Психокоррекция при бронхиальной астме

Психокоррекция при бронхиальной астме thumbnail

Сейчас в лечении астмы специалисты все чаще используют и психотерапию. Чем и как она может помочь?

Психокоррекция при бронхиальной астме

Сам себе режиссер

Приступ удушья или сильного кашля при астме может вызвать не только встреча с аллергеном, но и испуг, конфликт, стресс, то есть чисто психологические факторы. Почему? Эмоции влияют на дыхание на уровне бессознательного – так уж природа устроила наш организм. Особенность психики больных астмой – неумение сознательно переживать собственные эмоции. Постоянная напряженность, эмоциональная неустойчивость приводят к тому, что любая нестандартная ситуация может стать спусковым крючком для обострения болезни.

Психотерапевт помогает то «плохое», что засело в бессознательном, переводить в сознательное, то есть учит человека психологической «переработке» своих эмоций, их конструктивному выражению. Шаг за шагом пациент осваивает режиссуру внутреннего «Я»: то есть способы управления своими реакциями на происходящее, меняется его взгляд на ту или иную ситуацию, модель поведения. Именно это и позволяет добиться облегчения болезни, а у некоторых даже встреча с аллергеном не вызывает, казалось бы, неизбежного приступа…

Психокоррекция при бронхиальной астме

Взрослые игры

Ну а если конкретно, как проходит процесс психокоррекции? Многое, безусловно, зависит от тяжести болезни, возраста больного, особенностей его личности. Как врач-пульмонолог подбирает схему лечения, конкретные препараты, их дозы, анализируя результаты, вносит корректировки, так же индивидуально работает и психотерапевт.

Методики, приемы, техники могут быть самыми разными. Например, кто-то начинает с арт-терапии: используются специальные тесты (рисунок помогает человеку вынести «вовне» страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном). Другим помогает песочная терапия: пациенту предлагается на подносе с песком выстроить какой-то сюжет. При этом используются различные предметы (фигурки людей, растения, животные, игрушечные дома, машины). Создание композиции помогает подсознанию через подсказки-символы выразить внутренние переживания без слов, дает ощущение безопасности, самовыражение, чувство свободы. Психолог, наблюдая за ходом игры, «расшифровывает» конкретные проблемы пациента, анализирует ситуацию и, когда работа закончена, в ходе обсуждения помогает своему подопечному скорректировать его отношение к возникшим проблемам, искать способы их решения.

Психокоррекция при бронхиальной астме

Хороший эффект дают и игры с моделированием различных ситуаций, когда психолог задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. Часть занятия может быть посвящена различным упражнениям, например, помогающим освоить навыки расслабления. В общем, любое занятие выстраивается по-своему. Даже если оно не индивидуальное, а групповое, – к каждому пациенту свой подход. Главное – помочь ему развить позитивный настрой, научить выражать свои чувства, управлять своим «Я». Сначала в игре, а потом и в реальной жизни.

Когда и кому

Начинать лечение астмы у психотерапевта стоит в самом начале болезни – это позволяет добиться лучшего эффекта. Противопоказаний к психотерапевтической коррекции болезни нет. Лечение проводят как со взрослыми, так и с детьми.

Есть особые периоды, когда оно просто необходимо. В первую очередь – это подростковый возраст. Нередко состояние тинейджеров ухудшается из-за бурной гормональной перестройки. К тому же это пора, когда у подростка возникает множество психологических проблем, что нередко приводит к обострению заболевания.

Занятия с психотерапевтом полезны и женщинам в период менопаузы, у которых гормональная перестройка снижает «иммунитет» против стрессов. Конечно, психокоррекция астмы не отменяет полностью лекарственного лечения, но дает возможность переходить на меньшие дозы, использовать менее «сильные» препараты и при этом держать болезнь в узде.

Смотрите также:

  • Психология болезни: смирившись с недугом, быстрее выздоровеешь? →
  • Болезни на нервной почве: как возникают инсульт и гастрит →
  • Грустная пора. Как бороться с осенней депрессией →

Источник

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматические заболевания привью

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Психосоматические причины болезни

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма – это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы – дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

Психосоматические заболеванияПсихосоматические заболевания

Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Пульмонолог слушает дыхание ребенока

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Психотерапия при БА

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.

Please follow and like us:

Источник

Большая частота нервно-психических расстройств при бронхиальной астме (БА) и хроническом обструктивном бронхите (ХОБ) приводит к усугублению клинических проявлений этих болезней и усложнению течения. Поэтому в последнее время все чаще встает вопрос о необходимости проведения коррекции психологического статуса в ходе лечения и реабилитации больных бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ). В связи с тем, что большинство психотропных препаратов обладает рядом побочных эффектов и мало влияет на состояние функции внешнего дыхания, основной акцент делается на проведении безмедикаментозной психотерапии.

В современной лечебной практике психотерапия представлена десятками методов, оценка эффективности которых проводится по различным критериям. В литературе имеется ограниченное количество данных о сочетании индивидуальной и групповой психотерапии у пациентов с синдромом бронхообструкции. Нам не встретилось работ, посвященных влиянию этих видов психотерапии на функцию внешнего дыхания и показатели парасимпатической активности у больных БА и ХОБ. Все это определило задачи нашей работы.

Материалы и методы

Все обследуемые были разделены на две группы: 1-ю группу составили 46 человек: 32 (70 %) больных бронхиальной астмой (БА) и 14 (30 %) — хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ). В группу 2 было включено 46 человек: 29 (64,7 %) с БА и 17 (35,3 %) с ХОБ. Обе группы были сопоставимы по возрасту, полу и тяжести течения заболеваний.

Больным, входящим в группу 1 проводилась только стандартная терапия в соответствии с международными соглашениями по лечению бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита, включающая бронхолитики (в том числе холинолитики), противовоспалительные препараты, отхаркивающие средства.

С целью улучшения качества лечения пациентам группы 2 наряду с традиционной терапией назначалась индивидуальная (рациональная психотерапия, аутотренинг) и групповая (аутотренинг, гипносуггестия) психологическая коррекция.

Эффективность лечения в обеих группах оценивалась по динамике показателей функции внешнего дыхания (ФВД), психологического статуса, состояния парасимпатической нервной системы и данным катамнестического наблюдения до, через 1 и 12 месяцев после начала лечения. Изучались ОФВ1, MMEF, PEF, МОС25, МОС50, МОС75, уровни вегетативной лабильности, депрессии, ситуативной и личностной тревожности.

Результаты исследования

Установлено, что в процессе лечения независимо от нозологии и вида терапии все показатели функции внешнего дыхания (ФВД) обследуемых пациентов имели тенденцию к улучшению. Однако у больных бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), получавших традиционную терапию, через 1 месяц после начала лечения статистически значимо (р < 0,05) увеличился только МОС50, изменения же остальных показателей не были достоверными.

В то же время у больных БА и ХОБ, прошедших также курс психотерапии, уже через 1 месяц был получен достоверный (р < 0,05) прирост значений ОФВ1, PEF и МОС75. Через 12 месяцев от начала терапии все параметры, характеризующие функцию внешнего дыхания (ФВД), у больных бронхиальной астмой (БА) (кроме МОС25), достоверно улучшились в обеих группах. У пациентов с хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), получавших традиционную терапию, через 12 месяцев от начала лечения достоверно увеличились только показатели ОФВ1, МОС50 и МОС75. В то же время, у больных ХОБ, прошедших, наряду с традиционной, курс психотерапии, через 12 месяцев получено достоверное улучшение всех исследуемых показателей функции внешнего дыхания (ФВД).

Прирост всех показателей у больных и бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), проходивших психотерапию, более чем в полтора раза превосходил изменения в группе, получавшей традиционное лечение. Интересным представляется тот факт, что при традиционном лечении показатели функции внешнего дыхания при ХОБ хоть и изменялись, но были менее динамичными в сравнении с БА. В то же время, у больных хроническим обструктивным бронхитом, прошедших психотерапию, удалось добиться обратимости бронхообструкции, сравнимой с таковой при бронхиальной астме.

Влияние терапии на состояние парасимпатической нервной системы у больных бронхиальной астмой (БА) и хроническим обструктивным бронхитом (ХОБ), получавших различное лечение, изучалось по уровню холинестеразы эритроцитов периферической венозной крови. В ходе лечения этот показатель статистически значимо улучшился уже через 1 месяц в обеих группах, как у больных БА, так и ХОБ. Через 12 месяцев уровень холинестеразы с высокой достоверностью отличался от исходного у всех обследованных. Однако следует отметить, что в 1-й группе конечные показатели были значимо (р < 0,05) ниже, чем в группе, прошедшей психокоррекцию. Кроме того, у больных хроническим обструктивным бронхитом, получивших курс психотерапии, значения холинестеразы периферической венозной крови через 12 месяцев были максимально приближены к нижней границе нормы, чего не наблюдалось в других группах.

психотерапия у детей с бронхиальной астмой

Показатели динамики уровня холинестеразы существенно различались в группах сравнения. Так, у больных бронхиальной астмой в группе стандартной терапии через 1 месяц увеличение показателя составило 3,8 ± 0,1 ммоль/ч-л, а через 12 месяцев — 10,8 ± 0,5 ммоль/ч-л. У больных же бронхиальной астмой, получавших психотерапию, прирост был приблизительно вдвое большим. Сходная картина наблюдалась у больных хроническим обструктивным бронхитом, где увеличение уровня холинестеразы было также более значительным у пациентов, прошедших психокоррекцию.

Для оценки влияния проводимой терапии на психологический статус больных изучался уровень вегетативной лабильности (по тесту VELA, 1965), депрессии (по шкале Zung, 1965), ситуативной и личностной тревожности (по опроснику Сh.D. Spilberger, 1972).

У пациентов, получавших только традиционную терапию, ни один показатель, характеризующий психологическое состояние, достоверно не улучшился через 1 месяц от начала лечения независимо от нозологии. Через 12 месяцев в этой группе произошло значимое снижение уровня депрессии, а у больных хроническим обструктивным бронхитом — и ситуативной тревожности, однако эти показатели были далеки от нормальных величин. В группе, прошедшей также курс психотерапии, напротив, через 1 месяц наблюдалось достоверное (р < 0,001) падение уровня вегетативной лабильности, депрессии, ситуативной и личностной тревожности как у больных бронхиальной астмой, так и хроническим обструктивным бронхитом.

Через 12 месяцев от начала лечения значения показателей депрессии, ситуативной и личностной тревожности находились в пределах нормы; уровень вегетативной лабильности у больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом отличался от нормального лишь незначительно. При анализе динамики уровня вегетативной лабильности, депрессии, ситуативной и личностной тревожности установлено, что в группе, прошедшей курс психокоррекции, разница между исходными показателями и значениями, полученными через 1 и 12 месяцев, была достоверно больше, чем у больных, получавших только стандартную терапию. Максимальное снижение показателей произошло у больных хроническим обструктивным бронхитом, которые в дополнение к традиционному лечению прошли курс психотерапии.

Следует отметить, что в группе, получавшей психотерапию, исходные значения вегетативной лабильности и депрессии были несколько больше у пациентов с бронхиальной астмой. После же лечения эти показатели существенно не отличались у больных БА и ХОБ. Выявлено, что в обеих группах через 12 месяцев от начала лечения показатели претерпели наибольшие изменения, что свидетельствует о необходимости длительной психологической коррекции у больных с бронхообструкцией.

Результаты катамнестического наблюдения за больными, получавшими различные виды лечения, представлены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, комплексное лечение бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита с использованием индивидуальной и групповой психокоррекции и традиционной терапии способствует уменьшению количества обострений в течение года, удлинению фазы ремиссии и улучшению качества жизни больных.

Выводы

  1. Применение индивидуальной и групповой психотерапии у больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом благоприятно сказывается на состоянии функции внешнего дыхания, приводя к более быстрому и значительному улучшению показателей ОФВ1, MMEF, PEF и МОС75. У больных хроническим обструктивным бронхитом проведение психотерапии в значительной мере способствует усилению обратимости бронхообструкции.
  2. Включение психотерапии в комплекс лечебных мероприятий при бронхиальной астме и хроническом обструктивном бронхите способствует нормализации уровня холинестеразы эритроцитов периферической венозной крови и приводит к улучшению состояния парасимпатической нервной системы у данного контингента больных.
  3. Сочетание групповой и индивидуальной психотерапии в лечении бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита приводит к снижению уровня вегетативной лабильности, тревожности и депрессии, способствует более динамичному их изменению и, в конечном итоге, нормализует психологическое состояния пациентов.
  4. Под влиянием психотерапии происходит более быстрое стихание обострения бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита. Проведение психотерапии оказывает благоприятное влияние на длительность ремиссии и количество обострений заболевания.
  5. Включение психотерапии в программу лечения бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита приводит к снижению потребления лекарственных препаратов, увеличению физической активности и улучшению качества жизни больных.
  6. В целом, наиболее эффективной в отношении нормализации парасимпатической регуляции и коррекции психологического статуса проводимая психотерапия оказалась у больных с хроническим обструктивным бронхитом.

© Е.Ю.Гашинова

Источник