План школы здоровья при бронхиальной астме

План школы здоровья при бронхиальной астме thumbnail

На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме. О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке. В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»

В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии. Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями. Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»). Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий». Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.

Школы здоровья по бронхиальной астмe

Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь  даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как  соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.

В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.

Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях. Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.

Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой

Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.

Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи. При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).

В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению. Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.

Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии

Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции. На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения. Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации).  Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.

Цели обучения пациентов, страдающих астмой

  • Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
  • Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
  • Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
  • Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
  • Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
  • Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
  • Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
  • Поощрение личной ответственности.

Возможности школ здоровья по бронхиальной астме

Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам  рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.

Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.

Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.

К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:

  • техника правильной ингаляции;
  • использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
  • ведение дневника по астме;
  • использование пневмотахометра;
  • поведение в неотложных ситуациях;
  • и много чего другого.

Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.

Источник

1

Первый слайд презентации: Школа бронхиальной астмы

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

Школа бронхиальной астмы

Изображение для работы со слайдом

Дать пациенту представление о бронхиальной астме
Повышение эффективности лечения
Контроль за течением болезни путем обучения пациента

Цели:

Изображение слайда

Анатомия дыхательных путей
Причины возникновения бронхиальной астмы
Как развивается бронхоспазм?
Симптомы
Что такое пикфлоуметр?
Что такое спирометрия?
Лечение
Профилактика

План занятия:

Изображение слайда

4

Слайд 4: Методы информирования

Теоретический материал
Видеоматериалы
3. Наглядные муляжи
4. Плацебо препараты

Методы информирования

Изображение слайда

5

Слайд 5: Как устроена дыхательная система?

Как устроена дыхательная система?

Изображение слайда

Как устроена дыхательная система?

Изображение для работы со слайдом

6

Слайд 6: Что такое бронхиальная астма?

Хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей- бронхоспазм.

Что такое бронхиальная астма?

Изображение слайда

7

Слайд 7: Причины возникновения астмы

Причины возникновения астмы

Изображение слайда

Причины возникновения астмы

Изображение для работы со слайдом

Реклама. Продолжение ниже

Сфинкс

Изображение слайда

Сфинкс

Изображение для работы со слайдом

9

Слайд 9: Как развивается бронхоспазм?

Как развивается бронхоспазм?

Изображение слайда

Как развивается бронхоспазм?

Изображение для работы со слайдом

Симптомы

Изображение слайда

Симптомы

Изображение для работы со слайдом

Хроническое воспаление связано с гиперчувствительностью дыхательных путей, которая приводит к повторяющимся эпизодам хрипов, одышка, судороги в груди и кашель особенно ночью или ранним утром.
Что такое обострение астмы?
Усиление  !!!
Кашель *
Одышка
Эпизоды хрипов
Дискомфорт в грудной клетке

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

12

Слайд 12: Что такое пикфлоуметр

Прибор позволяющий оценить, с какой скоростью человек может выдохнуть воздух, и таким образом оценить степень сужения дыхательных путей.

Что такое пикфлоуметр

Изображение слайда

Что такое пикфлоуметр

Изображение для работы со слайдом

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

14

Слайд 14: Дневник самоконтроля

Самоконтроль необходим для того, чтобы Вы могли вовремя распознать обострение и предупредить его дальнейшее развитие. ведение дневника самоконтроля и пикфлоуметрии поможет вашему врачу объективно оценить ваше состояние и правильно скорректировать проводимую терапию.

Дневник самоконтроля

Изображение слайда

Реклама. Продолжение ниже

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

Исследование функции внешнего дыхания
Принципиально важное исследования для более раннего выявления заболевания, соответственно и более раннего и адекватного назначения необходимой схемы лечения.

Спирометрия

Изображение слайда

Спирометрия

Изображение для работы со слайдом

17

Слайд 17: Основные моменты

Исследование проводится натощак
Перед исследованием необходим отдых в положении сидя в течение 15 минут
Одежда должна быть свободной
Не надо пользоваться ингаляционными бронхорасширяющими препаратами в течение 8 часов
Не надо принимать кофе, чай и иные кофеинсодержащие напитки и препараты в течение 8 часов

Основные моменты

Изображение слайда

18

Слайд 18: Лечение бронхиальной астмы

Немедикаментозное лечение
Медикаментозное лечение
а)симтоматическое лечение
б)основное лечение

Лечение бронхиальной астмы

Изображение слайда

19

Слайд 19: Немедикаментозное лечение

Гипоаллергенная диета: отказ от любых продуктов, провоцирующих  аллергию.
Санаторно-курортное лечение

Немедикаментозное лечение

Изображение слайда

Немедикаментозное лечение

Изображение для работы со слайдом

Немедикаментозное лечение

Изображение для работы со слайдом

Немедикаментозное лечение

Изображение для работы со слайдом

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

21

Слайд 21: Диета при астме

Ограничить потребление:
Соль
Специи,уксус
Соленые, копченые продукты
Цитрусовые,ананасы,манго
Рекомендуется:
Молочные продукты
отварное или приготовленное на пару мясо;
овощные и фруктовые салаты;
отвары из овса и шиповника;
фрукты

Диета при астме

Изображение слайда

22

Слайд 22: Медикаментозное лечение лечение

Базисное лечение- основное лечение, которое проводится постоянно, непрерывно
Неотложное лечение- ситуационное лечение, проводится при приступах удушья.

Медикаментозное лечение лечение

Изображение слайда

23

Слайд 23: Бронхорасширяющие препараты Бета 2 агонисты короткого действия

Препараты неотложной помощи: Сальбутамол,Фенотерол,(Вентолин,Асталин,
Беродуал)
В течении 5 минут расширяет бронхи при удушии, расслабляя гладкомышечные клетки бронхов. Действует в течении 6 часов
Показания к применению:
приступы удушья
перед выходом на улицу в холодную погоду
Перед физической нагрузкой
Побочные эффекты: учащение сердцебиения

Бронхорасширяющие препараты Бета 2 агонисты короткого действия

Изображение слайда

24

Слайд 24: Бронхорасширяющие препараты Бета 2 агонисты длительного действия

Препараты основного(базисного) лечения: Формотерол, Сальметерол.
В течении 20минут оказывает бронхорасширяющий эффект,который длится в течении 12 часов.
Показания к применению: основное лечение бронхиальной астмы и ХОБЛ

Бронхорасширяющие препараты Бета 2 агонисты длительного действия

Изображение слайда

25

Слайд 25: Глюкокортикостероиды

Препараты базисного лечения бронхиальной астмы: флутиказон,будесонид, беклометазон.
Принимаются постоянно в обязательном порядке.
Снимают хроническое воспаление бронхов, тем самым устраняют приступы удушья, одышку,кашель.

Глюкокортикостероиды

Изображение слайда

26

Слайд 26: Противовоспалительные препараты Глюкортикостероиды

Таблетки
Инфузии
Ингаляции
Принимаются при тяжелых обострениях астмы.
Преимущества: оказывает быстрый системный противовоспалительный эффект.
Недостатки: приводит к язвенной болезни желудка, остеопорозу
Принимаются при тяжелых обострениях астмы.
Преимущества: оказывает быстрый системный противовоспалительный эффект.
Недостатки: приводит к язвенной болезни желудка, остеопорозу
Принимаются постоянно в независимости от обострений.
Преимущества: оказывает только местный противовоспалительный эффект.
Недостатки: кандидоз полости рта

Противовоспалительные препараты Глюкортикостероиды

Изображение слайда

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

28

Слайд 28: Меры профилактики астмы

Полный отказ от курения
Своевременно лечить респираторные инфекции
Частая влажная уборка жилого помещения и проветривание
Исключение предметов интерьера накапливающих пыль
Исключение контакта с домашними животными(кошки,собаки..)
Исключение из рациона питания высокоаллергенных продуктов

Меры профилактики астмы

Изображение слайда

Соблюдать правила личной гигиены
Пользоваться гипоаллергенными моющими средствами
Здоровое и правильное питание с минимальным количеством пищевых добавок
Принимать лекарственные средства только после консультации с врачом

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

31

Последний слайд презентации: Школа бронхиальной астмы

«И самое лучшее лекарство
не поможет больному, если он отказывается его принять»
М. Сервантес

Школа бронхиальной астмы

Изображение слайда

План школы здоровья при бронхиальной астме

Изображение для работы со слайдом

Источник