Принципы организации при бронхиальной астме
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Источник
Существует множество заболеваний, которые представляют опасность для жизни человека. Одним из них является бронхиальная астма. Вылечить данную патологию полностью нельзя, но можно держать под контролем. Опасность представляют приступы, которые начинаются неожиданно. Многие пациенты научились справляться с приступами в домашних условиях. Особенно тяжело детям, ведь они не всегда понимают и могут объяснить, что с ними происходит. В такие моменты необходима медицинская помощь. Рассмотрим, в чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме. Каковы его принципы и особенности?
Что такое бронхиальная астма
Несколько слов о самой болезни. Бронхиальная астма относится к аллергическим заболеваниям. Источником могут стать продукты, пыль, пыльца растений, шерсть животных. Стойкий аллергический воспалительный процесс дыхательных путей захватывает слизистую носа и распространяется до самых мелких бронхов и бронхиол. Один из характеризующих признаков патологии — это приступы удушья. На то, как будет развиваться болезнь, влияет множество разных факторов. К таким относят:
- Наследственную предрасположенность.
- Повышенную чувствительность бронхов.
- Повышенное количество иммуноглобулинов Е.
Бронхиальная астма часто встречается в детском возрасте. И одной из причин развития патологии являются частые респираторные заболевания. В этом случае сестринский уход при атопической бронхиальной астме включает информирование взрослых о важности профилактики простудных заболеваний. Если болезнь не проходит продолжительное время, то это может привести к инвалидизации ребенка в самых тяжелых формах, даже к смерти.
Для каждого случая лечение подбирается индивидуально. В него входит:
- Соблюдение диеты.
- Проведение медикаментозной терапии.
В силу того, что приступы повторяются и представляют опасность для жизни, родители больных детей и взрослые должны уметь пользоваться ингалятором. Обучить этому обязана медицинская сестра. В чем заключается сестринский уход при бронхиальной астме, рассмотрим далее.
Этапы сестринского процесса
Необходимо соблюдать при таком заболевании, как бронхиальная астма, уход и сестринский процесс в отношении пациента.Это залог скорейшего выздоровления и снижения частоты приступов болезни.
Хочется отметить, что сестринский уход может быть:
- Зависимым. Медсестра выполняет указания врача.
- Взаимозависимым. Процесс осуществляет вся медицинская бригада.
- Независимым. Медсестра действует самостоятельно.
Рассмотрим этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:
1. Опрос пациента и сбор информации о развитии заболевания. Важно получить следующие данные:
- В случае с детьми, опрашивают родителей или родственников.
- Выявление сопутствующих патологий у пациента.
- Наличие аллергических заболеваний у родителей или родственников.
- Непереносимость лекарственных препаратов.
- Выясняют, как часто случаются приступы, свистящее дыхание, отдышка.
- Характер кашля в утренние и ночные часы.
2. Проводят осмотр пациента:
- Занятая поза пациента.
- Состояние кожных покровов.
- Имеются ли хрипы.
- Каков характер отдышки.
Характер сердечного ритма.
В конце осмотра производят замер артериального давления, пульса.
3. Выделяют имеющиеся проблемы у пациента:
- Нарушение дыхания.
- Отсутствие аппетита.
- Проблемы со сном.
- Имеется ли отдышка.
- Кашель с вязкой мокротой.
- Тахикардия. При этом возрастает риск развития пневмоторекса, сердечной недостаточности, эмфиземы, ателектаза.
4. Планируется оптимальный уход за пациентом, который согласовывается с лечащим врачом.
5. Реализация плана, а именно, сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой.
6. Оценивание результата ухода, прогноз для пациента на будущее.
Далее рассмотрим действия медицинской сестры в условиях стационара.
Сестринский уход при бронхиальной астме в стационаре
Сестринский уход в стационаре должен состоять из следующих пунктов:
- Оказывать психологическую поддержку пациенту. Следить за соблюдением режима дня. Расширять багаж знаний о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения.
- Необходимо организовать правильный рацион и осуществлять контроль за соблюдением режима питания.
- Правильно организовать досуг пациента.
- В палате должна проводиться регулярная влажная уборка, проветривание. Это существенно снизит риск развития приступов у пациента. Контролировать регулярную смену белья.
- Необходимо контролировать соблюдение правил гигиены.
- Осуществлять проведение базовых терапевтических процедур. Обучить правилам использования ингалятора и ДАИ, а также методике проведения пиклоуметрии. Сопровождать больного на диагностические процедуры, а также объяснять их значимость и цель. Предупредить родителей и пациентов о возможном развитии побочных реакций при приеме медикаментов.
- Осуществлять наблюдение за процессом лечения. Узнавать появляющиеся жалобы, побочные реакции, о температуре тела, ЧСС, ЧД. А также следить регулярно за характером кашля, отдышки. Вовремя реагировать на возникающие побочные реакции на лекарства. Обо всем сообщать лечащему врачу.
Сестринский уход при бронхиальной астме будет эффективным при соблюдении всех этапов.
Решение проблем пациента при бронхиальной астме
Как указано выше, у пациента при бронхиальной астме есть проблемы, угрожающие и усложняющие жизнь, которые уметь решать входит в обязанности медицинской сестры. Перечислим еще раз эти проблемы:
- Кашель с мокротой.
- Состояние паники.
- Возможно удушье.
- Развитие дыхательной недостаточности.
- Опасность гипоксии.
Все эти состояния существует вероятность перенести при бронхиальной астме. Как необходимо действовать в таких ситуациях, в чем заключается сестринский уход?
При кашле с мокротой действия должны быть следующими:
- Обеспечить введение бронходилататоров при помощи небулайзера.
- Своевременно давать муколитики перорально, назначенные врачом.
- Оказывать содействие в использовании ингалятора. Может быть «Амброксол», « Ацитилцистеин».
- Контролировать выход секрета у тяжелобольных пациентов.
- Фиксировать в листе наблюдения: частоту и особенности дыхания, цвет кожных покровов, характер отделяемого секрета.
Действия при панике у больного бронхиальной астмой.
В начале приступа пациентов охватывает чувство паники, страх удушья. Сестринский уход заключается в следующих шагах:
- Провести спокойную и убедительную беседу спациентом, объяснить механизм возникновения.
- Объяснить принципы лечения и возможные последствия патологии, но не пугать больного.
- Успокоить пациента в момент приступа, посидеть с ним рядом, поговорить.
Сестринский уход при бронхиальной астме у детей обязательно включает обучение родителей. Контролировать свои эмоции и спокойно приступать к оперативной помощи. А также снимать стресс у ребенка.
Далее рассмотрим сестринский уход в решении более сложных ситуаций.
Действия при удушье и дыхательной недостаточности
Состояние дыхательной недостаточности характеризуется учащением пульса, поднятием артериального давления, приступами тахикардии. Сестринский уход заключается в контролировании сердечных показателей и нормализации их в течение суток. Контроль необходимо сохранять после приступа еще час. Возможно назначение врачом «Нефидипина» или «Кордафена». Нельзя в такие периоды назначать бетаблокаторы.
Удушье является довольно опасным для пациента состоянием. В чем заключается сестринский уход в таких случаях:
- Помочь человеку занять сидячее положение.
- Ослабить ворот, освободить от тесной одежды.
- В помещение обеспечить хороший приток воздуха.
- Провести ингаляцию с препаратом «Атровент» для взрослых, для детей используют «Сальбутамол».
- Только по назначению врача вводить «Эуфиллин».
- Необходимо подготовить кислородный аппарат, если ситуация усугубится.
- Можно ставить горчичники, если нет на них аллергической реакции.
Если наблюдается гипоксия у пациента, сестра должна проводить повторные кислородные ингаляции. В течение суток вести наблюдение за пациентом. У ребенка при гипоксии, как правило, может сильно снизиться артериальное давление. В этом случае необходимо ввести «Кордиамин» или «Этимизол» внутримышечно. После инъекций важно следить за такими показателями, как пульс, давление, температура, дыхание. Сестринский уход при бронхиальной астме в моменты обострений играет самую важную роль, так как есть угроза жизни пациента. От поведения медицинского персонала зависит жизнь пациента.
Особенности сестринского ухода за детьми
Сестринский уход при бронхиальной астме у детей основывается на активной работе с родителями:
- Необходимо провести беседу с родителями о необходимости стационарного лечения. Также о важности исполнения всех предписаний врача, о возможных осложнениях. Рассказать о соблюдении щадящего режима ребенком, особенно, что касается органов дыхания.
- Родители должны способствовать соблюдению диеты ребенком.
- Маме и папе необходимо объяснить важность эмоционального состояния малыша. Нервные стрессы и перенапряжение повышают риск развития приступа.
- Если ребенок проходит лечение в стационаре, пусть с ним будут его любимые книги, игрушки.
- Необходимо осуществлять контроль над проведением влажной уборки, проветривания, соблюдением гигиенических процедур.
- Важно обучить родителей пользоваться ингалятором и вести дневник контроля над состоянием ребенка. При прохождении процедур сестра должна присутствовать и осуществлять контроль над их проведением.
- По окончании стационарного лечения медсестра должна объяснить ребенку и родителям важность соблюдения диеты, предписаний врача и регулярных осмотров.
Бронхиальной астмой болеют не только дети, но и взрослые. Рассмотрим особенности ухода за ними.
Особенности сестринского ухода за взрослыми
Сестринский уход при бронхиальной астме у взрослыхзаключается в следующем:
- Обеспечение соблюдения палатного режима пациентом.
- Своевременно проветривать и осуществлять влажную уборку помещения.
- Эффективность лечения поддерживать соблюдением гипоаллергенной диеты, следить за тем, что приносят родственники больному, провести с ними на этот счет беседу, чтобы исключить любые аллергены.
- Регулярно проводить наблюдения и фиксировать их в специальном журнале. За ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания.
- Обучить пользоваться карманным ингалятором.
- Провести беседу о важности влажных уборок в помещении, соблюдении диеты, о вреде курения.
- Научить выполнению дыхательной гимнастики.
Оказание неотложной помощи при приступе
Приступ может начаться неожиданно и быстро развиваться. Появляется отдышка, кожные покровы синеют, дыхание становится свистящим, шумным.
Действие сестры в таких случаях заключаются в следующем:
- Прежде всего, обеспечить приток воздуха.
- Ввести внутривенно «Эуфиллин» с изотоническим раствором «Хлорида натрия».
- Необходимо выяснить, сколько раз использовал пациент ингалятор, и какой, чтобы не ухудшить состояние пациента из-за передозировки препарата.
- Если пульс выше 90 ударов в минуту, необходимо введение «Строфантина», «Коргликона» подкожно или «Эфедрина» внутримышечно.
- Провести ингаляцию с препаратом «Астмопент», «Сальбутамол».
- Ингаляции с увлажненным кислородом.
- Регулярно измерять пульс, следить за кашлем, отхождением мокроты, за дыханием и АД.
Все препараты медицинская сестра должна вводить строго по назначению врача. Если приступ затягивается, и проводимая терапия не оказывает должного эффекта, такое состояние называется астматическим статусом.
Астматический статус
Это приступ удушья в затянувшейся форме. Этому состоянию характерны еще такие признаки:
- Дыхательная недостаточность.
- Бронхолитики не оказывают должного эффекта.
- Дыхание шумное.
- Синюшность кожных покровов и слизистой.
- Одутловатость лица.
- Артериальное давление низкое, при этом наблюдается тахикардия.
- Также можно заметить заторможенность пациента.
При таких симптомах необходима срочная реанимация пациента. Сестринский уход при бронхиальной астме в реанимации заключается в следующем:
- Запретить применение карманного ингалятора.
- Провести кислородную терапию.
- Провести инфузионную терапию.
- Ввести «Эуффилин» внутривенно.
- «Гепарин» внутривенно.
- «Преднизадол» внутривенно каждые 4 часа.
Особенности сестринского ухода при бронхиальной астме заключаются в умении сохранять спокойствие, выполнять указания врача, не допускать состояния паники у пациента. Также сестра должна уметь обращаться с инновационными техническими средствами и применять новые методики в оказании помощи.
Для того чтобы проводить реанимационные действия, она должна иметь специальное образование.
Цель сестринского ухода при бронхиальной астме
Очень большую роль играет сестринский уход за больными бронхиальной астмой. Именно медсестра ведет наблюдение, замечая и фиксируя все изменения. Выделим несколько целей, в которых заключается сестринский уход:
- Снизить или исключить приступы в ночное время.
- Исключить обращения за неотложной помощью.
- Обострения снизить до минимума.
- Нормализовать функцию легких.
- Снизить риск проявления побочных реакций от противоастматических препаратов.
- Достигнуть долгого периода ремиссии.
Цели достигаются при грамотном выполнении всех этапов сестринского ухода за больным бронхиальной астмой. Это очень важно.
Принципы сестринского ухода при бронхиальной астме следующие:
- Улучшение качества жизни пациента.
- Облегчение состояния.
- Подготовка пациента к возможным методам исследования.
- Выполнение врачебных предписаний.
- Устранение внешних раздражителей.
- Недопущение нервного возбуждения и переутомлений.
- Помощь в адаптации в социуме.
- Проведение профилактических мер обострения заболевания.
Из статьи видно, как важен сестринский уход при бронхиальной астме. Медицина не стоит на месте, методы лечения болезни совершенствуются. Разработаны обучающие программы по купированию приступов для детей и родителей. Они заметно уменьшают число обострений, примерно в 2,5 раза. Это улучшает качество жизни пациентов и повышает эффективность лечения.
Источник