Обид кори назаров биография
Опубликовано: 11 июл. 2019 г.
Обидхон Кори Назаров из Узбекистана считается лидером джихадистов
По поводу Известного общественного ученого Обидхон кори Назарова, в настоящее время проживающего в Швеции, появилась информация о его розыске. По телевидению показали, где в настоящее время живет шейх Обидхон, которого считают лидером религиозного джихадистского движения «Джихадисты».
Родные Обид-Кори Назарова удивлены этой новостью. По их словам, за последние два года группа чиновников несколько раз посещала родителей известного ученого в городе Намангане.
Они попросили 86-летнего Собитхана Назарова, отца имама, уговорить его детей, в частности Обидхона Назарова, вернуться домой.
DXX, министерство внутренних дел, махалля и мусульманское управление заявили, что предыдущие репрессии в Узбекистане закончились, все реформируется, старые дела забыты, наступила новая жизнь.
По словам его родных, Би би си, власти хотели убедить их, что Обидхону- кори нет никакой опастности если он вернётся в Узбекистан. Представители властей пришедшие домой в Намангане к Собитхону
Назарову в начале попросили выступить с обращением к своим детям по Узбекскому телевидению.
П осле этого Собитхон Назарову был выдан ОРВИ, который не выдавался ему в течении 20 лет. Его попросили поехать в Швецию и уговорить вернуться своих детей.
Власти посетившие Назарова в Намангане сообщили, что Обидхон- кори, снят с розыска.
Родственники Обид-Кори Назарова попросили официальное заявление о возвращении в Узбекистан. Они попросили доказательства на основе чего его оправдали. Однако чиновники различных должностей, которые посещали дом Собитхона Назарова, ограничились обещаниями, что по возвращению домой в Узбекистан, ему выдадут документ, что ему сдесь ничего не угрожает.
Родные имама говорят, что став жертвами лжи и предательства за все эти годы, очень трудно поверить этим обещаниям. » Без сомнения «Мы очень удивлены нынешней двухсмысленной ситуацией, — сказал сын Назарова Довудхон Назаров, — и мы в неведении относительно того, что стоит за этим».
Нет ничего удивительного в этом положении, политика системы которая правит, полностью против Ислама. Но проводимая для показухи политика проводится не только в странах Средней Азии, но и в странах колонизаторах. Например, Соединенные Штаты исключили Узбекистан из списка худших с точки зрения религиозной терпимости за последние 13 лет.
Госсекретарь Майк Помпеo остановился на достижениях Узбекистана 21 июня, когда он выступи с ежегодным докладом Государственного департамента о свободе вероисповедания.
«В Узбекистане еще многое предстоит сделать, но впервые за 13 лет Узбекистан не вошел в число стран, вызывающих особую обеспокоенность», — заявил Помпео на конференции в Вашингтоне.
Мы надеемся, что будут проведены законные реформы по отношению к религиозным организациям. Тогда у групп появится больше свобод и возможностей, посещать свободно мечети родителям и их детям»- отметил он. Фактически, Запад, основатель жестокости по отношению к мусульманам, сегодня он изображает себя своей речью, как защитник мусульман.
Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры. (Ибрахим — 42)
Источник
Фото муаллифлик ҳуқуқи
courtesy
Тошкентдаги жамоат жойларида таниқли уламо, айни дамда Швецияда истиқомат қилаётган Обидхон қори Назаровнинг қидирувда эканлиги тўғрисида маълумотлар пайдо бўлди. Экранларга чиқарилган маълумотда Обидхон қорининг ҳозир қаерда яшаётганлиги кўрсатилган ва у «Жиҳодчилар» диний экстремизм оқими раҳбари сифатида талқин қилинган.
Обид қори Назаровнинг яқинлари ушбу янгиликдан ажабланганини билдирмоқда. Чунки уларнинг айтишича, сўнгги икки йил ичида таниқли уламонинг Наманган шаҳридаги ота-онаси уйига бир гуруҳ мулозимлар бир неча маротаба ташриф буюрган.
Улар имомнинг отаси 86 ёшли Собитхон Назаровни фарзандлари, хусусан Обидхон Назаровнинг ватанига қайтишга кўндиришни илтимос қилишган.
ДХХ, ИИВ, маҳалла ва мусулмонлар идорасидан келган ҳайъат Ўзбекистонда аввалги тазйиқлар тўхтатагани, барча жабҳада ислоҳотлар бошлангани, эски ишларга барҳам берилгани ва янги ҳаётга қадам ташланганини таъкидлашган.
Яқинларининг Би-би-сига айтишича, келган расмийлар Обидхон қори Ўзбекистонга қайтса унга ҳеч қандай хавф йўқлигига ишонтиришга ҳаракат қилишган.
Собитхон Назаровнинг Намангандаги уйига келган расмийлар аввалига ундан фарзандларига Ўзбекистон телевидениеси орқали мурожаат қилишга ундашган.
Шундан сўнг Собитхон Назаровга 20 йилдан бери берилмаётган ОВИР, яъни хорижга чиқиш визаси тўғрилаб берилган. Унга Швецияга бориб, ўғлингизни кўндириб келинг дейишган.
Фото муаллифлик ҳуқуқи
Courtesy
Image caption
Обидхон қори отаси Собитхон Назаров билан 20 йил деганда кўришди
2018 йилнинг октябр ойида Обид қорининг отаси Сотихон Назаров Швеция келди. Қарийб 20 йил деганда ота-бола кўришди.
Назаровнинг Намангандаги уйига келган мутасаддилар Обидхон қори қидирувдан олиб ташлаганини айтишган. Би-би-сига ИИВ вазирлиги сайтидан қидирувга берилган шахслар орасида Обидхон Назаровнинг номи олиб ташлангани 2018 йилнинг июн ойида маълум бўлганди.
Обид қори Назаровнинг яқинлари имом Ўзбекистонга қайтиши учун расмий баёнот сўрашган. Бу ваъдалар нимага асосланиб берилаётгани ҳақида ҳужжат талаб қилишган. Бироқ Собитхон Назаровнинг уйига келган турли идора мутасаддилари Обид қори Ўзбекистонга келса бирор кор ҳол бўлмаслиги ҳақида ҳужжат берамиз, деган ваъдалар билан чекланган.
Имомнинг яқинлари йиллар давомида уйдирма ва ёлғон қурбони бўлиб келаётган инсон бундай ваъдаларга ишониши қийин эканлигини айтмоқда.
Би-би-си ҳолатга аниқлик киритиш учун Ўзбекистон республикаси Бош прокуратурасига бир неча маротаба мурожаат қилди. Бироқ ҳозирча ушбу сўровларимизга жавоб ололганимиз йўқ.
Назаровнинг яқинлари мамлакат ичкарисида содир бўлаётган бир неча ижобий ўзгаришларнинг гувоҳи бўлишаётгани ҳақида ҳам кўплаб хабарлар ва ишоралар келаётганини эътироф этишаркан, таниқли имомнинг сурати яна қидирув экранларида пайдо бўлишини хавотир билан қарши олди.
«Ҳозирги кунда юзага келган бу икки хиллик вазиятдан таажжубдамиз, шубҳасиз. Бунинг ортида қандай мақсадлар режа қилингани бизга қоронғу. Аммо биз бу нарсаларнинг албатта очиқланишининг тарафдоримиз», дейди имомнинг ўғли Довудхон Назаров.
10 июнь куни Обидхон қори Назаровнинг қайноғаси Абдурауф Насритдинов 10 йил қамоқда ўтирганидан сўнг озодликка чиқди.
Бироқ 2003 йилнинг ёзида милиция томонидан сўроқ қилинганидан кўп ўтмасдан изсиз йўқолган имомнинг ўғли Ҳусниддин Назаровнинг тақдири борасида ҳукумат идоралари сукут сақламоқда.
Фото муаллифлик ҳуқуқи
Courtesy
Image caption
2012 йил февралида отиб кетилган имомнинг соғлиғи тикланаётгани айтилмоқда
Обидхон қори Назаров 1996 йилда диний идора сиёсати билан келишмагани учун имомликдан четлатилган. Икки йиллик таъқиблардан сўнг ҳибсга олиниш таҳдиди остида Ўзбекистонни тарк этган.
2006 йилда Швециядан сиёсий бошпана олган.
2012 йилнинг феврал ойида Ўзбекистон ва Россия фуқароси Юрий Жуковский Швецияда яшаётган Обидхон Назаровга бир неча маротаба ўқ узган. Жарроҳлик амалиёти натижасида Назаров тирик қолган.
Жуковский маҳкама қарори билан бир умрлик қамоқ жазосига ҳукм қилинди.
Оғир жароҳат олган таниқлик имом бир қанча вақт комада қолган. Айни дамда унинг соғлиғи тикланиб бораётгани айтилмоқда. У яқинлари билан мулоқотга киришган. Яқинлари тез орада Обидхон Назаров жамоатчиликка кўриниш бериш нияти борлигини маълум қилди.
BBCUZBEK.COM билан Telegram орқали +44 7858860002 номери билан боғланинг.
Telegram каналимиз: https://t.me/bbcuzbek
Источник
Известный узбекский имам Обидхон-кори Назаров, который был ранен в голову 22 февраля 2012 возле своего дома в шведском городе Стромсунде, выздоровел и уже начал говорить. Об этом «Озодлику» сообщил сын 59-летнего имама Довуд Назаров.
Родственники имама Обида-кори Назарова отправили в редакцию «Озодлика» его фотографии после выздоровления.
На фотографиях можно увидеть, как 59-летний имам улыбается, глядя в объектив фотокамеры.
Известный узбекский имам Обид-кори Назаров, переживший в 2012 году покушение на свою жизнь.
По словам сына имама Обида-кори Назарова Довуда Назарова, состояние его отца с каждым днем улучшается и он начал общаться с родными:
– Папа сам садится, сам встает. По мере возможности свободно беседует со своими близкими, отвечает на их вопросы, – сказал в беседе с «Озодликом» Довуд Назаров.
22 февраля 2012 года неизвестный человек выстрелил несколько раз в ярого критика правительства Узбекистана и известного религиозного деятеля Обид-кори Назаров возле его дома в городе Стромсунде. Затем преступнику удалось скрыться с места покушения.
Одна из пуль попала в голову имама, долгое время он находился в коме.
Имам Назаров был ранен в голову возле своего дома.
Пока врачи боролись за жизнь Обида-кори Назарова, внутри Швеции и за ее пределами началась спецоперация по задержанию человека, напавшего на имама и готовившего его убийство.
Спустя три с половиной года после покушения, из России в Швецию был экстрадирован гражданин Узбекистана Юрий Жуковский, стрелявший в узбекского имама.
В марте прошлого года суд в шведском городе Сундсваль признал виновным Юрия Жуковского в попытке убийства известного имама, противника режима Каримова. Он был приговорен к пожизненному заключению.
Семья Обида-кори Назарова обвиняет правительство Узбекистана в организации покушения.
Несмотря на то, что родственники имама остались довольны приговором в отношении Жуковского, они до сих пор продолжают требовать наказания для представителей политического режима в Узбекистане.
Однако суд в Швеции пришел к выводу, что непосредственных доказательств причастности правительства или спецслужб Узбекистана к вооруженному нападению на имама нет.
В эмиграции имам Назаров продолжил проповедническую деятельность.
Независимый имам
Обид-кори Назаров прославился в качестве независимого имама в конце 90-х прошлого века в Ташкенте.
В своих проповедях он говорил не только о религии, но и о социальных, экономических проблемах, а также о нарушениях прав человека в Узбекистане.
Критикуя недостатки правительства Узбекистана, Обид-кори Назаров в отличие от других имамов, старался сохранить свой независимый статус.
Вскоре администрация президента Каримова начала видеть в нем опасность светскому режиму в Узбекистане.
В 1998 году Назарова обвинили в экстремизме, целый год он был вынужден скрываться в Ташкенте.
Затем Обид-кори Назаров переехал в Казахстан и спустя 8 лет с помощью УВКБ ООН смог получить политическое убежище в Швеции.
Даже после эмиграции в Швецию имам не прекратил критиковать власти Узбекистана и повысил свою активность в Интернете.
Исчезновение старшего сына
Как говорит «Озодлику» младший сын имама Довуд Назаров, судьба его старшего брата Хусниддина Назарова, бесследно исчезнувшего 13 лет назад в Ташкенте, до сих пор остается неизвестной.
Бесследно исчезнувший в Ташкенте старший сын имама Хусниддин Назаров.
Летом 2004 года в течение нескольких дней в Ташкенте пропали несколько верующих парней, среди которых был и старший сын Обида-кори Назарова Хусниддин.
Родственники имама утверждают, что за этими исчезновениями стоят спецслужбы Узбекистана.
Семья Назаровых несколько раз обращалась к властям страны с просьбой внести ясность в судьбу бесследно исчезнувшего Хусниддина Назарова.
Однако официальный Ташкент до сих пор никак не комментировал этот вопрос.
Дети Хусниддина Назарова живут в настоящее время вместе с дедом Обидом-кори Назаровым в Швеции.
Тайная жизнь
Пистолет, из которого были сделаны выстрелы в имама Обида-кори Назарова.
Младший сын Обида-кори Назарова Довуд Назаров уверен, что угроза жизни его отца сохраняется по сей день.
Обид-кори Назаров и его семья до сих пор находятся под тщательной охраной спецслужб Швеции.
– Место, где живет и лечится папа тщатльно охраняются. Практически никто кроме близких не знает об этом месте. Вопрос о том, как и где он сейчас живет и лечится принят правительством и спецслужбами Швеции как конфиденциальная информация, – сказал «Озодлику» младший сын имама Довуд Назаров.
При использовании наших материалов ссылка на сайт радио «Озодлик» обязательна
Источник
Обид-кори Назаров в Швеции
Состояние раненного в Швеции известного исламского ученого и имама, уроженца Узбекистана Обид-кори Назарова остается стабильно тяжелым. После проведенных хирургических операций по удалению трех угодивших в него пуль, одна из которых попала ему в голову, раненый имам был транспортирован из клиники Стромсунда в университетский госпиталь соседнего города.
Об этом в беседе с IslamNews рассказал руководитель Общества политэмигрантов из Центральной Азии Бахром Хамроев, общавшийся на днях с имамом по телефону.
Как сказал Хамроев, он услышал по телефону голос Обид-кори, который поприветствовал его. «Однако голос был едва слышен. По словам помощника имама , который находится подле него, Обид-кори периодически теряет сознание», – отметил он.
«Обид-кори Назаров – стал известен в Узбекистане, как исламский деятель ещё в 1980-х годах, когда он возглавлял богослужения в ташкентской мечети «Тухтабой», – поведал Хамроев. – Он отличался от многих других духовных деятелей тем, что искренне проявлял свою позицию по самым разным вопросам, говорил правду, не подстраивался под желания власть имущих».
По утверждению собеседника агентства, к середине 1990-х гг. имам, имея десятки тысяч последователей, считался одним из самых влиятельных оппонентов узбекского президента Каримова, который пытался усилить контроль над исламом и мусульманами.
По данным правозащитника, в 2001 году Обид-кори вынужден был тайно перебраться в Казахстан, где несколько лет находился на нелегальном положении. В 2006 году он поселился в Швеции в статусе политического беженца. «Однако, даже в этой благополучной стране, имам не чувствовал себя в полной безопасности, предполагая, что за ним охотятся власти Узбекистана», – уверен Хамроев.
По его словам, в Швеции исламский деятель не «сидел сложа руки». В первое время, он изучал шведский язык по государственной программе адаптации переселенцев. При этом, он много общался с людьми.
«Мусульмане, среди которых есть как мигранты из арабских стран, Афганистана, Сомали, Узбекистана, так и коренные шведы, отметили в Обид-кори его прекрасное владение арабским языком и высокий уровень шариатских знаний. Люди потянулись к нему за советом в вопросах исламского права, – говорит Хамроев. – Затем узбекского ученого попросили несколько раз провести лекции и проповеди в мечети. В результате его авторитет стал весьма велик среди местной мусульманской общины. В конце концов, Общественный Исламский совет, который обслуживает интересы мусульман, и состоит в основном из самих прихожан, а также нанятых для выполнения текущей работы сотрудников, предложил Обид-кори стать предстоятелем мечети Стромсунда. Данное предложение было выдвинуто, прежде всего, из-за того, что сами верующие хотели, чтобы он стал во главе общины. В настоящее время, все шведские мусульмане возносят мольбы Всевышнему, прося излечения своего учителя и наставника. Надеюсь и правоверные в России присоединятся к этим мольбам».
Помимо руководства мечетью, Обид-кори давал религиозные уроки на радиостанции «Озодлик», ретранслирующейся в Узбекистане. Как считает глава ОПЦА, «узбекские власти могли опасаться, что однажды ученый призовет людей к борьбе против тирании».
По мнению Хамроева, символично, что имама хотели убить накануне весны, которая сейчас ассоциируется не только с пробуждением природы, но и с революцией.
Напомним, что выстрелы в Обида-кори Назарова были произведены примерно в 12 часов дня 22 февраля, когда он возвращался домой с послеобеденного намаза. Неизвестный человек поджидал Назарова возле подъезда его дома в Стромсунде и начал стрелять в него, когда он подошел на достаточно близкое расстояние.
Источник
22 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 2012 года в неболÑÑом гоÑодке СÑÑомÑÑнд на ÑевеÑе ШвеÑии бÑло ÑовеÑÑено покÑÑение на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÑзбекÑкого имама ÐÐ±Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð½Ð°-коÑи ÐазаÑова. Ðак ÑÑиÑаÑÑ Ð² ÑзбекÑкой обÑине СÑÑомÑÑнда, имам давно Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Â«Ð½Ð° мÑÑке» Ñ Ð¾ÑиÑиалÑного ТаÑкенÑа, и многие пÑизÑвали мÑÑÑлÑманÑкого лидеÑа не ÑеÑÑÑÑ Ð±Ð´Ð¸ÑелÑноÑÑи. ÐÐ¸Ð»Ð»ÐµÑ Ð½Ð°ÑÑиг его в подÑезде дома, где жил имам, и вÑÑÑÑелил ÐµÐ¼Ñ Ð² головÑ. С Ñого Ð´Ð½Ñ ÐÐ±Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð½ ÐазаÑов Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð² коме, но, как ÑÑвеÑждаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑоднÑе, поÑÑепенно наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð²ÑздоÑавливаÑÑ. СÑн имама, ÐовÑд ÐазаÑов, ÑÑвеÑждаеÑ: опаÑноÑÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð°.
«ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐµÑ ÑейÑÐ°Ñ Ð±ÐµÐ· ÑознаниÑ, но вÑаÑи конÑÑаÑиÑовали, ÑÑо опаÑноÑÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð° и Ñана заживаеÑ», — говоÑÐ¸Ñ ÐовÑд. Ðднако, по его Ñловам, пÑоÑеÑÑ Ð²ÑздоÑÐ¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°ÑÑнÑÑÑÑÑ. ÐÑаÑи Ñоже не назÑваÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¿ÑиблизиÑелÑного ÑÑока, когда ÐÐ±Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð½-коÑи Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑйÑи из комÑ. «ÐÑаÑи, коÑоÑÑе занимаÑÑÑÑ Ð»ÐµÑением оÑÑа, ÑÑвеÑждаÑÑ, ÑÑо вÑздоÑовление наÑалоÑÑ, они видÑÑ ÑÑо по ÑезÑлÑÑаÑам обÑледований. ÐÑо ÑÑпокаиваеÑ, но нам пÑедÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ðµ ожидание», — говоÑÐ¸Ñ ÐовÑд.
ÐовÑд ÐазаÑов пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² болÑниÑÑ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾, иногда пÑÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ðµ оÑÑа ÑелÑй денÑ. ÐÑаÑи обÑÑÑнили, ÑÑо Ðбид ÐазаÑов, возможно, ÑлÑÑÐ¸Ñ Ð¸ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÑÐµÑ , кÑо Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑÑдом, но пока не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑвеÑиÑÑ.
Ход ÑаÑÑледованиÑ
РаÑÑледование покÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸Ð¼Ð°Ð¼Ð° ÑÑало одним из гÑÐ¾Ð¼ÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÐ» в ШвеÑии. ÐзвеÑÑно, ÑÑо дело пока не завеÑÑено. 12 Ð¼Ð°Ñ 2012 года ÑведÑкий жÑÑналиÑÑ Ð¢Ð¾Ñд ÐндеÑÑÑон пÑбликовал ÑÑаÑÑÑ Â«ÐеÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ знала, ÑÑо ÐазаÑÐ¾Ð²Ñ ÑгÑожаÑÑ» на ÑÑÑаниÑÐ°Ñ Ð¼ÐµÑÑной газеÑÑ Ãstersund posten, где ÑаÑкÑиÑиковал бездейÑÑвие полиÑейÑÐºÐ¸Ñ .
«У пÑеÑÑÑпника бÑло много вÑемени поÑле ÑовеÑÑенного покÑÑениÑ, и важнÑе Ñлики иÑÑезли поÑле ÑбоÑки леÑÑниÑной клеÑки. ÐÑо ÑовеÑÑенно возмÑÑиÑелÑно, когда покÑÑение ÑовеÑÑаеÑÑÑ Ð² ÑемидеÑÑÑи меÑÑÐ°Ñ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑейÑкого ÑÑаÑÑка», — напиÑал жÑÑналиÑÑ, ÑÑвеÑждаÑ, ÑÑо полиÑÐ¸Ñ ÑвоевÑеменно не оÑÑеагиÑовала на ÑÑо ÑобÑÑие. Ðо вÑе же дело Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð½Ðµ в Ñаком ÑÑпике, как ÑÑо пÑедÑÑавил жÑÑналиÑÑ. ÐÑкоÑе поÑвилиÑÑ ÑÑаÑÑи Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñми даннÑми о ÑÐ»ÐµÐ´Ð°Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпника.
РиÑле 2012 года пеÑед ÑÑдом в СÑÑомÑÑнде пÑедÑÑали двое гÑаждан УзбекиÑÑана: мÑж и жена ÐÐ°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÐÑлаÑов и ÐодиÑа Ðминова. Ðни обвинÑлиÑÑ Ð² оказании помоÑи оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð½Ð¸ÐºÑ — иÑполниÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÑÑениÑ ЮÑÐ¸Ñ ÐÑковÑкомÑ, Ð¸Ð¼Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого ÑигÑÑиÑовало в ÑледÑÑвенном деле и на ÑÑдебном пÑоÑеÑÑе. Ðо Ñлик, пÑедÑÑавленнÑÑ Ð½Ð° ÑÑде, оказалоÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑва Ð¸Ñ Ð²Ð¸Ð½Ñ, и паÑа из УзбекиÑÑана бÑла оÑвобождена из-под ÑÑÑажи пÑÑмо в зале ÑÑда.
12 окÑÑбÑÑ ÑведÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑеÑÑа ÑообÑила о задеÑжании главного подозÑеваемого ЮÑÐ¸Ñ ÐÑковÑкого на ÑеÑÑиÑоÑии РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии. ЯкобÑ, его взÑли, когда он воÑполÑзовалÑÑ Ñем же ÑелеÑоном, ÑÑо и во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑебÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ШвеÑии. ÐÑа новоÑÑÑ ÑÑала оÑновной Ñемой обÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑведÑкой ÑзбекÑкой обÑине, Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑовал один-единÑÑвеннÑй вопÑоÑ: «ÐÑÐ´ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑкÑÑÑадиÑован в ШвеÑиÑ, и еÑли бÑдеÑ, Ñо когда?»
ЮÑий ÐÑковÑкий полÑзовалÑÑ Ð¿Ð°ÑпоÑÑом гÑажданина УзбекиÑÑана и водиÑелÑÑким ÑдоÑÑовеÑением, вÑданнÑм в РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии. Ð ÑообÑениÑÑ ÑпоминалоÑÑ Ð¾ его двойном ÑзбекÑко-ÑоÑÑийÑком гÑажданÑÑве, Ñ Ð¾ÑÑ Ð² УзбекиÑÑане двойное гÑажданÑÑво оÑиÑиалÑно не пÑизнаеÑÑÑ. ÐÑли ЮÑий ÐÑковÑкий — гÑажданин УзбекиÑÑана, Ñо возможна его ÑкÑÑÑадиÑÐ¸Ñ Ð² ШвеÑиÑ. ÐÑли же он — ÑоÑÑиÑнин, Ñо ÑкÑÑÑадиÑии не бÑдеÑ.
ÐÑоме Ñого, ÐÑковÑкого подозÑеваÑÑ Ð² пÑиÑаÑÑноÑÑи к Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ÐµÐ¼Ñ ÑбийÑÑÐ²Ñ Ð¤Ñада Ð ÑÑÑÐ°Ð¼Ñ Ð¾Ð´Ð¶Ð°ÐµÐ²Ð° в ÑоÑÑийÑком гоÑоде Ðваново 24 ÑенÑÑбÑÑ 2011 года.
«Я ÑвеÑен, ÑÑо именно он ÑовеÑÑил ÑÑо покÑÑение, — Ñказал «ФеÑгане» один из жиÑелей маленÑкого гоÑодка ТимÑа в ШвеÑии ХаÑан ТемиÑов. — СÑÐ´Ñ Ð½ÑÐ¶Ð½Ñ Ð²ÐµÑомÑе доказаÑелÑÑÑва, но Ñ Ð½Ðµ ÑÑдÑÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð²ÑÑазиÑÑ Ñвое Ñбеждение без доказаÑелÑÑÑв». Ðо Ñловам ТемиÑова, на ÑÑде еÑе леÑом бÑла доказана вина ÐÑковÑкого и вина пÑиÑаÑÑной к покÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñемейной паÑÑ Ð¸Ð· УзбекиÑÑана.
Тем вÑеменем междÑнаÑоднÑй пÑокÑÑÐ¾Ñ ÐÑиÑÑÐµÑ ÐеÑеÑÑÑон, коÑоÑÑй Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑÑо гÑомкое дело, 16 окÑÑбÑÑ Ð·Ð°Ñвил газеÑе Ãstersund posten, ÑÑо не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð¸ подÑвеÑдиÑÑ, ни опÑовеÑгнÑÑÑ ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ задеÑжании ЮÑÐ¸Ñ ÐÑковÑкого в РоÑÑии.
ÐÑпÑгалиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ неÑ?
УзбекÑкие беженÑÑ Ð² ШвеÑии — ÑÑо, в оÑновном, ÑелигиознÑе деÑÑели или ÑÑдовÑе мÑÑÑлÑмане, коÑоÑÑм пÑиÑлоÑÑ Ð¿ÐµÑежиÑÑ Ð¿ÑеÑледованиÑ, аÑеÑÑÑ Ð¸ даже пÑÑки из-за ÑелигиознÑÑ Ñбеждений. Ðе иÑклÑÑение — и ÑзбекÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ñина в СÑÑомÑÑнде, болÑÑинÑÑво Ñленов коÑоÑой — беженÑÑ-«Ñелигиозники».
«ÐÑÑÑлÑмане бÑли виноваÑÑ ÑолÑко в одном — в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑбеждениÑÑ Â», — говоÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÐ¶ÐµÐ½ÐµÑ Ð¸Ð· УзбекиÑÑана ÐÑÑ Ð°Ð¼Ð¼Ð°Ð´ÑÐ°Ð»Ð¸Ñ ÐбÑÑов, пÑоживаÑÑий в одном из маленÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ñодков ШвеÑии. Ðо его Ñловам, оÑиÑиалÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð£Ð·Ð±ÐµÐºÐ¸ÑÑана наÑала ÑиÑокие ÑепÑеÑÑии пÑоÑив мÑÑÑлÑман поÑле взÑÑвов в ТаÑкенÑе, пÑоизоÑедÑÐ¸Ñ 16 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 1999 года. «ÐÑо поÑлÑжило поводом Ð´Ð»Ñ ÑниÑÑÐ¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼ÑÑÐ»Ð¸Ñ Ð² ÑÑÑане, — пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÐÑÑ Ð°Ð¼Ð¼Ð°Ð´ÑÐ°Ð»Ð¸Ñ ÐбÑÑов. — ÐоÑле взÑÑвов ÑепÑеÑÑиÑм бÑли подвеÑгнÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко мÑÑÑлÑмане, но и пÑедÑÑавиÑели ÑвеÑÑкой оппозиÑии, незавиÑимÑе жÑÑналиÑÑÑ Ð¸ пÑавозаÑиÑники».
ÐÑÑ Ð°Ð¼Ð¼Ð°ÑÐ°Ð»Ð¸Ñ ÐбÑÑов поÑÑвÑÑвовал ÑгÑÐ¾Ð·Ñ ÑобÑÑвенной безопаÑноÑÑи, когда в мае ÑÑого года по ÑзбекÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»ÐµÐ²Ð¸Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸ ÑилÑм о нем «ÐаÑангадо» («Ðез ÑодинÑ»). СÑÑанное Ñовпадение, но каждÑй Ñаз, пеÑед Ñем как Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾-либо извеÑÑного оппозиÑионеÑа ÑÑагиÑеÑким обÑазом пÑеÑÑваеÑÑÑ, в УзбекиÑÑане пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² СÐРпо оÑеÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑей жеÑÑвÑ. Так бÑло Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑм жÑÑналиÑÑом ÐлиÑеÑом СаиповÑм, Ñак ÑлÑÑилоÑÑ Ð¸ Ñ Ðбид-коÑи ÐазаÑовÑм. Ðо Ñловам ÐÑÑ Ð°Ð¼Ð¼Ð°Ð´ÑÐ°Ð»Ð¸Ñ Ð° ÐбÑÑова, поÑле показа «ÐаÑангадо» по ÑзбекÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»ÐµÐºÐ°Ð½Ð°Ð»Ñ ÑведÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи озабоÑилиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð¾Ñ Ñаной.
«СейÑÐ°Ñ Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑелеÑоннÑÑ Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑов ÑоÑÑÑдников кÑиминалÑной полиÑии и ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи ШвеÑии SÃPO, кÑда Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ немедленно ÑообÑиÑÑ, еÑли поÑÑвÑÑвÑÑ ÐºÐ°ÐºÑÑ-либо ÑгÑÐ¾Ð·Ñ Ð² мой адÑеÑ», — говоÑÐ¸Ñ ÐбÑÑов. ÐолиÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑÑÐ°Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° изменении имени и Ñамилии ÐбÑÑова на ÑведÑкие, кÑоме Ñого, он намеÑен пеÑÐµÐµÑ Ð°ÑÑ: «Я пеÑеÑелÑÑÑÑ Ð½Ð° дÑÑгой Ñегион ШвеÑии, и мое меÑÑо пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑно ÑолÑко некоÑоÑÑм моим близким дÑÑзÑÑм», — говоÑÐ¸Ñ ÐÑÑ Ð°Ð¼Ð¼Ð°Ð´ÑÐ°Ð»Ð¸Ñ .
Ðока ÑведÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð³ÑаниÑиваеÑÑÑ ÑолÑко ÑÑими меÑопÑиÑÑиÑми по обеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑи беженÑа. Ðо нÑжно оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑзбекÑкие беженÑÑ, пÑоживаÑÑие в ШвеÑии, и без Ñого имеÑÑ Ð¿Ð°ÑаллелÑнÑе имена. «Я Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑооÑеÑеÑÑвенников по одним именам, но ÑеалÑнÑе имена Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð´ÑÑгие, — ÑаÑÑказал Ð.ÐбÑÑов. — Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ Ñзбеки вÑнÑжденно менÑÑÑ и Ñвои ÑеалÑнÑе имена и Ñамилии».
Ðо его мнениÑ, ÑзбекÑкие влаÑÑи, ÑÑÑÑоив покÑÑение на имама Ðбида ÐазаÑова, пÑименили «меÑод ÑÑÑÑаÑениÑ», ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð´ÑÑгие не вздÑмали «вÑÑовÑваÑÑÑÑ». Ðидимо, ÑÑо ÑÑабоÑало, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑдаеÑÑÑ Ð¿ÐµÑеÑеление ÑзбекÑÐºÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑлÑман в дÑÑгие ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ ÑÑÑанÑ.Â
Ð Ñом же говоÑÐ¸Ñ Ð¸ один из иÑÑоÑников «ФеÑганÑ» в гоÑоде СÑÑомÑÑнд, Ñоже Ð±ÐµÐ¶ÐµÐ½ÐµÑ Ð¸Ð· УзбекиÑÑана, коÑоÑÑй на ÑÑловиÑÑ Ð°Ð½Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð½Ð¾ÑÑи ÑаÑÑказал: лÑди бÑли напÑÐ³Ð°Ð½Ñ ÑобÑÑиÑми 22 ÑевÑÐ°Ð»Ñ (покÑÑением на ÐазаÑова. — пÑим. Ñед.), и по Ñей Ð´ÐµÐ½Ñ ÑÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ покинÑл Ð¸Ñ . ÐÑÑоÑник ÑвеÑен: ÑоÑ, кого назÑваÑÑ Ð®Ñием ÐÑковÑким, и ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвеннÑм иÑполниÑелем покÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ðбида ÐазаÑова. «Ðе знаÑ, менÑÑÑ Ð»Ð¸ лÑди имена и Ñамилии, но одно Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑÑвеÑждаÑÑ: лÑди опаÑаÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий ÑзбекÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑей, коÑоÑÑе, по ÑиÑоко ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, даже в ÐвÑопе могÑÑ ÑÑÑÑаиваÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·Ð½Ñе ÑбийÑÑва», — говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½.
СÑн ÐÐ±Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð½Ð°-коÑи ÐазаÑова, ÐовÑд, на вопÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñом, Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ Ð»Ð¸ новÑе покÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑелигиознÑÑ Ð¼ÑÑÑлÑманÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑов в ШвеÑии и наÑколÑко ÑÑим вÑÑÑÐµÐ²Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ ÑзбекÑкие беженÑÑ Ð² СÑÑомÑÑнде, оÑвеÑил Ñак: «Я пÑÐ¾Ð²Ð¾Ð¶Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ вÑемени в болÑниÑе, ÑÑдом Ñ Ð¾ÑÑом, и не знаÑ, наÑколÑко вÑÑÑÐµÐ²Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ñей обÑинÑ. Ð ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ Ñ ÑвеÑен: ÑзбекÑкие влаÑÑи не могÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ñелигиозного деÑÑÐµÐ»Ñ Ð¸ на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из наÑ».
ÐовÑд оÑмеÑаеÑ, ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑÐ¸Ð½Ñ Ð² СÑÑомÑÑнде пÑодолжаеÑÑÑ Ð¸ поÑле покÑÑениÑ. ÐÑо-Ñо Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑзÑковÑе кÑÑÑÑ, кÑо-Ñо ÑÑÑÑаиваеÑÑÑ Ð½Ð° ÑабоÑÑ. Узбеки-мÑÑÑлÑмане молÑÑÑÑ Ð¾Ð± иÑÑелении ÐÐ±Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð½Ð° ÐазаÑова. Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ ÑзбекÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ñина в СÑÑомÑÑнде пока даже не вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ñебе нового лидеÑа, надеÑÑÑ Ð½Ð° ÑкоÑейÑее вÑздоÑовление ÐÐ±Ð¸Ð´Ñ Ð¾Ð½Ð°-коÑи.
ÐазаÑов бÑл извеÑÑной лиÑноÑÑÑÑ, к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñиезжали мÑÑÑлÑмане-Ñзбеки не ÑолÑко из ШвеÑии, но и из дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑан ÐвÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ даже из ÐмеÑики. ÐÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ ÑÑббоÑа и воÑкÑеÑение наÑиналиÑÑ Ñ Ð¿Ñоповеди в обÑине, обÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой ÑиÑÑаÑии и ÑпоÑобов полиÑиÑеÑкой боÑÑÐ±Ñ Ð¿ÑоÑив дикÑаÑоÑÑкого Ñежима в УзбекиÑÑане. «Ðбид-коÑи Ñмел поднÑÑÑ Ð»Ñдей на пикеÑÑ, Ñмел ÑбедиÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð² Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи полиÑиÑеÑкой боÑÑÐ±Ñ Ð¿ÑоÑив ÑзбекÑкого Ñежима, Ñего ÑейÑÐ°Ñ Ð¼Ñ, конеÑно, не наблÑдаем», — вÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¥Ð°Ñан ТемиÑов. Â
ÐбÑаз жизни Ñзбеков-мÑÑÑлÑман заÑаÑÑÑÑ Ð²ÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñ Ñведов Ñдивление. Ðдна Ñведка, не назвавÑÐ°Ñ Ñвоего имени, напиÑала в комменÑаÑии к ÑÑаÑÑе в Ãstersund posten: «Ðногие пеÑеÑеленÑÑ, пÑибÑÐ²Ð°Ñ Ð² ШвеÑиÑ, ÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð² СÑокголÑме, ÐалÑÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÐºÑÑпнÑÑ Ð³Ð¾ÑÐ¾Ð´Ð°Ñ . У Ð½Ð°Ñ Ð¶Ðµ Ñзбеки поÑÑÑпаÑÑ Ð½Ð°Ð¾Ð±Ð¾ÑоÑ: пеÑеÑелÑÑÑÑÑ Ð¸Ð· СÑокголÑма и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñодов в СÑÑомÑÑнд».
Ðднако некоÑоÑÑе мÑÑÑлÑманÑкие ÑемÑи Ñже покинÑли СÑÑомÑÑнд и ÑÑÑÑаиваÑÑÑÑ Ð½Ð° Ñге ÑÑÑанÑ.  «Ðозможно, ÑÑо вÑÑ Ð¾Ð±Ñина вÑкоÑе пеÑеÑелиÑÑÑ Ð½Ð° Ñг, — оÑмеÑÐ°ÐµÑ Ð¥Ð°Ñан ТемиÑов. — ÐÑиÑина еÑе и в Ñом, ÑÑо в СÑÑомÑÑнде не Ñ Ð²Ð°ÑÐ°ÐµÑ ÑабоÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ Ð¸ ÑÑебнÑÑ Â Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¹Â».
ТÑлкин ÐаÑаев, ШвеÑиÑ, ÑпеÑиалÑно Ð´Ð»Ñ ÐР«ФеÑгана»
ÐеждÑнаÑодное инÑоÑмаÑионное агенÑÑÑво «ФеÑгана»
Источник