Пробуждение левиафана 2011 джеймс кори
Джеймс Кори
ПРОБУЖДЕНИЕ ЛЕВИАФАНА
Посвящается Джейн и Кэт, научившим меня мечтать о космических кораблях.
Благодарность
Эту книгу, как иного ребенка, мастерила целая деревня. Я хотел бы выразить глубокую благодарность своим агентам, Шауне и Дэнни, и редакторам, Донг Вону и Даррену. Также полезны на ранних стадиях работы над книгой были Мелинда, Терри, Эмили, Ян, Джордж, Стив, Уолтер и Виктор из писательской группы «Критическая масса» в Нью-Мехико и Кэрри, читавшая первые наброски. Дополнительная благодарность Яну, помогавшему разобраться с математикой и не ответственному ни за какие ошибки в моем понимании таковой. За мной огромный долг Тому, Сэйк-Майку, Не-Сэйк-Майку, Портеру, Скотту, Радже, Джефу, Марку, Дэну и Джо. Спасибо, ребята, за бета-ридинг. И наконец, особая благодарность авторам «Футурамы» и Бендер Бендинг Родригез, нянчившим ребенка, пока я писал.
Пролог
Джули
«Скопули» захватили восемь дней назад, и Джули Мао наконец приготовилась умереть.
Чтобы дойти до точки, ей понадобились все восемь дней заключения в шкафу-кладовой. Первые два она провела без движения, в уверенности, что вооруженные люди, кинувшие ее сюда, не шутили. Несколько часов сразу после абордажа корабль, на который ее перевели, не включал тяги, так что она плавала в шкафу, тихонько отталкиваясь от стен и скафандров, разделявших с ней тесное пространство. Когда корабль пришел в движение, тяга придала вес ее телу. После этого она тихо стояла, пока судорога не свела ноги, потом села, свернувшись в позе эмбриона. Она мочилась в тренировочные штаны, не беспокоясь ни о теплой щиплющей влаге, ни о запахе и думая только, как бы не поскользнуться на мокром пятне, оставшемся на полу. Шуметь было нельзя. Застрелят.
На третий день жажда вынудила ее действовать. Кругом шумел корабль. Низко, на краю слышимости, гудели реактор и двигатель. Непрестанно слышалось шипение гидравлики и стук стальных запоров, когда открывались и закрывались герметичные переборки между палубами. Топали по металлической обшивке тяжелые башмаки. Она выждала, пока остались только отдаленные звуки, сняла с крюка скафандр и уложила его на пол. Настороженно вслушиваясь, медленно разобрала скафандр и извлекла контейнер с водой. Вода успела застояться: видно, костюм целую вечность не использовался и не проходил профилактики. Но она за два дня не выпила ни глотка, и теплая маслянистая вода из резервуара скафандра была для нее словно лучший в мире напиток. Ей пришлось изо всех сил удерживать себя, чтобы не выглотать все разом, не напиться до рвоты.
Когда ей снова захотелось помочиться, она вынула из скафандра мешок с катетером и облегчилась в него. Потом села уже не на пол, а на мягкий скафандр и устроилась так удобно, что получилось задуматься, в чьи руки она угодила: флот ли это Коалиции, пираты или кто похуже. Временами она засыпала.
На четвертый день одиночество, голод, скука и наполнившиеся почти до краев контейнеры мочеприемников наконец толкнули ее на попытку контакта. Она слышала приглушенные крики боли. Где-то рядом избивали или пытали ее товарищей по команде. Если привлечь внимание похитителей, возможно, они просто бросят ее к остальным. Это будет хорошо. Побои она перетерпит. Это невеликая цена за возможность снова увидеть человеческие лица.
Шкаф располагался рядом с внутренней дверью шлюза. Во время полета сюда редко заглядывали — впрочем, она не знала, какой распорядок принят на этом корабле. Она обдумывала, что им сказать, как напомнить о себе. Разобрав наконец приближающиеся шаги, она решила было завопить, чтобы ее выпустили. И с удивлением услышала сухой хрип в горле. Она сглотнула, попробовала выжать языком немного слюны и сделала новую попытку. В горле опять слабо заклокотало.
Люди находились прямо за дверью. Тихо звучал чей-то голос. Джули размахнулась, чтобы ударить в дверь кулаком, и в этот момент разобрала слова.
— Нет. Пожалуйста, нет. Пожалуйста, не надо.
Дэйв. Ее корабельный механик. Дэйв, который собирал вырезки из старых комиксов и знал миллион шуточек, молил тихим прерывистым голосом.
«Нет, пожалуйста, не надо», — говорил он.
Заскрипели гидравлические запоры воздушного шлюза. Удар по металлу — что-то зашвырнули внутрь. Шипение отсасываемого воздуха.
Когда закончился цикл шлюзования, люди ушли от ее двери. Она не стала стучать.
Они дочиста выскребли корабль. Захват флотом внутренних планет считался нежелательным вариантом, но к нему они были готовы. Данные, касающиеся АВП, скрыли под видом записей обычного судового журнала с ненастоящими метками времени. Информацию, слишком секретную, чтобы доверить компьютеру, капитан уничтожил. Когда нападающие проникнут на борт, все будет выглядеть совершенно невинно.
Всего этого не понадобилось.
Их не спрашивали о грузе и приписке. Захватчики вели себя по-хозяйски, капитана Даррена отшвырнули пинком, как собаку. Остальные — Майк, Дэйв, Ван Ли — сразу подняли руки и вели себя смирно. Пираты, работорговцы или кто они там выволокли их с родного грузовичка и втолкнули в стыковочную трубу, не дав даже надеть скафандров. Только тонкий слой майлара[1] отделял их от жестокой пустоты — и надежда, что майлар не прорвется, не то прощайте легкие.
Джули тоже не сопротивлялась, пока эти ублюдки не стали ее лапать и сдирать одежду.
Она пять лет занималась джиу-джитсу при низкой гравитации, а сейчас они находились в ограниченном пространстве и в невесомости. Она натворила дел. Даже было начала думать, что победа за ней, но возникший невесть откуда кулак в тяжелой перчатке ударил ее в лицо. После этого все стало расплываться. Потом был шкаф и «пристрелите ее, если станет шуметь». Четыре дня она не шумела, пока внизу избивали ее друзей, а потом выбросили одного из них из шлюза.
Через шесть дней все затихло.
Обрывки яви сменялись обрывками бреда, и она лишь смутно отмечала, как понемногу пропадают звуки шагов, голоса, низкий гул реактора и двигателя. Вместе с тягой исчезла и сила тяжести, и тогда Джули, вывалившись из сна, в котором вела свою старую гоночную шлюпку, обнаружила, что плавает над полом, и ее мышцы, сперва возмущенно вопившие, понемногу расслабляются.
Она толчком направила себя к двери и прижалась ухом к холодному металлу. Паника обуяла ее, пока она не расслышала тихое гудение воздушного фильтра. В корабле еще была энергия и воздух, но двигатели не работали, не открывались двери, никто не шагал по палубам и не разговаривал. Может, команду собрали на совещание. Или они устроили вечеринку на другой палубе. Или все были в машинном зале, занимаясь серьезной поломкой.
Целый день она прислушивалась и ждала.
На седьмой день кончилась вода. В пределах слышимости за двадцать четыре часа она не уловила ни звука. Она сосала пластиковую трубку, выломанную из скафандра, пока не выжала чуточку слюны: тогда она закричала. Она докричалась до хрипоты.
Никто не пришел.
На восьмой день она была готова умереть. Больше суток она обходилась без воды, последний мочеприемник наполнился четыре дня назад. Она уперлась плечами в заднюю стенку шкафа, а ладонями — в боковые. И что было силы лягнула обеими ногами. От судороги, последовавшей за первым ударом, она потеряла сознание. Внутри у нее все вопило.
«Глупая девчонка, — сказала она себе. — Это обезвоживание. И восьми дней без движения хватило, чтобы началась атрофия мышц. Надо было хоть разминаться».
Она размассировала сведенные мускулы, потянулась, сосредоточившись, как бывало в спортивном дожо.[2] Когда тело стало слушаться, снова ударила ногами. И еще. И еще, пока по краям двери не стал просачиваться свет. И еще раз — теперь дверь прогнулась и висела на трех петлях и клапане.
Источник
Статья + видео.
Всем привет! Недавно мне довелось ознакомиться с романами Джеймса Кори, одного из лучших современных писателей в жанре научной фантастики, который 2011 году (в России же первая книга была опубликована в 2013-м) положил начало грандиозной серии книг «The Expanse» («Пространство» или «Экспансия»). В этом посте я хочу познакомить вас с «миром» этой линейки и поделиться своими впечатлениями от первой книги — «Пробуждение Левиафана».
Немного об «авторе»
Начать, думаю, следует с личности самого автора. Дело в том, что Джеймс Кори – это псевдоним, за которым скрываются два человека: писатель Дэниэл Абрахам, за которым числится больше дюжины фэнтези романов и личный ассистент самого Джорджа Мартина – Тай Фрэнк. Изначально «Пространство» задумывалось только как сеттинг для ролевой игры, а позднее для настолки, которую разрабатывал Тай, но в один прекрасный день Абрахам заявил, что из этого получилась бы отличная книга. И так, объединившись, эти двое парней написали без преувеличения один из самых ахренительных научно-фантастических романов наших дней.
Не очень светлое будущее…
В не столь отдалённом будущем учёный по имени Эпштейн собрал двигатель, который открыл человечеству путь к покорению космоса. Однако это был не гипердрайв и не гравицапа, мгновенно перемещающие космические корабли из одной галактики в другую. Двигатель Эпштейна позволил людям освоить лишь родную Солнечную систему.
Колонии раскинулись на Марсе, Луне и прочих спутниках, некоторых карликовых планетах и астероидах Главного Пояса. Но единство человечества длилось недолго. Вскоре после колонизации оно было расколото на три враждующие стороны: Земля, под управлением ООН, Марс, объявивший о своей независимости и неофициальная организация, считающаяся Землёй и Марсом террористической, Альянс Внешних Планет или АВП. Последняя пыталась объединить население внешних планет, то есть колонии за пределами Земли и Марса, и также отстаивать свою независимость.
Действие романа разворачивается в один из самых напряжённых моментов: хрупкое равновесие трещит по швам; разногласия между Землёй и Марсом набирают обороты, что сопровождается гонкой вооружения; одновременно нарастает и недовольство среди астеров — так называют жителей Пояса и Внешних планет. Кстати, в оригинале они зовутся не астеры, а белтеры от слова belt («пояс»), но по мне так и русскоязычная замена смотрится вполне органично.
В то время как земляне наслаждаются всеми прелестями жизни, а на Марсе во всю раскручивают процесс терраформирования, жители Пояса вынуждены бороться за существование, ведь единственным источником воды на этих далёких от колыбели человечества островках посреди тьмы и пустоты являлись ледяные кольца внешних планет. Поставки кислорода и продовольствия ставили их в полную зависимость от внутренних планет, которые облагали их налогами. Поколения людей, выраставшие в условиях низкой гравитации, отличались от землян ростом и телосложением: они были гораздо выше, но кости их были слабее, а мышцы развиты гораздо хуже. Но зато в размножении их никто не стеснял. А вот на Земле, население которой перевалило за 30 миллиардов, рождаемость контролировали, и многие семьи состояли из семи-восьми родителей на одного ребёнка, который сочетал в себе частичку генов каждой мамы и каждого папы.
Книги Кори пронизаны такими вот подробностями, благодаря которым ты ещё больше погружаешься в это не сказать, чтобы совсем-таки светлое будущее. Причём подаются они не навязчиво, и подобные экскурсы не отвлекают от сюжета. Вообще все явления, — природные, социальные, и другие – имеют своё объяснение, а доля допущений кажется очень малой. Я не учёный и не особо разбираюсь в физике, биологии, и прочих науках, но как для среднестатистического читателя мир «Пространства» (если это можно назвать «миром») для меня выглядит вполне правдоподобно, и от этого читать становится ещё интереснее.
О сюжете
Сюжет Пробуждения Левиафана разделён на две параллельные ветви. Первая из них ведётся от лица Джеймса Холдена, второго помощника на лёдо-добывающей барже «Кентрбери», и с него собственно история и начинается… если не считать пролога. А о самом прологе я предпочту умолчать, дабы не испортить вам впечатления, ибо уже с первых страниц, книга приковывает к себе всё ваше внимание и ни за что не отпускает…
Холден — молодой беззаботный парень, который отлично справляется со своей работой, совращает девиц своей смазливой физиономией и сладкой задницей (это я не выдумал, в книге не раз об этом упоминается!), в общем он вполне доволен своей жизнью. Единственный его минус в том, что Холден слишком правильный: «скрывать информацию нельзя», «люди должны знать правду», «всё должно вершиться по справедливости!» и так далее…
«Кентребери» возвращается с очередного рейса на Цереру, карликовую планету в астероидном поясе между Марсом и Юпитером. Вдруг корабль ловит сигнал S.O.S. с одного из астероидов неподалёку. Это значило, что капитан баржи должен был явиться на источник сигнала и оказать помощь пославшим его людям.
Капитан, посоветовавшись с Холденом решает всё-таки заглянуть на одинокий астероид. «Кентербери» шёл с полным грузом, и капитан опасался того, что это могла быть ловушка космических пиратов, но героев ожидало кое-что похуже…
Тем временем на Церере берёт начало вторая сюжетная линия, которую ведёт детектив Джозефус Миллер. В противоположность землянину Холдену, он, уже не молодой астер, от своей жизни устал: ничто не приносило ему удовольствия, работа превратилась в рутину, да и сам он, как коп, был уже далеко не так хорош, как раньше. Миллер работает на «Звёздную спираль» — службу безопасности на Церере, которую возглавляла стервозная начальница Шаддид. Она поручает детективу новый контракт. Вообще «Звёздная спираль» как представительница власти Земли должна заниматься только поддержанием порядка, однако порой приходили и особые заказы от больших шишек из крупных корпораций. Таковым был и этот случай.
Миллеру на ряду с обычной работой, в принудительном порядке была поручена дополнительная халтурка: он должен был отыскать девушку по имени Джули, пропавшую дочку главы корпорации «Мао-Квиковски». За дело старый коп берётся очень неохотно, однако постепенно оно перерастает в нечто большее, нежели тривиальный розыск. Пока Миллер методично собирает улики, на Церере происходит что-то странное: неизвестная группировка теснит сильнейших местных бандитов, пособники АВП проникают в ряды полиции, и безопасность самой станции встаёт под угрозу… И, пожалуй, на этом спойлеров достаточно.
Хочется отметить, что авторы книги очень грамотно заканчивали каждую главу, именно на самом интересном месте или на каком-нибудь неожиданном повороте, и из-за этого мне было очень трудно остановиться. Это касается не только эпизодов, где события разворачиваются бешеными темпами, от которых моё собственное сердце учащало пульс, но и даже вполне себе мирных, когда герои выясняют отношения, или постепенно продвигается расследование Миллера.
После относительно спокойного начала, когда ни что не предвещало беды, события стремительно наращивают темпы и масштабы. По началу главы Миллера кажутся скучными и читая их, хочется поскорее вернуться к главам Холдена, однако очень скоро, понимаешь, что и Миллер тебя зацепил, а в какой-то момент его линия становится даже интереснее. Когда же обе сюжетные ветки начинают сходиться в одну общую картину, ты испытываешь неповторимое чувство удовольствия.
Это касается не только непосредственно ситуаций, но и самих персонажей. Их в книге не мало, но практически все они прописаны просто шикарно и каждый из них чем-нибудь да запомнится. Амос, Алекс, Хэвлок, Наоми, Холден и другие – все эти персонажи мне очень полюбились, но конечно же фаворитом для меня является детектив Миллер, и я думаю те из вас, кто уже читали или прочтут, меня поймут.
«Пробуждение Левиафана» читается прямо на одном дыхании от корки до корки. Помимо очень интересной концепции мира, захватывающей истории и харизматичных героев, здесь есть также и юмор. Не раз я ловил себя на мысли, что, читая, начинал улыбаться, а однажды ехал в метро и засмеялся в полном вагоне людей… мне было неловко, но чёрт возьми, книга на такое способна! Кроме того, описание Солнечной системы, постоянная смена мест действия толкают на углубление своих знаний об окружающим мире: начинаешь штурмовать википедию, искать информацию про упомянутые в книге термины, астероиды, карликовые планеты, спутники, и это огромный плюс, лично у меня было так.
Конечно, ничего идеального нет, и в этом романе есть пара моментов, которые слегка подпортили впечатление: во-первых Холден. Из-за своего упрямства, из-за того, что он упорно не желал осмыслить то, какую глупость совершает, он раз за разом наступает на одни и те же грабли, которые приводят к смерти людей. Я понимаю, так и было задумано, такой у этого героя характер, но, всё-таки, меня его действия порой жутко раздражали.
А во-вторых, середина книги, когда герои наконец раскрывают главную загадку, когда все события выстраиваются в логическую цепочку, и ты наконец понимаешь, «что здесь чёрт возьми происходит», лично для меня оказалась несколько сильнее кульминации в финале романа. Вы не подумайте, вторая половина книги воспринимается с не меньшим интересом и не менее насыщена событиями и неожиданными поворотами, но всё же, здесь ты уже понимаешь к чему всё идёт, в отличие от предыдущего этапа.
Как вы понимаете это всё сугубо субъективные вещи, которые иного читателя нисколько бы не смутили. Но даже при этом первая книга «Пространства» всё равно стала одной из моих любимых.
Серия книг «Пространство» невероятно затягивает и очень долго не хочет отпускать. Меня вот до сих пор не отпустило. Мимо неё ну никак нельзя проходить, если вы также, как и я, любите научную фантастику. Настоятельно РЕКОММЕНДУЮ!
Источник