Палатный режим при бронхиальной астме

Палатный режим при бронхиальной астме thumbnail

ИП — сидя на стуле, руки на коленях

1. Диафрагмальное дыхание.

2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1, 2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

ИП — сидя на стуле

1. Диафрагмальное дыхание.

2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

ИП— стоя

7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

Показания к их применению:

— подострый период;

— период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

— начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

— тренировочный период при бронхиальной астме. Противопоказания:

— обострение заболеваний,

— острый период заболевания,

— легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Формы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

Список используемой литературы

1.Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиванов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. — М.: Медицина, 1987.

2.Довгань В.И., Темкин И.Б. Механотерапия. — М.: Медицина, 1981.

3.Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. — М.: Медицина, 1993.

4.Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. — М.: Медицина, 1983.

5.Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. — М.: Медицина, 1990.

6.Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995.

7.Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. — Л.: Медицина, 1988.

Источник

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме

Палатный режим при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

За д а ч и   ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

П о к а з а н и я   к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

П р о т и в о п о к а з а н и я   к назначению ЛФК:

  • легочно-сердечная недостаточность III степени;
  • астматический статус;
  • тахикардия более 120 уд./мин;
  • одышка более 25 дыханий в минуту;
  • температура выше 38 °С.

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП — лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика — это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох — пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Читайте также:  Бронхиальная астма показание к кесареву

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя — при звуках б, г, д, в, з; наименьшая — при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры — от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия—2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха — задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)
ИП — сидя на стуле, руки на коленях

  1. Диафрагмапьное дыхание.
  2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.
  4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.
  5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  7. На вдохе — руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.
  8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох — 1,2; выдох — 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса ‘продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)
ИП — сидя на стуле

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.
  3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.
  4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.
  5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

ИП—стоя

  1. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  2. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.
  3. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н и я   к их применению:

  • подострый период;
  • период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;
  • начало и полная ремиссия ХНЗЛ;
  • тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о п о к а з а н и я :

  • обострение заболеваний,
  • острый период «заболевания,
  • легочно-сердечная недостаточность — в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы   тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега — 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

                                             
                                             
                                             

Оценить статью:

Читайте также:  Дипроспан уколы при астме отзывы

Источник

Бронхиальная
астма

это хроническое
заболевание бронхов, которое сопровождается
сужением просвета и приступами удушья.
Развиться заболевание может и у молодых,
и у пожилых, но в детском возрасте
вероятность возникновения выше.

Бронхиальная
астма идет бок о бок с аллергией, зачастую
именно аллергены провоцируют развитие
приступа. Также вызвать приступ могут
некоторые бактерии и грибы. Поэтому
для успешного лечения астмы необходимо
соблюдать гипоаллергенный режим.

Принципы питания
больных бронхиальной астмой
.
Питание
пациентов, страдающих бронхиальной
астмой, в период ремиссии должно быть
полноценным, сбалансированным и
разнообразным, и гипоаллергенным при
наличии пищевой аллергии.

Диета
должна включать достаточное количество
белков, в том числе животных. Необходимо
употреблять мясо и рыбу (рекомендуются
нежирные сорта), молочные и молочнокислые
продукты.

Уделять
внимание не только рациону, но и режиму
питания для больных бронхиальной
астмой. Одним из факторов риска развития
бронхоспазма является перерастяжение
желудка. Поэтому переедание недопустимо,
следует употреблять пищу небольшими
порциями 5–6 раз в день, пить жидкость
лучше через 1–2 часа после еды. Также
не следует наедаться на ночь, последний
прием пищи должен осуществляться не
позднее чем за 2 часа до сна.

Мероприятия
для снижения воздействия аллергенов
клещей домашней пыли

Главные:

регулярная
стирка постельного белья (1-2 раза в
неделю) при температуре 55-60°С для
уничтожения клещей (стирка холодной
водой уменьшает содержание клещевых
аллергенов на 90%, а стирка горячей водой
уничтожает клещей);

стирать
подушки, пуховые одеяла и мягкие игрушки
горячей водой 55-60°С, можно промораживать
или держать под прямыми солнечными
лучами в течение дня для уничтожения
клещей и использовать для чехлов
непроницаемые для клещей ткани;

адекватная
вентиляция жилища, обеспечивающая
снижение влажности в доме до 50% и ниже,
что важно для контроля за количеством
клещей.

Дополнительные:

использовать
для уборки жилища вакуумные пылесосы;

убрать
из комнаты ребенка компьютер, телевизор,
ковры, драпированные шторы;

использовать
специальные салфетки для уборки пыли
с поверхностей;

для
обеспечения лучших условий для чистки
желательна замена напольных покрытий
и мебели на легко моющиеся;

удаление
из комнаты ребенка комнатных растений;

удаление
домашних животных из квартиры при
наличии эпидермальной аллергии.

Мероприятия
по уменьшению контакта с пыльцой

Проветривание
помещений в те часы, когда концентрация
пыльцы в воздухе наименьшая (например,
вечером), и закрывание окон днем в пик
поллинации.

Ношение
солнцезащитных очков для уменьшения
попадания пыльцы на слизистую глаз.

Исключение
контактов с травой, сеном и участия в
сельхозработах, связанных с травой и
сеном.

Использование
в автомобиле и в доме кондиционеров со
специальными противопыльцевыми
фильтрами.

Проведение
в квартире ежедневной влажной уборки;

Мероприятия
по устранению контакта с аллергенами
грибов:

использовать
осушители воздуха для помещений с
повышенной (более 50-60%) влажностью;

незамедлительно
устранять любые протечки воды в доме
для предотвращения высокой влажности
и появления пятен плесени.

не
принимать участие в садовых работах
осенью и весной, так как именно лежалые
листья и трава служат источником
плесневых грибков в воздухе. Исключить
контакт с собранными или горящими
листьями, заплесневелым сеном или
соломой.

Будьте
здоровы!!!

Амурская
Государственная Медицинская
Академия

Кафедра
педиатрии

Гипоаллергенный
режим при бронхиальной астме

Благовещенск
2015

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1.
Ходьба по залу, ходьба на носках, пятках,
наружной и внутренней стороне стоп ,
3–5 минут.

2.
И. п. – стоя. Вдох – подняться на носки,
поднять плечи, пальцы сжать в кулак,
выдох – вернуться в и. п. Повторить 6–8
раз.

3.
И. п. – то же. Вдох – поднять голову и
руки вверх, прогнуться, выдох – приседание,
кисти рук на коленях, вернуться в и. п.
Повторить 7–9 раз.

4.
И. п. – то же. Вдох – поочередные наклоны
в стороны, рука скользит по бедру вниз,
выдох – вернуться в и. п. Повторить по
8–10 раз в каждую сторону.

5.
И. п. – то же, в руках медицинбол, руки
перед грудью. Вдох – поворот в сторону,
выдох – вернуться в и. п. Повторить по
8–10 раз в каждую сторону.

6.
Ходьба с высоким подниманием бедра и
активной работой рук, 3–5 минут.

7.
И. п. – стоя, гимнастическая палка лежит
на стуле. Вдох – руки поднять, выдох –
наклониться, взять палку. Повторить 6–8
раз.

8.
И. п. – то же, в руках гимнастическая
палка. Вдох – поднять руки вверх, выдох
– палку положить на стул. Повторить 6–8
раз.

9.
И. п. – стоя боком к гимнастической
стенке, рукой держаться за перекладину
на уровне груди. Вдох – отклониться от
стенки, выдох – вернуться в и. п. Повторить
8–10 раз.

10.
И. п. – стоя лицом к гимнастической
стенке. Вдох – поднять руки вверх,
тянуться руками к верхней перекладине,
выдох – руками держаться за перекладину
на уровне пояса, легкое приседание.
Повторить 7–9 раз.

11.
И. п. – стоя, в руках гимнастическая
палка, руки опущены. Вдох – поднять руки
вверх, выдох – поджать колено к животу
с помощью палки. Повторить 8–10 раз.

Читайте также:  Лечим астму и пневмонию

12.
И. п. – то же, руки перед грудью. Вдох –
развести руки в стороны, поворот туловища
в сторону, выдох – вернуться в и. п.
Повторить по 6–8 раз в каждую сторону.

13.
Ходьба в среднем темпе с переходом на
медленный, 4–5 минут.

Больным
бронхитом противопоказаны упражнения
,
связанные с натуживанием и задержкой
дыхания. Подбор упражнений и длительность
лечебной гимнастики при бронхите носят
строго индивидуальный характер, зависят
от физической подготовленности
занимающихся и тяжести заболевания.

Лечебный
массаж

Цель
массажа – стимуляция рефлекса,
способствующего расширению бронхов и
углублению дыхания. Массаж грудной
клетки, мышц плечевого пояса и шеи
расслабляет мышцы, снимает скованность
грудной клетки и спазмы. Массаж
рекомендуется проводить ежедневно
(лучше утром, через полтора–два часа
после завтрака), начинать – с момента
стихания воспалительного процесса,
используются все массажные приемы.
Общая продолжительность массажа – до
12 минут.

Самомассаж.
Наклонить голову и туловище вперед и
сначала круговыми движениями по часовой
стрелке, а затем справа налево, одним
или двумя пальцами – массирующее
движение в яремной ямке. При наклоне
туловища вперед выполнять маховые
движения расслабленными руками в стороны
и скрестно, произнося звуки «ш-ш-ш»,
«щ-щ-щ», «ж-ж-ж», «у-у-у» с удлиненным
выдохом.

Бронхиальная астма

Средства ЛФК,
рефлекторно и гуморально возбуждая
дыхательные центры, способствуют
улучшению вентиляции и газообмена. Под
влиянием лечебной гимнастики и массажа
повышается общий тонус и улучшается
психологическое состояние больного,
функции центральной нервной системы,
улучшаются нервные процессы в коре
больших полушарий головного мозга и
взаимодействие коры и подкорки;
активизируются защитные силы организма;
создается оптимальный фон для использования
всех лечебных факторов.

Систематические
физические упражнения, улучшая крово-
и лимфообращение в легких и плевре,
способствуют более быстрому рассасыванию
экссудата. Структуры регенерирующих
тканей приспосабливаются к функциональным
требованиям. Атрофические и дегенеративные
изменения могут частично подвергнуться
обратному развитию. Это касается в
равной мере легочной ткани, дыхательной
мускулатуры, суставного аппарата,
грудной клетки и позвоночника.

Физические
упражнения способствуют предупреждению
ряда осложнений, которые могут развиться
в легких и в плевральной полости
(эмфизема), и вторичных деформаций
грудной клетки. Существенным результатом
трофического воздействия физических
упражнений становится восстановление
эластичности и подвижности легкого.
Улучшение оксигенации крови при
выполнении дыхательных упражнений
улучшает обменные процессы в органах
и тканях.

При любом заболевании
органов дыхания, вызывающем расстройства
дыхательной функции, и при бронхиальной
астме в том числе, в порядке приспособления
формируются самопроизвольные компенсации.
При сочетании с различными условными
раздражителями они могут закрепляться.
В ранний период заболевания, применяя
упражнения с произвольно редким и
глубоким дыханием, удается быстрее
сформировать рациональную компенсацию.
Более совершенные компенсации при
сформировавшихся необратимых изменениях
(эмфизема) обеспечиваются с помощью
упражнений, акцентирующих отдельные
фазы дыхания, обеспечивающих тренировку
диафрагмального дыхания, укрепление
дыхательной мускулатуры и увеличение
подвижности грудной клетки. При выполнении
физических упражнений мобилизуются
вспомогательные механизмы кровообращения,
повышается утилизация кислорода тканями.
Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические
упражнения содействуют выведению
отделяемого гиперсекретирующих бронхов
из воздухоносных путей, способствуют
нормализации нарушенной дыхательной
функции. В основе механизма нормализации
лежит перестройка патологически
измененной регуляции функции органов
внешнего дыхания. Восстанавливающийся
при регенерации концевой аппарат
интерорецепторов создает предпосылки
для нормализации рефлекторной регуляции
дыхания. Путем произвольного управления
всеми доступными компонентами дыхательного
акта достигаются полное равномерное
дыхание, должное соотношение вдоха и
выдоха и акцент на выдохе, необходимая
глубина дыхания, полноценное расправление
и равномерная вентиляция легких.
Постепенно формируется произвольно
управляемый полноценный двигательный
акт, закрепляющийся в процессе
систематической тренировки по механизму
образования условных рефлексов.
Нормализация газообмена при этом
происходит в результате воздействия
не только на внешнее, но и на тканевое
дыхание (повышение окислительных
процессов на периферии и коэффициента
утилизации кислорода под влиянием
физических упражнений).

В исследовании
Т.Н. Суровенко, А.В. Ящук с соавторами
показано, что после 6–9 месяцев тренировок
34% детей отказались от базисной терапии,
при этом заболеваемость ОРВИ снизилась
в младшей группе обследуемых детей в
3,7 раза, количество приступов
бронхообструкции – в 4,3 раза, длительность
обострений – в 2,4 раза, потребность в
бронхолитиках – в 4,7 раза. У детей старшей
возрастной группы, с исходно лучшими
показателями, заболеваемость ОРВИ,
количество обострений и дней болезни
снизились почти в 2 раза на фоне улучшения
качества жизни и снижения частоты и доз
применяемых медикаментов. К концу 1-го
года занятий в 2 раза и более сократилось
число обращений к врачам специалистам,
вызовов скорой медицинской помощи.
После 1 года занятий дети в 2,5 раза реже
госпитализировались с обострением
бронхиальной астмы, после 2 лет занятий
– случаев госпитализации не было.

Кроме того, при
бронхиальной астме страдают и многие
другие системы организма, в первую
очередь сердечно-сосудистая. Физические
упражнения оказывают нормализующее
влияние на кровообращение. Они положительно
воздействуют на динамику нервных
процессов в коре больших полушарий
головного мозга и на адаптацию организма
к различным физическим нагрузкам.

Задачи ЛФК при
бронхиальной астме:

– нормализация
механизма дыхательного акта;

– увеличение силы
дыхательной мускулатуры и подвижности
грудной клетки;

– повышение
устойчивости организма к воздействию
внешней среды;

– повышение
психологической устойчивости больного.

Источник