Рекомендуемые средства физической культуры при астме
ЛФК при бронхиальной астме позволяет улучшить состояние человека на любой стадии болезни. Умеренные физические нагрузки помогают предупредить частые приступы и положительно сказываются на общем состоянии организма. Если регулярно использовать специальные комплексы упражнений, можно не допустить дальнейшее прогрессирование заболевания. Также спорт или лечебная физкультура показаны для людей, состояние которых характеризуется как предасматическое. При правильном подходе к занятиям можно сохранить хорошее самочувствие на долгие годы.
Какая польза от физической нагрузки при астме?
Астма – это заболевание хронического типа, которое поражает дыхательные пути. Часто ему передует хронический бронхит, проявляющийся почти теми же симптомами. Основной признак астмы – наличие приступов удушья. Во время периодов обострения человек наблюдает нарушение дыхательной функции, что сопровождается кашлем, свистящими хрипами. При наступлении астматического приступа применяют специальные препараты, которые расширяют просвет бронхов. Также в составе комплексной терапии входят противовоспалительные средства, направлены на устранение очагов заболевания.
Для предупреждения всех негативных процессов при развитии астмы, которые несут потенциальную опасность для жизни человека, просто необходима лечебная гимнастика. При ее использовании легко достигнуть следующего:
- происходит восстановление нервной регуляции дыхательной функции, что ведет к снижению числа приступов;
- наблюдается расслабление многих мышц на теле – на шее, грудной клетке, затылке. Они часто напряжены из-за нарушения дыхательной функции;
- улучшается дренаж бронхов, что предупреждает скопление слизи в легких;
- нормализуется дыхание из-за развития подвижности грудной клетки;
- повышается выносливость, сила и общее развитие тела;
- нормализуется кровообращение, укрепляется сердечная мышца. Это позволяет урегулировать доставку необходимого объема кислорода ко всем тканям и внутренним органам;
- улучшается психоэмоциональное состояние человека.
Особенности ЛФК
Лечебная физкультура при бронхиальной астме показана в период ремиссии заболевания, когда отсутствуют частые приступы. Она включает в себя дыхательные упражнения, которые сочетаются с физической нагрузкой небольшой интенсивности. Их можно выполнять исключительно в тех случаях, когда у больного отсутствует недостаточность кровообращения. Также физиотерапия при бронхиальной астме противопоказана в таких случаях:
- тяжелое состояние больного, особенно при наличии сопутствующих патологий;
- при повышенном риске внутренних кровотечений;
- при развитии злокачественных процессов в любом органе или системе;
- повышенная температура тела;
- дыхательная недостаточность 3 стадии;
- если присутствует отдышка, при которой человек делает больше 25 вдохов за минуту;
- при наличии астмы физического напряжения необходимо исключить выполнение гимнастических и других упражнений, которые сопровождаются влиянием холодного воздуха на дыхательные пути. Также такой тип физиотерапии нужно использовать с осторожностью и при других формах заболевания;
- наличие острых болевых ощущений в любой части тела, которые не снижаются при уменьшении интенсивности нагрузки.
При подборе программы ЛФК необходимо учитывать возраст больного, его общее состояние и степень физического развития. Перед началом тренировок необходимо несколько дней уделить подготовительному этапу. В это время рекомендуется проверить физическое и эмоциональное состояние человека, что поможет подобрать оптимальные упражнения для достижения положительного результата.
Рекомендуемый комплекс упражнений
Для достижения стойкой ремиссии при бронхиальной астме рекомендуется использовать следующий комплекс упражнений:
- Дыхательная гимнастика. Выполняется стоя, руки свободно опущены вдоль туловища. На протяжении 30-40 сек. нужно глубоко дышать, постепенно сокращая промежуток между вдохом и выдохом. Также такая гимнастика производит еще лучший эффект, если во время выполнения упражнений произносить определенные звуки. Например, во время вдоха – «ж» или «ш», а выдоха – «о» или «а».
- Необходимо лечь на твердую поверхность, вытянуть конечности. На выдохе одну ногу нужно подтянуть к животу. При возврате в исходное положение совершается вдох.
- Исходное положение – сидя на стуле, руки свободно свисают вдоль туловища. На выдохе необходимо немного наклонить корпус в одну сторону. При этом рука должна скользить по ножке стула. При возврате в исходное положение выполняется вдох.
- Необходимо ровно стать, опираясь на спинку стула. На выдохе нужно медленно присесть, а на вдохе – вернуться в первоначальное положение.
- Человеку нужно прямо стать, руки опустить вдоль корпуса. На выдохе одну ногу приподнимают вверх. При помощи руки колено нужно подтянуть к животу. На вдохе нога опускается вниз.
- Нужно стать, расставить широко ноги, уложить руки на талию. На выдохе следует наклонить корпус вперед, а при вдохе вернуться в исходное положение.
Для улучшения состояния больного гимнастика должна проводиться на свежем воздухе или в комнате с открытой форточкой. Количество повторений зависит от физической выносливости человека (рекомендуется не меньше 5). Чтобы достигнуть положительного результата следует тренироваться ежедневно или делать перерыв в 1-2 суток. Лечебная гимнастика при бронхиальной астме не должна вызывать неприятных ощущений. При появлении кашля, першения в горле необходимо остановить занятие и продлить его после полной стабилизации состояния, но с меньшей нагрузкой.
Насколько полезен спорт для больных астмой?
Конькобежка Клаудиа Пехштайн делает ингаляцию прямо на стадионе
Можно ли заниматься спортом при наличии бронхиальной астмы? Мнения врачей на этот счет идентичны. Астма и спорт сочетаемы между собой, если правильно подойти к выбору типа физической нагрузки. Она должна приводить к улучшению дыхательной функции, укреплению всех мышц и нормализации общего обмена веществ в организме. Умеренные физические нагрузки способны подготовить тело человека к гипоксии, которая будет появляться во время приступов. Это позволит больному легче переносить все неприятные симптомы и быть менее подверженным влиянию негативных факторов внешней среды. Если регулярно заниматься спортом при астме, можно достигнуть стойкой ремиссии и забыть о частых приступах. Но начинать тренировки можно только при облегчении общего состояния, когда проявления заболевания минимальны.
При астме рекомендуется отдать предпочтение следующим видам спорта:
- плавание или аквааэробика;
- легкая атлетика или спортивная ходьба;
- командные игры – волейбол, баскетбол;
- танцы;
- аэробика;
- единоборства;
- велоспорт;
- теннис.
При выборе типа физической нагрузки при астме как для взрослого, так и для ребенка следует отдавать предпочтение той разновидности, которая развивает плечевой пояс, диафрагму, что облегчает дыхание. При тяжелом течении заболевания следует исключить чрезмерную активность и сосредоточиться на простых упражнениях. В этом случае подойдет пилатес, йога, боди-флекс и т. д. Перед занятиями в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом, что поможет исключить опасные для жизни и здоровья осложнения.
Please follow and like us:
Источник
Ïðè÷èíû áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Âëèÿíèå àêòèâíîãî îáðàçà æèçíè íà óëó÷øåíèå òå÷åíèÿ áîëåçíè; ïðîòèâîïîêàçàíèÿ. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ: òåõíèêà, äëèòåëüíîñòü, äûõàíèå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåêîìåíäàöèè ïî çàíÿòèÿì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Àñòìà — ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå, òðåáóþùåå ïîñòîÿííîãî ìåäèöèíñêîãî êîíòðîëÿ è ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ. Àñòìà, êîòîðóþ ïðàâèëüíî ëå÷àò, õîðîøî êîíòðîëèðóåòñÿ è íå óãðîæàåò æèçíè. Âñòðåòèâ òàêîãî ÷åëîâåêà â ñïîðòçàëå èëè íà òåííèñíîì êîðòå, âû äàæå è íå çàïîäîçðèòå î åãî çàáîëåâàíèè. Àñòìà, êîòîðóþ íå ëå÷àò èëè ëå÷àò íåàäåêâàòíî, ïëîõî êîíòðîëèðóåòñÿ è ìîæåò çàêîí÷èòüñÿ òðàãåäèåé.  ýòîì ñëó÷àå åå ìîæíî óçíàòü âñåãäà: ïî ïëîõîé ïåðåíîñèìîñòè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, îäûøêå âîçíèêàþùåé ó ñîâñåì ìîëîäûõ ëþäåé äàæå ïðè ïîäúåìå íà 2-3-é ýòàæ ïî ëåñòíèöå. À â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñëó÷àÿõ áîëåçíü âèäíà ïî ïðåðûâèñòîìó äûõàíèþ, áëåäíîñòè ëèöà è ñèíåâå ãóá. Êîíå÷íî, òàêîìó ÷åëîâåêó íàäî ïîñîâåòîâàòü ñíà÷àëà ñõîäèòü ê âðà÷ó è ïîäîáðàòü àäåêâàòíîå ëå÷åíèå, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ïîñëå íàãðóçêè áðîíõè ðàñøèðÿþòñÿ.
Ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà — õàðàêòåðíûé ñòèìóë, âûçûâàþùèé ïðèñòóï óäóøüÿ.  îñíîâå áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ëåæèò ïîâûøåííàÿ ðåàêòèâíîñòü áðîíõîâ. ×àñòîå äûõàíèå ïðèâîäèò ê îõëàæäåíèþ è âûñóøèâàíèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ìíîãèå èñïûòûâàþò çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ âî âðåìÿ çàíÿòèé ñïîðòîì, àêòèâíûõ èãð. Äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü ïîäîáíîé ñèòóàöèè, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ñïîðòèâíîìó âðà÷ó, êîòîðûé ïîìîæåò îïðåäåëèòü òîò óðîâåíü è âèä ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ïðè êîòîðîé áû íå âîçíèêàëî ïîäîáíûõ ïðîáëåì.
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì, íàîáîðîò, àêòèâíûé îáðàç æèçíè ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ òå÷åíèÿ áîëåçíè.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ
Ìíîãèå áîëüíûå àñòìîé ÷àñòî çàäàþò âîïðîñ: «Ìîæíî ëè çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé èëè ëþáèòåëüñêèìè âèäàìè ñïîðòà?» Îäíîçíà÷íî íà ýòîò âîïðîñ îòâåòèòü íåëüçÿ. Íå ñëåäóåò, êîíå÷íî, èäòè íà òðåíèðîâêè, åñëè íà÷àëîñü îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ. Íåëüçÿ çàíèìàòüñÿ èíòåíñèâíûìè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, åñëè ó âàñ âûÿâëåíû îñëîæíåíèÿ çàáîëåâàíèÿ: ëåãî÷íîå ñåðäöå ñ ïðèçíàêàìè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ, âûðàæåííàÿ ýìôèçåìà, ïíåâìîñêëåðîç, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.
Íî â òî æå âðåìÿ àáñîëþòíî íåîáõîäèìî ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé (êîíå÷íî, ïðàâèëüíî ïîäîáðàííûõ âðà÷îì ïî ËÔÊ), äàæå ñ ðàçâèâøèìèñÿ óæå îñëîæíåíèÿìè, ïîïûòàòüñÿ ìîáèëèçîâàòü è ðåàëèçîâàòü òå ðåçåðâû, êîòîðûå åùå åñòü â îðãàíèçìå. Íàêîïëåííûå íàóêîé íàáëþäåíèÿ ïîäòâåðæäàþò, ÷òî â íà÷àëüíîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ëþáûìè âèäàìè ñïîðòà, äàæå íà ïðîôåññèîíàëüíîì óðîâíå.
 ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòñÿ òðåíèðîâêà, äîëæíû áûòü çàáëàãîâðåìåííî ïðîâåäåíû âëàæíàÿ óáîðêà è ïðîâåòðèâàíèå. Íåäîïóñòèìî íàëè÷èå àëëåðãåíîâ è ïûëè â ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòüñÿ òðåíèðîâêà, îñîáåííî åñëè ÁÀ íîñèò àëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïðîòèâîïîêàçàíî çàíèìàòüñÿ íà óëèöå â íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîãîäíûõ óñëîâèÿõ (ñëèøêîì õîëîäíàÿ ïîãîäà, äîæäü, âåòåð), òàê êàê ëþáîå ïåðåîõëàæäåíèå ìîæåò âûçâàòü ïðèñòóï óäóøüÿ. Ïðîòèâîïîêàçàíû ëþáûå ïåðåãðóçêè. Óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ïðåêðàùåíû, åñëè çàìå÷åíû ïåðâûå ïðèçíàêè ïðèñòóïà óäóøüÿ: íåðîâíîå äûõàíèå, ñïàçì, êàøåëü. Íå äîïóñòèìû èíòåíñèâíûé áåã, âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé áåç ïåðåðûâà íà óñòàíîâëåíèå ñïîêîéíîãî äûõàíèÿ.
Ðåêîìåíäàöèè ïî òðåíèðîâêàì:
Òðåíèðóéòåñü, ïîñòåïåííî íàðàùèâàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü íàãðóçêè äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñìîæåòå âûïîëíÿòü å¸ äîñòàòî÷íî äîëãî áåç îäûøêè. Åñëè ïîÿâèëàñü îäûøêà, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà — ýòî çíà÷èò, ÷òî äîñòèãíóò ïðåäåë íàãðóçêè èëè íóæíî ñìåíèòü âèä ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Åñëè ÷óâñòâóåòå, ÷òî íà÷èíàåòñÿ îäûøêà, ñäåëàéòå ïåðåðûâ â óïðàæíåíèÿõ. Ðåêîìåíäóåòñÿ óäîáíî ñåñòü, ïîëîæèòü ðóêè íà ñòîë, ìàêñèìàëüíî ðàññëàáèòü ìûøöû òóëîâèùà, íîã, äûøàòü ïîâåðõíîñòíî äëÿ òîãî, ÷òîáû ãëóáîêèé âäîõ íå ðàçäðàæàë íåðâíûå îêîí÷àíèÿ â áðîíõàõ è íå óñèëèâàë èõ ñïàçì. Íà 4-5 ñåê. âî âðåìÿ âûäîõà — çàäåðæàòü äûõàíèå. Ïðîäåëàéòå óïðàæíåíèÿ ïî äèàôðàãìàëüíîìó äûõàíèþ, ðåëàêñàöèè èëè äðóãèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ðåãóëèðîâàòü ñîîòíîøåíèå ôàç äûõàíèÿ ñ ïîìîùüþ ñ÷åòà:
âäîõ — 1, 2;
âûäîõ — 3,4, 5, 6;
ïàóçà — 7, 8.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ:
Ïåðåä âûïîëíåíèåì óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñòîÿ ïîäñ÷èòàòü ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ÷àñòîòó äûõàíèÿ: ïóëüñ çà 15 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 4) è ÷àñòîòó äûõàíèÿ çà 30 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 2). Ïîñëå âûïîëíåíèÿ äàííîãî êîìïëåêñà ïóëüñ è ÷àñòîòà äûõàíèÿ íå äîëæíû óâåëè÷èòüñÿ áîëåå ÷åì íà 10-15%.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà 1-2. Âäîõ îáû÷íîé ãëóáèíû 3-4. Ïîëíûé âûäîõ. Çàòåì çàæàòü íîñ è çàäåðæàòü äûõàíèå.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè íà ãðóäíîé êëåòêå. Îòêàøëÿòüñÿ êîðîòêèìè òîë÷êàìè. Ìåæäó îòêàøëèâàíèÿìè äåëàòü ïàóçû 2-3 ðàçà. Êîíòðîëèðîâàòü íàëè÷èå ìîêðîòû. Ôèêñèðîâàòü ðóêàìè îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè: âåðõíèé, ñðåäíèé, íèæíèé. áðîíõèàëüíûé àñòìà ôèçè÷åñêèé óïðàæíåíèå
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå 1-1,5 ìèí. Äëÿ êîíòðîëÿ îäíà ðóêà íà ãðóäè, äðóãàÿ íà æèâîòå.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Íà âûäîõå ïðîèçíîñèòü çâóêè «à», «î» èëè «è», «ó» ìàêñèìàëüíî äîëãî 2-3 ðàçà.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ïîäíÿòü ïëå÷è (âäîõ) 3. È.ï.* (âûäîõ) 4-6. Ïàóçà, ðàññëàáëåíèå. 3-5 ðàç.
1. Ðóêè ââåðõ (âäîõ). 2-8. È.ï. ñ ïðîèçíåñåíèåì çâóêà «õà». 3-5 ðàç.
1. Ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ).
2. Ñîãíóòü íîãó. 3-6. Ïîäòÿíóòü åå ê ãðóäíîé êëåòêå (âûäîõ) 7-10 È.ï., ïàóçà, îòêàøëÿòüñÿ. 2-4 ðàçà Åñëè ìîêðîòû íåò, ñäåëàòü óäëèíåííûé âûäîõ.
«Îáëåã÷åííîå ïîëîæåíèå». Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ. 3-6. Âûäîõ. 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà, êèñòè ê ïëå÷àì 1-2. Ïîâîðîò òóëîâèùà íàïðàâî 3-4. È.ï. Çàòåì íàëåâî ïî 5-6 ðàç Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ðóêè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä, ðóêè ê ñòîïàì (âûäîõ) 5-7. Ïàóçà è ðàññëàáëåíèå — 8. È.ï. 4-6 ðàç.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà, íîãè ïðÿìûå Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ, 3-6. Âûäîõ, 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Êèñòè ê ïëå÷àì, ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïðàâî, ïðàâàÿ ðóêà ê ïîëó (âûäîõ) 5-6. È.ï. Çàòåì âëåâî. Ïî 3-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Ìåæäó ïîâòîðåíèÿìè ïàóçà, ðàññëàáëåíèå ìûøö.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè ñîãíóòü, ïàëüöû ñæàòü â êóëàêè 1. Ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 2. Ðåçêî ðàçîãíóòü ïðàâóþ ðóêó ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà âëåâî (âûäîõ) 3-4. È.ï. Òî æå ëåâîé ðóêîé. Ïî 5-10 ðàç êàæäîé ðóêîé.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Ñïîêîéíîå ïëàâíîå äûõàíèå, áåç çàäåðæåê. 20-30 ñåê. Òåìï ìåäëåííûé. Îáùåóêðåïëÿþùèé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè ÁÀ:
* Ñòîÿ,1- -ðóêè â ñòîðîíû — âäîõ, 2-3 — ðàññëàáèòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé.
* Ñòîÿ ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ãðóäè. Ðóêó â ñòîðîíó — íàçàä ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, èñõîäíîå ïîëîæåíèå, âûäîõ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.
* Òî æå. Ïîëíîå äûõàíèå 4-5 ðàç.  àêòå äûõàíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå äèàôðàãìà è ãðóäíàÿ êëåòêà.
* Ñòîÿ áîêîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: 1-ðóêà äóãîé ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ, 2-3- íàêëîí â ñòîðîíó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó Òåìï ìåäëåííûé.
* Ñòîÿ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ïîÿñà 1-2-ïðîãíóòüñÿ, ãîëîâó íàçàä — âäîõ, 3-4- âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.
* Ñòîÿ, â ðóêàõ âîëåéáîëüíûé ìÿ÷. Áðîñêè ìÿ÷à îò ãðóäè 8-10 ðàç. Áðîñàòü ìÿ÷ íà âûäîõå.
* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à îäíîé ðóêîé îò ïëå÷à 6-8 ðàç êàæäîé ðóêîé. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî êàæäîé ðóêîé.
* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à èç-çà ãîëîâû 8-10 ðàç. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå. Îñíîâíàÿ ñòîéêà: ðóêè â ñòîðîíû — âíèç, ëîêòè íàçàä — âäîõ, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó, ïîòðÿñòè ðóêàìè — âûäîõ 4-6 ðàç. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.
* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ 1-ðóêè â ñòîðîíû ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, 2 -è.ï. — âûäîõ 6-8 ðàç Äâèæåíèÿ âûïîëíÿòü ïîî÷åðåäíî â êàæäóþ ñòîðîíó.
* Ñòîÿ, ðóêè ê ïëå÷àì. 1-2-ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ íîãó â ñòîðîíû — âäîõ, 3-4 — âûäîõ, ïî 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.
* Ñòîÿ. Õîäüáà íà ìåäëåííîì òåìïå 1-2 ìèí. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.
* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå 1-2 — ëîêòè íàçàä, ïðîãíóòüñÿ — âäîõ, 3-4-5-6 — ëîêòè âïåðåä, ãîëîâó îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.
* Ñòîÿ, ïðàâóþ ðóêó íà ãðóäü, ëåâóþ íà æèâîò. Ïîëíîå äûõàíèå 4-6 ðàç. Íà âûäîõå áðþøíóþ ñòåíêó âòÿãèâàòü.
Åñëè îäûøêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïðè áûñòðîì ïîäúåìå ïî ëåñòíèöå èëè ìåäëåííîì áåãå, áûñòðî èñ÷åçàåò ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ íàãðóçêè, ëåãî÷íûé ïðîöåññ íàõîäèòñÿ â ôàçå ðåìèññèè, âåíòèëÿöèîííîé íåäîñòàòî÷íîñòè íåò èëè èìåþòñÿ íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ îòäåëüíûõ ñïèðîãðàôè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, òî ðåêîìåíäóþòñÿ âåëîòðåíèðîâêè, ëåãêèé áåã, ïëàâàíèå.
Õîäüáà
Îáùåäîñòóïíûì ñïîñîáîì òðåíèðîâêè ÿâëÿåòñÿ õîäüáà ïî ëåñòíèöå. Áîëüíûì ÁÀ ñ ÷åòâåðòîé ñòåïåíüþ äâèãàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé íàçíà÷àåòñÿ òåìï — íà ïîäúåìå 50—60 ñòóï/ìèí, à ïðè ñïóñêå — 110—120 ñòóï/ìèí. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîé òðåíèðîâêè äî 30 ìèí.
Ïëàâàíèå
Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ ñòèëåì áðàññ. Êàæäàÿ òðåíèðîâêà ñîñòîèò èç 3—5-ìèíóòíîãî ïîäãîòîâèòåëüíîãî ïåðèîäà (âûïîëíÿþòñÿ â âîäå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è «ïëàâàíèå» íà ìåñòå), îñíîâíîãî è çàêëþ÷èòåëüíîãî (ìåäëåííîå ïëàâàíèå â òå÷åíèå 3 ìèí) ïåðèîäîâ. Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ èíòåðâàëüíûì ìåòîäîì.
Áåã
 ïåðâîé ïîëîâèíå òðåíèðóþùåãî êóðñà ðåêîìåíäóåòñÿ áåã íà ìåñòå â òåìïå 150—160 øàãîâ/ìèí. Åñëè Ò×ÑÑ (òðåíèðîâî÷íàÿ ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé) íå äîñòèãàåò çàäàííîé âåëè÷èíû (ðàññ÷èòàòü ñâîþ Ò×ÑÑ âû ìîæåòå â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à), òî òåìï óâåëè÷èâàþò äî 170—180 øàãîâ/ìèí.  ïîñëåäóþùåì èñïîëüçóåòñÿ áåã òðóñöîé ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè ñî ñêîðîñòüþ íå áîëåå 7—8 êì/÷, íî íàèáîëåå îïòèìàëüíûì è äîñòîâåðíûì îðèåíòèðîì, âûïîëíÿåìîé íàãðóçêè áóäåò — îòñëåæèâàíèå ñâîåé Ò×ÑÑ âî âðåìÿ íàãðóçêè, ñ ïîìîùüþ ìîíèòîðà ×ÑÑ «Polar».
Áëî÷íûå òðåíàæåðû è óïðàæíåíèÿ ñ îòÿãîùåíèÿìè
Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïðàâèëüíûì äûõàíèåì. Íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàþò óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû: ïóëîâåð, ðàçâåäåíèå ãàíòåëåé ëåæà, òðåíàæåð «áàáî÷êà», êðîññîâåð, ïîäòÿãèâàíèÿ íà ïåðåêëàäèíå, òÿãà áëîêà çà ãîëîâó; óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå áðþøíîãî ïðåññà: ðàçëè÷íîãî ðîäà ñêðó÷èâàíèÿ. (Òåõíèêó âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé, ïðàâèëüíîå äûõàíèå âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé âû ìîæåòå óçíàòü ó èíñòðóêòîðîâ òðåíàæåðíîãî çàëà èëè â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à).
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник
Автор: Казаринова Виктория Владимировна
Статью подготовила
Казаринова Виктория Владимировна
Специалист МАУ «ЦППМиСП»
Инструктор ФК
«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»
Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
· активизация трофических процессов в тканях;
· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
· обучение удлиненному выдоху.
Противопоказания
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Особенности методики ЛФК
Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.
Методика массажа при бронхиальной астме
Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.
Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.
Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.
Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.
Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.
Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.
Примерный комплекс упражнений
Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.
Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.
Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.
Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:
1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).
2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.
4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).
5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).
7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.
Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.
Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.
Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.
В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.
Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.
С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.
С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.
comments powered by HyperComments
Источник