Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме thumbnail

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Роль медицинской сестры в формировании знаний и умений пациентов в рамках школы здоровья с бронхиальной астмой.
Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации»
Медицина»

Роль медицинской сестры в формировании знаний и умений пациентов в рамках школы здоровья с бронхиальной астмой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

ГБПОУ «Волгоградский медицинский колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Роль медицинской сестры в формировании знаний и умений пациентов в рамках Школы здоровья с бронхиальной астмой»
Студента: Демировой Индиры
Специальность, группа: Сестринское дело, М-943
 
Руководитель:

Слайд 2
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Актуальность
Одним из путей для повышения эффективности лечения бронхиальной астмы служит использование различных форм обучения, таких как Школа здоровья больных бронхиальной астмой. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов самоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Актуальность темы исследования объясняется тем, что обучение пациента подразумевает установление партнерства между ним и медицинской сестрой в условиях постоянной проверки и обновления знаний.

Слайд 3
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Целью данного исследования является изучение роли медицинских сестер в формировании знаний и умений пациентов в рамках Школы здоровья с бронхиальной астмой

Объект исследования – слушатели Школы здоровья больных бронхиальной астмой при ГУЗ «Клиническая поликлиника № 12» Волгограда.

Предмет исследования – деятельность медицинских сестер в формировании знаний и умений пациентов в рамках Школы здоровья с бронхиальной астмой.

Слайд 4
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Задачи исследования
Провести анализ научной литературы по проблеме бронхиальной астмы;
Провести анализ эффективности деятельности медицинских сестер в формировании знаний и умений пациентов в рамках Школы здоровья с бронхиальной астмой.
Разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности медицинских сестер в формировании знаний и умений пациентов в рамках

Слайд 5
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Структура выпускной квалификационной работы

 

Слайд 6
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Бронхиальная астма представляет собой инфекционно-аллергическое заболевание, главные признаки которого это приступы, либо периодические состояния, так называемого, экспираторного удушья.

Слайд 7
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

основным предназначением Школы здоровья по бронхиальной астме является обучение пациентов самоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника в условиях постоянной проверки и обновления знаний и умений пациентов

Слайд 8
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Макет анкет

Анкета для медицинских сестер
В целях повышения эффективности занятий в Школе здоровья больных бронхиальной астмой просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Опрос проводится анонимно.
1. Знаете ли вы симптомы бронхиальной астмы?:
а) да;
б) нет.
2. Нужны ли Школы здоровья больных бронхиальной астмой?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить
3. Могут ли занятия в Школе здоровья больных бронхиальной астмой проводиться занятия медицинской сестрой?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить
4. Необходима ли специальная подготовка для проведения занятий в Школе здоровья больных бронхиальной астмой?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить
Спасибо за внимание!
 

Слайд 9
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Необходима ли Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой?

Слайд 10
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Может ли в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой проводить занятия медицинская сестра?

Слайд 11
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Необходима ли медсестре дополнительная подготовка для ведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой?

Слайд 12
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Распределение респондентов по возрасту и полу

Слайд 13
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Регулярность посещения занятий в Школе здоровья

Слайд 14
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Слайд 15
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Слайд 16
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Слайд 17
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

выводы
Таким образом, можно делать вывод, что Школа здоровья для больных сахарным диабетом дает положительные результаты. Ее слушатели отмечают улучшение своего самочувствия, стали больше уделять внимания правильному питанию, здоровому образу жизни, базисной терапии бронхиальной астмы.

Слайд 18
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Рекомендации
Продолжить работу в школе здоровья при бронхиальной астме
Совершенствовать тематический план проведения занятий в школе здоровья (примерное содержание занятия, мы разработали и представили в положении).
С целью совершенствования работы медицинской сестры в Школе здоровья, нами были разработаны памятки по особенностям питания пациентов с бронхиальной астмой и обустройству комнаты в домашних условиях.

Слайд 19
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Заключение

Слайд 20
Роль медсестры в школе здоровья при бронхиальной астме

Описание слайда:

Благодарим за внимание

Будьте здоровы!

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник

Сестринский процесс — это определенный порядок, или последовательность действий по выявлению потребностей составления плана ухода за пациентом.

Наблюдение за пациентом, страдающим одышкой, предусматривает постоянный контроль частоты, ритма и глубины дыхания. У здорового человека частота дыхания колеблется от 16 до 20 в минуту, уменьшаясь, во время сна и увеличивается при физической нагрузке. Регулярно измерять температуру тела с ведением температурного листа. Следить за А/Д, наблюдать за нервной системой — сон (спокойный, поверхностный, прерывистый). Уход за полостью рта, подача судна и мочеприемника, своевременная смена нательного и пастельного белья. Уход за кожными покровами и профилактика пролежней.

Читайте также:  Отек губы и астма

Согласно статьи в журнале сестринское дело №1, 2002г, для успешного лечения бронхиальной астмы необходимо сочетание двух основных факторов: правильно и своевременно назначенного лечения и осознанного, активного отношения пациента к своей болезни. Грамотные и своевременные рекомендации по лечению не изменят течения заболевания, если пациент играет пассивную роль. Астма-школа научит медицински грамотно и активно участвовать в собственном лечении. Цель обучения — обеспечение больного астмой необходимой информацией, отработка навыков самоконтроля и способности регулировать свое лечение в соответствии с планом, разработанным врачом. Однако как показало ряд исследований, строгое соблюдение больным рекомендации врача наблюдается только в 30-40% случаев. Это происходит вследствие того, что врач на приеме дает пациенту информацию малодоступной для того форме, а неподготовленный больной не в состоянии правильно воспринять новые для него сведения. Кроме того, обычно не времени для проверки правильности использования пациентом пикфлоуметров, дозированных ингаляторов и других средств доставки лекарственных средств. Как правило, у пациента возникают психологические проблемы, что препятствует успешному лечению. Ориентация пациента на правильное лечение возможна только при контакте с грамотным медицинским работником. Осознание того, насколько важно активное участие самого пациента в процессе лечения, привело к созданию в течение последних лет различных образовательных программ для страдающих астмой. Как правило, эти программы охватывают основные проблемы самоконтроля и лечения астмы.

1. Больным необходимо объяснить, что бронхиальная астма — это хроническое воспаление, протекающее в слизистой оболочке бронхиального дерева, а возникновение заболевания обуславливается воздействием аллергенов и провоцирует возникновение гиперреактивности бронхов.

2. Пациенты должны знать правила противоаллергического режима, а также триггерные факторы, провоцирующие приступы и обострения астмы. Необходимо правильно научить больных избегать возможных раздражителей. Пациенты должны уметь лечится при вирусной инфекции, и знать о вреде курения.

3. Самое главное научить пациента разбираться в группах лекарственных препаратов, правильно их применять. Необходимо объяснять обязательность ежедневного использования противовоспалительных препаратов, преодолевать отрицательное отношение к ингаляционным глюкокортикоидам, что связано с общим негативным отношением к гормональной терапии. Часто встречается и отрицательное отношение к аэрозольным формам вообще, боязнь привыкания к ним.

4. Важно научить пациентов правильно пользоваться ингаляторами, спейсерами и другими устройствами для оптимизации доставки аэрозольных форм препаратов.

5. Большое значение придается плану самоконтроля при астме, составленному по принципу светофора. Зеленый, желтый и красный цвета обозначают соответственно хорошее самочувствие, начинающееся обострение и тяжелое обострение астмы. Каждой зоне соответствует определенные симптомы заболевания и показатели пикфлоуметрии.

6. Пациент должен уметь распознавать ранние симптомы обострения астмы и справляться сними в соответствии с индивидуальным планом лечения, разработанным врачом.

7. Необходимо научить пациента правилам дыхательной гимнастики, физическим упражнениям, полезным при астме, принципам диетотерапии, закаливания. Страдающий астмой должен правильно относиться к не медикаментозным методам лечения заболевания.

Сегодня разработано много различных методик обучения пациентов с астмой, печатная продукция, видеофильмы. Наиболее широкое распространение получили астма-школы, которые, могут быть амбулаторные и стационарными, врачебными и сестринскими. На протяжении определенного времени больные приходят на занятия в группе, где им читают лекции, посвященные бронхиальной астме.

Обучением больных и первичным контролем занимается непосредственно медицинская сестра, и для этого имеются следующие основания:

1. Обычно медицинские сестры легче налаживают общение с пациентами, чем врачи. Пациенты чувствуют себя значительно свободней, когда беседуют с медсестрой, доверяя ей свои тревоги и задавая «глупые» вопросы.

2. Медсестра может составить представление о том, как пациент относится к своему здоровью и что он думает о болезни, еще до начала обучения.

3. Для того чтобы образование пациентов было эффективным, им нужны регулярные контакты с медицинским персоналом. Нередко медсестрам легче наладить такие контакты, чем врачам, к тому же они располагают большим временем для этого.

При помощи врача медсестра, получившая специальное образование, может выполнять целый ряд работ по обучению и оказанию помощи больным астмой. Расширение сферы деятельности медицинской сестры зависит от многих факторов, в том числе от навыков, образования и знаний, от знаний работающего с ней врача, условий работы. Объем помощи может быть разнообразным — от измерения пиковой объемной скорости выдоха и контроль за выполнением пациентом ингаляций в амбулаторных условиях до организации и руководства Астма — центром. Национальный центр обучения по астме выделяет следующие возможные ступени деятельности медицинской сестры в Астма — центре. Минимальная роль:

Читайте также:  Что показывает анализ мокроты при бронхиальной астме

— составление картотеки больных астмой;

— составление структурной формализованной истории болезни;

— пикфлоуметрия;

— обучение пациентов пользованию на дому и заполнению дневника показателей пикфлоуметрии;

— демонстрация, инструктаж и контроль техники проведения ингаляции.

Промежуточная роль:

— участие в обучении пациентов;

— раздача учебных пособий;

— проведение более сложных исследований (тестов на обратимость обструкции, тестов с физической нагрузкой).

Максимальная роль:

— составление структурного плана лечения в сотрудничестве с врачом и пациентом;

— подготовка назначений для их визирования врачом;

— советы пациенту по телефону;

— консультации по неотложной помощи пациентам с обострением астмы.

Источник

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Работа медицинской сестры с астматическими больными

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.Будьте здоровы!

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.Будьте любознательны!

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление. Измеряйте регулярно давление!

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.
Читайте также:  Базисные препараты от астмы

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

  1. Планирование.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

Заботьтесь о близких!Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Не болейте!Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.Будьте здоровы!

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.Берегите себя!

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

Советуем почитать: Бронхиальная астма: верный путь к диагнозу

Видео: Елена Малышева «Причины бронхиальной астмы»

Источник