Общение с больными бронхиальной астмой
Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.
Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.
Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:
- Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
- Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
- Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.
Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:
- своевременная реакция на начало приступа;
- оказание квалифицированной помощи;
- выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
- обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.
Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.
Этапы сестринского процесса
При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:
- сбор сведений;
- определение проблемных моментов;
- исключение болезней со схожей симптоматикой;
- уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
- выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.
Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.
Сбор информации
Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:
- затрудненность дыхания;
- кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
- повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
- одышку;
- свистящее дыхание (наблюдается периодически).
Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.
Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:
- насколько часто они повторяются;
- при каких обстоятельствах;
- чем провоцируются;
- насколько интенсивными могут быть;
- проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).
Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.
К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:
- громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
- одышка;
- раздувание крыльев носа;
- цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
- приступообразный кашель;
- отхождение вязкой мокроты;
- характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).
Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.
В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.
Обнаружение проблем
Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:
- ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
- приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
- нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
- ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).
Также учитывается социально-психологический аспект:
- общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
- страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
- проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
- ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
- развитие депрессии из-за невозможности самореализации.
Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.
Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:
- в еде;
- во сне;
- в дыхании;
- полноценного отдыха;
- в общении.
Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.
Наблюдение за пациентами в условиях стационара
В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.
В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.
Организация и контроль над соблюдением режима
Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).
В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:
- о возможных причинах развития астмы;
- об особенностях терапии;
- о необходимости выполнять рекомендации врача;
- о возможных методах профилактики осложнений.
Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.
Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.
Организация комфортных условий и контроль
Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:
- своевременность проведения влажной уборки;
- систематичность проветриваний;
- регулярность смены постельного белья.
Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.
С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:
- зубную пасту и щетку;
- расческу;
- чистое сменное белье.
Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.
В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.
Выполнение назначений врача
Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.
Кроме того, медицинская сестра:
- обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
- сопровождает больного на диагностические мероприятия;
- оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
- внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
- оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.
В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:
- выслушивает жалобы больного;
- измеряет его температуру тела;
- определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
- контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.
Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.
При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.
Помощь при приступах и астматическом статусе
Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.
Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:
- устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
- использовать бронхорасширяющее средство;
- дать больному горячее щелочное питье;
- сделать горчичную ванну для ног.
Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.
Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.
Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.
Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.
Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:
- запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
- предложить горячее щелочное питье;
- устроить пациента максимально удобно;
- обеспечить подачу увлажненного кислорода.
При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:
- разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
- между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
- родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
- во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
- для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.
Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.
В заключение
Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).
Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.
Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.
Источник
Бронхиальная астма у малышей.
К сожалению, тенденции последних лет таковы, что все больше детей страдают от разного рода аллергических реакций, в том числе и от проявлений бронхиальной астмы. Проблемы лечения астмы возникли не сегодня, это достаточно долгая уже история. Однако, до сих пор бронхиальную астму у ребенка диагностировать очень сложно, а вот случаев бронхиальной астмы становится сегодня все больше. На сегодня такой диагноз ставится всем возрастам и проявляется она у любой расы, от нее могут страдать даже очень маленькие дети.
На сегодня по официальным данным в России с астмой насчитано 7 миллионов человек, у большей части болеющих приступы бывают редко и они легкие, но у некоторых детей приступы очень тяжелые и требуют серьезного лечения. А еще бронхиальная астма у детей маскируется за бронхиты, аденоиды, и даже болезни пищеварения, поэтому, на самом деле болеющих может быть в разы больше, чем говорит статистика. Давайте поговорим о признаках астмы, ее проявлениях, своевременном распознавании ее и многих других вопросах. Тема большая, разговор будет длинным.
Откуда берется астма?
Это первый вопрос, который задают себе и врачу родители, он же и самый сложный. Бронхиальной астмой мы называем тяжелую аллергическую патологию, которая характеризует воспалительные явления в бронхах, в результате которых нарушается нормальное проведение по ним воздуха при дыхании. Это явление в медицине называют бронхиальной обструкцией, от латинского слова «обструкцио» – закрытие.
В результате обструкции возникают затрудненное дыхание, приступы удушья, во время которых на расстоянии слышно хрипы свистящего характера, происходит теснение в области груди, может возникать кашель, который особенно мучает ребенка ночами или ранним утром. Этот кашель очень сухой и навязчивый, мокрота при нем практически не отделяется – она очень вязкая. Приступ проходит со временем сам или под воздействием медикаментов, однако для врача важно учитывать все эпизоды кашля, приступы, так как в тяжелых случаях астмы, при развитии астматического статуса, возможен летальный исход. Важно поговорить обо всех факторах риска и способах диагностики, важно обсудить основные принципы лечения астмы, чтобы вы поняли – астма это тяжелый диагноз, но вполне управляемый, терапию можно подобрать и добиться стойкой ремисии. С астмой надо научиться жить, это своеобразный стиль жизни, многие мамочки детей астматиков из группы в СМ могут поделиться с вами опытом и выступят экспертами в обсуждении статьи (я надеюсь).
Итак, начнем с аллергенов…
Как любая другая аллергическая реакция, бронхиальная астма имеет свои причины, вызывающие приступы, зачастую это аллергены из нескольких основных групп. Все аллергены можно условно поделить на несколько больших разделов, воздействие одного или нескольких факторов в комплексе может провоцировать приступы. Точное знание аллергена очень полезно, иногда полное разобщение с аллергеном позволяет добиться полного исчезновения астмы без применения медикаментов. Жаль, что не всегда мы можем точно установить причину.
Итак, разделяются аллергены на группу:
— бытовые типы аллергенов – пыль и клещи в ней, частицы шерсти, шелка, одежды,
— пыльцевые типы – растения, травы, цветы,
— аллергены пищи – это молоко, яйца, морепродукты, рыба, цитрусы, шоколадки.
— лекарственные – группа антибиотиков, жаропонижающих, аспирин, противокашлевые и т.д.
— химические аллергены (бытовая химия, консерванты, аэрозольные вещества т.д.)
— аллергены животных и насекомых – шерсть, перхоть, корм, яды.
Это довольно условные группы и можно делить их сколь угодно долго, суть не в разделении, а в выявлении конкретного аллергена для каждого ребенка.
Кроме всего прочего, в развитии аллергии и астматических приступов важную роль играет возраст малыша, так как в разные возрастные периоды спектр аллергенов будет своим и вычислить его иногда легче, зная возрастные особенности. Так, у детей до года астматические приступы чаще всего вызываются в ответ на пищевые продукты, особенно коровье и козье молоко, а также на лекарственные воздействия – это прием антибиотиков и препаратов для микрофлоры. С годовалого возраста, когда границы ребенка расширяются актуальнее становятся грибковые аллергены (плесень в ванной и на стенах дома), важными факторами становятся бытовые аллергены – стиральные порошки и кондиционеры, средства для мытья посуды и косметика родителей. Еще одним важным аллергеном для детей старше года становятся шерсть и перья животных и птиц, травы и растения. А в условиях дома и детского садика, когда помещение плохо проветривается и народу много, аллергены скапливаются, что усиливает проявления аллергии.
Иногда родители не могут понять, откуда взялась аллергия на шерсть, если в доме нет кошки, но частицы кожи и пуха годами могут лежать в щелях, нужно узнать историю вашей квартиры. В сырых и угловых комнатах зачастую поселяется плесень, и даже если ее не видно на обоях, это не значит, что ее нет. Многие аллергены действуют по накопительной, и когда их уровень в организме зашкаливает – они дают реакцию, а потом очень долго выводятся из организма. С трех лет наиболее актуальными аллергенами становятся реакция на новое питание или пыльцу, загазованность воздуха и концентрацию химических веществ в воздухе города.
Факторы риска и провокаторы.
Помимо воздействия самих аллергенов, выделяется еще масса факторов риска, то есть провокаторов, которые сами астмы не вызывают, но в сочетании с действием аллергена, могут спровоцировать приступы или усилить их частоту. Самым основным фактором в развитии астмы является неблагополучная наследственность, бывает так, что в семье склонных к астме или аллергии родителей, заболевают несколько детей, а не один, только степени проявления у них различные. До 75% детей с астмой с детства имеют и другие аллергические проявления, их близкие родственники страдают разными формами аллергии и астмой.
На астму и ее возникновение влияет и течение беременности, влияния на плода и болезни матери, особенно аллергического плана. Вредными воздействиями обладают токсикозы и гестозы, профессиональные вредности производства, острые инфекции, проблемы в диетическом плане при наличии пищевой аллергии – эти факторы резко повысят вероятность рождения ребенка с аллергиями. Рискуют получить астму те дети, у которых во время беременности и в родах была гипоксия, когда малыш испытывал недостаток кислорода, его дыхательная система стала к нему очень чувствительна. Важно и развитие в родах удушья и реанимации, проглатывания околоплодных вод и первородного кала, если малыш находился на аппарате ИВЛ. Среди астматиков больше недоношенных детей.
Не могут не оставить отпечатка на малыше и его аллергофоне тяжелые инфекции младенчества, особенно если это были бронхиты или пневмонии. Они вызывают нарушение целостности слизистой оболочки в области бронхов, и тогда они становятся более проницаемыми для воздействия аллергенов. У таких бронхов, как говорят врачи, отмечается гиперреактивность – они склонны к сильным реакциям сужения в ответ на обычные, казалось бы, факторы – холод, ветер, пыль и т.д. Астматиков достоверно больше среди детей с тонзиллитами или аденоидитом, очаг постоянной инфекции аллергизирует организм, повышает уровень особых иммуноглобулинов аллергии – класса Е, они и отвечают за такие острые реакции на аллергены.
Не открою вам секрета, если скажу что астматиков больше в курящих семьях, так как дым от сигарет раздражающе действует на верхние дыхательные пути, и пассивно курить еще более вредно, чем делать это активно, по своей воле. Даже запах от кожи и волос курильщика может быть провокатором приступов.
Домашние клещи – это один из провокаторов астмы, а ведь они дома есть почти всегда – живут эти твари в коврах и покрытии мягкой мебели, в гардинах и тюле, на постели и даже в мягких игрушках, аллергены не сами клещи, а их фекалии и продукты метаболизма. А еще клещ любит тепло и влагу – у кого дом закрыты форточки и плохая вентиляция – первые друзья астмы. При таких условиях астма может быть круглый год, в большинстве же случаев астма – провоцируется сменой климата, уборками сменой потели, приступы такой астмы сильнее по ночам.
Как возникает приступ астмы.
Основу приступов астмы у ребенка составляет процесс воспаления, однако, не сосем понятно, чем такое воспаление отличается, например, от воспаления при бронхите или пневмонии? Чтобы это понять, давайте вспомним с вами беседу об иммунитете – помните, мы обсуждали механизм образования антител в ответ на попадание антигена? Так вот, при попадании аллерген в легкие или кровь, образуются особые комплексы ангиен-антитело, и они вместо того, чтобы выводиться обезвреженными, вызывают образование в ответ повышенных количеств особого иммуноглобулина Е, выделение лимфоцитов, тучных клеток и эозинофилов.
Эти клетки вызывают процесс воспаления в бронхах и отек их за счет выделения медиаторов воспаления. Тогда формируются неприятные симптомы астмы — в бронхах происходит спазм гладких мышц и отек стенок, в просвет бронха выделяется густая слизь и сужает бронхи. Это и есть приступ бронхообструкции и астмы.
Во второй части мы далее обсудим механизмы астмы и другие важные вопросы.
Часть 2: https://www.stranamam.ru/article/3475576/
Часть 3: https://www.stranamam.ru/article/3485593/
Часть 4: https://www.stranamam.ru/article/3490323/
Часть 5: https://www.stranamam.ru/article/3496610/
Источник