Проба штанге и генчи бронхиальная астма
Проба Штанге и проба Генчи это пробы с задержкой дыхания для определения способности организма переносить кислородное голодание. Проба Штанге и проба Генчи позволяют оценить достаточность кровообращения и косвенно дать оценку здоровью сердца и сердечно-сосудистой системе.
Проба Штанге-Генчи широко используется в спортивной медицине для определения показателей общего уровня тренированности спортсмена.
Проба Штанге и Генчи в чем отличие
Данные пробы весьма схожи тем, что обе выполняются с задержкой дыхания, но имеют одно важное различие. Отличие проб Штанге и Генчи друг от друга заключается в том, что проба Штанге выполняется на вдохе, а проба Генчи на выдохе. Отсюда и разница в показателях и их интерпретация для определения норм.
Проба Штанге методика проведения для взрослых, детей и подростков
- Сядьте на стул со спинкой, примите удобное положение.
- Оставайтесь в таком положение 2-3 минуты, закройте глаза и спокойно дышите, не думая о дыхании.
- Сделайте глубокий вдох, затем выдох, повторите 2-3 раза.
- Сделайте максимально глубокий вдох и задержите дыхание, зажмите нос пальцами.
- Зафиксируйте время от начала задержки дыхания до ее окончания.
- Методика проведения пробы Штанге для детей и подростков ничем не отличается от пробы для взрослых. Единственное отличие — время задержки дыхания.
Проба Штанге результаты для детей и подростков
Проба Штанге результаты для взрослых мужчин и женщин
Проба Штанге с физической нагрузкой
Проба Штанге с физической нагрузкой применяется для определения показателей тренированности организма у взрослых и подростков старше 14 лет.
- Выполните обычную пробу Штанге по методике, описанной выше, зафиксируйте результат.
- Выполните 20 приседаний за 30 секунд.
- Сразу же проведите повторную пробу Штанге.
- Нормальным считается показатель сокращения времени задержки дыхания в 1,5-2 раза.
Проба Генчи методика проведения
Методика проведения пробы Генчи для взрослых, детей и подростков аналогична методике проведения пробы Штанге, только задержка дыхания производится на выдохе.
- Сядьте на стул со спинкой, примите удобное положение.
- Оставайтесь в таком положение 2-3 минуты, закройте глаза и спокойно дышите, не думайте о дыхании.
- Сделайте глубокий вдох, затем выдох, повторите 2-3 раза.
- Сделайте максимально глубокий выдох и задержите дыхание, зажмите нос пальцами.
- Зафиксируйте время от начала задержки дыхания до ее окончания.
- Проба Генчи реже используется для тестирования детей, чаще ее применяют для тестирования взрослых и детей подросткового возраста. Однако нормы существуют и для детишек.
Проба Генчи результаты нормы для взрослых, детей и подростков
- Норма для мужчин не занимающихся спортом — 25-40 секунд.
- Норма для спортсменов-мужчин — 50-60 секунд.
- Норма для нетренированных женщин — 15-30 секунд.
- Норма для женщин спортсменок — 30-50 секунд.
- Дети и подростки от 6 до 15 лет — 15-25 секунд.
Сравнивая нормы показателей пробы Генчи и пробы Штанге не трудно заметить, что задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) дается испытуемым труднее и ее цифровые значения оптимального времени несколько ниже.
Точность проб с задержкой дыхания Штанге-Генчи
При проведении проб с задержкой дыхания следует иметь ввиду, что они не всегда являются объективными, поскольку в значительной степени зависят от волевых качеств испытуемого. Это в некоторых случаях снижает практическую ценность данных проб.
Считается, что более информативным является модифицированный вариант пробы Генчи после гипервентиляции.
Проба Генчи с гипервентиляцией
Методика проведения пробы остается прежней (см.выше по тексту), однако перед выполнением пробы испытуемому предлагается провести процедуру гипервентиляции легких. Она заключается в максимально глубоком дыхании в течение 45-60 секунд, затем регистрируется продолжительность задержки дыхания после максимального выдоха.
В норме происходит возрастание времени задержки дыхания на выдохе в 1,5-2 раза. Отсутствие возрастания времени задержки дыхания на выдохе свидетельствует об изменении функционального состояния кардиореспираторной системы.
Еще функциональные пробы, которые вы можете сделать самостоятельно:
- Проба Ромберга-проверь свою координацию
- Как проверить гибкость в плечах. Тест трех движений
- Проверьте свою физическую форму! Проба Руфье
- Проба Руфье — типы восстановления после нагрузки
Источник
- Введение
- Проба Штанге
- Проба Генчи
- Проба Серкина
- Дополнение (пара тестов)
Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие).
Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл.
После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Благодаря ФОЁ в альвеолярном воздухе поддерживается относительно постоянное соотношение содержания кислорода и углекислого газа, так как ФОЁ в несколько раз больше ДО. Только 2/3 ДО достигает альвеол, который называется объёмом альвеолярной вентиляции.
Таким образом, взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие ~7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту. При спокойном дыхании соотношение вдоха и выдоха по времени составляет 1:1,3.
Процесс дыхания состоит из трёх неразрывных звеньев:
- внешнего дыхания или газообмена между внешней средой и кровью лёгочных капилляров, происходящего в лёгких;
- переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови (этот пункт тоже относят к внешнему дыханию);
- внутреннего (тканевого) дыхания, т. е. газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту. Этот процесс ещё называют клеточным дыханием.
Работоспособность человека определяется в основном тем, какое количество кислорода поступило из наружного воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставлено в ткани и клетки организма. Эти процессы осуществляются сердечно-сосудистой системой и системой органов дыхания.
Например, при сердечной недостаточности наступает одышка, при недостаточности кислорода в атмосферном воздухе (например, на высотах) увеличивается количество эритроцитов — переносчиков кислорода, при заболеваниях лёгких наступает тахикардия.
При исследовании дыхательной системы пользуются различными инструментальными методами, в том числе определением дыхательных объёмов — частоты, глубины ритма дыхания, жизненной ёмкости лёгких, выносливости дыхательных мышц и др.
Некоторые изменения функции внешнего дыхания, механизмы адаптации к воздействию каких-либо факторов могут выявляться лишь при использовании специальных проб или нагрузок, которые получили название «функциональные лёгочные пробы». С их помощью можно выявить скрытые формы сердечно-лёгочной недостаточности, не выявляемые при обычных исследованиях.
Пробы Штанге, Генчи (задержки дыхания на вдохе и выдохе, соответственно) и Серкина (трёхфазная задержка дыхания) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма образующийся углекислый газ, выше их функциональные возможности. При заболеваниях органов кровообращения и дыхания, анемиях продолжительность задержки дыхания уменьшается.
Показатели, полученные этими методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.
Пробы с задержкой дыхания выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)
Для проведения пробы понадобится секундомер. До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.
Под базовой задержкой дыхания на вдохе понимается задержка с «нейтральным» давлением в лёгких, то есть когда давление внутри лёгких и давление снаружи грудной клетки одинаково. В таком состоянии грудная клетка максимально расслаблена. Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха.
Сядьте. После короткого отдыха сидя сделайте 2-3 глубоких, полных вдоха и выдоха, а затем, сделав спокойный вдох примерно на 2/3 от полного, задержите дыхание. Нос лучше зажать пальцами (или спортивным зажимом для плавания). Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Сразу после возобновления дыхания снова подсчитывается пульс за 30 секунд.
Свой результат оцените по таблице:
В некоторых источника результат менее 39 секунд считается плохим (неудовлетворительным). Нам кажется, что удовлетворительным (нормальным) показателем является способность задержать дыхание на вдохе на 40-50 секунд для нетренированных людей и на 60-90 секунд для тренированных. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает. При заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд и меньше.
Кроме длительности задержки дыхания на вдохе, необходимо обратить внимание на изменение пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) и вычислить значение ПР (показатель реакции частоты сердечных сокращений). Показатель реакции равен отношению пульса после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)
У здоровых людей этот показатель не должен превышать 1,2. В противном случае можно говорить о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)
До основного тестирования необходимо измерить пульс за 30 секунд в положении стоя.
Сядьте. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов глубоко выдохните и задержите дыхание на максимально возможное время. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения. Во время задержки можно пользоваться спортивным зажимом для носа или держать нос пальцами. Как и в предыдущем тесте, нужно измерить пульс за 30 секунд сразу после возобновления дыхания.
Свой результат оцените по таблице:
Хорошим показателем является способность задержать дыхание на выдохе на 30 секунд и более. Тренированные люди способны задерживать дыхание более, чем на 60 секунд.
NB (от редакции сайта «Лаборатория Просветления»). В некоторых источниках плохим (неудовлетворительным) считается результат в 34 секунды и меньше, удовлетворительным — 35-39 и нормальным — выше 40 секунд. Нам кажется, что эти источники приводят цифры для тренированных людей. В реальности, у обыкновенного человека при полном глубоком выдохе позывы к вдоху начинаются на 20-25 секунде от конца выдоха (а не от его начала). Крайне часто — уже на 12-15. Мы много лет занимаемся задержками дыхания и знаем, о чём идёт речь.
Сразу же после проведения пробы (как только испытуемый начинает дышать), вновь подсчитывается пульс. Показатель реакции (ПР) равен отношению пульса (ЧСС, частота сердечных сокращений) после пробы, к исходному пульсу испытуемого.
ПР = ЧСС за 30 сек (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)
Показатель реакции у здорового человека не должен превышать 1,2 (более высокая цифра означает неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода).
Проба Серкина (трёхфазная задержка дыхания)
Задержка на вдохе выполняется с объёмом воздуха приблизительно равным 2/3 от максимально возможного вдоха. Перед началом теста 3-5 минут отдохните и сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Нос лучше зажимать пальцами. Время отмечается от момента задержки дыхания до её прекращения.
- Первая фаза: после пятиминутного отдыха сидя определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя.
- Вторая фаза: затем выполните 20 приседаний за 30 секунд (стандартная нагрузка) и повторите задержку дыхания на вдохе в положении стоя.
- Третья фаза: после отдыха стоя в течение одной минуты повторите первую фазу — определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя.
Свой результат оцените по таблице:
Каждую из проб можно проводить повторно, только рекомендуется выдержать интервал в пределах 5 минут.
Дополнение
Как определить свой уровень здоровья — определение уровня здоровья по длительности задержки дыхания на выдохе.
Небольшой тест — тест на тренированность сердца.
Проба (индекс) Руфье-Диксона для детей и взрослых. Гарвардский степ-тест — нагрузочные тесты для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Источник
По величине показателя пробы Генчи можно
косвенно судить об уровне обменных процессов,
степени адаптации дыхательного центра
к гипоксии и гипоксемии и состояния сердца. Проба Штанге
служит для определения состояния кровообращения
(сердца, сердечно-сосудистой системы).
Лица, имеющие высокие показатели гипоксических
проб, лучше переносят физические нагрузки,
особенно длительного характера, т. е на
выносливость.
Результаты проведенных проб,
позволяют сделать вывод, что они
не соответствуют уровню допустимой нормы,
характерным здоровым, нетренированным лицам, что, скорее всего,
связано с имеющимися заболеваниями дыхательной
системы. Так, проба Штанге результаты
составили 28 секунд, при нормальных значениях
35-45 секунд. Результат пробы Генчи в группе
составил 17 секунд, что также ниже нормальных
значений (норма = 20-40 секунд).
Таким образом, изученные исходные показатели
проб Штанге и Генчи, свидетельствуют, об имеющейся патологии,
у исследуемых нами женщин среднего возраста.
3.2. Изменение показателей внешнего
дыхания во время одного занятия лечебной
гимнастики у пациентов с бронхиальной
астмой
Таблица 3.2.1.
Изменение показателей проб Штанге и
Генчи
у больных бронхиальной астмой во время
занятий лечебной гимнастикой
Школьницы, № п/п | Проба Генчи (с) | Оценка результата | Проба Штанге (с) | Оценка результата |
1 | 20 | Ниже нормы | 27 | Ниже нормы |
2 | 17 | Ниже нормы | 24 | Ниже нормы |
3 | 16 | Ниже нормы | 27 | Ниже нормы |
4 | 18 | Ниже нормы | 27 | Ниже нормы |
5 | 19 | Ниже нормы | 23 | Ниже нормы |
6 | 19 | Ниже нормы | 24 | Ниже нормы |
7 | 17 | Ниже нормы | 26 | Ниже нормы |
М ± m | 18±0,7 | Ниже нормы | 25,4±0,64 | Ниже нормы |
После проведенного одного из занятий
лечебной гимнастики с пациентами с бронхиальной
астмой, провели измерение показателей
внешнего дыхания – это пробы Штанге и
Генчи.
Известно, что занятия физическими упражнениями
способствуют уменьшению глубины дыхания
и повышению содержания углекислого газа в крови. Различные нагрузки
по-разному влияют на изменение данного
показателя, что определено в ходе нашего
исследования.
Показатели пробы Штанге после физической
нагрузки стали ниже, тогда как значения
пробы Генча выше. Такое сочетание изменения
времени задержки дыхания можно оценить,
как самое неблагоприятное, т. к. снижение
утилизации кислорода тканями (увеличение
времени в пробе Генча), при снижении резерва
внешнего дыхания в пробе Штанге, указывает
на, недостаточном насыщении крови кислородом
и удалении из нее углекислоты, и, следовательно,
способствует сохранению состояния гипоксии.
Рис. 3.2.1. Изменение показателей спирометрии
во время занятий лечебной гимнастикой.
При выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода
работающими мышцами, мозгом, в связи,
с чем возрастает функция органов дыхания.
Соответственно физическая нагрузка увеличивает
частоту дыхания (ЧД). В нашем случае в
ходе исследования ЧД увеличилась в 2 раза
и составила 40 дв/мин.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют,
о том, что, нагрузка
3.3. Изменение показателей внешнего
дыхания после занятия лечебной гимнастики
у пациентов с бронхиальной астмой
В течении 1 месяца обследуемые занимались по
предложенной и откорректированной
врачом реабилитологом методике ЛФК. Лечебная гимнастика
широко применяется в целях реабилитации
лиц с заболевания респираторной системы
и рассматривается как метод многостороннего
воздействия на организм: общеукрепляющее
воздействие, повышение общей физической
активности, улучшение функции
дыхания и сердечно-сосудистой
системы. При этом объем физического
воздействия на организм следует координировать
с его режимом двигательной активности,
ориентируясь на индивидуальную толерантность
к физической нагрузке (Фонарев М.И., 1983).
Продолжительность занятия составляла 40-45 минут. Активно использовали
дыхательные упражнения как самостоятельно,
так и на фоне общеразвивающих физических
упражнений, выполнение которых не противопоказано
обследуемым нами женщинам. В занятие
мы включили также звуковую гимнастику.
После месячного курса занятий (2 раза
в неделю) лечебной физической культурой мы снова оценили параметры внешнего
дыхания с помощью проб Штанге и Генчи.
Полученные результаты представлены
ниже.
Рис. 3.3.1. Показатели внешнего дыхания
после курса лечебной гимнастикой
На заключительном
этапе исследовательской работы
с пациентами с бронхиальной
астмой провели завершающий тест
на определение функционального состояния дыхательной системы.
После месячного курса лечебной гимнастики
получили положительные результаты теста
Штанге и Генчи. Показатели теста на вдох
улучшились на 14%, на выдохе – 17%.
Таким образом, в процессе занятий
лечебной гимнастики отмечается увеличением
времени задержки дыхания по пробам Штанге
и Генче, что возможно свидетельствует
о снижении чувствительности дыхательного
центра к излишку углекислого газа и дефициту
кислорода, в связи с регулярными занятиями
как физических упражнений, так и дыхательных. Полученные в ходе исследования результаты
подтверждают гипотезу об эффективности
применения средств ЛФК в реабилитации.
Заключение
Итак, бронхиальная астма — это заболевание,
в основе которого лежит хроническое воспаление
дыхательных путей, сопровождающееся изменениями
чувствительности и реактивности бронхов
и проявляющееся приступом удушья, астматическим
статусом или, при отсутствии таковых,
симптомами дыхательного дискомфорта
(приступообразный кашель, дистантные
хрипы и одышка), сопровождающегося обратимой
бронхиальной обструкцией на фоне наследственной
предрасположенности к аллергическим
заболеваниям, внелегочных признаков
аллергии, эозинофилии крови и/или эозинофилов
в мокроте.
Проведенный анализ изученной литературы
свидетельствует о том, что бронхиальная астма
занимает ведущее место в патологии дыхательной
системы.
Подтверждена актуальность и обоснована
необходимость проведения комплексных
мероприятий у больных с заболеваниями
бронхиальной астмы.
Рассмотрены мнения различных авторов об этиологии и патогенезе
бронхиальной астмы. Показаны средства
лечебной физкультуры, методики проведения
занятия.
Отражены основы лечения бронхиальной
астмы. Ведущую роль в профилактике и лечении
бронхиальной астмы имеет ЛФК, так как
восполняет недостаток двигательной активности
современного человека. Физическая тренировка
развивает физиологические функции и
двигательные качества, повышая умственную
и физическую работоспособность. ЛФК совершенствует
функции систем, снижает напряжение дыхательной
мускулатуры и укрепляет ее, увеличивает
подвижность грудной клетки и позвоночника,
улучшает осанку, нормализует нервные
процессы в ЦНС, укрепляет иммунитет.
Для решения задач физической реабилитации при бронхиальной астме нужно включение
всех необходимых средств ЛФК для нормализации
функций дыхательной системы. Применение
ФУ при бронхиальной астме позволяет
использовать все четыре механизма их
лечебного действия: тонизирующего влияния,
трофического влияния, формирования компенсаций
и нормализации функций. Улучшение функций
всех органов и систем под воздействием
ФУ предупреждает осложнения, активизирует
защитные силы организма и ускоряет выздоровление.
Организация исследования больных бронхиальной
астмой производилась на базе ГУЗ Инзенской
ЦРБ при кабинете лечебной физкультуры
физиотерапевтического отделения. В исследовании
принимали участие пациенты женского
пола в возрасте от 35 до 41 года с диагнозом
бронхиальная астма. Занятия ЛФК проводились
в течение 4 недель, 5 раз в неделю по 35 минут,
групповым и малогрупповым способом, в
медленном и среднем темпе, с количеством
повторений 5-6 раз на палатном режиме,
и 6-8 раз на свободном режиме.
Показано, что в физической реабилитации целесообразно
сочетать следующие компоненты ЛГ, дыхательные
упражнения, дозированная ходьба, непродолжительный
бег.
В занятиях ЛФК при бронхиальной астме
важно строго соблюдать основные дидактические
принципы: доступность и индивидуализация,
систематичность и постепенность повышений
требований.
Далее высчитывались критерии эффективности применения ФУ. По следующим
показателям: измерение ЖЕЛ, подсчет ЧД,
проба Штанге и Генчи (первичные данные,
во время занятий ЛГ и после курса ЛГ).
Для определения достоверных результатов
полученных в ходе исследования была проведена
статистическая обработка полученных
данных с использованием Т критерия Стьюдента.
Расчет производился по автоматизированной
программе расчета. Были получены следующие
результаты: результаты пробы Штанге
улучшилось на 14%, Генчи на 17%.
Полученные данные позволяют сделать заключение, что под влиянием
оздоровительных занятий, происходит
достоверное качественное и количественное
улучшение состояния дыхательной системы
испытуемых женщин с заболеванием бронхиальной
астмы.
Выводы
- Исходное функциональное состояние системы
внешнего дыхания у лиц с бронхиальной
астмой находится в не удовлетворительном
состоянии; - Показатели внешнего дыхания у пациентов
с бронхиальной астмой после однократного
занятия лечебной гимнастикой указали
на снижение резерва внешнего дыхания
во время нагрузки, и присутствие гипоксии. - Изменение показателей внешнего дыхания
после курса занятий лечебной гимнастики отмечается увеличением времени
задержки дыхания по пробам Штанге и Генче, что возможно свидетельствует о снижении чувствительности дыхательного центра к излишку углекислого газа и дефициту кислорода, в связи с регулярными
занятиями как физических упражнений,
так и дыхательных.
Список литературы
1. Авдеев С. Н. Бронхиальная астма в таблицах
и схемах / С. Н. Авдеев. — М.: Атмосфера, 2005.
— 48 с.
2. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура:
Учебник-М.: Флинта, 2009.-424с.
3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних
болезней. .М.ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848с.
4. Вершинина М.В. Бронхиальная астма. Современные
подходы к диагностике и лечению. М.: Феникс
— Медицина, 2000 г. – 128с.
5. Гитун Т.В. Лечение бронхиальной астмы.
Новейшие медицинские методики. М.: Рипол,
2009 г. – 66с.
6. Дубровский В. И. Спортивная медицина:
учеб. для студентов вузов, обучающихся
по педагогическим специальностям/3-е
изд., доп. — М: ВЛАДОС, 2005. – 405с.
7. Захаров Е.Н., Королёв А.В., Сафонова А.А.
Энциклопедия физической подготовки.
/ Под ред. А.В. Королёва – М.: 2004, 368с.
8. Касаткина В.Н., Шеплягина
Л.А. Здоровье: Учебно-методическое пособие.
– М., 2007.- 136с.
9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки
физического развития и физической подготовленности
: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр.
и доп. – М. : Советский спорт, 2006. – 208 с.
10. Левушкин С.П. Комплексная оценка физической
рабтоспособности юношей// Физиология
человека. 2001. –Т.27. — №5 – 68-75с.
11. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная
физкультура: Новейший справочник – М.:
Эксмо — Пресс, 2005. – 352с.
12. Минкаилов К. О.,
Абуева Р. М., Минкаилов Э. К., Чамсутдинов
Н. У. Бронхиальная астма и аллергические
заболевания. Москва.:«Медицина», 2008 –
200с.
13. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная
физкультура. Новейший справочник. – Санкт-Петербург:
«Сова», 2005. – 862с.
14. Огородова Л. М. Клиническая фармакология
бронхиальной астмы / Л. М. Огородова, Ф.
И. Петровский, Ю. А. Петровская; под ред.
А. Г. Чучалина. — М.: Атмосфера, 2002. – 160с.
15. Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних
органов: том 1-10. – М.: МЕДлит (Москва), 2005.
– 576с.
16. Потапчук А. А,Матвеев С. В, Дидур М. Д.
Лечебная физкультура в детском возрасте.
– СПб.:Речь,2007. – 464с.
17. Пономаренко Г.Н., Свистов А.С. Ингаляционная
терапия хронических обструктивных болезней
легких. С-Пб., ВМА, 2004.
18. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология
человека. Общая, спортивная, возрастная:
Учебник –М.: Тера – спорт, Олимпия Пресс,
2001 – 421-440с.
19. Федосеев Г.Б., Трофимов В.И. Бронхиальная
астма. Санкт-Петербург: «Нордмедиздат», 2006. — 56.
20. Цой А. Н., Архипов В. В. Бронхиальная астма.
Новые решения. – М.: Медицинское информационное
агентство, 2007. – 320с.
Источник