Особенности сестринской деятельности при бронхиальной астме у детей
Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.
Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.
Аспекты процесса, ухода и помощи
Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.
Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.
Вызвать приступ удушья могут:
- проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
- резкие запахи (дым, парфюмерия);
- физическое перенапряжение;
- смех или рыдания;
- сильные стресс.
Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.
Приступ развивается по определенному алгоритму:
- период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
- разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
- обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.
Сестринский процесс
Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:
- сбор анамнеза;
- выявление основных проблем пациента;
- дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
- организация ухода в стационарных условиях;
- выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
- получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.
На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза. Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику. В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.
На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния. Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм. В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.
На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.
Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь. Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом. Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.
Сестринский процесс у детей
При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:
- с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
- какова интенсивность приступов удушья;
- проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
- какие лекарства используются для лечения.
Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.
Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников. Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.
Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.
Важно! Для постановки правильного диагноза важно провести определенные диагностические процедуры, например, взять кровь и мокроту на анализ. Медсестра должна не только объяснить ребенку и его родственникам необходимость грядущей манипуляции и успокоить несовершеннолетнего пациента, но и получить у его родственников информированное согласие на вмешательство.
Сестринский уход
К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:
- организацию режима пациента;
- организацию правильного питания больного;
- информирование и обучение пациента;
- мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
- выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.
Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам. Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены. Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.
Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов. При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина. Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).
Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью. В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д. Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.
Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).
Важно! Для оказания качественной помощи медицинской сестре важно установить с пациентом и его родственником доверительные отношения. Важно проявлять интерес к настроению и самочувствию пациента, называть его по имени и отчеству, а не по фамилии, проявлять сочувствие и сопереживание. Если пациент доверяет персоналу лечебного учреждения, гораздо больше шансов на то, что он будет досконально выполнять данные ему рекомендации.
Сестринский уход у детей
После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:
- организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
- составление плана, по которому будет оказываться помощь.
Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.
К основным обязанностям медсестры можно отнести:
- информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
- контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
- обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
- обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.
Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.
Сестринская помощь
Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.
Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:
- проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
- предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
- предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
- ввести внутривенно раствор эуфиллина;
- подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.
После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.
При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:
- капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
- внутривенное введение эуфиллина;
- каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.
Важно! При развитии астматического статуса противопоказаны морфий, пипольфен и другие препараты, которые могут привести к угнетению дыхания.
Сестринская помощь у детей
Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:
- информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
- создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
- обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
- обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
- проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
- при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.
Совет! В лечении астмы у ребенка очень важна атмосфера в семье. Медицинская сестра должна порекомендовать родителям отказаться от избыточной опеки и построить равноправные отношения с ребенком. Отсутствие стрессов очень важно для пациентов, страдающих бронхиальной астмой!
Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль. При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.
Источник
Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.
Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.
Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:
- Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
- Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
- Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.
Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:
- своевременная реакция на начало приступа;
- оказание квалифицированной помощи;
- выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
- обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.
Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.
Этапы сестринского процесса
При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:
- сбор сведений;
- определение проблемных моментов;
- исключение болезней со схожей симптоматикой;
- уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
- выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.
Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.
Сбор информации
Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:
- затрудненность дыхания;
- кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
- повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
- одышку;
- свистящее дыхание (наблюдается периодически).
Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.
Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:
- насколько часто они повторяются;
- при каких обстоятельствах;
- чем провоцируются;
- насколько интенсивными могут быть;
- проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).
Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.
К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:
- громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
- одышка;
- раздувание крыльев носа;
- цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
- приступообразный кашель;
- отхождение вязкой мокроты;
- характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).
Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.
В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.
Обнаружение проблем
Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:
- ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
- приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
- нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
- ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).
Также учитывается социально-психологический аспект:
- общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
- страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
- проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
- ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
- развитие депрессии из-за невозможности самореализации.
Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.
Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:
- в еде;
- во сне;
- в дыхании;
- полноценного отдыха;
- в общении.
Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.
Наблюдение за пациентами в условиях стационара
В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.
В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.
Организация и контроль над соблюдением режима
Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).
В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:
- о возможных причинах развития астмы;
- об особенностях терапии;
- о необходимости выполнять рекомендации врача;
- о возможных методах профилактики осложнений.
Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.
Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.
Организация комфортных условий и контроль
Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:
- своевременность проведения влажной уборки;
- систематичность проветриваний;
- регулярность смены постельного белья.
Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.
С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:
- зубную пасту и щетку;
- расческу;
- чистое сменное белье.
Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.
В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.
Выполнение назначений врача
Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.
Кроме того, медицинская сестра:
- обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
- сопровождает больного на диагностические мероприятия;
- оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
- внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
- оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.
В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:
- выслушивает жалобы больного;
- измеряет его температуру тела;
- определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
- контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.
Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.
При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.
Помощь при приступах и астматическом статусе
Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.
Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:
- устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
- использовать бронхорасширяющее средство;
- дать больному горячее щелочное питье;
- сделать горчичную ванну для ног.
Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.
Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.
Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.
Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.
Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:
- запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
- предложить горячее щелочное питье;
- устроить пациента максимально удобно;
- обеспечить подачу увлажненного кислорода.
При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:
- разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
- между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
- родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
- во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
- для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.
Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.
В заключение
Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).
Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.
Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.
Источник