Программы ликвидации кори в российской федерации к 2010 году
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по Тюменской области)
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 октября2010 г № 19
О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010г и подтверждении статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори
Я, главный государственный санитарный врач по Тюменской области Г.В.Шарухо, проанализировав результаты реализации «Программы ликвидации кори на территории Тюменской области к 2010 году», отмечаю следующее.
В Тюменской области с 2007 года заболеваемость корью не регистрируется, что свидетельствует об успешной реализации «Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2002г № 270.
Низкий уровень заболеваемости определяется, прежде всего, высоким охватом населения прививками против кори. В 2009 году охват детского населения двумя прививками против кори в целом по Тюменской области составил 97%, что соответствует регламентированным показателям и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.
В соответствии с требованиями ст.8 ч.1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита», на основании постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 09.03.2004г № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике кори», от 28.08.2007 № 63 «Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в РФ к 2010 году», осуществлялась массовая иммунизация взрослого населения, в связи с чем охват прививками взрослого населения Тюменской области в возрасте 18 – 35 лет к началу 2010г достиг 96,2%.
Прогноз эпидемической ситуации по кори позволяет утверждать, что при совместном поддержании высокого охвата прививками показатель заболеваемости корью не превысит 1,0 на млн.населения в ближайшие годы. Вместе с тем, необходимо учитывать наличие в Тюменской области контингентов, не привитых по кори и восприимчивых к вирусу кори, интенсивных миграционных потоков, наличие труднодоступных, кочующих групп населения. Так, по данным отчетной статистической формы №6 «Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний», в Тюменской области на 01.01.2010г остаются не привитыми 10 075 человек (3,7% от состоящих на учете).
В целях создания барьера, препятствующего распространению инфекции, следует обеспечить уровень охвата подлежащих групп населения прививками против кори не менее 95% в каждом лечебно – профилактическом учреждении и на каждом терапевтическом, педиатрическом участках.
В целях повышения эффективности эпидемиологического надзора за корью в Российской Федерации с 2007 года организовано серологическое обследование лиц с «экзантемными» заболеваниями. Ежегодно в Региональный центр по надзору за корью г. Новосибирска отправляются сыворотки крови, так в 2007 году доставлено 30 сывороток крови, в 2008г – 36, в 2009г – 26, за 9 месяцев 2010г – 21, результаты исследования крови отрицательные.
Данные эпидемиологического надзора за корью позволяют прогнозировать благополучную эпидемиологическую обстановку на территории Тюменской области и свидетельствуют о возможности начала процедуры документального подтверждения статуса Тюменской области, как территории свободных от эндемичной кори.
В целях координации деятельности по подготовке документов к сертификации территории, проведению мероприятий по подтверждению статуса Тюменской области, как территории свободной от эндемичной кори, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Директору Департамента здравоохранения Тюменской области (А.Ю.Кудряков), Начальнику Управления по здравоохранению администрации г. Тюмени (Ярцев С.Е)
1.1. Обеспечить выполнение требований СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».
1.2. Обеспечить достоверный охват прививками против кори детей 1 года и в 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет – 95% и выше на каждом педиатрическом, терапевтическом участках лечебно – профилактических учреждений.
1.3. Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по профилактике кори и краснухи, а также разработку наглядной агитации о профилактике кори, краснухи и о реализации Программы ликвидации кори на территории Тюменской области.
1.4. При регистрации кори или подозрения на данное заболевание заполнять карту эпидемиологического расследования, в соответствии с приложением 1 Приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году» или приложением 5 данного постановления).
1.5. Обеспечить ежегодный забор сывороток крови от больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой, своевременную доставку в вирусологическую лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (в течении 24 – 48 часов от момента отбора) в соответствии с рекомендациями по выявлению, диагностике, лабораторному обследованию и регистрации больных корью и подозрительных на это заболевание (в соответствии с приложением 2 приказа № 117 от 21.03.2003г и приложением № 3 данного постановления).
1.6. Обеспечить соблюдение условий транспортирования и хранения коревой вакцины, в соответствии с СП 3.3.2.12348-03 «Условия транспортирования и хранения МИБП».
2. Департаменту здравоохранения Тюменской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области:
2.1. Создать комиссию по подтверждению статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.
2.2. Провести оценку представленных сведений из лечебно – профилактических учреждений, подтверждающих отсутствие эндемичной кори в Тюменской области и утвердить материалы о выполнении программы ликвидации кори для представления в Региональный центр по надзору за корью и краснухой до 01.11.2010г, в соответствии с таблицами приложения 1.
2.3. Организовать работу по профилактике кори на каждой административной территории в соответствии с утвержденными ВОЗ критериями элиминации кори (приложение №2).
2.4. Провести обучающие семинары с медицинскими работниками по вопросам выявления больных корью, краснухой, мерам профилактики, правилам отбора сывороток крови от больных с экзантемой и лихорадкой, а также правилам транспортировки крови и оформления направлений на исследования.
3. Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Тюменской области
3.1. Откорректировать и представить уточненные, согласованные с руководителями лечебно – профилактических учреждений статистические данные (по каждой административной территории), необходимых для подтверждения статуса Тюменской области, как территории, свободной от эндемичной кори.
3.2. Обеспечить контроль за выполнением требованием СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита», организацией и проведением вакцинации против кори детей в возрасте 1 года, 6 лет и взрослого населения в возрасте 18 – 35 лет.
3.3. Осуществлять контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи, в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».
3.4. Обеспечить контроль за своевременностью проведения противоэпидемических мероприятий в очагах кори и краснухи, в соответствии с СП 3.1.2.1176 – 02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита».
3.5. Обеспечить проведение информационно – разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики кори.
4. Главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (А.Я.Фольмер)
4.1. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение эпидемиологического расследования каждого случая заболевания корью, краснухой с заполнением карты эпидемиологического обследования, в соответствии с приложением № 1 приказа № 117 от 21.03.2003г «О реализации «Программы ликвидации кори в РФ» к 2010 году».
4.2. Обеспечить своевременную доставку сывороток крови от больных корью, лиц с подозрением на заболевание корью, больных с пятнисто – папулезной сыпью и лихорадкой в Региональный центр по надзору за корью и краснухой г. Новосибирск, в течение 72 часов от момента взятия материала.
4.3. Ежемесячно представлять в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области сведения о количестве сывороток крови, отправленных в Региональный центр по надзору за корью (в соответствии с приложением № 4 постановления).
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Накатаева А.В.
Г.В.Шарухо
Сохранить документ
Источник
Постановление №63 от 28.08.2007
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемическую обстановку по кори и эффективность проводимой работы по профилактике этой инфекции, установил следующее.
В Российской Федерации проводится комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на реализацию Программы ликвидации кори к 2010 году.
Активно осуществляется деятельность Национального научно-методического центра и региональных центров по надзору за корью.
Повысилась эффективность эпидемиологического надзора за коревой инфекцией, возрос объем серологических и вирусологических исследований материала от больных.
Охват детей вакцинацией против кори в установленные национальным календарем профилактических прививок сроки достиг 99,7%, ревакцинацией – 96,7%.
Приняты меры по организации и проведению дополнительной иммунизации лиц в возрасте до 35 лет, не привитых ранее живой коревой вакциной или с неизвестным прививочным анамнезом.
Оценка динамики заболеваемости корью в стране за последнее десятилетие свидетельствует о четко выраженной тенденции к её снижению. Почти в половине регионов страны случаи кори не регистрируются.
Вместе с тем, при реализации указанной Программы имеют место определенные недостатки и нерешенные вопросы.
В 2006 году в стране произошел рост заболеваемости корью в 2,5 раза. Показатель заболеваемости на 100тыс. населения составил 0,8 против 0,32 в 2005 году.
Наиболее высокая заболеваемость отмечалась в Курской области (показатель составил 13,1 на 100 тыс. населения), Республике Бурятия (6,3 на 100тыс.). Рост заболеваемости корью в значительной степени был обусловлен активизацией эпидемического процесса кори в приграничных государствах, прежде всего на Украине, где в 2006 году зарегистрировано более 44,5 тыс. больных корью.
В Курской, Белгородской, Смоленской, Орловской областях, г. Москве, а также в воинских коллективах имели место вспышки кори, которые нередко формировалась за счет завозных случаев.
В воинских коллективах значительное увеличение заболеваемости корью отмечалось, в основном, за счет лиц с неизвестным прививочным анамнезом.
В 2006 году рост заболеваемости корью произошел во всех возрастных группах населения. Вместе с тем, заболеваемость корью определялась, в основном, взрослым населением, удельный вес которого в общей структуре заболевших составил 82,4%, причем, на возрастную группу 20-29 лет приходится 38,2% от числа заболевших взрослых.
Из числа заболевших корью взрослых (882 чел.) на долю профессиональных групп риска приходится 42% (350 чел.). Из них военнослужащие составляют 15,1%, медицинские работники — 8,8%, студенты — 9%, педагоги — 2,3%, работники торговли — 6,8%.
При этом медицинские работники нередко являлись источником инфекции для пациентов и формировали в учреждениях очаги кори разной степени интенсивности.
Наличие среди заболевших вакцинированных и ревакцинированных лиц, в том числе получивших прививку 1-2 года назад, может быть связано с нарушением условий транспортирования и хранения вакцины, неудовлетворительной организацией работы прививочных кабинетов, ослаблением контроля за их деятельностью, а также за ведением прививочной документации.
В настоящее время более половины заболевших корью составили лица, не имеющие сведений о прививках против кори или о заболевании корью в анамнезе. Практически четверть всех заболевших корью приходится на не привитых против кори. Среди заболевших корью детей 62,9% не получили прививки в декретированные сроки.
При общем высоком по стране охвате детей ревакцинацией, в Белгородской, Московской, Калужской, Нижегородской областях, Ямало-Ненецком, Эвенкийском автономных округах до настоящего времени не достигнут рекомендуемый 95% уровень, а в Чеченской Республике он составляет лишь 83,3%.
Недостаточными темпами осуществляется иммунизация лиц в возрастной группе 18-35 лет. В целом по стране вакцинировано против кори 22,1%, ревакцинировано 60% от численности данной возрастной группы. Около 5млн. человек все еще остаются не привитыми.
Неудовлетворительно эта работа проводится в республиках Тыва, Северная Осетия, Карелия, Ставропольском и Приморском краях, Псковской (40,27%), Волгоградской (39,9%), Нижегородской (41,3%), Новгородской (65,48%), Пензенской (52,26%) областях, где доля лиц 18-35 лет, не имеющих ни одной прививки против кори и не болевших ранее, составляет 32-65%, а в Московской области – 26%.
Во многих субъектах Российской Федерации не принимаются действенные меры по выявлению и проведению дополнительной иммунизации групп высокого риска – студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, военнослужащих, работников торговли, мигрантов и др.
В гг. Москве и Санкт-Петербурге, Приморском крае, Республике Башкортостан и др. в последнее время возросло число отказов населения от проведения прививок, что свидетельствует об ослаблении просветительной работы по информированию населения о негативных последствиях отказа от иммунизации.
В результате проведения в Российской Федерации трехлетнего пилотного проекта (на 11-ти территориях со спорадическим уровнем заболеваемости) по активному поиску возможных случаев кори среди больных с другими экзантемными заболеваниями, были выявлены больные корью даже на территориях, где случаи заболевания этой инфекцией не регистрировались в течение последних нескольких лет, что свидетельствует о наличии восприимчивого населения и пропущенных случаях кори в связи с недостаточным вниманием медицинских работников к этой инфекции.
Итоги данного проекта позволили установить, что необходимо обследовать лиц с экзантемными заболеваниями исходя из расчета 2 больных на 100тыс. населения в каждом субъекте Российской Федерации.
Данный метод активного эпиднадзора будет служить критерием оценки субъектов Российской Федерации при их сертификации как территорий, свободных от кори.
Сохраняющиеся условия накопления восприимчивых к кори контингентов населения, поздняя диагностика случаев и несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий способствуют формированию крупных очагов кори при заносе инфекции.
В минувшем году зарегистрировано 700 очагов кори, из них 18,5% — очаги с различной степенью распространения инфекции.
В целях усиления мероприятий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 году в Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, 5 апреля 1999г., ст. 1650), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации,1998, № 38 ст.4736)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть на заседании межведомственных противоэпидемических комиссий вопрос о ходе реализации Программы ликвидации кори к 2010 году, внести необходимые изменения и дополнения в планы мероприятий по реализации данной программы.
1.2. Оказывать содействие органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в организации и проведении иммунизации против кори подлежащих контингентов.
1.3. Рассмотреть вопрос о введении обязательного наличия сертификатов профилактических прививок с приоритетным обеспечением ими всех детей в возрасте до 18 лет, учащихся средних учебных заведений и студентов высших учебных заведений.
2. Министерству обороны Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о закупке вакцины против кори для проведения иммунизации военнослужащих в возрасте до 35 лет, не привитых, не болевших корью, не имеющих сведений о прививках, с обеспечением охвата не менее 95%.
3. Министерству образования Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос о внесении в перечень документов, необходимых для поступления в среднее или высшее учебное заведение, документов о профилактических прививках.
4. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию рекомендовать обеспечить своевременные поставки живой коревой вакцины в субъекты Российской Федерации с соблюдением условий транспортирования, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов» (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003г., регистрационный № 4410).
5. Руководителям средств массовой информации рекомендовать регулярное освещение вопросов профилактики кори и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации.
6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
6.1. Провести анализ привитости детей в декретированных возрастах и лиц в возрасте до 35 лет, в том числе групп риска (студентов высших и средних учебных заведений, призывников, медицинских работников, педагогов, работников торговли и др.).
6.2. Завершить в 2007-2008гг. вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках, с первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов, других труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также лиц из групп риска — медицинских работников, педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее 95% от числа подлежащих.
6.3. Обеспечить повсеместное поддержание высокого уровня (не менее 95%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против кори в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и региона в целом строго в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.
6.4. Систематически осуществлять активное выявление случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2-х лабораторно обследованных больных на 100тыс. населения (ежегодно).
6.5. Повысить эффективность противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, прежде всего за счет максимального расширения их границ и своевременного выявления источников инфекции. Прививки против кори по эпидпоказаниям проводить (не зависимо от возраста) всем не привитым, не болевшим корью ранее, а также не имеющим сведений о прививках.
6.6. Активизировать работу по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.
6.7. Обеспечить систематический оперативный обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о возникновении случаев заболевания корью и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятиях.
7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
7.1. Организовать и проводить серологическое обследование больных экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией, исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100тыс. населения (ежегодно).
7.2. Принять необходимые меры по обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины в каждом районе, на каждом педиатрическом участке.
8. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
8.1. Обеспечить действенный надзор за состоянием и достоверностью привитости против кори детей в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе персонала детских домов и домов ребенка, учащихся средних и высших учебных заведений, работников лечебно-профилактических учреждений, приезжих специалистов (в том числе строителей) и работников торговли.
8.2. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи, прежде всего, в участковых больницах и фельдшерских пунктах.
8.3. Доложить о выполнении настоящего постановления к 1 июля 2008 г.
Источник