Парацетамол и астма у детей

Парацетамол и астма у детей thumbnail

Статья: Парацетамол детям – путь к бронхиальной астме?

  • Раздел: Новости медицины
  • | E-mail |
  • |

Изображение к статье: Парацетамол детям – путь к бронхиальной астме?

Парацетамол в данный момент входит в тройку самых нужных средств для снятия признаков простуды. Он считается главным компонентом приблизительно в 70% детских сиропов и порошков. Но новозеландский ученый Джулиан Крейн и иные специалисты из Университета Отаго в Веллингтоне провели исследование, которое выявило много побочных воздействий этого медикамента. Они установили, что у детей, которым при простуде и гриппе давали всевозможные формы парацетамола, оказался повышен риск становления бронхиальной астмы.

А дети, получавшие парацетамол в первые15 месяцев, имеют высокий риск возникновения аллергии по достижению совершеннолетия. Научные работники предполагают, что детей-астматиков год от года становиться больше как раз по причине назначения медицинских препаратов с парацетамолом.

Всего научные работники изучили состояние здоровья 1500 детей в возрасте до 6 лет.

Но стоит ли вериться данному исследованию? В этом нам, несомненно, помог разобраться детский аллерголог-иммунолог профессор Юрий Смолкин.

Оказалось что в исследовании несколько спутаны первопричина и последствие. Есть подобный диагноз — «нестероидная астма». У некоторых людей есть потомственная склонность к такой аллергии, она связана с непереносимостью ацетилсалициловой кислоты или же парацетамола (эти медикаменты относятся к нестероидным противовоспалительным средствам). И здесь парацетамол вправду имеет возможность стимулировать возникновение дыхательной аллергии. Но не у всех детей подряд! А только у тех, кто в начале имеет некий иммунный недостаток – так называемую готовность организма к развитию аспириновой бронхиальной астмы. Сам по себе парацетамол не вызывает астму, а только запускает механизм ее проявления у тех, кто в начале склонен к данному заболеванию. Так что, если после приема лекарства с парацетамолом вы заметили у ребенка какие-то необычные симптомы (одышку, затрудненное дыхание, слезотечение и т. д.) безотлагательно обратитесь к педиатру и пройдите обследование по поводу аллергии.

Детям без предрасположенности к бронхиальной астме можно принимать и сиропы, и таблетки с парацетамолом, но, естественно, в строго назначенных врачом дозах.

Понравилась статья, поделитесь ей, Вам нетрудно, а нам приятно!

Сейчас читают:

Изображение к статье: Заразна ли пневмония для окружающих детей?

Заразна ли пневмония для окружающих детей?. Ответ на этот вопрос: конечно пневмония заразна! Но обязательно…

Изображение к статье: Конференция

13-15 октября в Москве пройдет конференция «Предотвращение суицида и самоповреждения: современные методы…

Изображение к статье: Энцефалит и молоко

Клещевой энцефалит – это вирусное, природно-очаговое (характерное только для определенных территорий)…

Изображение к статье: Гидроколонотерапия – полезная процедура

Очищение кишечника очень хорошо влияет на весь организм в целом. Вот именно поэтому Гидроколонотерапия…

Изображение к статье: Новый образ жизни с Herbalife

Заказ продукции и консультаций по правильному питанию в Краснодаре

Изображение к статье: Первая социальная сеть для будущих и настоящих мам

Социальная сеть для будущих и настоящих мам, даёт возможность решить множество проблем, а также оказать…

Источник

В свежем выпуске NEJM наткнулся на сравнение парацетамола (буржуины называют его ацетаминофен) с ибупрофеном (вы его знаете, как Нурофен®) у детей с легкой персистирующей астмой.

Оказывается, существует поверье, что применение парацетамола (одно из торговых названий – Панадол®) у детей с астмой вызывает обострение заболевания и снижение функций дыхания. Это предположение появилось благодаря результатам нескольких обсервационных ретроспективных исследований, показавших корреляцию между приемом парацетамола и ухудшением астмы.

Все это наделало много шума, и в США некоторые врачи стали отказываться назначать парацетамол у детей с астмой пока не появится подтверждение его безопасности. Чтобы подтвердить эту самую безопасность нужны проспективные контролируемые слепые исследования – только они позволяют достаточно качество отличить «сигнал от шума».

И вот, с 2013 по 2015 год в США было проведено двойное-слепое многоцентровое исследование AVICA, спонсированное Milton S. Hershey Medical Center и National Heart, Lung and Blood Institute, сравнившее безопасность единственных двух (так можно сказать?) антипиретиков, разрешенных для применения у детей – парацетамола и ибупрофена.

AVICA – это сокращение от The Acetaminophen versus Ibuprofen in Children with Asthma. В этом исследовании участвовали 18 американских сайтов (медицинских центров). В него включали детей от 12 до 59 месяцев с активной астмой получавших или не получавших лечение контроллерами заболевания (второй уровень лечения; это соответствует легкой персистирующей астме).

О том, что такое контроллеры и уровни лечения читай в статье GINA рекомендует

Пациентов рандомизировали в две группы:

  • Парацетамол по показаниям, 15 мг/кг один раз в 6 часов
  • Ибупрофен по показаниям, 9.4 мг/кг один раз в 6 часов

В течение 48 недель, если у детей по любым причинам повышалась температура или возникала боль, требующие приема препаратов, то родители должны были применять только выданное им лекарство.

Главной задачей исследования было сравнение количество обострений астмы в этих двух группах. Под обьострением понимали клинически значимое ухудшение симптомов, требовавшее применения системных глюкокортикоидов (пероральных, внутривенных или внутримышечных).

Что показало исследование?

300 детей были рандомизировано в это исследование, по 150 в каждую группу. Средний возраст составил 39-40 месяцев, примерно, попалам по полу (мальчики – 57-62%). Средний возраст начала астмы – 13 месяцев. У 58-61% их родителей – также в анамнезе была астма.

Частота обострений:

  • В группе парацетамола – 0.81 обострения на пациента за 46 недель
  • В группе ибупрофена – 0.87 обострения на пациента за 46 недель

Разница по этому показателю между группами не была статистически значимой.

Не было и разницы во времени регистрации первого обострения –

обострение астмы от парацетамола

Рисунок из статьи W.J. Sheehan и других в NEJM, 2016, 357/7.

По критериям лечения астмы разницы тоже не было:

  • Средний процент дней, в которые применяли контроллеры – 85.8% против 86.8%
  • Среднее количество ингаляция препаратов спасения в неделю – 2.8 против 3.0
  • Средняя частота незапланированных обращений в больницы – 0.75 против 0.76

Сравнение других параметров безопасности

По частоте побочных эффектов значимой разницы между группами не было –

безопасность парацетамола и ибупрофена

Какие выводы?

Видимо, это первое проспективное рандомизированное двойное-слепое исследование, показавшее, что частота обострений и ухудшений астмы у детей не зависит от выбора между парацетамолом и ибупрофеном. Согласно, результатам исследования, риски у этих двух препаратов – одинаковые.

Откуда разница с результатами обсервационных исследований?

Причина, возможно, в том, что обычно парацетамол или ибупрофен назначают при вирусных инфекциях верхних дыхательных путей. Такие инфекции, сами по себе, являются причиной обострений и ухудшений течения астмы. Чтобы отделить эффекты парацетамола от эффектов вирусов – нужно было сравнить его с другим препаратом (так как с плацебо в данной ситуации сравнить нельзя), что авторы и сделали.

Итак, у нас есть проспективное исследование, показавшее, что парацетамол не опаснее ибупрофена у маленьких детей с легкой персистирующей астмой.

Источник

За годы использования парацетамола накопились данные, которые указывают на корреляцию приема этого препарата с рядом болезней и расстройств

Парацетамол (ацетаминофен) – хорошо знакомое и, казалось бы, безопасное лекарство. Врачи назначают его даже младенцам и беременным женщинам в качестве противовоспалительного, болеутоляющего и жаропонижающего средства, и купить его можно без рецепта в любой аптеке.

Популярен парацетамол стал в 80-е годы прошлого столетия. Те поколения, чье детство пришлось на 1960–1970-е, помнят, что температуру им сбивали аспирином, но эта практика давно отошла в прошлое. Аспирин детям перестали давать 40 лет назад, опасаясь таких осложнений, как синдром Рея и желудочное кровотечение.

По сравнению с аспирином профиль безопасности парацетамола казался гораздо более благоприятным, поэтому вся педиатрия перешла на него. Нужно, однако, учесть тот факт, что производители парацетамола, проводя клинические испытания, рассматривали препарат лишь на предмет острых побочных эффектов, таких как желудочное кровотечение или повреждение органов. Подобных осложнений исследователи не наблюдали.

Между тем, за годы использования парацетамола накопились данные, которые указывают на корреляцию приема этого препарата с рядом болезней и расстройств: прием при беременности – с крипторхизмом у младенцев (неопущением яичек, что впоследствии может привести к бесплодию), прием взрослыми – с болезнями печени, почек, нарушениями слуха.

Одни ученые указывают на небывалый рост распространения астмы у детей, начиная с 1980-х, другие – на резкое увеличение случаев аутизма с того же времени. При этом среди всех случаев аутизма особенно выросла доля регрессивного типа, когда симптомы заболевания проявлялись не с рождения, а после периода нормального развития в первые полтора – два года.

Может ли быть, что и это связано с приемом парацетамола?

Астма

Еще в 1998 году в работе, опубликованной в «Анналах иммунологии (аллергия и астма)» доктор Артур Варнер, преподававший иммунологию в медицинской школе Висконсинского университета, впервые высказал гипотезу о том, что переключение на парацетамол могло стать триггером резкого роста случаев астмы.

С тех пор было проведено более 20 исследований, результаты которых ее подтверждают. Среди них – подробный анализ данных о более 200 000 детей, опубликованный в журнале Lancet, демонстрирующий повышение риска астмы у тех, кто принимал парацетамол.

Кстати, у детей 6-7 лет, которым давали препарат в последние 12 месяцев, повышенным оказался риск не только астмы, но также и риноконъюнктивита и экземы.

Доктор Джон Т. МакБрайд, педиатр детской больницы в Акроне (Огайо, США) утверждает, что связь между приемом парацетамола и заболеванием астмой обоснована вполне достаточно для того, чтобы рекомендовать младенцам и детям, страдающим астмой или находящимся в группе риска, избегать приема этого лекарства.

Его выводы были опубликованы в ноябре 2011 в журнале «Педиатрия». Они подтверждаются результатами сравнительно недавнего масштабного исследования норвежских ученых, нашедших корреляцию между пренатальным и ранним приемом парацетамола и астмой у детей в Норвегии.

На сегодняшний день в медицинском мире существует консенсус в отношении связи 40% роста астмы в населении и использовании парацетамола.

Аутизм

Растет массив данных, связывающих прием парацетамола с аутизмом и СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Об этом пишет группа ученых Университета Дьюка и Гарвардской медицинской школы (США) под руководством профессора, доктора наук Уильяма Паркера в январском номере Journal of International Medical Research.

Все медицинские факторы, связанные с аутизмом, пишут авторы, в свою очередь связаны либо с воспалением, либо с окислительным стрессом, а иногда и с тем и с другим. С учетом того, что в младенчестве и в ранние годы жизни способность к расщеплению фармацевтических агентов у ребенка имеет свои ограничения, при наличии воспаления и окислительного стресса парацетамол может становиться триггером развития аутизма.

Гипотеза ученых опирается на ряд научных работ, подтверждающих ее валидность, правда, косвенным образом.

Впервые на связь парацетамола с аутизмом указал в 2008 году Стивен Шульц, исследователь из Калифорнийского университета. Он высказал предположение, что регресс в аутизм, который родители наблюдают после прививки MMR (от кори, краснухи и паротита), связан не с прививкой как таковой, а с тем, что она часто дает реакцию в виде высокой температуры у ребенка, которую родители сбивают парацетамолом.

Проанализировав данные 83 детей, он установил, что прием парацетамола после прививки коррелирует с аутизмом, а прием ибупрофена – нет.

Но Шульц пошел дальше и проанализировал динамику роста аутизма по годам. Чрезвычайно интересно оказалось то, что, несмотря на постоянный долгосрочный рост распространенности данного расстройства, были сравнительно короткие промежутки времени, когда распространенность падала. Эти краткие периоды совпадали по времени со случаями тяжелых отравлений парацетамолом, о которых много говорилось в средствах массовой информации, что приводило к временному падению популярности препарата.

С выводами Шульца о нейротоксичности парацетамола согласуются результаты ряда исследований ученых в разных странах.

Норвежские ученые проанализировали данные 48 000 детей и установили, что использование парацетамола, в отличие от ибупрофена, матерями во время беременности коррелирует с проблемами в психомоторном развитии, поведенческими и эмоциональными отклонениями у детей в возрасте 3 лет.

Британские ученые установили, что прием парацетамола во время беременности коррелирует с гиперактивностью и другими эмоциональными проблемами у детей в возрасте 7 лет.

Сходные результаты были получены исследователями в Дании, Тайване, Новой Зеландии, Испании.

Впрочем, авторы обзора считают, что риск аутизма становится еще выше, когда воздействию парацетамола подвергается не эмбрион, а маленький ребенок, причем в особенности – мужского пола.

Вот в этом датском исследовании установлено, что риск аутизма в 2 раза повышен у мальчиков, прошедших обряд обрезания. Ученые считают, что рациональное объяснение такой связи заключается в использовании парацетамола для обезболивания до и после процедуры.

Впрочем, гипотеза о нейротоксичности парацетамола основана не только на эпидемиологических, но и на лабораторных данных. В исследованиях на животной модели парацетамол продемонстрировал способность приводить к поражению когнитивных функций, как вот в этом шведском эксперименте на новорожденных мышах мужского пола.

В лаборатории университета Мэриленда под руководством Маргарет МакКарти, одного из ведущих исследователей в области различий в развитии мужского и женского мозга и факторов, на него влияющих, были получены очень значимые результаты в экспериментах на новорожденных крысах. При подавлении синтеза гормона простагландина – а это одно из известных действий парацетамола – произошли не только долгосрочные изменения в развитии мозга и его морфологии, но и снижение социального взаимодействия и сенсорной функции, причем у крыс мужского пола, но не женского, что согласуется с преобладанием аутизма среди мальчиков.

Что делать?

Авторы статьи-обзора в Journal of International Medical Research отдают себе отчет в том, что проанализированные исследования демонстрируют не прямые, а косвенные свидетельства связи использования парацетамола в раннем детстве с регрессивным аутизмом. Между тем, этих данных вполне достаточно для того, чтобы сформулировать гипотезу и начать работу по ее проверке.

Исследование, которое дало бы окончательный ответ на вопрос, ответствен ли парацетамол за резкий рост распространенности аутизма в последние десятилетия, должно быть тщательно спланировано и аккуратно проведено. Одним из вариантов такой научной работы могло бы стать рекрутирование нескольких тысяч семей, которые согласятся на то, чтобы не давать парацетамол ребенку в первые годы жизни.

Сравнение количества случаев аутизма и СДВГ в этой группе с общей распространенностью данных расстройств в населении подтвердило либо опровергло бы гипотезу об их связи с приемом препарата.

Такое исследование было бы не дешевым.

Но авторы статьи обращают внимание государственных органов на то, что затраты на содержание человека с аутизмом обходится государственному бюджету США в среднем в 1,8 миллиона долларов.

Стоимость исследования, которое ответило бы на вопрос, является ли парацетамол триггером аутизма, обошлось бы государству примерно как содержание всего трех человек с аутизмом, зато результаты его могли бы помочь существенно снизить бремя заботы о больных на бюджет страны.

В настоящее время авторы статьи рекомендуют не использовать парацетамол беременным женщинам и детям до 5 лет, тем более что исследования парацетамола как анальгетика демонстрируют его не очень высокую эффективность.

Что касается жаропонижающих средств, безопаснее всего прибегать к физическим методам (холодные обтирания, например). В крайнем случае, если приема парацетамола не избежать, его следует принимать с N-ацетил цистеином (NAC), который смягчает токсический эффект препарата.

Источники:

The role of oxidative stress, inflammation and acetaminophen exposure from birth to early childhood in the induction of autism

Studies Suggest an Acetaminophen-Asthma Link

Is Tylenol Damaging Your Child’s Brain?

Источник

Ìèíèñòåðñòâî Çäðàâîîõðàíåíèÿ ÐÔ

ÔÃÁÓ ÍÈÈ ãðèïïà Ìèíçäðàâà ÐÔ

Ôåäåðàëüíûé öåíòð ïî ãðèïïó

Íàöèîíàëüíûé öåíòð ÂÎÇ ïî ãðèïïó

Ðåêîìåíäàöèè

ïî ëå÷åíèþ è ïðîôèëàêòèêå ãðèïïà ó âçðîñëûõ

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã  2014

Îãëàâëåíèå

Îïðåäåëåíèå 4

1. Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãðèïïà 4

1.1 Ñèìïòîìû è ñèíäðîìû ïàíäåìè÷åñêîãî ãðèïïà A(H1N1)pdm09 4

1.2 Ãðóïïû ðèñêà ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ è îñëîæíåííûõ ôîðì ãðèïïà: 5

2. Äèàãíîñòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé 5

2.1 Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè ãðèïïà: 5

2.2 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÒÎÐÈ (òÿæåëîé îñòðîé ðåñïèðàòîðíîé èíôåêöèè) 5

2.3 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ «ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ» 6

2.4 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÎÐÈ 6

3. Ïîêàçàíèÿ äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ãðèïïîì 6

4. Ëå÷åíèå ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé 7

4.1 Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ 7

4.2 Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíàÿ è æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ 8

4.3 Äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ è àíòèîêñèäàíòíàÿ òåðàïèÿ 9

4.4 Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ 9

4.4.1 Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà: 9

4.4.2 Ñîñóäîñóæèâàþùèå, àíòèêîíãåñòèâíûå ïðåïàðàòû: 9

5. Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé 10

5.1 Ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà ìåõàíèçì ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ 10

5.2 Ìåðîïðèÿòèÿ â îòíîøåíèè âîñïðèèì÷èâîãî îðãàíèçìà 10

Ïðèëîæåíèå 1 11

Ïðèëîæåíèå 2 14

Îïðåäåëåíèå

Ãðèïï — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå. Äëèòåëüíîñòü èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà ïðè ãðèïïå êîëåáëåòñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 7 äíåé, ÷àùå âñåãî îíà ñîñòàâëÿåò 2-3 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî è õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà äî 38°C è âûøå, íàëè÷èåì âûðàæåííûõ ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè (îçíîá, ãîëîâíàÿ áîëü, ëîìîòà â ñóñòàâàõ, áîëü â ìûøöàõ è ïðè äâèæåíèè ãëàçíûõ ÿáëîê) ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì êàòàðàëüíî-ðåñïèðàòîðíûõ ñèìïòîìîâ (ñóõîñòü ñëèçèñòûõ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïåðøåíèå â ãîðëå, ñàäíåíèå èëè áîëè çà ãðóäèíîé, ñóõîé êàøåëü, îäûøêà).

1. Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãðèïïà

Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî è õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà äî 38º C è âûøå, âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèåé (îçíîá, ãîëîâíàÿ áîëü, ëîìîòà â ìûøöàõ, ñóñòàâàõ, áîëü ïðè äâèæåíèè ãëàçíûìè ÿáëîêàìè èëè íàäàâëèâàíèè íà íèõ, ñâåòîáîÿçíü) ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì êàòàðàëüíî-ðåñïèðàòîðíûõ ñèìïòîìîâ (ñóõîñòü ñëèçèñòûõ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïåðøåíèå â ãîðëå, ïåðøåíèå èëè áîëè çà ãðóäèíîé, ñóõîé êàøåëü, îäûøêà).

1.1 Ñèìïòîìû è ñèíäðîìû ïàíäåìè÷åñêîãî ãðèïïà A(H1N1)pdm09

Ñèíäðîìû Ñèìïòîìû

Èíòîêñèêàöèîííûé Ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà (82%)

Áîëè â ìûøöàõ, ëîìîòà â ñóñòàâàõ (48%)

Ãîëîâíàÿ áîëü (47%)

Êàòàðàëüíî-ðåñïèðàòîðíûé Êàøåëü (98%)

Îäûøêà (51%)

Áîëü â ãîðëå (50%)

Ôàðèíãèò (39%)

Íàñìîðê (33%)

Ëèõîðàäêà â ñî÷åòàíèè ñ êàøëåì è òðàõåèòîì (81%)

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå íàõîäêè: ìóëüòèôîêàëüíûå èçìåíåíèÿ (27%), óíèôîêàëüíûå èçìåíåíèÿ (18%), áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé (50%), ïëåâðàëüíûé âûïîò (4%)

Àñòåíî-âåãåòàòèâíûé Ñëàáîñòü (59%)

Äèñïåïñè÷åñêèé Òîøíîòà, ðâîòà (18%)

Äèàðåÿ (13%)

1.2 Ãðóïïû ðèñêà ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ è îñëîæíåííûõ ôîðì ãðèïïà:

1. Äåòè äî 5 ëåò (îñîáåííî äåòè äî 2 ëåò);

2. Ïîæèëûå ëþäè ñòàðøå 65 ëåò;

3. Áåðåìåííûå æåíùèíû;

4. Âçðîñëûå è äåòè ñ íàëè÷èåì â àíàìíåçå áðîíõèàëüíîé àñòìû, íåâðîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ, çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, çàáîëåâàíèé êðîâè, ýíäîêðèííûõ íàðóøåíèé (ñàõàðíûé äèàáåò), çàáîëåâàíèé ïî÷åê, ïå÷åíè è ìåòàáîëè÷åñêîãî ñèíäðîìà;

5. Ëèöà ñ èììóíîäåôèöèòíûì ñîñòîÿíèåì;

6. Ëèöà ìëàäøå 19 ëåò, äëèòåëüíî óïîòðåáëÿþùèå àñïèðèí.

2. Äèàãíîñòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé

2.1 Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè ãðèïïà:

1. Ðåãèñòðàöèÿ çàáîëåâàíèÿ â ýïèäåìè÷åñêèé ñåçîí;

2. Íàëè÷èå â àíàìíåçå êîíòàêòà ñ áîëüíûì ãðèïïîì;

3. Íàëè÷èå ëèõîðàäêè (ôåáðèëüíàÿ, ïîñòîÿííîãî òèïà);

4. Îñòðåéøåå íà÷àëî ñ ñèíäðîìîì èíòîêñèêàöèè;

5. Â äèíàìèêå çàáîëåâàíèÿ ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè îïåðåæàþò ðàçâèòèå ñèíäðîìîâ ïîðàæåíèÿ ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà;

6. Âåäóùèé ñèíäðîì ïîðàæåíèÿ ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà — òðàõåèò (êàøåëü, ñàäíåíèå è áîëè çà ãðóäèíîé);

7. Íàëè÷èå ãåìîððàãè÷åñêîãî ñèíäðîìà (íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ìîêðîòà ñ ïðîæèëêàìè êðîâè).

Áåç ëàáîðàòîðíîãî ïîäòâåðæäåíèÿ ãðèïïà ìîæíî ïîñòàâèòü êëèíè÷åñêèé äèàãíîç «ãðèïïîïîäîáíîå çàáîëåâàíèå».

 ðóêîâîäñòâå Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíàëüíîãî áþðî ÂÎÇ ïî äîçîðíîìó ýïèäíàäçîðó çà ãðèïïîì ñðåäè ëþäåé îò 2011 ãîäà ïðèâåäåíû ñòàíäàðòíûå îïðåäåëåíèÿ äëÿ ëåãêèõ è òÿæåëûõ ôîðì ÎÐÈ.

2.2 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÒÎÐÈ (òÿæåëîé îñòðîé ðåñïèðàòîðíîé èíôåêöèè)

Äèàãíîç ÒÎÐÈ ñòàâèòñÿ â ñëó÷àå çàáîëåâàíèÿ, âîçíèêøåãî â òå÷åíèå ïðåäøåñòâóþùèõ 7 äíåé, ïîòðåáîâàâøåãî ãîñïèòàëèçàöèè íà íî÷ü è õàðàêòåðèçóþùåãîñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè:

— Ëèõîðàäêà ≥ 38ºC – ïî ðåçóëüòàòàì èçìåðåíèÿ èëè â àíàìíåçå, À ÒÀÊÆÅ

— Êàøåëü, À ÒÀÊÆÅ

— Îäûøêà èëè çàòðóäíåííîå äûõàíèå.

Ïðèìå÷àíèÿ

— Òðåáîâàíèå «ãîñïèòàëèçàöèè íà íî÷ü» îçíà÷àåò, ÷òî, ïî ìíåíèþ ëå÷àùåãî âðà÷à, ëå÷åíèå áîëüíîãî äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà;

— Ïîíÿòèå «îäûøêà èëè çàòðóäíåííîå äûõàíèå» îõâàòûâàåò òàêèå ñèìïòîìû, êàê äèñïíåÿ èëè íåõâàòêà âîçäóõà, íå ñâÿçàííûå ñ çàëîæåííîñòüþ íîñà èëè ñ äðóãèìè âèäàìè îáñòðóêöèè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé;

— Äèàãíîñòè÷åñêèé êðèòåðèé «ëèõîðàäêà â àíàìíåçå» íå òðåáóåò äîêóìåíòèðîâàííîãî

— ïîäòâåðæäåíèÿ è ìîæåò îñíîâûâàòüñÿ íà ñîîáùåííîé ïàöèåíòîì èíôîðìàöèè î ïåðåíåñåííîé ëèõîðàäêå èëè îá îùóùåíèè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà;

— ÒÎÐÈ ìîæåò îçíà÷àòü íîâîå çàáîëåâàíèå, ðàçâèâøååñÿ íà ôîíå îñíîâíîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ èëè áîëåçíè ñ áîëåå äëèòåëüíûì àíàìíåçîì;

— ÒÎÐÈ íå ÿâëÿåòñÿ ýêâèâàëåíòîì êëàññè÷åñêîé ïíåâìîíèè è íå âñåãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïíåâìîíèè. Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ìíîãèå òÿæåëûå ðåñïèðàòîðíûå íàðóøåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ãðèïïîì, îáóñëîâëåíû îáîñòðåíèåì, íàïðèìåð, õðîíè÷åñêîé áîëåçíè ëåãêèõ èëè ñåðäöà è íå îáëàäàþò ïðèçíàêàìè ïíåâìîíèè, óêàçûâàþùèìè íà íåîáõîäèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè.

2.3 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ «ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ»

Îñòðîå ðåñïèðàòîðíîå çàáîëåâàíèå, âîçíèêøåå â òå÷åíèå ïðåäøåñòâóþùèõ 7 äíåé è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè:

— Òåìïåðàòóðà òåëà ≥ 38ºC (ïî ðåçóëüòàòàì èçìåðåíèÿ), À ÒÀÊÆÅ

— Êàøåëü.

2.4 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÎÐÈ

Äèàãíîç ÎÐÈ ñòàâèòñÿ ïðè îñòðîì ðàçâèòèè ïî êðàéíåé ìåðå îäíîãî èç ñëåäóþùèõ ÷åòûðåõ ñèìïòîìîâ ðåñïèðàòîðíîãî çàáîëåâàíèÿ:

— Êàøåëü;

— Áîëü â ãîðëå (ôàðèíãèò);

— Îäûøêà;

— Îñòðûé íàñìîðê

À ÒÀÊÆÅ

— Íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêîãî çàêëþ÷åíèÿ î òîì, ÷òî çàáîëåâàíèå îáóñëîâëåíî èíôåêöèåé.

Ïðèìå÷àíèå

— ÎÐÈ ìîæåò ïðîòåêàòü êàê ñ ïîâûøåíèåì, òàê è áåç ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà.

3. Ïîêàçàíèÿ äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ãðèïïîì

1. Òÿæåëîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, îáóñëîâëåííîå èíòîêñèêàöèåé (ãèïåðòåðìèÿ, ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì, ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ, ìåíèíãèçì, áðåä, ãèïîêñèÿ, íàðóøåíèå ðèòìà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé, áëåäíîñòü êîæè, óìåíüøåíèå äèóðåçà, òîøíîòà, ðâîòà);

2. Íàëè÷èå ïåðâûõ ïðèçíàêîâ îñòðîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ÎÐÄÑ;

3. Îñëîæíåííûå ôîðìû ãðèïïà ñ íàëè÷èåì îòåêà ëåãêèõ è ñèìïòîìîâ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, êðîâîõàðêàíüÿ, áðîíõîîáñòðóêòèâíîãî ñèíäðîìà, îñòðîãî îòå÷íîãî ëàðèíãèòà, ïíåâìîíèè, îñòðîãî âîñïàëåíèÿ ïðèäàòî÷íûõ ïàçóõ íîñà;

4. Áîëüíûå èç ãðóïïû ðèñêà íåáëàãîïðèÿòíîãî ðàçâèòèÿ áîëåçíè:

— äåòè ìëàäøå 2 ëåò;

— áåðåìåííûå íà ëþáîì ñðîêå áåðåìåííîñòè;

— ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ëåãêèõ (áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, ÕÎÁË);

— ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (ïîðîêè, ÈÁÑ ñ ïðèçíàêàìè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè);

— ëèöà ñ íàðóøåíèÿìè îáìåíà âåùåñòâ (ñàõàðíûé äèàáåò, îæèðåíèå 2-3 ñòåïåíè);

— ëèöà ñ õðîíè÷åñêîé áîëåçíüþ ïî÷åê, õðîíè÷åñêîé áîëåçíüþ ïå÷åíè, ñ îïðåäåëåííûìè íåâðîëîãè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè (âêëþ÷àÿ íåéðîìóñêóëüíûå, íåéðîêîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ, ýïèëåïñèþ), ãåìîãëîáèíîïàòèÿìè èëè óãíåòåííûì èììóííûì ñîñòîÿíèåì, ëèáî ïî ïðè÷èíå ïåðâè÷íûõ èììóíîñóïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèé, òàêèõ êàê ÂÈ×-èíôåêöèÿ, ëèáî â ñâÿçè ñ âòîðè÷íûìè èììóíîäåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè âñëåäñòâèå ïðèåìà èììóíîñóïðåññîðíûõ ìåäèêàìåíòîâ èëè çëîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé.

— äåòè, ïîëó÷àâøèå àñïèðèí äëÿ ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ;

— ëèöà â âîçðàñòå 65 ëåò è ñòàðøå.

4. Ëå÷åíèå ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé

Ëå÷åíèå áîëüíûõ ãðèïïîì äîëæíî áûòü êîìïëåêñíûì ñ ýòèïàòîãåíåòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòüþ.

4.1 Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ

Ýòèîòðîïíûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà äîëæíû áûòü íàçíà÷åíû êàê ìîæíî ðàíüøå (â ïåðâûå ÷àñû/äíè çàáîëåâàíèÿ) ïðè ðåãèñòðàöèè âðà÷îì «ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ», ëèáî ëàáîðàòîðíî-ïîäòâåðæäåííîãî äèàãíîçà «ãðèïï».

Ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû:

1. Îñåëüòàìèâèð (Òàìèôëþ) — ïî 75 ìã (1 êàïñóëà) äâà ðàçà â äåíü (ñóòî÷íàÿ äîçà 150 ìã) â òå÷åíèå 5 äíåé;

èëè

2. Çàíàìèâèð (Ðåëåíçà) — â âèäå ïîðîøêà äëÿ èíãàëÿöèîííîãî ïðèìåíåíèÿ ÷åðåç äèñêõàëåð ïî 2 èíãàëÿöèè 2 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 5 äíåé;

èëè

3. Óìèôåíîâèð (Àðáèäîë) — òàáëåòêè — 4 ðàçà â ñóòêè, ïî 200 ìã êàæäûå 6 ÷àñîâ (ñóòî÷íàÿ äîçà 800 ìã) â òå÷åíèå 7-10 äíåé;

4. Èìèäàçîëèëýòàíàìèä ïåíòàíäèîâîé êèñëîòû (Èíãàâèðèí) — ñóòî÷íàÿ äîçà 90 ìã 1 ðàç â äåíü â òå÷åíèå 5 äíåé (ñ ó÷åòîì íàçíà÷åíèÿ ïðåïàðàòà â ïåðâûå 2 äíÿ îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ);

*Èíäóêòîðû èíòåðôåðîíà:

— Ìåãëþìèíà àêðèäîíàöåòàò (Öèêëîôåðîí) — ïî 600 ìã (4 òàáë.) 1 ðàç â ñóòêè çà 30 ìèí äî åäû ÷åðåç äåíü, 5 ïðèåìîâ (êóðñ ëå÷åíèÿ — 20 òàáë.);

— Òèëîðîí (Àìèêñèí, Ëàâîìàêñ) – ïî 125 ìã â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 125 ìã ÷åðåç äåíü (êóðñîâàÿ äîçà 750 ìã, 6 òàáëåòîê);

— Êàãîöåë — 24 ìã (2 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 12 ìã (1 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 2 äíåé (êóðñîâàÿ äîçà 216 ìã, 18 òàáë.).

* ïðåïàðàòû íàçíà÷àþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ïåðèîä ðàííåé è ïîçäíåé ðåêîíâàëåñöåíöèè.

4.2 Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíàÿ è æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ

Èç ãðóïïû íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå ëåêàðñòâåííûõ ôîðì, îáëàäàþùèõ, êàê âûðàæåííûì æàðîïîíèæàþùèì, òàê è âûðàæåííûì ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì äåéñòâèåì. Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ íåîáõîäèìî íà÷èíàòü â ñî÷åòàíèè ñ ýòèîòðîïíîé òåðàïèåé ñ ïåðâûõ äíåé çàáîëåâàíèÿ.

Ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå îäíîãî èç ïåðå÷èñëåííûõ ïðåïàðàòîâ:

— Èáóïðîôåí – ïî 200-400 ìã 3-4 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 3-5 äíåé (Ìàêñèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà — 1200 ìã);

— Öåëåêîêñèá – 100-200 ìã 2 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 3-5 äíåé (Ìàêñèìàëüíàÿ ðåêîìåíäîâàííàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà ïðè äëèòåëüíîì ïðèåìå — 400 ìã);

Ïîêàçàíèÿìè äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ ÿâëÿþòñÿ àáñîëþòíûå öèôðû òåðìîìåòðèè (âûøå 38-38,5 Ñ), âûðàæåííûå ìîçãîâûå è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå íàðóøåíèÿ.

 ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò îòäàâàòü ñëåäóþùèì ïðåïàðàòàì:

— Íàïðîêñåí (Íàëãåçèí ôîðòå) – òàáëåòêè – ïî 250 ìã 2 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 4 äíåé.

— Ïàðàöåòàìîë – 500-1000 ìã äî 4 ðàç â äåíü (íå áîëåå 4 ã â ñóòêè);

— Àíàëüãèí – ïî 500 ìã 2-3 ðàçà â äåíü ïîñëå åäû. Ìàêñèìàëüíàÿ ðàçîâàÿ äîçà — 1 ã (2 òàáëåòêè), ñóòî÷íàÿ — 3 ã (6 òàáëåòîê). Ïðè äëèòåëüíîì (áîëåå íåäåëè) ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòà íåîáõîäèì êîíòðîëü êëèíè÷åñêîãî àíàëèçà êðîâè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïå÷åíè. Ïðåïàðàò ïðèìåíÿåòñÿ ñ ó÷åòîì ïðîòèâîïîêàçàíèé: êðîìå áîëüíûõ ñ ÕÎÁË è óãðîçîé ðàçâèòèÿ áðîíõîñïàçìà.

Ëèòè÷åñêàÿ ñìåñü:

â/ì èíúåêöèÿ (â îäíîì øïðèöå èç ðàñ÷åòà 0,15-0,2 ìë ñìåñè íà êã):

Àíàëüãèí 2,0 ìë — 50% + Ïàïàâåðèíà ãèäðîõëîðèä 2,0 ìë — 2% + Äèìåäðîë 1,0-2,0 ìë — 1%; (ïîä êîíòðîëåì ÀÄ, ñ ó÷åòîì ïðîòèâîïîêàçàíèé:

êðîìå áîëüíûõ ñ ÕÎÁË è óãðîçîé ðàçâèòèÿ áðîíõîñïàçìà)

4.3 Äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ è àíòèîêñèäàíòíàÿ òåðàïèÿ

 òå÷åíèå ëèõîðàäî÷íîãî ïåðèîäà áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ ñîáëþäåíèå ïîñòåëüíîãî ðåæèìà. Öåëåñîîáðàçíî íàçíà÷åíèå îáèëüíîãî ãîðÿ÷åãî ïèòüÿ (òåïëîå ìîëîêî, ÷àé, ìîðñ, ñîêè). Êîëè÷åñòâî óïîòðåáëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 2 ëèòðîâ â ñóòêè.

 êà÷åñòâå àíòèîêñèäàíòíîé òåðàïèè ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå ôëàâîíîèäîâ è âèòàìèíîâ:

— Ðóòîçèä (Ðóòèí, Àñêîðóòèí) – ïî 1-2 òàáëåòêè 3-4 ðàçà â äåíü;

— Âèòàìèí Ñ – ïî 50–100 ìã 3–5 ðàç â ñóòêè.

— Äèãèäðîêâåðöåòèí (Äèãèäðîêâåðöåòèí â òàáëåòêàõ, Äèêâåðòèí, Äèãèäðîêâåðöåòèí NTG, Àðàãëèí Ä) — ïî 40–60 ìã 4 ðàçà â ñóòêè, â ïåðèîä ðåêîíâàëåñöåíöèè — ïî 20 ìã 4 ðàçà â ñóòêè (êóðñ 3–4 íåäåëè).

— Âèòàìèí E – ïî 100–300 ìã/ñóò (3-4 íåäåëè).

4.4 Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ

Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ íàçíà÷àåòñÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè êóïèðîâàíèÿ îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè îñëîæíåíèé è óëó÷øåíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî.

4.4.1 Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà:

Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü îäíîâðåìåííî ñ ïðîòèâîêàøëåâûìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ìîæåò çà ñ÷åò ïîäàâëåíèÿ êàøëåâîãî ðåôëåêñà ñïîñîáñòâîâàòü çàñòîþ ìîêðîòû.

— Àöåòèëöèñòåèí (Àöåòèëöèñòåèí, Ôëóèìóöèë) – ïî 200 ìã 2-3 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû (íåëüçÿ ñî÷åòàòü ñ ïðèåìîì ïàðàöåòàìîëà);

— Ãâàéôåíåçèí — 200–400 ìã (10–20 ìë) 3-4 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû;

— Áðîìãåêñèí — ïî 1–2 òàáë. 3–4 ðàçà â äåíü.

— Àìáðîêñîë (Àìáðîáåíå, Àìáðîêñîë, Êîäåëàê-áðîíõî) – ïî 30 ìã 3 ðàçà â ñóòêè.

4.4.2 Ñîñóäîñóæèâàþùèå, àíòèêîíãåñòèâíûå ïðåïàðàòû:

Ïîêàçàíèÿìè äëÿ íàçíà÷åíèÿ ñîñóäîñóæèâàþùèõ ïðåïàðàòîâ ÿâëÿþòñÿ: îñòðûé ðèíèò, ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå ñèíóñèòîâ, åâòàõèèòîâ, îòèòîâ.

— Íàôàçîëèí (Íàôòèçèí, Ñàíîðèí) — èíòðàíàçàëüíî (â êàæäûé íîñîâîé õîä), ïî 1–3 êàïëè 0,05–0,1% ðàñòâîðà 3–4 ðàçà â ñóòêè;

— Êñèëîìåòàçîëèí (Ãàëàçîëèí, Êñèìåëèí, Îòðèâèí) – èíòðàíàçàëüíî (â êàæäûé íîñîâîé õîä), ïî 2–3 êàïëè 0,1% ðàñòâîðà èëè îäíî âïðûñêèâàíèå èç ðàñïûëèòåëÿ â êàæäóþ íîçäðþ 4 ðàçà â äåíü;

— Îêñèìåòàçîëèí (Íàçèâèí, Íàçîë) — èíòðàíàçàëüíî (â êàæäûé íîñîâîé õîä), ïî 1–2 êàïëè 0,025–0,05% ðàñòâîðà 2–3 ðàçà â ñóòêè èëè ïî 2–3 âïðûñêèâàíèÿ 0,05% ñïðåÿ.

5. Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé

Âî âíåøíåé ñðåäå âèðóñ ãðèïïà ñïîñîáåí ñîõðàíÿòüñÿ íå äîëãî — îò 2-õ äî 8 ÷àñîâ. Ïîãèáàåò ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð (75–100°Ñ), à òàêæå íåêîòîðûõ áàêòåðèöèäíûõ àãåíòîâ, òàêèõ êàê ñïèðò, ïåðåêèñü âîäîðîäà, ùåëî÷ü (ìûëî). Àíòèñåïòèêè íà îñíîâå éîäà òàêæå ýôôåêòèâíû ïðîòèâ âèðóñîâ ãðèïïà ïðè èñïîëüçîâàíèè â ñîîòâåòñòâóþùèõ êîíöåíòðàöèÿõ íà ïðîòÿæåíèè äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà âðåìåíè.

5.1 Ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà ìåõàíèçì ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ

1. Èçáåãàòü ïðÿìûõ êîíòàêòîâ ñ áîëüíûìè ÎÐÂÈ (áëèæå 1 ìåòðà), èçáåãàòü ëþäíûõ ìåñò â ïåðèîäû ýïèäåìèè èëè ïàíäåìèè ãðèïïà;

2. Èñïîëüçîâàòü îäíîðàçîâûå ìàñêè (ñìåíà ìàñêè êàæäûå 2-3 ÷àñà). Íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíåíèå ìàñêè íà áîëüíîì ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ìåëêîäèñïåðñíîé àýðîçîëüíîé âçâåñè, ñîäåðæàùåé âèðóñíûå ÷àñòèöû, ïðè ðàçãîâîðå, êàøëå è ÷èõàíèè;

3. Ïðîìûâàòü íîñ ñîëåâûìè ðàñòâîðàìè, èíòðàíàçàëüíî èñïîëüçîâàòü îêñîëèíîâóþ ìàçü.

4. Ðåãóëÿðíî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèÿ îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ;

5. Èñïîëüçîâàòü îäíîðàçîâûå áóìàæíûå ïëàòêè è ðåãóëÿðíî ìûòü ðóêè ñ ìûëîì, èçáåãàòü ïðÿìûõ êîíòàêòîâ êèñòåé ðóê ñ ïîâåðõíîñòÿìè îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ â ïåðèîäû ýïèäåìèè èëè ïàíäåìèè ãðèïïà; íå ñíèìàòü ïåð÷àòêè â òðàíñïîðòå.

6. Èçáåãàòü êîíòàêòîâ ãðÿçíûõ ðóê ñ ãëàçàìè, íîñîì è ðòîì;

7. Ðåãóëÿðíî îáðàáàòûâàòü ïîâåðõíîñòè îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ àíòèñåïòè÷åñêèìè ðàñòâîðàìè.

5.2 Ìåðîïðèÿòèÿ â îòíîøåíèè âîñïðèèì÷èâîãî îðãàíèçìà

1. Âåäåíèå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè (ïîëíîöåííûé ñîí, ñâåæèé âîçäóõ, àêòèâíûé îòäûõ, ñáàëàíñèðîâàííàÿ ïèùà, áîãàòàÿ âèòàìèíàìè);

2. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé è ñîñòîÿíèé, îáóñëàâëèâàþùèõ ïîâûøåíèå âîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà ê âèðóñó ãðèïïà èëè ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ èììóíîäåôèöèòà, à òàêæå ÿâëÿþùèõñÿ ôàêòîðàìè ðèñêà òÿæåëîãî/îñëîæíåííîãî òå÷åíèÿ ãðèïïà;

3. Ïðîâåäåíèå õèìèîïðîôèëàêòèêè (ïðè íàëè÷èè â àíàìíåçå íåïîñðåäñòâåííîãî êîíòàêòà ñ áîëüíûì ãðèïïîì èëè ÎÐÂÈ äðóãîé ýòèîëîãèè).

Ïðèëîæåíèå 1

Ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé.

Íàçâàíèå ïðåïàðàòà Ñïîñîá ïðèìåíåíèÿ Äîçèðîâêà Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ

1. Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ

Îñåëüòàìèâèð (Òàìèôëþ) ïåðîðàëüíî 75 ìã äâà ðàçà â äåíü (ñóòî÷íàÿ äîçà 150 ìã) 5 äíåé

Çàíàìèâèð (Ðåëåíçà) èíãàëÿöèîííî 2 èíãàëÿöèè 2 ðàçà â ñóòêè 5 äíåé

Óìèôåíîâèð (Àðáèäîë) ïåðîðàëüíî 4 ðàçà â ñóòêè ïî 200 ìã êàæäûå 6 ÷àñîâ (ñóòî÷íàÿ äîçà 800 ìã) 7-10 äíåé

Èìèäàçîëèëýòàíàìèä ïåíòàíäèîâîé êèñëîòû (Èíãàâèðèí) ïåðîðàëüíî ñóòî÷íàÿ äîçà 90 ìã 1 ðàç â äåíü 5 äíåé

Ìåãëþìèíà àêðèäîíàöåòàò (Öèêëîôåðîí) ïåðîðàëüíî 600 ìã (4 òàáë.) 1 ðàç â ñóòêè çà 30 ìèí äî åäû ÷åðåç äåíü, 5 ïðèåìîâ (êóðñ ëå÷åíèÿ — 20 òàáë.). 10 äíåé

Òèëîðîí (Àìèêñèí, Ëàâîìàêñ) ïåðîðàëüíî 125 ìã â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 125 ìã ÷åðåç äåíü (êóðñîâàÿ äîçà 750 ìã, 6 òàáëåòîê).

10 äíåé

Êàãîöåë ïåðîðàëüíî 24 ìã (2 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 12 ìã (1 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 2 äíåé (êóðñîâàÿ äîçà 216 ìã, 18 òàáë.) 4 äíÿ

2. Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíàÿ è æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ

Èáóïðîôåí ïåðîðàëüíî 200-400 ìã 3-4 ðàçà â ñóòêè (Ìàêñèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà — 1200 ìã) 3-5 äíåé

Öåëåêîêñèá ïåðîðàëüíî 100-200 ìã 2 ðàçà â ñóòêè (Ìàêñèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà — 400 ìã) 3-5 äíåé

Íàïðîêñåí (Íàëãåçèí ôîðòå) Ïåðîðàëüíî 250 ìã 2 ðàçà â ñóòêè 3-5 äíåé

Ïàðàöåòàìîë ïåðîðàëüíî 500-1000 ìã äî 4 ðà?