Обучение образу жизни при бронхиальной астме

Обучение образу жизни при бронхиальной астме thumbnail

Прогресс, достигнутый в течение последних двух десятилетий в лечении бронхиальной астмы, трудно переоценить. Заболевание, которое когда-то воспринималось как приговор, теперь успешно поддается лечению. Произошло это благодаря пониманию, что в основе всех изменений в бронхах и всех симптомов бронхиальной астмы лежит хронический воспалительный процесс — особое аллергическое воспаление, активность которого сохраняется не только в стадии обострения заболевания, но и при стабильном состоянии больного. И соответственно, основой лечения стала длительная противовоспалительная терапия, а целью — достижение контроля над заболеванием.

Под термином «контроль» понимается, что симптомы астмы, тем более ее обострения, минимальны или отсутствуют, болезнь не мешает нормальной и полноценной жизни, отпадает необходимость в неотложной помощи и госпитализациях. Достижение контроля над астмой возможно у подавляющего большинства пациентов.

И все-таки сказать, что болезнь побеждена совсем, еще нельзя. Способа полностью, раз и навсегда вылечить заболевшего человека от астмы медицина пока не знает. Что это означает для каждого конкретного пациента? Первое — лечение нужно проводить длительно, ведь его неоправданная отмена позволит симптомам болезни вернуться. Для некоторых людей трудно смириться с необходимостью регулярно принимать препараты, и они начинают искать альтернативные методы лечения, которые не всегда бывают безопасны.

Второе — лечение астмы не сводится только к медикаментозной терапии, оно является комплексным, а значит, включает рекомендации, касающиеся образа жизни пациента. Поэтому важно разобраться, какие методы и изменения образа жизни одобрены и рекомендуются медициной, а какие могут таить в себе скрытые опасности.

На вопросы наших читателей отвечает кандидат медицинских наук, доцент кафедры пульмонологии факультета усовершенствования врачей Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, врач-пульмонолог Надежда Павловна Княжеская.

Нужно ли пациентам с астмой менять образ жизни?

Современная терапия бронхиальной астмы делает возможным нормальный образ жизни для человека с этим заболеванием. Но, конечно же, определенные ограничения и запреты у пациентов есть. Прежде всего, нужно забыть о сигаретах: курить — значит дополнительно усиливать воспаление в бронхах, усугублять аллергические реакции и провоцировать частые обострения болезни. Это касается не только пациентов с астмой, но и их близких, особенно недопустимо, чтобы родители позволяли себе курить при больном ребенке. Курение — фактор, который не только усиливает воспаление в бронхах и усугубляет тяжесть астмы, но также приводит к развитию других, нередко более тяжелых, легочных и нелегочных заболеваний.

Образ жизни при бронхиальной астме обязательно должен включать занятия дыхательной гимнастикой и физкультурой, никакой пассивной деятельности, больше движений. Пациенты часто спрашивают об эффективности дыхательной гимнастики по методам Бутейко и Стрельниковой. Следует подчеркнуть, что, согласно проведенным за рубежом исследованиям метода Бутейко (волевое ограничение дыхания), при его использовании может уменьшаться ощущение одышки, в результате чего снижается потребность в бронхорасширяющих препаратах. Таким образом, метод может субъективно уменьшить остроту симптомов. Однако он не влияет на воспаление, и заболевание не исчезает и даже может прогрессировать. Поэтому необходимо подчеркнуть опасность отказа от базисной терапии при использовании какого бы то ни было нелекарственного метода, в том числе дыхания по Бутейко.

Гимнастика Стрельниковой была разработана для постановки и восстановления голоса у актеров и певцов. Как способ лечения болезней, связанных с потерей голоса, она весьма эффективна, но не влияет на течение бронхиальной астмы, не
оказывает терапевтического воздействия и тем более не способна ее излечивать.

Безусловно, дыхательная гимнастика необходима при лечении бронхиальной астмы. Разработан комплекс специальных упражнений, направленный на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата, тренировку дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы, которая выполняет основной объем работы дыхания) и обеспечивающий координацию работы дыхательных мышц во время всех фаз дыхания. Научиться правильно выполнять дыхательные упражнения помогут врачи и инструкторы по лечебной физкультуре. Кроме дыхательной гимнастики, необходимо выполнять общеукрепляющие упражнения, а также хотя бы 3-4 часа в неделю уделить прогулкам на свежем воздухе.

астма образ жизни

Наиболее эффективна при астме интенсивная нагрузка — ходьба, велосипед, бег трусцой, а также закаливание. Занятия спортом тоже позволяют повлиять на течение астмы. Более 30 олимпийских чемпионов имеют бронхиальную астму, и именно это заболевание привело их на стадион. Иногда по телевидению показывают, как после соревнования спортсмены принимают ингаляционные противоастматические препараты. Кстати, сальбутамол (саламол, вентолин) и ингаляционные гормоны (беклометазон, флутиказон и будесонид) Всемирным антидопинговым агентством не запрещены к использованию спортсменами.

Несколько слов о рекламе пищевых добавок. Пищевые добавки, рекламируемые как средство от бронхиальной астмы, могут оказаться опасными из-за возможных аллергических реакций. Поэтому, если человек решил применять эти средства, он должен точно знать состав пищевой добавки и перед приемом посоветоваться с лечащим врачом, а не принимать их самостоятельно, услышав рекламу в средствах массовой информации или от соседей и коллег по работе. Это также касается и траволечения, так как у многих пациентов с астмой имеется аллергия к травам.

Опасность нетрадиционного лечения связана также и с тем, что оно настойчиво рекламируется как альтернатива традиционному лечению и может провоцировать пациентов на необоснованный отказ от проведения адекватной противовоспалительной терапии при астме.

Итак, основные правила поведения человека, болеющего бронхиальной астмой, — это физическая нагрузка, закаливание, пребывание на свежем воздухе. Это непременные условия, которые помогут чувствовать себя лучше. Дыхательная гимнастика общего типа поможет легким лучше функционировать. Нормальное питание, исключение злоупотребления алкоголем, переедания еды на ночь — мероприятия, которые помогут достичь желаемого контроля в лечении астмы. Нормализация веса — важнейшая мера, которая помогает улучшить самочувствие. Для того чтобы избегать воздействия аллергенов и триггеров (неаллергических провокаторов симптомов и приступов астмы), необходимо соблюдение противоаллергического режима — комплекса мер, направленных на снижение контакта с аллергенами в быту.

Возможно ли закаливание для пациента с астмой?

Необходимость проведения закаливания для пациентов с хроническими заболеваниями легких очевидна и не вызывает сомнений. Закаливание — важная составная часть программы физической реабилитации, так как способствует выработке защитно-приспособительных реакций организма. Благодаря закаливанию происходит адаптация к охлаждению, повышается устойчивость к холоду и инфекциям. Но ранее применявшиеся методики закаливания, основанные на водных процедурах с очень медленным и постепенным понижением температуры воды, как правило, оказывались малоэффективными, так как сроки достижения температурной адаптации настолько растянуты, что не могут обеспечить закаливание — обострение заболевания наступает раньше, чем достигается результат закаливания.

Поэтому в последние годы разработаны и продолжают совершенствоваться новые программы закаливания для пациентов с хроническими заболеваниями легких, основанные на более интенсивном воздействии холодной воды и позволяющие достичь быстрого результата.

Вода с температурой 33°С ощущается человеком как безразличная, 23°С — как прохладная, 13°С — как холодная. Вода с температурой ниже 23°С оказывает стимулирующее действие, на что организм отвечает изменением интенсивности процессов терморегуляции и физиологических механизмов адаптации. Под влиянием охлаждения процессы теплообразования в организме ускоряются, и в экспериментальных случаях теплообразование может достигать 400% от исходного значения.

закаливание при бронхиальной астме

При интенсивном воздействии холода повышается тонус симпатоадреналовой системы, происходит выброс адреналина в кровь, что является первой защитной реакцией. Вторая защитная реакция организма способствует усиленному теплообразованию в результате стимуляции функции надпочечников и щитовидной железы. Интенсивное воздействие холодной воды субъективно сопровождается ощущением не холода, а сильного тепла.

Именно такую методику, предусматривающую быстрое закаливание холодной водой, мы использовали в нашей клинике. Пациенты были тщательно обследованы для исключения тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний мочеполовой системы или нервной системы. Назначение и проведение закаливающих процедур было обязательной частью программы физической реабилитации, однако переход к принятию холодных водных процедур был индивидуальным. Для некоторых пациентов он осуществлялся постепенно через комфортный и контрастный душ, некоторые сразу приступили к холодным обливаниям без предварительной подготовки, а для некоторых пациентов, кто не смог сразу начать водные процедуры, их заменили на первых этапах на растирание тела сухим жестким махровым полотенцем. Несколько человек начали сразу принимать холодные ванны с длительностью водной процедуры от 40 секунд до 1,5 минут.

Водные процедуры были ежедневными, по 1-2 раза в сутки. Методика быстрого закаливания оказалась более эффективной, чем традиционное постепенное закаливание.

Таким образом, холодовые процедуры положительно воздействуют как на здоровых людей, так и на пациентов с хроническими заболеваниями легких, повышая устойчивость организма к холоду и инфекции. Если вы решили начать закаливание холодной водой, прежде всего проконсультируйтесь с врачом о возможности данного вида закаливания и убедитесь в отсутствии противопоказаний. Затем придерживайтесь следующих простых правил.

  1. Никогда не принимайте холодные водные процедуры, если вы вспотели или сильно замерзли. Сначала примите обычный комфортный душ и лишь затем проведите обливание холодной водой из ведра или тазика. Проводить обливание нужно именно плотным потоком воды, использование холодного душа не рекомендуется, так как это вызовет переохлаждение, а обливание плотной массой не охладит, а скорее разогреет. А вот контрастный душ тоже является закаливающей процедурой, уступающей по своей активности обливаниям холодной водой, но зато доступной и простой для многих пациентов, которые не решаются сразу перейти к холодным обливаниям.
  2. После холодных водных процедур не находитесь в холодном помещении или на сквозняке.
  3. Не начинайте самостоятельных закаливаний в период инфекции или при обострении каких-либо заболеваний.
  4. Следует помнить, что закаливание лишь одна из составных частей реабилитации. Для достижения максимального эффекта следует сочетать закаливание с дыхательной гимнастикой и физкультурой и, разумеется, продолжать применять лечение, назначенное врачом.

© Надежда Княжеская

Источник

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник