Самарканд медресе тилля кори
Медресе Тилля-Кари (узб. Tillа Qori madrasasi — Позолоченное медресе) — культовое, духовно-просветительское и образовательное сооружение XVII века в Самарканде на площади Регистан. Является самым поздним строением на площади и вместе с медресе Улугбека и медресе Шердор образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История[править | править код]
Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин[1][2][3] на месте построенного ещё в XV веке и сильно обветшавшего караван-сарая Мирзои с частичным использованием его фундаментов и стен. К моменту начала строительства соборные мечети Самарканда (Биби-Ханым и Алике Кукельташ) лежали в руинах, и при проектировании было решено совместить в здании медресе высшую духовную школу и джума-мечеть. Строительные и отделочные работы продолжались 14 лет и были завершены в 1660 году уже после смерти Ялангтуша Бахадура. Вероятно по этой причине отделка некоторых элементов медресе была выполнена с заметной небрежностью, а внешний купол мечети Тилля-Кари так и не был завершён. Строительство медресе Тилля-Кари завершило оформление площади Регистан и придало расположенному здесь архитектурному ансамблю законченный вид. В XIX веке здание медресе было повреждено сильным землетрясением (1817/|18 год)[4]. Особенно пострадал входной портал. Обрушилась его верхняя часть вместе с тимпаном. По распоряжению эмира Хайдара портал был восстановлен, но уже без изразцовой отделки. К началу XX века большая часть облицовки медресе была утрачена. Реставрационные работы начались в 20-х годах XX века, когда были предприняты усилия по спасению уцелевших фрагментов декора. В начале 30-х годов были проведены работы по восстановлению облицовки наружных фасадов. В 1950—1958 годах были отреставрированы дворовые фасады медресе и барабан купола мечети. В первой половине 70-х годов был восстановлен декор тимпана главного портала и возведён наружный купол мечети. В 1979 году были завершены работы по восстановлению росписи интерьера мечети. В настоящее время в медресе Тилля-Кари размещается экспозиция музея реставрации площади Регистан.
Архитектура[править | править код]
Медресе Тилля-Кари расположено в северной части площади Регистан и завершает обращённый на юг архитектурный ансамбль из трёх медресе. Оно представляет собой квадратное в плане сооружение общей площадью 75х75 метров. Архитектор, очевидно принадлежавший к бухарской архитектурной школе, не стал слепо копировать пропорции двух других расположенных на площади медресе, а решил стоявшую перед ним задачу композиционно, вытянув крылья главного фасада, что придало пространству площади замкнутый вид. Изменение пропорций главного фасада имело и другое следствие: будучи центральным элементом композиции, медресе Тилля-Кари в то же время не выглядит таким же массивным и не приковывает к себе лишнего внимания, как бы являясь фоном для двух других более монументальных медресе.
Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Он состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами выходящих на площадь 16-ти худжр (по восемь с каждой стороны и по четыре в ярусе). Симметрия фасада подчёркнута угловыми башнями-гульдаста, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. Главный входной портал прорезан глубокой пятигранной нишей с тремя проходами. Просторный четырёхайванный двор обнесён по периметру худжрами, расположенными в два этажа по главному фасаду и в один — вдоль остальных сторон. С западной стороны двора расположено портально-купольное здание мечети Тилля-Кари. Для сохранения симметрии двора на его центральных осях возведены дополнительные дворовые порталы. Мечеть состоит из трёх частей. В центре крестообразное в плане помещение, перекрытое двойным куполом, в котором расположены отделанный мрамором михраб и одиннадцатиступенчатый мраморный минбар. С обеих сторон к центральному залу примыкают открытые со стороны двора галереи на столбах.
Наружные и дворовые фасады медресе облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами. Особенно богато украшено помещение мечети. Его стены и купол сплошь покрыты росписью в технике кундаль с обильным применением позолоты.
Примечания[править | править код]
- ↑ Хорошхин А. П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. — С.-Петербургъ: типография А. Траншеля, 1876. — 583 с.
- ↑ Эварницкій Д. И. Путеводитель по Средней Азіи. Отъ Баку до Ташкента. — Ташкент: изд. на средства, ассигн. туркест. генерал-губернатором, 1893. — С. 73—77. — 202 с.
- ↑ Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей : [В 19-ти т.] / под ред. В. П. Семенова. — СПб: издание А. Ф. Девриена, 1913. — Т. 19.
- ↑ Файзиев, 1988, p. 20.
Литература[править | править код]
- Регистан — статья из Большой советской энциклопедии.
- Якубов Н. Легенды о Самарканде. Самарканд, 1990.
- Самаркад. Музей под открытым небом. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1986. — С. 143—168. — 248 с.
- Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Справочник-путеводитль / Автор текста и составитель альбома Г.А. Пугаченкова. — М.: Искусство, 1983. — С. 393. — 428 с.
- Файзиев А. Ф. Вакуфные документы Самарканда первой половины XIX века // Вопросы социально-экономической жизни Узбекистана в XVI—начале XX веков. — 1988. — С. 15—23.
Ссылки[править | править код]
- Регистан — сердце города барсов
- Портал города Самарканда. Медресе Тилля-Кари. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Площадь Регистан. Дата обращения 23 сентября 2012.
- Справочник по архитектуре и проектированию. Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари. Дата обращения 23 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Фотографии С. М. Прокудина-Горского: 1, 2, 3, 4 5, 6
- Фотографии с сайта samarkand-foto.ru (Самарканд в фотографиях): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Источник
Покрытое золотом — так звучит перевод названия медресе Тилля-Кари, это культовое сооружение, построенное в семнадцатом столетии в городе Самарканде. Позолоченное медресе является неотъемлемой частью зодческого ансамбля, украшающего площадь Регистан. Духовное училище Тилля-кари, стоящее на северной стороне площади Регистан, является завершающим звеном архитектурного комплекса, состоящего из трех зданий медресе, обращенных лицевым фасадом на юг.
Здание духовного училища Тилля-Кари имеет форму квадрата со сторонами в 75 метров каждая. Автор проекта, архитектор бухарской школы решил по-своему выстроить композицию, отойдя от системы копирования пропорций, стоящих на площади медресе. Он изменил концепцию застройки, вытянув крылья центрального фасада сооружения, придав, таким образом, пространству площади, некую изолированность. Отличительная черта строения — форма лицевого фасада медресе не имеет массивности, присущей двум соседним строениям и служит для них фоном заднего плана.
Центральный фасад позолоченного медресе выстроен в архитектурном стиле, присущем бухарской зодческой школе. Лицевая сторона здания включает в себя главный вход и фронтальные крылья, состоящие из двух уровней. Симметричность лицевого фасада подчеркнута минаретными башнями, расположенными по углам здания. Центральный портал представляет собой нишу в виде пятигранника с отдельными входами.
Внутренний дворик окружен худжрами — двухэтажными со стороны главного фасада, одноэтажными с боковых сторон. Здание мечети, состоящее из трех секций, находится в западной части двора. Центральное помещение имеет форму креста, укрытое двойным куполом, где находится молитвенная ниша, обращенная к Мекке (михраб), обрамленная мраморными плитами, и минбар (кафедра) из одиннадцати мраморных ступеней. К основному залу примыкают обширные, открытые с внутренней стороны дворика, галереи, поддерживаемые колоннами. Для поддержания симметричности дворика на его основных линиях сооружены дополнительные проходы.
Наружный фасад строения и стены, выходящие во двор, отделаны глазурованным кирпичом, наборной мозаикой, керамической майоликой геометрических форм, выполненной в этнографическом стиле эпиграфических орнаментов. С особой роскошью украшено здание мечети, ее стены, купол расписаны в своеобразной технике «кундаль», в работе использовалось неимоверное количество позолоты.
Училище Тилля-Кари начали строить в конце 1645 года по указу Бахадура, на тот период властителя города Самарканда. Строение возводилось на фундаменте обветшалого караван-сарая, служившего пристанищем для путешественников в пятнадцатом веке. На момент начала строительных работ две соборные мечети города были разрушены, и на стадии проектирования было принято решение о возведении под одной крышей мечети и духовного училища.
Строительство основных конструкций медресе и его отделка длились около 15 лет, и закончились к концу 1660 года, вскоре после ухода из жизни Бахадура. Возможно, смерть учредителя медресе и привела к некоторым явным недочетам в отделке здания, не был достроен купол мечети. Построенное медресе, стало последним звеном в придании законченного вида зодческому комплексу площади Регистан.
Сильное землетрясение, произошедшее в девятнадцатом веке, частично повредило здание медресе. Обвалилась верхняя часть главного входа. По указу правителя Хайдара, центральный вход подвергли реконструкции, но без обновления изразцов, ранее украшавших портал. В начале двадцатого столетия культовое сооружение уже недосчитывалось значительной части облицовки. Благодаря предпринятым действиям, в первое десятилетие двадцатого столетия начались работы по реставрации здания, позволившие сохранить большую часть декоративных элементов. В 30 — 50-е годы реконструкции подверглись как наружные, так и внутренние фасады здания и восстановлен купол мечети. Декоративные элементы тимпана центрального входа, и окончание работ по реставрации росписи внутреннего убранства мечети пришлось на конец семидесятых годов. В наши дни в здании училища размещена выставка, рассказывающая об этапах реконструкции площади Регистан.
Медресе Тилля Кари: видео
Другие интересные места Самарканда
Источник
Сегодня я расскажу вам о центральной площади старой части Самарканда — площади Регистан, и о трёх медресе, обрамляющих площадь с трёх сторон — медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.
Регистан в Самарканде: расположение, цены в 2019 году
Расположение площади:
Время работы: с марта по ноябрь — с 7 до 21 часов, с декабря по февраль — с 8 до 20 часов.
Цены за вход:
- вход для граждан Узбекистана — 3000 сум за взрослого, 1000 сум за ребёнка от 7 до 14 лет;
- вход для граждан других государств — 40000 сум за взрослого, 10000 сум за ребёнка от 7 до 14 лет;
- граждане Средней Азии (Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Афганистан) — 20.000 сум.
Доп. услуги:
- Фотосессия — 50000 сум.
- Экскурсия на минарет — 20000 сум.
В стоимость билета включена любительская фото- и видеосъёмка.
Касса находится между медресе Шердор и Тилля-Кари. Обходите медресе Шердор с задней стороны, проходите между медресе и торговым куполом Чорсу, который был построен в XV веке.
Торговый купол Чорсу
И видите пропускной пост. Да-да, именно пропускной пост. В Узбекистане очень тщательно подходят к безопасности, поэтому чтобы попасть в три медресе, вас ждут: парочка сотрудников милиции с вопросами «веер у ар» (ну что-то вроде «откуда вы» с сильным и малопонятным акцентом), прохождение через рамку, проверка металлоискателем, вытряхивание содержимого вашей сумки (не для всех). Нас сильно не проверяли, когда мы сказали, что из России. Даже рюкзак Славе раскрывать не пришлось. А иностранцам за нами пришлось выложить содержимое своих рюкзаков.
Проходите мимо контроля и там слева будет касса. Мимо точно не пройдёте, потому что рядом с будкой сидит ещё один милиционер, который окликает всех, кто проходит мимо него и, соответственно, мимо кассы Заплатив за вход, проходим уже на саму площадь.
Нам опять «везёт» как обычно — на площади полным ходом идут ремонтные и реконструктивные работы.
Видимо, все готовятся к ежегодно проходящему здесь музыкальному фестивалю «Мелодии Востока», или Шарк Тароналари. В 2015 году этот фестиваль пройдёт с 26 по 28 августа, но готовятся к этому событию с июля месяца. Когда мы были в Самарканде, как раз устанавливались сцены для выступлений. Это видно на фотографии ниже Но давайте я уже начну рассказ о самой площади и медресе.
Площадь Регистан в Самарканде
Основной достопримечательностью площади Регистан в Самарканде является архитектурный ансамбль, который состоит из трёх медресе: Тилля-Кари, Улугбека и Шердор.
Площадь Регистан в Самарканде: слева — медресе Улугбека, по центру — медресе Тилля-Кари, справа — медресе Шердор
Ходят легенды, что с XV до начала XX века тут проходили публичные казни и землю густо посыпали песком, чтобы она лучше впитывала кровь. Считается, что от этого и пошло современное название площади Регистан: от слов «рег» — песок и «стан» — место. Помимо наказательной части, площадь ещё использовали для оглашения королевских указов.
Сегодня Регистан в Самарканде — это огромная площадь, которая замощена булыжником и обожжённым кирпичом, в окружении трёх средневековых медресе, которые в 2001 году были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но так было не всегда. Все медресе строились в разное время. Первым из них было медресе Улугбека. Спустя два века построили медресе Тилля-Кари и Шердор.
Замостили площадь плиткой в 1875 году. И, как и в былые времена, площадь пользуется большой популярностью и является центром Самарканда. Два раза в год здесь проводится музыкальный фестиваль «Мелодии Востока», о котором я уже писала выше, отмечаются праздники, работают лавки местных мастеров и умельцев, предлагающих туристам приобрести уникальные сувениры ручной работы.
В целом мы отметили, что сувениры по Узбекистану все похожи, разница только в цене и в каких-то небольших деталях, к примеру, вместо изображений Бухары на футболках и сумках в Самарканде на сувенирах изображают, естественно, Самарканд и так далее
Но не будем долго задерживаться на площади, давайте уже пойдём и погуляем по медресе.
Медресе Улугбека
Медресе Улугбека было построено самым первым из ансамбля из трёх медресе, поэтому, хоть на пути у нас первым стоит медресе Тилля-Кари, начну я свой рассказ именно с медресе Улугбека. Построено медресе было внуком Тамерлана Улугбеком в период с 1417 по 1420 год. Главным архитектором его стал Кавомиддин Шерази.
Медресе Улугбека в Самарканде
Это величественное средневековое учебное заведение, возвышающееся над площадью Регистан в Самарканде. Самаркандцы о нём говорят, что от тяжести этого медресе «хребет земли приходит в содрогание». Хотя внешне оно не выглядит сильно массивным.
Медресе украшено резной мозаикой, майоликовой плиткой, резным мрамором, облицовано здание плиткой с каллиграфическими письменами. Над входом в медресе — панно из мозаики с растительным орнаментом.
В основном в оформлении использованы стандартные для самаркандских мастеров цвета: белый, синий и голубой. Наличие других цветов говорит о том, что в строительстве этого медресе принимали участие и мастера их других районов.
По углам медресе стоят высокие купола и минареты. Местный гид нам рассказал, что окна в левом минарете медресе Улугбека выполнены так, что по мере восхождения на вершину минарета вы можете наблюдать все близлежащие объекты. Сделано это было в защитных целях — чтобы всегда быть в курсе, что творится за воротами медресе. Высота минаретов — 30 метров.
Медресе Улугбека в Самарканде
Сразу предвещая вопрос о гиде, отвечаю — мы были без гида, просто на площади их много и в поисках клиентов они заинтересовывают вас, начиная рассказывать какие-нибудь интересные факты из истории и т.д., предлагая потом провести экскурсию или что-то купить в их лавке, которая (надо же!) располагается здесь же рядом в двух шагах в одном из медресе
А вообще, местные продавцы придумали интересную штуку. Они зазывают вас, предлагая (конечно же, бесплатно) посмотреть зимний сад или комнату, где спал какой-нибудь известный астролог, вы заходите в комнату* и понимаете, что попадаете в очередную сувенирную лавку.
*Все худжры, или комнаты семинаристов, отведены сегодня под сувенирные лавки.
Зазывала в двух словах рассказывает, где спал и отдыхал астролог, показывая на какую-то непонятную нишу в полу или потолке, и убегает за новыми клиентами, говоря вам, что теперь вы можете купить себе на память об этом месте пару сувениров
Первые пару раз мы попадались на такие уловки, думая увидеть там действительно что-то интересное. Не в плане сувениров, а в плане исторической ценности. Но быстро в этом разочаровались и от следующих зазывал стали просто отмахиваться, типа «всё уже купили». Может мы, конечно, и упустили что-то интересное, нуууу, значит, будет повод, чтобы вернуться сюда ещё раз
Но что-то я отвлеклась.
Заходим внутрь, традиционно здесь квадратный двор. В нём находятся комнаты для лекций и 48 худжр, или комнат учеников. В своё время тут преподавал сам Улугбек — учитель, астроном, математик.
Регистан в Самарканде
Зайдём теперь внутрь. Видимо, раньше это был какой-то учебный зал, а теперь по совместительству ещё и штаб будущего фестиваля
Вот и сам зал. Фотографии получились не очень качественные, тут уж извиняйте. Света в зале было мало, да и мы старались быстрее всё зафотографировать, посмотреть и сбежать от назойливых гидов
Идём в правую часть здания и попадаем в некое подобие обсерватории. В целом, ничего интересного: знаки зодиака на потолке, тематические картины на стенах и т.д.
Не будем долго здесь задерживаться, пойдёмте в следующее медресе — в Тилля-Кари.
Медресе Тилля-Кари
Медрессе Тилля-Кари находится в центральной части архитектурного ансамбля. Строительство медресе Тилля-Кари началось в 1646 году. До него на этом месте стоял караван-сарай.
Медресе Тилля-Кари в Самарканде
С узбекского языка название медресе переводится как «отделанное золотом». И неспроста оно получило это название, вы только посмотрите на него! Свод, стены, михраб и минбар покрыты позолотой и росписью «кундаль».
Помимо шикарной внутренней отделки, от которой сложно оторвать свой взгляд, тут ещё есть небольшие экспозиции с посудой, керамикой, сувенирами, золотошвейной продукцией.
Как вам игрушки на ёлку, расписанные на узбекский мотив?!
Осмотрев всё, что было можно и открыто (некоторые экспозиции были закрыты), выходим во внутренний дворик. По традиции он квадратной формы, по центру почему-то натянуты большие палатки. Внутренний двор по всему периметру окружён кельями, в которых, как вы уже могли догадаться, сейчас расположены сувенирные лавки.
Медресе Тилля-Кари в Самарканде
Фасад медресе состоит из центрального портала, фронтальных крыльев с худжрами и угловыми башнями. Снаружи медресе облицовано мозаикой и майоликой с растительными, геометрическими и эпиграфическими узорами.
Медресе Шердор
Медресе Шердор расположилось по правую сторону от медресе Тилля-Кари. Строили его 19 лет — с 1619 по 1636 годы. Архитектор — зодчий Абдул Джаббар.
Медресе Шердор в Самарканде
Медресе Шердор в Самарканде
По строению медресе Шердор повторяет расположенное напротив медресе Улугбека, однако у него немного искажены пропорции. Ранее на этом месте стояла ханака Улугбека, но после её снесли и построили это медресе.
С узбекского языка его название переводится как «обитель львов». А название оно такое получило из-за изображенных на портале львов-тигров-барсов (все называют по-разному) с солнцем на спине.
Вот какой интересный факт. По мусульманским традициям, на священных зданиях, будь то мечеть или медресе, запрещено изображать животных и тем более человеческие лица. А тут вот… Всё и сразу.
На самом деле мастера не пытались нарушить исламских традиций, а вложили в эти рисунки особый смысл, которым с нами поделился местный гид.
В изображения тигров на медресе, которые гонятся вслед за ланью, вложен следующий смыл: «Нужно гнаться за знаниями, как тигр гонится за ланью, и поглощать эти знания, как тигр поглощает лань». Человеческое лицо, которое символизирует какое-то божество, то ли бога крови, то ли ещё кого — я уже не помню, говорит о том, что «даже если ты тигр, нужно помнить о том, что ты не бессмертен».
Кстати, по примеру медресе Шердор в Самарканде было оформлено и медресе Нодир Девон Беги в Бухаре.
Изображение свастики с арабской росписью над входом в медресе — имеет вовсе не этот смысл, какой придают этому знаку сейчас. Издревле этот знак был символом плодородия, процветания, благосостояния, и именно этот смысл вкладывали архитекторы, когда наносили его на медресе с арабской надписью, гласящей, что «Господь Всемогущ!»
Стены медресе все сплошь покрыты цитатами из Корана — священной мусульманской книги. Великолепная мозаика, ребристые бирюзовые купола, облицовка из глазурованного кирпича…
Во внутреннем дворике полным ходом идёт реконструкция, стоят леса, поэтому доступ и обзор некоторых частей архитектурного памятника затруднён, однако местным это никак не мешает — они с удовольствием приходят сюда, чтобы сделать парочку снимков в роли древних воинов со шлемами, мечами и щитами
Ещё буквально пару слов о минаретах Шердора и буду заканчивать сегодняшнюю экскурсию по Регистану. Есть легенда, что минареты разрушились во время сильного землетрясения в начале XIX века, но на самом деле их просто сняли, потому что боялись нападения лучников.
Ну вот и всё. На этом мы заканчиваем свой рассказ о площади Регистан в Самарканде. После неё мы отправились на изучение других старинных религиозных памятников Самарканда и городища Афросиаб в пустыне. Но об этом я вам расскажу в другой статье
Занимательных и познавательных вам экскурсий!
Спасибо, что путешествуете вместе с нами!
Ксюша и Слава
Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.
Источник