Самоконтроль за бронхиальной астмой

Самоконтроль за бронхиальной астмой thumbnail

Самоконтроль при бронхиальной астмеВалерий Иванов2017-02-26T09:36:34+03:00

пикфлоуметрияУспешное лечение астмы зависит от умения пациента правильно контролировать течение этого заболевания. Самоконтроль при астме включает в себя определение частоты проявлений заболевания (например, затруднение дыхания и свисты) и определение показателей функционального состояния легких с помощью пикфлоуметрии. Пикфлоуметрия измеряет пиковую скорость выдоха, этот показатель соотносится со степенью проходимости дыхательных путей легких для воздуха, течение астмы ухудшается, если бронхи суживаются, при этом показатель пиковой скорости выдоха также снижается.

Самоконтроль позволяет Вам и Вашему врачу подобрать точный план лечения астмы.

Рекомендации по самоконтролю при астме

Пикфлоуметрия рекомендуется для людей с астмой средней и тяжелой степенью тяжести. Пикфлоуметр – недорогой, компактный прибор, который легко использовать в домашних условиях.

Пикфлоуметрия используется для:

  • Регулярного контроля за функциональным состоянием легких и эффективностью проводимого лечения;
  • Определения степени тяжестью обострений астмы;
  • Определение эффективности лечения обострений астмы.

Дневник самоконтроля используется для записи показателей пикфлоуметрии, определения возможного влияния провоцирующих факторов, записи параметров проводимого лечения и тяжести проявлений астмы. Дневник помогает найти связь между контактом с провоцирующими факторами и уменьшением показателя пиковой скорости выдоха.

Как пользоваться пикфлоуметром?

Пикфлоуметрия должна проводиться регулярно (даже когда нет проявлений астмы) . Особенно важно измерять пиковую скорость выдоха при появлении симптомов астмы (кашля, свистов, затруднения дыхания). Обязательно уточните у своего врача как правильно проводить пикфлоуметрию и вести дневник самоконтроля.

Получение точных результатов требует выполнения нескольких важных этапов:

  • Стрелка пикфлоуметра должна быть сброшена на 0 (или на минимальное значение для конкретного прибора).
  • Пикфлоуметрия проводится в положении стоя.
  • Максимально глубоко вдохните.
  • Возьмите мундштук пикфлоуметра в рот, язык должен располагаться под мундштуком.
  • Плотно обхватите губами мундштук пикфлоуметра.
  • Максимально полно и быстро выдохните в пикфлоуметр. Старайтесь не двигать при выдохе головой и телом.
  • Отдохните, подышав несколько раз в нормальном ритме. Повторите измерения еще 2 раза. Запишите максимальный результат трех измерения. Среднее значение высчитывать не нужно.
  • Повторите тест, если Вы случайно перекрыли часть воздуховода пикфлоуметра языком при выдохе, или во время проведения тесты Вы закашлялись или при попадании в пикфлоуметр слюны.
  • Периодически очищайте пикфлоуметр согласно прилагаемой инструкции.

Записывайте показатели пиковой скорости выдоха в дневник самоконтроля при астме и в график пикфлоуметрии (скачать примеры дневника самоконтроля и графика пикфлоуметрии можно по ссылкам: дневник, график пикфлоуметрии).

Как определить какие показатели  для Вашего ребенка являются нормальными?

В отличие от показателей артериального давления или уровня холестерина, показатели пикфлоуметрии индивидуальны для каждого человека. Важно самостоятельно определить, какой показатель пиковой скорости выдоха является нормальным для Вас.

Для определения нормального индивидуального показателя пиковой скорости выдоха необходимо измерять этот  показатель во время ремиссии 2-4 раза в день в течение 2-3 недель. Самый высокий показатель измерения пиковой скорости выдоха и является Вашем личным лучшим показателем. Коридор от 80 до 100 % от этого показателя является зеленой зоной в дневнике пикфлоуметрии. 60-80% — желтая зона, показатели ниже 60% — красная зона. Показатели в желтой и красной зоне обозначают сужение дыхательных путей, они могут предсказать появление симптомов астмы.

Детям, учитывая их постоянный рост, необходимо переопределять лучший показатель раз в год.

Большинство экспертов рекомендуют определять пиковую скорость выдоха не менее 1 раза в день.

Источник

Исследователи считают, что каждый человек с астмой должен иметь доступ к личному «плану действий» для лучшего контроля состояния. Помощь людям с астмой, заключающаяся в том, чтобы взять под контроль собственную болезнь, уменьшает ее симптомы, улучшает качество жизни, уменьшает непредвиденное использование медицинских услуг и даже предотвращает смертельные случаи, показали исследования.
Такие рекомендации по самоуправлению указываются в руководствах по астме на протяжении последних трех десятилетий, но реализация их до сих пор неоднородна. Исследователи считают, что организации здравоохранения должны уделять первоочередное внимание обеспечению доступа к поддержке для каждого человека с бронхиальной астмой, что поможет им контролировать свою болезнь.
Команда, которую составили специалисты из Эдинбургского университета, Лондонского университета королевы Марии и Манчестерского университета, рассмотрела результаты двухсот семидесяти исследований, которые оценивали успех таких разработанных «планов действий» для поддержки пациентов.
Обзоры показали, что люди всех возрастов и из различных социально-экономических и культурных традиций таким образом получают поддержку, которая помогает контролировать собственные симптомы. Пациенты имеют возможность распознавать ранние признаки обострения астмы и принимать соответствующие меры в связи с этим.
Каждому пациенту предлагается индивидуальный план действий с подробным описанием того, какие лекарственные средства следует принимать, и рекомендации о том, когда следует обращаться за помощью, если симптомы ухудшаются. Пациенты регулярно проверяют состояние своего здоровья, и их план действий обновляется по мере необходимости.
Исследования демонстрируют, что такой подход спасает жизни, однако обзор смертей от астмы в 2014 году показал, что более трех четвертей пациентов не имеют плана действий, который помог бы им управлять своим состоянием.
Авторы отмечают: доказательства того, что подобного рода поддержка работает, убедительны, но задача состоит в том, чтобы удостовериться, что он применяется во всех медицинских службах, чтобы каждый человек с астмой имел доступ к личному плану действий и знал, что делать, если состояние ухудшается. Благодаря тому, что на примере астмы подход показал долгосрочные положительные эффекты,  он может служить образцом.  Самоконтроль необходим, чтобы помочь людям с астмой, и это исследование показывает, что он может значительно улучшить качество жизни и снизить количество госпитализаций и посещений медицинских учреждений.
По мнению авторов, две из трех смертей от астмы можно предотвратить с помощью хорошей базовой помощи, и это исследование показывает, какую поддержку оказывает подобное самоуправление. Следует использовать преимущества цифровых решений в области здравоохранения, которые могли бы изменить способ оказания помощи при астме. Цифровые планы действий, «умные» ингаляторы и автоматизированные системы предупреждения — это лишь некоторые из способов поддержки людей при астме, которые могут быть обновлены, и способны снизить риск потенциально смертельных астматических приступов.

Источник: BMC Medicine

Астма центр ‘Астма Сервис’ — лечение астмы
(495) 472-46-03

Источник

Каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой, должен иметь пикфлоуметр так же как каждый гипертоник — аппарат для измерения артериального давления.

Что такое пикфлоуметр?

Это такой портативный аппарат, с помощью которого определяют один, но важный параметр, определяющий функцию внешнего дыхания, — пиковую, или максимальную скорость выдоха, с которой больной может выдохнуть воздух из легких. Этот показатель по-английски называется пикфлоу (peak flow), то есть, «максимальный поток», отсюда и название прибора. Максимальная скорость выдоха зависит от многого, но самое главное — она показывает, насколько сужены бронхи. Часто больной еще не ощущает ухуждения состояния, а уменьшение скорости при пикфлоуметрии позволит больному предпринять определенные действия еще до того, как существенно изменится его самочувствие.

Для чего необходима пикфлоуметрия?

1. Для объективной оценки эффективности проводимого лечения.

Если в результате регулярного измерения пиковой скорости выдоха больной видит, что она возрастает, это значит, что назначенное лечение эффективно, даже если он этого пока не слишком это замечает. Если показатель остается без изменений, значит, назначенная терапия не приносит должного эффекта, и надо изменить или усилить лечение. Эти решения в конечном итоге должен принимать врач, однако больной обязательно должен также ориентироваться в изменениях этих показателей.

2. Для контроля за состоянием бронхов.

Пикфлоуметрия поможет вовремя замечать их прогрессирующее сужение (то есть наступление обострения заболевания). Анализ пикфлоуметрии поможет больному и его врачу установить, какой показатель станет для пациента нормальным, при каких значениях надо изменять лечение, а когда необходимо срочно обращаться за медицинской помощью.

3. Для того чтобы выявить закономерности своей болезни.

Многие больные астмой знают, что даже на фоне хорошего самочувствия имеются изменения дыхания, закономерности появления которых выявить порой трудно. Кроме того, некоторые пациенты не могут ответить на вопрос, отчего возникают их приступы удушья. Даже доктора в ряде случаев не знают ответа. Проводя почасовое или ежедневное наблюдение за своими бронхами с помощью пикфлоуметра, одновременно отмечая, в каких условиях вы находитесь, какие лекарства принимаете, какую пищу едите, больной может выявить такие закономерности, о которых он даже не подозревал.

Предположим, вы идете на работу, в течение рабочего дня у вас пиковая скорость выдоха постепенно увеличивается. Дома вы с помощью пикфлоуметра отмечаете, что этот показатель у вас снижается. Посоветуйтесь с врачом, нет ли у вас дома аллергена, на который вы реагируете, например, домашняя пыль, шерсть кошки или корм для аквариумных рыбок. Может быть другая ситуация. Например, вы уходите на работу, и скорость уменьшается с того момента, как вы заняли свое рабочее место. Может быть, в этом случае, неблагоприятное вещество находится у вас на работе.

Обычно к пикфлоуметрам придаются дневники — суточный и недельный. Суточный дневник заполняется каждые два часа, недельный — ежедневно в течение недели два или три раза в день. В начале пользования пикфлоуметром в течение определенного периода времени постоянно определяют свой показатель, выявляя закономерности, а потом пикфлоуметр используют гораздо реже, для периодической проверки состояния своих бронхов, а также при всех случаях ощущения ухудшения дыхания.

Обычно к каждому аппарату прилагается подробная инструкция, однако общие правила пользования пикфлоуметрами мы упомянем сейчас.

Типы пикфлоуметров бывают разные, однако используют их все одинаково, делая резкий выдох в прибор. Стрелка, отклонившись, укажет на значение пиковой скорости выдоха. Выдох делают стоя или (что несколько хуже) сидя. Нужно сделать подряд три пробы, выбирая из них лучшее значение. Это значение и заносят в дневник. Приборы очень небольшие и легкие, их нетрудно взять с собой на работу или за город.

Очень важно оценить нормальное значение пиковой скорости выдоха для данного пациента.

Существует 2 точки зрения на определение нормы:

1.Во многих пособиях рекомендуется брать должное значение пиковой скорости выдоха, которое определяется по росту, возрасту и полу.

2. В качестве нормального значения брать усредненное наилучшее значение пиковой скорости выдоха, которое измеряется в период ремиссии заболевания.

Наилучший для данного больного показатель пиковой скорости выдоха может быть оценен за 2–3-недельный период, во время которого пациент записывает показатели пикфлоуметрии минимум один раз в день сразу после полудня. После каждого применения ингаляционного бета-агониста для купирования симптомов должно быть проведено дополнительное измерение.

Наилучшие персональные показатели обычно достигаются при измерении сразу после полудня после максимального объема терапии, стабилизировавшей состояние пациента.

Иногда для определения наилучшего показателя пиковой скорости выдоха может потребоваться курс пероральных кортикостероидов. Периодически наилучший персональный показатель следует переоценивать, учитывая прогрессирование заболевания.

Источник

 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.

Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.

Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.

Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.

Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.

Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.

Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.

×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.

 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.

Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.

Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.

×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè
. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».

Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.

Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.

Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.

Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.

È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.

Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.

Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»

Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.

È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.

Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.

Источник