Разес и его учение об оспе и кори у детей
Абу Бакр Мухаммад ар-Рази
Абу ар-Рази (Разес, IX-X века) — главный врач, основатель больницы и школы врачей в Багдаде, а еще известный алхимик.
Многие сочинения Ар-Рази переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater.
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.
Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61.
Предание о способе Ар-Рази выбирать место под больницу известно до сих пор: для постройки больницы он развешивал куски мяса в разных частях города, наблюдая, где оно не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и подходящим для больницы.
Ар-Рази (Разес) связывал теоретическое обучение с врачебной практикой. В работе «Об оспе и кори» дано описание их симптомов, течения болезней, их отличий, невосприимчивости к повторному заболеванию оспой, необходимости прививки здоровым содержимого оспенных пустул.
Среди мер по уходу за больным ребенком он указывал на уход за ртом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, промывания глаз.
Достижения в химии
Разес классифицировал вещества на три группы: минеральные, растительные и животные. Минеральные вещества считал самыми распространенными, поэтому разделял их еще на 6 видов:
1) спирты (ртуть, нашатырь и другие). Спиртами (алкоголями) называл все вещества, которые улетучиваются без остатка.
2) тела (золото, серебро)
3) камни
4) купоросы
5) бура
6) соли
Достижения в медицине
Разес описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Он одним из первых стал применять вату при перевязке, нитки кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Он впервые в халифатах ввел записи о больных, положив начало истории болезни.
Известные труды Абу ар-Рази
«Медицинская книга» (10 томов)
«Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей)
«Легкие болезни могут быть трудно излечимы»
«Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»)
«Всеобъемлющая книга о медицине» (25 томов) — первый в арабской литературе энциклопедический свод по медицине, собранный и обобщенный его учениками после его смерти.
«Антидотария» — книга о приготовлении лекарств, прописи часто встречающихся сложных препаратов.
Цитаты великого ученого Абу ар-Рази можно посмотреть в НАРРАТИВЕ.
В эпоху Ар-Рази его книги были учебниками на медицинских факультетах университетов Европы.
Удачи вам и успехов. Ваша подписка и лайк — лучшая благодарность, это поможет чаще видеть наши статьи в ленте.
Подписывайтесь на Аптека.Ортопедия.Бизнес, чтобы не пропустить много интересного.
Похожие статьи:
Лекарствоведение в Древней Индии
Боги медицины и фармации Древнего Египта
Как лечили в древности: Индия
Как лечили в древности: Египет
Источник
6. Роль Разеса и его трудов для развития учения об оспе и кори у детей.
Содержание занятия.
Краткая характеристика периода средневековья.
Переход к феодализму условно датируется 476 годом, когда пала Западная Римская империя. В различных странах он осуществлялся в разные сроки, причем рабовладельческие и феодальные отношения длительное время сосуществовали. Для некоторых народов (восточные славяне, японцы и др.) феодализм был первой классово-антагонистической формацией. Это и обусловило различие в социально-экономическом развитии стран. В странах Западной Европы средние века подразделяют на три периода: раннее средневековье (V-X вв.), развитое средневековье (XI-XV вв.) и позднее средневековье — эпоха Возрождения (XVI—XVII вв.).
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачный период истории, который характеризует невежество и суеверие. Подтверждается это тем, что для философов и врачей в течение всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества. О слабости средневековой медицины свидетельствует и отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и в городах; свирепствовавшие эпидемии чумы, проказы, оспы, различного рода кожных заболеваний. Однако здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в развитии медицинских знаний, и бурное развитие медицины нового времени происходило не на пустом месте, в её фундамент были заложены и достижения врачей средневековья.
Медицина в Западной Европе в периоды раннего
и классического средневековья.
Особенности перехода от античности к средним векам характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления. Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных «авторитетов». В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.
В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).
Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развивалась хирургия. Хирурги объединялись в цеха ремесленников и в Европе делились на длиннополых (1-й разряд) и короткополых хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы, мозольных дел мастера).
Наиболее благоприятные условия для развития медицины в период раннего и развитого средневековья сложились в восточных странах.
Медицина в Византии.
С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются «ксенодохии» (монастырские приюты для увеченных и больных путников) — прообразы монастырских больниц. В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалистов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освещением, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, главным образом, церковными властями. В Византийских больницах существовал «Устав», который позднее был принят в древнерусских монастырских лечебницах.
Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных — прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть — в богадельни). При них работали школы для обучения врачебному искусству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение выносил патриарх — покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.
Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Римской империи институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии.
Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монастырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного пополнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров — цистерн.
В работах византийских энциклопедистов появилось учение о детских болезнях. Основной работой являлся «Синопсис» Орибасия о выборе кормилицы, воспитании детей (гигиена), детских болезнях. Первый том семитомного медицинского сборника Павла Эгинского был посвящен вопросам акушерства, гигиены и лечения детей (дано описание стоматита, детских судорог, сыпей, операции иссечения миндалин).
Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой в мире печатной книги по педиатрии «Книга о детских болезнях» (описание кори, конвульсий, бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер (Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых детей. Как следует ухаживать за детьми – здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (описание водянки, детских параличей, заболеваний глаз и ушей и др.).
Организация первых домов для подкидышей: в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме (1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.).
Медицина Арабских халифатов
С целью формирования единой арабской народности, идеологии, государственной организации возникла новая религия — ислам (в переводе с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее основоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдаде.
Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возможность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географическая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, использовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, сахар.
В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 — 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.
Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чиновники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал византийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее образование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.
Ученые—медики Арабских халифатов.
Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн Закарииа Ар-Рази и др.
Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 — 1037) родился в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просвещенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщиком податей. Мать — Ситора — принадлежала к древнему зороастрийскому роду. Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предупреждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хлеба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.
Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О воспитании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.
Источник
Ар-Рази (865-925),
а если называть его полное имя, то Рази Абу-Бекр Мухамед бен-Закария (латинизированное
Разес) — иранский ученый-энциклопедист, врач и философ, рационалист и
вольнодумец. Автор около 200 сочинений (сохранилось 61). Дал классическое
описание оспы и кори, применял оспопрививание — это за тысячу лет до открытий
Пастера!
Искусству врачевания он начал учиться в тридцатилетнем возрасте у Али
ибн Раббана, придворного врача халифа Багдада и, кстати, автора знаменитого
труда по теории медицины «Рай знаний», который многие столетия
пользовался на Востоке огромной популярностью. Это был не единственный
его наставник. Учился он и у другой знаменитости Багдада — у Ибн Зейн
эл-Тараби, ведь, кроме медицины, Рази занимался вопросами математики,
астрономии, химии, философии.
Рази, несомненно,
принадлежит к числу гениальных врачей не только своего времени. Он воспитал
целое поколение лекарей. Медицинские труды его характеризуются тщательностью
клинических наблюдений в сочетании с оригинальностью практических решений.
Им составлены наставления по сооружению больниц, написаны работы о значении
специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»),
о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина
для тех, у кого нет врача» или «О медицине бедных»). Будучи
главой больницы в Багдаде, он ввел систему повышения уровня квалификации
врачей. В области хирургии Рази описал инструмент для извлечения инородных
тел из глотки и одним из первых начал применять вату при перевязках, а
как терапевт разработал систему ухода за больным при разных болезнях и
при различном их течении. Будучи стихийным эпидемиологом, он писал также
о чуме и других эпидемиях, широко распространенных в средние века.
Наибольшее значение
имеет его труд «Об оспе и кори». Часто наблюдавший эти болезни,
он дал описание их течения, а также — что предвещает заболевания, их симптомы
и лечение. Он автор учебников по детским болезням, заболеваниям суставов
и почек. Его учебники были очень популярны в средние века. Крупнейшее
произведение Рази — энциклопедический труд «Эль-Хави» («Хранилище
медицины», или Всеобъемлющая книга по медицине»). Кроме специальных
разделов, здесь дан большой исторический обзор развития медицины в античном
мире и раннем средневековье (вплоть до 9 в.). Другая крупная работа Рази
была посвящена Халифу Альманзору (эль-Мансуру) и называлась «Медицинской
книгой Алманзора». Она служила руководством к лечению болезней. Будучи
переведена на латинский язык под заглавием «Liber continentis»,
книга эта многие столетия служила весьма популярным учебником медицины
во многих европейских университетах.
Разес оставил массу
полезных сведений, не потерявших значения и поныне. Например, он рекомендовал
использовать листья лавра как специфическое средство для ароматерпии при
нервных расстройствах, а «тоскливые состояния» советовал лечить
игрой в шахматы. Он изобрел пломбу, создав клееподобную смесь из аммония,
железа и смолы. К сожалению, в его время еще не было бор-машины, поэтому
дырочку в зубе он расширял (чтобы забить полость зуба пломбой) путем выдалбливания.
Разес исследовал целебные свойства кофе — под названием «бунчум»
этот настой описан в его классических трудах. Однако по мере роста потребления
кофе как напитка, его лечебные свойства стали забываться. Разесу приписывают
также рецепт изготовления водки, хотя, по другим источникам, спиртовая
вытяжка была известна арабам уже к концу первого тысячелетия нашей эры,
а сами они позаимствовали ее у китайцев. Вот как знаменитый арабский ученый
излагает способ получения водки: «Возьми что-то сокровенное в количестве,
которое пожелаешь, и разотри так, чтобы сделать тесто; оставь затем бродить
в течение дня и ночи; наконец, положи все в перегонный сосуд и дистиллируй».
Позднее секрет «сокровенного питья» был утрачен и много позднее
был открыт вновь. Разес оставил потомкам образцы диет и советы по уходу
за детьми; рецепты от кожных болезней; снадобья для гигиены рта и предотвращения
негативного воздействия окружающей среды.
Интересен способ,
с помощью которого Разес выбирал место, наиболее подходящее с для строительства
больницы. Делал он это очень просто: развешивал куски мяса в разных районах
города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место
считалось наиболее «здоровым» и, следовательно, подходящим для
постройки лечебного заведения. Интуиция подсказала ему наличие связи между
болезнями (заразными), гниением и чистотой воздуха. Считается, что подобные
антипатогенные места на планете связаны с особыми свойствами земной коры,
благотворно действуют на психофизику человека, здесь проходят энергетические
каналы, связывающие Землю с Космосом. Согласно легенде, все та же туша
барана, не тронутая тлением, указала место, где следует заложить Священный
город Иерусалим. Его работа об образовании камней в почках актуальна до
сих пор. Среди нововведений Разеса было использование холодной воды при
лечении хронической лихорадки, применение сухих банок при апоплексии,
ртутной мази и кишки животных для наложения швов на рану и многие другие.
Источник