План работы по бронхиальной астме

План работы по бронхиальной астме thumbnail

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

План действий – это расписанный врачом или специалистом по астме специально для вас (или члена вашей семьи, включая подростков и детей) набор мероприятий для управления симптомами и предотвращения приступов. План составляют для того, чтобы вы или другие члены семьи знали, что необходимо сделать при обострении симптомов или изменении показаний пикфлоуметра.

Какая информация включена в план действий при астме?

В плане действий собрана важная информация о вашем заболевании. Необходимо воспользоваться ею, если ваше состояние (или состояние членов семьи, включая подростков и детей, страдающих астмой) резко ухудшится.

План действий может быть составлен несколькими способами и включать в себя:

  • Список возбудителей, способных вызвать обострение симптомов астмы, и советы, как защитить себя от их воздействия
  • График показаний пикфлоуметра и описание зон заболевания на основании рекордной для каждого человека ПСВ.
  • Список обычных симптомов астмы (кашель, свистящие хрипы, чувство заложенности в груди, отдышка, избыточное образование слизи) и необходимых мер при их появлении.
  • Название и дозировка лекарств, которые нужно принимать ежедневно, даже если симптомы отсутствуют.
  • Название и дозировка препаратов мгновенного действия (неотложной терапии), необходимых при обострении симптомов.
  • Название и дозировка средств для купирования симптомов, которые нужно принимать при приступе удушья.
  • Номера телефонов скорой помощи и адреса ближайших больниц.
  • Указания: когда следует обращаться к врачу; кому звонить, если врача нет на месте; список мест, где можно получить неотложную помощь и лекарства в случае экстренной необходимости.

Для удобства план действий при астме разбит на три зоны, исходя из показаний пикфлоуметра: зеленая, желтая и красная. Врач расписывает необходимые меры и рекомендации для каждой зоны.

  • Зеленая зона: Стабильное, нормальное состояние – НЕТ симптомов. При правильном контроле оно должно оставаться таким каждый день. Вы легко справляетесь с обычными делами; во время сна вас не беспокоит кашель, свистящие хрипы и трудности с дыханием. Показатели ПСВ: 80 – 100% от рекордных значений.
  • Желтая зона (Осторожно!): Состояние НЕнормальное. Могут проявляться некоторые симптомы, например, кашель, свистящие хрипы, небольшая отдышка. Астма может беспокоить вас в ночное время и напомнить о себе днем. Вы можете чувствовать большую усталость, чем обычно. Показания пикфлоуметра: 50 – 80% от рекордного значения. Если ухудшения в пределах желтой зоны продолжаются – свяжитесь с врачом. Вероятно, стоит изменить план действий в зеленой зоне, чтобы предотвратить дальнейшие ухудшения.
  • Красная зона: Вы нуждаетесь в неотложной медицинской помощи. Могут наблюдаться следующие симптомы: частый, сильный кашель, тяжелая отдышка, свистящие хрипы, прерывистая речь, нарушение двигательных функций и быстрое, учащенное дыхание. Показатели ПСВ: ниже 50% от рекордного значения. Если вы хватаете ртом воздух, губы и ногти посинели, или не можете измерить ПСВ, – вызывайте скорую помощь.

План действий (для взрослых и подростков)

Вы можете распечатать приведенный ниже план действий и заносить туда важную информацию. Эта же форма может пригодиться и другим членам вашей семьи, страдающим астмой. Места для записи имен и номеров телефонов лечащего врача, специалиста по астме и скорой помощи здесь достаточно.

Возьмите эту форму с собой на следующую консультацию с врачом. Он внесет в нее названия, дозы, частоту приема необходимых для каждой зоны (зеленой, желтой или красной) лекарств в зависимости от показаний пикфлоуметра.

Каждый раз при использовании пикфлоуметра в течение дня сравнивайте полученный результат ПСВ с процентными отношениями, указанными в плане. Если вы укладываетесь в зеленую зону, волноваться нет причин. Если попадаете в желтую, ознакомьтесь с рекомендациями врача по лечению симптомов. Когда значения ПСВ соответствуют красной зоне – ситуация близка к критической. Прочитайте указания врача о том, как купировать или обратить проявление симптомов с помощью лекарств. Если они не помогают, срочно отправляйтесь в больницу или звоните в скорую.

План действий (для маленьких детей)

Вы также можете воспользоваться приведенным ниже планом действий для записи важных рекомендаций и данных об астме у ребенка. Заполните строки с именами и телефонами специалистов. Попросите лечащего врача вписать в план правила приема лекарств, их дозировку и частоту употребления в зависимости от значений ПСВ (зеленая, желтая или красная зона).

Помогите ребенку понять, что означает то или иное состояние, ежедневно просматривая план действий. Показания пикфлоуметра в зеленой зоне означают, что у ребенка не должно быть никаких симптомов; прием лекарств осуществляется по плану. Если показания ПСВ соответствуют желтой зоне, сверьтесь с планом действий и следуйте рекомендациям врача. Если указанные там лекарства ребенку не помогают, обязательно свяжитесь с доктором или медсестрой.

Показания пикфлоуметра в красной зоне говорят о том, что действовать нужно быстро. Прочитайте план действий и окажите ребенку помощь по описанным в нем инструкциям. Если, несмотря на лекарства, симптомы остаются прежними, везите ребенка в больницу или вызывайте скорую помощь.

В плане действий при астме описываются все необходимые мероприятия на каждый день при нормальном самочувствии, в случае ухудшения симптомов и при критическом состоянии. Не забудьте дать копию плана действий больного астмой ребенка воспитателям, учителям или любому взрослому, на попечении которого он находится.

Пересмотрите план действий

План действия при астме необходимо пересматривать вместе с врачом, по крайней мере, один раз в год. Корректировка плана может понадобиться в связи с изменением показателей пикфлоуметра и принимаемых лекарств.

Храните план действий в легко доступном, в том числе, для членов семьи, месте. 

Распечатайте план действий

Распечатайте этот план действий и записывайте в него важные сведения о вашем случае астмы. Он также может пригодиться членам вашей семьи, включая подростков и детей. 

Дата:

Имя / Номер больницы

Степень тяжести болезни:

Врач:
Телефон:

Медсестра или терапевт:
Телефон:

Вечер/ Выходные дни
Телефон:

Рекордный показатель ПСВ:

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА: Нет симптомов
Стабильное, нормальное состояние – НЕТ симптомов. Обычные дела не вызывают трудностей, во время сна не беспокоят кашель, свистящие хрипы, трудности с дыханием. Показатели ПСВ: 80 – 100% от рекордных значений.

ДЕЙСТВИЕ: Контролируйте астму. Принимайте эти лекарства каждый день, в хорошие и плохие дни, для предотвращения симптомов астмы. Используйте камеру (спейсер) с дозирующими ингаляторами (или другой ингалятор и/или другие назначенные ребенку препараты). 

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка

____

Утро

____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

 Принимайте ______ за 15 – 20 минут до физической нагрузки или контактом с заранее известным аллергеном-возбудителем. 

ЖЕЛТАЯ ЗОНА: Осторожно!

Состояние НЕнормальное. Могут проявляться некоторые симптомы, например, кашель, свистящие хрипы, небольшая отдышка. Возможны нарушения сна и проявление симптомов в дневное время. Вы можете уставать больше, чем обычно. Показания пикфлоуметра: 50 – 80% от рекордного значения.

ДЕЙСТВИЕ: Снятие симптомов.

  • Продолжайте прием препаратов зеленной зоны, перечисленных выше. Используйте спейсер (камеру) с дозирующими ингаляторами (или другие устройства для ребенка).
  • Также примите препарат, снимающий симптомы: альбутерол или «Максаир» ____ вдоха или ________ через небулайзер. При необходимости можно принимать каждые четыре часа. Также примите: ____________________.
  • После приема препарата для быстрого снятия симптомов через 5 – 15 минут симптомы должны исчезнуть. Если некоторые симптомы все же продолжают проявляться, ПОВТОРИТЕ прием препаратов для снятия симптомов 1 – 2 раза с интервалом в 5 – 20 минут (до трех приемов в течение часа). (Детям повторите прием альбутерола 1 – 2 раза с интервалом в 15 – 20 минут (до 3 приемов в течение часа). Если состояние не улучшилось, ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: ___________________.
  • ПОЗВОНИТЕ лечащему врачу или медсестре/ терапевту за дальнейшими указаниями.
  • Если ваше состояние (или члена семьи) пришло в норму после 2 – 3 приемов лекарств, продолжите прием лекарства для снятия симптомов 4 раза в день в течение следующих суток. Обратитесь к врачу за дальнейшими указаниями.
  • Для детей: Если симптомы сначала полностью исчезли, но потом проявились вновь через 4 часа (или меньше), снова примите 1 дозу альбутерола и продолжайте принимать его 4 раза в день в течение следующих двух суток. ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: _______________.

ПРИМЕЧАНИЕ: Свяжитесь с врачом, если ваши (или члена вашей семьи) показатели ПСВ в желтой зоне продолжают падать. Вероятно, следует скорректировать план для зеленой зоны для предотвращения дальнейших обострений.  

КРАСНАЯ ЗОНА: Сигнал вызова медицинской помощи – состояние критическое!
Вы (или члены семьи, включая подростков и детей) нуждаетесь в неотложной медицинской помощи. Могут наблюдаться следующие симптомы: частый, сильный кашель, тяжелая отдышка, свистящие хрипы, прерывистая речь, нарушение двигательных функций и быстрое, учащенное дыхание. Показатели ПСВ: ниже 50% от рекордного значения.

ДЕЙСТВИЕ: Купирование симптомов

  • Примите препараты: альбутерол со спейсером или «Максаир» ______ или _______ через небулайзер.
  • ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: __________________.
  • Дайте ребенку альбутерол в два вдоха или лекарство через небулайзер или альбутерол или «Ксопенекс».
  • Если улучшений нет, ОПРАВЛЯЙТЕСЬ В ЦЕНТР СКОРОЙ ПОМОЩИ.
  • Если у вас или членов вашей семьи (включая подростков и детей) наблюдается нарушение двигательных функция и речи, вы хватаете ртом воздух, губы и ногти посинели, измерить ПСВ невозможно, вызывайте скорую помощь.
  • Если обострение удалось снять, но симптомы не исчезли полностью, действуйте по плану желтой зоны, согласно инструкциям. Позвоните врачу за дальнейшими указаниями.

Подпись:

ФИО:

Не забывайте брать с собой план действия на каждую консультацию с лечащим врачом. Он поможет доктору оценить, насколько эффективно работает схема лечения.

Источник