Санаторный этап реабилитации при бронхиальной астме

Реабилитация при бронхиальной астме – это комплекс мероприятий, целью которых является максимально возможное устранение негативных последствий перенесенной болезни, восстановление здоровья, трудоспособности и естественных потребностей человека. Восстановление нарушенных функций включает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, устранение неблагоприятных факторов, нормализацию режима дня, специальную диету.
Основные этапы реабилитации при бронхиальной астме
Порядок принятия реабилитационных мер подбирается в зависимости от состояния больного, с учетом длительности, тяжести заболевания, сопутствующих состояний. Выделяют такие этапы реабилитации, как:
- Общеукрепляющие и профилактические мероприятия. К ним относят диету, обеспечение гипоаллергенной среды, режим дня.
- Медикаментозное поддерживающее лечение.
- Физиотерапия и вспомогательные процедуры, массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика.
О диете
Гипоаллергенная диета, снижающая риск возникновения приступов, должна подбираться индивидуально, с учетом реакции именно вашего организма на конкретные продукты. Пока отметим основные моменты, подходящие большинству. Питание должно быть низкокалорийным, небольшими порциями, но частым: 5-6 раз в день. При пищевой аллергии нужно исключить те продукты, на которые возникает реакция.
Рекомендуемые продукты
- Овощи: кабачки, патиссоны, бобовые, все виды капусты, картофель, огурцы, лук, свекла, морковь, тыква.
- Зелень: сельдерей (зелень и коренья), петрушка, укроп, базилик, майоран. В небольшом количестве – щавель, шпинат, зеленый лук.
- Фрукты: груши, сливы, яблоки, абрикосы, лимоны, апельсины, если на них нет аллергии. Отдавайте предпочтение тем фруктам, что растут у вас в регионе.
- Ягоды: облепиха, шиповник, черника, клюква, брусника, черноплодная рябина. При отсутствии противопоказаний – малина, смородина.
- Если ягоды и фрукты оказались для вас под запретом – используйте тепловую обработку и сухофрукты. Часто люди, не переносящие абрикосы в свежем виде, могут пить компот из кураги. А печеные зеленые яблоки, посыпанные корицей, могут порадовать аллергика без неприятных последствий. Естественно, все индивидуально!
- Мясо: предпочтение отдается птице и нежирному мясу (кролик, говядина).
- Морепродукты и нежирные сорта рыбы.
- Молочные продукты: молоко, кефир, ряженка и творог, йогурт (без ароматизаторов), сметана, масло, сычужные и ферментированные сыры. Можно все!
- Крупы и макаронные изделия: любые, какие вам захочется. Гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, манная, пшеничная каши к вашему столу.
- Масла: растительные (оливковое, льняное, подсолнечное, кукурузное), сливочные.
Не рекомендуются к употреблению кофе, какао и шоколад, алкоголь, яйца, жирные сорта мяса и рыбы, орехи и семечки, клубника и консервированные продукты. При «аспириновой» астме стоит исключить продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту: перец, томаты, малина, клубника, земляника, крыжовник, вишня, яблоки, персики. Ограничьте употребление соли и сахара, продуктов, содержащих искусственные ароматизаторы, красители и консерванты.
Реабилитация при бронхиальной астме: укрепление иммунитета
Как инфекционные, так и аллергические заболевания являются следствием нарушения работы иммунитета. В первом случае иммунная защита оказывается недостаточной, во втором – чрезмерной. Поэтому нормализация иммунного ответа – это важнейшая задача человека, имеющего приступы обструкции бронхов.
Способы укрепления иммунитета:
- Ежедневные (с поправкой на погоду) прогулки на свежем воздухе. Если их еще нет в вашем распорядке дня, начинайте моцион в теплую погоду.
- Физическая активность. Нагрузку нужно увеличивать очень плавно, не перестарайтесь. Если речь идет о ребенке, вы можете помочь ему, включив утреннюю зарядку в режим дня всей семьи – тогда малыш будет чувствовать себя не больным, которому нужно особое лечение, а здоровяком, который весело проводит время с семьей.
- Закаливание. Не старайтесь сделать сразу много. Изменение образа жизни должно происходить понемногу, иначе это тоже окажется стрессом. Методик много, главное – постепенность и регулярность.
- Нормализация сна и режима питания.
Все советы стары как мир. Но важно это не просто знать, а делать.
Медикаментозная реабилитация
Медицинская реабилитация при бронхиальной астме включает в основном применение бронхолитиков, муколитических препаратов, противовоспалительных и гипосенсибилизирующих средств.С целью очистить бронхи и бронхиолы от густой, порой стекловидной слизи применяют муколитики: ацетилцистеин (АЦЦ), амброксол (Лазолван, Аскорил, Бромгексин), карбоцистеин (Мукодин, Флюдитек).
Бронхолитики способствуют расширению просвета бронхов и снимают бронхоспазм. В период ремиссии рекомендуются β2-агонисты длительного действия, антихолинергические, а также комбинированные препараты (Сальметерол, Беродуал, Теопэк). Необходимость их применения, конкретные препараты и дозировку вам подберет врач.
В период восстановления назначаются поддерживающие дозы противовоспалительных и антигистаминных препаратов. Поскольку оба эти свойства есть в глюкокортикостероидах, то часто именно на них останавливают свой взор специалисты. Распространены такие препараты, как Пульмикорт, Флунизолид, Будесонид. В ситуации, когда у пациента аллергия на салицилаты и использование нестероидных противовоспалительных средств недопустимо, гормоны становятся единственным вариантом. Если вы делаете ингаляции с комбинированными препаратами, то гипосенсибилизирующий и муколитический эффект вы получаете одновременно.
Реабилитация при бронхиальной астме: физиотерапевтические методы воздействия
Реабилитационные мероприятия с помощью физиотерапии направлены на расширение просвета бронхов с помощью уменьшения воспаления, отечности, разжижения и вывода мокроты. Для этих целей применяют баротерапию, электрофорез, фонофорез, низкочастотный ультразвук, магнитотерапию. Положительное влияние оказывают водолечение, рефлексотерапия (акупунктура и иглоукалывание), электросон. Можно разделить физиотерапевтические процедуры на несколько направлений.
Муколитическая терапия
Муколитики – средства, облегчающие разжижение и вывод мокроты. Благодаря муколитическим препаратам уменьшается количество вязкого бронхиального секрета в бронхах, который и является средой обитания для колоний патогенных микроорганизмов. Так снижается риск инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивается просвет бронхов, поэтому вероятность обратимой бронхообструкции снижается и количество приступов становится меньше, а их интенсивность ниже.
Для этой цели применяется метод ингаляционной аэро- и гидроаэроионотерапии, вибрационный массаж, флаттер-терапия, электротерапевтические методики рефлексогенного типа, оксигенобаротерапия. Ведущую роль играют ингаляции.
Массаж
Массаж при бронхиальной астме назначают курсами по 5-15 сеансов и повторяют от 2 до 4 раз в год. Разогревающие приемы улучшают циркуляцию крови, а постукивания способствуют улучшению отхождения мокроты. Воздействие на рефлекторные зоны укрепляет иммунитет.
Курс массажа проводят только в период вне приступов и при хорошем самочувствии. Помните, что массаж – лечебная процедура, требующая серьезного отношения, и имеет противопоказания. О возможности такого лечения стоит проконсультироваться с врачом.
Противовоспалительная физиотерапия
Для уменьшения воспаления применяют ультрафиолетовое облучение (УФО) с разной длиной волны, электрофорез.
Воздействие на область надпочечников волновыми методами, ультразвуком, магнитным полем позволяет активизировать выработку собственных кортикостероидов.
Облучение лазером рефлекторных зон и биологически активных точек снижает интенсивность воспаления.
Бронхолитическая физиотерапия
Для устранения бронхоспазмов и улучшения вентиляции легких применяют ультразвуковую терапию,электрофорез, воздействие постоянным током.
Гипосенсибилизирующая терапия
Гипосенсибилизация направлена на нормализацию иммунного ответа и снижение чувствительности к аллергенам.
При инфекционно-аллергической астме возможна вакцинация специальными многократно разведенными ослабленными вакцинами или аллергенами. Это делается для постепенного повышения сопротивляемости организма.
Следующий метод это аутогемопунктура, когда человеку вкалывается его же венозная кровь. Это стимулирует иммунитет на распознавание белков по системе «свой-чужой». А поскольку все клетки оказываются своими, то аллергии не возникает. Так нормализуется иммунный ответ.
В качестве иммуномодулятора используют также метод спелеотерапии – нахождение в лечебных соляных пещерах.
При пищевой аллергии возможно применение метода колоногидротерапии, когда стенки кишечника орошают периодически водой (лечебные клизмы). Очищение кишечника от скопившихся в слизи токсинов способно уменьшить частоту и силу аллергических реакций. Также клизмы стимулируют кровообращение и выработку витаминов группы В.
Кардиотоническая терапия
В периоды приступов нарушается снабжение сердца кислородом, поэтому сердечно-сосудистая система нуждается в поддержке. Углекислая ванна обладает не только кардиотоническим, но и противовоспалительным эффектом. Диоксид углерода стимулирует коронарный кровоток, в результате чего снижается вероятность ишемических заболеваний сердца.
О лечебной физкультуре
Регулярные лечебные упражнения занимают важнейшее место в терапии астмы. ЛФК позволяет противостоять развитию эмфиземы, укрепляет дыхательные мышцы, повышает эластичность легочной ткани, способствует отхождению бронхиального секрета. Занятия начинают с легких упражнений, постепенно повышая нагрузку. При выраженной одышке или приступе физическая нагрузка противопоказана. Важно во время занятий следить за правильностью дыхания.
Дыхательные упражнения
Есть несколько методик дыхательных упражнений при астме, но наибольшую известность заслуженно получила отечественная методика К.П.Бутейко. Суть его метода заключается в уменьшении глубины выдоха, благодаря чему достигается снижение количества углекислоты в крови. Подробнее эта тема раскрыта на видео.
Санаторно-курортное лечение (Климатотерапия)
Климатотерапия подходит не всем пациентам и возможна только в период длительной ремиссии и после тщательного обследования. Иногда астма прочно связана с конкретным местом обитания и в другом городе, регионе, климате проходит совсем. Однако смена климата может оказаться полезной одним пациентам и пойти во вред другим. Противопоказано такое лечение пациентам с частыми и затяжными приступами, сердечной и дыхательной недостаточностью 2 и 3 степени. Обсудите с врачом возможность поездки в санаторий.
Порядок принятия реабилитационных мер
- Приступая к реабилитации, важно определить порядок восстановительных мероприятий:
Обеспечьте безопасную среду, избавившись от аллергенов в местах постоянного пребывания. - Плавно, в течение 2-3 недель перейдите на новую диету, полностью исключив запрещенные продукты и сбалансировав меню.
- Привыкнув к измененному питанию, добавляйте лечебную физкультуру. Главное на этом этапе – привыкнуть к регулярным занятиям, на это хватит 2 недель.
- Следите за дыханием во время ЛФК, постепенно уделяя ему все больше внимания. И, наконец, включайте дыхательную гимнастику.
- Теперь, при хорошем самочувствии, можно приступать к физиотерапии. Порядок и сроки прохождения процедур определит врач. Он же может предложить вам другой порядок реабилитационных мероприятий, подобрав для вас индивидуальную программу восстановления.
Об исключении вредоносных факторов окружающей среды
Некоторые факторы способствуют развитию заболевания и возникновению новых приступов, их называют триггерами. Прежде, чем приступать к реабилитации, необходимо ограничить влияние этих факторов:
- Избавьте квартиру от «пылесборников» – удалите ковры, мягкие игрушки, тканевые драпировки, декор из натурального меха и шкур. Книжные полки закройте дверцами, чтобы защитить их от скопления пыли.
- Ежедневно проводите влажную уборку без моющих средств – обычная протирка увлажнит помещение, облегчая дыхание, и избавит дом от пыли.
- Не заводите дома животных. От имеющихся питомцев отказаться нелегко. Поэтому сначала проведите аллергопробу на шерсть, слюну и перхоть именно вашего домашнего животного. Если тест отрицательный и состояние здоровья позволяет, можно попробовать оставить питомца. Но все процедуры с вычесыванием любимчиков должны проводить другие люди вне вашего дома. При положительном тесте вам придется отказаться от домашнего любимца.
- Оградите себя от контактов с больными людьми. Перед визитом уточняйте, все ли знакомые здоровы. Если у друга насморк, встречу лучше перенести. Ребенка обучите соблюдать дистанцию в общении с незнакомыми людьми и заботиться о личной гигиене – несложные меры профилактики позволят предупредить болезнь.
- Не допускайте курения в доме. Астматикам противопоказан контакт с табачным дымом.
- Не менее раза в неделю проводите стирку и тепловую обработку постельного белья (гладить, сушить на солнце) для предотвращения распространения домашних клещей. Они часто являются триггерами (провокаторами) заболевания.
- Астма может иметь психосоматический характер. Причинами приступов могут быть страхи, комплексы, негативные установки, отношения в семье. Для работы с этими факторами лучше обратиться к психологу. Ребенку с астмой чаще говорите о своей любви, вере в него и принятии, о том, что ему по силам любые дела.
При правильно подобранной и тщательно пройденной программе реабилитации при бронххиальной астме пациенты в течение долгих лет сохраняют качество жизни.
Please follow and like us:
Источник
Îñíîâû ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ. Îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ïðîäóêöèÿ âÿçêîãî ñåêðåòà è ðåìîäåëèðîâàíèå áðîíõîâ. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû îò ïðèñòóïîâ àñòìû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
Ïî òåìå:
«Ðåàáèëèòàöèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå»
Ïëàí
1. ×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà? Êëèíèêà
2. Îñíîâû ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
3. ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
4. Ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
5. Äèåòîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
6. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. ×òî òàêîå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà? Êëèíèêà
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ) — ýòî õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ îáðàòèìîé (ñïîíòàííîé èëè ïîä âîçäåéñòâèåì áðîíõîäèëàòàòîðîâ) îáñòðóêöèåé è ôåíîìåíîì ãèïåððåàêòèâíîñòè áðîíõîâ. Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ ïðîòåêàåò ïðè ó÷àñòèè ýîçèíîôèëîâ, ëèìôîöèòîâ, ìàêðîôàãîâ, áàçîôèëîâ, òó÷íûõ êëåòîê, íåéòðîôèëîâ; îí ñîïðîâîæäàåòñÿ äèñôóíêöèåé ðåñíèò÷àòîãî ýïèòåëèÿ, äåñòðóêöèåé ýïèòåëèàëüíûõ êëåòîê, èõ äåñêâàìàöèåé âïëîòü äî áàçàëüíîé ìåìáðàíû, äåçîðãàíèçàöèåé îñíîâíîé) âåùåñòâà, ãèïåðïëàçèåé è ãèïåðòðîôèåé ñëèçèñòûõ æåëåç è áîêàëîâèäíûõ êëåòîê (îïðåäåëåíèå ýêñïåðòîâ ÂÎÇ).
Âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ îáóñëîâëèâàåò ñëåäóþùèå ôîðìû îáñòðóêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé: áðîíõîêîíñòðèêöèþ, îòåê ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, ïðîäóêöèþ âÿçêîãî ñåêðåòà, ðåìîäåëèðîâàíèå áðîíõîâ.
Âûäåëÿþò âíåøíèå è âíóòðåííèå ôàêòîðû, êîòîðûå ìîãóò ïðèâîäèòü ê ðàçâèòèþ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Ê âíåøíèì ôàêòîðàì îòíîñÿòñÿ: àëëåðãåíû, èíôåêöèÿ, ìåõàíè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå ðàçäðàæèòåëè, ìåòåîðîëîãè÷åñêèå è ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ÿâëåíèÿ, ñòðåññîâûå è ôèçè÷åñêèå ïåðåãðóçêè, ôàðìàêîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû, ñïîñîáíûå ïðîâîöèðîâàòü áðîíõîñïàçì (áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû, ÍÏÂÑ), ê âíóòðåííèì — äåôåêòû ýíäîêðèííîé è èììóííîé ñèñòåìû, ÂÍÑ, ìåòàáîëèçìà àðàõèäîíîâîé êèñëîòû, ðåàêòèâíîñòè áðîíõîâ.
Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà çàâèñèò îò òÿæåñòè òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû. Âûäåëÿþò ïåðèîä ïðèñòóïà è ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä. Ïðè ëåãêîì òå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ìåæäó ïðèñòóïàìè ïàöèåíòû ÷óâñòâóþò ñåáÿ âïîëíå çäîðîâûìè è íå îãðàíè÷åíû â òðóäîñïîñîáíîñòè è æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Ïðèñòóï ðàçâèâàåòñÿ ïîñëå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì.  ïðèñòóïå ðàçëè÷àþò ïåðèîä ïðåäâåñòíèêîâ (âàçîìîòîðíûå ðåàêöèè ñëèçèñòîé íîñà ÷èõàíüå, îáèëüíûå âîäÿíèñòûå âûäåëåíèÿ, à òàêæå êàøåëü, îäûøêà, ÷óâñòâî çàëîæåííîñòè â ãðóäíîé êëåòêå, çàòðóäíåíèå âûäîõà).  ïåðèîä ðàçãàðà ïðèñòóïà ïàöèåíò ÷àùå âñåãî çàíèìàåò ïîëîæåíèå ñòîÿ èëè îðòîïíîý — ñèäèò îïåðøèñü ðóêàìè, ÷òî îáëåã÷àåò åãî ñîñòîÿíèå. Ëèöî îäóòëîâàòî, îòìå÷àþòñÿ íàáóõëîñòü âåí øåè, öèàíîç, ó÷àñòèå âñïîìîãàòåëüíûõ ìûøö â àêòå äûõàíèÿ, òàõèïíîý (ó÷àùåííîå äûõàíèå), ñâèñòÿùåå äûõàíèå, ñëûøíîå íà ðàññòîÿíèè.  ïåðèîä îáðàòíîãî ðàçâèòèÿ ïðèñòóïà, âî âðåìÿ êîòîðîãî ñïîíòàííî èëè ïîñëå ïðèåìà ìåäèêàìåíòîâ íàáëþäàåòñÿ ïðåêðàùåíèå áðîíõîñïàçìà, óìåíüøàþòñÿ îäûøêà è ÷àñòîòà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé; ïàöèåíò íà÷èíàåò îòêàøëèâàòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñòåêëîâèäíîé ìîêðîòû. Äèàãíîç ïîäòâåðæäàåò èññëåäîâàíèå ìîêðîòû, â êîòîðîé íàõîäÿò òàê íàçûâàåìóþ «òðèàäó»: ýîçèíîôèëû, ñïèðàëè Êóðøìàíà è êðèñòàëëû Øàðêî -Ëåéäåíà.
Åñëè àñòìàòè÷åñêèé ïðèñòóï çàòÿãèâàåòñÿ áîëåå 12 ÷àñîâ è íå ïîääàåòñÿ ëå÷åíèþ àäðåíîìèìåòèêàìè, òî åãî ïðèíÿòî îòíîñèòü ê àñòìàòè÷åñêîìó ñòàòóñó.
Àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà òðè ñòàäèè: 1) îòíîñèòåëüíîé êîìïåíñàöèè — çàòÿæíîé ïðèñòóï, íå ïîääàþùèéñÿ äåéñòâèþ áðîíõîëèòèêîâ-àäðåíîìèìåòèêîâ; 2) äåêîìïåíñàöèè -ïðîãðåññèðîâàíèÿ âåíòèëÿöèîííûõ ðàññòðîéñòâ, íàðàñòàíèÿ ãèïîêñèè, ïîÿâëåíèÿ ó÷àñòêîâ «íåìîãî» ëåãêîãî; 3) ãèïîêñè÷åñêîé ãèïåðêàïíè÷åñêîé êîìû.
Ñîãëàñíî êëàññèôèêàöèè ýêñïåðòîâ ÂÎÇ, âûäåëÿþò ÷åòûðå ñòóïåíè òÿæåñòè òå÷åíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû, ïîäðàçäåëÿåìîé ïî âûðàæåííîñòè êëèíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ, îáúåìó ôîðñèðîâàííîãî âûäîõà çà ñåêóíäó (ÎÔÂ1, ë/ñ) è ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà (ÏÑÂ, ë/ìèí).
2. Îñíîâû ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Ëå÷åíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ñîñòîèò èç íåñêîëüêèõ âàðèàíòîâ: ìåðîïðèÿòèÿ, íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå êîíòàêòà ñ àëëåðãåíîì è íà âûâåäåíèå åãî èç îðãàíèçìà, ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ (áàçèñíàÿ è ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ), íåìåäèêàìåíòîçíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ.
Ýòàïíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé òàêæå âêëþ÷àåò â ñåáÿ ãîñïèòàëüíûé, ïîëèêëèíè÷åñêèé è ñàíàòîðíûé ýòàïû. Ïîêàçàíèåì ê ãîñïèòàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ íåêóïèðóþùèéñÿ ïðèñòóï è àñòìàòè÷åñêèé ñòàòóñ áðîíõèàëüíîé àñòìû.
Íà ñòàöèîíàðíîì ýòàïå, âêëþ÷àþùåì ìåäèêàìåíòîçíóþ òåðàïèþ (â/â ââåäåíèå ýóôèëëèíà, ïðåäíèçîëîíà, èíôóçèîííóþ òåðàïèþ), ñðàçó íà÷èíàþòñÿ ðåàáèëèòàöèîííûå ìåðîïðèÿòèÿ, à èìåííî ïåðêóññèîííûé ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè äëÿ îáëåã÷åíèÿ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.
Èç ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèõ ïðîöåäóð èñïîëüçóþò èíãàëÿöèè áðîíõîëèòèêîâ (ýóôèëëèíà), ìóêîëèòè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ (àöåòèëöèñòåèí), ÓÂ×-, ÄÌÂ-, ÑÌÂ-òåðàïèþ, èíäóêòîòåðìèþ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîé öåëüþ. Óëüòðàçâóêîâàÿ òåðàïèÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó, êðîìå äîñòèæåíèÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîãî ýôôåêòà, ñïîñîáñòâóåò ðàçæèæåíèþ è âûäåëåíèþ ìîêðîòû, óìåíüøåíèþ ñïàçìà áðîíõîâ. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ôîíîôîðåç ýóôèëëèíà, ãèäðîêîðòèçîíà íà ãðóäíóþ êëåòêó. ÓÔÎ íà ãðóäíóþ êëåòêó òàêæå ñïîñîáñòâóåò ãèïîñåïñèáèëèçàöèè îðãàíèçìà.
Ïîñëå êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà ïðèìåíÿåòñÿ âåñü àðñåíàë ËÔÊ — îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ äëÿ òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé, óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ïëàâíûì óäëèíåííûì âûäîõîì, óïðàæíåíèÿ ñ êðàòêîâðåìåííîé âîëåâîé çàäåðæêîé äûõàíèÿ ïîñëå îáû÷íîãî âûäîõà, óïðàæíåíèÿ ñ ïðîèçíåñåíèåì çâóêîâ, òðåíèðîâêè, íàïðàâëåííûå íà ïðîèçâîëüíóþ ðåãóëÿöèþ äûõàíèÿ äëÿ îáó÷åíèÿ ïðàâèëüíîìó ðèòìó, óïðàæíåíèÿ äëÿ óäàëåíèÿ èçáûòî÷íîãî îñòàòî÷íîãî âîçäóõà èç ëåãêèõ. Ïîêàçàí ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè.
Óêàçàííûå ìåòîäû ËÔÊ è ìàññàæ ñïîñîáñòâóþò íîðìàëèçàöèè àêòà äûõàíèÿ, óìåíüøåíèþ âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ è ëåãêèõ, óëó÷øåíèþ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû.
Íà ïîëèêëèíè÷åñêîì ýòàïå áîëüíûå áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïîäëåæàò äèñïàíñåðíîìó íàáëþäåíèþ ïî ãðóïïå Ä III äèñïàíñåðíîãî ó÷åòà. Êîíòðîëüíûå îñìîòðû ïðîâîäÿòñÿ îò 2-3 ðàç â ãîä (ïðè ëåãêîì è ñðåäíåòÿæåëîì òå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû) äî 1 ðàçà â 1-2 ìåñÿöà (ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû) òåðàïåâòîì è ïóëüìîíîëîãîì, ïðîâîäÿòñÿ êîíñóëüòàöèè àëëåðãîëîãà, ËÎÐ, ãèíåêîëîãà, ïñèõîòåðàïåâòà, ñòîìàòîëîãà 1 ðàç â ãîä, ýíäîêðèíîëîãà ïî ïîêàçàíèÿì. Îáñëåäîâàíèå âêëþ÷àåò àíàëèç êðîâè, ìîêðîòû, ìî÷è; ñïèðîãðàôèÿ ïðîâîäèòñÿ 2-3 ðàçà â ãîä, ôëþîðîãðàôèÿ è ÝÊà 1 ðàç â ãîä; àëëåðãîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå, áðîíõîñêîïèÿ — ïî ïîêàçàíèÿì. Ñ öåëüþ ýëèìèíàöèè àëëåðãåíà ïðèìåíÿþòñÿ ðàçãðóçî÷íî-äèåòè÷åñêèå äíè 1 ðàç â 7 -8 äíåé, ãèïîàëëåðãåííàÿ äèåòà. Íàçíà÷àåòñÿ îáùåóêðåïëÿþùàÿ è äåñåíñèáèëèçèðóþùàÿ òåðàïèÿ (êóðñû ãèñòàãëîáóëèíà, ñïåöèôè÷åñêàÿ äåñåíñèáèëèçàöèÿ, ãåìîñîðáöèÿ, ïëàçìîôåðåç, ëàçåðíîå îáëó÷åíèå è ÓÔÎ êðîâè, ýíòåðîñîðáöèÿ), ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ (ñì. ýòàïíóþ òåðàïèþ — áðîíõîëèòèêè, èíòàë, êîðòèêîñòåðîèäû), ËÔÊ, ôèçèîòåðàïèÿ (àýðîçîëüòåðàïèÿ, ýëåêòðîôîðåç, óëüòðàçâóê, ÓÂ×- è ÑÂ×-òåðàïèÿ, ÓÔÎ ãðóäíîé êëåòêè, ñèíóñîèäàëüíî-ìîäóëèðîâàííûå òîêè, ìàãíèòîòåðàïèÿ), ïñèõîòåðàïèÿ, ïðîôèëàêòèêà ÎÐÂÈ è ãðèïïà, ñàíàöèÿ î÷àãîâ èíôåêöèè. Ïðîâîäèòñÿ ðàöèîíàëüíîå òðóäîóñòðîéñòâî (ïðè íàëè÷èè ïðèçíàêîâ èíâàëèäíîñòè áîëüíîé íàïðàâëÿåòñÿ íà ÌÑÝÊ) è îòáîð íà ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå.
3. ËÔÊ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Îñíîâíûìè çàäà÷àìè ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ÿâëÿþòñÿ:
1) âîññòàíîâëåíèå óðàâíîâåøåííîñòè ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà, ïîãàøåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ êîðòèêî-âèñöåðàëüíûõ ðåôëåêñîâ è âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîãî ñòåðåîòèïà ðåãóëÿöèè äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà;
2) óìåíüøåíèå ñïàçìà áðîíõîâ è áðîíõèîë; óëó÷øåíèå âåíòèëÿöèè ëåãêèõ;
3) àêòèâèçàöèÿ òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â òêàíÿõ;
4) ïðîòèâîäåéñòâèå ðàçâèòèþ ýìôèçåìû ëåãêèõ;
5) îáó÷åíèå áîëüíîãî óïðàâëåíèþ ñâîèì äûõàòåëüíûì àïïàðàòîì âî âðåìÿ àñòìàòè÷åñêîãî ïðèñòóïà ñ öåëüþ îáëåã÷èòü åãî;
6) îáó÷åíèå óäëèíåííîìó âûäîõó.
Êóðñ ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû â ñòàöèîíàðå äåëèòñÿ íà 3 ïåðèîäà: I (ùàäÿùèé), II (ôóíêöèîíàëüíûé) è III (òðåíèðîâî÷íûé). I è II ïåðèîäû ïðîòåêàþò â ñòàöèîíàðå, III — â óñëîâèÿõ ïîëèêëèíèêè èëè ñàíàòîðèÿ. áðîíõèàëüíûé àñòìà ëå÷åíèå ðåìîäåëèðîâàíèå
I ïåðèîä ñëóæèò äëÿ îçíàêîìëåíèÿ ñ ñîñòîÿíèåì áîëüíîãî, åãî ôóíêöèîíàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà çàâèñèò îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ.
Âî II ïåðèîäå çàíÿòèÿ ïðîâîäÿòñÿ â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ, ñòîÿ ñ îïîðîé î ñòóë, ñòîÿ. Ôîðìû çàíÿòèé ñëåäóþùèå: ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà, óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà, äîçèðîâàííûå ïðîãóëêè.
 çàíÿòèÿõ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé èñïîëüçóþò ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ:
1) äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ óäëèíåííûì âûäîõîì;
2) äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ ïðîèçíîøåíèåì ãëàñíûõ è ñîãëàñíûõ áóêâ, ñïîñîáñòâóþùèå ðåôëåêòîðíîìó óìåíüøåíèþ ñïàçìà áðîíõîâ è áðîíõèîë;
3) óïðàæíåíèÿ íà ðàññëàáëåíèå ìûøö ïîÿñà âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé;
4) äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå;
5) óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà (íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ êîñûõ ìûøö æèâîòà, ïðÿìîé ìûøöû æèâîòà), ñïîñîáñòâóþùèå óëó÷øåíèþ âûäîõà;
6) ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè è ìûøö ïðåäïëå÷üÿ (óìåíüøàåò ñêîâàííîñòü ãðóäíîé êëåòêè è îáëåã÷àåò äûõàíèå).
 çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé äëÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ñëåäóåò âêëþ÷àòü ñàìûå ïðîñòûå, ëåãêî âûïîëíèìûå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. (Ïðèëîæåíèå 1.)
Ìåæäó äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ îáÿçàòåëüíî íàäî âêëþ÷àòü ïàóçó îòäûõà äëÿ ðàññëàáëåíèÿ ìûøö (20—30 ñ). Äîçèðîâêà óïðàæíåíèé— 4—12 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé è ñðåäíèé. (Ïðèëîæåíèå 2.)
Ïðèìåíåíèå ìàññàæà îêàçûâàåò ðåôëåêòîðíîå ïîëîæèòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà ñîñòîÿíèå áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Âíà÷àëå ìàññèðóþò ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãðóäíîé êëåòêè (ïðèìåíÿÿ ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, ðàçìèíàíèå, ïðåðûâèñòóþ âèáðàöèþ, ñäâèãàíèå), çàòåì îáëàñòü ñïèíû.
III ïåðèîä êóðñà ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðîòåêàåò â óñëîâèÿõ ñàíàòîðèÿ èëè ïîëèêëèíèêè. Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîâîäÿòñÿ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñòîÿ. Ïðèìåíÿþòñÿ òå æå ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, ÷òî â ïðåäûäóùèõ ïåðèîäàõ.
4. Ôèçèîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Ãàëîòåðàïèÿ — ìåòîä ëå÷åíèÿ, îñíîâàííûé íà ïðèìåíåíèè èñêóññòâåííîãî ìèêðîêëèìàòà, áëèçêîãî ïî ïàðàìåòðàì ê óñëîâèÿì ïîäçåìíûõ êàðñòîâûõ ïåùåð èëè ñîëÿíûõ êîïåé. Îñíîâíûìè äåéñòâóþùèìè ôàêòîðàìè âîçäóøíîé ñðåäû ñîëÿíûõ êîïåé, ïåùåð èëè ãàëîêàìåð ÿâëÿþòñÿ âûñîêîäèñïåðñíûé àýðîçîëü õëîðèäà íàòðèÿ, à òàêæå îòðèöàòåëüíûå àýðîèîíû. Ñîâðåìåííàÿ ãàëîêàìåðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííîå ïîìåùåíèå, íà ñòåíû êîòîðîãî íàíåñåíî ñïåöèàëüíîå ñîëåâîå ïîêðûòèå. Îíî ÿâëÿåòñÿ áóôåðíîé åìêîñòüþ ïî îòíîøåíèþ ê àòìîñôåðíîé âëàãå, ñïîñîáñòâóåò ïîääåðæàíèþ àñåïòè÷åñêèõ è ãèïîàëëåðãåííûõ óñëîâèé ñðåäû.
Ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå àýðîèîíòåðàïèè ñ îòðèöàòåëüíûìè çàðÿäàìè ïî 5-15 ìèí, åæåäíåâíî, êóðñ 15-20 ïðîöåäóð.
Ðåêîìåíäóåòñÿ óëüòðàôèîëåòîâîå èçëó÷åíèå ãðóäíîé êëåòêè ïî ÷åòûðåì ïîëÿì, åæåäíåâíî ïî îäíîìó ïîëþ, 2-4 áèîäîçû.
Äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïîâ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðèìåíÿåòñÿ âûñîêîäèñïåðñíûå àýðîçîëè áðîíõîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ.
Ïðèìåíÿþò èíäóêòîòåðàïèþ ñ ëåãêèì îùóùåíèåì òåïëà 15 ìèí, 12 ïðîöåäóð.
Íàçíà÷àþò ý.ì. ÄÌ ïðè ìîùíîñòè 30-40 Âò ïî 7-10 ìèí
Ïðè âûðàæåííûõ áðîíõîàñòìàòè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ ïðîâîäÿò ôîíîôîðåç ãèäðîêîðòèçîíà íà îáëàñòü ãðóäíîé êëåòêè.
Ñî ñðåäíåé è òÿæåëîé ñòåïåíüþ áðîíõèàëüíîé àñòìû ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå áðîíõîòåðàïèè.
Ïðè îòñóòñòâèè àêòèâíûõ âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ íàçíà÷àþò «ñóõèå» óãëåêèñëûå âàííû 15 ìèí, 10-15 ïðîöåäóð, ñêîðîñòü ïîäà÷è óãëåêèñëîãî ãàçà 15 ë/ìèí.
5. Äèåòîòåðàïèÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Áûëî âûÿâëåíî, ÷òî â îñíîâíîì ïðè÷èíîé áðîíõèàëüíî-àñòìàòè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ ñëóæàò íåêîòîðûå ÷óæåðîäíûå áåëêè, ïîïàäàþùèå ïîâòîðíî â îðãàíèçì. Ýòè áåëêè ìîãóò èìåòü ïèùåâîå ïðîèñõîæäåíèå. Òàêèì îáðàçîì, ðàöèîí áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé äîëæåí ñîäåðæàòü îãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî áåëêîâ, äàæå åñëè ïàöèåíò èñïûòûâàåò ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðîäóêòàì ðàñòèòåëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Òàêæå ðåêîìåíäóåòñÿ îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ýêñòðàêòèâíûõ âåùåñòâ: ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ ïóðèíàìè; êðåïêèõ ðûáíûõ è ìÿñíûõ áóëüîíîâ.
Äàæå åñëè îòñóòñòâóþò óêàçàíèÿ íà íåïåðåíîñèìîñòü îïðåäåëåííûõ ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, ïðè íàëè÷èè ëþáîãî âèäà áðîíõèàëüíîé àñòìû ðåêîìåíäóåòñÿ ãèïîàëëåðãåííàÿ äèåòà.  ïåðâóþ î÷åðåäü ñëåäóåò èñêëþ÷èòü èç ìåíþ:
· ïðîäóêòû ñî ñâîéñòâàìè íåñïåöèôè÷åñêèõ ðàçäðàæèòåëåé (ñîëåíûå è îñòðûå ïðîäóêòû, ãîð÷èöà, ïåðåö è äðóãèå ïðÿíîñòè);
· ïðîäóêòû ñ ïîâûøåííîé àíòèãåííîé àêòèâíîñòüþ (îðåõè, ðàêè, êðàáû, ðûáà, öèòðóñîâûå, ÿéöà).
Ïîíàäîáèòñÿ îãðàíè÷èòü â ïèòàíèè:
· ïðîäóêòû, ñïîñîáñòâóþùèå âûñâîáîæäåíèþ ãèñòàìèíà (êðåïêèé ÷àé, êîôå, ãîòîâûå ïðèïðàâû, àëêîãîëü, êðåïêèå ðûáíûå è ìÿñíûå áóëüîíû, îðåõè, àðàõèñ, ïîìèäîðû, øîêîëàä, áàíàíû, êëóáíèêà, ðàêîîáðàçíûå);
· ïðîäóêòû, ñîäåðæàùèå ãèñòàìèí (êèñëàÿ êàïóñòà, ïîìèäîðû, øïèíàò, êîï÷¸íîñòè, êîíñåðâû, âèíî);
· ñûðû, ìàðèíîâàííóþ ñåëüäü, èêðó, ñàëÿìè.
Åñëè ó ïàöèåíòà åñòü íåïåðåíîñèìîñòü àñïèðèíà (àöåòèëñàëèöèëîâîé êèñëîòû) ðåêîìåíäóåòñÿ èñêëþ÷èòü èç ïèòàíèÿ ïðîäóêòû, áîãàòûå ñàëèöèëàòàìè: ÿáëîêè; êðûæîâíèê; àáðèêîñû; ìàëèíà.
Áîëüíûì áðîíõèàëüíîé àñòìîé êàòåãîðè÷åñêè ïðîòèâîïîêàçàíû àëêîãîëüíûå íàïèòêè. Àëêîãîëü ïîâûøàåò ïðîíèöàåìîñòü êèøå÷íî-ëåãî÷íîãî áàðüåðà äëÿ ïèùåâûõ àëëåðãåíîâ. Áîëüíûì, òàêæå, ñëåäóåò îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ñàõàðà è æèäêîñòè è êîíå÷íî æå ñîëè (ïðè òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ — äî 4-5 ã â äåíü).
×òî ñëåäóåò åñòü ïðè àñòìå?
Âíå ïåðèîäà îáîñòðåíèÿ áîëåçíè ðàöèîí ïàöèåíòîâ äîëæåí áûòü ïîëíîöåííûì, íî áåç èçëèøåñòâ. Ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ðåêîìåíäóåòñÿ íèçêîêàëîðèéíûé ðàöèîí, áîãàòûé ïðîäóêòàìè, îáëàäàþùèå ýíòåðîñîðáöèîííûì ýôôåêòîì, äðóãèìè ñëîâàìè ñîäåðæàùèå ìíîãî ïåêòèíà è ïèùåâûõ âîëîêîí. Àíàëèçèðóÿ èíäèâèäóàëüíóþ ïåðåíîñèìîñòü, ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷àòü â ïèòàíèå òàêèå ïðîäóêòû, áîãàòûå ïåêòèíîì è ïèùåâûìè âîëîêíàìè:
· äèêîðàñòóùèå ñúåäîáíûå òðàâû (ìîðñêàÿ êàïóñòà, çàÿ÷üÿ êàïóñòà, ïîäîðîæíèê, ïåðâîöâåò, êèïðåé, öèêîðèé, ùàâåëü, êðàïèâà);
· ñåçîííûå ôðóêòû è ÿãîäû, ñóõîôðóêòû;
· îâîùè (áîáîâûå, ïàòèññîíû, êàáà÷êè, êàïóñòà áåëîêî÷àííàÿ è öâåòíàÿ, ïàñòåðíàê, ñåëüäåðåé, îãóðå÷íàÿ òðàâà, êèíçà, óêðîï, ïåòðóøêà, ÷åðåìøà, ÷åñíîê, ëóê, òûêâà, ñâåêëà, ìîðêîâü);
· öåëüíûå çëàêè è êðóïû èç íèõ (ðèñ, ïøåíî, ïîëòàâñêàÿ, ÿ÷íåâàÿ, ïåðëîâàÿ, îâñÿíàÿ, ãðå÷íåâàÿ êðóïû).
Áîëüíûì àñòìîé íåîáõîäèìî óïîòðåáëÿòü ïðîäóêòû ñîäåðæàùèå: âèòàìèíû À, Ð, Ñ, ãðóïïû Â, ñîëåé ôîñôîðà è êàëüöèÿ.
Ïèùåâûå àëëåðãåíû è áðîíõèàëüíàÿ àñòìà. Îñîáî âàæíûì îêàçûâàåòñÿ ëå÷åáíîå ïèòàíèå ïðè àñòìå â ñëó÷àÿõ, êîãäà ïèùåâàÿ àëëåðãèÿ ÿâëÿåòñÿ âîçáóäèòåëåì áîëåçíè èëè æå óñèëèâàåò ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ. Äëÿ êàæäîãî áîëüíîãî ðàöèîí îáäóìûâàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî ñ ó÷¸òîì íåïåðåíîñèìîñòè îòäåëüíûõ ïðîäóêòîâ.
Äëÿ áîëüíûõ ýòèì çàáîëåâàíèåì, ëå÷åáíûå äèåòû äîëæíû ñîñòàâëÿòüñÿ ñ äåòàëüíûìè è ÿñíûìè óêàçàíèÿìè ïî ïîâîäó êàêèõ âåùåñòâ è ïðîäóêòîâ ñëåäóåò èñêëþ÷àòü èç ðàöèîíà. Âàæíî çíàòü, ÷òî íåêîòîðûå âîçäóøíûå (èíãàëÿöèîííûå) àëëåðãåíû î÷åíü ïîõîæè ïî ñâîèì ñâîéñòâàì ñ îïðåäåëåííûìè ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè. Òàêèõ ïðèìåðîâ î÷åíü ìíîãî: ïûëüöà ïîäñîëíå÷íèêà è ïîëûíè; ïûëüöà îðåõà è îðåøíèêà; ïèùåâûå çëàêè è ïûëüöà çëàêîâûõ òðàâ. Ïàöèåíòû, ÷óâñòâèòåëüíûå ê òàêèì âèäàì àëëåðãèè, äîëæíû èñêëþ÷èòü èç ðàöèîíà âî âðåìÿ îáîñòðåíèÿ áîëåçíè ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ.
Áîëüíûì, ñòðàäàþùèì áðîíõèàëüíîé àñòìîé ðåêîìåíäóåòñÿ äðîáíîå ïèòàíèå (íå ìåíåå 5 ðàç â äåíü). Ñëåäóåò ïðèíèìàòü åäó íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè, ïîñëåäíèé ïðè¸ì ïèùè íàçíà÷àòü íå ìåíåå ÷åì çà 2 ÷àñà ïåðåä ñíîì.
6. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ
Ïîêàçàíèåì ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ ÿâëÿþòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (àòîíè÷åñêàÿ è èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêàÿ) â ôàçå ðåìèññèè èëè ñ íå÷àñòûìè ëåãêèìè ïðèñòóïàìè, à òàêæå õðîíè÷åñêèå àñòìàòè÷åñêèå áðîíõèòû áåç âûðàæåííîé ñåðäå÷íî-ëåãî÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè; ëå÷åíèå íàçíà÷àåòñÿ â ìåñòíûõ ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ñàíàòîðèÿõ è êëèìàòè÷åñêèõ êóðîðòàõ (Àíàïà, Âëàäèâîñòîêñêàÿ êóðîðòíàÿ çîíà, Ãåëåíäæèê, Êèñëîâîäñê, Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêàÿ êóðîðòíàÿ çîíà, Ñî÷è, Ëàçàðåâñêîå).
Ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê ñàíàòîðíî-êóðîðòíîìó ëå÷åíèþ ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ñ ÷àñòî ïîâòîðÿþùèìèñÿ òÿæåëûìè ïðèñòóïàìè, à òàêæå ïðèñòóïàìè ñðåäíåé òÿæåñòè íà ôîíå ãîðìîíàëüíîé òåðàïèè.
Íà ñàíàòîðíîì ýòàïå øèðîêî èñïîëüçóþò êëèìàòîòåðàïèþ — äëèòåëüíîå ïðåáûâàíèå íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïðîäîëæèòåëüíûå ïðîãóëêè. ×èñòîòà è èîíèçàöèÿ âîçäóõà, ñíèæåííîå êîëè÷åñòâî àëëåðãåíîâ, óìåðåííàÿ âëàæíîñòü âîçäóõà ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûé ôîí äëÿ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèè áðîíõîëåãî÷íîé ñèñòåìû. Âîçäóøíûå âàííû, ãåëèîòåðàïèÿ è êóïàíèå â îòêðûòûõ âîäîåìàõ ñïîñîáñòâóþò çàêàëèâàíèþ è îêàçûâàþò ãèïîñåíñèáèëèçèðóþùåå äåéñòâèå. Áàëüíåîòåðàïèÿ âêëþ÷àåò ñåðîâîäîðîäíûå è óãëåêèñëûå âàííû. Èñïîëüçóåòñÿ ãðÿçåëå÷åíèå (àïïëèêàöèÿ îçîêåðèòà, ëå÷åáíîé ãðÿçè) ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîé öåëüþ. Ïðèìåíÿþò òàêæå àïïàðàòíóþ ôèçèîòåðàïèþ (âûñîêî÷àñòîòíóþ òåðàïèþ, ìàãíèòîòåðàïèþ, ëàçåðîòåðàïèþ, ãàëîòåðàïèþ, ýëåêòðîôîðåç êàëüöèÿ, ôîíîôîðåç ãèäðîêîðòèçîíà, àýðîèîíîòåðàïèþ) ñ öåëüþ óìåíüøåíèÿ îáñòðóêöèè áðîíõîâ, ãèïîñåíñèáèëèçàöèè, ðàññàñûâàíèÿ îñòàòêîâ âîñïàëåíèÿ.
 ËÔÊ ïðèìåíÿþò ñòàòè÷åñêèå è äèíàìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ëå÷åáíóþ äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó, ëå÷åáíîå ïëàâàíèå, òåððåíêóð.
Áîëüíûå áðîíõèàëüíîé àñòìîé ïîäëåæàò ïîæèçíåííîìó äèíàìè÷åñêîìó äèñïàíñåðíîìó íàáëþäåíèþ è íå ñíèìàþòñÿ ñ ó÷åòà.
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. https://ru.wikipedia.org
2. https://www.medical-enc.ru/lfk/bronhialnaya-astma.shtml
3. https://www.net-bolezniam.ru/publ/zabolevanija/bronkhialnaja_astma/fizioterapija_pri_bronkhialnoj_astme/23-1-0-415
4. https://www.net-bolezniam.ru/publ/zabolevanija/bronkhialnaja_astma/lechebnoe_pitanie_pri_bronkhialnoj_astmy/23-1-0-412
5. https://sankurtur.ru/press/item/546/
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник