхиальной астмы, трудно переоценить. Заболевание, которое когда-то воспринималось как приговор, теперь успешно поддается лечению. Произошло это благодаря пониманию, что в основе всех изменений в бронхах и всех симптомов бронхиальной астмы лежит хронический воспалительный процесс — особое аллергическое воспаление, активность которого сохраняется не только в стадии обострения заболевания, но и при стабильном состоянии больного. И соответственно, основой лечения стала длительная противовоспалительная терапия, а целью — достижение контроля над заболеванием.
Под термином «контроль» понимается, что симптомы астмы, тем более ее обострения, минимальны или отсутствуют, болезнь не мешает нормальной и полноценной жизни, отпадает необходимость в неотложной помощи и госпитализациях. Достижение контроля над астмой возможно у подавляющего большинства пациентов.
И все-таки сказать, что болезнь побеждена совсем, еще нельзя. Способа полностью, раз и навсегда вылечить заболевшего человека от астмы медицина пока не знает. Что это означает для каждого конкретного пациента? Первое — лечение нужно проводить длительно, ведь его неоправданная отмена позволит симптомам болезни вернуться. Для некоторых людей трудно смириться с необходимостью регулярно принимать препараты, и они начинают искать альтернативные методы лечения, которые не всегда бывают безопасны.
Второе — лечение астмы не сводится только к медикаментозной терапии, оно является комплексным, а значит, включает рекомендации, касающиеся образа жизни пациента. Поэтому важно разобраться, какие методы и изменения образа жизни одобрены и рекомендуются медициной, а какие могут таить в себе скрытые опасности.
На вопросы наших читателей отвечает кандидат медицинских наук, доцент кафедры пульмонологии факультета усовершенствования врачей Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, врач-пульмонолог Надежда Павловна Княжеская.
Нужно ли пациентам с астмой менять образ жизни?
Современная терапия бронхиальной астмы делает возможным нормальный образ жизни для человека с этим заболеванием. Но, конечно же, определенные ограничения и запреты у пациентов есть. Прежде всего, нужно забыть о сигаретах: курить — значит дополнительно усиливать воспаление в бронхах, усугублять аллергические реакции и провоцировать частые обострения болезни. Это касается не только пациентов с астмой, но и их близких, особенно недопустимо, чтобы родители позволяли себе курить при больном ребенке. Курение — фактор, который не только усиливает воспаление в бронхах и усугубляет тяжесть астмы, но также приводит к развитию других, нередко более тяжелых, легочных и нелегочных заболеваний.
Образ жизни при бронхиальной астме обязательно должен включать занятия дыхательной гимнастикой и физкультурой, никакой пассивной деятельности, больше движений. Пациенты часто спрашивают об эффективности дыхательной гимнастики по методам Бутейко и Стрельниковой. Следует подчеркнуть, что, согласно проведенным за рубежом исследованиям метода Бутейко (волевое ограничение дыхания), при его использовании может уменьшаться ощущение одышки, в результате чего снижается потребность в бронхорасширяющих препаратах. Таким образом, метод может субъективно уменьшить остроту симптомов. Однако он не влияет на воспаление, и заболевание не исчезает и даже может прогрессировать. Поэтому необходимо подчеркнуть опасность отказа от базисной терапии при использовании какого бы то ни было нелекарственного метода, в том числе дыхания по Бутейко.
Гимнастика Стрельниковой была разработана для постановки и восстановления голоса у актеров и певцов. Как способ лечения болезней, связанных с потерей голоса, она весьма эффективна, но не влияет на течение бронхиальной астмы, не
оказывает терапевтического воздействия и тем более не способна ее излечивать.
Безусловно, дыхательная гимнастика необходима при лечении бронхиальной астмы. Разработан комплекс специальных упражнений, направленный на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата, тренировку дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы, которая выполняет основной объем работы дыхания) и обеспечивающий координацию работы дыхательных мышц во время всех фаз дыхания. Научиться правильно выполнять дыхательные упражнения помогут врачи и инструкторы по лечебной физкультуре. Кроме дыхательной гимнастики, необходимо выполнять общеукрепляющие упражнения, а также хотя бы 3-4 часа в неделю уделить прогулкам на свежем воздухе.
Наиболее эффективна при астме интенсивная нагрузка — ходьба, велосипед, бег трусцой, а также закаливание. Занятия спортом тоже позволяют повлиять на течение астмы. Более 30 олимпийских чемпионов имеют бронхиальную астму, и именно это заболевание привело их на стадион. Иногда по телевидению показывают, как после соревнования спортсмены принимают ингаляционные противоастматические препараты. Кстати, сальбутамол (саламол, вентолин) и ингаляционные гормоны (беклометазон, флутиказон и будесонид) Всемирным антидопинговым агентством не запрещены к использованию спортсменами.
Несколько слов о рекламе пищевых добавок. Пищевые добавки, рекламируемые как средство от бронхиальной астмы, могут оказаться опасными из-за возможных аллергических реакций. Поэтому, если человек решил применять эти средства, он должен точно знать состав пищевой добавки и перед приемом посоветоваться с лечащим врачом, а не принимать их самостоятельно, услышав рекламу в средствах массовой информации или от соседей и коллег по работе. Это также касается и траволечения, так как у многих пациентов с астмой имеется аллергия к травам.
Опасность нетрадиционного лечения связана также и с тем, что оно настойчиво рекламируется как альтернатива традиционному лечению и может провоцировать пациентов на необоснованный отказ от проведения адекватной противовоспалительной терапии при астме.
Итак, основные правила поведения человека, болеющего бронхиальной астмой, — это физическая нагрузка, закаливание, пребывание на свежем воздухе. Это непременные условия, которые помогут чувствовать себя лучше. Дыхательная гимнастика общего типа поможет легким лучше функционировать. Нормальное питание, исключение злоупотребления алкоголем, переедания еды на ночь — мероприятия, которые помогут достичь желаемого контроля в лечении астмы. Нормализация веса — важнейшая мера, которая помогает улучшить самочувствие. Для того чтобы избегать воздействия аллергенов и триггеров (неаллергических провокаторов симптомов и приступов астмы), необходимо соблюдение противоаллергического режима — комплекса мер, направленных на снижение контакта с аллергенами в быту.
Возможно ли закаливание для пациента с астмой?
Необходимость проведения закаливания для пациентов с хроническими заболеваниями легких очевидна и не вызывает сомнений. Закаливание — важная составная часть программы физической реабилитации, так как способствует выработке защитно-приспособительных реакций организма. Благодаря закаливанию происходит адаптация к охлаждению, повышается устойчивость к холоду и инфекциям. Но ранее применявшиеся методики закаливания, основанные на водных процедурах с очень медленным и постепенным понижением температуры воды, как правило, оказывались малоэффективными, так как сроки достижения температурной адаптации настолько растянуты, что не могут обеспечить закаливание — обострение заболевания наступает раньше, чем достигается результат закаливания.
Поэтому в последние годы разработаны и продолжают совершенствоваться новые программы закаливания для пациентов с хроническими заболеваниями легких, основанные на более интенсивном воздействии холодной воды и позволяющие достичь быстрого результата.
Вода с температурой 33°С ощущается человеком как безразличная, 23°С — как прохладная, 13°С — как холодная. Вода с температурой ниже 23°С оказывает стимулирующее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических механизмов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются, и в экспериментальных случаях теплообразование может достигать 400% от исходного значения.
При интенсивном воздействии холода повышается тонус симпатоадреналовой системы, происходит выброс адреналина в кровь, что является первой защитной реакцией. Вторая защитная реакция организма способствует усиленному теплообразованию в результате стимуляции функции надпочечников и щитовидной железы. Интенсивное воздействие холодной воды субъективно сопровождается ощущением не холода, а сильного тепла.
Именно такую методику, предусматривающую быстрое закаливание холодной водой, мы использовали в нашей клинике. Пациенты были тщательно обследованы для исключения тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний мочеполовой системы или нервной системы. Назначение и проведение закаливающих процедур было обязательной частью программы физической реабилитации, однако переход к принятию холодных водных процедур был индивидуальным. Для некоторых пациентов он осуществлялся постепенно через комфортный и контрастный душ, некоторые сразу приступили к холодным обливаниям без предварительной подготовки, а для некоторых пациентов, кто не смог сразу начать водные процедуры, их заменили на первых этапах на растирание тела сухим жестким махровым полотенцем. Несколько человек начали сразу принимать холодные ванны с длительностью водной процедуры от 40 секунд до 1,5 минут.
Водные процедуры были ежедневными, по 1-2 раза в сутки. Методика быстрого закаливания оказалась более эффективной, чем традиционное постепенное закаливание.
Таким образом, холодовые процедуры положительно воздействуют как на здоровых людей, так и на пациентов с хроническими заболеваниями легких, повышая устойчивость организма к холоду и инфекции. Если вы решили начать закаливание холодной водой, прежде всего проконсультируйтесь с врачом о возможности данного вида закаливания и убедитесь в отсутствии противопоказаний. Затем придерживайтесь следующих простых правил.
- Никогда не принимайте холодные водные процедуры, если вы вспотели или сильно замерзли. Сначала примите обычный комфортный душ и лишь затем проведите обливание холодной водой из ведра или тазика. Проводить обливание нужно именно плотным потоком воды, использование холодного душа не рекомендуется, так как это вызовет переохлаждение, а обливание плотной массой не охладит, а скорее разогреет. А вот контрастный душ тоже является закаливающей процедурой, уступающей по своей активности обливаниям холодной водой, но зато доступной и простой для многих пациентов, которые не решаются сразу перейти к холодным обливаниям.
- После холодных водных процедур не находитесь в холодном помещении или на сквозняке.
- Не начинайте самостоятельных закаливаний в период инфекции или при обострении каких-либо заболеваний.
- Следует помнить, что закаливание лишь одна из составных частей реабилитации. Для достижения максимального эффекта следует сочетать закаливание с дыхательной гимнастикой и физкультурой и, разумеется, продолжать применять лечение, назначенное врачом.
© Надежда Княжеская
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник