Пациент с бронхиальной астмой пример

Повод: «Задыхается, приступ
астмы».
Женщина, 61
год.
Ds: «Бронхиальная астма, средней степени, приступ».
Жалобы: на
чувство нехватки воздуха, кашель с трудноотделяемой мокротой, одышку экспираторного характера. Свистящее, затрудненное дыхание. Ощущение сдавления грудной клетки.
Анамнез: со слов
больного, ухудшение состояния с утра, внезапно. Приступу предшествовало плохое настроение, слабость, ощущение заложенности, першения по ходу трахеи. Сухой кашель. Подобное состояние не впервые. На
протяжении нескольких лет страдает бронхиальной астмой с частыми рецидивами. Постоянно пользуется ингаляторами сальбутамол, небулайзер с препаратами беродуал и пульмикорт. Дата последнего приступа
более двух недель назад. Состоит на Д-учете в ЛПУ у терапевта, пульмонолога. Хронические заболевания: гипертоническая болезнь 2 стадии, риск 3. Бронхиальная астма, средней степени тяжести, частые
рецидивы. Варикозно-расширенные вены нижних конечностей. В ЛПУ обращается крайне редко. Аллерго-эпиданамнез спокойный.
Объективно: общее состояние средней степени тяжести, сознание ясное, положение активное, по шкале Глазго-15 б. Кожные покровы сухие, обычной окраски, цианоз носогубного
треугольника. Сыпи и пролежней нет. Зев чистый, миндалины не увеличены, лимфоузлы не увеличены, отеков нет, температура тела 36,6.
Органы дыхания: ЧДД – 28 в 1 мин, дыхание ритмичное, аускультативно жесткое во всех отделах, хрипы сухие свистящие, слышны на расстоянии, крепитации нет, перкуторный звук легочной по всей
поверхности, шума трения плевры нет, кашель сухой, мокрота трудноотделяемая.
Органы кровообращения: пульс 80 в 1 мин, ритмичный, АД – 140/90, ЧСС – 80 в 1 мин, тоны сердца приглушены. Шумов нет, шума трения перикарда нет, акцента тона нет.
Органы пищеварения: язык влажный, живот правильной формы, мягкий, безболезненный. Отрицательные симптомы: Образцова, Ровзинга, Ситковского, Кохера, Ортнера, Мерфи, Мейо — Робсона, Щеткина —
Блюмберга. Перистальтика прослушивается, печень не увеличена, селезенка не пальпируется. Рвоты нет, стул оформлен, ежедневно.
Нервная система: поведение беспокойное, контактен, чувствительность не нарушена, речь внятная, зрачки ОД = OS, обычные, реакция на свет живая, нистагма нет, ассимметрии лица нет, менингиальные
симптомы отрицательны, очаговая симптоматика — отсутствует, координаторные пробы выполняет верно.
Мочеполовая система: Мочеиспускание свободное, дизурических явлений нет, симптом поколачивания отрицательный.
Данные
инструментальных исследования:
Сатурация О2 = 96%
Пикфлоуметрия 280 л/мин
Глюкометрия = 5,2
— Sol. Beroduali 2 ml. через небулайзер
— Sol. Natrii Chloridi 0,9% — 3 ml.
— Sol. Budesonidi 1 mg. через 5 мин после ингаляции
добавлен в небулайзер.
На фоне проведенной терапии общее состояние больного
улучшилось, хрипы на расстоянии не слышны, ауссультативно дыхание везикулярное, хрипы единичные сухие, АД = 130/80, Ps = 76, ЧДД = 20, сатурация О2 = 98%, пикфлоуметрия 350 л/мин.
Терапия проведена в соответствии с Алгоритмами, код диагноза
J45, раздел Терапия.
Гемодинамика больного стабильная, состояние
удовлетворительное, АД = 130/80, Ps = 76, ЧДД = 18, сатурация О2 = 98%, пикфлоуметрия 360 л/мин.
Оставлен актив в ЛПУ.
Источник
Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.
Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.
Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:
- Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
- Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
- Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.
Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:
- своевременная реакция на начало приступа;
- оказание квалифицированной помощи;
- выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
- обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.
Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.
Этапы сестринского процесса
При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:
- сбор сведений;
- определение проблемных моментов;
- исключение болезней со схожей симптоматикой;
- уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
- выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.
Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.
Сбор информации
Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:
- затрудненность дыхания;
- кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
- повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
- одышку;
- свистящее дыхание (наблюдается периодически).
Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.
Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:
- насколько часто они повторяются;
- при каких обстоятельствах;
- чем провоцируются;
- насколько интенсивными могут быть;
- проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).
Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.
К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:
- громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
- одышка;
- раздувание крыльев носа;
- цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
- приступообразный кашель;
- отхождение вязкой мокроты;
- характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).
Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.
В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.
Обнаружение проблем
Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:
- ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
- приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
- нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
- ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).
Также учитывается социально-психологический аспект:
- общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
- страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
- проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
- ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
- развитие депрессии из-за невозможности самореализации.
Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.
Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:
- в еде;
- во сне;
- в дыхании;
- полноценного отдыха;
- в общении.
Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.
Наблюдение за пациентами в условиях стационара
В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.
В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.
Организация и контроль над соблюдением режима
Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).
В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:
- о возможных причинах развития астмы;
- об особенностях терапии;
- о необходимости выполнять рекомендации врача;
- о возможных методах профилактики осложнений.
Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.
Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.
Организация комфортных условий и контроль
Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:
- своевременность проведения влажной уборки;
- систематичность проветриваний;
- регулярность смены постельного белья.
Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.
С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:
- зубную пасту и щетку;
- расческу;
- чистое сменное белье.
Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.
В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.
Выполнение назначений врача
Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.
Кроме того, медицинская сестра:
- обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
- сопровождает больного на диагностические мероприятия;
- оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
- внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
- оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.
В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:
- выслушивает жалобы больного;
- измеряет его температуру тела;
- определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
- контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.
Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.
При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.
Помощь при приступах и астматическом статусе
Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.
Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:
- устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
- использовать бронхорасширяющее средство;
- дать больному горячее щелочное питье;
- сделать горчичную ванну для ног.
Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.
Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.
Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.
Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.
Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:
- запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
- предложить горячее щелочное питье;
- устроить пациента максимально удобно;
- обеспечить подачу увлажненного кислорода.
При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:
- разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
- между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
- родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
- во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
- для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.
Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.
В заключение
Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).
Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.
Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.
Источник
Àíàìíåç æèçíè è çàáîëåâàíèÿ áîëüíîãî íà áðîíõèàëüíóþ àñòìó. Æàëîáû áîëüíîãî è ñèìïòîìàòèêà çàáîëåâàíèÿ. Èññëåäîâàíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé è íåéðîýíäîêðèííîé ñèñòåì. Êëèíè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÀÃÌÓ
Èñòîðèÿ áîëåçíè
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò
Áàðíàóë 2003
Ïàñïîðòíûå äàííûå
Âîçðàñò. 52 ãîäà.
Ãîä ðîæäåíèÿ. 22.08.1951 ãîä.
Ìåñòî ðàáîòû. Âîäèòåëü íà ïòèöåôàáðèêå «Ìîëîäåæíàÿ».
Ìåñòî æèòåëüñòâà. Ïîñåëîê Ïåðâîìàéñêèé
Ñåìåéíîå ïîëîæåíèå. Æåíàò.
Äàòà ïîñòóïëåíèÿ. 8 äåêàáðÿ 2003 ãîäà.
Âðåìÿ êóðàöèè. 23 äåêàáðÿ 2003 ãîäà.
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.
Äèàãíîç ïðè ïîñòóïëåíèè. Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.
Æàëîáû íà ìîìåíò ïîñòóïëåíèÿ
Ïðèñòóïû óäóøüÿ íà ôîíå êàøëÿ, ïðè âûõîäå íà õîëîä, êóïèðóåòñÿ ñàëüáóòàìîëîì (1 äîçà 1 ðàç â äåíü). Ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, óòðîì ïîñëå ïîäúåìà ñ ïîñòåëè, äíåì íà õîëîäå è ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè. Óòðîì êàøåëü ñî ñêóäíîé ìîêðîòîé áåëîãî öâåòà, òÿãó÷åé êîíñèñòåíöèè.
Àíàìíåç çàáîëåâàíèÿ
Áîëüíûì ñ÷èòàåò ñåáÿ ñ 1992 ãîäà êîãäà ïîñëå ïåðåíåñåííîé ïíåâìîíèè ñòàë îòìå÷àòü ó÷àùåíèå ïðèñòóïîâ êàøëÿ. 3 àâãóñòà 2003 ãîäà êîãäà, ïåðåíî÷åâàâ íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïîÿâèëñÿ îçíîá, ñóõîé íåïðåðûâíûé êàøåëü ñî ñêóäíî îòäåëÿåìîé ìîêðîòîé. Íà ñëåäóþùèé äåíü îí ïîøåë â ðàéîííóþ ïîëèêëèíèêó, ãäå íàçíà÷èëè ëå÷åíèå, (êàêèå ïðåïàðàòû íå ïîìíèò). Íà ôîíå ïðîâåäåííîãî ëå÷åíèÿ ñàìî÷óâñòâèå áîëüíîãî óëó÷øèëîñü, æàëîá íå ïðåäúÿâëÿë. ×åðåç 3 íåäåëè íà÷àëñÿ òàêîé æå êàøåëü, è ïîÿâèëàñü ñìåøàííàÿ îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêèõ íàãðóçêàõ. Áîëüíîãî ãîñïèòàëèçèðîâàëè â ðàéîííóþ áîëüíèöó, ãäå ïðîâåëè â òå÷åíèå 10 äíåé òåðàïèþ. Íà ôîíå ïðîâåäåííîãî ëå÷åíèÿ èñ÷åçëè êàøåëü, îäûøêà, ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå. Áîëüíîé áûë âûïèñàí. ×åðåç 2 äíÿ ïîñëå âûïèñêè ó áîëüíîãî ïîâòîðíî ïîâûñèëàñü òåìïåðàòóðà, ïîÿâèëñÿ êàøåëü, îäûøêà è â òå÷åíèå íåäåëè âñå ñèìïòîìû íàðàñòàëè, ÷òî çàñòàâèëî îáðàòèòüñÿ áîëüíîãî ïîâòîðíî â ïîëèêëèíèêó. Åãî ñðàçó æå íàïðàâëÿþò â êðàåâóþ ïîëèêëèíèêó, ãäå ñòàâÿò äèàãíîç: áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ÄÍ-1 è îòïðàâëÿþò íà ñàìîñòîÿòåëüíîå ëå÷åíèå äîìîé ñ ðåêîìåíäàöèÿìè. Íà ôîíå ðåêîìåíäîâàííîãî ëå÷åíèÿ áîëüíîé îòìå÷àë íåçíà÷èòåëüíûå óëó÷øåíèÿ è áûë íàïðàâëåí 8.12.03 íà ñòàöèîíàðíîå ëå÷åíèå â ïóëüìîíîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ÀÊÊÁ äëÿ äàëüíåéøåé äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ.
Àíàìíåç æèçíè
ðîäèëñÿ â 1951 ãîäó â ïîñëåêå Ïåðâîìàéñêèé, Ïåðâîìàéñêîãî ðàéîíà. Ðîñ è ðàçâèâàëñÿ íîðìàëüíî îò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ â óìâñòâåííîì è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè íå îòñòàâàë. Îêîí÷èë 8 êëàññîâ ñðåäíåé øêîëû, âûó÷èëñÿ íà âîäèòåëÿ â ìåñòíîì ÏÒÓ è ïîøåë â àðìèþ.  àðìèè ñëóæèë âîäèòåëåì â ðàêåòíûõ âîéñêàõ íà äàëüíåì âîñòîêå. Ïîñëå àðìèè âîçâðàùàåòñÿ îáðàòíî, óñòðàèâàåòñÿ ðàáîòàòü øîôåðîì, ãäå è ïðîäîëæàåò ðàáîòàòü ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ.
Íàñëåäñòâåííîñòü íå îòÿãîùåíà. Ãåïàòèò, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, òóáåðêóëåç, ãåìîòðàíñôóçèè, îïåðàöèè îòðèöàåò.
Àëëåðãîëîãè÷åñêèé àíàìíåç
1. àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ â ñåìüå â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì ó îòöà, ìàòåðè, ðîäñòâåííèêîâ, áðàòüåâ è ñåñòåð îòðèöàåò.
2. ïåðåíåñåííûå ðàíåå çàáîëåâàíèÿ â 1992 ãîäó ïåðåáîëåë ïíåâìîíèåé, äðóãèõ çàáîëåâàíèé íå óïîìèíàë.
3. ðåàêöèé íà ââåäåíèå ñûâîðîòîê, âàêöèí è ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ îòðèöàåò.
4. ñåçîííîñòè çàáîëåâàíèÿ íå îòìå÷àåò.
5. íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ âëèÿþò òàêèå ôàêòîðû êàê õîëîä, ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè. Ïðèñòóïû âîçíèêàþò ïî óòðàì ïîñëå ñíà, äíåì ïðè âûõîäå íà ñâåæèé âîçäóõ.
6. ïûëüöåâûå ôàêòîðû, âëèÿíèå êîñìåòè÷åñêèõ ñðåäñòâ, êîíòàêò ñ æèâîòíûìè òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ íå óñóãóáëÿåò.
7. îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ áîëüíîé íå ñâÿçûâàåò ñ äîìàøíåé îáñòàíîâêîé, ïûëåñáîðíèêàìè.
Âûâîä èç àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà âèäíî, ÷òî äàííîå çàáîëåâàíèå íå ìîæåò èìåòü àëëåðãè÷åñêóþ ïðèðîäó. Òàêæå âûÿâëåíî óñóãóáëåíèå çàáîëåâàíèÿ èç-çà âëèÿíèÿ ôèçè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.
Status praesens communis
Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Ñîçíàíèå ÿñíîå, ïîëîæåíèå â ïîñòåëè àêòèâíîå, âûðàæåíèå ëèöà âåñåëîå. Ïîâåäåíèå áîëüíîãî îáû÷íîå, íà âîïðîñû îòâå÷àåò àäåêâàòíî, ëåãêî âñòóïàåò â êîíòàêò. Òåëîñëîæåíèå ïðàâèëüíîå, êîíñòèòóöèÿ íîðìîñòåíè÷åñêàÿ, óäîâëåòâîðèòåëüíîãî ïèòàíèÿ. Ðîñò 178 ñì, âåñ 78 êã. Êîæíûå ïîêðîâû îáû÷íîé îêðàñêè, ÷èñòûå, âëàæíûå. Îâîëîñåíåíèÿ ïî ìóæñêîìó òèïó. Ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà ðàçâèòà õîðîøî, òîíóñ â íîðìå, àòðîôèé, äåôåêòîâ ðàçâèòèÿ, áîëåçíåííîñòè ïðè ïàëüïàöèè íåò. Êîñòè ÷åðåïà, ïîçâîíî÷íèêà, êîíå÷íîñòåé, ãðóäíîé êëåòêè áåç èñêðèâëåíèé, ñ õîðîøåé ðåçèñòåíòíîñòüþ. Äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ ñâîáîäíûå, îãðàíè÷åíèé íåò.
Îðãàíû äûõàíèÿ
Íîñîâîå äûõàíèå íå çàòðóäíåíî. Ãðóäíàÿ êëåòêà ïðàâèëüíîé ôîðìû; îáå ïîëîâèíû ñèììåòðè÷íû, îäèíàêîâî ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. Äûõàíèå ðèòìè÷íîå, òèï áðþøíîé. ×Ä=20 äâèæåíèé â ìèíóòó. Ïàëüïàöèÿ: ãðóäíàÿ êëåòêà áåçáîëåçíåííà, ðåçèñòåíòíîñòü õîðîøàÿ. Ïðè ïåðêóññèè — ÿñíûé ëåãî÷íûé çâóê. Ïðè òîïîãðàôè÷åñêîé ïåðêóññèè ïàòîëîãèè íå âûÿâëåíî. Àóñêóëüòàöèÿ — äûõàíèå æåñòêîå, åäèíè÷íûå ñóõèå õðèïû ïî âñåì ëåãî÷íûì ïîëÿì.
Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà
Ïðè îñìîòðå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïóëüñàöèé (â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè, â ÿðåìíîé ÿìêå è â îáëàñòè ñîñóäîâ øåè) íå íàáëþäàåòñÿ.  îáëàñòè ñåðäöà ïàòîëîãè÷åñêîé ïóëüñàöèè, ñåðäå÷íîãî ãîðáà íå âûÿâëåíî. Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê âèçóàëüíî íå îïðåäåëÿåòñÿ.
Ïðè ïàëüïàöèè óïëîòíåíèé ïî õîäó âåí è áîëåçíåííîñòè íå îáíàðóæåíî. Ïóëüñ ñèëüíûé, ñèììåòðè÷íûé, ðèòìè÷åí, íàïîëíåíèå õîðîøåå, íå íàïðÿæåí.
×àñòîòà ïóëüñà 80 óäàðîâ â ìèíóòó, ñîâïàäàåò ñ ðèòìîì ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé. Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê îïðåäåëÿåòñÿ íà 1 — 1.5 ñì êíóòðè îò ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè. Òàëèÿ íå ïîä÷åðêíóòà, òðåóãîëüíèê Áîòêèíà ïî ïëîùàäè íå óâåëè÷åí. Øèðèíà ñîñóäèñòîãî ïó÷êà ñîîòâåòñòâóåò íîðìå.
Ïðè àóñêóëüòàöèè 1 è 2 òîíû ÿñíûå, àêöåíòà íà àîðòå íåò. Ïàòîëîãèé ñî ñòîðîíû êëàïàííîãî àïïàðàòà ñåðäöà íå îáíàðóæåíî. Øóìû òàêæå íå ïðîñëóøèâàþòñÿ.
Ìî÷åâûäåëèòåëüíàÿ ñèñòåìà
Ïðè îñìîòðå ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè ïðèïóõëîñòè è îòåêîâ íå îáíàðóæåíî. Ïî÷êè è ìî÷åâîé ïóçûðü íå ïàëüïèðóþòñÿ. Ìî÷åèñïóñêàíèå íå çàòðóäíåíî, áåçáîëåçíåííî, 3 — 4 ðàçà â ñóòêè. Ñèìïòîì Ïàñòåðíàöêîãî îòðèöàòåëüíûé ñ îáåèõ ñòîðîí.
Íåéðîýíäîêðèííàÿ ñèñòåìà
Ñîçíàíèå áîëüíîãî ÿñíîå. Íàâÿç÷èâûõ èäåé, àôôåêòîâ, îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ íåò. Ïîëíîñòüþ îðèåíòèðîâàí â ïðîñòðàíñòâå è âî âðåìåíè, îáùèòåëåí, ðå÷ü ïðàâèëüíàÿ. Êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé íå íàðóøåíà. Íà âíåøíèå ðàçäðàæèòåëè ðåàãèðóåò àäåêâàòíî, èíòåëëåêò ñðåäíèé.
Âòîðè÷íûå ïîëîâûå ïðèçíàêè — ïî ìóæñêîìó òèïó. Ùèòîâèäíàÿ æåëåçà íå óâåëè÷åíà, áåçáîëåçíåííà, ñ îêðóæàþùèìè òêàíÿìè íå ñïàÿíà, óçëîâ è óïëîòíåíèé ïðè ïàëüïàöèè íå âûÿâëåíî, ïðèçíàêîâ ãèïî- è ãèïåðòèðåîçà íåò.
Ïðåäâàðèòåëüíûé äèàãíîç
Ó÷èòûâàÿ íàëè÷èå ïðèñòóïîîáðàçíîãî êàøëÿ, ïðåèìóùåñòâåííî ñóõîãî, íàëè÷èÿ óäóøüÿ — ïðè êàøëå è ñèìïòîìà ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Óëó÷øåíèå ïîñëå áåòà — 2 — àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ, ñâÿçü íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ ñ èíôåêöèåé, ìîæíî ïîñòàâèòü ñëåäóþùèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.
Ïëàí âåäåíèÿ
1. îáùåõèìè÷åñêèå áðîíõîñêîïè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ.
2. èññëåäîâàíèå âíåøíåãî äûõàíèÿ ìîíèòîðèíã, ïèêôëîóìåòðèÿ.
3. èññëåäîâàíèå ìîêðîòû
4. ÝÊÃ, ÝÕÎÊÃ.
5. èíãàëÿöèîííûå ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû è áåòà — 2 — àãîíèñòû
6. ãèïîòåíçèâíûå ïðåïàðàòû ñ ó÷åòîì ñîïóòñòâóþùåãî çàáîëåâàíèÿ.
Àëëåðãîëîã îò 23.12.03. Ê.Ñ.Ï. ñ áûòîâûìè ýïèäåðìàëüíûìè àëëåðãåíàìè — îòðèöàòåëüíû; íåò ïîëîæèòåëüíûõ äàííûõ çà áðîíõèàëüíóþ àñòìó.
Àíàëèç ìîêðîòû îò 9.12.03
Êîëè÷åñòâî — ñêóäíîå öâåò — ñåðûé. Õàðàêòåð — ñìàçàííûé. Õàðàêòåð — ñëèçèñòàÿ. Ýîçèíîôèëëû — îòð. Ëåéêîöèòû — åäèíè÷íûå.
Àêòèâíûå ôåðìåíòû ñûâîðîòêè êðîâè 9.12.03
ÀËÒ — 0,15 (0,1-0,7), ÀÑÒ — 0,18 (0,1-0,5)
Âûâîä: áèîõèìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè â íîðìå.
Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè îò 9.13.03.
Áèëèðóáèí îáùèé — 16,0, ìî÷åâèíà — 6,4
Âûâîä: àíàëèçû â íîðìå.
Êîàãóëîãðàììà îò 9.12.03.
Ôèáðèíîãåí 4000 (2500-4000)
Âûâîä: ôèáðèíîãåí â ïðåäåëàõ íîðìû.
Îáùèé àíàëèç êðîâè îò 9.12.03
Ãåìîãëîáèí -167
ÑÎÝ — 16
Ëåéêîöèòû | ýîçèíîôèëëû | ï/ÿ | ñ/ÿ | Ëèìôîöèòû | Ìîíîöèòû |
21 | 2 | 1 | 71 | 38 | 2 |
Èììóíîëîãè÷åñêàÿ ëàáîðàòîðèÿ îò 9.12.03.
ÑÐÁ — îòðèöàòåëüíûé.
Àíàëèç êàë íà ÿéöà ãëèñò îò 9.12.03.
ßéöà íå îáíàðóæåíû.
Àíàëèç ìî÷è îò 9.12.03.
Öâåò — íàñûùåííûé, ïðîçðà÷íîñòü — ìóòíàÿ, áåëîê — îòðèöàòåëüíûé.
Êðèâàÿ ïîòîê — îáúåìà ôîðñèðîâàííîãî âäîõà îò 15.12.03.
Çàêëþ÷åíèå: îáñòðóêòèâíûé òèï. ÆÅË íå èçìåíåíà. Óìåðåííîå íàðóøåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, ðàñïðîñòðàíåííàÿ îáñòðóêöèÿ.
Ïðîáà ñ áåðîòåêîì ïîëîæèòåëüíàÿ.
áðîíõèàëüíûé àñòìà çàáîëåâàíèå àíàìíåç
Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç
Àíàëèçèðóÿ è ñîïîñòàâëÿÿ äàííûå îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ (àóñêóëüòàòèâíî â ñòàíäàðòíûõ òî÷êàõ ñðàâíèòåëüíîé è òîïîãðàôè÷åñêîé àóñêóëüòàöèè ñëåâà âûñëóøèâàåòñÿ æåñòêîå äûõàíèå, à òàêæå ñóõèå õðèïû), àíàìíåç (ïåðåíåñ òîòàëüíóþ ïíåâìîíèþ â 1992 ãîäó, ïîñëå ïåðåíåñ¸ííîé ïíåâìîíèè áîëüíîãî òðåâîæèë íå÷àñòûé, ïåðèîäè÷åñêèé êàøåëü, áåñïîêîÿùèé â óòðåííèå ÷àñû ñ íåçíà÷èòåëüíûì êîëè÷åñòâîì ñëèçèñòîé ìîêðîòû; èç àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà âûÿâëåíî, ÷òî àëëåðãèÿ ó áîëüíîãî îòñóòñòâóåò, íî åñòü èíäóêòîðíûé ôàêòîð, êîòîðûé çàïóñêàåò ïðèñòóï êàøëÿ (õîëîä); æàëîáû áîëüíîãî — Ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, óòðîì ïîñëå ïîäúåìà ñ ïîñòåëè, äíåì íà õîëîäå è ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè. Óòðîì êàøåëü ñî ñêóäíîé ìîêðîòîé áåëîãî öâåòà, òÿãó÷åé êîíñèñòåíöèè), ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ âîâëå÷åíà ñèñòåìà îðãàíîâ äûõàíèÿ. Íà îñíîâå åæåäíåâíûõ ñèìïòîìîâ; îáîñòðåíèÿ íàðóøàþò àêòèâíîñòü è ñîí; íî÷íûå ñèìïòîìû âîçíèêàþò áîëåå 1 ðàçà â íåäåëþ; åæåäíåâíûé ïðèåì áåòà2-àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ ìîæíî ïîñòàâèòü ñðåäíåòÿæåëóþ ñòåïåíü.
Ëàáîðàòîðíî: ëåéêîöèòîç, ñèíäðîì íåçíà÷èòåëüíî óñêîðåííî ÑÎÝ, â ìîêðîòå — êîëè÷åñòâî — ñêóäíîå öâåò — ñåðûé. Õàðàêòåð — ñìàçàííûé. Õàðàêòåð — ñëèçèñòàÿ. Ýîçèíîôèëëû — îòð. Ëåéêîöèòû — åäèíè÷íûå.
Ïî ñïèðîãðàììå çàêëþ÷åíèå: îáñòðóêòèâíûé òèï. ÆÅË íå èçìåíåíà. Óìåðåííîå íàðóøåíèå áðîíõèàëüíîé ïðîõîäèìîñòè, ðàñïðîñòðàíåííàÿ îáñòðóêöèÿ.
Ïðîáà ñ áåðàòåêîì ïîëîæèòåëüíàÿ.
Îñíîâûâàÿñü íà âûøåïåðå÷èñëåííûõ äàííûõ ìîæíî âûñòàâèòü êëèíè÷åñêèé äèàãíîç: Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà, ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, îáîñòðåíèå, ÄÍ I-II(à) ñò.
Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç
Íåàëëåðãè÷åñêóþ ôîðìó áðîíõèàëüíîé àñòìû íóæíî äèôôåðåíöèðîâàòü ñ àëëåðãè÷åñêîé ôîðìîé.
 îñíîâå àëëåðãè÷åñêîé ÁÀ ëåæèò èììóíîëîãè÷åñêèé ìåõàíèçì ñ èçáûòî÷íîé ïðîäóêöèåé IgE. Ýòî ïðèâîäèò ê ìàññèðîâàííîìó âûáðîñó ìåäèàòîðîâ òó÷íîé êëåòêîé ïðè âñÿêîì êîíòàêòå áîëüíîãî ñ âèíîâíûì àëëåðãåíîì. Àëëåðãè÷åñêàÿ ÁÀ ÷àùå âîçíèêàåò ó ëþäåé ñ îòÿãîùåííûì ñåìåéíûì èëè ïåðñîíàëüíûì àëëåðãîëîãè÷åñêèì àíàìíåçîì, íà÷èíàåòñÿ îáû÷íî â äåòñêîì âîçðàñòå, ó òàêèõ áîëüíûõ — ïîëîæèòåëüíûå êîæíûå è ïðîâîêàöèîííûå ïðîáû ñ íåèíôåêöèîííûìè àëëåðãåíàìè, ïîâûøåí óðîâåíü îáùåãî è ñïåöèôè÷åñêîãî IgE, èìåþòñÿ äðóãèå àëëåðãè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ (àëëåðãè÷åñêèé ðèíèò, êîíúþíêòèâèò, àòîïè÷åñêèé äåðìàòèò).
Âñå äàííûå ïðîÿâëåíèÿ íå õàðàêòåðíû äëÿ íåàëëåðãè÷åñêîé ôîðìû áðîíõèàëüíîé àñòìû.
Èììóíîëîãè÷åñêèé äèàãíîç
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íåàëëåðãè÷åñêàÿ ôîðìà â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ ÄÍ I-II ñò.
Èììóíîïàòîãåíåç
Ïðè íåàëëåðãè÷åñêîé áðîíõèàëüíîé àñòìå íå óäàåòñÿ âûÿâèòü ñåíñèáèëèçàöèè ê îïðåäåëåííîìó àëëåðãåíó. Íà÷àëî áîëåçíè ïðèõîäèòñÿ íà áîëåå çðåëûé âîçðàñò, è ïóñêîâûì ôàêòîðîì, à òàêæå âèíîâíèêîì îáîñòðåíèÿ ÷àùå âñåãî ÿâëÿåòñÿ ïåðåíåñåííàÿ ðåñïèðàòîðíàÿ âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ. Ñïóñòÿ íåñêîëüêî äíåé ïîñëå íà÷àëà âèðóñíîãî çàáîëåâàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ îäûøêà, êàøåëü, ïðèñòóïû óäóøüÿ, êîòîðûå ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ îò íåñêîëüêèõ äíåé äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ.
Ëå÷åíèå
Îáùàÿ ïðîãðàììà ëå÷åíèÿ áîëüíîãî ÁÀ äîëæíà âêëþ÷àòü â ñåáÿ: 1) îáðàçîâàòåëüíóþ ïðîãðàììó; 2) îöåíêó è ìîíèòîðèíã ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè; 3) èñêëþ÷åíèå ôàêòîðîâ, ïðîâîöèðóþùèõ îáîñòðåíèå áîëåçíè, èëè êîíòðîëü íàä íèìè; 4) ðàçðàáîòêó èíäèâèäóàëüíîé ñõåìû ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ; 5) ðàçðàáîòêó ïëàíà ëå÷åíèÿ îáîñòðåíèÿ áîëåçíè, íåîòëîæíóþ òåðàïèþ ïðè ïðèñòóïå óäóøüÿ è (èëè) àñòìàòè÷åñêîì ñòàòóñå; 6) äèñïàíñåðíîå íàáëþäåíèå.
Îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà ïðåäïîëàãàåò ñàíèòàðíîå îáðàçîâàíèå áîëüíîãî ÁÀ: îí îâëàäåâàåò ìåòîäàìè ïðîôèëàêòèêè ÁÀ, êîòîðûå çíà÷èòåëüíî ïîâûøàþò êà÷åñòâî åãî æèçíè, îöåíèâàåò è çàïèñûâàåò â äíåâíèê îñíîâíûå ñèìïòîìû ñâîåãî çàáîëåâàíèÿ, ïðîâîäèò èíäèâèäóàëüíûé êîíòðîëü çà ïèêîâîé ñêîðîñòüþ âûäîõà ñ ïîìîùüþ ïîðòàòèâíîãî ïèêôëîóìåòðà. Îáíàðóæåííûå èì èçìåíåíèÿ â òå÷åíèè áîëåçíè ïîçâîëÿþò ñâîåâðåìåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
Ëå÷åíèå: ñòóïåíü ¹ 3.
Ø Äîçà èíãàëÿöèîííûõ êîðòèêîñòåðîèäîâ áåêëàçîí 250 ìêã 1äîçà íà 2 ðàçà 14 äíåé. Ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü èíãàëÿòîð ñî ñïåéñåðîì.
Ø Áðîíõîäèëÿòàòîðû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ ìîãóò áûòü òàêæå íàçíà÷åíû â äîáàâëåíèå ê èíãàëÿöèîííûì êîðòèêîñòåðîèäàì, îñîáåííî äëÿ êîíòðîëÿ íî÷íûõ ñèìïòîìîâ. Ìîæíî ïðèìåíÿòü òåîôèëëèíû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, ïåðîðàëüíûå è èíãàëÿöèîííûå áåòà2-àãîíèñòû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Ïðè íàçíà÷åíèè òåîôèëëèíîâ ñëåäóåò ìîíèòîðèðîâàòü êîíöåíòðàöèþ òåîôèëëèíà äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, îáû÷íûé äèàïàçîí òåðàïåâòè÷åñêîé êîíöåíòðàöèè 5-15 ìêã íà ìë.
Êóïèðîâàòü ñèìïòîìû ñëåäóåò áåòà2-àãîíèñòàìè êîðîòêîãî äåéñòâèÿ èëè àëüòåðíàòèâíûìè ïðåïàðàòàìè. Ñàëüáóòàìîë 1-2 äîçû 14 äíåé. áåðîäóàë- 1 — 2 äîçû àýðîçîëÿ 3 ðàçà â äåíü. Ðàñòâîð ýóôèëèíà 2,4% — 10,0 â/â êàïåëüíî íà 200,0 ìë ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàñòâîðà.
Ø Ïðè áîëåå òÿæåëûõ îáîñòðåíèÿõ ñëåäóåò ïðîâîäèòü êóðñ ïåðîðàëüíûõ êîðòèêîñòåðîèäîâ.
Ïðèìå÷àíèå: åñëè êîíòðîëÿ àñòìû íå óäàåòñÿ äîñòè÷ü, ÷òî âûðàæàåòñÿ áîëåå ÷àñòûìè ñèìïòîìàìè, óâåëè÷åíèåì ïîòðåáíîñòè â áðîíõîäèëàòàðîðàõ, èëè ïàäåíèåì ïîêàçàòåëåé ÏÑÂ, òî ñëåäóåò íàçíà÷àòü ëå÷åíèå ñòóïåíè ¹ 4.
ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå â êîìïëåêñíîé òåðàïèè áîëüíûõ ÁÀ èìååò ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå. Òàê, äëÿ óëó÷øåíèÿ äðåíàæíîé ôóíêöèè áðîíõèàëüíîãî äåðåâà è óìåíüøåíèÿ âÿçêîñòè ìîêðîòû èñïîëüçóþòñÿ îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà. Ðåêîìåíäóþòñÿ ñåêðåòîëèòè÷åñêèå ïðåïàðàòû, êîòîðûå äåéñòâóþò íåïîñðåäñòâåííî íà ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó áðîíõîâ (ýôèðíûå ìàñëà, éîäèäû, íàòðèÿ ãèäðîêàðáîíàò è äð.); ñåêðåòîìîòîðíûå ïðåïàðàòû (ðåôëåêòîðíî — ÷åðåç æåëóäîê è ðâîòíûé öåíòð — óñèëèâàþò áðîíõèàëüíóþ ñåêðåöèþ: íàñòîé òåðìîïñèñà, àëòåéíîãî êîðíÿ, ëèñòüåâ ìàòü-è-ìà÷åõè, ïîäîðîæíèêà) è ìóêîëèòèêè (òðèïñèí, õèìîïñèí, ðèáîíóêëåàçà, ìóêàëòèí, áðîìãåêñèí, áèñîëüâîí è äð.). Êàëèÿ éîäèä ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñèëüíûì îòõàðêèâàþùèì ñðåäñòâîì, íàçíà÷àåòñÿ ïî 1 ñò. ëîæêå 3 % ðàñòâîðà 5-6 ðàç â äåíü ïîñëå åäû, íå áîëåå 5 äí ïîäðÿä. Íàñòîé òåðìîïñèñà — 0,8-1 ã íà 200 ìë âîäû — íàçíà÷àåòñÿ äî åäû ïî 1 ñò. ëîæêå 5-6 ðàç â äåíü. Õîðîøèé ýôôåêò íàáëþäàåòñÿ îò óëüòðàçâóêîâûõ èíãàëÿöèé òðèïñèíà, õèì?