Приступ бронхиальной астмы сестринская неотложная помощь
Неотложная помощь
Астматический статус.
— Это синдром острой дыхательной недостаточности, развившийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии бронхолитиками.
Частыми причинами возникновения астматического статуса является избыточное потребление снотворных; успокаивающих средств; прием препаратов, вызывающих аллергическую реакцию со стороны бронхов (салицилаты, анальгин, антибиотики и др.); избыточный прием ингаляционных бронхолитиков (более 6 раз в сутки); воспалительные заболевания.
I стадия: удушье нарастает, приступ не купируется ингаляциями спазмолитиков или бронхолитиков, появляются боли в сердце, сердцебиение, повышается АД. При аускультации — обилие сухих свистящих хрипов.
II стадия: дыхание становится частым, поверхностным, в легких количество сухих хрипов уменьшается вплоть до их исчезновения («немое легкое»). АД снижается, брадикардия.
III стадия: больной теряет сознание и впадает в кому (если лечение было неадекватным)
1. Контроль витальных функций.
2. Придать больному удобное положение полусидя
3. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ кислорода
4. При сохраненном сознании ингаляция беродуала + 30- 40% увлажнённый кислород
5. Подготовить всё необходимое для в/в введения : 5% раствор глюкозы в/в, 60-150 мг преднизолона в/в, 2,4% раствор эуфиллина 10 мл капельно в 20 мл 0,9 % р-ра натрия хлорида; при отсутствии сознания и угнетении дыхания: в/в 0,18% адреналина 0,3 мл каждые 20 мин до получения бронхолитического эффекта
6. Подготовить мешок Амбу, аппарат ИВЛ.
Информация: У больного бронхиальной астмой внезапно развился приступ удушья. Пациент сидит, опершись руками о спинку стула, дыхание свистящее, «дистанционные» сухие хрипы, кашель с трудно отделяемой мокротой. Грудная клетка вздута, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, дыхание учащенное, тахикардия.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
1. Вызвать врача через третье лицо. | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
2. Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удобное положение с упором на руки. | Психоэмоциональная разгрузка, уменьшить гипоксию |
3. Контроль АД, ЧДД, пульса. | Контроль состояния |
4. Дать 30 — 40%-ный увлажненный кислород. | Уменьшить гипоксию |
5. Дать вдохнуть беротек (сальбутамол): 1-2 вдоха дозированного аэрозоля. | Для снятия спазма бронхов |
6. До прихода врача следует запретить больному пользоваться своим карманным ингалятором. | Для предупреждения развития резистентности к бронхолитикам и перехода приступа в астматический статус |
7. Дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны. | Для рефлекторного уменьшения бронхоспазма |
8. При неэффективности перечисленных мероприятий ввести парентерально по назначению врача: эуфиллин 2,4%-ный раствор 10 мл; преднизолон 60-90 мг. | Для купирования приступа средней тяжести и тяжелого приступа |
9. Подготовить к приходу врача: мешок Амбу, аппарат ИВЛ. | Для проведения в случае необходимости реанимационных мероприятий |
При отсутствии эффекта и появлении признаков астматического статуса — см. неотложную помощь. Больной госпитализируется для лечения в палату интенсивной терапии (реанимации). В отделении при необходимости больному проводят искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). При проведении ИВЛ медицинская сестра проводит эвакуацию мокроты из дыхательных путей электроотсосом через каждые 30-40 мин и орошает их при этом щелочным раствором.
Источник
АО «Медицинский Университет
Астана»
Кафедра «Введение в клинику»
Реферат
На тему: «Алгоритм действия
медицинской сестры при приступе бронхиальной
астмы»
Выполнила: студент гр.244ОМ Жумажан
Н.Ж.
Проверила: Балтабаева Ш.А.
Астана, 2014г.
План:
Бронхиальная астма.
Причины возникновения.
Этапы сестринского процесса
при бронхиальной астме.
Сестринское вмешательство.
Манипуляции выполняемые медицинской
сестрой.
Заключение.
Литература.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание,
которое характеризуется повторными приступами
удушья (бронхоспазма). В основе заболевания
лежит стойкое аллергическое воспаление
дыхательных путей от слизистой оболочки
носа до мельчайших бронхов и бронхиол.
Развитие бронхиальной астмы тесно связано
с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного
количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная
реакция на раздражители в виде легкого
и быстрого развития обструкции.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные,
пыльцевые, грибковые, лекарственные,
вирусы, химические вещества, вакцины.
Под действием аллергенов у детей формируется
сенсибилизация и аллергия. Формирование
различных видов сенсибилизации происходит
в определенной временной последовательности.
У детей грудного возраста вначале формируется
сенсибилизация к пищевым и лекарственным
аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5
лет формируется сенсибилизация к бытовым,
эпидермальным, грибковым и пыльцевым
аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется
бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией.
Ведущую роль в формировании БА среди
бытовых аллергенов отводят клещам домашней
пыли. Благоприятные условия для их размножения
это влажный воздух, температура воздуха
от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания
являются мягкая мебель и постель, но они
распространяются по всей квартире: мягкие
игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя
обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками
верхнего слоя кожи человека или домашних
животных, плесенью, волосом, пером, растительной
пищей. Аллергенными свойствами обладают
покров и выделения клещей. Живут клещи
около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей
сохраняется месяцами и даже годами. Основной
путь проникновения бытовых аллергенов
в организм ингаляционный. Поэтому БА
с бытовой сенсибилизацией характеризуется
круглогодичным обострением, преобладанием
приступов удушья ночью или при уборке
квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся
шерсть, пух, перо, перхоть, выделения,
слюна домашних животных и насекомых (тараканов),
сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что
неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена
пыльцой растений (дуб, береза, тополь,
клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов
усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы
повреждают слизистую оболочку, повышают
ее проницаемость для аллергенов, усиливают
гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности
— контакты с аллергенами, профессиональная
вредность, нерациональное питание, инфекционные
заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание
ребенка — раннее искусственное вскармливание,
ранее введение в рацион ребенка пищевых
продуктов, обладающих сенсибилизирующей
активностью.
— Наличие аллергического дерматита и
других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей
из семей, где курит один родитель, заболевают
БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение
БА: Аллергены, вирусные респираторные
инфекции, физические нагрузки, эмоциональные
стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая,
нервно-психическая, паторецепторная
и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья
1-3 раза в месяц при контакте с конкретным
аллергеном. Снимается однократным использованием
бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью,
1 раз в неделю. Снимаются после повторного
применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю
или ежедневно днем и ночью.
Этапы сестринского
процесса при бронхиальной астме:
1 этап. Сбор информации
— Субъективные методы
обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало
острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических
заболеваний у или родственников; сопутствующие
аллергические заболевания у больного.(дерматит,
крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся
эпизоды свистящего дыхания, экспираторной
одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие
больного нарушено, испуган, вынужденная
поза — сидит с приподнятым плечевым поясом,
опираясь на край стула/постели; экспираторная
одышка, дыхание шумное, дистанционные
свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника.
раздувание крыльев носа, набухание шейных
вен; кашель приступообразный с тягучей,
вязкой мокротой. При аускультации — сухие
свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление
проблем пациента.
У пациента с БА нарушаются
потребности: поддерживать общее состояние,
дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные
бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки,
гиперсекрецией слизи в просвет бронхов:
экспираторная одышка, участие в акте
дыхания вспомогательной мускулатуры.
тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза,
эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
3-4 этапы. Планирование
и реализация ухода за пациентом
в стационаре
Цель ухода: способствовать
наступлению ремиссии, не допустить развитие
осложнений
Сестринский процесс
при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию
и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу с пациентом или родственниками
о причинах развития заболевания, особенностях
лечения и профилактике осложнений. Убедить
в необходимости лечения в стационаре,
выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов
дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию
и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение
беседы с пациентом/родственниками об
особенностях гипоаллергенной диеты.
необходимости ее строгого соблюдения
не только в стационаре, но и дома после
выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей.
Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать
родственникам принести ребенку любимые
книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных
условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать
проведение влажной уборки и регулярного
проветривания; регулярность смены постельного
белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей
во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи
в проведении гигиенических мероприятий,
и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу о необходимости соблюдения гигиены.
Рекомендовать родственникам принести
зубную пасту, расческу, чистое сменное
белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения
врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение
базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить
пациенту и/или родителям необходимость
приема лекарственных препаратов. Провести
беседу с пациентом и/или родителями о
возможных побочных эффектах препаратов.
Научить пациента и /или родителей правилам
применения ДАИ и других устройств для
ингаляций, методике проведения пиклоуметрии
и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических
навыков у пациента/родителей. Сопровождать
на диагностические исследования, объясняя
цель и необходимость проведения. Обеспечить
психологическую поддержку пациенту и
родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений
в бронхах и функциональных показателей.
Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление
побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое
наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии,
жалобах, измерение температуры тела утром
и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и
характера одышки и кашля; контроль физиологических
отправлений. При ухудшении общего состояния
срочно сообщить лечащему или дежурному
врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения
и ухода. Раннее выявление и профилактика
осложнений.
5 этап. Оценка
эффективности ухода
При правильной организации
сестринского ухода наступает ремиссия,
пациент выписывается под наблюдение
педиатра, аллерголога, пульмонолога в
детской поликлинике. Пациент и его родители
должны знать об особенностях организации
режима, диеты, элиминационных мероприятиях,
о необходимости диспансерного наблюдения
и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Помощь при неотложных
состояниях
Доврачебная помощь
при приступе БА:
Сестринское | Обоснование |
| Для предупреждения прогрессирования |
| Для облегчения дыхания. |
| Для облегчения дыхания. |
| Уменьшение гипоксии. |
| Для оказания квалифицированной |
| Для разжижения мокроты и лучшего |
| Для снятия спазма гладкой мускулатуры |
| Для оказания квалифицированной |
| Для контроля эффективности |
Манипуляции,
выполняемые медицинской сестрой
Правила
пользования ДАИ
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы,
сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного
средства
Оснащение: дозированный аэрозольный
ингалятор
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к | ||
1 | Поприветствовал пациента уважительно | Установление контакта с пациентом. |
2 | Объяснил пациенту ход и суть | Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 | Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. |
4 | Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного |
II. Выполнение | ||
5 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
6 | Сообщил пациенту о лекарственном | Соблюдение прав пациента. |
7 | Продемонстрировал пациенту | Для лучшего усвоения методики |
8 | Встал (процедуру лучше выполнить | Более эффективное выполнение |
9 | Снял с ингалятора защитный | Лекарственное средство перемешивается |
10 | Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей |
11 | Мундштук вставил себе в рот, | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. |
12 | Сделал глубокий вдох и одновременно | Распыление лекарственного |
13 | Извлек мундштук ингалятора | Необходимое время для лучшего |
14 | Сделал спокойный выдох через | Нормализация дыхания. |
15 | Попросил пациента имитировать | Обучение пациента. |
III. Завершение | ||
16 | При необходимости повторил | Обучение пациента. |
17 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
18 | Отметил реакцию пациента на | Документация оценки и реакции |
Заключение:
Работа в медицине подразумевает
собой ответственность за жизни людей.
Нужно не только помочь пациенту, но и,
в первую очередь, не навредить ему. Осуществляя
сестринский процесс, медицинская сестра
должна быть коммуникабельной, чтобы выявлять
нарушенные потребности и проблемы пациента,
уметь оценить способность к самоуходу.
При бронхиальной астме у пациентов нередко
возникают неотложные состояния, поэтому
медсестра в данной ситуации должна действовать
профессионально, четко и быстро выполнять
сестринские вмешательства, так как от
этого порой зависит не только здоровье,
но и жизнь пациента. В этом и заключается
особенность сестринского процесса при
бронхиальной астмы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Чучалин А.Г. Бронхиальная
астма. Т.2 – М.: Агар 1997 Руководство
по пульмонологии. Под ред. Путова Н.В.,
Федосеева Г.Б. –Л.: Медицина 1984
2.Милькаманович В.К. Методическое
обследование, симптомы и симптомокомплексы
в клинике внутренних болезней. Справочно-методическое
пособие.– Минск: Полифакт – альфа. 1995
3.Сизых Т.П. Комплексные
методы профилактики и лечения
астматического состояния у больных бронхиальной
астмой (методические рекомендации) . –Иркутск
1990.
4.Бронхиальная астма (очерки
по аллергии и бронхиальной
астме) . Под
ред. Брусиловского Е.С. и Рапопорта
Ж.Ж. – Красноярск 1969.
5.Пыцкий В.И. и др. Аллергические
заболевания. — М.: Медицина 1991.
6. Белоусов Ю.Б., Моисеев
В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология
и
фармакотерапия. — М.: «Универсум
паблишинг» 1997.
7.Неотложные состояния
в практике врача-терапевта. Под
ред. Сизых Т.П. Иркутск 1994.
8.Гершвин М.Э. Бронхиальная
астма. – М.: Медицина 1984.Лечение
бронхиальной астмы.
9.Ненашева Н.М. Бронхиальная
астма: Карманное руководство для практических
врачей. – М.: Издательский холдинг «Атмосфера»,
2011. – 96 с., ил.
10.Глобальная стратегия
лечения и профилактики бронхиальной
астмы Под ред. Чучалина А.Г. –
М.: Издательский холдинг «Атмосфера»,
2012. – 108 с., ил.
Источник
Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых условий для нормализации состояния пациента.
Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.
Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:
- Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
- Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
- Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.
Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.
Цели и задачи сестринского ухода при астме
Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:
- своевременная реакция на начало приступа;
- оказание квалифицированной помощи;
- выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
- обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.
Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.
Этапы сестринского процесса
При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:
- сбор сведений;
- определение проблемных моментов;
- исключение болезней со схожей симптоматикой;
- уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
- выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.
Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.
Сбор информации
Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:
- затрудненность дыхания;
- кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
- повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
- одышку;
- свистящее дыхание (наблюдается периодически).
Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.
Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:
- насколько часто они повторяются;
- при каких обстоятельствах;
- чем провоцируются;
- насколько интенсивными могут быть;
- проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).
Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.
К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:
- громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
- одышка;
- раздувание крыльев носа;
- цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
- приступообразный кашель;
- отхождение вязкой мокроты;
- характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).
Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.
В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.
Обнаружение проблем
Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:
- ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
- приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
- нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
- ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).
Также учитывается социально-психологический аспект:
- общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
- страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
- проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
- ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
- развитие депрессии из-за невозможности самореализации.
Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.
Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:
- в еде;
- во сне;
- в дыхании;
- полноценного отдыха;
- в общении.
Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.
Наблюдение за пациентами в условиях стационара
В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.
В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.
Организация и контроль над соблюдением режима
Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).
В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:
- о возможных причинах развития астмы;
- об особенностях терапии;
- о необходимости выполнять рекомендации врача;
- о возможных методах профилактики осложнений.
Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.
Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.
Организация комфортных условий и контроль
Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:
- своевременность проведения влажной уборки;
- систематичность проветриваний;
- регулярность смены постельного белья.
Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.
С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:
- зубную пасту и щетку;
- расческу;
- чистое сменное белье.
Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.
В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.
Выполнение назначений врача
Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.
Кроме того, медицинская сестра:
- обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
- сопровождает больного на диагностические мероприятия;
- оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
- внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
- оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.
В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:
- выслушивает жалобы больного;
- измеряет его температуру тела;
- определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
- контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.
Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.
При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.
Помощь при приступах и астматическом статусе
Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.
Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:
- устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
- использовать бронхорасширяющее средство;
- дать больному горячее щелочное питье;
- сделать горчичную ванну для ног.
Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.
Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.
Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.
Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.
Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:
- запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
- предложить горячее щелочное питье;
- устроить пациента максимально удобно;
- обеспечить подачу увлажненного кислорода.
При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.
Особенности ведения детей с бронхиальной астмой
Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:
- разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
- между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные от