По сестринскому делу бронхиальная астма по терапии

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

Рассмотрено  и согласовано

                                                             на заседании  предметно-

цикловой комиссии

                                                             Протокол № ________

                                                                                               «___» ___________20 ___ г.

Председатель ПЦК

        клинических

                                                                                               дисциплин

Радченко Т.В.________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

для обучающегося

Специальность 34.02.01.   Сестринское дело

 ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Раздел 1.    Оказание сестринской помощи пациентам в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

Тема 1.      Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

Тема 1.7  Сестринский уход при бронхиальной астме

 2016 г

Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело.

       Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности выпускников. Один из видов деятельности, к которому должен(а) быть готов(а)медицинская сестра,  — это медицинская помощь пациентам различных возрастных групп терапевтического профиля.

Составитель: Васина Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент:

Содержание

  1. Методический блок:                                                                    

1.1.Обращение к обучающимся

1.2. Мотивация изучения темы

1.3. Цели обучения

2. Информационный блок:

    2.1. Структура теоретической части:

     2.2.1.Определение, факторы риска, клиника.

     2.2.2.Методы обследования

     2.2.3.Лечение, принципы ухода

3. Обобщение и систематизация изложенного материала

4.  Список литературы

1.Методический блок

                                  Уважаемый студент!

       1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы  Вы умели проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами под руководством врача, знали факторы риска, проявления, осложнения заболеваний, особенности их течения особенно у лиц пожилого возраста.

       1.2. Мотивация изучения  данной темы обусловлена тем, что В России бронхиальная астма все больше привлекает внимание общественности.

Проблемы диагностики и лечения бронхиальной астмы приобрели международное значение. Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире наблюдается неуклонный рост заболеваемости бронхиальной астмой, особенно у детей.

Наиболее распространена заболеваемость в районах с повышенной влажностью воздуха, в крупных городах.

В России заболеваемость бронхиальной астмой среди детей колеблется от 2% до 15%, а среди детей с хроническими рецидивирующими заболеваниями легких, больные бронхиальной астмой составляют 70%.

Среди взрослого населения цифры не утешительней, заболеваемость бронхиальной астмой составляет от 4% до 20% населения.

Излечима ли бронхиальная астма? Этот вопрос тревожит наших пациентов.

Бронхиальная астма – заболевание хроническое.

 «Неправильный» ответ бронхов – явление генетически обусловленное, то есть имеется наследственная предрасположенность. Влиять на наследственность сегодня, не представляется возможным. Поэтому полного выздоровления достичь нельзя.

У пациентов всегда будет сохраняться возможность к «неправильной» реакции бронхов.

Тем не менее контролировать свое самочувствие, не допускать обострения болезни, бороться с воспалением, причем успешно, можно и нужно.

Если болезнь лечить грамотно, правильно проводить профилактику, то длительное время можно поддерживать качество жизни на высоком уровне.

     Для более полного изучения дисциплины в помощь студентам создано методическое пособие, которое следует использовать как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

    1.3. Цели обучения:

учебные:

-добиться прочного усвоения знаний

-логически рассуждать о факторах риска, проявлениях, осложнениях

— применять теоретические знания на практике;

развивающие:

-совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности

— развивать культуру речи, память;

воспитательные:

— формировать общие человеческие ценности: гуманность, милосердие, сострадание, уважение к жизни и здоровью человека;

—   развивать   коммуникативные навыки и умение работать в команде.

    После изучения темы Вы должны формировать общие и соответствующие профессиональные компетенции, уметь

осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),

выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий (ПК 3.3);

использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05);

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);

знать

факторы риска, клинику заболеваний, особенности её течения у разных возрастных групп, методы обследования при различных патологиях.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

  1. Информационный блок.

Теоретическая часть.

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма — хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит изменённая реактивность бронхов, вызванная иммунологическими и неиммунологическими механизмами, и проявляющееся приступом удушья, вызванным  бронхоспазмом, гиперсекрецией и отёком слизистой оболочки бронха.

        По статистике бронхиальной астмой страдают от  3 до 10% населения.

Современная этиологическая классификация

бронхиальной астмы.

  1. Экзогенная (атопическая) бронхиальная астма, вызванная экзогенными этиологическими факторами (неинфекционными):
  • бытовые аллергены (домашняя пыль, плесневые и дрожжевые грибы;
  • пыльцевые аллергены (сорных злаков – тимофеевки, овсяницы; сорняков — полыни, лебеды, амброзии; деревьев – берёзы, ольхи, тополя);
  • лекарственные аллергены (антибиотики, ферменты, иммуноглобулины, сыворотки, вакцины);
  • пищевые аллергены (имеющие природный и синтетический краситель тартразин, а так же продукты, содержащие в свободном виде серотонин – чай, кофе, старый сыр, ананасы, бананы);
  • профессиональные аллергены (пыль муки, кофейных зёрен, чешуйки телец и крыльев бабочек  в шёлковой промышленности, соли платины в металлообрабатывающей промышленности, эпидермальные аллергены в животноводстве и т.д.)
  1. Эндогенная (неатопическая) бронхиальная астма, не имеющая в своей основе аллергической сенсибилизации, и не связанная с воздействием аллергена. В качестве этиологического фактора могут выступать:
  • нарушения метаболизма арахидоновой кислоты («аспириновая астма»);
  • эндокринные нарушения;
  • нервно-психические нарушения;
  • нарушения рецепторного и электролитного баланса дыхательных путей;
  • физическая нагрузка.

       3. Смешанная бронхиальная астма сочетает признаки экзогенной и эндогенной       форм.

ПАТОГЕНЕЗ аллергической реакции при бронхиальной астме.

Выделяют 3 стадии.

  1. Иммунологическая – т.е. при первичном попадании аллергена в организм начинается активизация иммуноглобулинов, которые, соединяясь с аллергенами, образуют антитела.
  2. Патохимическая – заключается в том, что при повторном попадании аллергена в организм образуется комплекс АГ+АТ, который оседает на мембране тучной клетки шокового органа (слизистая оболочка бронхов). Тучная клетка открывается и выбрасывает медиаторы воспаления: ацетилхолин, серотонин, гистамин, брадикинин, лейкотриены, воспалительные простоглаидины, фактор, активизирующий тромбоциты.
  3. Патофизиологическая – развивается симптомокомплекс брохиальной астмы; приступ удушья, который возникает вследствие бронхоспазма, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции.

Клиническая картина:

         Нередко приступу предшествует так называемая аура, проявляющаяся мигренью, чиханием, чувством першения в горле, крапивницей, отёком Квинке, приступообразным кашлем, кожным зудом.

        Приступ удушья – это:

  1. одышка на фоне резкого ограничения подвижности грудной клетки;
  2. свистящие дистанционные хрипы, меняющие свою интенсивность и локализацию после кашля;
  3. свистящие и жужжащие хрипы в лёгком при аускультации;
  4. кожные покровы бледные, сухие;
  5. в дыхании участвуют вспомогательные мышцы;
  6. приступ удушья всегда сопровождается тахикардией, глухостью тонов, загрудинными болями;
  7. больной принимает вынужденное положение (сидя, опёршись руками на край того, на чём сидит с наклоном вперёд);
  8. кашель чаще всего сухой, реже с вязкой, стекловидной мокротой.

Лечение приступа удушья:

  • Больной принимает вынужденное положение: сидя, наклон вперед, опершись руками о край того, на чем сидит. И в таком положении, его необходимо транспортировать в отделение.
  • Успокоить больного
  • Обеспечить доступ свежего воздуха.
  • Расстегнуть (по возможности снять) стесняющую одежду, горчичник на область бифуркации трахеи спереди, банки на межлопаточную область сзади, горячие ножные ванны.
  • Обильное, теплое (горячее) питье, по возможности щелочное (горячее молоко, подогретая минеральная вода, раствор 2% соды, отхаркивающие травы).
  • Увлажненный кислород
  • Вибромассаж грудной клетки
  • Сальбутамол (вентолин) под строгим контролем, прием препарата не более 4-5 раз в сутки, из-за опасности полной блокады β-рецепторов бронхиальной стенки.
  • Преднизолон  5 мг на 1 килограмм веса (в 0,9%-200,0-400,0 мл раствора натрия хлорида внутривенно, капельно)  
  • Серетид (2 дозы) ингаляционный препарат, содержащий глюкокортикостероид  (флутиказон пропионат) и бронходилятатор короткого действия (сальметерол), препарат подействует, если бронхи еще проходимы
  • Если приступ не купируется, Преднизолон 30 мг порошком (независимо от времени суток, запить 0,5 литра молока) доза в 30 мг (6 таблеток) принимается в последующие дни до достижения терапевтического эффекта, затем, по схеме снижения глюкокортикоидов уменьшается на нет, а больной продолжает лечение ингаляционными глюкокортикоидами

Одним из тяжёлых осложнений является астматическое состояние, которое возникает вследствие блокады В2- рецепторов бронхиальной стенки.

ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ.

            Основным критерием назначения антиастматических лекарственных средств при бронхиальной астме является степень её тяжести. При определении степени тяжести учитывается:

  1. Клинические признаки, характеризующие частоту, выраженность, время возникновения в течение суток эпизодов усиления симптомов, в т.ч. приступов удушья
  2. Результаты исследования пиковой скорости выдоха (ПСВ), измеряемой с помощью индивидуального пик-флоуметра

        Пиковая скорость выдоха – это максимальная скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время максимально быстрого и глубокого выдоха после полного вдоха.

(ПСВ вечером – ПСВ утром)× 100%.

Атопическая бронхиальная астма.

ЭТИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ:

  • Элиминационная терапия – это полное и постоянное прекращение контакта больного с аллергеном. Изоляция больного от окружающих его аллергенов (постоянная или временная перемена места жительства, работы).
  • Безаллергенные палаты применяются в институте иммунологии ( Москва) с 1981 года в лечении больных с ингаляционной аллергией. Эти палаты снабжены тонкой системой очистки воздуха 5 раз в сутки. Воздух очищается от всех примесей и поступает в палату.

 ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

  1.   Воздействие на иммунологическую фазу

Направлено на подавление образования антител (иммуноглобулинов Е) и соединения их с антигенами.

  • Специфическая гипосенсибилизация (иммунотерапия).

 Этот метод применяется при невозможности полного прекращения контакта с аллергеном. Используемые для иммунотерапии аллергены бывают различного вида:

# водно-солевые

# очищенные аллергены

# активные фракции аллергенов

# химические модифицированные аллергены

# обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами

# пролонгированные аллергены

Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1:1000000 – 0,1 мл), в дальнейшем дозу увеличивают.

  • Неспецифическая десенсибилизация 

– это использование средств и методов, вызывающих снижение гиперсенсибилизации к аллергенам.

        # разгрузочная диетотерапия;

        # лечение гистоглобулином,  аллергоглобулином по схеме;

        # лечение адаптагенами, принимать в течение месяца:

  • экстракт элеутерококка 30 капель x 3 раза в сутки
  • сапарал (аралия маньчжурская) 0,05 г x 3 раза в сутки
  • настойка китайского лимонника 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка женьшеня 30 капель x 3 раза в сутки
  • настойка радиолы розовой 30 капель x 3раза в сутки
  • пантокрин 30 капель x 3 раза в сутки
  1.      Воздействие на патохимическую фазу.
  • Мембраностабилизирующие препараты, предупреждающие дегрануляцию тучных клеток:
  • хромогликат натрия (интал, ифирал, кромолин, назалкром, оптикром)
  • недокромил натрия (тайлед)
  • кетотифен (задитен, позитан)
  • Лечение глюкокортикоидами.

Механизм действия глюкокортикоидов:

  • стабилизируют тучные клетки, предупреждая их дегрануляцию и выход медиаторов воспаления;
  • увеличивают количество и чувствительность В2 адренорецепторов бронхов к бронхорасширящим воздейсвиям адреномиметиков и симпатолитиков;
  • уменьшают отёк слизистой бронха.

Глюкокортикоидная терапия при бронхиальной астме используется в 2х вариантах:

I вариант – лечение ингаляционными формами

(выделяют два поколения ингаляционных глюкокортикоидов)

1е поколение:

                Беклометазона дипропионат (бекломет,  бекотид, беклокорт, альдецин)

 (терапевтическая доза равна 400-800 мкг/сутки, 4 раза в день, поддерживающая доза 200-400 мкг/сутки при 2-кратном применении)

2е поколение:

                будесонид (горакорт, пульмикорт)

                ингакорт (флунизолид)

                фликсотид (флютиказона пропионат)

терапевтическая доза 100-500 мкг 2 раза в сутки

Фликсотид обладает активностью в 18 раз больше дексаметазона, в 3 раза больше будесонида.

Побочные действия ингаляционных глюкокортикоидов:

  • развитие фарингита, дисфонии, вследствие атрофии мышц гортани; кандидомикоза полости рта;
  • системные побочные эффекты – кушингоидный синдром, угнетение гипофизарно-надпочечниковой системы, развитие остеопороза.

II вариант – лечение глюкокортикоидами внутрь и парентерально

(системная глюкокортикоидная терапия).

Системная глюкокортикоидная терапия проводится только по строгим показаниям:

  • очень тяжёлое течение бронхиальной астмы при отсутствии эффекта от других методов лечения;
  • кортикозависимая бронхиальная астма;
  • астматический статус.

Используют три группы глюкокортикоидов:

1я группа – группа преднизолона:

  • преднизолон (по 0,005 г таблетки, ампулы в 1 мл – 30 мг)
  • метилпреднизолон (метипред, урбазон — таблетки 40 мг)

2я группа – группа триамцинолона:

  • триамцинолон, кенакорт, полькортолон, беликорт (таблетки 40мг)
  • кеналог (триамцинолон продлённого действия) 1 мл- 40мг

3я группа – группа дексаметазона:

  • дексаметазон, дексон, дексазон (таблетки  0,005 г, ампулы 1-2 мл 0,4% — 4 и 8 мг)

Для лечения больных бронхиальной астмой наиболее приемлема группа преднизолона.

Побочные действия системного лечения глюкокортикоидами:

  • ожирение (с перераспределением жира, преимущественно в области груди, живота, шейного отдела позвоночника, появление лунообразного лица)
  • психозы, эмоциональная лабильность
  • истончение, сухость кожи
  • атрофия мышц
  • остеопороз
  • гипергликемия (стероидный сахарный диабет)
  • артериальная гипертензия
  • задержка натрия и отёки
  • угнетение функции надпочечников
  • Препараты, блокирующие действие медиаторов аллергии, воспаления, бронхоспазма

 Антигистаминные средства (II поколение препаратов), применяются при поливалентной аллергии (вне приступа удушья)

  • терфенафин (терфен, трилудан, телдан) по 0,06 г  2 раза в сутки
  • астелизол (гисманал) 10 мг  1 раз в сутки (могут вызывать нарушения сердечного ритма, поэтому не принимаются при сопутствующих заболеваниях ССС)
  • лератидин (кларитин) 0,01 г  2 раза в сутки
  • акривастин (семпрекс) 1 капсула 2 раза в сутки
  • цетиризин (зиртек) 10 мг 1 раз вечером
  1.      Воздействие на патофизиологическую стадию.
  • Бронходилятаторы

Селективные β2 адренорецепторы короткого действия:

  • сальбутамол (вентолин) 100 мкг – 1-2раз в сутки
  • вентодикс – 200-400 мкг – 2-4 раза в сутки
  • сальмефамол – 200 мг — 2-4 раза в сутки
  • тербутилин (бриканил) 250 мкг — 2-4 раза в сутки
  • ипрадол – 200 мкг  2-4 раза в сутки
  • Метилксантины

оказывают бронхорасширяющий эффект, улучшает почечный кровоток, усиливает диурез, понижает давление в МКК, улучшает функцию дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивает частоту сердечных сокращений.

Пролонгированные теофиллины.

  • нифил
  • дилатрон
  • эуфилонг
  • филоконтин

Частота приёма – 1 раз в сутки

  • Отхаркивающие средства и фитотерапия.
  • Листья мать-и-мачехи, Трава душицы, Багульник, Березовые почки, Зверобой, Ромашка, Солодка (корни), Валериана (корни), Пустырник, Мята перечная
  • Физиолечение.
  • Электросон
  • Электрофорез
  • Ультразвук
  • УФО грудной клетки
  • Аэрофитотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Барокамера
  • Ультрафиолетовое облучение крови (УФОК)
  • Лечение лазером (внутривенное)
  • Ингаляции
  • Массаж грудной клетки
  • спелеокамера

Заключение (повторение основных положений занятия, обобщение изложенного, установление связей изложенного с последующим материалом, практические указания студентам)

Оснащение занятия: ПК; мультимедийный проектор;

Литература

  1. 1. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. Стр. 105-113
  2. Лекции

Источник

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, îñíîâíûì ñèìïòîìîì êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ ïðèñòóïû óäóøüÿ.

Ýòèîëîãèÿ

Çàáîëåâàíèå âûçûâàþò íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü, ñåíñèáèëèçàöèÿ îðãàíèçìà ïîä äåéñòâèåì àëëåðãåíîâ (áûòîâûõ, ïûëüöåâûõ, ïèùåâûõ, ëåêàðñòâåííûõ), ãèïåððåàêòèâíîñòü áðîíõîâ (ïîâûøåííàÿ ðåàêöèÿ áðîíõîâ íà ðàçäðàæàþùèå âîçäåéñòâèÿ).

Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû: ðåñïèðàòîðíûå èíôåêöèè, çàãðÿçíåíèå âîçäóõà, òàáàêîêóðåíèå è ïàññèâíîå êóðåíèå.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ

Ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû ñîñòîèò èç òðåõ ïåðèîäî⠗ ïðåäâåñòíèêîâ, ðàçãàðà, îáðàòíîãî ðàçâèòèÿ.

Ïåðèîä ïðåäâåñòíèêîâ: ïðîäîëæèòåëüíîñòü åãî îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ äíåé. Õàðàêòåðíû íàñìîðê, ÷èõàíüå, çóä â ãëàçàõ è íà êîæå, ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, ãîëîâíàÿ áîëü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, äåïðåññèÿ.

Ïåðèîä ðàçãàðà (óäóøüå): íàáëþäàþòñÿ âûðàæåííàÿ ýêñïèðàòîðíàÿ îäûøêà, ñâèñòÿùèå õðèïû, ñëûøíûå íà ðàññòîÿíèè, íåïðîäóêòèâíûé êàøåëü, ïîëîæåíèå îðòîïíîý, ìîæåò áûòü äâèãàòåëüíîå áåñïîêîéñòâî, âñïîìîãàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà ó÷àñòâóåò â àêòå äûõàíèÿ, òàõèêàðäèÿ; êîæà áëåäíàÿ, öèàíîòè÷íàÿ. Ïåðêóòîðíî îïðåäåëÿåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé çâóê; ïðè àóñêóëüòàöèè — îñëàáëåííîå äûõàíèå, ìíîæåñòâåííûå ñóõèå õðèïû. Ïðèñòóï çàêàí÷èâàåòñÿ êàøëåì ñ îòõîæäåíèåì âÿçêîé ñòåêëîâèäíîé ìîêðîòû.

Ïåðèîä îáðàòíîãî ðàçâèòèÿ ïðîäîëæàåòñÿ äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, áîëüíîé æàëóåòñÿ íà íåäîìîãàíèå, ñëàáîñòü, ðàçáèòîñòü, æàæäó.

Îñëîæíåíèÿ

Ýìôèçåìà ëåãêèõ, àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ, àòåëåêòàç ëåãêîãî, ïíåâìîòîðàêñ, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, ìèîêàðäèîäèñòðîôèÿ, ëåãî÷íîå ñåðäöå, ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ — òÿæåëûé çàòÿíóâøèéñÿ ïðèñòóï áðîíõèàëüíîé àñòìû, ïðîòåêàþùèé ñ âûðàæåííîé îñòðîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ àñòìàòè÷åñêîãî ñòàòóñà ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå áðîíõîîáñòðóêöèè, óñòîé÷èâîé ê ïðîâîäèìîé òåðàïèè. Âîçíèêíîâåíèþ àñòìàòè÷åñêîãî ñòàòóñà ñïîñîáñòâóþò îñòðûå è õðîíè÷åñêèå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû, èçáûòî÷íîå óïîòðåáëåíèå ñåäàòèâíûõ è ñíîòâîðíûõ ïðåïàðàòîâ, îòìåíà ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäîâ, ïðèìåíåíèå ðÿäà ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, òàêèõ êàê àíòèáèîòèêè, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ïðåïàðàòû, âàêöèíû, ñèìïàòîìèìåòèêè.

Ðàçëè÷àþòñÿ òðè ñòàäèè àñòìàòè÷åñêîãî ñòàòóñà:

1) îòíîñèòåëüíàÿ êîìïåíñàöèÿ (âîçáóæäåííîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, óäóøüå, ïðèñòóïîîáðàçíûé ñóõîé ìó÷èòåëüíûé êàøåëü ñ òðóäíî îòäåëÿåìîé ìîêðîòîé, îðòîïíîý, ó÷àñòèå â äûõàíèè âñïîìîãàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, òàõèêàðäèÿ, ãèïåðòîíèÿ, íàáóõàíèå øåéíûõ âåí, óâåëè÷åíèå ïå÷åíè, îòñóòñòâèå ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ ýóôèëëèíà è ?-2-àäðåíîìèìåòèêîâ) — ïåðâàÿ ñòàäèÿ;

2) äåêîìïåíñàöèÿ (ñòàäèÿ íåìîãî ëåãêîãî) — êðàéíå òÿæåëîå îáùåå ñîñòîÿíèå, äëÿ êîòîðîãî õàðàêòåðíû ðåçêî âûðàæåííàÿ îäûøêà, ïîâåðõíîñòíîå äûõàíèå, ñåðîâàòàÿ âëàæíàÿ êîæà, òàõèêàðäèÿ, àðèòìèÿ, ãèïîòîíèÿ, ÷åðåäîâàíèå ïåðèîäîâ âîçáóæäåíèÿ è àïàòèè, ïðè àóñêóëüòàöèè ëåãêèõ âûÿâëÿþòñÿ «íåìûå» çîíû (â íèõ íå âûñëóøèâàþòñÿ äûõàòåëüíûå øóìû) — âòîðàÿ ñòàäèÿ;

3) òîêñè÷åñêàÿ ãèïåðêàïíè÷åñêàÿ êîìà — ñîñòîÿíèå êðàéíå òÿæåëîå (ïðîÿâëåíèÿ: ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, ðàçëèòîé öèàíîç êîæíûõ ïîêðîâîâ, õîëîäíûé ïîò, äûõàíèå àðèòìè÷íîå, ðåäêîå, íèòåâèäíûé ïóëüñ, âûðàæåííàÿ ãèïîòîíèÿ, ïðè àóñêóëüòàöèè ëåãêèõ øóìû îñëàáëåíû èëè íå âûñëóøèâàþòñÿ) — òðåòüÿ ñòàäèÿ.

Îáîñòðåíèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû ñïîñîáñòâóþò âîçäåéñòâèå àëëåðãåíîâ, èíôåêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (?-àäðåíîáëîêàòîðîâ, íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ñðåäñòâ), èçìåíåíèå ìåòåîðîëîãè÷åñêèõ óñëîâèé (íèçêàÿ òåìïåðàòóðà, âûñîêàÿ âëàæíîñòü âîçäóõà, êîëåáàíèÿ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ, âåòðåíàÿ ïîãîäà, ãðîçà), à òàêæå ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà.

Äèàãíîñòèêà

1. ÎÀÌ.

2. ÎÀÊ.

3. Àíàëèç êàëà íà ÿéöà ãåëüìèíòîâ.

4. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè.

5. Èììóíîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ êðîâè.

6. Îáùèé àíàëèç ìîêðîòû.

7. Ðåíòãåíîñêîïèÿ è ðåíòãåíîãðàôèÿ ëåãêèõ.

8. Ñïèðîãðàôèÿ.

9. ÝÊÃ.

10. Êîíñóëüòàöèÿ àëëåðãîëîãà, ëîð-âðà÷à, ñòîìàòîëîãà.

11. Èññëåäîâàíèå ãàçîâîãî ñîñòàâà êðîâè.

Ëå÷åíèå

1. Ëå÷åáíûé ðåæèì.

2. Ïðåêðàùåíèå êîíòàêòîâ ñ àëëåðãåíîì (åñëè îí èçâåñòåí).

3. Ëå÷åáíîå ïèòàíèå.

4. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ: ñïåöèôè÷åñêàÿ è íåñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, àäàïòîãåíû, ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäû, èììóíîìîäóëÿòîðû, ìåìáðàíîñòàáèëèçàòîðû, àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, àíòèîêñèäàíòû, ñèìïàòîìèìåòèêè, ìåòèëêñàíòèíû, õîëèíîëèòèêè, ñïàçìîëèòèêè, îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà, àíòèáèîòèêè, àíòèâèðóñíûå ïðåïàðàòû.

5. Ãåìîñîðáöèÿ.

6. Ïëàçìîôåðåç.

7. Ëàçåðíîå è óëüòðàôèîëåòîâîå îáëó÷åíèå êðîâè.

9. Ôèçèîòåðàïèÿ.

10. Ìàññàæ.

11. ËÔÊ.

12. Ïîñòóðàëüíûé (ïîçèöèîííûé) äðåíàæ.

13. Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå.

Ïðîôèëàêòèêà

Âûïîëíåíèå ýëèìèíèöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé (óñòðàíåíèå àëëåðãåíà), î÷èùåíèå âîçäóõà â æèëîì ïîìåùåíèè (óñòðîéñòâî âûòÿæêè íàä êóõîííîé ïëèòîé, ïðîâåòðèâàíèå). Ñëåäóåò ñâîåâðåìåííî ëå÷èòü àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, ïðåäøåñòâóþùèå ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè àñòìàòè÷åñêîãî ñòàòóñà ïîêàçàíî àäåêâàòíîå áàçèñíîå ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû.

Ñåñòðèíñêèé óõîä

1. Íåîáõîäèìî îêàçàòü íåîòëîæíóþ ïîìîùü ïðè ïðèñòóïå áðîíõèàëüíîé àñòìû è ïðè àñòìàòè÷åñêîì ñòàòóñå (ñì. Ñòàíäàðòû ïåðâîé ïîìîùè ïðè íåîòëîæíûõ ñîñòîÿíèÿõ).

2. Âî âðåìÿ ïðèñòóïà äëÿ îáëåã÷åíèÿ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû è åå ðàçæèæåíèÿ áîëüíîìó íàäî äàâàòü ïèòü òåïëîå ìîëîêî èëè òåïëóþ âîäó ñ ïèòüåâîé ñîäîé, ùåëî÷íûå ìèíåðàëüíûå âîäû.

3. Êàê ïðàâèëî, ïðèñòóï çàêàí÷èâàåòñÿ îòõîæäåíèåì ãóñòîé ñòåêëîïîäîáíîé ìîêðîòû, ïîýòîìó íóæíî ñíàáäèòü áîëüíîãî ïîñóäîé äëÿ åå ñáîðà.

4. Âî âðåìÿ ïðèñòóïà îòìå÷àåòñÿ ïîâûøåííàÿ ïîòëèâîñòü, ïîýòîìó ïîñëå ïðèñòóïà íàäî îáòåðåòü òåëî áîëüíîãî òåïëûì âëàæíûì ïîëîòåíöåì, ñìåíèòü íàòåëüíîå áåëüå.

5. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ ïðèñòóïà áîëüíîãî òðåáóåòñÿ óëîæèòü â ïîñòåëü, òåïëî óêðûòü, îáåñïå÷èòü ïñèõè÷åñêèé è ôèçè÷åñêèé ïîêîé, ïðîñëåäèòü, ÷òîáû íèêàêèå âíåøíèå ðàçäðàæèòåëè íå ìåøàëè ñïîêîéíîìó ñíó.

6. Íåëüçÿ îñòàâëÿòü áîëüíîãî îäíîãî âî âðåìÿ ïðèñòóïà, à òàêæå ïîñëå åãî îêîí÷àíèÿ, òàê êàê îí ìîæåò ïîâòîðèòüñÿ.

7. Â ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä óäåëèòü îñîáîå âíèìàíèå ýëèìèíàöèîííûì ìåðîïðèÿòèÿì:

1) ïðè àëëåðãèè íà øåðñòü äîìàøíèõ æèâîòíûõ íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñîäåðæàòü èõ äîìà;

2) ïðè àëëåðãèè íà ôàêòîðû, ñâÿçàííûå ñ ïðîôåññèåé, ñìåíèòü ðîä äåÿòåëüíîñòè;

3) ïðè àëëåðãèè íà ïûëüöó ðàñòåíèé æåëàòåëüíî âîçäåðæèâàòüñÿ îò êîíòàêòîâ ñ ðàñòåíèÿìè â ïåðèîä èõ öâåòåíèÿ;

4) ïðè àëëåðãèè íà äîìàøíþþ ïûëü íóæíî èçáàâèòüñÿ îò èñòî÷íèêîâ ïûëè — øåðñòÿíûõ îäåÿë, ìÿãêèõ èãðóøåê, ìàòðàñîâ, êîâðîâ; èñòî÷íèêè ïûëè, êîòîðûå óñòðàíèòü íå óäàåòñÿ, íåîáõîäèìî ïîäâåðãàòü óáîðêå ïûëåñîñîì, ïðîâåòðèâàòü êîìíàòó.

8. Ðàöèîí áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé äîëæåí áûòü ñîñòàâëåí òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü óïîòðåáëåíèå ïðîäóêòîâ, ñïîñîáíûõ âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ (ìîðåïðîäóêòû, ÿéöà, öèòðóñîâûå, øîêîëàä, îðåõè, êëóáíèêó.

9. Ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññàæ (êëàññè÷åñêèé, ñåãìåíòàðíûé, òî÷å÷íûé).

10. Ïðîâîäèòñÿ ïîñòóðàëüíûé äðåíàæ, ïåðåä êîòîðûì áîëüíîé äîëæåí ïðèíÿòü îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà, 1,5–2 ñòàêàíà òåïëîãî ïèòüÿ.

11. Âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè:

1) ïðîèçíîñèòü ãëàñíûå, çâîíêèå è ãëóõèå ñîãëàñíûå, øèïÿùèå çâóêè ([ð], [æ], [ø], [ç], [ñ], [ó], [î], [à], [å], [é], [è]), âûãîâàðèâàÿ èõ ãðîìêî, ýíåðãè÷íî (ïðè ýòîì âîçíèêàåò ýôôåêò âèáðîìàññàæà). Óïðàæíåíèå ïîâòîðÿòü 5–10 ðàç;

2) ÷åðåäîâàòü ïîëíûé âäîõ è ñåðèþ âûäîõîâ ñ êîðîòêèì òîë÷êîîáðàçíûì äèàôðàãìàëüíûì äûõàíèåì;

3) ñäåëàòü íåïîëíûé âûäîõ è ïîñòàðàòüñÿ êàê ìîæíî äîëüøå çàäåðæàòü äûõàíèå, ïîâòîðÿòü óïðàæíåíèå ñ èíòåðâàëîì â 5 ìèí.;

4) óïðàæíåíèå äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïðèñòóïà óäóøüÿ âûïîëíÿåòñÿ â ïîëîæåíèè ñèäÿ: ðóêè îïóñòèòü íà êîëåíè èëè ðàñïîëîæèòü èõ íà êðàþ ñòîëà, ðàññëàáèòü ìûøöû ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ñïèíû è æèâîòà; äûõàíèå äîëæíî áûòü ñïîêîéíûì, ìåíåå ãëóáîêèì, ÷åì îáû÷íî; ñòàðàòüñÿ óìåíüøèòü îáúåì âäîõà, ñîõðàíÿÿ ïðåæíþþ ÷àñòîòó äûõàíèÿ; íå ðàçãîâàðèâàòü; ñäåðæèâàòü êàøåëü; âî âðåìÿ âäîõà ïðèïîäíèìàòü ïàëüöåì êîí÷èê íîñà (ðàñøèðåíèå íîçäðåé ïðèâîäèò ê ðåôëåêòîðíîìó ðàñøèðåíèþ áðîíõîâ); âûäûõàòü âîçäóõ ðåêîìåíäóåòñÿ ÷åðåç ðîò óçêèì ïîòîêîì.

Источник