Обоснование диагноза бронхиальная астма аллергическая форма

Обоснование диагноза бронхиальная астма аллергическая форма thumbnail

доктор и женщина

Бронхиальная астма считается тяжелым заболеванием дыхательной системы. Симптомы этого недуга можно спутать с проявлениями других болезней, поэтому нередко врачу не удается установить правильный диагноз с первого раза, особенно в начале возникновения воспаления бронхов.

Рассеять все сомнения и подтвердить предположения можно только после сбора анамнеза пациента, получения результатов анализов и диагностических процедур. Только в этом случае врач сможет поставить диагноз и выбрать эффективную тактику лечения.

Диагноз бронхиальной астмы считается точным, если в формулировке отображены все классификационные признаки. В частности, это касается формы болезни, фазы, ее степени тяжести. Если есть осложнения, то их также обязательно указывают.

Бронхиальная астма

Наиболее распространенным недугом органов дыхательной системы является хроническое заболевание бронхов, которое называется астмой. Характерный признак этой болезни – воспаление дыхательных путей, что влечет за собой их гиперреактивность.

Характерные симптомы БА – непродуктивный сухой кашель и одышка. При клиническом диагнозе «бронхиальная астма» важно не допустить приступа удушья, который развивается по причине бронхоспазма и сужения дыхательных путей.

Астматический приступ чаще всего развивается в ночное время. Его начало можно заподозрить по появлению одышки, кашля, хрипоты и свистящих звуков во время дыхания. Как правило, он протекает по-разному, может пройти через несколько минут или несколько дней.

Важность правильной формулировки диагноза БА

женщина кашляет

Формулировка диагноза при бронхиальной астме составляется четко и грамотно. Это требование стоит соблюдать по нескольким причинам.

  1. Во-первых, от правильности диагноза зависит правильность выбора курса лечения. Только при корректном лечении уменьшается риск развития тяжелой стадии болезни.
  2. Во-вторых, врач изучает данные анамнеза и результаты клинических обследований пациента. При формулировании точного диагноза врач отделяет бронхиальную астму от других заболеваний со схожей симптоматикой.
  3. В-третьих, заполнение документации с четкой формулировкой диагнозов дает возможность вести статистику заболеваний и смертности.
  4. Заполняя документацию, врачам необходимо учитывать, что четкие сведения о болезни необходимы для решения финансовых вопросов страховой медицины. От диагноза зависит объем бесплатной медицинской помощи.
  5. Понятно расписанный диагноз с указанием всех подробностей течения болезни необходим, если пациент переходит в другой стационар или желает проконсультироваться у другого врача.

Также не стоит забывать о том, что четкий диагноз в амбулаторной карте или истории болезни является показателем качественной работы врача.

Критерии классификации

девочку прослушивает врач

При бронхиальной астме в формулировке диагноза указываются такие характеристики, как форма болезни, ее стадия, фаза и осложнения. Необходимость классификации объясняется тем, что данное хроническое заболевание может протекать по-разному, и в зависимости от этого выбираются методы лечения.

Как и при любой другой болезни, при постановке диагноза пациентам с заболеваниями дыхательных путей врачи пользуются документом МКБ. В этой классификации отдельные виды БА выделяются, исходя из двух критериев:

  • природа происхождения;
  • тяжесть протекания.

Многие опытные специалисты считают недостаточным такое деление, поэтому стараются применять иной подход к классификации недуга. Особое внимание уделяют таким пунктам:

  • степень тяжести болезни до лечения;
  • реакция организма на проводимую терапию;
  • контроль течения болезни: есть ли шансы добиться ремиссии или уменьшить число приступов;
  • есть ли связь между особенностями течения БА и ее причинами;
  • по какой причине развиваются осложнения.

Этиологическая классификация болезни

аллергены

Чтобы лечение было максимально эффективным, важно выявить истинную причину развития недуга. Например, если устранить провоцирующие факторы аллергической астмы, то удастся добиться стойкой ремиссии.

В зависимости от причины возникновения выделяют три формы болезни:

  1. Аллергическая БА. Как правило, причиной приступа и частого сухого кашля является внешний раздражитель, например, пищевой или респираторный аллерген. Зачастую приходится сталкиваться с воздействием нескольких раздражителей. К числу летучих аллергенов можно отнести бытовую пыль, растительную пыльцу, табачный дым, частички кожи животных и прочее. Вначале  развивается аллергический ринит, трахеит, синусит или ларингит. Позже на фоне этих заболеваний появляется бронхиальная астма.
  2. При развитии инфекционно-зависимой формы болезни под воздействием болезнетворных микроорганизмов изменяется проходимость бронхов. Больного тревожат такие симптомы, как сухой кашель, одышка, приступы удушья. Спровоцировать развитие болезни могут грибки, бактерии и вирусы. Они же становятся причиной часто повторяющихся обострений.
  3. Астма смешанного течения. В таком случае дыхательные просветы сужаются не только при взаимодействии с аллергеном, но и под воздействием внешних факторов. Зачастую недуг смешанного течения развивается из-за плохой экологии, неблагоприятных климатических условий, а также на фоне воздействия химических раздражителей, пагубных привычек и стрессов.

Рассматривая примеры формулировки диагноза бронхиальной астмы, нужно заметить, что при необходимости выделяют особые формы заболевания смешанного генеза:

  • профессиональная БА возникает при контакте с определенными химическими веществами на рабочем месте. По причине гиперреактивности бронхов у человека развиваются частый кашель и приступы удушья. В группу риска входят люди, работающие в библиотеках, парикмахерских, зоомагазинах, аптеках, хлебопекарнях и др.;
  • БА физического напряжения. В этом случае бронхоспазм происходит при физической работе или после нее. Можно точно определить эту проблему, если исключить другие причины. Многие специалисты считают, что этот фактор не является причиной развития самой болезни, он только провоцирует возникновение симптомов БА.

Классификация по тяжести течения

ночной приступ

Для назначения эффективного лечения врач должен установить степень тяжести недуга. Это делается после выявления причины патологических изменений в бронхах.

Когда диагностируют астму, в диагнозе обязательно указывают степень тяжести. Чтобы дать характеристику, врач оценивает определенные параметры:

  1. Частота приступов днем и ночью.
  2. Особенности течения и длительность приступа.
  3. Влияние обострений БА на качество жизни пациента.
  4. Показатели внешнего дыхания.

В результате проведения такой оценки определяют тип течения заболевания:

  • интермиттирующая БА – приступы могут происходить днем примерно раз в неделю, а ночью – максимум два раза в месяц. Обострение заболевания длится недолго, при этом симптомы могут не беспокоить на протяжении нескольких месяцев или лет;
  • персистирующая БА бывает легкой, средней степени тяжести или тяжелой. Для болезни характерны частые приступы, возникающие в любое время суток. Обострения длятся долго, при этом ухудшается эмоциональное и физическое состояние больного. Двигательная активность и сон также нарушены.

Уровень контроля заболевания

Для выбора подходящей методики лечения и ее корректировки врач должен принимать во внимание реакцию организма пациента на терапию, применявшуюся ранее.

Если медицинские препараты были подобраны правильно, то у пациентов с заболеванием средней тяжести и тяжелым течением отмечается улучшение показателей внешнего дыхания.

По уровню контроля БА бывает:

  • хорошо контролируемой;
  • частично контролируемой;
  • неконтролируемой.

В случае если заболевание не поддается контролю, и симптомы прогрессируют, врач обязан определить, по какой причине это происходит. Для этого пересматриваются такие факторы:

  • изменился ли образ жизни больного;
  • устранен ли аллерген;
  • выполняет ли пациент врачебные рекомендации;
  • ограничено ли влияние провоцирующих факторов (чрезмерные физические нагрузки, грязный воздух, курение);
  • учащались ли приступы при инфекционных заболеваниях;
  • есть ли обострение какой-либо болезни хронического течения.

Особые формы бронхиальной астмы

девушка кашляет

В отдельную категорию, которая не попадает в классификацию, специалисты относят кашлевую форму заболевания. По-другому ее называют скрытой формой.

Характерным симптомом является сухой или влажный кашель, который также может быть симптомом других заболеваний дыхательных путей. По этой причине недуг тяжело распознать на ранней стадии развития.

В медицине также существует такое понятие, как аспириновая астма. Она обнаруживается у астматиков в 6% случаях. Патогенез данной формы заболевания полностью не изучен, известно только, что оно связано с непереносимостью ацетилсалициловой кислоты и салицилатов.

Фазы течения

девочка с ингалятором

Исходя из того, как часто проявляются симптомы гиперреактивности бронхов и с какой периодичностью происходят приступы, БА подразделяют на такие фазы:

  • обострение болезни;
  • ремиссия (она считается стойкой, если произошло исчезновение симптомов минимум на два года)

В зависимости от наличия осложнений, БА может быть осложненной или неосложненной.

Обоснования для постановки диагноза при астме

мужчина у врача

Диагноз «бронхиальная астма» на догоспитальном этапе ставится на основании жалоб пациента и анамнеза болезни. Обоснование для диагноза дают результаты клинических анализов и диагностических обследований, проводимых при подозрениях на развитие бронхиальной астмы.

Если обнаруживаются такие симптомы астмы, как приступы удушья, одышка, кашель, хрипы и свисты при дыхании, то это будет поводом для направления пациента к специалисту узкого профиля – пульмонологу.

Так как заболевание может протекать с разными сопутствующими симптомами, не обойтись без консультации аллерголога, гастроэнтеролога и кардиолога. Только при проведении комплексной диагностики диагноз «бронхиальная астма» может быть подтвержден.

Одним из проверенных методов выявления болезни является процедура спирометрии. При ее проведении можно обнаружить нарушения функций органов дыхания. Во внимание принимается тот факт, что при БА сужаются бронхиальные просветы, из-за чего нарушается поступление воздуха в легкие. В результатах спирометрии описываются важные параметры, которые дают возможность пульмонологу поставить точный диагноз. Особое внимание специалист обращает на объем форсированного выдоха и на форсированную жизненную емкость легких.

Немаловажным моментом в диагностике заболевания является простукивание грудной клетки. Выполняя такие действия, пульмонолог может услышать высокие звуки. Это говорит о том, что легкие астматика переполнены воздухом. Кроме того, поводом для постановки предварительного диагноза считается наличие хрипов при вдохе и выдохе. Но только опытный специалист сможет их классифицировать.

В перечень диагностических процедур может входить рентгенография бронхов. Она назначается, если у доктора имеются сомнения по поводу правильной постановки диагноза. Посредством проведения рентгенографии грудной клетки можно увидеть патологические изменения в бронхах и легких. В некоторых случаях достаточно пройти флюорографию.

Подтвердить развитие бронхиальной астмы также можно результатами анализов крови, мочи и мокроты, выводящейся во время приступа кашля. Подтвердить предварительный диагноз поможет факт наличия в крови антител типа IgE. Чтобы результаты исследований были максимально точными, накануне пациенту необходимо воздержаться от употребления алкоголя и приема лекарств.

Если возникает необходимость пройти дополнительное обследование и сдать анализы после посещения врача, то это нужно сделать в кратчайшие сроки. В худшем случае клиническая картина будет смазана. Быстрое диагностирование бронхиальной астмы увеличивает шансы на скорейшее выздоровление.

Схема формулировки диагноза бронхиальной астмы

формулировка диагноза

Все врачи придерживаются общего правила формулировки диагноза «бронхиальная астма». В обязательном порядке указывается форма недуга, степень тяжести, фаза и наличие определенных осложнений, если они выявлены.

Пример правильной формулировки диагноза бронхиальной астмы выглядит так:

  • бронхиальная астма атопической формы, средняя тяжесть, фаза затихающего обострения. Сопутствующий диагноз: рецидивирующая крапивница;
  • бронхиальная астма инфекционно-зависимой формы, течение тяжелое, фаза обострения. Осложнения: гнойный бронхит, эмфизема легких, 2 степень легочной недостаточности.

Также можно встретить такую формулировку:

  • аллергическая бронхиальная астма, поддается частичному контролю, находится в стадии обострения. Дополнительно – ринит легкого течения, конъюнктивит;
  • эндогенная бронхиальная астма, неконтролируемая, в стадии тяжелого обострения. Фоновый диагноз: неэрозивная форма гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

В заключение

Точно поставить клинический диагноз бронхиальной астмы только на основании жалоб пациента невозможно. Многие симптомы могут указывать на развитие других недугов дыхательной системы.

Например, тяжелое дыхание, кашель и хрипы могут прослушиваться при бронхите, а симптомы воспаления также выявляются и при пневмонии. Чтобы сделать правильные выводы, врач назначает дополнительные методы обследования, дающие возможность поставить диагноз методом исключения других болезней.

Источник

Ïîñòàíîâêà è îáîñíîâàíèå êëèíè÷åñêîãî äèàãíîçà áðîíõèàëüíîé àñòìû íà îñíîâàíèè æàëîá ïàöèåíòà, äàííûõ èñòîðèè çàáîëåâàíèÿ, àëëåðãîàíàìíåçà, îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ. Ïðè÷èíû îáñòðóêòèâíûõ ðàññòðîéñòâ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ ïðè çàáîëåâàíèè. Ëå÷åíèå àñòìû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Âèòåáñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ìåäèöèíñêèé óíèâåðñèòåò

Êàôåäðà ïàòîëîãè÷åñêîé ôèçèîëîãèè

Èñòîðèÿ áîëåçíè

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà àëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè

Êóðàòîð: Åâòóøåíêî À.Â.

1. Ïàñïîðòíûå äàííûå

1. Ïîë- ìóæñêîé

2. Âîçðàñò -12.11.1961

3. Íàöèîíàëüíîñòü — áåëîðóñ

4. Ñåìåéíîå ïîëîæåíèå — íå æåíàò

5. Ïðîôåññèÿ — íå ðàáîòàåò

6. Äàòà ïîñòóïëåíèÿ — 21.09.2012

7. Äàòà âûïèñêè —

8. Äîìàøíèé àäðåñ — Îðøàíñêèé ðàéîí ã. Áàðàíü

2. Æàëîáû

Æàëîáû ïðè ïîñòóïëåíèå: íà çàòðóäíåíèÿ äûõàíèÿ, êàøåëü, íàñìîðê è ñëåçîòå÷åíèå íà äîìàøíåþ ïûëü. Ó÷àùåíèå ïðèñòóïîâ îäûøêè. Ïðèñòóïû àñòìû âîçíèêàþò â çàïûëåííûõ ïîìåùåíèÿõ. Îáîñòðåíèÿ íàðóøàþò ñîí áîëüíîãî, ñíèæàþò ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü. Íî÷íûå ïðèñòóïû áîëåçíè ñëó÷àþòñÿ î÷åíü ÷àñòî (÷àùå 1 ðàçà â íåäåëþ).

3. Èñòîðèÿ çàáîëåâàíèÿ (Ànamnes morbi)

Ñî ñëîâ ïàöèåíòà çàáîëåë îêîëî 1,5 ãîäà íàçàä ïîñëå ïåðåíåñåíîé ñèëüíîé ïðîñòóäû. Ñëó÷èëñÿ ïåðâûé ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû.  ïîñëåäóþùì îáñëåäîâàëñÿ â ÂÎÄÓ è â 2011 ãîäó ïðîõîäèë ëå÷åíèå â ÂÎÊÁ. Íà äàííûé ìîìåíò â ïëàíîâîì ïîðÿäêå íàïðàâëåí Äóáðîâåíñêîé ðàéîííîé ïîëèêëèííèêîé íà ñòàö. ëå÷åíèå ñ äèàãíîçîì: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà àëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè. Õð. áðîíõèò ñò. íåñòîéêîé ðåìèññèè ÄÍ-1ÑÒ. Àëëåðãè÷åñêèé ðèííèò, êîíúþêòèâèò. Ñåíñèáèëèçàöèÿê áûòîâûì è ýïèäåðìàëüíûì àëëåðãåíàì. Àà 1, ðèñê 3.

4. Èñòîðèÿ æèçíè

Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ íîðìàëüíî, îò ñâåðñòíèêîâ íå îòñòàâàë. Îêîí÷èëà ñðåäíþþ øêîëó, ïîëó÷èë ñðåäíåå ñïåöèàëüíîå îáðàçîâàíèå.

Ðàáîòàë ñòðîèòåëåì íà äàííûé ìîìåíò áåç ðàáîòíûé. Ðàáîòà áûëà ñâÿçàíà ñ âûñîêèì ïûëåâûì çàãðÿçíåíèåì.

Æèëèùíûå è ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ óäîâëåòâîðèòåëüíûå. Ïðîæèâàåò â êèðïè÷íîì äîìå, îäèí. Äîìàøíèõ æèâîòíûõ íåò.

Ïèòàíèå ðåãóëÿðíîå, ñáàëàíñèðîâàííîå. Àëêîãîëåì íå çëîóïîòðåáëÿåò, íå êóðèò . Èç ïåðåíåñåííûõ çàáîëåâàíèé îòìå÷àåò ÎÐÂÈ, õð. ôàðèíãèò. Îïåðàöèè — ãðûæåñå÷åíèå áîëåå 10 ëåò íàçàä. Âèðóñíûé ãåïàòèò, òóáåðêóëåç, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ó ñåáÿ è áëèçêèõ îòðèöàåò.

Íàñëåäñòâåííîñòü íåîòÿãàùåíà .

Òðàíñôóçèîííûé àíàìíåç — îòðèöàòåëüíûé.

Àëåðãîàíàìíåç :

1. Àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ â ñåìüå: îòðèöàåò

2. Ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: õð. áðîíõèò, õð ôàðèíãèò, àëëåðãè÷åñêèé êîíúþêòèâèò è ðèíèò (ñ þíîøåñêîãî âîçðàñòà).

3. Ðåàêöèè íà ââåäåíèå ñûâîðîòîê, âàêöèí, ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ îòðèöàåò.

4. Ñåçîííîñòü çàáîëåâàíèÿ íå îòìå÷àåò

5. Ïðèñòóïû âîçíèêàþò â çàïûëåííîì ïîìåùåíèè. Îòìå÷àåò íî÷íûå ïðèñòóïû óäóøüÿ.

6. Ïèùåâûå ïðîäóêòû ïåðåíîñèò õîðîøî.

7. Ïðîæèâàåò â êèðïè÷íîì äîìå, îäèí. Äîìàøíèõ æèâîòíûõ íåò.

8. Ïëåñíåâûå ãðèáêè íà ñòåíàõ è ñàíòåõíèêå â äîìå îòðèöàåò. Ãðèáêîâûõ çàáîëåâàíèé íåò.

9. Íà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ðåàêöèè íå îòìå÷àåò.

10. Áûâøàÿ ðàáîòà áûëà ñâÿçàíà ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ çàïûëåííîñòè.

5. Îáúåêòèâíîå èññëåäîâàíèå (Status presens)

1. Îáùèé îñìîòð:

Îáùåå ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñîçíàíèå ÿñíîå, îðèåíòèðîâàíà âî âðåìåíè è ïðîñòðàíñòâå, ïîëîæåíèå àêòèâíîå. Òåëîñëîæåíèå íîðìîñòåíè÷åñêîå. Ðîñò 174, âåñ 90. Ãîëîâà îâàëüíîé ôîðìû, øåÿ îáû÷íîé äëèííû, äëèííà êîíå÷íîñòåé ñîïîñòàâèìà ñ äëèííîé òóëîâèùà. Ïàëüïàöèè è ïåðêóññèè ãîëîâû áåçáîëåçíåíà.

Êîæíûå ïîêðîâû ÷èñòûå, áëåäíî ðîçîâûå. Êîæà íåñêîëüêî ïîâûøåííîé âëàæíîñòè, ýëàñòè÷íàÿ, òóðãîð ñîõðàíåí . Öåëîñòíîñòü ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê íå íàðóøåíà. Ñëèçèñòûå ðîçîâîãî öâåòà. Îâîëîñíåíèå ïî æåíñêîìó òèïó áåç ó÷àñòêîâ âûïàäåíèÿ. Íîãòè ðîçîâûå áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Îæèðåíèÿ íåò; îòåêîâ íåò. Ëèìôîóçëû äîñòóïíûå ïàëüïàöèè íå óâåëè÷åíû, áåçáîëåçíåííû.

2. Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Óïëîùåííûé ïîÿñíè÷íûé ëîðäîç, S-îáðàçíûé ñêîëåîç ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, ñíèæåíèå îáúåìà äâèæåíèÿ â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå, ïðè ïàëüïàöèè ïàðàâåðòåáðàëüíàÿ îáëàñòü è îñòèñòûõ îòðîñòêîâ ïîçâîíêîâ áåçáîëåçíåííà. Ñóñòàâû áåç âèäèìûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Àêòèâíûå è ïàññèâíûå äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ â ïîëíîì îáúåìå.

Ìûøå÷íûé àïïàðàò ðàçâèò óäîâëåòâîðèòåëüíî, òîíóñ îáû÷íûé. Ïðè ïàëüïàöèè ìûøöû áåçáîëåçíåííû. Íàëè÷èå àòðîôèé, ïàðàëè÷åé íå îáíàðó- ææåíî.

3. Ñèñòåìà äûõàíèÿ.

Ãðóäíàÿ êëåòêà íîðìîñòåíè÷åñêàÿ; íàä è ïîäêëþ÷è÷íûå ÿìêè ñëàáî âûðàæåíû; ðåáðà ñðåäíåé øèðèíû; íàä÷ðåâíûé óãîë ïðÿìîé; ëîïàòêè ïëîòíî ïðèëåãàþò; â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóþò îáå ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè; ïåðåäíåå çàäíèé ðàçìåð ãðóäíîé êëåòêè ìåíüøå áîêîâîãî; òèï äûõàíèÿ ãðóäíîé; äûõàíèå ðèòìè÷íîå, ãëóáîêîå ;îäûøêà è ïàòîëîãè÷åñêèå òèïû äûõàíèÿ îòñóòñòâóþò. Ïàëüïàòîðíî çîí áîëíçíåííîñòè è ðèãèäíîñòè ìûøö íå âûÿâëåíî. Ããîëîñîâîå äðîæàíèå ïðîâîäèòñÿ îäèíàêîâî ñ îáåèõ ñòîðîí íà ñèììåòðè÷íûõ ó÷àñòêàõ.

Ïðè ñðàâíèòåëüíîé ïåðêóññèè ãðóäíîé êëåòêè çâóê íà ñèììåòðè÷íûõ ó÷àñòêàõ îäèíàêîâûé, ÿñíûé ëåãî÷íîé.

Âûñîòà ñòîÿíèÿ âåðõóøåê: ñïåðåäè — íà 3ñì âûøå êëþ÷èö, ñçàäè- íà óðîâíå îñòèñòîãî îòðîñòêà 7 øåéíîãî ïîçâîíêà;

Øèðèíà ïîëåé Êðåíèãà — ñïðàâà 6 ñì, ñëåâà- 5,5 ñì.

Íèæíÿÿ ãðàíèöà ëåãêèõ : ïî îêîëîãðóäèííîé âåðõíèé êðàé 6 ðåáðà;

Ïî ñðåäèííîé êëþ÷è÷íîé íèæíèé êðàé 6 ðåáðà;

Ïî ïåðåäíåé , ñðåäèííîé è çàäíåé àêñèëÿðíûì ñîîòâåòñòâåííî

íèæíèì êðàÿì 7,8,9 ðåáåð ñîîòâåòñòâåííî;

Ïî ëîïàòî÷íîé íèæíèé êðàé 10 ðåáðà;

Ïî îêîëîïîçâîíî÷íîé íà óðîâíå îñòèñòîãî îòðîñòêà 2 ãðóäíîãî

ïîçâîíêà .

Òîïîãðàôèÿ ëåãêèõ ñîîòâåòñòâóåò íîðìå.

Âåëè÷èíà äûõàòåëüíîé ýêñêóðñèè : Ïî ñðåäèííîé ïîäìûøå÷íîé ðàâíà 6 ñì.

Ïî ëîïàòî÷íîé è ïðàâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ðàâíà 4ñì.

Îêðóæíîñòü êðóäíîé êëåòêè:

íà âûñîòå âäîõà -95

íà âûñîòå âûäîõà — 87

ïðè ñïîêîéíîì äûõàíèè -90

Àóñêóëüòàöèÿ ëåãêèõ;â îáëàñòè íèæíèõ ñåãìåíòîâ ëåãêèõ âûñëóøèâàåòñÿ æåñòêîâàòîå äûõàíèå è íà ôîðñèðîâàííîì âûäîõå ñâèñòÿùèå õðèïû. Áðîíõîôîíèÿ íå èçìåíåíà.

4. Ñèñòåìà êðîâîîáðàùåíèÿ

Îñìîòð îáëàñòè ñåðäöà è ñîñóäîâ

Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê íåâèäåí, ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïóëüñàöèÿ ñîñóäîâ îòñóòñòâóåò.

Ïàëüïàöèÿ îáëàñòè ñåðäöà è ñîñóäîâ

Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê: ëîêàëèçàöèÿ — íà 1.5 ñì êíóòðè îò ñðåäíåé êëþ÷è÷íîé ëèíèè.

Ïëîùàäü — 1.5 ñì.êâ

Âûñîòà — óìåðåííàÿ

Ðåçèñòåíòíîñòü — óìåðåííàÿ

Ïóëüñ íà ëó÷åâûõ àðòåðèÿõ: îäèíàêîâûé íà îáåèõ ðóêàõ, ÷àñòîòà 98 óäàðîâ â ìèíóòó, ðèòìè÷íûé, íàïðÿæåíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå, ñîîòâåòñòâóåò ÷àñòîòå ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé. Àðòåðèàëüíàÿ ñòåíêà ìÿãêàÿ, ýëàñòè÷íàÿ.

Ïåðêóññèÿ ñåðäöà è ñîñóäèñòîãî ïó÷êà

Îòíîñèòåëüíàÿ òóïîñòü ñåðäöà : ïðàâàÿ ãðàíèöà — â 4 ìåæðåáåðüå íà 1 ñì êíàðóæè îò

ïðàâîãî êðàÿ ãðóäèíû ;

ëåâàÿ ãðàíèöà — íà 1 ñì êíóòðè îò ñðåäèííîêëþ÷è÷íîé

ëèíèè;

âåðõíÿÿ ãðàíèöà — íà óðîâíå âåðõíåãî êðàÿ 3 ðåáðà

Êîíôèãóðàöèÿ ñåðäöà — íîðìàëüíàÿ

Ïîïåðå÷íèê ñåðäöà : 8 ñì

Øèðèíà ñîñóäèñòîãî ïó÷êà 5 ñì.

Àáñîëþòíàÿ òóïîñòü ñåðäöà : ïðàâàÿ ãðàíèöà — â 4 ìåæðåáåðüå ó ëåâîãî êðàÿ ãðóäèíû;

Ëåâàÿ — â 5 ìåæðåáåðüå íà 1.5 ñì êíóòðè îò ëåâîé

ñðåäèííîêëþ÷è÷íîé ëèíèè;

âåðõíÿÿ- íà óðîâíå íèæíåãî êðàÿ 4 ðåáðà

Àóñêóëüòàöèÿ ñåðäöà è ñîñóäîâ

Äåÿòåëüíîñòü ñåðäöà ðèòìè÷íàÿ , òîíû ñåðäöà ÿñíûå ÷èñòûå. Èçìåíåíèé â 1-îì è 2-îì òîíå íåò. Äîáàâî÷íûõ òîíîâ, øóìîâ íåò. Ïðè àóñêóëüòàöèè êðóïíûõ ñîñóäîâ ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé íå âûÿâëåíî. ÀÄ íà ìîìåíò êóðàöèè 155/90.

Ïðè îáúåêòèâíîì îáñëåäîâàíèè îðãàíîâ êðîâîîáðàùåíèÿ îòêëîíåíèé îò íîðìû íå âûÿâëåíà, êðîìå óâåëè÷åííûõ öèôð ÀÄ.

5. Ñèñòåìà ïèùåâàðåíèÿ

ßçûê ñóõîé íå îáëîæåí. Çåâ íå ãèïåðèìèðîâàí. Àêò ãëîòàíèÿ íå íàðóøåí.

Èññëåäîâàíèå æèâîòà â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè:

Âûïÿ÷èâàíèé , ðàñøèðåíèé âåí íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå, ðóáöîâ, ñûïè,ïèãìåíòàöèè íåò; ãðûæè íå âûÿâëåíû;

Èññëåäîâàíèå æèâîòà â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè

Ôîðìà íîðìàëüíàÿ; Ñâîáîäíîé æèäêîñòè â áðþøíîé ïîëîñòè íåò.

Ðàçìåðû ïå÷åíè : âåðõíÿÿ ãðàíèöà — ïî ïðàâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè íà óðîâíå âåðõíåãî êðàÿ 6 ðåáðà , ïî ñðåäèííîêëþ÷è÷íîé ëèíèè íà óðîâíå íèæíåãî êðàÿ 6 ðåáðà , ïî ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè- íà óðîâíå íèæíåãî êðàÿ 7 ðåáðà. Íèæíÿÿ ãðàíèöà àáñîëþòíîé òóïîñòè- ïî ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ëèíèè- íà óðîâíå êðàÿ 10 ðåáðà, ïî ñðåäèííî-êëþ÷è÷íîé ëèíèè íà óðîâíå íèæíåãî êðàÿ ðåáåðíîé äóãè, ïî ïðàâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè íà 2 ñì íèæå ðåáåðíîé äóãè, ïî ïåðåäíåé ñðåäèííîé ëèíèè — íà ãðàíèöå âåðõíåé è ñðåäíåé òðåòè ðàññòîÿíèÿ ìåæäó ìå÷åâèäíûì îòðîñòêîì è ïóïêîì, ïî ëåâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè — íà óðîâíå íèæíåãî êðàÿ ðåáåðíîé äóãè. áðîíõèàëüíûé àñòìà ëåãêîå

Ïî ïðàâîé îêîëîãðóäèííîé ëèíèè 8 ñì

Ïî ñðåäèííî-êëþ÷è÷íîé 9ñì

Ïî ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé 10ñì

Ðàñìåðû ïå÷åíè ïî Êóðëîâó:

Ïðàâàÿ ñðåäèííî-êëþ÷è÷íàÿ 9 ñì

Ïî ïåðåäíåé ñðåäèííé ëèíèè 8ñì

Êîñîé ðàñìåð — 7ñì.

Ðàñìåðû ñåëåçåíêè:

Ïîïåðå÷íûé — 5ñì.

Ïðîäîëüíûé — 7 ñì.

Ïå÷åíü è ñåëåçåíêà íå óâåëè÷åíû â ðàçìåðàõ. Ïå÷åíü ïàëüïèðóåòñÿ ïî îêîëîãðóäèííîé ëèíèè íà óðîâíå êðàÿ ðåáåðíîé äóãè.

Ñåëåçåíêà íå ïàëüïèðóåòñÿ.

Ïðè ïîâåðõíîñòíîé ïàëüïàöèè æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé.

Ïàëüïàöèÿ ïî Îáðàçöîâó:

Ñèãìîâèäíàÿ êèøêà ïðè ïàëüïàöèè â âèäå öèëèíäðà, óìåðåííî ïëîòíàÿ, òîëùèíîé â áîëüøîé ïàëåö, áåçáîëåçíåííà, îáëàäàåò ïàññèâíîé ïîäâèæíîñòü â ïðåäåëàõ 5 ñì.

Ïàëüïèðîâàòü íèñõîäÿùèé îòäåë òîëñòîé êèøêè íå óäàëîñü

Ñåëïàÿ êèøêà ïðè ïàëüïàöèè ìÿãêàÿ, ýëàñòè÷íàÿ, áåçáîëåçíåííàÿ, äèàìåòðîì ïðèìåðíî 4 ñì, ñ óìåðåííîé ïîäâèæíîñòü 4 ñì.

Âîñõîäÿùóþ ÷àñòü òîëñòîé êèøêè ïàëüïèðîâàòü íå óäàëîñü.

Òåðìèíàëüíûé îòðåçîê ïîäâçäîøíîé êèøêè â âèäå öèëèíäðà äèàìåòðîì 1 ñì, ñðåäíåé ïëîòíîñòè, óð÷àùèé, áåçáîëåçíåííûé.

Áîëüøàÿ êðèâèçíà æåëóäêà íå ïàëüïèðóåòñÿ. Ïîïåðå÷íî -îáîäî÷íóþ êèøêó ïàëüïèðîâàòü íå óäàëîñü.

Ïðè ïàëüïàöèè êèøå÷íèêà, ïå÷åíè , ñåëåçåíêè îòêëîíåíèé îò íîðìû íå âûÿâëåíî.

6. Ìî÷åïîëîâàÿ ñèñòåìà

Ìî÷åèñïóñêàíèå íå íàðóøåíî. Ñèìïòîì ïîêîëîà÷èâàíèÿ îòðèöàòåëåí ñ îáåèõ ñòîðîí. Ïî÷êè íå ïàëüïèðóþòñÿ .Ïàëüïàöèÿ ìî÷åòî÷íèêîâûõ òî÷åê áåçáîëåçíåííà.

Àíàëèçû:

Àíàëèç ìî÷è 19.09.12:

Öâåò- ñîëîìåííî-æåëòàÿ

Ïðîçðà÷íîñòü- ïîëíàÿ

Ðåàêöèÿ — êèñëàÿ

Ïëîòíîñòü -1.022

Áåëêà íåò

Ãëþêîçû íåò

Ïëîñêèé ýïèòåëèé 0-1 åä. â ï/ç

Ëåéêîöèòû 0-2 åä. â ï/ç

 ïðèäåëàõ íîðìû

Îáùèé àíàëèç êðîâè 19.09.12:

Ýðèòðîöèòû — 4.63 * 10^12/ë

Hb- 148 ã/ë

Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü -0.99

Òàáëèöà 1

ëåéêîöèòû

ýîçèíîôèëû

áàçîôèëû

þíûå

ïàëî÷êè

ñåãìåíòû

ëèìôîöèòû

ìîíîöèòû

5,6 10^9/ë

2%

0%

0%

5%

54%

34%

5%

 ïðèäåëàõ íîðìû

Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè (19.09.12):

Ìî÷åâèíà — 5.4ììîëü./ë ë (N 4,2-8,3ììîëü/ë)

Õîëåñòåðèí îáùèé- 4.3 ììîëü/ë (N 3,9-5,2 ììîëü/ë )

Áèëèðóáèí îáùèé — 8,2 ììîëü /ë (N 8,5-20,5 ìêìîëü/ë)

Ãëþêîçà — 5,5 ììîëü /ë (N 3,88-5,5 ììîëü/ë)

ÀÑÀÒ — 25 ÌÅ (N 5-40 ÌÅ )

ÀËÀÒ — 18 ÌÅ (N 8-55ÌÅ)

 áèîõèìè÷åñêîì àíàëèçå çíà÷èòåëüíûõ îòêëîíåíèé íå íàáëþäàåòñÿ.

ÝÊà 8.06.12: Ðèòì íå ðåãóëÿðíûé, ñèíóñîâûé. ×ÑÑ 58 â ìèí. Áðàäèñèñòîëèÿ. Ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå ýëåêòðè÷åñêîé îñè ñåðäöà.

8.05.12 Ëåãî÷íîå ïîëå ÷èñòîå, êîðíè ñòðóêòóðíû.

Ñêàðèôèêàöèîííûå ïðîáû áûòîâûå àëëåðãåíû.

Òàáëèöà 2

Ïûëü äîìàøíÿÿ Ñ. 312

++

Êëåù

++

Ïûëü áèáëèîòå÷íàÿ

++

Ïåðî ïîäóøåê

++

Ï. ëîøàäè

+

Â. ÷åëîâåêà

+++/+-

Ø. ñîáàêè

+

Ø. êîøêè

++

Ø. îâöû

+

Ø. ì. ñâèíêè

+

Ø. êðîëèêà

êîíòðîëü

Ñïèðîìåòðèÿ 29.05.12.

Çàêëþ÷åíèå: íà÷àëüíîå ïðîÿâëåíèå íàðóøåíèå ïî îáñòðóêòèâíîìó òèïó.

Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç è åãî îáîñíîâàíèå :

Íà îñíîâàíèè æàëîá ïàöèåíòà: : íà çàòðóäíåíèÿ äûõàíèÿ, êàøåëü, íàñìîðê è ñëåçîòå÷åíèå íà äîìàøíåþ ïûëü. Ó÷àùåíèå ïðèñòóïîâ îäûøêè. Ïðèñòóïû àñòìû âîçíèêàþò â çàïûëåííûõ ïîìåùåíèÿõ. Îáîñòðåíèÿ íàðóøàþò ñîí áîëüíîãî, ñíèæàþò ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü. Íî÷íûå ïðèñòóïû áîëåçíè ñëó÷àþòñÿ î÷åíü ÷àñòî (÷àùå 1 ðàçà â íåäåëþ).

Íà îñíîâàíèè äàííûõ èñòîðèè çàáîëåâàíèÿ: çàáîëåë îêîëî 1,5 ãîäà íàçàä ïîñëå ïåðåíåñåíîé ñèëüíîé ïðîñòóäû.

Íà îñíîâàíèè àëëåðãîàíàìíåçà:

1.Àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ â ñåìüå: îòðèöàåò

2. ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ: õð. áðîíõèò, õð ôàðèíãèò, àëëåðãè÷åñêèé êîíúþêòèâèò è ðèíèò (ñ þíîøåñêîãî âîçðàñòà).

3. ðåàêöèè íà ââåäåíèå ñûâîðîòîê, âàêöèí, ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ îòðèöàåò.

4. ñåçîííîñòü çàáîëåâàíèÿ íå îòìå÷àåò

5. ïðèñòóïû âîçíèêàþò â çàïûëåííîì ïîìåùåíèè. Îòìå÷àåò íî÷íûå ïðèñòóïû óäóøüÿ.

6. Ïèùåâûå ïðîäóêòû ïåðåíîñèò õîðîøî.

7. Ïðîæèâàåò â êèðïè÷íîì äîìå, îäèí. Äîìàøíèõ æèâîòíûõ íåò.

8. Ïëåñíåâûå ãðèáêè íà ñòåíàõ è ñàíòåõíèêå â äîìå îòðèöàåò. Ãðèáêîâûõ çàáîëåâàíèé íåò.

9. Íà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ðåàêöèè íå îòìå÷àåò.

10. Áûâøàÿ ðàáîòà áûëà ñâÿçàíà ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ çàïûëåííîñòè.

Íà îñíîâàíèè îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ: Àóñêóëüòàöèÿ ëåãêèõ;â îáëàñòè íèæíèõ ñåãìåíòîâ ëåãêèõ âûñëóøèâàåòñÿ æåñòêîâàòîå äûõàíèå è íà ôîðñèðîâàííîì âûäîõå ñâèñòÿùèå õðèïû.

Íà îñíîâàíèè äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ:

Ñêàðèôèêàöèîííûõ ïðîá — Ñåíñèáèëèçàöèÿ ê áûòîâûì è ýïèäåðìàëüíûì àëëåðãåíàì.

Ñïèðîãðàììà — íà÷àëüíîå ïðîÿâëåíèå íàðóøåíèå ïî îáñòðóêòèâíîìó òèïó.

Íà îñíîâàíèè âûøå óêàçàííûõ äàííûõ ìîæíî âûñòàâèòü äèàãíîç:

Îñíîâíîé: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà àëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè. Õð. áðîíõèò ñò. íåñòîéêîé ðåìèññèè ÄÍ-1ÑÒ. Àëëåðãè÷åñêèé ðèííèò, êîíúþêòèâèò. Ñåíñèáèëèçàöèÿê áûòîâûì è ýïèäåðìàëüíûì àëëåðãåíàì.

Ëå÷åíèå

-Áàçèñíàÿ òåðàïèÿ ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäîì Ôëèêñîòèä 125 ìã 1 âäîõ 2ðàçà â äåíü

— Ñàëüáóòîìîë 1-2 âäîõà 3 ðàçà

— Êåòîòåôåí 1 òàá 1 ðàç â äåíü â òå÷åíèè ìåñÿöà.

— ËÔÊ

— ÑÈÒ

Ïàòîãåíåç.

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ïðè÷èíû îáñòðóêòãèâíûõ ðàññòðîéñòâ âåíòèëÿöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå: 1. Ñïàçì áðîíõîâ íåáîëüøîãî äèàìåòðà è áðîíõèîë. 2. Îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. 3. Ðîñò ñåêðåöèè êëåòêàìè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. 4. Ýîçèíîôèëüíàÿ è ëèìôîöèòàðíàÿ èíôèëüòðàöèÿ áðîíõèàëüíîé ñòåíêè. 5. Ïîâðåæäåíèÿ è äåñêâàìàöèÿ ýïèòåëèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ó áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé âûÿâëÿþò ãèïåððåàêòèâíîñòü äûõàòåëüíûõ ïóòåé, òî åñòü óñèëåííóþ ñïîñîáíîñòü áðîíõîâ íåáîëüøîãî äèàìåòðà è áðîíõèîë îòâå÷àòü êîíñòðèêöèåé è ñïàçìîì íà äåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ ñòèìóëîâ. Ãèïåððåàêòèâíîñòü íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé ñâÿçè ñ âûðàæåííîñòüþ âîñïàëåíèÿ áðîíõèàëüíîé ñòåíêè. Ïðè÷èíû ãèïåððåàêòèâíîñòè îñòàþòñÿ íå âïîëíå ÿñíûìè. Ãèïåððåàêòèâíîñòü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ ïîâðåæäåíèÿìè ýïèòåëèÿ. Ïîâðåæäåíèÿ ýïèòåëèÿ îò÷àñòè îáóñëàâëèâàþòñÿ ýôôåêòàìè ãëàâíîãî îñíîâíîãî áåëêà çîçèíîôèëîâ.

 ðåçóëüòàòå ïîâðåæäåíèé è äåñêâàìàöèè ýïèòåëèÿ ñíèæàåòñÿ ñåêðåöèÿ ýïèòåëèàëüíîãî ðåëàêñèðóþùåãî ôàêòîðà è ïðîñòàãëàíäèíà Å2, îñëàáëÿþùèõ äåéñòâèå ìåäèàòîðîâ áðîíõîêîíñòðèêöèè. Íåéòðàëüíûå ýíäîïåïòèäàçû, ìåòàáîëèçèðóþùèñ ìåäèàòîðû áðîíõîêîíñòðèêöèè (ñóáñòàíöèþ Ð è äð.), òàêæå îáðàçóþòñÿ è âûñâîáîæäàþòñÿ ýïèòåëèîöèòàìè. Ïîâðåæäåíèå ýïèòåëèÿ ñíèæàåò ñåêðåöèþ íåéòðàëüíûõ ýíäîïåïòèäàç, è äåéñòâóþùàÿ êîíöåíòðàöèÿ áðîíõîêîíñòðèêòîðîâ â áðîíõèàëüíîé ñòåíêå ðàñòåò. Ñâîþ ðîëü â ðàçâèòèè ãèïåððåàêòèâíîñòè ìîæåò èãðàòü óòîëùåíèå ñòåíîê áðîíõîâ âñëåäñòâèå îòåêà è êëåòî÷íîé ïðîëèôåðàöèè, ñâÿçàííûõ ñ õðîíè÷åñêèì âîñïàëåíèåì.

Åñëè ðàíüøå ãèïåððåàêòèâíîñòü ñ÷èòàëè îñíîâíîé ñîñòàâëÿþùåé ïàòîãåíåçà îáñòðóêòèâíûõ ðàññòðîéñòâ âåíòèëÿöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, òî òåïåðü ÿñíî, ÷òî àñòìà — ýòî, ïðåæäå âñåãî, õðîíè÷åñêèé ýîçèíîôèëüíûé äåñêâàìàòèâíûé áðîíõèò. Ïðè àñòìå ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè âñåãäà åñòü èíôèëüòðàöèÿ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ýîçèíîôèëàìè, íåéòðîôèëàìè è òó÷íûìè êëåòêàìè, êîòîðàÿ ðàçâèâàåòñÿ ïàðàëëåëüíî ñ ïîâðåæäåíèÿìè è äåñêâàìàöèåé ýïèòåëèÿ. Òó÷íûå êëåòêè èãðàþò îñîáóþ ðîëü â èíäóêöèè áðîíõîêîíñòðèêöèè ïðè àíàôèëàêñèè. Ñîäåðæàíèå çîçèíîôèëîâ â êðîâè è èíòåíñèâíîñòü ñåêðåöèè íàõîäÿòñÿ â ïðÿìîé ñâÿçè ñ âûðàæåííîñòüþ ãèïåððåàêòíâíîñòè. Ìíîãèå èç ìåäèàòîðîâ âîñïàëåíèÿ, êîòîðûå ïðè àñòìå ñîäåðæèò ñåêðåò äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ñâîèìè äåéñòâèÿìè âûçûâàþò áðîíõîêîíñòðèêöèþ, óñèëèâàþò ñåêðåöèþ, à òàêæå ïîâûøàþò ïðîíèöàåìîñòü ñòåíîê ìèêðîñîñóäîâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé.

 ðåçóëüòàòå ðîñòà ïðîíèöàåìîñòè âîçíèêàåò îòåê ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ. Îòåê óâåëè÷èâàåò ñîïðîòèâëåíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ÿâëÿÿñü ôàêòîðîì ãèïåððåàêòèâíîñòè. Âîñïàëèòåëüíûå ìåäèàòîðû îáðàçóþòñÿ è âûñâîáîæäàþòñÿ âñëåäñòâèå ðåàêöèé ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè â ëåãêèõ. Ê íèì îòíîñÿò ãèñòàìèí, à òàêæå ïðîäóêòû ìåòàáîëèçìà àðàõèäîíîâîé êèñëîòû, ëåéêîòðèåíû è òðîìáîêñàí. Öèñòåèíèëîâûå ëåéêîòðèåíû LTC4 è LTD4 — ýòî íàèáîëåå ñèëüíûå ýíäîãåííûå áðîíõîêîíñòðèêòîðû. Ôàêòîð àêòèâàöèè òðîìáîöèòîâ êàê áðîíõîêîíñòðèê-òîð íå èãðàåò âàæíîé ðîëè â ïàòîãåíåçå àñòìû. Àêòèâàöèÿ Ò-êëåòîê â õîäå ðåàêöèè ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïåðâîãî òèïà — ýòî êëþ÷åâîé ìîìåíò ïàòîãåíåçà âîñïàëåíèÿ, êîòîðîå ëåæèò â îñíîâå áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Ýôôåêòû ïðî-àëëåðãè÷åñêèõ öèòîêèíîâ Ò-êëåòîê CD4T (õåëïåðîâ) ñâîèìè äåéñòâèÿìè âûçûâàþò âîñïàëåíèå áðîíõèàëüíîé ñòåíêè êàê îñíîâíîé òèïè÷åñêèé ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Ñâîþ ðîëü â ïàòîãåíåçå àñòìû êàê õåìîàòòðàêòàíò ýîçèíîôèëîâ èãðàåò ííòåðëåéêèí-5. Àíàëîãè÷íûìè ñâîéñòâàìè îáëàäàåò ãðàíóëîöèòàðíî-ìàêðîôàãàëüíûé êîëîíèåñòèìóëèðóþùèé ôàêòîð. Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî ñâîþ ðîëü â ïàòîãåíåçå àñòìû èãðàåò õîëèíåðãè÷åñêàÿ áðîíõîêîíñòðèêöèÿ. Áîëåå çíà÷èìóþ ðîëü â ïàòîãåíåçå àñòìû èãðàþò àêñîí-ðåôëåêñû ñ ó÷àñòèåì îêîí÷àíèé ñåíñîðíûõ íåðâîâ (áûñòðîàäàïòèðóþùèåñÿ ðåöåïòîðû, Ñ-âîëîêíà).

 îòâåò íà äåéñòâèå èçìåíåíèé õàðàêòåðèñòèê âíåøíåé ñðåäû (ðåçêîå èçìåíåíèå òåìïåðàòóðû, ñèëû âåòðà è äð.), à òàêæå ïîä äåéñòâèåì ðàçëè÷íûõ ïðèìåñåé ê âäûõàåìîìó âîçäóõó îêîí÷àíèÿ ñåíñîðíûõ íåðâîâ ñåíñèòèçèðóþòñÿ è íà÷èíàþò âûñâîáîæäàòü íåéðîïåïòèäû: ñóáñòàíöèþ Ð, íåéðîêèíèí À, à òàêæå ïåïòèä, ñâÿçàííûé ñ ãåíîì êàëüöèòîíèíà. Ýôôåêòû íåéðîïåïòíäîâ ïîâûøàþò ïðîíèöàåìîñòü ñòåíîê ìíêðîñîñóäîâ, óñèëèâàþò ñåêðåöèþ êëåòêàìè ýïèòåëèÿ è âûçûâàþò áðîíõîêîíñòðèêöèþ è áðîíõîäèëàòàöèþ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник