Обучение детей с астмой

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Источник
Обучение детей с бронхиальной астмой лечению. Профилактика астмы
Обучение является важной частью помощи детям с бронхиальной астмой. От него зависит соблюдение оптимального режима терапии и общий успех лечения на дому. Обучение делает больных и членов их семей партнерами врача в лечении этого тяжелого заболевания. Уже при первых посещениях лечебного учреждения нужно ознакомить ребенка и родителей с основами патогенеза бронхиальной астмы, что помогает им осознать необходимость соблюдения рекомендаций, имеющих целью уменьшение воспаления дыхательных путей. Врач должен в ясной и доходчивой форме объяснить, в чем заключается оптимальная компенсация бронхиальной астмы.
Понимание роли противовоспалительных средств в достижении компенсации заболевания и предупреждение об их возможных неблагоприятных эффектах могут воспрепятствовать быстрому отказу от применения таких средств и способствовать принятию мер по оздоровлению окружающей среды.
Основные элементы обучения при посещении лечебного учреждения по поводу бронхиальной астмы:
• Ознакомить с целями и задачами лечения бронхиальной астмы.
• Рассказать об основных механизмах развития бронхиальной астмы, в том числе об особенностях дыхательных путей больного бронхиальной астмой, связи между воспалением, раздражимостью и сужением бронхов, а также о лекарственных препаратах для долговременной компенсации бронхиальной астмы и быстрого облегчения ее симптомов.
• Привлечь внимание к возможным неблагоприятным эффектам медикаментозного лечения бронхиальной астмы.
• Рассказать и показать, как проводить ингаляцию с помощью ингалятора-дозатора с разделительной камерой и как измерять пиковую объемную скорость выдоха; проверить, освоил ли больной эти методики.
• Научить распознавать и избегать действия факторов, утяжеляющих течение бронхиальной астмы (факторы окружающей среды и сопутствующие заболевания).
• Составить письменный план лечения бронхиальной астмы из двух частей: план повседневного лечения и план действий на случай обострений.
• Подчеркнуть необходимость регулярных посещений врача: 2 раза в год (при недостаточной компенсации — чаще) с ежегодной проверкой функции легких.
Больных бронхиальной астмой и их семьи следует снабдить письменными рекомендациями, включающими:
1) план повседневного лечения, предусматривающий регулярное использование медикаментозных средств и другие меры компенсации заболевания;
2) план действий на случай обострения бронхиальной астмы с указанием, какие лекарственные препараты принимать, когда посещать врача и/или обращаться за срочной медицинской помощью.
Регулярные посещения врача способствуют поддержанию хорошей компенсации бронхиальной астмы. Во время таких визитов не только оценивается тяжесть заболевания, но и проверяется соблюдение врачебных рекомендаций, особенно в отношении ежедневного использования прописанных поддерживающих средств. Одновременно оценивается эффективность различных медикаментозных препаратов и способы их ингаляции. Проверяется умение пользоваться такими способами и правильность определения ПОСВ. При необходимости вносятся коррективы в план лечения.
Больных астмой детей рекомендуется направлять на консультацию к специалистам-аллергологам или пульмонологам, которые проверяют функцию легких и сенсибилизацию к тем или иным аллергенам, выполняют риноларингоскопию или бронхоскопию (с помощью гибких световодов) и провокационные пробы с аллергенами, оценивают условия жизни больного и дают рекомендации по их изменению, а также подробно инструктируют больных и их родителей. При заболеваниях верхних дыхательных путей может потребоваться консультация отоларинголога, а при чрезмерной тревоге — психолога.
Профилактика бронхиальной астмы
Меры профилактики бронхиальной астмы лишь начинают разрабатываться. Учитывая роль хронического воспаления дыхательных путей в их патологической перестройке, ранняя противовоспалительная терапия у маленьких детей с повторными нарушениями дыхания или при наличии постоянных факторов риска может приостановить развитие заболевания. Предотвратить развитие бронхиальной астмы могут, по-видимому, и ранние иммуномодулирующие воздействия. «Гигиеническая гипотеза» исходит из того, что ранний контакт с микробами предохраняет иммунную систему oт сенсибилизации аллергенами и развития аллергического воспаления.
Следовательно, такой контакт снижает вероятность диффузного нейродермита у грудных детей, а также бронхиальной астмы и гиперчувствительности бронхов в более позднем возрасте. Если это действительно так, то открываются новые пути профилактики бронхиальной астмы.
Современные данные свидетельствуют о профилактическом значении и общих оздоровительных мер — исключении воздействия табачного дыма (начиная с пренатального периода), позднего отъема от груди (не раньше 4 мес), активного образа жизни и здоровой диеты. Считается, что иммунизация не увеличивает риск развития бронхиальной астмы. Поэтому детям, больным астмой, йожно делать все обычные прививки, в том числе против ветряной оспы, а также проводить ежегодную вакцинацию против гриппа.
— Также рекомендуем «Атопический диффузный нейродермит. Причины»
Оглавление темы «Аллергические болезни у детей»:
- Глюкокортикоиды (преднизолон) при детской астме. Теофиллин в лечении астмы
- Ингаляционные b-адреностимуляторы, модуляторы лейкотриенов при бронхиальной астме у детей
- Лечение обострений бронхиальной астмы у детей дома
- Лечение детской астмы в больнице. ИВЛ при бронхиальной астме
- Лечение астмы у грудных и новорожденных детей
- Обучение детей с бронхиальной астмой лечению. Профилактика астмы
- Атопический диффузный нейродермит. Причины
- Клиника и диагностика атопического диффузного нейродермита
- Местное лечение атопического диффузного нейродермита у детей
- Провоцирующие факторы атопического дерматита. Устранение
Источник
Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинированных астма-школах. Цель обучения родителей в школе бронхиальной астмы — дать необходимую информацию о данном заболевании, чтобы помочь ребенку жить со своей болезнью и управлять ею. Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее количество может быть недостаточным для проведения дискуссии по основным вопросам. Большее число обучающихся затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.
В структуре цикла обучения могут быть рекомендованы 6 занятий, продолжительностью по 2 ч каждое.
Ниже приведен перечень занятий, их цели, содержание, рекомендуемое оснащение.
Занятие 1. Что такое астма
Цель: изложить основные сведения о строении и функции органов дыхания в норме и при бронхиальной астме, а также сформировать понимание причин астмы, отработать навыки правильной оценки симптомов болезни.
Содержание и структура занятия
1. Строение и функции органов дыхания
Человек для жизни нуждается в кислороде. Дышит человек легкими. В них происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и отдает продукт жизнедеятельности организма — углекислый газ. Кислород с вдыхаемым воздухом поступает в легкие через воздухоносные пути. Рассказ о воздухоносных путях: полость носа, гортань, трахея, бронхи, а также об альвеолах и кровеносных сосудах, окружающих альвеолы. Сведения о дыхательной мускулатуре: межреберных мышцах, диафрагме.
Газообмен в легких
- Сокращение дыхательной мускулатуры, вдох, поток воздуха из атмосферы поступает в альвеолы и приносит с собой кислород.
- Кислород из альвеол поступает в кровь сосудов, окружающих альвеолы. Кровь насыщается кислородом.
- Углекислый газ из крови сосудов, окружающих альвеолы, поступает в альвеолы. Кровь очищается от углекислого газа.
- Расслабление дыхательной мускулатуры, выдох, воздух из альвеол, богатый углекислым газом, через воздухоносные пути выходит наружу.
Строение стенки бронха:
- Слизистый слой (выстилает бронхи изнутри, содержит клетки и железы, вырабатывающие слизь).
- Мышечный слой (у здорового человека мышцы бронхов находятся в расслабленном состоянии).
Иллюстрации: макет органов дыхания, таблица со строением органов дыхания, рисунки (мелом, фломастером).
2. Изменения в бронхах при астме
При бронхиальной астме в бронхах развивается особое неинфекционное хроническое (продолжающееся длительное время) воспаление. При таком воспалении стенки бронхов наполняются различными клетками, которые попадают туда из крови. Одна из таких клеток — эозинофил. Эти клетки вырабатывают различные вещества. Активные вещества клеток воспаления вызывают следующие изменения в бронхах: отек слизистой оболочки, выделение железами густой вязкой слизи, сокращение мышц бронхов. В результате этих изменений уменьшается просвет бронхов, а следовательно, их проходимость. Нарушается нормальный газообмен.
Иллюстрации: макет или рисунок среза бронха в норме и при бронхиальной астме.
3. Причины бронхиальной астмы
В основе бронхиальной астмы лежит аллергия. Аллергия — это повышенная чувствительность к тому или иному веществу — аллергену. В настоящее время определены гены (частички наследственной информации), которые ответственны за развитие аллергии.
Такие гены имеют люди с бронхиальной астмой. Эти гены кодируют выработку белков особого типа — иммуноглобулинов класса Е. Иммуноглобулины Е находятся в крови и слизистой оболочке бронхов. Образование иммуноглобулинов вызывают аллергены — различные вещества белковой природы.
При бронхиальной астме аллергенами являются:
- микроклещи домашней пыли,
- домашние животные (шерсть и перхоть кошки, собаки, овцы, лошади, морских свинок, кролика и др.),
- перо птиц,
- библиотечная пыль,
- аллергены тараканов.
Реже в качестве аллергенов выступает пыльца деревьев: березы, осины, дуба, ольхи и др.; дикорастущих и культурных злаков: тимофеевки, райграса, ржи и др.; сорняков: лебеды, полыни; растений семейства сложноцветных: одуванчика, подсолнечника.
Аллергенами могут быть пищевые продукты (рыба, цитрусовые и др.), споры микроскопических плесневых грибов, обитающих в сырых помещениях, ванных комнатах и кухнях, где имеется течь систем водоснабжения и канализации.
У каждого больного свой спектр аллергенов. Аллергены вдыхаются. В слизистой оболочке бронхов они взаимодействуют с иммуноглобулинами Е. Это приводит к активации клеток воспаления, выделению ими активных веществ. Последние вызывают отек слизистой оболочки бронхов, сокращение мышц, повышение выделения слизи, приводящие к снижению просвета бронхов и приступу астмы.
Кроме аллергенов, приступ астмы могут вызвать другие раздражители:
- табачный дым,
- физическая нагрузка,
- резкие запахи (парфюмерная, бытовая химия, лакокрасочные изделия),
- дым костра,
- эмоции (плач, смех),
- острые респираторные инфекции.
4. Признаки астмы
Астма — хроническое аллергическое заболевание, протекающее с периодами обострения и ремиссии. Обострение — наличие приступов и симптомов болезни. Ремиссия — отсутствие : симптомов заболевания, хорошее самочувствие.
Признаки астмы:
- приступы свистящего дыхания с хрипами, слышными на расстоянии,
- затрудненный выдох;
- приступы кашля;
- чувство сдавления в груди.
Симптомы астмы часто возникают ночью. Обострение болезни развивается при воздействии аллергенов и неспецифических раздражителей. Выраженность симптомов зависит от тяжести болезни. Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение болезни. Есть признаки, свидетельствующие о скором развитии приступа астмы. Их называют предвестниками приступа: нарастающие чиханье и/или насморк, покашливание, беспокойство и др.
Иллюстрации: плакат с перечнем признаков астмы.
Контроль знаний
Выберите правильный ответ:
1. Астма — заболевание: а) инфекционное, б) неинфекционное, в) аллергическое, г) острое, д) хроническое.
2. При астме в бронхах происходят следующие изменения: а) развивается инфекционное воспаление; б) развивается аллергическое воспаление; в) улучшается проходимость бронхов для воздуха; г) ухудшается проходимость бронхов для воздуха.
3. Обострения астмы вызывают: а) микробы; б) аллергены; в) различные неспецифические раздражители.
Иллюстрации: лист для тест-контроля.
Задание на дом
- Составьте список симптомов болезни у вашего ребенка. По каким признакам вы можете предугадать приближающийся приступ астмы у ребенка?
- Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей в окружении ребенка.
Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:
- Школа бронхиальной астмы: быт, диета и закаливание детей с астмой ( 2 занятие)
- Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
- школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
- Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
- Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)
Источник