Роль медсестры при оказании помощи при бронхиальной астмы

Роль медсестры при оказании помощи при бронхиальной астмы thumbnail

УДК:
614.2

Спиридонова О. Ю. старшая медицинская сестра терапевтического отделения E-mail: olgayrsp@yandex.ru государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Новокуйбышевская центральная городская больница» 446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Пирогова, д. 1

Ключевые слова:
бронхиальная астма, медицинская сестра, пациент, сестринская помощь

В статье представлены результаты исследования, проводимого с целью изучения роли медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы, выявления настоящих приоритетных и потенциальных проблем пациентов с бронхиальной астмой, планирования и оказания пациентам соответствующей сестринской помощи в обеспечении условий, необходимых для стабилизации их состояния, проведения лечебно-диагностических вмешательств и повышения качества жизни.

Бронхиальная астма (БА) в конце уходящего века стала одной из наиболее распространенных патологий человека.

Клинические проявления болезни были известны врачам давно, описание характерных приступов было сделано более 3 тыс. лет назад.

Систематические эпидемиологические исследования последних 25 лет показали, что астма достигла уровня 5–10 % среди взрослого населения, а среди детей — практически 10–14 %.

В настоящее время бронхиальная астма представляет серьезную экономическую, социальную и медицинскую проблему. Число больных БА во всем мире достигло 300 млн человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости, и к 2025 г. число больных увеличится на 100–150 млн человек.

Причина каждой из 250 смертей в мире — БА, которую большинстве случаев можно было предотвратить.

Социальная значимость БА определяется не числом лиц с этим диагнозом, а ее местом в общей патологии человека.

Она обусловливает 1,4 % всех госпитализаций, 1,5 — всех инвалидов, 0,2 % общей смертности населения. В общем БА сокращает среднею продолжительность жизни у мужчин с БА на 6,6 лет, а у женщин на 13,5 лет. Мировое медицинское сообщество предпринимает интенсивные попытки выработки единых подходов к диагностике и лечению этой патологии.

Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обусловливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обостренийзаболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. В связи с тем вопросы изучения сестринского ухода при БА и определение роли медицинской сестры в оказании помощи пациентам являются актуальными и своевременными.

  1. На основании изучения научнометодической литературы раскрыть следующие понятия: «этиология», «предрасполагающие факторы», «триггеры», «патогенез», «к линика», «нарушение потребностей пациента», «настоящие приоритетные и потенциальные проблемы пациента на госпитальном этапе», «принципы лечения», «профилактика», «прогноз при бронхиальной астме».
  2. Изучить роль медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах при бронхиальной астме.
  3. Определить роль медицинской сестры в подготовке пациента к пров е д е н и ю л еч е б н о — д и а гн о с тич е с к и х вмешательств.
  4. Проанализировать профессиональную деятельность медицинской сестры при осуществлении сестринского ухода и лечебно-диагностических вмешательств при бронхиальной астме на примере работы палатной медицинской сестры терапевтического отделения.
  5. Проанализировать роль сестринского персонала городской «Астма-школы» в повышении информированности пациентов и его активного включения в лечебный процесс

Бронхиальная астма — мультифакторная болезнь, и на ее распространенность и тяжесть течения влияют генетические факторы, микроокружение, климат, уровень развития общества, материальная обеспеченность, социальная и расовая принадлежность, а также до конца непонятные глобальные факторы.

Для Цитирования:

Спиридонова О. Ю., Роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с бронхиальной астмой. Медсестра №8 2018. 2018;8.

Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала

Источник

Автор: shenne-qwe  •  Июнь 4, 2018  •  Курсовая работа  •  9,246 Слов (37 Страниц)  •  313 Просмотры

Страница 1 из 37

Читайте также:  Вода и соль лечат астму

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1.1. Теоретическая часть……………………………………………………

  1. Первые признаки бронхиальной астмы…………………………………
  2. Причины астмы…………………………………………………………..
  3. Как отличить бронхита от астмы……………………………………….
  4. Этиология и патогенез…………………………………………………..
  5. Клиническая картина…………………………………………………….
  6. Симптомы бронхиальной астмы………………………………………..
  7. Другие симптомы бронхиальной астмы………………………………..
  8. Классификация бронхиальной астмы…………………………………..
  9. Диагностика бронхиальной астмы……………………………………..
  10. Лечение бронхиальной астмы………………………………………….
  11. Препараты базисной терапии…………………………………………..
  12. Сестринский уход при бронхиальной астме…………………………
  13. Профилактика бронхиальной астмы…………………………………..
  14. Осложнение бронхиальной астмы……………………………………..

2. Роль медицинской сестры при оказании доврачебной помощи при неотложных состояниях при приступе бронхиальной астмы………..

2.1. Главные правила оказания первой помощи………………………………

2.2. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы………………

2.3. Неотложная помощь во время приступа…………………………………

2.4. Доврачебная помощь……………………………………………………..

Глава 2 Практическая часть. …………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Глоссарий………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………

Введение

        Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте.

        За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. Большинство медицинских работников, так или иначе имеют дело с больными бронхиальной астмы.

        Бронхиальная астма является после абструктивной болезни легких второй по распространенности болезнью системы дыхания у человека. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой.

        Необходимо подчеркнуть, что эти программы ВОЗ оказались одними из наиболее эффективных. В настоящее время она используется как позитивная модель в решении вопросов профилактики и лечения и других заболеваний, и не только системы дыхания.

        Эта инициатива ВОЗ исходила из того факта, что бронхиальная астма является нарастающей проблемой.

        Актуальность является глобальной проблемой, которой во всем мире возрастает. БА называют одной из болезней цивилизации, поскольку ее распространенность в современном обществе постоянно растает.

        Целью работы проанализировать сестринскую деятельность по уходу за пациентом, страдающим бронхиальной астмой.                                        

        В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1.        Изучить специализированную литературу по данной теме.

2.        Провести статистический анализ заболеваемости бронхиальной астмой за последние три года;

3. Провести опрос среди населения по выявлению информированности по профилактике бронхиальной астмы и по ведению здорового образа жизни.

        Объектом исследования данной работы являются больные терапевтического отделения ГБУЗ РТ «Республиканская больница №1», и больные состоящие на учете диспансерного наблюдения ГБУЗ РТ «консультативно-диагностическая поликлиника» перенесшие бронхиальную астму в количестве 50 человек.

Доступно только на Essays.club

Источник

Неотложная помощь

Астматический статус.

— Это синдром острой дыхательной недостаточности, развившийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии бронхолитиками.

Частыми причинами возникновения астматическо­го статуса является избыточное потребление снотворных; успокаива­ющих средств; прием препаратов, вызывающих аллергическую реакцию со стороны бронхов (салицилаты, анальгин, антибиотики и др.); избыточный прием ингаляционных бронхолитиков (более 6 раз в сутки); воспалительные заболевания.

I стадия: уду­шье нарастает, приступ не купируется ингаляциями спазмолитиков или бронхолитиков, появляются боли в сердце, сердцебиение, повышает­ся АД. При аускультации — обилие сухих свистящих хрипов.

II стадия: дыхание становится ча­стым, поверхностным, в легких количество сухих хрипов уменьшает­ся вплоть до их исчезновения («немое легкое»). АД снижается, брадикардия.

III ста­дия: больной теряет сознание и впадает в кому (если лечение было неадекват­ным)

1. Контроль витальных функций.

2. Придать больному удобное положение полусидя

3. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ кислорода

4. При сохраненном сознании ингаляция беродуала + 30- 40% увлажнённый кислород

5. Подготовить всё необходимое для в/в введения : 5% раствор глюкозы в/в, 60-150 мг преднизолона в/в, 2,4% раствор эуфиллина 10 мл капельно в 20 мл 0,9 % р-ра натрия хлорида; при отсутствии сознания и угнетении дыхания: в/в 0,18% адреналина 0,3 мл каждые 20 мин до получения бронхолитического эффекта

Читайте также:  Картина кт при бронхиальной астме

6. Подготовить мешок Амбу, аппарат ИВЛ.

Информация: У больного бронхиальной астмой внезапно развился приступ удушья. Пациент сидит, опершись руками о спинку стула, дыхание свистящее, «дистанционные» сухие хри­пы, кашель с трудно отделяемой мокротой. Грудная клетка вздута, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, дыхание учащенное, тахикардия.

Тактика медицинской сестры

ДействияОбоснование
1. Вызвать врача через третье лицо.  Для оказания квалифициро­ванной медицинской помощи
2. Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удоб­ное положение с упором на руки.Психоэмоциональная раз­грузка, уменьшить гипоксию
3. Контроль АД, ЧДД, пульса.Контроль состояния
4. Дать 30 — 40%-ный увлажненный кислород.Уменьшить гипоксию
5. Дать вдохнуть беротек (сальбутамол): 1-2 вдоха дозированного аэрозоля.Для снятия спазма бронхов
6. До прихода врача следует запретить больному пользоваться своим карманным ингалятором.Для предупреждения развития резистентности к бронхолитикам и перехода приступа в астматический статус
7. Дать горячее питье, сделать горячие ножные и ручные ванны.Для рефлекторного уменьшения бронхоспазма
8. При неэффективности перечисленных мероприятий ввести парентерально по назначению врача: эуфиллин 2,4%-ный раствор 10 мл; преднизолон 60-90 мг.Для купирования приступа средней тяжести и тяжелого приступа
9. Подготовить к приходу врача: мешок Амбу, аппарат ИВЛ.Для проведения в случае необходимости реанимационных мероприятий

При отсутствии эффекта и появлении признаков астматического статуса — см. неотложную помощь. Больной госпитализируется для лечения в палату интенсивной терапии (реанимации). В отделении при необходимости больному проводят искусственную вентиляцию легких (ИВЛ). При про­ведении ИВЛ медицинская сестра проводит эвакуацию мокроты из дыхатель­ных путей электроотсосом через каждые 30-40 мин и орошает их при этом щелочным раствором.

Источник

Сестринский уход при бронхиальной астме является важной составляющей лечения больных любого возраста. Роль среднего медицинского персонала особенно велика при уходе за пациентами со средней и тяжелой степенью болезни, которые сопровождаются приступом удушья.

Сестринский уход за больными при бронхиальной астме

Сестринский процесс

Сестринский процесс при бронхиальной астме направлен на улучшение общего состояния больного, наступление ремиссии, а также недопущение развития осложнений. Вмешательство медсестры может быть зависимым (исполнение распоряжений лечащего врача), взаимозависимым (в составе медицинской бригады) и независимым (измерение физических параметров, рекомендации по диете).

Особенностью процесса при данной болезни является значительная роль среднего медицинского персонала в установлении причин обострения болезни, нарушений предписаний и потребностей пациента.

Проведение беседы с пациентом о болезниС пациентом необходимо проводить беседу о болезни, симптомах, жалобах

Сестринский процесс при бронхиальной астме включает в себя:

  • Подготовку больного. Подготовку к лабораторным, инструментальным и дополнительным методам исследования, а также перед консультацией специалиста.
  • Беседы. С пациентом, его родственниками и близкими о болезни, симптомах, жалобах, правилах диетического питания.
  • Контроль. Контролируется исполнение назначений врача.
  • Планирование. Медицинская сестра должна сформировать оптимальный план ухода за больным.

Обязанности медсестры

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает вмешательства медперсонала по нескольким направлениям.

Сбор и анализ информации

Собираются и анализируются первичные сведения, то есть пожелания и жалобы пациента, составляется история болезни, определяется ее начало. Выявляются провоцирующие факторы.

Проводится первичный осмотр пациента, фиксируются основные данные.

Осмотр ребенка при бронхиальной астмеПри бронхиальной астме проводится первичный осмотр пациента

Первичные действия

Производятся действия по результатам анализа собранной информации – устраняются выявленные потенциальные источники проблем. Это могут быть как внешние раздражители, так и проблемы с удовлетворением естественных нужд организма – питания, отдыха, сна, дыхания.

Читайте также:  Терапевтический эффект кромогликата натрия при бронхиальной астме обусловлен

Алгоритм действий также должен включать в себя шаги по уменьшению риска осложнений.

Непосредственный уход в стационаре

Режим питания больных в стационареВ стационаре пациент обеспечивается соответствующей гипоаллергенной диетой

  • Режим. Организуется, доводится до пациента и контролируется режим дня. Также на данном этапе в обязательном порядке проводятся разъяснительные беседы с родными пациента о болезни, ее особенностях и механизмах терапии.
  • Питание. Пациент обеспечивается соответствующей гипоаллергенной диетой на все время нахождения в больнице.
  • Условия. Обеспечиваются и контролируются условия, в которых содержится больной. В обязательном порядке обеспечивается ежедневное проветривание и влажная уборка дважды в сутки. Контролируется нормальное эмоциональное состояние больного, наличие у него средств развлечения (игры, компьютер, телевизор). Обеспечиваются условия для ежедневной гигиены.
  • Лечение. Контролируется исполнение прописанных процедур, до больного и его родственников доводятся необходимость точного исполнения предписаний врача, вероятные побочные эффекты, если они имеются. Также проводится обучение как пациента, так и его родных навыкам обращения с ингалятором.
  • Наблюдение. Фиксируется ход лечения, реакция пациента на терапию. Обеспечивается оперативное информирование лечащего врача об изменении состояния.

Сестринский процесс при лечении детей

Сестринский процесс при бронхиальной астме при лечении пациентов детского возраста отличается необходимостью более активной работы с родителями ребенка.

Сестринский уход при лечении детейПри лечении детей соблюдается режим дня, тишины и ночного отдыха

  • Беседы. Необходимо разъяснить родителям и ребенку причины болезни, особенности ее лечения и методы профилактики осложнений. Следует убедить родителей в обязательности стационарного лечения и строгого исполнения предписаний врача. Особое внимание уделяется щадящему режиму работы органов дыхания, нервной системы.
  • Питание. Родителям и ребенку объясняется важность соблюдения диеты в больнице, а также после выписки.
  • Досуг. Следует объяснить родителям важность устойчивого эмоционального состояния ребенка, для чего посоветовать передать ему любимые игрушки, книги.
  • Контроль. Строго контролируются условия содержания пациента, положенная уборка, проветривание, а также соблюдение режима дня, тишины и ночного отдыха. Контролируется исполнение пациентом гигиенических процедур.
  • Лечение. Следует обучить родителей ребенка и его самого правилам пользования ингалятором, методикам контроля состояния и ведения дневника. Необходимо сопровождать родителей во время медицинских процедур и исследований, а также контролировать усвоение ими полученных навыков.
  • Выписка. После окончания лечения ребенка в стационаре следует разъяснить ребенку и его родителям обязательность и особенности режима дня, диеты и регулярных консультаций педиатра.

Помощь медсестры при приступе удушья

При начале приступа медсестра должна немедленно вызвать врача, а также оказать первую помощь до его прибытия. Алгоритм действий медицинской сестры при наступлении приступа бронхиальной астмы включает в себя следующие шаги:

Проведение кислородотерапииПри приступе удушья желательно провести кислородотерапию

  1. Вызов врача. Следует немедленно вызвать дежурного врача (для детей – дежурного педиатра).
  2. Успокоить пациента. Особенно важным это является для детей.
  3. Положение. Перевести пациента в полусидячее положение для облегчения дыхания.
  4. Воздух. Обеспечить доступ свежего воздуха, снять тугую одежду с груди, при возможности – провести кислородотерапию.
  5. Теплое питье. Подготовить теплое питье и напоить пациента.

Резюме

Роль медсестры в процессе лечения больного бронхиальной астмой велика.

Клиника данной болезни очень зависима от строгого исполнения врачебных предписаний, недопущения переутомлений и нервного перевозбуждения, исключения внешних раздражителей.

Все это, а также первая помощь при приступе, обеспечивается средним медицинским персоналом.

Об авторе

Эксперт проекта Овдохе.ру

Назарова Валерия Георгиевна

Специалист в области функциональной диагностики, реабилитационной терапии больных с заболеваниями органов дыхания, составляет и проводит обучающие программы для больных с бронхиальной астмой и ХОБЛ. Автор 17 научных работ, посвященных лечению органов дыхания.

Источник