Приступ астмы 2 месяца
«Астма — это когда ходишь в четверть шага, думаешь в четверть мысли, работаешь в четверть возможности и только задыхаешься в полную мощь» (К. Паустовский)
По официальным данным, распространенность бронхиальной астмы у детей составляет 5-12%. Однако заболевание встречается гораздо чаще. К сожалению, диагноз выставляется своевременно всего лишь в одном случае из четырех-пяти. А ведь бронхиальная астма — очень грозное заболевание, поскольку в любой момент ее течение может осложниться приступом.
Так как же распознать коварный недуг? Как помочь ребенку во время приступа бронхиальной астмы?
Бронхиальная астма: особенности приступа в зависимости от возраста ребенка
Дорогие мамы, конечно, вы не врачи и всего знать не можете, да и не обязаны. Однако будет лучше, если вы «вооружитесь» некоторыми знаниями о симптомах приступа бронхиальной астмы в зависимости от возраста ребенка. Это необходимо для того, чтобы вы смогли оказать своевременную помощь своему малышу.
Бронхиальная астма иногда дебютирует даже в первые месяцы жизни. Однако, к сожалению, диагноз зачастую выставляется позднее. Поскольку врачи принимают затрудненное дыхание у малыша и влажный кашель за проявление острой вирусной инфекции или острого оструктивного бронхита.
Причина — нетипичное течение заболевания у детей в первые несколько лет жизни. Это связано с некоторыми особенностями строения легочной ткани (небольшой объем) и бронхиального дерева (узкий просвет бронхов, легкоранимая слизистая оболочка, хорошее кровоснабжение).
Все эти моменты приводят к развитию выраженного отека и сужения бронхов (спазму), а также выделению большого количества слизи в их просвет. В результате нарушается проходимость бронхов. Поэтому в легких у малютки выслушивается большое количество влажных хрипов.
Однако следует подумать о бронхиальной астме, если:
• у малыша эпизоды сильного мучительного кашля повторяются, а интервал между ними менее восьми дней
• на протяжении трех дней у ребенка возникают ночные приступы сильного мучительного кашля.
Приступ бронхиальной астмы: симптомы
У детей до трех лет
Перед развитием типичного (обычного) приступа бронхиальной астмы начинаются так называемые предвестники, которые могут продолжаться от нескольких часов до двух-трех суток. В этот период кроха возбужден, раздражителен, плохо спит или сонливый, иногда испуган, говорит шепотом.
Сам приступ чаще всего развивается в ночные или утренние часы. Это связано с тем, что ночью увеличивается уровень биологически активных веществ, вызывающих сужение бронхов. В то же время, уровень гормонов, расширяющих бронхи, наоборот, уменьшается. Кроме того, ночью активность мышц, участвующих в дыхании, значительно снижена.
Как правило, типичный приступ бронхиальной астмы начинается и протекает следующим образом:
* Утром у крохи из носа появляются жидкие выделения, он начинает чихать и чесать нос, а спустя несколько часов присоединяется кашель.
* Во второй половине дня или ближе к вечеру кашель усиливается, как правило, уже становится влажным. Тогда как у детей постарше обычно он становится влажным ближе к концу приступа.
* Приступ начинается ночью или ближе к утру (четыре-шесть часов утра): кашель становится приступообразным, мучительным, упорным. Когда он достигает максимума, может появиться рвота, в которой присутствует вязкая слизистая мокрота.
Во время приступа малыш тяжело и часто дышит (одышка), у него затруднен и удлинен выдох. При этом дыхание у крохи становится шумным, свистящим и слышимым на расстоянии нескольких метров.
Кроме того, в дыхании часто принимает участие вспомогательная мускулатура. Вы можете это заметить по втягивающимся межреберным промежуткам, участкам шеи над грудиной и ключицами, а также по раздувающимся крыльям носа.
В момент приступа ребенок ведет себя беспокойно и отказывается ложиться. Он стремится занять вынужденное, но удобное положение: полусидя или сидя, но опираясь руками на колени. Поскольку это облегчает дыхание.
Нередко кожа меняет свой цвет: вокруг рта (носогубный треугольник) и на кончиках пальцев она может приобрести синюшный оттенок.
* Зачастую во время приступа у ребенка поднимается температура тела, что и становится основой для установления неправильного диагноза: «ОРВИ», «Пневмония», «Обструктивный бронхит».
* Приступ заканчивается самостоятельно или при помощи лекарственных препаратов отхождением мокроты.
* После приступа малыш обычно сонливый и заторможенный.
Однако из-за особенностей строения легких и бронхов типичный приступ у деток до трех лет развивается редко. Гораздо чаще он протекает в виде упорного мучительного кашля в ночное время.
У детей старше трех лет
Приступ связан больше со спазмом бронхов, тогда как отек слизистой и выделение в их просвет слизи выражено незначительно. Поэтому он сопровождается сухими хрипами и сухим кашлем, а ребенок жалуется на чувство сдавленности в груди. Все остальные симптомы приступа бронхиальной астмы такие же, как и у детей до трех лет.
Кроме того, если у ребенка любого возраста бронхиальная астма протекает тяжело, приступ может развиться и в дневное время.
Маме на заметку
* Чтобы вовремя заметить учащенное дыхание у крохи, вам необходимо научится правильно определять его частоту.
Для этого вне приступа положите ладонь на грудь или спинку малыша и посчитайте, сколько раз она поднимется за 15 секунд. Затем полученную цифру умножьте на 4, что составит число дыхательных движений в минуту. Или посчитайте за 30 секунд и умножьте на 2.
Во время приступа точно также считайте частоту дыхательных движений. Это поможет вам понять, улучшается ли состояние ребенка или нет.
В норме частота дыхательных движений в минуту у ребенка составляет:
— у новорожденного — 40-60
— с месяца до двух — 35-48
— с шести до двенадцати месяцев — 35-40
— с года до трех лет — 28-35
— с четырех до шести лет — 24-26
— с семи до девяти лет — 21-23
— с десяти до двенадцати лет — 18-20
— с тринадцати лет и старше — 16-18
* Существует устройство, которое позволяет узнать о приближении приступа бронхиальной астмы у ребенка за несколько часов или даже дней до него — пикфлоуметр. Это портативный прибор, который снабжен шкалой и подвижной стрелкой.
Пикфлоуметр измеряет пиковую скорость выдоха (ПСВ), которая уменьшается при сужении просвета бронхов. Прибор хорош, но имеет недостаток: его после небольшого обучения могут использовать только дети старше пяти лет.
Приступ бронхиальной астмы: что должна делать мама?
Прежде всего, запомните, что дома вы можете купировать только легкие и умеренно выраженные приступы. Во время них у ребенка появляется одышка (учащается дыхание и затрудняется выдох) лишь при движении или проявлении эмоций — например, если малыш играет, ходит, смеется, плачет, кушает. То есть одышка у крохи в состоянии покоя отсутствует. Кроме того, цвет кожи во время приступа не меняется.
Итак, что делать?
Если приступ развился впервые, немедленно вызовите скорую помощь, а до ее приезда помогите крохе:
* По возможности прекратите контакт с аллергеном, если он известен.
* Обеспечьте доступ воздуха в помещение.
* Снимите, если есть, тугую одежду.
* Помогите крохе принять положение полусидя. Так ему будет легче дышать.
* Сохраняйте спокойствие и внушайте малышу, что опасности никакой нет и приступ скоро пройдет. Так вы успокоите его.
* Поите малыша чистой или минеральной негазированной водой часто и небольшими порциями. Это очень важно, поскольку при учащенном дыхании он теряет много жидкости, что ведет к обезвоживанию, усиливает сужение бронхов и ухудшает общее состояние ребенка.
Если диагноз уже выставлен, а приступ развился не впервые, у вас уже должна быть аптечка с необходимыми лекарственными препаратами быстрого действия, которые расширяют бронхи (бронхолитики).
Как правило, это баллончик дозированного аэрозольного ингалятора: беродуал, сальбутамол, беротек или другие. Поэтому примените рекомендованный врачом лекарственный препарат (одну ингаляционную дозу), дайте свободный доступ воздуху, обязательно успокойте ребенка и поите его водой.
Затем каждые 20 минут оценивайте общее состояние крохи и при необходимости повторяйте ингаляцию. Например, если ребенок себя чувствует лучше, но кашель и небольшая одышка сохраняется.
Однако помните, что для купирования одного приступа бронхиальной астмы можно применить всего пять-шесть ингаляций с двадцатиминутным интервалом. Поскольку возможна передозировка лекарственного препарата или развитие нежелательных последствий (побочных эффектов). Обычно для снятия легкого и умеренного выраженного приступа бронхиальной астмы достаточно от 1 до 3 ингаляций с двадцатиминутным интервалом.
Когда дыхание станет реже, а кашель уменьшится, можно считать, что состояние ребенка улучшилось.
К сожалению, дети не всегда могут сделать полноценный вдох, поэтому поэтому для ингаляций используйте специальное вспомогательное устройство — спейсер.
Онпредставляет собой полый цилиндр (но может иметь и другую форму), который снабжен маской или мундштуком. Пользоваться спейсером несложно: в специальное отверстие вставляется баллончик с лекарственным веществом, которое впрыскивается в полость приспособления, а его вдыхание осуществляется через маску (у малышей до четырех лет) или мундштук (у детей старше четырех).
Кроме того, детям первых лет жизни для доставки лекарственного вещества непосредственно в легкие предпочтительнее пользоваться небулайзерами (ингаляторами). Для них используйте аптечные растворы лекарственных препаратов, дозировка которых должна соответствовать возрасту ребенка. Лучше всего применять компрессорный ингалятор или меш-небулайзер, поскольку в них лекарственные вещества не разрушаются.
Маме на заметку
Во время приступа не накладываете ребенку горчичники, не делайте ножных ванн с теплой водой, не растирайте его кожу пахнущими веществами, не давайте отвары трав и мед. Эти действия могут только усилить приступ!
Важно! Помните, что у детей общее состояние может быстро и резко ухудшиться, поэтому не медлите с вызовом машины скорой помощи в следующих ситуациях:
* Если по истечении одного-двух часов от начала оказания помощи приступ не купировался.
* При появлении учащенного дыхания и затрудненного выдоха у ребенка в состоянии покоя.
* Когда ребенку трудно говорить и ходить, он сидит в вынужденном положении.
* Если кожа малыша побледнела или появилась ее синюшность на кончиках пальцев, вокруг губ и крыльев носа.
* Когда кроха излишне возбужден («дыхательная паника») или у него нарастает слабость.
* Если вы живете далеко от лечебного учреждения.
* У вас отсутствует возможность оказать помощь в полном объеме дома.
* Если вашему малышу еще не исполнился год.
Что делать после приступа?
Все зависит от общего самочувствия ребенка:
— Если ваш малыш на следующий день активен и чувствует себя хорошо, продолжите основное (базисное) лечение, назначенное врачом.
— Если у ребенка сохраняется кашель, усиливающийся после физической или эмоциональной нагрузки, постарайтесь оградить его от активных игр и бега.
Для лечения продолжайте вводить препарат, расширяющий бронхи, еще 1-2 дня по одной ингаляции каждые 4 часа бодрствования.
И обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом. Поскольку возможно понадобится увеличить дозу уже назначенного лекарственного препарата для основного (базисного) лечения на 7-10 дней или прописать другое лекарство.
Важно! Препараты, расширяющие бронхи, применяются только для купирования приступа бронхиальной астмы. Поскольку онине действуют на аллергическое воспаление инеобладают лечебными свойствами. Поэтому никогда не увеличивайте их дозу или длительность применения, лучше обратитесь к врачу.
Дорогие мамы, приступ — грозное осложнение бронхиальной астмы, поэтому лучше предупреждайте его развитие. Для этого старайтесь ограждать малыша от возможных провоцирующих факторов (домашняя пыль, мед, шерсть животных и другие), а также соблюдайте все врачебные рекомендации. И тогда вы сможете контролировать это коварное заболевание, а ваш малыш будет наслаждаться свободным дыханием.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
Источник
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.
Источник