Опрос для пациентов с бронхиальной астмой

Опрос для пациентов с бронхиальной астмой thumbnail

Здравствуйте! Просим Вас уделить несколько минут и заполнить предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут составить более полное и точное представление о проблемах, существующих в терапии бронхиальной астмы. Мы гарантируем конфиденциальность полученных данных. Пройдите по ссылке https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf8FZLEAh5_z..
Спасибо!

Здравствуйте, уважаемые подписчики, я студент медицинского колледжа, прошу пройти анонимное анкетирование людей с диагнозом бронхиальная астма, результаты которого будут использованы в моей курсовой работе на тему: «Профилактика обострений бронхиальной астмы». Для прохождения анкеты перейдите по ссылке.
https://www.survio.com/survey/d/Y7X7G4R6W1D6M6L2F

Добрый день! Прошу ответить на тестирование: « Влияние школы здоровья на качество жизни больных с БА»: Заранее спасибо!!!
1.. Часто ли у вас бывают обострения?
• Нет
• Да
2 Что именно у вас провоцирует приступ БА?
• Пищевой аллерген
• Домашняя пыль
• Холод
• Ваш вариант ответа___________________
3. Был ли у вас астматический статус?
• Нет
• Да: как часто __________________
4. Прививаетесь ли вы от гриппа?
• Да
• Нет
5. Прививаетесь ли вы от пневмококковой инфекции?
• Да
• Нет
6. Есть ли у вас пикфлоуметр?
• Да
• Нет
Сколько раз вы измеряете свой выдох? __________
7. Ведете ли вы дневник самоконтроля?
• Нет
• Да
8. Умеете ли вы пользоваться ингаляторами?
Нет
Да. Если да, то какими? ________________
9. Купируется ли приступ после первого введения дозы ингалятора?
• Да
• Нет
10. Владеете ли дыхательной гимнастикой?
• Да
• Нет
11. Источник получения информации по БА?
• Школа БА
• Интернет
• Лечащий врач
• Ваш вариант ответа_________________________
12. Знаете ли вы, что существует школа БА?
• Да
• Нет
13. Посещаете ли вы данную школу?
• Да
• Нет
14. Хотите ли вы посещать школу БА?
• Да
• Нет
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

У меня бронхиальная астма с юности. Но как-то привык, научился избегать приступов, вернее, избавляться от них с помощью ингаляторов. И как-то все текло в одной поре примерно лет 25. а потом вдруг состояние резко ухудшилось. Просто трудно описать, что стало со мной твориться. Короче, загремел в стационар, такие приступы тяжелые стали. После этого мне такое количество новых лекарств назначили, что для того, чтобы их все принять в течение дня этого самого дня не хватит. Ничего, начал принимать. Так улучшения намного не почувствовал. Приступы удушья очень меня мучили. Когда мне назначили гормоны на постоянный прием, я призадумался. Не хотелось бы в 39 лет садится по полной на гормоны. Нашел в интернете клинику хрономедицины в Киеве. Понравилось, что они предлагают. Начал лечится в этой клинике « Резонанс». Аптечные спиртовые настойки трав в подобранное персонально для меня время и в подобранном для меня количестве. Сами травы тоже подбираются персонально. Так я начал лечиться в клинике. Результаты просто удивительные. Казалось бы, никаких ведь гормонов, а всего лишь настойки трав. А улучшения колоссальные. Лечусь год. Приступы вообще прошли, иногда бывал кашель, трудно откашливалось. Все прошло. Занимаюсь спортом. Никаких проблем со здоровьем нет. Думаю, уже скоро прекращу, сейчас просто поддерживающее лечение.

Простите не в тему, но как думаете , что надо сдать, чтобы понять 100% , что со мной? Есть ринит и постназальный затек. Когда встаю, хожу, лежу -бывает хрип ,но слабый (хрииу » ) , при вдохе и выдохе. Я прошел флюорографию ;ренген, сдал кровь (обычный анализы, и объем легких -все в норме, врачи не слышат хрип…..
Что надо сдать еще, чтобы понять от чего?

Здравствуйте, уважаемый респондент!
Прошу Вас принять участие в опросе, который посвящен теме лечебно-профилактической деятельности фельдшера при бронхиальной астме. Ваши краткие ответы помогут в изучении проблемы и поиске средств её решения.
Спасибо за помощь в исследовании!

https://www.survio.com/survey/d/R5D4T0Q9T5C9R6S4U

Источник

Исследование уровня информированности по вопросам бронхиальной астмы и соблюдением правильного образа жизни

Бронхиальная астма — является самым распространенным заболеванием. 235 млн. человек во всем мире страдают от этого заболевания. Оно может развиваться в любом возрасте. Учитывая высокую значимость проблемы бронхиальной астмы в мировом масштабе, в 1993 году была создана «Глобальная инициатива по бронхиальной астме». Печальным фактором является то, что, несмотря на полученные достижения в области этиологии и наличию новых лекарственных средств, заболеваемость от бронхиальной астмы постепенно возрастает. Болезнь оказывает большое влияние на социальное бремя общества. (Приложение 1, 2)

Основным направлением исследовательской работы являлось исследование пациентов с заболеванием бронхиальная астма, которое включало проведение анкетирования и пикфлоуметрии. Были предложены на выбор методы немедикаметнозной терапии. По окончанию работы был проведен анализ полученных данных, которые представлены в виде диаграмм и схем.

Исследование и анкетирование проводилось в терапевтическом отделении пациентов с заболеванием — бронхиальная астма.

Результаты исследования:

Для выявления симптомов астмы было проведено следующее:

1). Анкетирование

2). Пикфлоуметрия

Первый этап — анкетирование пациентов.

В анкете были включены вопросы, затрагивающие все стороны данного заболевания. (Приложение 11)

Большинство пациентов считают, что основными причинами заболевания являются: курение, ожирение, неправильный образ жизни. Около 90 % пациентов отмечают наследственную предрасположенность к бронхиальной астме. Ограничивают себя в физической активности из — за чего имеют избыточный вес. При анкетировании были выявлены основные причины возниконовения заболевания. (Приложение 3, 4, 5, 6)

Следующим этапом исследования являлась пикфлоуметрия — пиковая объемная скорость форсированного выдоха. Помогает поддерживать состояние пациента при бронхиальной астме.

Исследование проводилось у 30 пациентов 2 раза в день — утром и вечером. Все показатели записывались и отмечались на специальных графиках.

Читайте также:  Характер дыхания при бронхиальной астме

В результате проведенной пикфлоуметрии было выявлено следующее:

У 4 пациентов — «зеленая зона»

У 20 пациентов — «желтая зона»

У 6 пациентов — «красная зона»

После проведения данной работы и анализа данных, пациентам были предложены на выбор методы немедикаментозной терапии для повышения своего качества жизни: аккупунктура, спелеотерапия, гирудотерапия, массаж, диета, закаливание, климатотерапия, дыхательная система по Бутейко.

Самыми эффективными методами по мнению пациентов были:

Иглоукалывание — 14 %

Массаж — 15%

Климатотерапия — 27%

Дыхательная гимнастика по Бутейко — 45%

(Приложение 7)

Эти методы, по мнению пациентов, являются самыми доступными и не занимают много времени.

Анализ и оценка результатов и данных

После проведения этих методов, пациенты стали чувствовать себя значительно лучше. Особенно пациенты отмечают немедикаментозный метод такой как — дыхательная гимнастика по Бутейко и иглоукалывание, которые улучшили их самочувствие. Им стало легко дышать, нет одышки и чувства удушья. А также климатотерапию, которая помогла им не только справиться со своим заболеванием, но и отдохнуть и восстановить свои силы.

(Приложение 8, 9, 10)

Вывод по главе II

После применения этих методов, пациенты стали чувствовать себя лучше. Немедикаметозная терапия играет немаловажную роль в поддержании заболевания бронхиальной астмы, которые, несомненно, улучшают самочувствие пациента. На основании проведенной практической части, можно сказать, что бронхиальной астмой болеет приблизительно 3 % населения мира и у 2 % по данным проведенного исследования количество больных неуклонно возрастает. Только за последние 2-3 года количества их увеличилось в три раза. БА одно из наиболее распространенных аллергических заболеваний, которая представляет важную проблему. Более 25 % всех заболеваний, приходится на бронхиальную астму.

Источник

Совместно с врачом терапевтом провела занятия в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой. Занятия проводились по программе обучения которая была указана ранее .На занятиях принимало участие 16 человек.

Для оценки исходного уровня осведомленности о своем заболевании и

степени выживаемости знаний после обучения в астме школе, нами была разработана анкета-тест «Информированность пациентов о бронхиальной астме».(Приложение А) Анкета содержит 22 закрытых вопросов с тремя вариантами ответов, один из которых верный, второй — ошибочный, третий вариант — «не знаю». Подсчитывается сумма правильно отвеченных вопросов и переводится в % от максимально возможного суммарного результата (100%). Оценивается исходный уровень о БА, навыков оценки собственного состояния и самопомощи, а также изменение осведомленности о причинах, проявлениях, лечении, профилактике данного заболевания.

Таблица 2 Результаты тестирование на первом занятии.

Вопросы из теста

ДА

НЕТ

НЕЗНАЮ

1. Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание бронхов?

2. Бронхиальная астма вызывается только аллергическими причинами?

3. Если у Вас есть аллергия на кошку, можно ли заводить собаку?

4. Яйца, орехи, цитрусовые — высокоаллергенные продукты?

5. Если есть аллергия на домашнюю пыль, можно ли спать на перьевой подушке?

6. Беродуал, формотерол и атровент применяют для профилактического лечения астмы?

7. Ингаляция беродуала или сальбутамола купирует острый приступ удушья?

8. Ингаляционные гормоны применяются для профилактического лечения астмы?

9. Спейсер — это ингалятор?

10. Если физическая нагрузка или выход на холодный воздух вызывают приступ удушья, предварительно нужно воспользоваться ингалятором?

11.Противопоказаны ли занятия физкультурой при астме?

12. Противопоказано ли обливание холодной водой при астме?

13. Может ли стресс вызвать приступ удушья?

14. После использования гормонального ингалятора нужно ли полоскать рот и горло водой?

15. Антибиотики лечат вирусную инфекцию?

16. Умеете ли Вы пользоваться пикфлоуметром?

17. Имеете ли Вы личный пикфлоуметр?

18. Ведете ли Вы дневник самонаблюдения?

19. Вы регулярно выполняете рекомендации своего лечащего врача?

20. Довольны ли Вы назначенным лечением?

21. Считаете ли Вы своего врача компетентным в вопросах лечения астмы?

22. Ощущаете ли Вы пользу от посещения астма школы?

После проведение тестирования на первом занятие было видно, что больные бронхиальной астмой имеют низкую (86%) степень информированности о своем заболевании.

После курса обучение в школе здоровье, на конечном пятом занятие была проведена повторная проверка знаний у пациентов. Контроль знаний показал, прошедшие курс обучения в астме школе, научились:

  • — самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы и предотвращать его;
  • — самопомощи при развившемся приступе
  • — пользоваться такими приборами, как пикфлуометр, спейсер и небулайзер;
  • — узнали на собственном опыте, как необходимо выполнять все рекомендации врача и как это влияет на качество их жизни.

Опрос пациентов по окончании занятий в школе показал следующее:

  • — 72 % больных пересмотрели свой образ жизни и бытовые условия;
  • — 62 % постарались изменить свой пищевой рацион;
  • — 38 % увеличили привычный двигательный режим и пребывание на свежем воздухе;
  • — 88 % решили порекомендовать посетить астма школу своим знакомым, страдающим аналогичным недугом.

Обучение в школе здоровья способствовало повышению уровня знаний пациентов о ступенчатой терапии БА, овладению навыками самоконтроля, освоению техники ингаляционной терапии, что привело к уменьшению количества приступов удушья, улучшению функции внешнего дыхания.

Источник

Бронхиальная астма представляет собой глобальную проблему здравоохранения. Распространённость бронхиальной астмы в разных странах мира колеблется от 1% (0,7% — Монако) до 18% (18,4% — Шотландия). В России бронхиальной астмой страдает от 2,2% до 8% взрослого населения. Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Всё, что может сделать медицина – это сократить количество приступов  у больного и, насколько возможно, улучшить состояние пациента и его качество жизни [3]. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении  больницы пациента просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, как не допускать обострений и как грамотно оказывать неотложную помощь при приступе удушья. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются, становятся более интенсивными и продолжительными, и больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и психологическое состояние пациента – больной бронхиальной астмой чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются.

Читайте также:  Внебольничная пневмония бронхиальная астма

Современная медикаментозная терапия при правильном использовании позволяет добиться контроля над заболеванием. Но довольно часто у пациентов с бронхиальной астмой  все-таки развиваются обострения заболевания. Причинами обострения обычно служат: плохо подобранное базовое лечение, нечёткое его выполнение, аллергены, респираторные инфекции, физическая нагрузка, изменение погоды, эмоциональные нагрузки, курение. Чтобы  избежать обострений бронхиальной астмы, нужно обучить больного навыкам самоконтроля за состоянием, самопомощи в период приступов удушья. С этой целью создаются астма-школы, которые организуются на базе астма-центра, аллергологического или пульмонологического кабинета поликлиники или стационара. 

Всё это свидетельствует о том, что лечение бронхиальной астмы является одной из важнейших проблем современной медицины.

Цель исследования: определить роль медицинской сестры в профилактике прогрессирования бронхиальной астмы.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по выбранной теме.
  2. Методом пилотажного анкетирования определить степень контроля заболевания и изучить информированность пациентов с бронхиальной астмой по вопросам третичной профилактики.
  3. Проанализировать результаты исследований и сделать вывод.
  4. Составить практические рекомендации пациентам с бронхиальной астмой по профилактике прогрессирования заболевания.

Предмет исследования: третичная профилактика бронхиальной астмы.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Гипотеза исследования: обучение пациентов с бронхиальной астмой помогает повысить мотивацию к проведению самоконтроля и более эффективному самоуходу.

Методы исследования: анкетирование, анализ и статистическая обработка данных, беседа с пациентами, оценка результатов.

Исследовательская часть:

Исследование проводилось на базе пульмонологического и аллергологического отделений городской больницы №26. В исследовании приняли участие пациенты в количестве 20 человек, из них 11 женщин и 9 мужчин в возрасте от 18 лет и старше. 8 респондентов имеют стаж бронхиальной астмы от 1 до 10 лет, 8 — от 11 до 20 лет, двое из опрошенных от 21 до 30 лет, и двое страдают бронхиальной астмой более 30 лет.

Исследование проводилось  в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента пациентам был предложен тест по контролю над астмой (Asthma Control Test – ACT; — тест разработан для регулярной оценки состояния и помогает пациентам, страдающим бронхиальной астмой, своевременно обратиться за консультацией к специалисту, чтобы в случае необходимости изменить терапию). Была разработана специальная анкета для  выявления причин, которые препятствуют достижению полного контроля над астмой. Пациентам также было предложено продемонстрировать технику ингаляции бронхолитических средств.

Проведенный анализ результатов исследования показал:

  • Ни один из пациентов, принявших участие в исследовании, не достиг полного контроля над заболеванием;
  • Не всем пациентам, у которых не достигнут полный контроль над астмой, были назначены ингаляционные глюкокортикоидные препараты;
  • Была выявлена низкая приверженность пациентов к лечению (не все пациенты выполняют назначения врача в полном объёме);
  • Пациенты в большинстве своём не ведут дневники контроля, не определяют пиковую скорость выдоха с помощью пикфлоуметра;
  • Многие пациенты не знают ингаляционные пути введения ЛС (не пользуются небулайзерами), не соблюдают все правила пользования индивидуальным ингалятором.
  • Были выявлены пациенты, которые не знают факторы риска обострения БА.

Таким образом, проведённое исследование, позволило выявить причины, которые препятствуют достижению полного контроля над бронхиальной астмой. В  плохом контроле заболевания виноваты и врачи и пациенты. Но, всё-таки, самым слабым звеном в системе оказания медицинской помощи при БА является пациент. И основной причиной отсутствия контроля над БА является дефицит знаний пациента и его низкая приверженность к лечению. На этапе формирующего эксперимента с пациентами проводилась беседа по вопросам третичной профилактики бронхиальной астмы. Пациентам были предложены памятка по ингаляционным способам доставки лекарственных средств, инструкция по определению пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметра и ведению дневника самоконтроля.  Пациенты обучались технике пользования индивидуальным ингалятором, небулайзером.

Результаты контрольного эксперимента показали, что пациенты, прошедшие обучение, стали более ориентированы в своём заболевании, правильно оценивают тяжесть своего состояния, знают о  факторах риска обострений бронхиальной астмы, способах их профилактики, принципы лечения заболевания. Пациенты научились правильно пользоваться индивидуальным ингалятором, пикфлоуметром и ведению дневника самоконтроля.

Выводы

Изучение теоретического материала и проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Бронхиальная астма является тяжёлым и угрожающим жизни заболеванием;
  2. Только 45% больных с бронхиальной астмой достигают полного контроля над заболеванием;
  3. Причинами низкого контроля БА являются: низкая приверженность к лечению, неправильная техника ингаляций, нежелание отказаться от привычного образа жизни, в том числе от курения;
  4. Современные лекарственные средства позволяют достичь полного контроля над заболеванием;
  5. В низком уровне контроля над БА слабым звеном является пациент;
  6. Чтобы достичь максимального контроля над заболеванием, надо воздействовать, прежде всего, на пациента;
  7. Обучение пациентов – необходимая составная часть комплексной программы терапии БА.

Заключение

Выбор данной темы для исследования обусловлен тем, что бронхиальная астма является проблемой мирового масштаба. От этого серьёзного заболевания, которое может быть достаточно тяжёлым и иногда смертельным, страдают люди всех возрастов во всех странах мира. В России бронхиальной астмой страдает от 2,2% до 8% взрослого населения. Причины возникновения бронхиальной астмы изучены не полностью. Самые значительные факторы риска её развития – генетическая предрасположенность, содержание в окружающей среде веществ, которые могут провоцировать аллергические реакции. Астма оказывает значительное физическое и эмоциональное воздействие на страдающих ею людей. Повторяющиеся приступы астмы часто приводят к бессоннице, дневной усталости, снижению активности, работоспособности. Болезнь  часто мешает полноценной жизни, выполнению повседневных задач на работе и в семье, что может вызвать апатию и депрессию. Имеющиеся лекарственные средства позволили значительно улучшить состояние пациентов с бронхиальной астмой, однако даже при проведении регулярной терапии около половины больных не достигают контроля над заболеванием. Это значит, что они по-прежнему страдают от приступов одышки и вынуждены ограничивать повседневную активность.

Читайте также:  Была астма что нельзя делать

Эффективность лечения бронхиальной астмы тесно связана с тщательным выполнением пациентами квалифицированных медицинских рекомендаций. Во многих случаях недостаточно эффективное лечение, особенно лиц молодого возраста, связано с непониманием пациентами сущности заболевания, что ведёт к неправильному выполнению предписаний врача. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своём заболевании. Отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами серьёзно препятствуют успешному преодолению болезни. В результате учащаются обострения, госпитализации, вызовы скорой помощи, снижается качество жизни, удорожается лечение.

Полученные из литературных источников данные были полностью подтверждены результатами проведенного эксперимента. Среди пациентов, страдающих БА, имеет место очень низкий контроль заболевания. Причинами отсутствия контроля над бронхиальной астмой являются дефицит знаний по вопросам третичной профилактики заболевания,  низкая приверженность к лечению, неправильная техника ингаляций, нежелание отказаться от привычного образа жизни, а также от курения. Пациенты, страдающие БА, нуждаются в обучении.

Таким образом, проведенное исследование, позволило сделать вывод, что обучение является необходимой составной частью комплексной программы терапии БА. Следовательно  гипотеза: “обучение пациентов с бронхиальной астмой помогает повысить мотивацию к проведению самоконтроля и более эффективному самоуходу” доказана.

К сожалению большая нагрузка на врачей, необходимость заполнять огромное количество документов не оставляет у них времени на адекватное и обстоятельное консультирование пациента, анализ его состояния, коррекцию терапии, обучению правильному приему препарата. И здесь на помощь врачам должен прийти хорошо обученный и квалифицированный сестринский персонал. Медицинские сёстры должны взять на себя консультирование и обучение пациентов с БА и их родственников по профилактике обострений заболевания.

Список использованной литературы

  1. Глобальные инициативы по бронхиальной астме// Журнал “Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы”. – 2014.
  2. Анохина Т.Н. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких / Анохина Т.Н. // Астма и аллергия. – 2013. — №1. – 13-14с.
  3. Бадоева З.А. Тенденции заболеваемости бронхиальной астмой / Бадоева З.А., Бериева Л.М., Гурциев О.Н., Медоева А.А. // Фундаментальные исследования. – 2011. — №10-1. – 26-29с.
  4. Баур К. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких / Баур К., Прейссер А. // ГЭОТАР-Медиа. – 2010. – 210с
  5. Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперёд / Белевский А.С. // Астма и аллергия. – 2013. — №1. – 16-18с.
  6. Будчанов Ю.И. Генетика бронхиальной астмы / Будчанов Ю.И, Делягин В.М. // Практическая медицина. – 2010. — №45. – 19-21с.
  7. Визель А.А. Бронхиальная астма: Современные тенденции в лечении / Визель А.А. // Вестник современной клинической медицины. – 2011. — №3. – 14-17с. – 4т.
  8. Исмаилова С.К. Спирометрические показатели в ранней диагностике бронхиальной астмы / Исмаилова С.К, Минкаилов Э.К, Минкаилов К-м О. // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. — №4. – 152-154с.
  9. Косарев В.В. Диагностика, лечение и профилактика профессиональной бронхиальной астмы / Косарев В.В., Бабанов С.А. // Справочник фельдшера и акушерки. – 2012. — №2. – 12-18с.
  10. Ненашева Н.М. Обострение бронхиальной астмы: лечение и профилактика. / Ненашева Н.М.// РМЖ. – 2013. — №29. – 149с.
  11. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма и сопутствующие заболевания / Ненашева Н.М. // Лечебное дело. – 2014. — №1. – 18-26с.
  12. Ненашева Н.М. Достижение и поддержание контроля бронхиальной астмы / Ненашева Н.М.,Себекина О.В. // Практическая пульмонология. – 2014. — №2. – 3-7с.
  13. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие / Отвагина Т.В. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 367с.
  14. Перельман Н.Л. Качество жизни у больных бронхиальной астмой с осмотической гиперреактивностью дыхательных путей / Перельман Н.Л. // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2016. — №59. – 16-19с.
  15. Ревякина В.А. Современные подходы к терапии больных бронхиальной астмой / Ревякина В.А. // Практическая пульмонология. – 2014. — №1. – 83-88с.
  16. Рудакова А.В. Фармакоэкономические аспекты поддерживающей терапии бронхиальной астмы ингаляционными кортикостероидами / Рудакова А.В. // Качественная клиническая практика. – 2013. — №1. – 47-49с.
  17. Собко Е.А. Введение больных с обострением бронхиальной астмы в условиях специализированного стационара / Собко Е.А., Большакова Н.И., Демко И.В. // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. — №2.
  18. Сухова Е.В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме / Сухова Е.В. // Справочник фельдшера и акушерки. – 2014. — №4. – 14-24с.; №5. – 8-15с.; №6. – 18-29с.
  19. Тумаренко А.В. Астма-школа / Тумаренко А.В., Скворцов В.В., Луньков М.В., Ильясова З.З., Скворцова Е.М. // Медицинская сестра. – 2015. – 8-13с
  20. Фетищева И.В. Правильная стратегия при бронхиальной астме / Фетищева И.В. // Сестринское дело. – 2015. — №2. – 33-35с.
  21. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: новые перспективы в терапии / Чучалин А.Г. // Казанский медицинский журнал. – 2011. — №5. – 676-681с. – 92т.
  22. Чучалина А.Г Справочник по пульмонологии / Под редакцией акад. РАМН. Чучалина А.Г., проф. Ильковича М.М. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 928с.
  23. Шабанова В.В. Бронхиальная астма / Шабанова В.В. // М.: Слог. – 2013. – 160с
  24. Шапорова Н.Л. Бронхиальная астма тяжёлого течения / Шапорова Н.Л, Трофимов В.И, Марченко В.Н. // Практическая пульмонология. – 2013. — №4. – 3-6с.

Оригинал работы:

Выпускная квалификационная работа: “Роль медицинской сестры в профилактике прогрессирования бронхиальной астмы”

Источник