Программа ликвидации кори к 2010 году
Протокол
Приложение
к протоколу заседания коллегии Роспотребнадзора
от 1 декабря 2008 года
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШЕНИЕ
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления эпидемиологического надзора Е.Б. Ежловой, коллегия отмечает, что в результате осуществления комплекса организационных и практических мероприятий достигнуты значительные успехи в реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и в большинстве регионов к началу третьего этапа этой программы, рассчитанного на 2008-2010 годы, созданы условия для элиминации кори в стране.
В 2007г. в Российской Федера8ции зарегистрировано лишь 173 случая кори, в том числе 38 завозных (преимущественно из Узбекистана — 23 случая). Показатель заболеваемости впервые составил 0,12 на 100 тыс. населения и практически достиг установленного ВОЗ критерия элиминации этой инфекции -менее одного случая на миллион населения. При этом в 58 субъектах Российской Федерации заболевания корью не регистрировались, в 27-показатель не превышал 1, 0 на 100 тыс. населения.
За 10 месяцев 2008г. число больных корью сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2007г. в 6,7 раза и составило 26 случаев, из них 22-среди взрослых, в основном, не имеющих сведений о прививках или не привитых.
Случаи заболевания зарегистрированы лишь в 9 субъектах Российской Федерации, в том числе в г.Москве зарегистрировано 15 случаев кори, в Санкт-Петербурге-2, в Ростовской области-3 случая и по 1 случаю в Тверской, Вологодской, Воронежской, Амурской областях, Республике Мордовия, Пермском крае.
Низкий уровень заболеваемости корью определяется, прежде всего, высоким охватом детского населения профилактическими прививками. В 2007г. охват детей вакцинацией в установленные Национальным календарем профилактических прививок сроки (в 12 мес.) составил 98,7%, ревакцинацией (в 6 лет) — 97,1%.
Вместе с тем, на протяжении последних пяти лет ведущая роль в возрастной структуре заболевших принадлежала взрослому населению (более 80% от числа заболевших).
Реализация постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.03.2004г.№13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори» позволила значительно повысить охват иммунизацией взрослых до 35 лет, однако полностью решить эту задачу не удалось из-за недостаточного объема финансирования из местных бюджетов закупок живой коревой вакцины.
К началу 2008 года в Российской Федерации было охвачено прививками коревой вакциной 92% указанного контингента. Наряду с этим, в Чеченской Республике этот показатель составил лишь 12,8%, Кабардино-Балкарской республике-50,2%, Московской области-74,4%.
Учитывая изложенное выше, приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2007 № 673 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 27.06.2001 № 229 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям» иммунизация против кори подростков и лиц в возрасте до 35 лет, не болевших, не привитых, не имеющих сведений о прививках, введена в Национальный календарь профилактических прививок.
В 2008 году осуществляется иммунизация указанного контингента населения в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: 992 тыс. человек, прежде всего лиц из групп риска: медицинские работники, педагоги, работники торговли, студенты, призывники, мигранты и другие.
По состоянию на 01.10.2008г. план выполнен на 96,1% (привито 953,7 тыс. взрослых). В 2009 году эта работа будет продолжена (планируется вакцинировать не менее 400 тыс. взрослых).
Повысилась эффективность эпидемиологического надзора за коревой инфекцией и, прежде всего, за счет активизации деятельности Национального научно-методического центра и региональных центров по надзору за корью.
В целях активного выявления случаев кори в большинстве регионов приняты меры по проведению обследования лиц с экзантемными заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой, из расчета 2 обследованных больных на 100тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации.
В 2007г. обследовано 2 957 человек, выявлено 14 первично пропущенных случаев заболевания корью. В 2008г. обязательное число обследованных должно составить 2 846 человек. Однако, за 9 месяцев обследовано лишь 1 901 человек (66,8%), при этом выявлено 4 больных корью. Не приступили к обследованию больных с экзантемными заболеваниями в Ульяновской, Костромской, Камчатской, Сахалинской областях, Чеченской Республике, Республике Алтай, Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО.
Следует отметить улучшение своевременности поступления и качества сывороток крови от больных корью и подозрительных на эту инфекцию.
Осуществление активного надзора за корью позволило получить обоснованное доказательство отсутствия местных случаев кори на большинстве территорий Российской Федерации.
Значительная работа осуществляется по генотипированию вируса кори. В результате исследований установлено, что за последние 15 месяцев не обнаруживается штамм вируса генотипа D6, ранее эндемичный для территории нашей страны. Наряду с этим имеют место случаи импортирования кори в Российскую Федерацию из сопредельных (подтипы генотипа D6) и отдаленных регионов земного шара (генотипы D5, D8 и H1).
Все изложенное свидетельствует об успехах в деятельности по ликвидации коревой инфекции.
Вместе с тем для успешной реализации третьего этапа Программы ликвидации кори необходимо в кратчайшие сроки устранить имеющиеся недостатки и провести подготовительную работу по сертификации субъектов Российской Федерации и в целом территории страны свободной от коревой инфекции.
При этом следует учесть, что в 2007г. (по данным формы государственного статистического наблюдения № 6) в Белгородской, Калужской, Московской областях, Ямало-Ненецком и Эвенкийском округах все еще не был достигнут обязательный 95% уровень охвата детей вакцинацией в возрасте 12 мес., а в Чеченской Республике охват детей в возрасте 6 лет составил лишь 79,1%.
Недостаточными темпами в текущем году осуществляется иммунизация лиц в возрасте до 35 лет из группы риска в рамках приоритетного национального проекта в Орловской (за 9 мес. 2008г. привито 88,5% от численности подлежащих), Смоленской (86,7%), Новгородской (81,03%), Иркутской (83,5%), Пензенской (83,6%), Ростовской (72,5%) областях, Хабаровском крае (71,03%), Еврейской АО (68,9%).
При анализе реализации « Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году», можно сделать вывод о благополучной эпидемической ситуации по этой инфекции и элиминиции кори в большинстве регионов страны, что позволяет начать процедуру сертификации субъектов Российской Федерации, свободных от кори.
По данному вопросу подготовлен проект приказа Роспотребнадзора.
В целях завершения реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШАЕТ:
1.Считать основными приоритетными направлениями при реализации третьего этапа «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г.»:
1.1. поддержание охвата детей вакцинацией и ревакцинацией в установленные сроки на уровне не менее 95% (в каждом лечебно-профилактическом учреждении, на каждом педиатрическом участке);
1.2. завершение дополнительной иммунизации против кори всех лиц в возрасте до 35 лет из групп риска, включая мигрантов, труднодоступных групп населения (цыгане, переселенцы, беженцы и др.) к 01.01.2010;
1.3. дальнейшее повышение эффективности эпидемиологического надзора за корью и прежде всего в части лабораторного обследования больных с экзантемой и лихорадкой;
1.4. мониторинг за циркуляцией вируса кори;
1.5. своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических мероприятий в очагах кори;
1.6. осуществление комплекса организационных мероприятий по процедуре сертификации субъектов Российской Федерации, свободных от кори.
2.Одобрить в целом проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году».
3.Управлению эпидемиологического надзора:
3.1. До 15.01.2008 доработать с учетом обсуждения проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» и представить его на утверждение в установленном порядке.
3.2. До 01.03.2009 подготовить и внести в установленном порядке проект приказа Минздравсоцразвития России о порядке проведения серологического обследования больных с экзантемой и лихорадкой.
3.3. Совместно с Управлением научного обеспечения санэпидблагополучия населения и международной деятельности:
3.3.1. До 01.07.2009 подготовить финансово-экономическое обоснование и проект распоряжения Правительства Российской Федерации о целевом взносе Российской Федерацией в ВОЗ для реализации мероприятий Программы ликвидации кори/краснухи в Европейском регионе, с условием дальнейшего частичного возврата финансовых средств в Российскую Федерацию для обеспечения работы по завершению третьего этапа Программы ликвидации кори к 2010г. и оказания содействия странам СНГ, ЕврАзЭс.
3.3.2. До 01.03.2009 разработать критерии элиминации кори и порядок проведения сертификации территорий, свободных от кори, и направить их во Всемирную организацию здравоохранения.
3.4. В течение 2009-2010 гг. организовать проверки органов и учреждений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по организации мероприятий в рамках реализации третьего этапа «Программы ликвидации кори в Российской Федерации до 2010г.»; по итогам осуществлять заслушивания руководителей органов и учреждений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
3.5. До 01.07.2009 осуществить организационные и практические мероприятия по интеграции системы эпидемиологического надзора за краснухой в систему эпиднадзора за корью.
4. ФГУН «Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Габричевского» Роспотребнадзора (Национальному научно-методическому центру по надзору за корью):
4.1. До 01.06.2009 разработать проекты документов, необходимых для подтверждения статуса территорий Российской Федерации, свободных от кори, и представить на рассмотрение в Роспотребнадзор.
4.2. До 01.06.2009 определить сроки и график проведения процедуры сертификации территорий Российской Федерации в зависимости от организации и эффективности системы эпиднадзора за корью на конкретной территории.
4.3. До 01.03.2009 представить в Роспотребнадзор расчеты финансовых средств, необходимых для реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году.
4.4. До 01.02.2009 совместно с ФГУН «Государственный НИИ стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов им. Л.А. Тарасевича» подготовить предложения по внедрению отечественных тест-систем для диагностики кори в деятельность учреждений Роспотребнадзора, ответственных за выполнение Программы ликвидации кори, краснухи с учетом возможностей производства, ценовой категории, и представить расчеты в Роспотребнадзор.
5. До 01.02.2009 ФГУН «Государственный НИИ стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов им. Л.А. Тарасевича» Роспотребнадзора провести анализ зарегистрированных, а также находящихся на различных этапах регистрации, препаратов для диагностики кори, краснухи и представить материалы в Роспотребнадзор.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации совместно с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
6.1. До 01.07.2009 провести анализ реализации Программы ликвидации кори, подготовить и внести предложения в органы исполнительной власти о заслушивании данного вопроса на заседаниях межведомственных противоэпидемических комиссий и создании региональных сертификационных комиссий.
6.2. Организовать обучение специалистов лечебной сети вопросам клиники, диагностики, профилактики кори в целях реализации третьего этапа Программы ликвидации кори в Российской Федерации.
6.3. До 01.12.2009 обеспечить подготовку необходимых документов по процедуре сертификации территории, свободной от кори, в соответствии с нормативно-методическими документами и последующим представлением документации в Комиссию по сертификации территорий, свободных от кори.
6.4. Обеспечить систематический действенный контроль за состоянием и достоверностью привитости детей против кори в установленные сроки (1 год и 6 лет) и взрослых в возрасте до 35 лет.
6.5. До 01.01.2010 завершить иммунизацию против кори взрослого населения в соответствии с нормативно-методическими документами.
6.5.Принять исчерпывающие меры по повышению эффективности эпидемиологического надзора за корью, включая необходимые организационные мероприятия по проведению серологического обследования больных экзантемными заболеваниями, исходя из критерия не менее двух обследованных на 100тыс. населения ежегодно.
6.6.Обеспечить контроль за регламентированным порядком и сроками сбора образцов крови от больных корью и другими экзантемными заболеваниями, а также обеспечить установленные порядок и сроки доставки их в Национальный научно-методический центр и региональные центры надзора за корью для серологических исследований.
6.7.Организовать своевременное эпидемиологическое обследование и проведение противоэпидемических мероприятий в очагах кори и первоочередную иммунизацию всех лиц, не привитых, не болевших ранее этой инфекцией, не имеющих сведений о прививках не зависимо от возраста.
6.8. Обеспечить взаимодействие с учреждениями ведомственного подчинения по вопросам диагностики кори, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий.
6.9. До 01.04.2009 провести анализ привитости населения, подлежащего прививкам против краснухи, определить при необходимости контингенты для дополнительной иммунизации, и представить заявку в Роспотребнадзор.
6.10. Осуществлять систематическую работу по широкому информированию населения о целях и ходе реализации Программы ликвидации кори.
7. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации с функциями региональных лабораторий по надзору за корью до 01.03.2009 провести паспортизацию лабораторного оборудования, используемого в рамках Программы ликвидации кори, и направить в Роспотребнадзор предложения о дополнительной потребности в оборудовании.
Руководитель,
Председатель коллегии
Г.Г.Онищенко
Ответственный секретарь коллегии
С.В.Белых
Источник
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Тамбовской области
01.03.2010 | Тамбов | № 22-сл. | ||
О реализации третьего этапа
«Программы ликвидации кори на
территории Тамбовской области
к 2010 году»
С 2002г. в Тамбовской области реализуется «Программа ликвидации кори на территории Тамбовской области к 2010 году» (далее Программа), которая включает 3 этапа:
— Первый этап (2002-2004г.) — достижение повсеместной стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне;
— Второй этап (2005-2007г.) — создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции;
— Третий этап (2008-2010г.) — сертификация территории области свободной от кори.
Целью национальной Программы является ликвидация кори в России к 2007г. и сертификация территорий, свободных от этой инфекции, к 2010г.
В Тамбовской области случаи кори не регистрируются с 1998 года. Отсутствие заболеваемости в течение 11 лет создает условия для элиминации кори на территории области.
Уровень охвата вакцинацией против кори детей в декретированных возрастах за последние 8 лет превышает 95%. В 2009г. вакцинировано детей в возрасте 24 месяца — 99,0%. Ревакцинировано детей в возрасте 6 лет — 98,1%.
С 2004 года в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.03.2004г. № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори» в области ведется иммунизация взрослого населения в возрасте от 18 до 35 лет против кори.
За период с 2004 по 2009гг. иммунизировано против кори 147750 человек, что составляет — 99,7% от подлежащих.
С 2004 года проводится изучение состояния напряженности иммунитета в декретированных возрастах к вирусу кори. В 2009г. обследовано 100 человек в одной возрастной группе 23-25 лет, удельный вес серонегативных составил 3,0%. Иммунизация 3х серонегативных проведена.
Ежегодно с 2004 года на территории Тамбовской области в рамках пилотного проекта проводилась дифференциальная диагностика случаев экзантемных заболеваний, исходя из показателя не менее 2 на 100 000 населения. В 2009 году было обследовано 23 человека, случаи кори лабораторно не подтвердились.
В целях документирования элиминации эндемичной кори на территории Тамбовской области» в рамках реализации Программы ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Начальнику отдела эпидемиологического надзора Поляковой И.В., начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, специалисту управления в г. Котовске:
1.1. Обеспечить подготовку документов по установленной форме и направить их в Московский региональный центр по надзору за корью и краснухой не позднее 25.08.2010г.
1.2. При проведении комплексных проверок лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области уделять особое внимание выполнению требований Санитарных правил СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита» и реализации Программы ликвидации кори.
1.3. Обеспечить систематический действенный контроль за состоянием и достоверностью привитости детей в возрасте 1 год и 6 лет и взрослых от 18 до 35 лет против кори в установленные сроки.
1.4. Обеспечить контроль за охватом иммунизацией против кори всех лиц до 35 лет, не привитых и не имеющих сведений о привиках или о перенесенном заболевании.
1.5. Организовывать контроль за своевременным эпидемиологическим обследованием и проведением противоэпидемических мероприятий в очагах кори и первоочередную иммунизацию всех лиц, не привитых, не болевших ранее этой инфекцией, не имеющих сведений о прививках независимо от возраста.
1.6. Обеспечить взаимодействие с учреждениями ведомственного подчинения по вопросам диагностики кори, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий.
1.7. Организовать обязательное лабораторное обследование больных с подозрением на корь, в целях подтверждения диагноза.
1.8. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранением вакцинных препаратов на каждом этапе «холодовой цепи».
1.9. Осуществлять систематическую работу по широкому информированию населения о целях и ходе реализации Программы ликвидации кори.
2. Поручить главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» Тихоновой Г.Д., главным врачам его филиалов в городах и районах:
2.1. Обеспечить соблюдение установленного порядка и сроков доставки образцов крови от больных корью и другими экзантемными заболеваниями в Московский региональный центр надзора за корью для серологических исследований (не менее двух обследованных на 100 тыс. населения).
2.2. Организовывать своевременное эпидемиологическое обследование и проведение противоэпидемических мероприятий в очагах кори и первоочередную иммунизацию всех лиц, не привитых, не болевших ранее этой инфекцией, не имеющих сведений о прививках независимо от возраста.
2.3. Обеспечить ежемесячный сбор, анализ выполнения плана иммунизации населения против кори и своевременное представление отчетов по форме № 5 «Сведения о профилактических прививках» в адрес Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Г.А. Толстову.
Руководитель В.Н.Агафонов
Источник