План работы по бронхиальной астме

План работы по бронхиальной астме thumbnail

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Читайте также:  Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме китайская

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

План действий – это расписанный врачом или специалистом по астме специально для вас (или члена вашей семьи, включая подростков и детей) набор мероприятий для управления симптомами и предотвращения приступов. План составляют для того, чтобы вы или другие члены семьи знали, что необходимо сделать при обострении симптомов или изменении показаний пикфлоуметра.

Читайте также:  Как вводить эуфиллин при приступе бронхиальной астмы

Какая информация включена в план действий при астме?

В плане действий собрана важная информация о вашем заболевании. Необходимо воспользоваться ею, если ваше состояние (или состояние членов семьи, включая подростков и детей, страдающих астмой) резко ухудшится.

План действий может быть составлен несколькими способами и включать в себя:

  • Список возбудителей, способных вызвать обострение симптомов астмы, и советы, как защитить себя от их воздействия
  • График показаний пикфлоуметра и описание зон заболевания на основании рекордной для каждого человека ПСВ.
  • Список обычных симптомов астмы (кашель, свистящие хрипы, чувство заложенности в груди, отдышка, избыточное образование слизи) и необходимых мер при их появлении.
  • Название и дозировка лекарств, которые нужно принимать ежедневно, даже если симптомы отсутствуют.
  • Название и дозировка препаратов мгновенного действия (неотложной терапии), необходимых при обострении симптомов.
  • Название и дозировка средств для купирования симптомов, которые нужно принимать при приступе удушья.
  • Номера телефонов скорой помощи и адреса ближайших больниц.
  • Указания: когда следует обращаться к врачу; кому звонить, если врача нет на месте; список мест, где можно получить неотложную помощь и лекарства в случае экстренной необходимости.

Для удобства план действий при астме разбит на три зоны, исходя из показаний пикфлоуметра: зеленая, желтая и красная. Врач расписывает необходимые меры и рекомендации для каждой зоны.

  • Зеленая зона: Стабильное, нормальное состояние – НЕТ симптомов. При правильном контроле оно должно оставаться таким каждый день. Вы легко справляетесь с обычными делами; во время сна вас не беспокоит кашель, свистящие хрипы и трудности с дыханием. Показатели ПСВ: 80 – 100% от рекордных значений.
  • Желтая зона (Осторожно!): Состояние НЕнормальное. Могут проявляться некоторые симптомы, например, кашель, свистящие хрипы, небольшая отдышка. Астма может беспокоить вас в ночное время и напомнить о себе днем. Вы можете чувствовать большую усталость, чем обычно. Показания пикфлоуметра: 50 – 80% от рекордного значения. Если ухудшения в пределах желтой зоны продолжаются – свяжитесь с врачом. Вероятно, стоит изменить план действий в зеленой зоне, чтобы предотвратить дальнейшие ухудшения.
  • Красная зона: Вы нуждаетесь в неотложной медицинской помощи. Могут наблюдаться следующие симптомы: частый, сильный кашель, тяжелая отдышка, свистящие хрипы, прерывистая речь, нарушение двигательных функций и быстрое, учащенное дыхание. Показатели ПСВ: ниже 50% от рекордного значения. Если вы хватаете ртом воздух, губы и ногти посинели, или не можете измерить ПСВ, – вызывайте скорую помощь.

План действий (для взрослых и подростков)

Вы можете распечатать приведенный ниже план действий и заносить туда важную информацию. Эта же форма может пригодиться и другим членам вашей семьи, страдающим астмой. Места для записи имен и номеров телефонов лечащего врача, специалиста по астме и скорой помощи здесь достаточно.

Возьмите эту форму с собой на следующую консультацию с врачом. Он внесет в нее названия, дозы, частоту приема необходимых для каждой зоны (зеленой, желтой или красной) лекарств в зависимости от показаний пикфлоуметра.

Каждый раз при использовании пикфлоуметра в течение дня сравнивайте полученный результат ПСВ с процентными отношениями, указанными в плане. Если вы укладываетесь в зеленую зону, волноваться нет причин. Если попадаете в желтую, ознакомьтесь с рекомендациями врача по лечению симптомов. Когда значения ПСВ соответствуют красной зоне – ситуация близка к критической. Прочитайте указания врача о том, как купировать или обратить проявление симптомов с помощью лекарств. Если они не помогают, срочно отправляйтесь в больницу или звоните в скорую.

План действий (для маленьких детей)

Вы также можете воспользоваться приведенным ниже планом действий для записи важных рекомендаций и данных об астме у ребенка. Заполните строки с именами и телефонами специалистов. Попросите лечащего врача вписать в план правила приема лекарств, их дозировку и частоту употребления в зависимости от значений ПСВ (зеленая, желтая или красная зона).

Помогите ребенку понять, что означает то или иное состояние, ежедневно просматривая план действий. Показания пикфлоуметра в зеленой зоне означают, что у ребенка не должно быть никаких симптомов; прием лекарств осуществляется по плану. Если показания ПСВ соответствуют желтой зоне, сверьтесь с планом действий и следуйте рекомендациям врача. Если указанные там лекарства ребенку не помогают, обязательно свяжитесь с доктором или медсестрой.

Показания пикфлоуметра в красной зоне говорят о том, что действовать нужно быстро. Прочитайте план действий и окажите ребенку помощь по описанным в нем инструкциям. Если, несмотря на лекарства, симптомы остаются прежними, везите ребенка в больницу или вызывайте скорую помощь.

В плане действий при астме описываются все необходимые мероприятия на каждый день при нормальном самочувствии, в случае ухудшения симптомов и при критическом состоянии. Не забудьте дать копию плана действий больного астмой ребенка воспитателям, учителям или любому взрослому, на попечении которого он находится.

Читайте также:  Бронхиальная астма занятия физкультурой

Пересмотрите план действий

План действия при астме необходимо пересматривать вместе с врачом, по крайней мере, один раз в год. Корректировка плана может понадобиться в связи с изменением показателей пикфлоуметра и принимаемых лекарств.

Храните план действий в легко доступном, в том числе, для членов семьи, месте. 

Распечатайте план действий

Распечатайте этот план действий и записывайте в него важные сведения о вашем случае астмы. Он также может пригодиться членам вашей семьи, включая подростков и детей. 

Дата:

Имя / Номер больницы

Степень тяжести болезни:

Врач:
Телефон:

Медсестра или терапевт:
Телефон:

Вечер/ Выходные дни
Телефон:

Рекордный показатель ПСВ:

ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА: Нет симптомов
Стабильное, нормальное состояние – НЕТ симптомов. Обычные дела не вызывают трудностей, во время сна не беспокоят кашель, свистящие хрипы, трудности с дыханием. Показатели ПСВ: 80 – 100% от рекордных значений.

ДЕЙСТВИЕ: Контролируйте астму. Принимайте эти лекарства каждый день, в хорошие и плохие дни, для предотвращения симптомов астмы. Используйте камеру (спейсер) с дозирующими ингаляторами (или другой ингалятор и/или другие назначенные ребенку препараты). 

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка

____

Утро

____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

Препарат
____

Дозировка
____

Утро
____

День
____

Вечер
____

Перед сном
____

 Принимайте ______ за 15 – 20 минут до физической нагрузки или контактом с заранее известным аллергеном-возбудителем. 

ЖЕЛТАЯ ЗОНА: Осторожно!

Состояние НЕнормальное. Могут проявляться некоторые симптомы, например, кашель, свистящие хрипы, небольшая отдышка. Возможны нарушения сна и проявление симптомов в дневное время. Вы можете уставать больше, чем обычно. Показания пикфлоуметра: 50 – 80% от рекордного значения.

ДЕЙСТВИЕ: Снятие симптомов.

  • Продолжайте прием препаратов зеленной зоны, перечисленных выше. Используйте спейсер (камеру) с дозирующими ингаляторами (или другие устройства для ребенка).
  • Также примите препарат, снимающий симптомы: альбутерол или «Максаир» ____ вдоха или ________ через небулайзер. При необходимости можно принимать каждые четыре часа. Также примите: ____________________.
  • После приема препарата для быстрого снятия симптомов через 5 – 15 минут симптомы должны исчезнуть. Если некоторые симптомы все же продолжают проявляться, ПОВТОРИТЕ прием препаратов для снятия симптомов 1 – 2 раза с интервалом в 5 – 20 минут (до трех приемов в течение часа). (Детям повторите прием альбутерола 1 – 2 раза с интервалом в 15 – 20 минут (до 3 приемов в течение часа). Если состояние не улучшилось, ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: ___________________.
  • ПОЗВОНИТЕ лечащему врачу или медсестре/ терапевту за дальнейшими указаниями.
  • Если ваше состояние (или члена семьи) пришло в норму после 2 – 3 приемов лекарств, продолжите прием лекарства для снятия симптомов 4 раза в день в течение следующих суток. Обратитесь к врачу за дальнейшими указаниями.
  • Для детей: Если симптомы сначала полностью исчезли, но потом проявились вновь через 4 часа (или меньше), снова примите 1 дозу альбутерола и продолжайте принимать его 4 раза в день в течение следующих двух суток. ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: _______________.

ПРИМЕЧАНИЕ: Свяжитесь с врачом, если ваши (или члена вашей семьи) показатели ПСВ в желтой зоне продолжают падать. Вероятно, следует скорректировать план для зеленой зоны для предотвращения дальнейших обострений.  

КРАСНАЯ ЗОНА: Сигнал вызова медицинской помощи – состояние критическое!
Вы (или члены семьи, включая подростков и детей) нуждаетесь в неотложной медицинской помощи. Могут наблюдаться следующие симптомы: частый, сильный кашель, тяжелая отдышка, свистящие хрипы, прерывистая речь, нарушение двигательных функций и быстрое, учащенное дыхание. Показатели ПСВ: ниже 50% от рекордного значения.

ДЕЙСТВИЕ: Купирование симптомов

  • Примите препараты: альбутерол со спейсером или «Максаир» ______ или _______ через небулайзер.
  • ТАКЖЕ ПРИМИТЕ: __________________.
  • Дайте ребенку альбутерол в два вдоха или лекарство через небулайзер или альбутерол или «Ксопенекс».
  • Если улучшений нет, ОПРАВЛЯЙТЕСЬ В ЦЕНТР СКОРОЙ ПОМОЩИ.
  • Если у вас или членов вашей семьи (включая подростков и детей) наблюдается нарушение двигательных функция и речи, вы хватаете ртом воздух, губы и ногти посинели, измерить ПСВ невозможно, вызывайте скорую помощь.
  • Если обострение удалось снять, но симптомы не исчезли полностью, действуйте по плану желтой зоны, согласно инструкциям. Позвоните врачу за дальнейшими указаниями.

Подпись:

ФИО:

Не забывайте брать с собой план действия на каждую консультацию с лечащим врачом. Он поможет доктору оценить, насколько эффективно работает схема лечения.

Источник