Психическое состояние при бронхиальной астме

Психическое состояние при бронхиальной астме thumbnail

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматические заболевания привью

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Психосоматические причины болезни

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма – это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы – дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболеванияПсихосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Пульмонолог слушает дыхание ребенока

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Психотерапия при БА

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Please follow and like us:

Источник

Бронхиальная астма – это мультифакторная патология, чаще всего обусловленная взаимодействием нескольких компонентов (аллергии, инфекционных агентов и психологических факторов). Психосоматикой называют направление на стыке классической медицины и психологии, занимающееся исследованием возникновения и развития соматических заболеваний по психологическим причинам. Множество заболеваний, и астма среди них, связано с психоэмоциональным состоянием человека. Психосоматика астмы обусловлена действием эмоциональных факторов: страхов, тревожных состояний, стрессов.

Астма на нервной почве

Бронхиальная астма может быть следствием аллергических реакций, вдыхания чрезмерно холодного или запыленного воздуха, табачного дыма, наличия хронических инфекционных очагов в дыхательных путях. Иногда приступы развиваются как реакция на стресс, но не всякая стрессовая ситуация приводит к приступу. Астма начинает развиваться, если человек переживает сильные негативные эмоции, находится в нестабильной атмосфере на протяжении длительного времени.

Бронхиальная астма может развиваться на нервной почве в таких случаях:

Стресс в детском возрасте

  • в раннем детском возрасте причиной развития заболевания может стать появление другого ребенка, особенно если он старший, и все внимание ранее уделялось ему;
  • в пубертатном периоде многие подростки не сразу могут освоиться с изменениями, происходящими с их телом, игра гормонов вызывает различные отклонения в эмоциональном фоне, высокая тревожность, беспокойство, связанные с половым созреванием, неумение справляться с негативом или неспособность поделиться проблемами, могут стать причиной появления приступов удушья;
  • в детском и подростковом возрасте спровоцировать астматические приступы могут развод родителей или их постоянные споры, ссоры, холодная или чрезмерно напряженная обстановка в семье;
  • молодые люди нередко переживают по поводу будущего брака, отрыва от родителей или, наоборот, от личной неустроенности, и иногда чрезмерно сильные переживания провоцируют развитие этого тяжелого заболевания;
  • у взрослого человека бронхиальная астма также может начаться на фоне развода, конфликтов в семье, тяжелой ситуации с финансами, нереализованностью в профессиональном или социальном плане.

Эмоции, провоцирующие приступ астмы

Приступ астмы

Приступ астмы характеризуется затруднением дыхания. Он развивается как реакция на вдыхание какого-либо вещества или на негативное эмоциональное состояние. Организм пытается указать человеку на какие-либо психологические проблемы, используя для этого довольно жесткий способ. Затрудненный выдох может свидетельствовать о том, что человек умеет только брать (вдыхать) и не желает отдавать, делиться (выдыхать). Также приступ астмы может быть спровоцирован тем, что человек испытывает тревогу, боится жить и дышать полной грудью.

Причиной астмы может стать неумение человека избавляться от груза негативных эмоций. Этим объясняется и тот факт, давно подмеченный психологами, что астма развивается по психологическим причинам у людей определенного склада. Как правило, бронхиальной астмой страдают люди чрезмерно эмоциональные, глубоко переживающие события своей жизни, подверженные стрессовым состояниям. Если человек при этом не умеет «сбрасывать» негатив, например, посредством слез или другими способами, у него может начаться тяжелая хроническая патология дыхательных путей, проявляющаяся приступами удушья.

Если же заболевание имеет преимущественно аллергическое происхождение, то и это может указывать на некие эмоциональные проблемы. Есть теория, что аллергия развивается как реакция человека на какие-либо события жизни. Эта болезнь свидетельствует о том, что человек чего-то не выносит, не может принять. Свой протест человек не в состоянии выразить в силу особенностей характера, воспитания, потому, что находится в плену стереотипов или находится с чрезмерной зависимости от мнения других людей. Игнорирование, заталкивание внутрь переживаний приводит к развитию воспалительного процесса в дыхательных путях.

Особенности психосоматики астмы у детей

Неблагоприятная обстановка в семье

Психосоматика бронхиальной астмы у детей может быть обусловлена воздействием неблагоприятной эмоциональной обстановки в семье или сложностями в отношениях с родственниками, прежде всего с матерью. В некоторых случаях малыш испытывает негативное воздействие ещё во внутриутробном периоде, например, если ребенок нежеланный, или мать пребывает в состоянии перманентного стресса во время беременности.

Первое, что делает ребенок, появившись на свет – учится дышать. Первый крик младенца – это призыв к матери, просьба о защите и помощи. Согласно одной из теорий, бронхиальная астма развивается как реакция на неправильные отношения ребенка с матерью, недостаток заботы и тепла. В младенческом возрасте человек криком и плачем дает понять матери, что нуждается в её внимании, что ему необходима помощь. Если он не получает того, о чем просит, беспокойство и тревога остаются с ним на всю жизнь. В дальнейшем приступы детского плача сменяются астматическими приступами. Таким образом, психосоматика заболевания обусловлена тем, что в детстве у человека не возникло корректных отношений с матерью, он всю взрослую жизнь испытывает пережитый недостаток любви, отсутствие взаимопонимания.

Возможна и прямо противоположная ситуация: астма нередко развивается у детей, которых чрезмерно опекают, давят заботой. Эмоциональное состояние такого ребенка, как правило, тоже не отличается стабильностью.

Как излечиться от болезни

Сеанс психотерапии

Астма – классическое психосоматическое заболевание, и для его лечения применяется психотерапия. Курсы у психотерапевта помогают пациенту более успешно справляться с воздействием внешних факторов, провоцирующих стрессовые состояния, учиться правильно высвобождать эмоции. С помощью психотерапии можно скорректировать различные расстройства эмоционального фона.

Пациентам с астмой психосоматического происхождения рекомендуются как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии. Такое лечение помогает им побороть замкнутость, снизить уровень тревожности, подавить страхи. Специалист учит пациента правильно реагировать на различные тяжелые в эмоциональном отношении ситуации. На групповых занятиях применяются различные методики: астматиков лечат аутотренингом, дыхательными упражнениями, тренировками по функциональному расслаблению.

Очень важно для таких больных наладить отношения в семье: родителями, супругами, детьми. Если негативная эмоциональная обстановка дома сохраняется, пациенту сложнее будет преодолеть болезнь, снизить количество и интенсивность приступов. Поэтому проводить сеансы с психологом или психотерапевтом рекомендуется и остальным членам семьи астматика. Только так можно изжить конфликты и восстановить стабильную положительную атмосферу в доме.

Также астматикам рекомендуется несколько раз в год проходить лечение на курортах с горным и морским воздухом. Это не только благотворно отражается на состоянии дыхательной системы, но и помогает стабилизировать эмоциональный фон.

Источник

Конкретный пример. Бронхиальная астма.

Бронхиальная астма считается классическим примером психосоматического заболевания, часто описывается во всевозможной учебной литературе и лекционных курсах. На ее примере я предлагаю рассмотреть механизмы формировани и течения заболевания с психосоматической «окраской».

Итак, что же это такое? По определению American Thoracic Society бронхиальная астма это «клинический синдром, характеризующийся повышенной чувствительностью трахеобронхиального дерева к различным стимулам. Основные симптомы астмы — пароксизмы одышки, свистящего дыхания и кашля, которые могут варьировать от легких, почти неопределяемых до тяжелых и неуменьшающихся (астматический статус). Основным физиологическим проявлением этой гиперчувствительности является лабильная обструкция дыхательных путей».

Предрасположенность к бронхиальной астме рассматривается по следующим категориям: наследственная предрасположенность, генетические факторы, болезни матери, патология беременности, особенности конституции, особенности развития и болезни в детский период, особенности труда, быта и болезни взрослых, биологические дефекты.

Основным клиническим проявлением бронхиальной астмы считается типичный для данного заболевания приступ удушья. Именно приступ удушья и астматическое состояние, имеющие типичную клиническую симптоматику, отличают бронхиальную астму от других обструктивных болезней легких.
А, собственно, в чем же психологический аспект?

Астма в свете психоанализа.

«Астма имеет компоненты истерического конверсивного симптома, поскольку она может служить прямым и частичным заместителем подавленной эмоции, такой, как стремление к плачу. Дыхание, хотя и автоматическая функция, находится под контролем произвольной иннервации» (А. Александер).

Проще говоря, согласно этой теории астма — символическое выражение крика младенца.

Сначала, по-видимому, плач — это часть автоматической реакции, снимающей эмоциональное напряжение и призывающей мать, которая должна снизить уровень дискомфорта. Впоследствии ребенок реагировать на состояние дискомфорта уже произвольной реакцией плача, и этот способ реакции впоследствии закрепляется при наличии подкрепления. Получается, что присутствие матери связывается у ребенка со снижением дискомфорта. Образуется важный условный стимул.

И наоборот, постепенно отсутствие матери, которое связывается у ребенка с состоянием дискомфорта, становится заученными стимулом к развитию тревоги, которая становится мотивом к реакции плача. При неподкреплении реакция просто затухает, однако ее можно подавить и наказанием, что приводит к конфликту между двумя видами тревоги: мотивирующей и подавляющей плач, так как на признаки материнского неудовольствия плачем у ребенка тоже развивается тревога, страх. Если плач не подкрепляется удовлетворением потребностей, то он начинает пробовать другие респираторные реакции, напоминающие астматические: вздохи, хрипящее дыхание, кашель и т.п. И если эти реакции подкрепляются уменьшением тревоги в связи с привлечением внимания матери, вероятность их употребления возрастает.

Однако действительно отвергающее поведение матери встречается довольно редко, чаще встречается не вполне осознаваемая тенденция к отверганию, трансформирующаяся в гиперопеку. Эта тенденция, несовместимая с морально-этическими нормами матери, приводила к чувству вины, которое смягчалось взаимно изматывающей чрезмерной опекой матерью больного ребенка. В результате получается инфантильная личность, у которой симптомы бронхиальной астмы и становятся средством самовыражения.

Астма, как защитный механизм.

Согласно исследованиям ученых, астма у ребенка зачастую служит для ухода родителей от конфликтов в семье, является важным фактором, своего рода стабилизатором отношений.

Было выделено шесть вариантов нервно-психического механизма развития астмы в подобных ситуациях, фиксации приступов удушья, способствующих затяжному, хроническому течению заболевания, не поддающемуся лечению традиционными средствами:

» истероподобный;
« неврастеноподобный;
« шунтовой;
« ипохондрический;
« анозогнозический;
« псевдоанозогнозический

Три первых механизмы при конфронтации индивидуума с конфликтной ситуацией обуславливают нарастание психоэмоционального напряжения, непосредственно разрешаемого развитием приступа удушья, а последующие три находят свое проявление особенностях жизненной позиции больного, предопределяющей поведение, которое затрудняет лечение заболевания (хронизирующие факторы).

Приступы удушья, провоцируемые при истероподобном механизме, приводят к устранению из поля внимания неприемлемого для больного мотива, отказу от самостоятельного решения трудностей, уклонению от реальной оценки собственной роли в конфликтной ситуации. Предшествующее эмоциональное напряжение снижается, конфликтные переживания смягчаются, развивающиеся по такому механизму приступы удушья приобретают характер «условной приятности», так как освобождают больного от трудной для него ситуации, вернее от необходимости решения ее. В таком случае формируется тенденция бегства в болезнь.

Астма служит больному для привлечения внимания, признания, адаптации в семье.

Болезнь является мощным орудием управления членами семьи. Деятельность семьи подчинена интересам больного, интересы здоровых членов семьи игнорируются или недооцениваются, что ведет у них к нарастанию озлобления особым положением больного в семье. Однако суета вокруг больного не утихает, обусловленная морально-этическими представлениями. При этом подавленное раздражение, «жертвенность» не ускользают от внимания больного, так как сквозит в жестах, тоне речи, выражении лица членов семьи. И тогда он «наказывает» родственников за «неискренность» очередным приступом удушья.

Степень осознаваемости этого механизма может быть различной. В начале заболевания (главным образом у детей) больной почти осознанно, желая уйти от требований окружения, вызывает у себя приступ. «Главное настроить себя на приступ, взвинтить себя, понервничать, и приступ разовьется сам собой», — отмечают некоторые больные.

Часто астма развивается и по пути имитации, особенно в семьях, где один член уже болен бронхиальной астмой (феномен псевдонаследственности). Иногда бронхиальная астма начинается в стрессовой ситуации при общении с больным членом семьи на фоне полного благополучия органов дыхания.

При неврастеноподобном пути фиксации заболевания имеет значение внутриличностный конфликт, сходный с конфликтом у больных неврастенией. Однако он решается не с помощью невротической защиты, а с помощью приступов удушья, которые можно рассматривать, механизм защиты. Иногда он начинает провоцировать всеми возможными способами развитие в семье так называемой игры «скандал» (Э. Берн), чтобы вызвать эмоциональное напряжение и последующий приступ удушья. Таким образом, ощущение собственной ответственности за развитие бронхоспазма вытесняется из сознания больного («меня вывели из себя родственники»), уровень тревоги снижается, и данный стереотип поведения подкрепляется.

Шунтовой механизм психогенной провокации приступов бронхиальной астмы можно понять с позиции «групповой психосоматической защиты». В семьях больных отрицалось наличие какой-либо проблемы, кроме болезни ее члена, то есть в семье хоть и существуют «тлеющие», не всегда осознаваемые проблемы, открытая конфронтация с ними избегается.

При начинающейся ссоре родителей у ребенка (или другого члена семьи) развивается удушье, которое уводит родителей от выяснения отношений путем переключения на более «насущную» проблему. Вслед за этим больной получает подкрепление в виде внимание и заботы конфликтующих членов семьи. Роль «миротворца» прочно врастает во внутрисемейные отношения, затем автоматизирует наступление приступа удушья.

Больные с подобным механизмом испытывают потребность в привлечении и удержании внимания членов своей семьи, для них характерны реакции, сопровождающиеся чувством вины, аутоагрессией.

Таким образом, в данном случае болезнь, с одной стороны, является своеобразным стабилизатором особого рода отношений в семье, с другой стороны, сами симптомы заболевания поддерживаются и хронизируются семейным климатом.

Такая семейная система способствует фиксации симптоматики больного, так как ее члены стремятся сохранить свойственный им ригидный стереотип избегания конфронтации.

Больные с ипохондрическим механизмом фиксации приступов удушья, как правило, с детства воспитываются в семьях с атмосферой «культа болезни». Повышенное внимание к ним способствует формированию тревожно-мнительной личности. Появление даже легких дыхательных расстройств привлекает к ним внимание больного и членов его семьи. У таких больных легко теряется «врачебная перспектива», и они чаще подвержены ятрогениям.

Анозогнозическое отношение к болезни проявляется в условиях высоких требований в воспитании, поощрении тенденций ребенка к самостоятельности, нередко преждевременной, развивается склонность к пренебрежению симптомами болезни и лечению. Это обусловливает позднее обращение к врачу, развитие тяжелейших астматических статусов.

При ложноанозогнозическом отношении к болезни больной, несмотря на то, что достаточно адекватно оценивает тяжесть своего заболевания, всячески скрывает его от окружающих. Чаще всего это связано с неприятием такого человека в семье, в социальной группе.

Такие больные ищут нетрадиционных методов лечения, что зачастую приводит к усугублению симптомов заболевания.

Бронхиальная астма и эмоции.

Известно, что обострения астмы часто связываются с периодами повышенной эмоциональности. Однако причинно-следственные отношения, связывающие астму и эмоции, до конца не ясны. Как уже говорилось выше, до сих пор не выяснено, является ли высокая тревожность при астме патогенетическим фактором, или она развивается в результате постоянного страха удушья.

В каждом конкретном случае эти компоненты предстают в различных соотношениях в зависимости от множества факторов: ведущего патогенетического механизма бронхиальной астмы, степени тяжести и длительности заболевания, особенности личности больного.

1. «Запускающим» заболевание фактором может быть острая или пролонгированная (хроническая) психологическая травма, как при наличии соматической предрасположенности (наследственность, аллергия, хронические инфекции дыхательных путей), так и при его отсутствии. В этих случаях бронхиальная астма развивается по принципу, близкому к механизму стрессового нарушения, а приступы могут чередоваться с «наплывами» тревоги. Показано, что не сами по себе жизненные события, какими тягостными они ни были, а именно активное избегания обсуждений данных событий, стремление волевым усилием подавить тягостные переживания служит факторами ухудшения соматического состояния.

2. Стало уже притчей во языцах, что для астматика одна мысль о забытом дома ингаляторе, является фактором, способным запустить приступ удушья. Эмоции как негативного, так и позитивного спектра являются провокаторами приступа. В число эмоционально-стрессовых воздействий, достоверно снижающих показатели бронхиальной проходимости и вызывающих приступ удушья, по данным разных авторов, включены: записанный на магнитофон голос матери, прослушиваемый ребенком-астматиком, обсуждение в группе больных разного рода неблагоприятных жизненных обстоятельств, воспоминания о наиболее травмирующих эпизодах жизни.

Паника и другие фобические реакции, столь характерные для больных бронхиальной астмой, способствуют ухудшению болезни, прямо влияя на способность больного к принятию решения в критических обстоятельствах, на эффективность управления приступом.

Тенденцию к передозировке лекарств: врачи почему-то назначали им более интенсивную стероидную терапию, не ориентируясь при этом на объективные показатели активности болезни, а находясь под влиянием психологических реакций больного.

Не хочется призывать рассматривать психосоматический подход к развитию и течению бронхиальной астмы, как единственно верный. Впрочем, то же самое можно отнести и к целому ряду других заболеваний, например, гастриту, язвенной болезни, стенокардии. Просто иногда очень хочется, чтобы «традиционная» медицина подходила к каждому больному индивидуально, учитывая не только состояние тела, но и душевное состояние.

Источник