Психика при бронхиальной астме

Психика при бронхиальной астме thumbnail

Что это такое?

Бронхиальная астма — заболевание, для которого характерна обструкция (закупорка) мелких дыхательных путей по причине хронического воспаления и повышенной реакции на различные аллергические стимулы. Типичное проявление бронхиальной астмы — это одышка с сухими «жужжащими» хрипами. Если же хрипы влажные, «булькающие», то мы имеем дело с так называемой сердечной астмой, причина которой — сердечная недостаточность.

Бронхиальная астма — нередкое заболевание, которым страдают сотни миллионов людей по миру. Среди знаменитых астматиков: кубинский революционер Че Гевара и олимпийский чемпион-штангист американец Томми Коно по кличке Железный гаваец, английский писатель Чарльз Диккенс и американский президент Джон Кеннеди, у которого была аллергия на шерсть.

Почему возникает бронхиальная астма?

Болезнь чаще всего развивается в детстве после инфекции верхних дыхательных путей и при столкновении с различными аллергенами, чаще всего с пыльцой растений. Как правило, в развитии болезни присутствуют пять патофизиологических компонентов:

  1. Спазм гладкой мускулатуры дыхательных путей, обычно мелких бронхиол.
  2. Отек слизистой дыхательных путей.
  3. Повышенная секреция легочной мокроты.
  4. Клеточная, чаще всего эозинофильная, инфильтрация стенок дыхательных путей.
  5. Повреждение и слущивание эпителия дыхательных путей.

Ранее большое внимание уделялось элементу спазма бронхов, и основу лечения болезни составляли бронхолитики — препараты, расслабляющие гладкую мускулатуру дыхательных путей. Затем акцент сместился на воспалительный процесс. Теперь же врачи все чаще обращают внимание на психологическую подоплеку заболевания.

Психологические аспекты бронхиальной астмы

Связь эмоциональных состояний с бронхиальной астмой впервые была отмечена еще Гиппократом, которому принадлежит изречение: «Астматик должен защитить себя от своего собственного гнева». Классическая работа Рисса (1956) говорит, что в генезе бронхиальной астмы аллергические факторы повинны в 36 % случаев, инфекционные — в 68 % и эмоциональные — в 70 %. Не пытайтесь складывать эти проценты, так как бронхиальная астма — это болезнь множественной этиологии и сочетанных факторов.

Какие же эмоциональные состояния вызывают приступы астмы?

Астма психосоматика

Наиболее часто это тревожное состояние с нервным напряжением. На втором месте, как ни странно, — ожидание приятного возбуждения. Да-да, и предвкушение радостного события может закончиться астматическим приступом. Известна так называемая «астма первой брачной ночи», от которой пострадали многочисленные новобрачные и женского, и мужского пола. Вам будет полезно узнать, что даже смех может вызвать астматический приступ. Соответственно не спешите развлекать астматика анекдотами.

В обострении болезни также могут быть повинны фрустрации, чувство вины, унижение, обида. Нередко астма появлялась после смерти близкого человека, при разводах и разрывах романтических взаимоотношений.

Психоаналитики полагают, что центральный конфликт больного бронхиальной астмой возник еще в период грудного вскармливания, когда ребенку приходилось сдерживать свой плач из-за страха, что мать будет им недовольна и отлучит от груди. Что ж, оставим эту неслабую идею на совести поклонников Фрейда.

Пациенты, прячущие злобу внутри…

Насколько был прав Гиппократ, который искренне считал, что астма — это болезнь злобных людей! Отмечено, что больные бронхиальной астмой в самом деле испытывают вспышки сильной агрессии, однако они стараются удержать себя в рамках приличия и, как говорится, не выпускают гнев наружу. Сдерживание гнева всегда сопровождается напряжением мускулатуры, в том числе и дыхательных мышц, что ведет к нарушению естественного ритма дыхания. Сдерживанию внешних проявлений эмоций астматики научились в детстве, когда им постоянно твердили, что не нужно плакать, кричать, ругаться и вообще чем меньше бурных эмоций, тем лучше.

Что теперь делать несчастному астматику?

Может быть, не стоит сдерживаться, а лучше весь негатив выплескивать на окружающих? Мысль вполне логичная, но явно запоздалая и как минимум неумная… Когда механизм приступа бронхиальной астмы уже сформирован, ваши громогласные выражения эмоций только усугубят ситуацию и вообще вы рискуете получить астматический статус, т. е. приступ, длительность которого затянется не только на часы, но и дни. Госпитализация на неделю-другую гарантирована.

Лучше не сдерживание, а контроль эмоций

Имейте в виду, что любая сильная эмоция — это частичное безумие. Даже положительная эмоция «сносит голову», не говоря уж о страхе, гневе, тревоге. Рассмотрим подробнее эмоцию ГНЕВА, если уж ее обвинял сам Гиппократ. Гнев — это всегда эмоция «праведника», т. е. гневающийся человек на 100 % уверен, что он абсолютно имеет право порвать врага, как Тузик грелку. Секрет контроля гнева заключается в допущении, что «праведник» хотя бы на 1 % ошибся или был неточен в своей оценке ситуации. Всего лишь одного процента неправоты достаточно, чтобы надутый злобный пузырь сдулся. Будете в очередной раз злиться, задайте себе вопрос: «А я на 100 % прав?».

Пара рекомендаций астматику на дорожку

Лечиться все же лучше у нормальных врачей, специализирующихся по астме. Или хотя бы почитайте литературу по различным видам дыхательной гимнастики. Системы Бутейко и Стрельниковой описаны в интернете. Они противоположны по сути и, несмотря на это, все равно работают. Потому что эффект не в технике, а в самодисциплине, которую эти методы развивают. Кстати, свою психику тоже можно отрегулировать самому, и не обязательно бежать к психологу по каждому поводу.

Сергей Боголепов

Фото istockphoto.com

Источник

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматические заболевания привью

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Психосоматические причины болезни

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболеванияПсихосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Пульмонолог слушает дыхание ребенока

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Психотерапия при БА

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Источник

Институт психологии РАН

Мы продолжаем публикацию
рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова
Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами,
которым в свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст
без всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана.
Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти
замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список
цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).

Институт психологии РАН

Институт «Открытое общество»

Л.П. УРВАНЦЕВ

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО
БОЛЬНОГО

Ярославль

2000

© Л.П. Урванцев, 2000

2. ВЛИЯНИЕ СОМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НА ПСИХИКУ

2.2. Психологические особенности больных
при некоторых заболеваниях

2.2.1. Больные бронхиальной астмой

Нервно-психические расстройства при бронхиальной астме
описаны во многих работах. После приступа болезни могут
наблюдаться сниженное настроение, капризность, порывистость, раздражительность,
повышенная возбудимость, истощаемость, астения, лабильность настроения,
слезливость, иногда — истерические расстройства, депрессивные состояния,
неврастенические, фобические расстройства, тревожность
и т.д. Психические расстройства при бронхиальной астме наблюдаются
часто. Они выступают в виде реактивных личностных образований в связи с
переживанием болезни, неврозоподобных расстройств,
аномального развития личности. Это усложняет клиническую картину и привносит в
нее черты ипохондричности, болезненную тревогу и
опасения, вызывает отрицательные установки по отношению к лечению, порождает
недоверие к врачу и проводимой терапии.

Особенно частыми бывают астенодепрессивные
реакции (пониженное настроение с мыслями о бесперспективности, безысходности
существования и неизлечимости болезни), что обнаружено у половины всех больных.
Около 12 % больных характеризуются ипохондрическими чертами. При фобической структуре реакции больные испытывают неотступный
страх, тревогу, беспокойство. Они тревожны, растеряны, плачут, обреченно ждут
развязки, катастрофы, близкого конца. Если состояние ухудшается, больные
надолго впадают в астенодепрессивное состояние.

В целом клинические варианты реакции на болезнь у больных
бронхиальной астмой
оказываются очень разными, индивидуальными. Например,
каждый пятый больной переживает связанный с приступом страх, причем врачи
обычно этого не замечают. Страх обусловлен, в частности, внезапностью, приступообразностью основного проявления астмы. Реже
возникает беспредметный страх с тревогой, беспокойством, который сохраняется
после приступа в течение нескольких часов.

Для легкой формы астмы характерны обычно стертые неврозоподобные расстройства (легкая физическая астения или
острые неврастеноподобные нарушения). При средней
тяжести течения астмы возникают также циклоидные колебания настроения, легкая
эйфория после приступа болезни, гипостенические неврастеноподобные расстройства, иногда — галлюциноиды, ипохондрические опасения за сердце и т.д. При тяжелом течении астмы ведущими оказываются неврозоподобные
расстройства с выраженной астений, с вегето-сосудистыми
нарушениями. Нередки суицидальные мысли во время приступа, полярные
колебания настроения. При улучшении состояния особенно долго сохраняются
вегетативно-сосудистые нарушения. Нервно-психические расстройства при астме
снижают эффект терапии.

Обследование больных бронхиальной астмой
показало, что у 66 % из них были и другие психосоматические
заболевания
(экзема, нейродермит, хронический колит, гипертоническая
болезнь). В раннем детстве у них имели место определенные отношения в
родительской семье: материнская гиперопека с
отстранением или отсутствием отца и /или ситуация разлуки, воспринятые ребенком
так, как будто его бросали или как угроза безопасности. Все пациенты отмечали
как характерные для себя особую тонкость восприятия, эмоциональную ранимость,
которую они обычно скрывали. Они отличались затруднениями в описании своих
чувств и отрицали свои эмоциональные проблемы, подавляли проявления тревоги и
агрессивности, боясь ухудшить отношения с окружающими. Их социальной адаптации
препятствовали также ощущение внутренней пустоты, пассивный отказ от общения,
избегание ситуаций соперничества [60].

Больные астмой, по сравнению со здоровыми людьми,
характеризуются более высоким уровнем негативных эмоций [185]. Обострения
заболевания (приступы удушья при астме) по времени связаны с периодами
повышенной эмоциональности. При этом эмоциональность связана с астмой
двусторонней причинной зависимостью и механизмом типа «порочной спирали». На
эмоции больных отрицательно влияют применяемые при лечении астмы лекарства.

В заключение рассмотрим основные результаты
исследования психологических особенностей больных бронхиальной астмой,
выполненного под нашим руководством [150]. Результаты испытуемых
(30 больных) сравнивались с полученными на
контрольной группе, соответствующей экспериментальной по полу и возрасту.
Использовались методики, направленные на изучение «эмоционального словаря»,
распознавания эмоциональных состояний человека по мимике и интонации, а также Торонтская Алекситимическая
Шкала. Другой блок методик был нацелен в основном на диагностику особенностей
когнитивной сферы и включал методики для определения психической ригидности, аналитичности — синтетичности, импульсивности — рефлексивности и «полезависимости — поленезависимости».
Следует отметить, что полученные результаты, естественно, нельзя считать
характерными только для больных бронхиальной астмой. Они (по крайней мер, частично)
могут относиться и к страдающим другими
психосоматическими расстройствами. Нас, однако, интересовала практическая
сторона проблемы: какие психологические особенности нужно учитывать при работе
с больными бронхиальной астмой и на какие
«мишени» целесообразно направлять психотерапевтические воздействия.

Больные бронхиальной астмой распознавали эмоции и по мимике
и по интонации хуже, чем это делали «здоровые» (в дальнейшем будем называть так
контрольную группу). Это можно объяснить алекситимичностью
больных (средний балл 74,2, тогда как у здоровых всего 46,5), если исходить из
того, что успешность распознавания собственных эмоциональных состояний и эмоций
других людей взаимосвязаны. Интересно и то, что в группе больных среди
правильно узнанных эмоций преобладали отрицательные,
тогда как для здоровых испытуемых была характерна обратная зависимость. Это
можно связать с особенностями жизненного и эмоционального опыта больных: чем
чаще в общении человека встречается определенная эмоция, тем лучше она
распознается. Сами больные отмечали, что страх — это наиболее близкая им
эмоция. Многие больные росли в неблагополучных семьях, родители большинства из
них были плохими «воспитателями», не умеющими устанавливать в семье гармоничные
отношения.

Подтвердилось предположение о бедности «эмоционального
словаря» больных. Испытуемые должны были за 5 минут назвать как можно
больше эмоциональных состояний. Задание оказалось для них очень трудным. При
сравнении с контрольной группой выявилось доминирование у больных в словаре, во-первых,
предикативной формы для обозначения эмоций, а во-вторых, перечисление в основном
отрицательных эмоций. Это хорошо согласуется с более точным распознаванием ими
таких эмоций у других людей. Больные редко могли назвать положительные эмоции
кроме таких, как счастье, любовь, радость.

Применение опросника для
выявления ригидности или флексибильности позволило
установить очень большие различия между группами больных и здоровых испытуемых:
если к ригидным были отнесены 94 % больных, то среди здоровых таких
оказалось только 30 %. Больные характеризуются высокой установочной
ригидностью, выражающейся в неприятии нового, в нежелании изменить самих себя
(самооценку, уровень притязаний, систему ценностей, привычек и т.д.). С этим могут быть связаны, в частности, отрицательные
реакции на предложение изменить лечение, использовать новый препарат. Высокие
показатели больных по шкале «ригидность как состояние» указывают на то, что они
особенно склонны к ригидному поведению в состоянии страха, стресса, плохого
настроения, утомления или болезни. Переубедить больных в чем-то (например,
изменить их взгляд на свою болезнь) чрезвычайно трудно. Высокие показатели у
них и по шкале «преморбидная ригидность». У многих
больных ригидность проявлялась уже в подростковом возрасте и раньше. Возможно,
что их повышенная ригидность — это своего рода защитный механизм, помогающий
совладать с тяжелой болезнью.

Больные бронхиальной астмой продемонстрировали выраженную
полезависимость (по Уткину), достоверно отличаясь в
этом от группы здоровых, что хорошо соответствует их зависимости от окружения. Например, они стараются в больнице вообще не выходить
из отделения по одному, без сопровождающих. Они проявляют пассивность в
отношении окружающей Среды, избегают инициативности, очень осторожны. Со слов
врачей, пациенты, которые больны более 20 лет, как бы «прописываются» в
отделении и становятся все более зависимыми «от стен больницы». Фактически это
«уход в болезнь», «вживание» в нее, и в этом случае помощь психолога, на наш
взгляд, может быть полезной.

Большинство больных отличаются аналитичностью
при выполнении теста свободной сортировки, тогда как в группе здоровых получено
обратное соотношение — «синтетиков» в ней больше, чем «аналитиков». Аналитичность больных часто значительно затрудняет установление
врачом или психологом контакта с ними из-за узости диапазона общения,
ориентации на детали, «застревания» на конфликтах.

Методика на диагностику когнитивной «импульсивности — рефлексивности» выявила в группе больных преобладание
«рефлексивных» (работающих медленно, но с малым числом ошибок) и «непродуктивных»
(работающих медленно и с большим числом ошибок) испытуемых. Это можно соотнести
как с высокой ригидностью больных, так и с тем, что для них вообще характерна рефлексивность — направленность на себя, на свои внутренние
проблемы. Кроме того, медленное выполнение заданий теста соответствует отмеченным выше тревожностью и нерешительностью, неуверенностью
больных бронхиальной астмой.

В заключение отметим, что большинство использованных в
описанном исследовании методик достаточно просты, не требуют много времени для
их выполнения и позволяют легко и быстро получить результат обследования. Их
можно рекомендовать для уточнения особенностей эмоциональной и когнитивной сфер
психики больного.

Источник