Обучение пациента самоуходу при бронхиальной астме

Обучение пациента самоуходу при бронхиальной астме thumbnail

Цель обучения самоуходу – научить пациентов жить полноценной жизнью

Задачи обучения самоуходу –

  1. Дать общие знания по данному заболеванию
  2. Научить способам доступной самодиагностики, самоконтроля своего психического и физического состояния, самопомощи и самолечения
  3. Выработать практические навыки по самоуходу
  4. Активизировать внутреннюю мотивацию пациентов на выполнение врачебных и сестринских рекомендаций
  5. Оказывать персональную психологическую и медицинскую помощь

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный

Формы обучения

  • Лекционно-семинарские и практические занятия
  • Работа малыми группами
  • Деловые группы
  • Индивидуальное обучение с использованием учебно-методических пособий, электронных учебников и т.д.)
  • Решение тестовых задач
  • Проведение конкурсов с элементами обучения, викторин

Программы обучения

  • Для пациентов
  • Для МС
  • Для врачей

Алгоритм обучения самоуходу

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ[5].

  1. Представиться пациентам, сформулировать мотивы к обучению пациентов
  2. Объяснить пациентам цель и задачи обучения, ознакомить с планом и программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала
  3. Определить потребности пациентов в обучении самоуходу
  4. Оценить образ жизни каждого обучающегося, его социальное и культурное окружение, влияние последнего на процесс обучения
  5. Выявить исходный уровень знаний пациентов по данному заболеванию путем компьютерного или ручного тестирования (претест)
  6. Провести психологическое обследование пациентов с помощью опросников (Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI) для определения характериологических особенностей личности, личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) для определения типа отношения пациентов к своему заболеванию

ОСНОВНОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ

Теоретический курс изложить в следующей последовательности

1. Определение болезни, ее этиология, факторы риска возникновения болезни

2. Клиническая симптоматика, особенности течения данного заболевания

3. Основные осложнения

4. Лечение и профилактика

На занятиях используются учебно-наглядные материалы, учебно-методические пособия и рекомендации, составленные в свете принципов доказательной медицины

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

  1. Выработка практических умений по самоуходу при данном заболевании
  2. Корректировка образа жизни, изменение привычек
  3. Самоконтроль своего физического и психического состояния
  4. Обучение методам оказания само- и взаимопомощи, в том числе приемам психогигиенической и психотерапевтической самопомощи

Примечаниеобучение может быть групповое и индивидуальное. При проведении групповых занятий состав группы должен формироваться с учетом нозологических форм патологии

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Осуществить контроль знаний и умений пациентов путем компьютерного или ручного тестирования (посттест). Чем выше разница результатов полученного и исходного уровня знаний (посттеста и претеста), тем выше эффективность простой медицинской услуги обучения самоуходу

2. Провести анонимное анкетирование для оценки качества простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу

3. Провести анонимное анкетирование для оценки простой медицинской услуги и получения предложений по дальнейшему улучшению обучения самоуходу

алгоритм обучения близких уходу за тяжелобольными[5].

Категория больных –

пожилого или старческого возраста

Пациенты с травмами костей позвоночника, таза, верхних и нижних конечностей

Пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения и др. пациенты с ограниченными возможностями самообслуживания или ипользуется в работе школ здоровья (сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность, бронхиальная астма, находящиеся на гемодиализе)

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

· Определить степень подвижности или активности пациента

· Психоэмоциональный статус пациента

· Способ удовлетворения основных потребностей пациента

· Социальное и культурное окружение пациента

· Возможности и предпочтения пациента при уходе за ним

· Психическое развитие (умственное, социальное, волевое)

· Отношение к обучению пациента и его близких

· Потребность близких в обучении

1. Наладить терапевтические отношения с пациентом и его близкими

2. Сформулировать мотивы к обучению близких пациента

3. Объяснить близким пациента цели и задачи обучения, ознакомить с учебной программой, содержанием обучения, методами оценки усвоения материала

II. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

1.Объяснить близким пациента в доступной форме строение органов и систем органов, функции которых нарушены у пациента, патофизиологию его заболевания, факторы риска, методы профилактики

2.Предоставить близким пациента адекватную информацию о лечении и уходе (это важно для уменьшения беспокойства, поддержания уверенности и обеспечения комфорта).

3.Содействовать близким пациента в получении информации, необходимой для организации и выполнения ухода за пациентом

4.Объяснить близким пациента значение соблюдения пациентом диеты и питьевого режима

5.Объяснить близким пациента опасность изоляции и одиночества пациента, способы ее преодоления

6.Объяснить близким пациента важность правильного приема назначенных пациенту врачом лекарственных средств

7.Помочь близким пациента выбрать необходимые средства по уходу за пациентом в соответствии с его личными предпочтениями и финансовыми возможностями семьи

8.Научить близких пациента способам ухода за пациентом

9.Научить близких пациента правильно использовать специальные приспособления и вспомогательные средства при уходе за пациентом

10. Убедить близких пациента в необходимости вести дневник контроля

оценка интенсивности боли[5].

Оснащение — визуально-аналоговая шкала оценки боли, вопросник Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.

. Подготовка к процедуре.

1. Убедиться, что пациент находится в сознании.

1.1. при диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.

2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.

2.1. При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).

3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

II. Выполнение процедуры.

4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:

4.1. Спросить у пациента о наличии боли.

При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:

4.1.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.

4.1.2. Выяснить локализацию боли

4.1.3. Выяснить иррадиацию боли

4.1.4. Выяснить продолжительность боли

4.1.5. Выяснить характер боли

4.1.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.

4.2. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.

5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки

5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.

5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.

5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.

5.4. Полученные результаты документировать.

6. При проведении первичной оценки уровня боли, а также при изменении характера болевого синдрома провести оценку уровня боли на описательном уровне:

6.1. Инструктировать пациента о правилах заполнения вопросника Мак-Гилла по определению степени выраженности болевого синдрома.

6.2. Предоставить пациенту бланк вопросника Мак-Гилла и авторучку.

6.3. По окончании заполнения, рассчитать ранговые индексы по 4 основным группам (сенсорные ощущения, эмоциональные ощущения, оценка интенсивности, параметры, отражающие общие характеристики боли); на основании полученных показателей рассчитать ранговый индекс боли (РИБ).

6.4. Заполнить расчетные поля бланка вопросника.

6.5. На основании данных, полученных в п. 3.2.1, заполнить поле «настоящее ощущение интенсивности боли» (НИБ)

III. Окончание процедуры.

7. Ознакомить пациента с полученными результатами.

8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

9. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)

При проведении оценки уровня боли по шкале Мак-Гилл (McGill) необходимо попросить пациента отметить одно слово, которое наиболее точно отражает его болевые ощущения в любых (не обязательно во всех) классах оценочной шкалы.

В педиатрической, геронтологической, психиатрической практике, а также в случаях, когда проведение оценки уровня боли затруднено языковым барьером, может быть использована пиктографическая шкала, схематично изображающая выражения лица человека.

К невербальным признакам боли (маркерам боли) относятся:

— Влажная кожа.

— Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.

— Слезы, влажные глаза.

— Расширение зрачков.

— Вынужденная поза.

— Характерная мимика — сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).

— Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.

— Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).

— Изменение речи (темпа, связности, стиля).

— Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).

— Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.

— Нарушения сна.

— Потеря аппетита.

— Стремление к одиночеству.

— Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.

Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Терминальное состояние – конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смерти, состоит из предагонии, агонии и клинической смерти[1].



Источник

Описание астмы

Лечение астмы требует изменения привычного образа жизни. Успешность терапии зависит не только от соблюдения врачебных рекомендаций в плане приема лекарственных препаратов, но и от своевременности принимаемых мер по устранению осложнений, возникающих на фоне заболевания.

Для этого используются дневники самоконтроля при бронхиальной астме.

Особенности образа жизни больных астмой

Мужчина с ингалятором

Течение бронхиальной астмы носит хронический характер. В связи с этим терапия патологии проводится в домашних условиях. И астматикам необходимо самостоятельно принимать лекарственные препараты для купирования симптомов, отслеживать любые изменения, происходящие в организме.

Одновременно с этим следует ограничить воздействие аллергенов и скорректировать ежедневный рацион. Также важно контролировать пиковую скорость выдыхаемого воздуха (МСП), по этому показателю определяется успешность проводимого лечения.

Самоконтроль как способ управления болезнью

Пикфлоуметр

Чтобы контролировать состояние своих бронхов, рекомендуется использовать пикфлоуметр. Этот аппарат регистрирует максимальную скорость, с которой больные астмой способны вдыхать и выдыхать воздух. То есть устройство показывает продуктивность легких.

С помощью пикфлоуметра можно:

  • определить эффективность проводимого лечения;
  • фиксировать возникающие симптомы;
  • своевременно выявлять сужение бронхов (прогрессирование заболевания);
  • выявлять закономерности развития заболевания;
  • регистрировать приступы удушья, что позволяет вовремя принимать соответствующие лекарства.

Бронхиальная астма провоцирует различные изменения, причины и вероятность наступления которых не всегда удается определить. Пикфлоуметр дает возможность выявить взаимосвязь между обострением патологии и определенными факторами.

В частности, если прибор показывает уменьшение скорости вдоха воздуха в то время, когда пациент находится дома, возможно, в помещениях присутствует аллерген, снижающий продуктивность легких и бронхов. Ведя дневник, в котором приводятся часовые и суточные изменения показаний аппарата, можно установить, при каких условиях изменяется МСП. На основании полученных сведений корректируются:

  • схема лечения;
  • условия проживания;
  • поведение пациента;
  • рацион.

Пикфлоуметр помогает своевременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития осложнений.

Правила пользования пикфлоуметром

Пикфлоуметрия (процедура, в рамках которой оценивается скорость вдыхания/выдыхания воздуха) показана всем пациентам с бронхиальной астмой. К этому методу оценки собственного состояния необходимо прибегать ежедневно. Частоту использования пикфлоуметра разрешено уменьшать, когда длительное время состояние пациента остается неизменным.

Процедуру следует повторять не менее двух раз в сутки в одно и то же время, согласно разработанному графику. Порядок проведения контроля с помощью пикфлоуметра зависит от особенностей лечения:

  1. Пациент принимает бронхолитики. Процедуру проводят сразу после пробуждения и перед сном.
  2. Пациент не принимает бронхолитики. Процедуру проводят после пробуждения и за 3-4 часа до сна.

Чтобы снизить степень влияния больного на пиковую скорость выдоха (ПСВ), пикфлоуметрия проводится 3 раза подряд. Перед началом процедуры пациент должен встать, удерживая аппарат в горизонтальном положении. На приборе необходимо установить нулевое значение. Поднося устройство ко рту, нужно держат пальцы так, чтобы шкала и отверстие с торца оставались открытыми.

Далее нужно выполнить следующие действия (в указанном порядке):

  1. Сделать глубокий вдох, чтобы при выдохе был максимальный поток воздуха.
  2. Крепко обхватить губами мундштук пикфлоуметра.
  3. Сделать быстрый выдох.

Из данных, полученных после трехкратного повторения процедуры, записываются в дневник самоконтроля средние показатели.

На результаты пикфлоуметрии влияют различные факторы, включая пол, возраст и особенности образа жизни пациента. Поэтому при оценке полученных данных учитываются значения ПСВ в разные периоды.

Для лучшего контроля над изменениями, происходящим на фоне бронхиальной астмы, проводится зонирование графика на красный, желтый и зеленый участки. Границы последних определяет лучший показатель ПСВ, достигнутый в период ремиссии патологии. Нижние зоны определяются как 80% и 60% от указанного результата.

Трактовка результатов

Показатели пикфлоуметрии

Показатели пикфлоуметрии могут быть следующими:

  1. Зеленая зона. Эта область располагается на графике между лучшим показателем ПСВ и пиковой скоростью, умноженной на 0,8. Попадание в зеленую зону свидетельствует о нормальном (контролируемом) течении патологии, отсутствии симптомов обострения. Показатели в течение суток меняются в пределах 20%, а ПСВ превышает 80%.
  2. Желтая зона. Располагается ниже показателя пиковой скорости, умноженного на 0,6. Попадание в желтую зону свидетельствует об обострении бронхиальной астмы и отсутствии выраженного эффекта от проводимой терапии. Заболевание в этом   случае провоцирует интенсивный кашель, ухудшение общего состояния пациента. ПСВ варьируется в пределах 60-80%. При попадании в желтую зону рекомендуют в 2 и более раз увеличить дозировку принимаемых препаратов.
  3. Красная зона. Располагается ниже границы желтой. Эта зона указывает на ухудшение состояния, характеризующееся одышкой, постоянным кашлем и другими неприятными ощущениями. ПСВ менее 60%, а показатели пикфлоуметрии меняются в течение суток более чем на 30%. Пациентам в данном случае потребуется срочная медицинская помощь для купирования возможного удушья.

При попадании в красную зону показатели помогают определить степень развития обструкции легких и интенсивность общей симптоматики. Чтобы результаты исследования были максимально точными, перед утренней процедурой не следует принимать лекарственные препараты.

Необходимость ведения дневника самоконтроля

Ведение записей

Дневник пациента с бронхиальной астмы — это инструмент для самостоятельной диагностики обострений, позволяющий своевременно вносить изменения в схему терапии заболевания. Такой подход помогает контролировать течение патологии.

С помощью дневника проводится оценка степени обструкции легких и характер нарушения продуктивности последних. На основании результатов учета проводимых измерений врач при необходимости меняет подход к лечению с целью предотвращения приступов астмы и улучшения качества жизни пациента.

Как правильно вести дневник самоконтроля при бронхиальной астме

дневник самоконтроля астмы - примеры

Журнал самоконтроля при бронхиальной астме содержит значения пиковой скорости выдыхания воздуха. Внося эти данные в дневник, необходимо указывать дату и время проведения процедуры.

После каждого заполнения журнала нужно сравнивать текущие значения с ранними. Если полученные показатели ниже 80% пиковой скорости выдыхания, необходимо действовать в соответствии с инструкцией (принять препараты или иное), составленной врачом.

Также в дневнике следует отмечать общее число вдохов бета 2-агониста короткого действия (препарат для ингаляции, применяемый при удушье) за последний день. Кроме того, важно отражать в журнале все симптомы бронхиальной астмы, возникающие в течение суток.

В заключение

Ребенок с пикфлоуметром

Регулярный контроль астмы, осуществляемый с помощью журнала, повышает шансы на успешное восстановление пациента, повышение качества жизни последнего и удлинения периода ремиссии.

В рамках терапии патологии также необходимо применять другие методы, направленные на предупреждение обострений и купирование симптомов, а не ограничиваться ведением журнала.

Источник

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник