Противовирусные препараты при астме

Противовирусные препараты при астме thumbnail

ОРЗ при бронхиальной астмеПростуда при астме особенно неприятна тем, что эти заболевания взаимосвязаны, а потому усиливают друг друга.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) могут вызываться инфекцией как бактериальной, так и вирусной (ОРВИ), а иногда к вирусной форме присоединяется бактериальная.

Бронхиальная астма и ОРЗ или ОРВИ

Бронхиальная астма является хронической болезнью (воспалением дыхательных путей), обостряющейся из-за аллергической реакции организма на внешние раздражители, включая инфекционные. В свою очередь простуда, то есть ОРЗ или ОРВИ, вызывается болезнетворными микроорганизмами (бактериями или вирусами), сопротивляемость которым организма, страдающего астмой, значительно снижена.

Весенняя аллергияАллергия приводит к обострению бронхиальной астмы при ОРВИ

На сегодняшний день считается научно доказанным, что большинство (80%) обострений бронхиальной астмы вызывается вирусными инфекциями.

Как правило, это вирусы РСВ (респираторно-синцитиальные) и парагриппа, которые усиливают симптоматику аллергии (хрипы, одышка).

Интересным фактом при этом является то, что иногда ОРВИ, перенесенная в младенческом возрасте, помогает ребенку защититься от будущей астмы.

Механизмы обострения астмы

Главных механизмов обострения бронхиальной астмы при ОРВИ три:

  • Аллергия. Инфекция провоцирует аллергические реакции организма.
  • Ослабление защиты. Воспаление дыхательных путей, вызванное простудой, облегчает попадание в организм внешних аллергенов.
  • Уменьшение сопротивляемости организма. ОРВИ значительно снижает иммунитет, поэтому протекание астмы усугубляется.

Лечение астмы при простудном заболевании

Продолжение базисной терапии

Лечение бронхиальной астмы должно быть продолжено и, если необходимо, даже усилено (глюкокортикостероиды, бронхолитики).

Особое внимание следует уделять ранним признакам бронхиальной обструкции.

Контроль побочных эффектов

Таблетки РемантадинРемантадин применяют при ОРЗ

При выборе противовирусных препаратов (как правило, интерфероны и их индукторы) следует особое внимание уделять их составу и противопоказаниям.

Например, сиропы могут вызвать у ребенка с астмой острую аллергическую реакцию, поэтому ими лечить следует с особой осторожностью.

Нужно обязательно учитывать возрастные ограничения.

Препараты

  • «Ремантадин» (его производные). Эффективен в начале заболевания гриппом. Для детей до трех лет применяется в сочетании с «Альгинатом» — «Альгирем».
  • «Тамифлю» («Озельтамивир»), «Реленца» («Занамивир»). Эффективны для вирусов гриппа типов А и В.
  • «Рибавирин». Назначается при бронхиолитах, вызванных РСВ.
  • Интерфероны («ИФН альфа», «Гриппферон», «Виферон», «Реаферон»). Предназначены для повышения сопротивляемости организма, укрепляют противовирусную защиту.
  • Индукторы интерферона («Арбидол», «Циклоферон», «Неовир», «Полудан», «Амиксин», «Анаферон» детский). Препараты, стимулирующие выработку организмом интерферона.

Особенности лечения детей

  • Запрет самолечения. Лечение ребенка с бронхиальной астмой от простуды должно проводиться под строгим врачебным контролем. Только опытный доктор сможет правильно подобрать препараты и их дозировку, а также назначить необходимые исследования для установления возбудителя болезни.
  • Контроль аллерголога. Также следует помнить о необходимости постоянного контроля не только терапевта, но и аллерголога, учитывая двойственный характер бронхиальной астмы.
  • Антибиотики. Учитывая опасность сочетания для детского организма ОРЗ и астмы, врачи, как правило, назначают для лечения антибиотики.
  • Стационар. Если возникает угроза усугубления симптомов астмы на фоне простуды, следует госпитализировать ребенка, чтобы иметь возможность локализации опасных проявлений (удушье, астматический статус).

Профилактика простуды

Занятия физкультурой для укрепления организмаДля профилактики простуды следует укреплять организм

Предупреждение респираторных заболеваний у больных астмой также имеет свои особенности.

  • Аллергены. Следует уделить повышенное внимание защите от аллергенов.
  • Укрепление организма. Правильный режим, занятия физкультурой, профильная диета помогут не заболеть.
  • Карантин. Необходимо исключить контакты с больными, а также посещения людных мест (в том числе лечебных учреждений), особенно в разгар эпидемии.
  • Прививки. Прививки от ОРЗ и ОРВИ для больных бронхиальной астмой имеют свои особенности. Например, нельзя их делать на фоне обострения болезни. В этом вопросе особенно необходима высокая квалификация лечащего врача.
  • Дезинфекция. Необходимо проводить обработку очагов инфекции в доме, если, например, заболел кто-то из домочадцев.

Если ребенок болеет часто

Частые ОРВИ у маленького ребенка могут помочь ему в будущем не дать развиться бронхиальной астме. Однако подобная болезненность на фоне хронического заболевания говорит об общей низкой сопротивляемости.

Как правило, в этом случае следует особое внимание уделить повышению иммунной защиты ребенка, профилактике заболеваний, общему укреплению организма.

В любом случае это сигнал тревоги, поэтому необходимо обязательно получить консультацию опытного врача.

Резюме

Даже после излечения от респираторной инфекции следует соблюдать осторожность, поскольку повышенная чувствительность бронхов к раздражителям сохраняется несколько недель.

Сочетание двух взаимосвязанных болезней – бронхиальной астмы и простуды — часто является опасным для организма. Однако соблюдение мер предосторожности и строгое следование рекомендациям врача могут уменьшить эту опасность.

Об авторе

Эксперт проекта Овдохе.ру

Назарова Валерия Георгиевна

Специалист в области функциональной диагностики, реабилитационной терапии больных с заболеваниями органов дыхания, составляет и проводит обучающие программы для больных с бронхиальной астмой и ХОБЛ. Автор 17 научных работ, посвященных лечению органов дыхания.

Источник

Бронхиальная астма является воспалением дыхательных путей, которое протекает хронически, то есть со стадиями обострения и ремиссии. По данным экспертов ВОЗ, бронхиальная астма наблюдается примерно у 235 миллионов человек во всем мире, и преимущественно у детей. Для течения астмы характерно изменение реактивности бронхов. В развитии бронхиальной астмы у детей ведущее значение придается аллергическим реакциям. Бронхиальная астма требует тщательной диагностики, лечения и профилактики.

Общие принципы лечения

Выбор терапевтической тактики бронхиальной астмы зависит от многих факторов. Назначение лечения проводится с учетом тяжести и длительности течения астмы, особенностей клинической симптоматики, индивидуальной переносимости пациента к конкретным лекарствам. В терапии астмы большое значение придается ингаляционным формам введения препаратов (ингаляции при помощи дозированных аэрозолей спейсеров и небулайзеров). Лечение бронхиальной астмы является комплексным и комбинированным, с включением противовоспалительных средств, гормональных препаратов, иммуномодуляторов и лекарств, устраняющих сопутствующие болезни.

Виферон при астме

В комплексную схему лечения бронхиальной астмы целесообразно включать препарат Виферон, который является иммуномодулятором с выраженными противовирусными свойствами. В ходе клинических наблюдений выяснилось, что у пациентов с астмой, получавших https://viferon.su/, в 4 раза сократилась частота острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), в 3,4 раза снизилось количество обострений бронхиальной астмы при ОРВИ. Период ремиссии у этих больных продолжался до полугода, а приступы астмы стали менее длительными и тяжелыми. В составе препарата имеется альфа-2b интерферон (уникальное белковое соединение против вирусов) и витамины Е и С, многократно усиливающие действие этого компонента.

Коррекция иммунитета

В большинстве случаев респираторные инфекции снижают иммунитет, в том числе угнетают продукцию собственного интерферона. Этот процесс наблюдается не менее выраженно у больных с бронхиальной астмой. Кроме того, частые ОРЗ способствуют повышению уровня иммуноглобулина E, который несет ответственность за возникновение аллергической реакции и сенсибилизации организма к инфекционным агентам. Поэтому в комплексе лечебных мероприятий желательно использовать препараты, повышающие защитные силы. Однако решение о необходимости применения иммуномодуляторов должно рассматриваться с учетом клинико-иммунологических показаний.

Вспомогательная терапия

Для уменьшения отека и лучшего отхождения мокроты при бронхиальной астме можно использовать муколитики и отхаркивающие средства, особенно при наличии навязчивого кашля и вязкой мокроты. Однако такие препараты нельзя назначать при тяжелом астматическом приступе. В некоторых случаях можно применять фитопрепараты, но с осторожностью. На фоне течения вирусной инфекции при астме показаны противовирусные лекарства, в том числе Виферон. А при действии патогенной микрофлоры – антимикробные препараты.

По материалам:

«Новые подходы в комплексном лечении детей с бронхиальной астмой, часто болеющих острыми респираторными инфекциями», О.В. Зайцева.

Источник

Ìèíèñòåðñòâî Çäðàâîîõðàíåíèÿ ÐÔ

ÔÃÁÓ ÍÈÈ ãðèïïà Ìèíçäðàâà ÐÔ

Ôåäåðàëüíûé öåíòð ïî ãðèïïó

Íàöèîíàëüíûé öåíòð ÂÎÇ ïî ãðèïïó

Ðåêîìåíäàöèè

ïî ëå÷åíèþ è ïðîôèëàêòèêå ãðèïïà ó âçðîñëûõ

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã  2014

Îãëàâëåíèå

Îïðåäåëåíèå 4

1. Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãðèïïà 4

1.1 Ñèìïòîìû è ñèíäðîìû ïàíäåìè÷åñêîãî ãðèïïà A(H1N1)pdm09 4

1.2 Ãðóïïû ðèñêà ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ è îñëîæíåííûõ ôîðì ãðèïïà: 5

2. Äèàãíîñòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé 5

2.1 Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè ãðèïïà: 5

2.2 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÒÎÐÈ (òÿæåëîé îñòðîé ðåñïèðàòîðíîé èíôåêöèè) 5

2.3 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ «ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ» 6

2.4 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÎÐÈ 6

3. Ïîêàçàíèÿ äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ãðèïïîì 6

4. Ëå÷åíèå ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé 7

4.1 Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ 7

4.2 Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíàÿ è æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ 8

4.3 Äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ è àíòèîêñèäàíòíàÿ òåðàïèÿ 9

4.4 Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ 9

4.4.1 Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà: 9

4.4.2 Ñîñóäîñóæèâàþùèå, àíòèêîíãåñòèâíûå ïðåïàðàòû: 9

5. Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé 10

5.1 Ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà ìåõàíèçì ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ 10

5.2 Ìåðîïðèÿòèÿ â îòíîøåíèè âîñïðèèì÷èâîãî îðãàíèçìà 10

Ïðèëîæåíèå 1 11

Ïðèëîæåíèå 2 14

Îïðåäåëåíèå

Ãðèïï — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå. Äëèòåëüíîñòü èíêóáàöèîííîãî ïåðèîäà ïðè ãðèïïå êîëåáëåòñÿ îò íåñêîëüêèõ ÷àñîâ äî 7 äíåé, ÷àùå âñåãî îíà ñîñòàâëÿåò 2-3 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî è õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà äî 38°C è âûøå, íàëè÷èåì âûðàæåííûõ ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè (îçíîá, ãîëîâíàÿ áîëü, ëîìîòà â ñóñòàâàõ, áîëü â ìûøöàõ è ïðè äâèæåíèè ãëàçíûõ ÿáëîê) ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì êàòàðàëüíî-ðåñïèðàòîðíûõ ñèìïòîìîâ (ñóõîñòü ñëèçèñòûõ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïåðøåíèå â ãîðëå, ñàäíåíèå èëè áîëè çà ãðóäèíîé, ñóõîé êàøåëü, îäûøêà).

1. Êëèíè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ãðèïïà

Çàáîëåâàíèå íà÷èíàåòñÿ îñòðî è õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà äî 38º C è âûøå, âûðàæåííîé èíòîêñèêàöèåé (îçíîá, ãîëîâíàÿ áîëü, ëîìîòà â ìûøöàõ, ñóñòàâàõ, áîëü ïðè äâèæåíèè ãëàçíûìè ÿáëîêàìè èëè íàäàâëèâàíèè íà íèõ, ñâåòîáîÿçíü) ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì êàòàðàëüíî-ðåñïèðàòîðíûõ ñèìïòîìîâ (ñóõîñòü ñëèçèñòûõ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ïåðøåíèå â ãîðëå, ïåðøåíèå èëè áîëè çà ãðóäèíîé, ñóõîé êàøåëü, îäûøêà).

1.1 Ñèìïòîìû è ñèíäðîìû ïàíäåìè÷åñêîãî ãðèïïà A(H1N1)pdm09

Ñèíäðîìû Ñèìïòîìû

Èíòîêñèêàöèîííûé Ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà (82%)

Áîëè â ìûøöàõ, ëîìîòà â ñóñòàâàõ (48%)

Ãîëîâíàÿ áîëü (47%)

Êàòàðàëüíî-ðåñïèðàòîðíûé Êàøåëü (98%)

Îäûøêà (51%)

Áîëü â ãîðëå (50%)

Ôàðèíãèò (39%)

Íàñìîðê (33%)

Ëèõîðàäêà â ñî÷åòàíèè ñ êàøëåì è òðàõåèòîì (81%)

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêèå íàõîäêè: ìóëüòèôîêàëüíûå èçìåíåíèÿ (27%), óíèôîêàëüíûå èçìåíåíèÿ (18%), áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé (50%), ïëåâðàëüíûé âûïîò (4%)

Àñòåíî-âåãåòàòèâíûé Ñëàáîñòü (59%)

Äèñïåïñè÷åñêèé Òîøíîòà, ðâîòà (18%)

Äèàðåÿ (13%)

1.2 Ãðóïïû ðèñêà ðàçâèòèÿ òÿæåëûõ è îñëîæíåííûõ ôîðì ãðèïïà:

1. Äåòè äî 5 ëåò (îñîáåííî äåòè äî 2 ëåò);

2. Ïîæèëûå ëþäè ñòàðøå 65 ëåò;

3. Áåðåìåííûå æåíùèíû;

4. Âçðîñëûå è äåòè ñ íàëè÷èåì â àíàìíåçå áðîíõèàëüíîé àñòìû, íåâðîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ, çàáîëåâàíèé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, çàáîëåâàíèé êðîâè, ýíäîêðèííûõ íàðóøåíèé (ñàõàðíûé äèàáåò), çàáîëåâàíèé ïî÷åê, ïå÷åíè è ìåòàáîëè÷åñêîãî ñèíäðîìà;

5. Ëèöà ñ èììóíîäåôèöèòíûì ñîñòîÿíèåì;

6. Ëèöà ìëàäøå 19 ëåò, äëèòåëüíî óïîòðåáëÿþùèå àñïèðèí.

2. Äèàãíîñòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé

2.1 Îïîðíî-äèàãíîñòè÷åñêèå êðèòåðèè ãðèïïà:

1. Ðåãèñòðàöèÿ çàáîëåâàíèÿ â ýïèäåìè÷åñêèé ñåçîí;

2. Íàëè÷èå â àíàìíåçå êîíòàêòà ñ áîëüíûì ãðèïïîì;

3. Íàëè÷èå ëèõîðàäêè (ôåáðèëüíàÿ, ïîñòîÿííîãî òèïà);

4. Îñòðåéøåå íà÷àëî ñ ñèíäðîìîì èíòîêñèêàöèè;

5. Â äèíàìèêå çàáîëåâàíèÿ ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè îïåðåæàþò ðàçâèòèå ñèíäðîìîâ ïîðàæåíèÿ ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà;

6. Âåäóùèé ñèíäðîì ïîðàæåíèÿ ðåñïèðàòîðíîãî òðàêòà — òðàõåèò (êàøåëü, ñàäíåíèå è áîëè çà ãðóäèíîé);

7. Íàëè÷èå ãåìîððàãè÷åñêîãî ñèíäðîìà (íîñîâûå êðîâîòå÷åíèÿ, ìîêðîòà ñ ïðîæèëêàìè êðîâè).

Áåç ëàáîðàòîðíîãî ïîäòâåðæäåíèÿ ãðèïïà ìîæíî ïîñòàâèòü êëèíè÷åñêèé äèàãíîç «ãðèïïîïîäîáíîå çàáîëåâàíèå».

 ðóêîâîäñòâå Åâðîïåéñêîãî ðåãèîíàëüíîãî áþðî ÂÎÇ ïî äîçîðíîìó ýïèäíàäçîðó çà ãðèïïîì ñðåäè ëþäåé îò 2011 ãîäà ïðèâåäåíû ñòàíäàðòíûå îïðåäåëåíèÿ äëÿ ëåãêèõ è òÿæåëûõ ôîðì ÎÐÈ.

2.2 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÒÎÐÈ (òÿæåëîé îñòðîé ðåñïèðàòîðíîé èíôåêöèè)

Äèàãíîç ÒÎÐÈ ñòàâèòñÿ â ñëó÷àå çàáîëåâàíèÿ, âîçíèêøåãî â òå÷åíèå ïðåäøåñòâóþùèõ 7 äíåé, ïîòðåáîâàâøåãî ãîñïèòàëèçàöèè íà íî÷ü è õàðàêòåðèçóþùåãîñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè:

— Ëèõîðàäêà ≥ 38ºC – ïî ðåçóëüòàòàì èçìåðåíèÿ èëè â àíàìíåçå, À ÒÀÊÆÅ

— Êàøåëü, À ÒÀÊÆÅ

— Îäûøêà èëè çàòðóäíåííîå äûõàíèå.

Ïðèìå÷àíèÿ

— Òðåáîâàíèå «ãîñïèòàëèçàöèè íà íî÷ü» îçíà÷àåò, ÷òî, ïî ìíåíèþ ëå÷àùåãî âðà÷à, ëå÷åíèå áîëüíîãî äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà;

— Ïîíÿòèå «îäûøêà èëè çàòðóäíåííîå äûõàíèå» îõâàòûâàåò òàêèå ñèìïòîìû, êàê äèñïíåÿ èëè íåõâàòêà âîçäóõà, íå ñâÿçàííûå ñ çàëîæåííîñòüþ íîñà èëè ñ äðóãèìè âèäàìè îáñòðóêöèè âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé;

— Äèàãíîñòè÷åñêèé êðèòåðèé «ëèõîðàäêà â àíàìíåçå» íå òðåáóåò äîêóìåíòèðîâàííîãî

— ïîäòâåðæäåíèÿ è ìîæåò îñíîâûâàòüñÿ íà ñîîáùåííîé ïàöèåíòîì èíôîðìàöèè î ïåðåíåñåííîé ëèõîðàäêå èëè îá îùóùåíèè ïîâûøåííîé òåìïåðàòóðû òåëà;

— ÒÎÐÈ ìîæåò îçíà÷àòü íîâîå çàáîëåâàíèå, ðàçâèâøååñÿ íà ôîíå îñíîâíîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ èëè áîëåçíè ñ áîëåå äëèòåëüíûì àíàìíåçîì;

— ÒÎÐÈ íå ÿâëÿåòñÿ ýêâèâàëåíòîì êëàññè÷åñêîé ïíåâìîíèè è íå âñåãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïíåâìîíèè. Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ìíîãèå òÿæåëûå ðåñïèðàòîðíûå íàðóøåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ãðèïïîì, îáóñëîâëåíû îáîñòðåíèåì, íàïðèìåð, õðîíè÷åñêîé áîëåçíè ëåãêèõ èëè ñåðäöà è íå îáëàäàþò ïðèçíàêàìè ïíåâìîíèè, óêàçûâàþùèìè íà íåîáõîäèìîñòü ãîñïèòàëèçàöèè.

2.3 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ «ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ»

Îñòðîå ðåñïèðàòîðíîå çàáîëåâàíèå, âîçíèêøåå â òå÷åíèå ïðåäøåñòâóþùèõ 7 äíåé è õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñëåäóþùèìè ïðîÿâëåíèÿìè:

— Òåìïåðàòóðà òåëà ≥ 38ºC (ïî ðåçóëüòàòàì èçìåðåíèÿ), À ÒÀÊÆÅ

— Êàøåëü.

2.4 Îïðåäåëåíèå ñëó÷àÿ ÎÐÈ

Äèàãíîç ÎÐÈ ñòàâèòñÿ ïðè îñòðîì ðàçâèòèè ïî êðàéíåé ìåðå îäíîãî èç ñëåäóþùèõ ÷åòûðåõ ñèìïòîìîâ ðåñïèðàòîðíîãî çàáîëåâàíèÿ:

— Êàøåëü;

— Áîëü â ãîðëå (ôàðèíãèò);

— Îäûøêà;

— Îñòðûé íàñìîðê

À ÒÀÊÆÅ

— Íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêîãî çàêëþ÷åíèÿ î òîì, ÷òî çàáîëåâàíèå îáóñëîâëåíî èíôåêöèåé.

Ïðèìå÷àíèå

— ÎÐÈ ìîæåò ïðîòåêàòü êàê ñ ïîâûøåíèåì, òàê è áåç ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû òåëà.

3. Ïîêàçàíèÿ äëÿ ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ãðèïïîì

1. Òÿæåëîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, îáóñëîâëåííîå èíòîêñèêàöèåé (ãèïåðòåðìèÿ, ãåìîððàãè÷åñêèé ñèíäðîì, ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ, ìåíèíãèçì, áðåä, ãèïîêñèÿ, íàðóøåíèå ðèòìà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé, áëåäíîñòü êîæè, óìåíüøåíèå äèóðåçà, òîøíîòà, ðâîòà);

2. Íàëè÷èå ïåðâûõ ïðèçíàêîâ îñòðîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè è ÎÐÄÑ;

3. Îñëîæíåííûå ôîðìû ãðèïïà ñ íàëè÷èåì îòåêà ëåãêèõ è ñèìïòîìîâ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè, êðîâîõàðêàíüÿ, áðîíõîîáñòðóêòèâíîãî ñèíäðîìà, îñòðîãî îòå÷íîãî ëàðèíãèòà, ïíåâìîíèè, îñòðîãî âîñïàëåíèÿ ïðèäàòî÷íûõ ïàçóõ íîñà;

4. Áîëüíûå èç ãðóïïû ðèñêà íåáëàãîïðèÿòíîãî ðàçâèòèÿ áîëåçíè:

— äåòè ìëàäøå 2 ëåò;

— áåðåìåííûå íà ëþáîì ñðîêå áåðåìåííîñòè;

— ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ëåãêèõ (áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, ÕÎÁË);

— ëèöà ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (ïîðîêè, ÈÁÑ ñ ïðèçíàêàìè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè);

— ëèöà ñ íàðóøåíèÿìè îáìåíà âåùåñòâ (ñàõàðíûé äèàáåò, îæèðåíèå 2-3 ñòåïåíè);

— ëèöà ñ õðîíè÷åñêîé áîëåçíüþ ïî÷åê, õðîíè÷åñêîé áîëåçíüþ ïå÷åíè, ñ îïðåäåëåííûìè íåâðîëîãè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè (âêëþ÷àÿ íåéðîìóñêóëüíûå, íåéðîêîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ, ýïèëåïñèþ), ãåìîãëîáèíîïàòèÿìè èëè óãíåòåííûì èììóííûì ñîñòîÿíèåì, ëèáî ïî ïðè÷èíå ïåðâè÷íûõ èììóíîñóïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèé, òàêèõ êàê ÂÈ×-èíôåêöèÿ, ëèáî â ñâÿçè ñ âòîðè÷íûìè èììóíîäåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè âñëåäñòâèå ïðèåìà èììóíîñóïðåññîðíûõ ìåäèêàìåíòîâ èëè çëîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé.

— äåòè, ïîëó÷àâøèå àñïèðèí äëÿ ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ;

— ëèöà â âîçðàñòå 65 ëåò è ñòàðøå.

4. Ëå÷åíèå ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé

Ëå÷åíèå áîëüíûõ ãðèïïîì äîëæíî áûòü êîìïëåêñíûì ñ ýòèïàòîãåíåòè÷åñêîé íàïðàâëåííîñòüþ.

4.1 Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ

Ýòèîòðîïíûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà äîëæíû áûòü íàçíà÷åíû êàê ìîæíî ðàíüøå (â ïåðâûå ÷àñû/äíè çàáîëåâàíèÿ) ïðè ðåãèñòðàöèè âðà÷îì «ãðèïïîïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ», ëèáî ëàáîðàòîðíî-ïîäòâåðæäåííîãî äèàãíîçà «ãðèïï».

Ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû:

1. Îñåëüòàìèâèð (Òàìèôëþ) — ïî 75 ìã (1 êàïñóëà) äâà ðàçà â äåíü (ñóòî÷íàÿ äîçà 150 ìã) â òå÷åíèå 5 äíåé;

èëè

2. Çàíàìèâèð (Ðåëåíçà) — â âèäå ïîðîøêà äëÿ èíãàëÿöèîííîãî ïðèìåíåíèÿ ÷åðåç äèñêõàëåð ïî 2 èíãàëÿöèè 2 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 5 äíåé;

èëè

3. Óìèôåíîâèð (Àðáèäîë) — òàáëåòêè — 4 ðàçà â ñóòêè, ïî 200 ìã êàæäûå 6 ÷àñîâ (ñóòî÷íàÿ äîçà 800 ìã) â òå÷åíèå 7-10 äíåé;

4. Èìèäàçîëèëýòàíàìèä ïåíòàíäèîâîé êèñëîòû (Èíãàâèðèí) — ñóòî÷íàÿ äîçà 90 ìã 1 ðàç â äåíü â òå÷åíèå 5 äíåé (ñ ó÷åòîì íàçíà÷åíèÿ ïðåïàðàòà â ïåðâûå 2 äíÿ îò íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ);

*Èíäóêòîðû èíòåðôåðîíà:

— Ìåãëþìèíà àêðèäîíàöåòàò (Öèêëîôåðîí) — ïî 600 ìã (4 òàáë.) 1 ðàç â ñóòêè çà 30 ìèí äî åäû ÷åðåç äåíü, 5 ïðèåìîâ (êóðñ ëå÷åíèÿ — 20 òàáë.);

— Òèëîðîí (Àìèêñèí, Ëàâîìàêñ) – ïî 125 ìã â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 125 ìã ÷åðåç äåíü (êóðñîâàÿ äîçà 750 ìã, 6 òàáëåòîê);

— Êàãîöåë — 24 ìã (2 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 12 ìã (1 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 2 äíåé (êóðñîâàÿ äîçà 216 ìã, 18 òàáë.).

* ïðåïàðàòû íàçíà÷àþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ïåðèîä ðàííåé è ïîçäíåé ðåêîíâàëåñöåíöèè.

4.2 Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíàÿ è æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ

Èç ãðóïïû íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå ëåêàðñòâåííûõ ôîðì, îáëàäàþùèõ, êàê âûðàæåííûì æàðîïîíèæàþùèì, òàê è âûðàæåííûì ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì äåéñòâèåì. Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ íåîáõîäèìî íà÷èíàòü â ñî÷åòàíèè ñ ýòèîòðîïíîé òåðàïèåé ñ ïåðâûõ äíåé çàáîëåâàíèÿ.

Ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå îäíîãî èç ïåðå÷èñëåííûõ ïðåïàðàòîâ:

— Èáóïðîôåí – ïî 200-400 ìã 3-4 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 3-5 äíåé (Ìàêñèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà — 1200 ìã);

— Öåëåêîêñèá – 100-200 ìã 2 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 3-5 äíåé (Ìàêñèìàëüíàÿ ðåêîìåíäîâàííàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà ïðè äëèòåëüíîì ïðèåìå — 400 ìã);

Ïîêàçàíèÿìè äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ æàðîïîíèæàþùèõ ñðåäñòâ ÿâëÿþòñÿ àáñîëþòíûå öèôðû òåðìîìåòðèè (âûøå 38-38,5 Ñ), âûðàæåííûå ìîçãîâûå è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå íàðóøåíèÿ.

 ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ ïðåäïî÷òåíèå ñëåäóåò îòäàâàòü ñëåäóþùèì ïðåïàðàòàì:

— Íàïðîêñåí (Íàëãåçèí ôîðòå) – òàáëåòêè – ïî 250 ìã 2 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 4 äíåé.

— Ïàðàöåòàìîë – 500-1000 ìã äî 4 ðàç â äåíü (íå áîëåå 4 ã â ñóòêè);

— Àíàëüãèí – ïî 500 ìã 2-3 ðàçà â äåíü ïîñëå åäû. Ìàêñèìàëüíàÿ ðàçîâàÿ äîçà — 1 ã (2 òàáëåòêè), ñóòî÷íàÿ — 3 ã (6 òàáëåòîê). Ïðè äëèòåëüíîì (áîëåå íåäåëè) ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòà íåîáõîäèì êîíòðîëü êëèíè÷åñêîãî àíàëèçà êðîâè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïå÷åíè. Ïðåïàðàò ïðèìåíÿåòñÿ ñ ó÷åòîì ïðîòèâîïîêàçàíèé: êðîìå áîëüíûõ ñ ÕÎÁË è óãðîçîé ðàçâèòèÿ áðîíõîñïàçìà.

Ëèòè÷åñêàÿ ñìåñü:

â/ì èíúåêöèÿ (â îäíîì øïðèöå èç ðàñ÷åòà 0,15-0,2 ìë ñìåñè íà êã):

Àíàëüãèí 2,0 ìë — 50% + Ïàïàâåðèíà ãèäðîõëîðèä 2,0 ìë — 2% + Äèìåäðîë 1,0-2,0 ìë — 1%; (ïîä êîíòðîëåì ÀÄ, ñ ó÷åòîì ïðîòèâîïîêàçàíèé:

êðîìå áîëüíûõ ñ ÕÎÁË è óãðîçîé ðàçâèòèÿ áðîíõîñïàçìà)

4.3 Äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ è àíòèîêñèäàíòíàÿ òåðàïèÿ

 òå÷åíèå ëèõîðàäî÷íîãî ïåðèîäà áîëüíîìó ðåêîìåíäóåòñÿ ñîáëþäåíèå ïîñòåëüíîãî ðåæèìà. Öåëåñîîáðàçíî íàçíà÷åíèå îáèëüíîãî ãîðÿ÷åãî ïèòüÿ (òåïëîå ìîëîêî, ÷àé, ìîðñ, ñîêè). Êîëè÷åñòâî óïîòðåáëÿåìîé æèäêîñòè äîëæíî ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 2 ëèòðîâ â ñóòêè.

 êà÷åñòâå àíòèîêñèäàíòíîé òåðàïèè ðåêîìåíäóåòñÿ íàçíà÷åíèå ôëàâîíîèäîâ è âèòàìèíîâ:

— Ðóòîçèä (Ðóòèí, Àñêîðóòèí) – ïî 1-2 òàáëåòêè 3-4 ðàçà â äåíü;

— Âèòàìèí Ñ – ïî 50–100 ìã 3–5 ðàç â ñóòêè.

— Äèãèäðîêâåðöåòèí (Äèãèäðîêâåðöåòèí â òàáëåòêàõ, Äèêâåðòèí, Äèãèäðîêâåðöåòèí NTG, Àðàãëèí Ä) — ïî 40–60 ìã 4 ðàçà â ñóòêè, â ïåðèîä ðåêîíâàëåñöåíöèè — ïî 20 ìã 4 ðàçà â ñóòêè (êóðñ 3–4 íåäåëè).

— Âèòàìèí E – ïî 100–300 ìã/ñóò (3-4 íåäåëè).

4.4 Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ

Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ íàçíà÷àåòñÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè êóïèðîâàíèÿ îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ çàáîëåâàíèÿ ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè îñëîæíåíèé è óëó÷øåíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî.

4.4.1 Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà:

Îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà íå ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü îäíîâðåìåííî ñ ïðîòèâîêàøëåâûìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ìîæåò çà ñ÷åò ïîäàâëåíèÿ êàøëåâîãî ðåôëåêñà ñïîñîáñòâîâàòü çàñòîþ ìîêðîòû.

— Àöåòèëöèñòåèí (Àöåòèëöèñòåèí, Ôëóèìóöèë) – ïî 200 ìã 2-3 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû (íåëüçÿ ñî÷åòàòü ñ ïðèåìîì ïàðàöåòàìîëà);

— Ãâàéôåíåçèí — 200–400 ìã (10–20 ìë) 3-4 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû;

— Áðîìãåêñèí — ïî 1–2 òàáë. 3–4 ðàçà â äåíü.

— Àìáðîêñîë (Àìáðîáåíå, Àìáðîêñîë, Êîäåëàê-áðîíõî) – ïî 30 ìã 3 ðàçà â ñóòêè.

4.4.2 Ñîñóäîñóæèâàþùèå, àíòèêîíãåñòèâíûå ïðåïàðàòû:

Ïîêàçàíèÿìè äëÿ íàçíà÷åíèÿ ñîñóäîñóæèâàþùèõ ïðåïàðàòîâ ÿâëÿþòñÿ: îñòðûé ðèíèò, ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå ñèíóñèòîâ, åâòàõèèòîâ, îòèòîâ.

— Íàôàçîëèí (Íàôòèçèí, Ñàíîðèí) — èíòðàíàçàëüíî (â êàæäûé íîñîâîé õîä), ïî 1–3 êàïëè 0,05–0,1% ðàñòâîðà 3–4 ðàçà â ñóòêè;

— Êñèëîìåòàçîëèí (Ãàëàçîëèí, Êñèìåëèí, Îòðèâèí) – èíòðàíàçàëüíî (â êàæäûé íîñîâîé õîä), ïî 2–3 êàïëè 0,1% ðàñòâîðà èëè îäíî âïðûñêèâàíèå èç ðàñïûëèòåëÿ â êàæäóþ íîçäðþ 4 ðàçà â äåíü;

— Îêñèìåòàçîëèí (Íàçèâèí, Íàçîë) — èíòðàíàçàëüíî (â êàæäûé íîñîâîé õîä), ïî 1–2 êàïëè 0,025–0,05% ðàñòâîðà 2–3 ðàçà â ñóòêè èëè ïî 2–3 âïðûñêèâàíèÿ 0,05% ñïðåÿ.

5. Íåñïåöèôè÷åñêàÿ ïðîôèëàêòèêà ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé

Âî âíåøíåé ñðåäå âèðóñ ãðèïïà ñïîñîáåí ñîõðàíÿòüñÿ íå äîëãî — îò 2-õ äî 8 ÷àñîâ. Ïîãèáàåò ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð (75–100°Ñ), à òàêæå íåêîòîðûõ áàêòåðèöèäíûõ àãåíòîâ, òàêèõ êàê ñïèðò, ïåðåêèñü âîäîðîäà, ùåëî÷ü (ìûëî). Àíòèñåïòèêè íà îñíîâå éîäà òàêæå ýôôåêòèâíû ïðîòèâ âèðóñîâ ãðèïïà ïðè èñïîëüçîâàíèè â ñîîòâåòñòâóþùèõ êîíöåíòðàöèÿõ íà ïðîòÿæåíèè äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà âðåìåíè.

5.1 Ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà ìåõàíèçì ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ

1. Èçáåãàòü ïðÿìûõ êîíòàêòîâ ñ áîëüíûìè ÎÐÂÈ (áëèæå 1 ìåòðà), èçáåãàòü ëþäíûõ ìåñò â ïåðèîäû ýïèäåìèè èëè ïàíäåìèè ãðèïïà;

2. Èñïîëüçîâàòü îäíîðàçîâûå ìàñêè (ñìåíà ìàñêè êàæäûå 2-3 ÷àñà). Íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíåíèå ìàñêè íà áîëüíîì ñ öåëüþ ïðåäîòâðàùåíèÿ îáðàçîâàíèÿ ìåëêîäèñïåðñíîé àýðîçîëüíîé âçâåñè, ñîäåðæàùåé âèðóñíûå ÷àñòèöû, ïðè ðàçãîâîðå, êàøëå è ÷èõàíèè;

3. Ïðîìûâàòü íîñ ñîëåâûìè ðàñòâîðàìè, èíòðàíàçàëüíî èñïîëüçîâàòü îêñîëèíîâóþ ìàçü.

4. Ðåãóëÿðíî ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèÿ îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ;

5. Èñïîëüçîâàòü îäíîðàçîâûå áóìàæíûå ïëàòêè è ðåãóëÿðíî ìûòü ðóêè ñ ìûëîì, èçáåãàòü ïðÿìûõ êîíòàêòîâ êèñòåé ðóê ñ ïîâåðõíîñòÿìè îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ â ïåðèîäû ýïèäåìèè èëè ïàíäåìèè ãðèïïà; íå ñíèìàòü ïåð÷àòêè â òðàíñïîðòå.

6. Èçáåãàòü êîíòàêòîâ ãðÿçíûõ ðóê ñ ãëàçàìè, íîñîì è ðòîì;

7. Ðåãóëÿðíî îáðàáàòûâàòü ïîâåðõíîñòè îáùåãî ïîëüçîâàíèÿ àíòèñåïòè÷åñêèìè ðàñòâîðàìè.

5.2 Ìåðîïðèÿòèÿ â îòíîøåíèè âîñïðèèì÷èâîãî îðãàíèçìà

1. Âåäåíèå çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè (ïîëíîöåííûé ñîí, ñâåæèé âîçäóõ, àêòèâíûé îòäûõ, ñáàëàíñèðîâàííàÿ ïèùà, áîãàòàÿ âèòàìèíàìè);

2. Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé è ñîñòîÿíèé, îáóñëàâëèâàþùèõ ïîâûøåíèå âîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà ê âèðóñó ãðèïïà èëè ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ èììóíîäåôèöèòà, à òàêæå ÿâëÿþùèõñÿ ôàêòîðàìè ðèñêà òÿæåëîãî/îñëîæíåííîãî òå÷åíèÿ ãðèïïà;

3. Ïðîâåäåíèå õèìèîïðîôèëàêòèêè (ïðè íàëè÷èè â àíàìíåçå íåïîñðåäñòâåííîãî êîíòàêòà ñ áîëüíûì ãðèïïîì èëè ÎÐÂÈ äðóãîé ýòèîëîãèè).

Ïðèëîæåíèå 1

Ïðåïàðàòû äëÿ ëå÷åíèÿ ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé.

Íàçâàíèå ïðåïàðàòà Ñïîñîá ïðèìåíåíèÿ Äîçèðîâêà Äëèòåëüíîñòü ëå÷åíèÿ

1. Ïðîòèâîâèðóñíàÿ òåðàïèÿ

Îñåëüòàìèâèð (Òàìèôëþ) ïåðîðàëüíî 75 ìã äâà ðàçà â äåíü (ñóòî÷íàÿ äîçà 150 ìã) 5 äíåé

Çàíàìèâèð (Ðåëåíçà) èíãàëÿöèîííî 2 èíãàëÿöèè 2 ðàçà â ñóòêè 5 äíåé

Óìèôåíîâèð (Àðáèäîë) ïåðîðàëüíî 4 ðàçà â ñóòêè ïî 200 ìã êàæäûå 6 ÷àñîâ (ñóòî÷íàÿ äîçà 800 ìã) 7-10 äíåé

Èìèäàçîëèëýòàíàìèä ïåíòàíäèîâîé êèñëîòû (Èíãàâèðèí) ïåðîðàëüíî ñóòî÷íàÿ äîçà 90 ìã 1 ðàç â äåíü 5 äíåé

Ìåãëþìèíà àêðèäîíàöåòàò (Öèêëîôåðîí) ïåðîðàëüíî 600 ìã (4 òàáë.) 1 ðàç â ñóòêè çà 30 ìèí äî åäû ÷åðåç äåíü, 5 ïðèåìîâ (êóðñ ëå÷åíèÿ — 20 òàáë.). 10 äíåé

Òèëîðîí (Àìèêñèí, Ëàâîìàêñ) ïåðîðàëüíî 125 ìã â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 125 ìã ÷åðåç äåíü (êóðñîâàÿ äîçà 750 ìã, 6 òàáëåòîê).

10 äíåé

Êàãîöåë ïåðîðàëüíî 24 ìã (2 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â ïåðâûå 2 äíÿ, çàòåì ïî 12 ìã (1 òàáë.) 3 ðàçà â ñóòêè â òå÷åíèå 2 äíåé (êóðñîâàÿ äîçà 216 ìã, 18 òàáë.) 4 äíÿ

2. Ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíàÿ è æàðîïîíèæàþùàÿ òåðàïèÿ

Èáóïðîôåí ïåðîðàëüíî 200-400 ìã 3-4 ðàçà â ñóòêè (Ìàêñèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà — 1200 ìã) 3-5 äíåé

Öåëåêîêñèá ïåðîðàëüíî 100-200 ìã 2 ðàçà â ñóòêè (Ìàêñèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà — 400 ìã) 3-5 äíåé

Íàïðîêñåí (Íàëãåçèí ôîðòå) Ïåðîðàëüíî 250 ìã 2 ðàçà â ñóòêè 3-5 äíåé

Ïàðàöåòàìîë ïåðîðàëüíî 500-1000 ìã äî 4 ðàç â ñóòêè (íå áîëåå 4 ã); 3-5 äíåé

Àíàëüãèí ïåðîðàëüíî 500 ìã 2-3 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû. (Ìàêñèìàëüíàÿ ðàçîâàÿ äîçà — 1 ã, ñóòî÷íàÿ — 3 ã) 3-5 äíåé

3. Äåçèíòîêñèêàöèîííàÿ è àíòèîêñèäàíòíàÿ òåðàïèÿ

Ðóòîçèä (Ðóòèí, Àñêîðóòèí) ïåðîðàëüíî 1-2 òàáëåòêè 3-4 ðàçà â ñóòêè 5-14 äíåé

Äèãèäðîêâåðöåòèí (Äèãèäðîêâåðöåòèí â òàáëåòêàõ, Äèêâåðòèí, Äèãèäðîêâåðöåòèí NTG, Àðàãëèí Ä) ïåðîðàëüíî 40–60 ìã 4 ðàçà â ñóòêè, â ïåðèîä ðåêîíâàëåñöåíöèè — ïî 20 ìã 4 ðàçà â ñóòêè 3-4 íåäåëè

Âèòàìèí E ïåðîðàëüíî 100–300 ìã/ñóò 3-4 íåäåëè

Âèòàìèí Ñ ïåðîðàëüíî 50-100 ìã äî 3-5 ðàç â ñóòêè 5-14 äíåé

4. Ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ òåðàïèÿ

Àöåòèëöèñòåèí (Àöåòèëöèñòåèí, Ôëóèìóöèë) ïåðîðàëüíî 200 ìã 2-3 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû (íå ñîâìåùàòü ñ ïðèåìîì ïàðàöåòàìîëà) 5-10 äíåé

Ãâàéôåíåçèí ïåðîðàëüíî 200-400 ìã (10-20 ìë) 3-4 ðàçà â ñóòêè ïîñëå åäû 5-10 äíåé

Áðîìãåêñèí ïåðîðàëüíî 1–2 òàáë. 3–4 ðàçà â ñóòêè 5-10 äíåé

Àìáðîêñîë (Àìáðîáåíå, Àìáðîêñîë, Êîäåëàê-áðîíõî) ïåðîðàëüíî 30 ìã 3 ðàçà â ñóòêè 5-10 äíåé

Íàôàçîëèí (Íàôòèçèí, Ñàíîðèí) èíòðàíàçàëüíî â êàæäûé íîñîâîé õîä, ïî 1-3 êàïëè 0,05-0,1% ðàñòâîðà 3–4 ðàçà â ñóòêè 3-5 äíåé

Êñèëîìåòàçîëèí (Ãàëàçîëèí, Êñèìåëèí, Îòðèâèí) èíòðàíàçàëüíî â êàæäûé íîñîâîé õîä, ïî 2-3 êàïëè 0,1% ðàñòâîðà èëè îäíî âïðûñêèâàíèå èç ðàñïûëèòåëÿ â êàæäóþ íîçäðþ 4 ðàçà â ñóòêè 3-5 äíåé

Îêñèìåòàçîëèí (Íàçèâèí, Íàçîë) èíòðàíàçàëüíî â êàæäûé íîñîâîé õîä, ïî 1-2 êàïëè 0,025-0,05% ðàñòâîðà 2-3 ðàçà â ñóòêè èëè ïî 2-3 âïðûñêèâàíèÿ 0,05% ñïðåÿ 3-5 äíåé

Ïðèëîæåíèå 2

Ñðåäñòâà íåñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêè ãðèïïà è ãðèïïîïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé.

Ñïåöèôè÷åñêèå ïðîòèâîâèðóñíûå ïðåïàðàòû

1. Óìèôåíîâèð (Àðáèäîë) Ïðè íåïîñðåäñòâåííîì êîíòàêòå ñ áîëüíûì ãðèïïîì è äðóãèìè ÎÐÂÈ — 200 ìã/ñóò. Êóðñ — 10-14 äíåé.

Ïðåïàðàòû èíòåðôåðîíà

2. Ðåàôåðîí-Ëèïèíò 500000 ME (1 êàïñóëà) â ñóòêè, 2 ðàçà â íåäåëþ â òå÷åíèå ìåñÿöà.

3. Èíãàðîí 2 êàïëè â êàæäûé íîñîâîé õîä 1 ðàç â ñóòêè â òå÷åíèå 10 äíåé

Èíäóêòîðû èíòåðôåðîíà

4. Ìåãëþìèíà àêðèäîíàöåòàò (Öèêëîôåðîí) 450–600 ìã (3–4 òàáë.) â ñóòêè çà 30 ìèíóò äî åäû íà 1, 2, 4, 6, 8-å ñóòêè. Äàëåå äåëàþò ïåðåðûâ 72 ÷ (3 ñóòîê) è ïðîäîëæàþò êóðñ íà 11, 14, 17, 20, 23-è ñóòêè. Îáùèé êóðñ ñîñòàâëÿåò îò 5 äî 10 ïðèåìîâ.

5. Òèëîðîí (Àìèêñèí, Ëàâîìàêñ) 125 ìã 1 ðàç â íåäåëþ â òå÷åíèå 6 íåäåëü. Êóðñîâàÿ äîçà — 750 ìã (6 òàáëåòîê).

6. Êàãîöåë 2 äíÿ — ïî 2 òàáëåòêè 1 ðàç/ñóòêè, ïåðåðûâ â òå÷åíèå 5 äíåé. Çàòåì öèêë ïîâòîðÿþò. Äëèòåëüíîñòü ïðîôèëàêòè÷åñêîãî êóðñà âàðüèðóåò îò 1 íåäåëè äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ.

Источник