Паническая атака или астма
В дни, когда происходят терракты, даже самый спокойный человек может начать чувствовать страх или паниковать. Террористы именно поэтому атакуют заметные места — парковки, кинотеатры, аэропорты, метро. Там может быть каждый, и, невзирая на то, что вероятность стать жертвой терракта теоретически очень мала, пугает то, что мы не можем предсказать это, не можем себя защитить, не можем перестать пользоваться метро или ходить по улицам.
Как распознать приступ паники, отличить его от соматического процесса — такого, как приступ астмы, сердечный приступ или невралгию?
Признаки приступа астмы: появляется першение в горле, невозможно сделать выдох, напрягается реберная мускулатура, человек не может распрямиться, носогубный треугольник и кончики пальцев начинают синеть, при вдохе и выдохе раздаются сильные хрипы.
Признаки сердечного приступа: самый важный момент здесь— время. Типичный инфаркт — быстрый. Приходит внезапная сердечная боль — в груди или под лопаткой, астматический инфаркт может быть без боли, но с сильнейшими хрипами в груди и с окровавленной пеной изо рта, аритмический инфаркт сопровождается сильнейшим изменением ритма биения сердца, церебральная форма напоминает инсульт и приводит к быстрой потере сознания.
Признаки инсульта: лицевой парез, невозможность поднять руки на одну и ту же высоту, выговорить членораздельно текст.
И, наконец, признак межреберной невралгии — длительная острая простреливающая боль в грудине при нормальном биении сердца. Очень трудно сделать вдох, есть ощущение, как будто человека бьют током.
Как правило, паническая атака напоминает приступ внезапного удушья: слабеют ноги, ломит спину, кружится голова, не хватает воздуха. Но есть и специфические отличия — на первый план выходят тревожные ощущения, а не болевые: страшно, есть ощущение, что помочь некому, что окружение враждебно, слишком много или слишком мало пространства, воздуха, людей.
Соматические проявления также отличны — дыхание затруднено, но на вдохе, а не на выдохе, нет хрипов, нет спазма, нет ощущения электрических разрядов. Как правило, при уходе панической атаки довольно быстро восстанавливается нормальное физическое состояние.
Что делать?
1. Паническая атака — это приступ страха. То есть никакой угрозы здоровью сама по себе она не несет. Опасна она может быть только в том случае, если человек теряет сознание и падает головой на что-нибудь твердое. Поэтому первая задача при панической атаке — найти место, где можно сесть или откуда не страшно падать.
2. Очень важно визуализировать дыхание. Если человеку кажется, что ему не хватает воздуха, он начинает быстро и интенсивно вдыхать, начинается гипервентиляция. Задача — выдыхать. Спокойно и размеренно. Не волнуйтесь — вдох мать-природа заставит сделать автоматически. В американских фильмах именно для этого людям дают бумажный пакет: он помогает визуализировать дыхание и успокоиться: я дышу нормально, я все еще жив. Если у вас нет под руками пакета, можно визуализировать вдох руками: на вдохе поворачивать ладони к себе, на выдохе — от себя. Эффект будет такой же.
3. В случае агорафобии (ощущении, что вокруг слишком много пространства, людей, что вы слишком маленькая) можно поступить, как в фильме «Война миров», — выставить перед собой сложенные «полочкой» руки и повторять «вот мое пространство, здесь я в безопасности» или каким-то другим способом ограничить визульный ряд — чтобы перед глазами было что-то привычное и безопасное — спина или плечо мужа или жены, скамейка, ваш собственный рюкзак и так далее.
4. Очень помогает что-то смешное, нестрашное и противоположное по смыслу: например, одно из самых эффективных упражнений при приступе паники — «джампинг-джек» — прыжки «ноги в стороны — ноги вместе» с поднятием рук и хлопаньем над головой. Обычно при первой панической атаке люди очень возмущаются: я тут умираю, а ты предлагаешь попрыгать! Но если паника у вас не в первый раз — просто поверьте, это работает.
5. Если у вас часто бывают панические атаки и приступы страха — могут понадобиться транквилизаторы, седативные и противотревожные препараты. Их может выписать доктор, и их стоит носить с собой, потому что даже сам ритуал принятия такого препарата снижает тревожность. Но помните — вы не больны и не умираете, это ошибка распознавания сигналов мозгом. В случае сильных фобий и частых панических атак имеет смысл обратиться к психотерапевту и психиатру. Самой эффективной для лечения именно панических атак считается когнитивно-бихевиоральная терапия. Она не слишком широко представлена в России, но тем не менее найти хорошего специалиста можно.
Источник
Существует вид панических атак, когда человек задыхается, испытывает тяжесть в груди, не может вздохнуть воздух. Но похожие признаки случаются и при начале бронхиальной астмы. Можно ли как-то различить эти виды удушья? Какие нужны анализы? Как понять — это аллергия переходит в астму или возникает паническая атака от нервного стресса? Особенно интересует этот момент для подростков. бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов тринадцать 8 месяцев назад В самом начале хочу отметить что я не доктор, но по сути заданного вопроса имею некоторые представления. Дело в том что бронхиальная астма очень часто имеет психосоматические корни. Отсюда каждый астматик знает, что как только он сильно разволнуется, то жди приступ. Иными словами стресс является очень хорошим стартом для приступов астмы. А что такое паническая атака? Не стресс ли это сильнейший? Причем эта атака может как запустить приступ астмы так и запуститься вследствии приступа астмы, когда не хватает воздуха и резко начинается паника. То есть отличия в том что запуск ПА и БА может произойти по совершенно разным причинам, но после запуска одного, очень часто запускается второе. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим kpv03 8 месяцев назад Бронхиальная астма,комбинированное заболевание,которое характеризуется приступами истинного удушья,более, с инспираторной ( затруднный вдох) отдышкой,наличием разнокалиберных хрипов в лёгких,которые слышны на расстоянии,вынужденным положением больного( полусидя,оперев руки),цианозом( синушностью кожных покровов).,снижением содержания кислорода в крови,признаками лёгочной недостаточности.Это связано с бронхообструкцией,спазмом бронхов в результате аллергического и структурно измененных эпителия бронхов.Анализ мокроты при бронхиальной астме позволяют обнаружить изменённые эозинофилы, так называемые кристаллы Шарко- Лейдена,что никогда не будет при ложных невротических отдышках при панических атаках Кроме этого, при бронхиальной астме также меняется картина анализа крови,повышается содержание эозинофилов и ДР показателей.Спиромерия- измерение жизненного объема лёгких при бронхиальной астме бывает снижена.Удушье при панических атаках всегда эмоционально окрашено, объективно вдох не затруднён,скорее,увеличивается частота дыхания,из-за чего возникает гипервентиляция и вследствие этого включается порочный круг- ещё больше возрастает частота дыхания,потом страх, головокружение и и.д При этом показатели насыщения крови кислородом в норме и даже больше.)Но,,действительно,бронхиальная астма может у детей манифестировать ( проявляться) с психо- эмоциональными нарушениями,поэтому,последнее слово за обследованием,включая все перечисленные методы,которые будут рекомендованы Это рентгенография лёгких,анализ мокроты,анализ крови,спирометрия. JGENA 8 месяцев назад Приступ бронхиальной астмы обычно начинается с приступообразного непродуктивного кашля, резко затруднен выдох, дыхание шумное хриплое, слышно на расстоянии. Приступ при панической атаке не сопровождается спазмом бронхов, как при астме. Это лишь чувство нехватки воздуха. Этот приступ обязательно должен сопровождаться еще 3-4 признаками вегетативной бури, например, потливостью, сердцебиением, болями в животе, головокружением, тремором, тошнотой, жаром или ознобом,страхом смерти. Доктору обычно где что понять не сложно, сложнее доказать пациенту, что у него панические атаки и необходимо соответствующее лечение, далекое от противоастматической терапии. Знаете ответ? |
Источник
Õî÷ó íà÷àòü ñâîþ èñòîðèþ ñ ïîïûòêè îáúÿñíèòü, ïî÷åìó åå ñîäåðæàíèå èìååò öåííîñòü íå òîëüêî äëÿ ëþäåé, çàìåòèâøèõ êàêèå-òî óõóäøåíèÿ ñâîåãî ñàìî÷óâñòâèÿ èëè óæå ïîëó÷èâøèõ ïñèõè÷åñêèé äèàãíîç, íî è äëÿ âñåõ.
Âî-ïåðâûõ, ìîé äëèòåëüíûé (îêîëî 3.5 ëåò) îïûò è îïûò ìíîãèõ ëþäåé, ðàññêàçûâàþùèõ ñâîè èñòîðèè, ïîêàçûâàåò, ÷òî âðà÷è ñîìàòè÷åñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé (ïîïðîñòó, îáû÷íûå âðà÷è) â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïëîõî îñâåäîìëåíû î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ (ÿ ãîâîðþ êðàéíå ìÿãêî). Ïîýòîìó íå ñòîèò íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïîõîä ê òåðàïåâòó ðåøèò âñå âàøè ïðîáëåìû, åñëè èñòèííàÿ ïðè÷èíà ëåæèò â ïñèõîýìîöèîíàëüíîé îáëàñòè.
Âî-âòîðûõ, â íàøåé ñòðàíå ïðèíÿòî ðåøàòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû 3 ñïîñîáàìè: íè÷åãî íå äåëàòü, ñïèâàòüñÿ èëè ñîâåðøàòü ñóèöèä. Îòñþäà âûòåêàåò òàêæå è îáùèé íèçêèé óðîâåíü îñâåäîìëåííîñòè íàñåëåíèÿ î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ. ß è ñàì ðàíüøå íè÷åãî íå çíàë.
Åñòü åùå íåñêîëüêî âàæíûõ ïðè÷èí, ïðî êîòîðûå ðàññêàæó äàëåå.
 îáùåì, ÿ õî÷ó â ìåðó ñâîèõ ñèë ïðîñâåòèòü ëþäåé, ÷òîáû îíè íà ñàìûõ ðàííèõ ýòàïàõ ìîãëè çàìåòèòü ïðîáëåìó ó ñåáÿ èëè ñâîèõ áëèçêèõ è íà÷àòü åå ïðàâèëüíî ðåøàòü.
Áóêâ äîâîëüíî ìíîãî, ïîýòîìó äëÿ òåõ, êòî íå õî÷åò ÷èòàòü âñå èëè êîìó íå íðàâèòñÿ ìîé ñòèëü èçëîæåíèÿ, â êîíöå ÿ ïî ïóíêòàì âûïèñàë îñíîâíûå òåçèñû.
Ìîÿ èñòîðèÿ íà÷àëàñü âåñíîé 2015 ãîäà (ìíå òîãäà áûëî 28 ëåò).  òî âðåìÿ ó ìåíÿ áûëî âñå õîðîøî: ïîëó÷èë êëþ÷è îò íîâîé êâàðòèðû, ðàáîòàë â õîðîøåì ìåñòå, ðåãóëÿðíî çàíèìàëñÿ â òðåíàæåðêå, âñòðå÷àëñÿ ñî ñâîåé áóäóùåé æåíîé, ãîòîâèëèñü äåëàòü ðåìîíò. Íå áûëî íè åäèíîãî ïîâîäà äëÿ ðàññòðîéñòâà, íî âäðóã íà÷àë ñíèæàòüñÿ àïïåòèò.
Òàê êàê ÿ ãîäàìè ñòàðàëñÿ íàðàùèâàòü ìûøå÷íóþ ìàññó, ñíèæåíèå àïïåòèòà ìåíÿ î÷åíü âîëíîâàëî. Îíî åùå ñî÷åòàëîñü ñ êàêîé-òî ìàëîîáúÿñíèìîé òðåâîãîé, âîçíèêàþùåé ïðè ïèòàíèè â êîìïàíèè êîëëåã/äðóçåé.
Òàê êàê ìîé àïïåòèò óõóäøèëñÿ äî ÿâíî íå íîðìàëüíûõ ïîêàçàòåëåé, ÿ ðåøèë íå ìåäëèòü è îáðàòèòüñÿ ê ãàñòðîýíòåðîëîãó. Ãàñòðîýíòåðîëîã áûë ïëàòíûé è ðàçâåë ìåíÿ íà âñå âîçìîæíûå èññëåäîâàíèÿ â îáëàñòè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è âñåõ ñìåæíûõ. ß áûë íå ïðîòèâ âñåõ ýòèõ òðàò, òàê êàê õîòåë âûÿñíèòü, â ÷åì äåëî.  îáùåì-òî, âñå áûëî ïî÷òè èäåàëüíî, êðîìå ýðîçèè ñòåíêè æåëóäêà. Íàñêîëüêî ÿ ïîíèìàþ, ýòî ñîâñåì íå ñòðàøíî, íî ìåíÿ íà÷àëè ëå÷èòü, âûïèñàëè ïðåïàðàò Äå-Íîë, âðîäå êàê äîâîëüíî áåçîáèäíûé.
À â ýòî âðåìÿ ÿ î÷åíü èíòåíñèâíî çàíèìàëñÿ ðåìîíòîì. Õîòÿ áîëüøóþ ÷àñòü ñòðîèòåëüíûõ ðàáîò ÿ äåëàë íå ñàì, íî ýíåðãèè çàòðà÷èâàë ìàññó, òàê êàê íåîáõîäèìî áûëî çà ìåñÿö âûáðàòü è çàêóïèòü âñå ñ àáñîëþòíîãî íóëÿ äî ïîëíîñòüþ óêîìïëåêòîâàííîé êâàðòèðû. Ïëþñ ÿ î÷åíü-î÷åíü ñòàðàëñÿ ñäåëàòü âñå êàê ìîæíî ëó÷øå, ïåðåæèâàÿ çà êàæäóþ ìåëî÷ü.
È âîò ÿ ïðîõîæó ëå÷åíèå òàáëåòêàìè, àêòèâíî çàíèìàþñü ðåìîíòîì, ïðè ýòîì ðàáîòàþ, è â îäèí «ïðåêðàñíûé» ëåòíèé ïîíåäåëüíèê ñëó÷èëñÿ â ìîåé æèçíè ðåçêèé è ãëîáàëüíûé ïåðåëîì. ß ïðèøåë íà ðàáîòó óòðîì, åùå ïî ïóòè ÷óâñòâóÿ íåêîòîðîå íåäîìîãàíèå, è ãäå-òî ÷åðåç 15 ìèíóò ìíå ñòàëî î÷åíü ïëîõî. Ïîçäíåå ÿ óçíàþ, ÷òî òî ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ ïàíè÷åñêîé àòàêîé. Çà 3.5 ãîäà ÿ èñïûòàë îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ñàìûõ ðàçíûõ íåðâíûõ ñèìïòîìîâ è ïîíÿë, ÷òî âñåõ èõ î÷åíü ñëîæíî îïèñàòü. Òåì íå ìåíåå, ïîñòàðàþñü ðàññêàçàòü î ïàíè÷åñêèõ àòàêàõ äëÿ íåïîñâÿùåííûõ.  òîò ìîìåíò ó ìåíÿ ïîïëûëî ïåðåä ãëàçàìè, îðãàíèçì ñòðåìèòåëüíî îñëàáåâàë, è ìíå ïðèøëîñü ïðèíÿòü ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå. Äàæå ãîâîðèòü ìíå áûëî î÷åíü òÿæåëî, ÿ ÷óâñòâîâàë ëåãêóþ òîøíîòó è ïîëíåéøåå íåïîíèìàíèå, ÷òî ïðîèñõîäèò. Òåëî çíîáèëî, íåìíîãî òðÿñëî, â ðàçíûõ òî÷êàõ òåëà ïîÿâèëèñü êàêèå-òî íåîáúÿñíèìûå îùóùåíèÿ. Êîëëåãè âûçâàëè ìíå ñêîðóþ, ê ïðèåçäó êîòîðîé ìíå ñòàëî ëó÷øå. Ñêîðàÿ ïðîâåðèëà ìåíÿ, ñêàçàëà, ÷òî âñå ó ìåíÿ õîðîøî, è íàäî áîëüøå êóøàòü. Êîëëåãà âçÿëñÿ îòâåçòè ìåíÿ äîìîé, è íà ïðîòÿæåíèè îñòàâøåãîñÿ äíÿ ÿ ÷óâñòâîâàë ëèøü ñèëüíóþ óñòàëîñòü è òðåâîãó çà ïðîèçîøåäøåå.
ß îñòàëñÿ äîìà è íà ñëåäóþùèé äåíü, à íà òðåòèé äåíü ðåøèë, ÷òî âñå ïðîøëî, è ñòàë ñîáèðàòüñÿ íà ðàáîòó.  ìàøèíå ìíå ñòàëî îïÿòü íå ïî ñåáå, è ÿ ðåøèë íå ðèñêîâàòü èñïûòàòü òî æå ñàìîå. Äîìà ó ìåíÿ ñíîâà ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàëè ñòðàííûå «ïðèñòóïû», êîãäà äàæå ëåæàòü áûëî òÿæåëî è íåïðèÿòíî. Êðîìå òîãî, åñòü ÿ ïðàêòè÷åñêè íå ìîã, çàïèõèâàíèå åäû íàñèëüíî íå ïîëó÷àëîñü èç-çà ðâîòíîãî ðåôëåêñà. Ïîäóìàâ, ÿ ñ áëèçêèìè ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå âûçâàíî òàáëåòêàìè. Èõ îòìåíèëè, ïîçâîíèëè âðà÷ó, êîòîðàÿ ñêàçàëà, ÷òî òàêîãî ýôôåêòà îíà íå âñòðå÷àëà.
Òàê êàê ñàìî÷óâñòâèå ñíîâà óõóäøèëîñü, ñíîâà âûçâàëè ñêîðóþ, êîòîðàÿ ñíîâà íè÷åãî íå îáíàðóæèëà, íî ðåøèëà âåçòè ìåíÿ â áîëüíèöó. Çäåñü áûë çàáàâíûé ýïèçîä, êîãäà ìíå âêîëîëè êàêîå-òî óñïîêîèòåëüíîå, è ïî äîðîãå â áîëüíèöó ÿ îùóùàë ñåáÿ ñîâåðøåííî ïðåêðàñíî, ÷òî áûëî äàæå íåìíîãî ñòûäíî â ïðèåìíîé.
 áîëüíèöå ó ìåíÿ âçÿëè áûñòðûå àíàëèçû, âðà÷ ïîñìåÿëñÿ íàä òåì, ÷òî îíè ñëèøêîì õîðîøèå. Çàòåì îí ïîñìåÿëñÿ íàä îãðîìíîé ïà÷êîé àíàëèçîâ, êîòîðûå ÿ ñäàâàë ó ãàñòðîýíòåðîëîãà. Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ ÿ ñòàë áåçãðàíè÷íî óâàæàòü âðà÷åé â áîëüíèöàõ, òàê êàê îí ïðàêòè÷åñêè ñ ïåðâîãî âçãëÿäà ïîñòàâèë ìíå ïðàâèëüíûé äèàãíîç (õîòÿ íàïðÿìóþ ìíå íå ñêàçàë), ïîðåêîìåíäîâàë îòêàçàòüñÿ îò ãîñïèòàëèçàöèè è íàâåäàòüñÿ ê åãî çíàêîìîìó âðà÷ó (ñïåöèàëüíîñòü îí òàêæå íå íàçâàë, íî ýòî îêàçàëñÿ ïñèõèàòð).
Ïñèõèàòð òàêæå îöåíèë ñèòóàöèþ ÷åòêî è ïðàâèëüíî, íî íå îáúÿñíèë ìíå âñå äåòàëè, è ïîýòîìó èñòîðèÿ òóò íå çàêîí÷èëàñü. ß áûë áû íåñêàçàííî ðàä, åñëè áû ïðî÷èòàë ïîäîáíóþ ìîåé èñòîðèþ òîãäà, âåäü ýòî áû ñýêîíîìèëî ìíå ïî÷òè 3 ãîäà æèçíè, ñåðüåçíàÿ ÷àñòü êîòîðîé áûëà ïîñâÿùåíà ìó÷åíèÿì è àäó ïîä íàçâàíèåì «äåïðåññèÿ, êîòîðóþ íå ëå÷àò». Ïîýòîìó íàäåþñü, ÷òî ìîè ÷èòàòåëè èëè èõ áëèçêèå íå çàéäóò äàëüøå ýòîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ.
Èòàê, ÷òî æå ïîìåøàëî ìíå òîãäà íà÷àòü ðåøàòü ìîþ ïðîáëåìó? Âåäü ÿ óæå ïîïàë ê íóæíîìó âðà÷ó, òåì ñàìûì ïðåîäîëåâ ïåðâóþ âàæíåéøóþ ÷àñòü ýòîãî ïðîöåññà (à ïñèõèàòðû ãîâîðÿò, ÷òî ê íèì ïðèõîäÿò â ñðåäíåì ïîñëå 5 ñîìàòè÷åñêèõ ñïåöèàëèñòîâ).
Çäåñü áûëà ñîâîêóïíîñòü ôàêòîðîâ, îäèí èç êîòîðûõ ÿ îïèñàë â ïðåäèñëîâèè: ÿ è ìîè áëèçêèå, êàê áîëüøàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ, íè÷åãî íå çíàëè è çíàòü íå õîòåëè î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ. Íî áûëè è äðóãèå êðèòè÷åñêèå ôàêòîðû, êîòîðûå, ÿ ñ÷èòàþ, äîëæåí çíàòü êàæäûé.
Âî-ïåðâûõ, ìíå âûïèñàëè îäèí èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ àíòèäåïðåññàíòîâ (àìèòðèïòèëèí), ñïèñîê ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ êîòîðîãî âûçûâàåò â íåïîñâÿùåííîì ÷åëîâåêå ñîñòîÿíèå, ñîïîñòàâèìîå ñ äåïðåññèåé. Âî-âòîðûõ, ìíå ïîñîâåòîâàëè ñìåíèòü îáñòàíîâêó è óåõàòü â îòïóñê, ÷òî ÿ íåçàìåäëèòåëüíî ñäåëàë. ×òî ïëîõîãî â îòïóñêå, ñïðîñèòå âû? Îòïóñê — ýòî ïðåêðàñíî, è ó ìåíÿ âñå áûñòðî òàì ïðîøëî. È ÷òî æå òóò ïëîõîãî, ïðîäîëæàåòå íåäîóìåâàòü âû? Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ïîÿâèëñÿ ó ìåíÿ ëèøü ÷åðåç 3 ãîäà, êîãäà ÿ ïîøåë òàêè ê ïñèõèàòðó, íà÷àë ëå÷èòüñÿ è ðàçáèðàòüñÿ â âîïðîñå. Äåëî â òîì, ÷òî äåïðåññèÿ çà÷àñòóþ èìååò öèêëè÷åñêèé õàðàêòåð. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îíà ñàìà ïî ñåáå ïðîõîäèò è ñàìà ïî ñåáå ïîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç îïðåäåëåííûå èíòåðâàëû âðåìåíè. Îïûòíûé ïñèõèàòð ïî âàøåé èñòîðèè ìîæåò ñ òî÷íîñòüþ äî íåäåëè ïðåäñêàçàòü áóäóùåå âàøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Íî åñëè âû íå çíàåòå ýòó îñîáåííîñòü, òî âû ïîäâåðãàåòå ñåáÿ áëóæäàíèþ â ïîòåìêàõ â ïîèñêàõ ïðè÷èí âàøèõ ïðîáëåì. Âåäü âàì êàæåòñÿ, ÷òî óëó÷øåíèå èëè óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ ñâÿçàíî ñ âàøèìè äåéñòâèÿìè. Âû ïðåäïðèíèìàåòå êàêóþ-òî íåëåïóþ ïîïûòêó ëå÷åíèÿ, âàì ñòàíîâèòñÿ ëó÷øå, âû äåëàåòå âûâîä — íåëåïàÿ ïîïûòêà ñðàáîòàëà! Èëè âû äåëàåòå ÷òî-òî íîðìàëüíîå, âàì ñòàíîâèòñÿ õóæå, âû äåëàåòå âûâîä — íå íàäî òàê äåëàòü! Ê ñîæàëåíèþ, ýòà ëîãè÷åñêàÿ ëîâóøêà íå òàê ïðîñòà, ÷òîáû áûñòðî ïîíÿòü, ÷òî âñå âàøè äåéñòâèÿ íèêàê íà ñèòóàöèþ íå âëèÿþò, äî òåõ ïîð, ïîêà âû íå ïîéäåòå ê íàñòîÿùåìó âðà÷ó.
 ýòó ëîâóøêó ïîïàëñÿ è ÿ. Âåðíóâøèñü ñ îòïóñêà, ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ïðåêðàñíî, æèçíü íàëàæèâàëàñü, íî îñåíüþ ìåíÿ ñíîâà íàêðûëî íåäîìîãàíèå. Ðàññòðîèâøèñü, íî ïî-ïðåæíåìó íè÷åãî íå ïîíèìàÿ â ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ, ÿ ïîøåë ê íåâðîëîãó. ß ïîäóìàë, ÷òî ðàç ó ìåíÿ ÷òî-òî ñ íåðâàìè, òî è ëå÷èòü èõ íàäî ïî-ñåðüåçíîìó. Çäåñü ÿ ïîòðàòèë åùå îäèí àõðåíèëèàðä äåíåã íà êó÷ó ðàçíîîáðàçíûõ èññëåäîâàíèé, àíàëèçîâ è îñìîòðîâ. Ñ êàêîãî-òî ìîìåíòà ÿ óñïîêîèëñÿ è ïîíÿë, ÷òî íè÷åãî ó ìåíÿ íå íàéäóò. À òåì âðåìåíåì âðà÷ ïðîïèñûâàë ìíå êó÷ó ðàçíîîáðàçíûõ òðàíêâèëèçàòîðîâ (äëÿ ñïåöèàëèñòîâ îòìå÷ó, ÷òî áûëè ëèøü àòèïè÷íûå, çàòî ðàçíîîáðàçèå áîëüøîå). Êàêèå-òî ñèìïòîìû íàâåðíîå ñíèìàëè òðàíêâèëèçàòîðû, êàêèå-òî ïðîõîäèëè è ïîÿâëÿëèñü âñëåäñòâèå öèêëè÷íîñòè çàáîëåâàíèÿ, íî â òàêîì âåñåëîì ðåæèìå ÿ ïðîâåë îêîëî ïîëóãîäà. Ïîíÿâ, ÷òî ÿñíîñòè ñèòóàöèè ñî âðåìåíåì íå óâåëè÷èâàåòñÿ, ÿ çàêîí÷èë õîäèòü ê íåâðîëîãó.
Çäåñü ìîæíî óæå è íà÷àòü ðàññêàçûâàòü ñîáñòâåííî î äåïðåññèè è îòìåòèòü îñîáåííîñòü ìîåãî ñëó÷àÿ, êîòîðàÿ îò÷àñòè îïðàâäûâàåò ìíîæåñòâî âðà÷åé, óïîðíî íå çàìå÷àâøèõ ìîþ èñòèííóþ ïðîáëåìó. Îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè äåïðåññèè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå: ïîíèæåííîå íàñòðîåíèå, ñíèæåíèå ïñèõè÷åñêîé è ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, ïîòåðÿ óäîâîëüñòâèÿ îò ðàíåå ïðèÿòíûõ âåùåé. Âñå ýòî äîëæíî ñòîéêî ïðîäîëæàòüñÿ â òå÷åíèå êàê ìèíèìóì äâóõ íåäåëü, à áîëåå êîðîòêèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ äåïðåññèè — ýòî íîðìàëüíàÿ ðåàêöèÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà.
È â ýòîì êðîåòñÿ ìîÿ îñîáåííîñòü çàáîëåâàíèÿ — ó ìåíÿ íå áûëî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñíèæåíèÿ íàñòðîåíèÿ. Ìíîãèå èç ìîèõ çíàêîìûõ äî ñèõ ïîð íå âåðÿò, ÷òî ó ìåíÿ äåïðåññèÿ. Íî ðàäè ýòîãî ÿ è ïèøó, ÷òîáû âñå óçíàëè, ÷òî áûâàåò òàê íàçûâàåìàÿ «ñêðûòàÿ» äåïðåññèÿ, êîòîðàÿ ñîâñåì íå ïîõîæà íà ñòåðåîòèïíûé îáðàç ïå÷àëüíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé çàêóòàëñÿ â ïëåä è ãðóñòèò. Òóò òî íàì ïîìîãóò äîïîëíèòåëüíûå è âàæíåéøèå ïðèçíàêè äåïðåññèè — íàðóøåíèå âèòàëüíûõ ôóíêöèé.
Âèòàëüíûå ôóíêöèè — ýòî ñîí, àïïåòèò è ëèáèäî. Óõóäøåíèÿ ëþáîé èç ýòèõ ôóíêöèé — ýòî óæå çíà÷èòåëüíûé ïîâîä èäòè ê ïñèõèàòðó. À âåäü ìíîãèå, êàê è ÿ, ìîãóò íå çàìåòèòü ïðîáëåì ñî ñíîì. Íàïðèìåð, ÿ ïëîõî çàñûïàë, âî ñíå ñòàë ðàçãîâàðèâàòü, ÷àñòî ïðîñûïàëñÿ. Ýòî íå êàçàëîñü ìíå ïàòîëîãèåé, íî òåïåðü ÿ (è íàäåþñü, âû) ïîíèìàþ, ÷òî ýòî áûëî òàêèì æå âàæíûì ìîìåíòîì, êàê è àïïåòèò.
Òàêæå äåïðåññèè äåëÿò íà ýíäîãåííûå è ýêçîãåííûå, ïî ïðîèñõîæäåíèþ. Ýêçîãåííûå äåïðåññèè âûçâàíû êàêèì-òî êàòàñòðîôè÷åñêèì ñîáûòèåì â æèçíè èëè äîëãèì íåãàòèâíûì âîçäåéñòâèåì îáñòîÿòåëüñòâ. Ýíäîãåííûå æå çàáîëåâàíèÿ íå èìåþò íåïîñðåäñòâåííûõ æèçíåííûõ ïðè÷èí, à âûçâàíû ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ.
Ñîîòâåòñòâåíî, ìîÿ ñêðûòàÿ ýíäîãåííàÿ äåïðåññèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ îáûâàòåëÿ (äà è ìåíÿ ñàìîãî) ñîâåðøåííî íå ïîõîäèëà íè íà êàêóþ äåïðåññèþ, ÷åì çàìåäëÿëà ðåøåíèå ïðîáëåìû.
Íåîáõîäèìî äîáàâèòü, ÷òî äåïðåññèÿ, êàê è äðóãèå ïñèõîýìîöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà, èìååò òåíäåíöèþ ñî âðåìåíåì óñóãóáëÿòüñÿ. Òàê ÷òî ìîè «ïîòåðÿííûå» ãîäû íå ïðîñòî áûëè ïîòåðÿíû, íî è óõóäøèëè ìîå ñîñòîÿíèå.
Åùå îäíà âàæíàÿ äåòàëü — äåïðåññèÿ ÷àùå âñåãî ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíûì ðàññòðîéñòâîì, òàê ÷òî ïîâûøåííàÿ òðåâîãà, ïàíè÷åñêèå àòàêè è âñÿ÷åñêèå ôîáèè òðåáóþò ïðèñòàëüíîãî âíèìàíèÿ.
Ìîÿ äàëüíåéøàÿ æèçíü âñòàëà ïîä áîëüøèì âîïðîñîì, íî ÿ íàòêíóëñÿ íà çàìå÷àòåëüíóþ êíèãó «Ñðåäñòâî îò âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè» Êóðïàòîâà.  íåé ÿ ÷èòàë êàê áóäòî ïðî ñåáÿ, è ýòî ïîðàçèòåëüíîå ñõîäñòâî âíóøàëî îïòèìèçì. Ïðî âåãåòî-ñîñóäèñòóþ äèñòîíèþ óãëóáëÿòüñÿ íå áóäó, ñêàæó ëèøü, ÷òî åñëè âàì î íåé çàèêíóëèñü, òî áåãîì ê ïñèõèàòðó.
Ìîå ñîñòîÿíèå íåìíîãî óëó÷øèëîñü íà ôîíå ïðî÷òåíèÿ êíèãè è ïîñòåïåííîãî èçó÷åíèÿ íåêîòîðûõ îñîáåííîñòåé áîëåçíè, íî äåïðåññèÿ íèêóäà íå äåëàñü, ïîýòîìó ÿ âñå åùå ïðåäïðèíèìàë ïîïûòêè ÷òî-òî ñäåëàòü.  ìîìåíò î÷åðåäíîãî îáîñòðåíèÿ ÿ îáðàòèëñÿ ê ïñèõîëîãó, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ãèïíîòåðàïèåé. Ñåàíñû ñ íèì äàâàëè îùóòèìûé ýôôåêò, íî î÷åíü îáèäíî, ÷òî äàæå îí íå ñìîã ïîñòàâèòü ìíå ïðàâèëüíûé äèàãíîç. Ïîýòîìó ÿ ïîòåðÿë åùå îêîëî ãîäà æèçíè, ïåðèîäè÷åñêè îáðàùàÿñü ê íåìó.
È âîò â êîíöå êîíöîâ ìîÿ ñèòóàöèÿ ñäâèíóëàñü ñ ìåðòâîé òî÷êè, êîãäà ó ìåíÿ îáîñòðèëîñü äíåâíîå êîëåáàíèå ñàìî÷óâñòâèÿ. Óòðîì ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ àáñîëþòíî óæàñíî (à ÿ âîîáùå ïî æèçíè ñîâà, è óòðî äëÿ ìåíÿ íåïðèÿòíî, íî òóò íåñðàâíèìî õóæå), à âå÷åðîì âñå êàê áóäòî ïðîõîäèëî. Íà ôîíå ýòèõ ñèìïòîìîâ ÿ ñòàë èñêàòü èíôîðìàöèþ è íàòêíóëñÿ íà îòðûâîê èç ïñèõèàòðè÷åñêîé êíèãè, â êîòîðîì îïèñûâàåòñÿ ñêðûòàÿ äåïðåññèÿ. Î÷åíü âàæíî çíàòü, ÷òî çíà÷èòåëüíûå ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ — ýòî êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì çàáîëåâàíèÿ. È â ýòîò ìîìåíò ÿ ñîïîñòàâèë ôàêòû è íàêîíåö-òî ïîíÿë, ÷òî ñî ìíîé. Çàïèñàëñÿ íà ñåàíñ ñ ïñèõîëîãîì, îí ñî ìíîé ñîãëàñèëñÿ è ïîðåêîìåíäîâàë ïñèõèàòðà. Ýòî ïðîèçîøëî ëèøü ÷óòü áîëüøå ïîëóãîäà íàçàä.
Ïåðâûé ñåàíñ ó ïñèõèàòðà ïðîõîäèò äîëãî, òàê êàê åìó íóæíî ñîñòàâèòü ìàêñèìàëüíî ïîëíóþ êàðòèíó ñîáûòèé. Íî â èòîãå îí ñêàçàë, ÷òî ñëó÷àé ó ìåíÿ «ñòóäåí÷åñêèé», òî åñòü êàíîíè÷åñêèé è òèïè÷íûé. Íèêàêèõ ñîìíåíèé â äåïðåññèè ó íåãî íå áûëî, õîòÿ îí ñòàðàåòñÿ íå áûòü êàòåãîðè÷íûì. ß íà÷àë ïðèåì àíòèäåïðåññàíòîâ, è â ïðîöåññå ìû âêëþ÷èëè ñåàíñû ïñèõîòåðàïèè. Ïîäáîð àíòèäåïðåññàíòîâ — ýòî ïðîöåññ íå ïðîñòîé, íå ñòîèò ðàññòðàèâàòüñÿ, åñëè ñ ïåðâîãî ðàçà íå âñå ïðîøëî èäåàëüíî. Êðîìå òîãî, ïî÷òè ó âñåõ àíòèäåïðåññàíòîâ åñòü î÷åíü íåïðèÿòíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû, êîòîðûå íàäî ãåðîè÷åñêè òåðïåòü è æäàòü. Ïîäðîáíåå îá àíòèäåïðåññàíòàõ ìîãó ðàññêàçàòü, åñëè áóäåò èíòåðåñíî.
È âîò ñåé÷àñ ÿ âïåðâûå çà î÷åíü äîëãîå âðåìÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ äåéñòâèòåëüíî õîðîøî (õîòÿ è íå áåç èçúÿíîâ). ß ñòàë ãëóáîêî èíòåðåñîâàòüñÿ âñåìè âîïðîñàìè ïñèõèàòðèè è ôàðìàêîëîãèè, è õîòÿ æàëü ïîòðà÷åííûå ãîäû ïîèñêîâ, íî íàäåþñü, ìîÿ èñòîðèÿ ïîìîæåò âàì èëè âàøèì áëèçêèì, åñëè (íå äàé áîã) ïîíàäîáèòñÿ.
Ïîéìàë ñåáÿ íà òîì, ÷òî ÿ ïî÷òè íå îïèñûâàë îùóùåíèÿ îò ñàìîé äåïðåññèè. Íàâåðíîå, ìîé ìîçã ñòàðàåòñÿ èçáåãàòü ìûñëåé îá ýòîì. Ñêàæó ëèøü, ÷òî ýòî àáñîëþòíî óæàñíî, õîòÿ ó ìåíÿ è íå òÿæåëàÿ äåïðåññèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ÿ ñìîã ïîíÿòü ëþäåé, êîòîðûå ñîâåðøàþò ñàìîóáèéñòâà (õîòÿ ñàì, ñëàâà áîãó, íå õîòåë), à ïðåäñòàâèòü èõ îùóùåíèÿ ìíå äåéñòâèòåëüíî ñòðàøíî.
Èòàê, êðàòêèå âûâîäû è òåçèñû:
1. Åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ïîñòàðàéòåñü íåìíîãî èçó÷èòü âîïðîñû ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ. Íå äóìàéòå, ÷òî ýòà îáëàñòü äëÿ «äèáèëîâ» è «øèçèêîâ», ñ ýòèì ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ëþáîé.
2. Åñëè ó âàñ èëè âàøèõ áëèçêèõ ñ ñàìî÷óâñòâèåì/íàñòðîåíèåì ÷òî-òî èçìåíèëîñü â õóäøóþ ñòîðîíó èëè âû ñòîëêíóëèñü ñ ñèòóàöèåé, íàïîìèíàþùåé ÷òî-òî èç ìîåé èñòîðèè èëè èç äðóãèõ èñòî÷íèêîâ, îáÿçàòåëüíî èäèòå ê âðà÷ó (çäåñü è äàëåå, âðà÷ — ïñèõèàòð èëè ïñèõîòåðàïåâò). Åñëè íàäî, îí ïîøëåò âàñ ïðîâåðèòüñÿ ê ñîìàòè÷åñêèì ñïåöèàëèñòàì, à âîò îíè ê ïñèõèàòðó âàñ îòïðàâÿò ñ êðàéíå ìàëîé âåðîÿòíîñòüþ.
3. Çà÷àñòóþ ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ èìåþò öèêëè÷åñêèé õàðàêòåð, òî åñòü îíè ïðîõîäÿò è ïîÿâëÿþòñÿ ñàìè, âíå çàâèñèìîñòè îò âàøèõ äåéñòâèé. Åñëè âû íå èäåòå ê âðà÷ó, òî âû ìîæåòå äîëãî êà÷àòüñÿ íà âîëíàõ áîëåçíè.
4. Èíîãäà äåïðåññèÿ, êàê è íåêîòîðûå äðóãèå ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ, ìîæåò ïîÿâèòüñÿ áåç âñÿêîé âåñêîé ïðè÷èíû, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî áîëåçíè íåò.
5. Èíîãäà äåïðåññèÿ íå òàêàÿ, êàêîé ìû åå ïðåäñòàâëÿåì. Èíîãäà ÷åëîâåê íå ãðóñòèò, áîëåå-ìåíåå àêòèâåí, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî âñå õîðîøî.
6. Ñëåäèòå çà ñíîì, àïïåòèòîì è ëèáèäî. Åñëè îíè íàäîëãî èçìåíèëèñü â õóäøóþ ñòîðîíó, òî íàäî èäòè ê âðà÷ó.
7. Ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñêëîííû ñî âðåìåíåì óñóãóáëÿòüñÿ è ðàçðàñòàòüñÿ. Òÿíóòü âðåìÿ — ýòî ãðàíäèîçíàÿ îøèáêà.
8. Äåïðåññèÿ ÷àùå âñåãî ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíûìè ðàññòðîéñòâàìè, ïîýòîìó òðåâîæíàÿ ñèìïòîìàòèêà ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé.
9. Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ — ýòî ãðàíäèîçíûé ïîâîä èäòè ê âðà÷ó.
10. Çíà÷èòåëüíûå êîëåáàíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ/íàñòðîåíèÿ â òå÷åíèå äíÿ — ýòî ñåðüåçíûé ïîâîä îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
11. Ïåðåä ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ èçó÷èòå è ðàññïðîñèòå âðà÷à î÷åíü ïîäðîáíî. Áóäüòå ãîòîâû ê òîìó, ÷òî ïîíà÷àëó áóäåò òÿæåëî, íî ýòî ðàäè áîëüøîé öåëè.
Åùå ðàç íàäåþñü, ÷òî ìîÿ èñòîðèÿ ïîìîæåò êîìó-òî.
Источник