Новейшие методы лечения астмы у детей

Новейшие методы лечения астмы у детей thumbnail

Лечение бронхиальной астмы у детей представляет определенные трудности. В статье дается новый подход к лечению бронхиальной астмы у детей в зависимости от ее формы с учетом глобальной стратегии GINA стандартов диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей.

Актуальность

Несмотря на достигнутые успехи в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей, вопрос остается открытым. Значительные успехи в ведении больных с бронхиальной астмой были достигнуты благодаря внедрению в клиническую практику глобальной инициативы по стратегии лечения и профилактики астмы-GINA. Несмотря на то, что в развитии бронхиальной астмы играют одинаковые предрасполагающие факторы, существуют различия в форме бронхиальной астмы.. Как известно, к предрасполагающим факторам бронхиальной астмы относятся генетическая предрасположенность, гиперреактивность бронхов и атопия (выработка иммуноглобулина Е). К причинным факторам относятся все виды аллергенов инфекционной и неинфекционной природы, а к факторам обостряющим течение бронхиальной астмы(триггеры) относят: резкий запах, холодный воздух, курение, ОРВИ, стресс и т.д. Различают атопическую форму бронхиальной астмы и неатопические формы бронхиальной астмы: аспириновая, ирритантная, дисметаболическая, астма физического напряжения, астма гастроэзофагеального рефлюкса.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находилось 48 детей раннего возраста и 20 детей дошкольно-школьного возраста больных бронхиальной астмой. У всех детей была отягощенная наследственность по бронхиальной астме. Все дети имели проявления диатеза на 1-м году жизни. В 36,8% случаев имело место пищевая аллергия, в 17,6%-лекарственная аллергия, 12% — бытовая аллергия, 1,8%-полиноз, 20% сочетанная. Клиническая диагностика заболевания складывалась из главных компонентов клинических проявлений заболевания: свистящие хрипы, эпизоды одышки, кашель на высоте приступа и физическая нагрузка после которой усиливался кашель. Учитывая, ранний возраст детей и невозможность применения пикфлоуметрии в данной возрастной группе, мы для оценки наличия обструкции использовали тесты для выявления атопии и обнаружение аллерген специфических IgE, так как аллергическая сенсибилизация является главным фактором риска развития астмы, персистенции и тяжести. Наличие же атопического дерматита у ребенка и/или пищевой аллергии увеличивает риск сенсибилизации к ингаляционным аллергенам и может быть одним из факторов развития астмы. Эффективным методом подтверждения диагноза астмы в этой возрастной группе явилось пробное лечение бронходилятаторами короткого действия и ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС): выраженное клиническое улучшение на фоне терапии в течение 1–2 недель и ухудшение после ее прекращения, говорят в пользу диагноза «бронхиальная астма». Рентгенография грудной клетки проводилась в качестве дифференциальной диагностики бронхиальной астмы и другими заболеваниями бронхолегочного аппарата.

Диагноз БА обычно основывается на жалобах, данных анамнеза, осмотра и типичных проявлениях заболевания.

К вероятным признакам бронхиальной астмы у детей раннего возраста относятся

  • частые эпизоды свистящих хрипов в грудной клетке (более одного в месяц);
  • кашель или хрипы, вызванные физической нагрузкой;
  • кашель по ночам в отсутствие вирусной инфекции;
  • отсутствие сезонных изменений хрипов, а также сохранение симптомов после трех лет.

Опыт изучения и практическое использование этих знаний и положений доказательной медицины, которые накопили ведущие специалисты при диагностике астмы у детей младших возрастных групп, оказался полезным для оценки прогноза развития БА у детей раннего возраста со свистящими хрипами. У детей в возрасте трех лет и старше сочетание свистящих хрипов с одним «большим» фактором риска (БА или экзема у родителя) или двумя-тремя «малыми» факторами риска (эозинофилия; наличие хрипов в отсутствие простудного заболевания; аллергический ринит) является предиктором развития БА в старшем возрасте.

Основной целью терапии бронхиальной астмы у детей является достижение устойчивой клинической ремиссии. Проводимое лечение при астме направлено на предупреждение возникновения острых и хронических симптомов заболевания, рецидивов болезни, побочных эффектов от применения медикаментозных средств и поддержание нормальных или близких к норме параметров функции внешнего дыхания, а также достижение надлежащего качества жизни.

Проводится ступенчатое лечение оказания неотложной помощи больным бронхиальной астмой в зависимости от степени тяжести и состояния компенсации. При легком течении бронхиальной астмы в качестве неотложной помощи в случае приступа рекомендовано назначение β2-агонистов короткого действия (сальбутамол, беротек) — I ступень. При персистирующем течении бронхиальной астмы — II ступень, рекомендовано подключение ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС): беклазон, беклазон ЭКО, беклазон легкое дыхание. При среднетяжелом течении бронхиальной астмы III-ступень β2-агонисты короткого действия заменяются на β2-агонисты длительного действия (Сальметерол), ИГКС в виде беклазона или беклазон ЭКО, беклазон легкое дыхание; при неэффективности подключаются антилейкотриены в виде монтелукаста. При неэффективности последних, подключаются теофиллы короткого действия (теофиллин). При тяжелом течении бронхиальной астмы повторяют препараты IIIступени, но теофиллы короткого действия заменяются на теофиллы длительного действия(теопэк) и при неэффективности последних назначается преднизолон в пероральной форме коротким курсом до снятия явлений обструкции. При крайне тяжелом течении бронхиальной астмы (неконтролируемое течение) рекомендована V ступень лечения. Проводится больным бронхиальной астмы в виде внутривенных введений аминофиллина и преднизолона(дексаметазона).

Что касается лечения детей, страдающих неатопической формой бронхиальной астмы, то основным является лечение основного заболевания на фоне применения препаратов, уменьшающих гиперреактивность бронхов, что позволит уменьшить частоту приступов в данной группе детей.

При астме физического напряжения рекомендуем назначать антилейкотриены (монтелукаст или сингулон в возрастной дозировке) в сочетании с препаратом Тенотен, который будет «убирать» повышенную двигательную активность ребенка.

Хороший эффект получен при применении физиотерапевтических процедур, таких как, гальванический воротник по Щербаку или электрофорез с 3% раствором натрия бромида.

Детям с астмой гастроэзофагеального рефлюкса рекомендуем провести лечение прокинетиками (томид, итомед, мотилиум и т.д.) за 20минут до еды в течение месяца, и на ночь ингибитор протонной помпы(омепразол) на фоне немедикаментозных методов лечения (4-не): не переедать, после еды не наклоняться, после еды не поднимать тяжести, после еды не ложиться и спать на подушке.

Антибактериальную терапию в период обострения БА проводится только при присоединении инфекции.

Детям с выраженным аллергическим фоном и атопической формой бронхиальной астмы , лечение проводится на фоне антигистаминных препаратов последних поколений под контролем иммуноглобулина Е и содержания эозинофилов в крови.

Большое внимание должно уделяться

  • правильному питанию ребенка с исключением продуктов, приводящих к обострению бронхиальной астмы;
  • нормальному психологическому климату в семье,
  • формированию положительных эмоций у ребенка
  • адекватной оценке состояния,
  • созданию партнерских отношений между врачом и родителями больного ребенка, врачом и больным ребенком.

В периоде ремиссии заболевания проводится санация хронических очагов инфекции и дегельминтизация.

Вывод

Таким образом, лечение бронхиальной астмы у детей может быть более успешным, и зависит от формы бронхиальной астмы, степени тяжести, компенсации, образа жизни больного и сопутствующей патологии.

Источник

Как избавить ребенка от гормональной зависимости?

Дорогие наши читатели! Дорогие, родители!

Тема нашего сегодняшнего обсуждения — лечение бронхиальной астмы у детей. Страшно наблюдать астматический приступ у взрослых. Но если удушье у ребенка — это просто невыносимо для всех окружающих людей. Что же сказать о любящих родителях, себя готовых отдать за своего ребенка!

Эта история произошла много лет назад, в пору становления учения Константина Павловича Бутейко в нашей стране, то есть в 1990-е годы. Автор этих строк проводила занятия по обучению методу Бутейко а Находке (на выезде). В то время, можно сказать, дыхание по Бутейко совершало триумфальное шествие по Союзу. Тысячные, на месяцы, очереди в Новосибирском Центре Бутейко привели к идее работать на выезде, не обременяя больных людей путешествием в Новосибирск, проживанию на квартирах и т.п. Гостиницы у Центра не было. А что было? 2-3 комнатки, арендованные в Медсанчасти. Экономические трудности уже были, но жить еще было можно. Что же случилось? Где эти очереди сейчас? Метод не подтвердился? Люди разочаровались?

Нет, все подтвердилось! Даже, более того: списки болезней и симптомов болезней, уходящих на методе Бутейко (Волевая Ликвидация Глубокого Дыхания — ВЛГД) составились именно тогда. Больные заполняли дневники с указанием своих болезней и симптомов, а затем отмечали, как быстро поддаются методу ВЛГД эти болезненные явления. Многие пациенты, ошеломленные эффективностью метода Константина Павловича и благодарные за исцеление, заполняли дневники и высылали их в Центр Бутейко и после занятий.

Статистическая обработка этих документов и позволила говорить о «непостижимой эффективности» метода Бутейко в облегчении или полном излечении многих современных «болезней цивилизации», с которыми безуспешно борется высокоразвитая современная западная медицина. Почему безуспешно?

В эталоне мирового сообщества — США — десятки миллионов (именно десятки — 10, 15, 20 миллионов) людей страдают гипертонией, стенокардией, астмой, диабетом, бронхитами, остеохондрозом, бессонницей, головными болями, тревожностью и т.п. Сидят на все более эффективных лекарствах, привязаны к семейным (!) врачам и медицинским страховкам. Случаев полного излечения нет, серьезная болезнь — кошмар всех западных людей. Деньги, деньги, деньги…

А у нас разве не так? Именно так. Но люди старшего поколения помнят другие времена и другой подход к тем же проблемам. Конечно, советская медицина опиралась на «передовой» западный опыт, но люди хотя бы имели больничные листы, сочувствие окружающих и очень дешевые лекарства, не говоря уже о том, что все жили на зарплату, скромную, но обеспечивающую достойную жизнь.

Метод Бутейко обещал, при выполнении Приказа №591 Министерства Здравоохранения СССР от 30 апреля 1985 года «О мероприятиях по внедрению метода волевой регуляции глубины дыхания при лечении бронхиальной астмы», качественное улучшение хорошо поставленного здравоохранения. Конечно, никелево-стеклянных корпусов, набитых западной медтехникой не было. Не было дорогущих лекарств и страховой медицины. А было… что было? Чистенькие палаты (главврач обходил отделения с ваткой: проверял есть ли пыль на кроватях, окнах, стенах…), медперсонал — в хрустящих белоснежных халатах, скромное, но здоровое питание и очень много добросовестных, искренне сочувствующих больным врачей, медсестер, нянечек…. Были, конечно, хорошие и «разные».

Именно поэтому «провалы медицины так болезненно воспринимались народом». Но, казалось, «еще немного, еще чуть-чуть», догоним западных коллег и все будет замечательно. Теперь ясно — у них самих провалы.

К.П. Бутейко объясняет, что подход к здоровью и болезням кардинально неправильный: «Основной вывод, к которому мы должны прийти к концу нашей беседы — это вывод о том, что надо коренным образом, буквально на 180 градусов срочно перестраивать основную профилактику и тактику предупреждения и лечения наиболее частых заболеваний человека, связанных с поражением нервной системы, легких, сосудов, обмена веществ. Эти болезни надо лечить и предупреждать обратно тому, что до сих пор делалось.»

Это цитата из лекции К.П. Бутейко в МГУ в 1969 году. Интересно, что в начале лекции Константин Павлович предупреждал: «Заранее должен вас попросить, что не надо ничему удивляться, и не надо возмущаться… И поэтому записки надо писать к концу лекции, когда кое-что прояснится.»

Но вернемся в 90-е годы 20-го века. Пункт нашего внимания — г. Находка, отделение пульмонологии Центральной городской больницы. В группе обучающихся методу ВЛГД (волевой ликвидации глубокого дыхания) и медперсонал, и больные. В других группах в городе (в том числе в Райкоме и Исполкоме) — все желающие. Мне пришлось даже перебросить часть людей на свой следующий приезд, так много было желающих обучиться. Просто бум!

Вечерами я изучала дневники. В одном из дневников читаю: «Стаж болезни (бронхиальная астма) — 20 лет.» Возвращаюсь к графе «возраст». 23 года. «Господи, да у девочки астма с 3-х лет! Она еще и не жила: 2-3, иногда 4 вызова «скорой помощи» по ночам. Живет с бабушкой, инвалид (это в 23 года-то!). Гормональная зависимость — 10 лет. Родители, имея еще 2-х детей, передали Олю на попечение бабушки. Две пенсии бабушкина и Олина. Все. Конечно, Оля идет по графе «благотворительная помощь».

Оля занималась хорошо. Потом она заведовала отделением Центра в г.Находке. Через 2,5 месяца она полностью ушла от гормонов. Что касается ночных приступов, то они ушли еще во время 10-дневных занятий. Константин Павлович разработал специальную технику снятия ночных приступов. Еще год Оля (на всякий случай) носила с собой гормональный препарат в сумочке. Выздоровела полностью, вышла замуж, уехала в Китай на несколько лет. Иногда писала открытки: все хорошо, лучше себя чувствую, занимаюсь методом в облегченной форме, при ухудшении «прижимаю дыхание сильнее».

Вот такая история. Не исключительная: астма наиболее яркий пример симптома болезни глубокого дыхания, теорию которой разработал К.П. Бутейко, а затем 10 лет экспериментально, вместе с сотрудниками своей лаборатории, подтверждал эту теорию.

Все верно: причиной бронхиальной астмы является чрезмерно-глубокое дыхание, вымывающее из легких драгоценный углекислый газ, СО2 — главный регулятор обмена веществ, одну из важнейших констант организма, позволяющую поддерживать постоянство внутренних сред организма.

Собственно, астма — не болезнь. С точки зрения открытия К.П. Бутейко. Астма — защитная реакция человеческого организма против потери СО2, углекислого газа! Непредвзятому человеку, без современных медицинских предрассудков все очень просто объяснить «на пальцах».

Легкие, на самом деле, это в основном резервуар для хранения СО2. Конечно, и кислород важен — тоже одна из констант организма. И внешнее дыхание поставляет в альвеолы легких кислород из атмосферного воздуха, чтобы передать его в артериальную кровь. Уже из крови кислород, О2, перейдет в межклеточную жидкость, из которой с помощью процесса диффузии попадет в клетки. В клетках, из которых состоят все ткани и органы, идет биосинтез всех важных и нужных для жизнедеятельности веществ, в том числе и биосинтез СО2: углерод из пищи соединяется с кислородом и в результате из клетки в венозную кровь поступает углекислый газ. По пути в легкие углекислый газ отдается во все ткани, где его не хватает (недостаточная собственная наработка). Остаток СО2 доставляется в легкие, где хранится в альвеолах. Уже почти 150 лет физиологам непонятно, почему не все альвеолы легких участвуют в процессе передачи кислорода в кровь, для чего они? С точки зрения К.П. Бутейко это очевидно: для хранения СО2.

И СО2 и О2 имеются и в артериальной, и в венозной крови. Сложная система регуляции забирает и СО2 и О2 из крови для нужд тканей и органов, в которых образовался дефицит того или иного из этих важнейших газов (констант).

Очень важно! Недостаток кислорода (О2) приводит к гипоксии — кислородному голоданию клеток, тканей, органов, систем организма. Недостаток углекислого газа приводит к гипокарбии — углекислотному голоданию всего организма. Что в свою очередь влечет за собой:

  1. Повышение возбудимости нервной системы, а, значит, и к сбоям в регуляторной деятельности организма.
  2. Уменьшению рН (концентрации водородных ионов в крови), сбоям в кислотно-щелочном равновесии, в активности витаминов и ферментов, в скорости биохимических реакций и, в конечном счете, к нарушению обмена веществ — основы жизни.
  3. Этот пункт самый удивительный: недостаток СО2 (гипокарбия) приводит к гипоксии — кислородному голоданию.

Вот это да! Ну просто левой рукой чесать правое ухо! Но это бесспорный экспериментальный факт: еще в 1894 году русский физиолог Б.Ф. Вериго опубликовал свою статью в немецком (!) научном журнале с описанием этого эффекта: если в крови падает напряжение СО2 (его содержание в крови), то гемоглобин, соединяющийся с кислородом в непрочное соединение — оксигемоглобин — удерживает О2 тем прочнее, сильнее, чем меньше СО2! Это означает, что кровь наполнена кислородом достаточно (гемоглобин насыщен кислородом на 96-98% при нормальном дыхании, остальные 1-3% гемоглобина находятся вне легких (шунтируются), не участвуя в процессе дыхания). А в клетки кислород попадает в меньшем, чем нужно количестве, потому что связь кислород — гемоглобин слишком прочная. Таким образом, возникает кислородное голодание тканей — из-за нехватки, дефицита СО2, углекислого газа.

Спустя 12 лет этот эффект подтвердил датский физиолог Христиан Бор, кстати, отец знаменитого лауреата Нобелевской премии по физике Нильса Бора и Харальда Бора, тоже известного математика. Поэтому с 1906 года этот эффект на Западе называют эффектом Бора, а у нас — эффектом Вериго-Бора. Такова вот научная справедливость.

Конечно, любящая мамочка ребенка, страдающего приступами удушья (бронхиальной астмой) нетерпеливо воскликнет: «Да мне-то что до этих научных спекуляций! У меня ребенок задыхается!»

Дорогие родители! Пока Вы, лично Вы, не поймете, что причина страданий Вашего ребенка в его глубоком дыхании, Вы будете мучить себя и своего ребенка современными средствами лечения астмы. Есть, конечно, небольшая надежда, что «ребенок перерастет свою болезнь». Надежда есть, такое случается… Но Оля из Находки с 3-х лет болела астмой и к 23-м годам стала инвалидом. Не «переросла болезнь».

Главная цель наших рассуждений не «образованность свою показать», а обратиться к разуму читателей: смотрите, есть он, есть альтернативный выход! Метод Бутейко почти в 100% избавляет от ночных приступов астмы, от гормональной зависимости. Надо просто с помощью опытного, авторитетного методиста ВЛГД нормализовать дыхание.

Ребенку эти рассуждения не помогут, разум еще слаб. Но родителей с помощью популярного изложения открытия и теории К.П. Бутейко можно попробовать убедить. Хотя, опыт автора этих строк говорит о невероятной разумности современных детей. Ко мне, как методисту ВЛГД (методисту Бутейко), в спортивный зал школы или детсада (детей ведь не заставишь сидеть в маленькой комнате) приводили 10-12 детей, больных всеми мыслимыми детскими болезнями. Мамы, иногда папы, часто бабушки и дедушки заполняли дневники, вели домашние тренировки.

Приходишь на 1-е занятие: на лавочках, вдоль стены сидят маленькие старички в возрасте от 5 лет до 12. Глаза печальные, руки плетями висят вдоль тела. Безразличие, апатия. Друг с другом не общаются. Мамы за столом записывают мою лекцию. Усталые лица, обреченное выражение на этих лицах. В них тоже надо влить свой энтузиазм, веру в непостижимую эффективность метода.

Раскачиваешь, раскачиваешь эту апатичную группу взрослых и детей. Со взрослыми больше прибегаешь к убеждению, с детьми — особая методика — игры, но тоже «на детском языке» рассказываешь им о причине их болезни. Дети схватывают моментально, взрослые, в основном, с сомнением, тугодумием. Но и те, и другие упорно тренируются на занятиях и дома.

Уже после 4-5 занятий, взрослые начинают одергивать детей: «Не шумите; не бегайте; Саша, что ты кричишь!; Марина, не бегай, тебе нельзя!…» Раскрасневшиеся дети, уже перезнакомившиеся, носятся по залу, шумят, смеются, хохочут, борются друг с другом. Один мальчик, лет 5, полез на шест и свалился с грохотом. Мамы в ужасе замерли. Он, виновато поводя глазами, водит головой из стороны в сторону, плотно зажав рот: рот ведь закрыт!

На последнем, 10-м занятии экзамен: взрослые делятся своими достижениями (здоровых ведь давно нет), дети — своими. «Дети, что самое главное вы поняли?» Наташа: «А глу-у-бо-ко-оо…дышать нельзя!». Сеня: «А рот всегда должен быть закрыт. Дышим мы только носом. Рот мы открываем только, если хотим сказать что-то очень умное.» Наташе — 6 лет, а Сене и вообще 5.

В группу набирались дети от 5 до 12 лет. Но слава метода распространялась. Приходили с детьми 4-х лет: «Пожалуйста, возьмите в группу. Он (она) все поймет. Посмотрите, какой он умный. Правда, Вася, ты хорошо будешь заниматься?» Константин Павлович говорил: «Метод для разумных людей или просто для очень послушных».

Но, дорогие мои родители, дедушки и бабушки! Ваши дети и внуки дышат так, как и вы сами. Дети во всем подражают нам, взрослым. Начните с себя, поймите, что причина и Ваших болезней — глубокое дыхание (на 90-98%). Исправьте свое дыхание и помогите своим детям, внукам нормализовать дыхание.

Ведь все просто: при глубоком дыхании из легких вымывается СО2, углекислый газ. Клетки специально нарабатывают его для нужд организма. Если возникает дефицит СО2 в легких, то организм включает методы защиты против потери СО2.

Слизистые усиленно нарабатывают секреты: нос закладывается. Это сигнальная лампочка: уменьшить интенсивность дыхания. Но и взрослые, и дети открывают рот: теперь регуляции «вдоха-выдоха» нет: слизь начинает нарабатываться в горле, носоглотке, трахее, бронхах, в подслизистом слое набухают вены, чтобы уменьшить просвет всех трубок, ходов, по которым идет отток СО2. Нет, человеку, а тем более ребенку, непонятно. Прыскают в нос, в горло… Следующая защитная реакция — спазм. Но у нас на вооружении бронхолитики, спазмолитики…. Идет борьба современной медицины западного образца против Матери-Природы. Кто победит? Тот, у кого разума больше. Вот уже и первые приступы. Вот уже и астма в разгаре… А что надо? Научить ребенка дышать по-Бутейко.

Дипломированный методист Бутейко,

Людмила Валерьевна Сокольская.

Источник